НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КОСМЕТОЛОГИИ
ГЛУХИХ С.И.
Введение новой специальностей в системе высшего профессионального образования «Косметология» представляется актуальным в наше время. В статье автор рассматривает научные и практические проблемы в профессиональной подготовке нового специалиста.
7 июля 2009 года вступил в силу приказ Минздравсоцразвития РФ № 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», в т.ч. и «Приложение» к нему. Согласно этим нормативным документам, в числе прочих были утверждены специальности «Косметология» и «Пластическая хирургия». Официальное утверждение специальностей, безусловно, является признанием высокой значимости методов и средств, используемых в косметологии. Косметологический подход актуален не только в коррекции эстетических недостатков, но и в лечении ряда дерматологических заболеваний с использованием специальных косметических методов, что позволяет отнести косметологию к специализированной медицинской помощи.
Появление новых специальностей привело к необходимости разработки методики преподавания специальных курсов, выработки критериев подготовки по новым специальностям. До периода легализации данных профессий подготовкой образовательных программ занимались дерматовенерологи без учета специфики косметологической деятельности, не всегда отражая появление и внедрение в практическую деятельность новых технологий, препаратов, методик - в такой динамично развивающейся отрасли, как эстетическая медицина. На повестку дня встают вопросы о том, кто может преподавать косметологию, на каких клинических базах будет проходить учебная и производственная практика, как будут учитываться специфические особенности пациентов без явных признаков заболеваний, обратившихся за решением эстетических проблем в условиях платной медицины. В предыдущем приказе МЗ СССР № 1290 от 1982 года « О мерах по улучшению косметологической помощи населению», специальность, еще непризнанная, звучала как «дерматокосметология», и действие этого приказа никто не отменял. Поэтому, в течение ближайшего времени должны быть отрегулированы вопросы лицензирования с учетом документов старого образца.
После утверждения новой специальности возникает необходимость отдифференцировать, чем будут заниматься узкие специалисты «врачи-косметологи», имеющие базовое образование по дерматовенерологии, в отличие от классических дерматовенерологов. Врачи косметологи владеют методами дерматропной терапии и косметологическими методиками, но с учетом контингента косметологических клиник или ориентации специалистов на выполнение узкого круга высокотехнологичных процедур - у врачей-косметологов может утрачиваться опыт работы с воспалительными и редкими дерматозами. Это может привести к снижению эффективности проводимых диагностических и лечебных мероприятий и снижению доверия пациента, как к «узкому» специалисту, так и к косметологии вообще.
Introduction new specialties in system of the higher vocational training "Cosmetology" is represented actual presently. In article the author considers scientific and practical problems in vocational training of the new expert.
Постоянное пополнение знаний в своей базовой специальности и профессиональный интерес к последним достижениям в области восстановительной медицины, эндокринологии, диетологии, физиотерапии, геронтологии, позволяет узкому специалисту с широким медицинским кругозором эффективнее решать эстетические проблемы своих пациентов.
В сфере подготовки специалистов в области косметологии, значение системы последипломной подготовки усиливается вследствие того, что потребности рынка труда намного опережают возможности системы профессионального медицинского образования по их подготовке.
Врач-дерматокосметолог (по старому приказу) и врач-косметолог (по новому приказу)
- являются ключевой фигурой в терапевтической косметологии, как и пластический хирург в хирургической косметологии, именно по их документам проводится лицензирование кос-метологических учреждений.
Проблема качества оказываемых косметологических услуг напрямую связана с качеством их профессиональной последипломной подготовки. Одной из негативных проблем образовательного процесса является отсутствие унифицированных программ и ощутимые отличия в уровне материальной и технологической оснащенности медицинских и научных учреждений, которые организуют учебный процесс и производственную практику.
Проведенный анализ научно-практических работ по проблемам совершенствования профессиональной подготовки специалистов в области косметологии, а также данные опытноэкспериментальной работы в течение 5 лет при подготовке специалистов в рамках специальности «дерматокосметология» на базе Федерального государственного учреждения «Уральский научно-исследовательский институт дерматовенерологии и иммунологии», позволили выделить основные принципы профессиональной последипломной подготовки - целостность, преемственность и социальная ориентированность.
Последипломная подготовка состоит из базовой составляющей (высшее медицинское образование и по специальности «дерматовенерология»), предметно-информационной (косметология), деятельностно-коммуникативной (профессиональное умение) и ценностноориентационной.
Базовая составляющая свидетельствует о наличии высшего медицинского образования и специализации по дерматовенерологии, профессиональная подготовка по косметологии складывается из 2х - частей: предметно-информационной (с учетом специфики косметологии и набором дисциплин по смежным отраслям медицины) и деятельностно-коммуникативная часть, т.е. формирование практических умений и навыков выполнения косметологических процедур, общения с пациентами косметологического профиля.
Деятельностно-коммуникативная составляющая обеспечивается медико-косметологической практикой, которая является связующим звеном между теоретическим обучением и самостоятельной работой в косметологическом учреждении.
В ряде нормативных документов отражены общие требования как к образовательным программам, так и к учреждениям дополнительного профессионального образования, к структуре этих учреждений, сертификации программ, нормативным срокам обучения. Однако, вопрос об организации и условиях прохождения практики в системе профессиональной последипломной подготовке, в т.ч. на базе учреждений дополнительного образования, нигде специально не освещен, между тем, медико-косметологическая практика - является стержневым компонентом личностно-профессионального становления специалиста.
Цель медико-косметологической практики можно сформулировать как формирование профессиональных умений и личностных качеств специалиста, и на их основе, овладение видами профессиональной деятельности на уровне, соответствующем квалификации « специалист».
Исходя из сформированной цели можно определить основные задачи практики:
- углубление и совершенствование теоретических знаний, установление их связи с практической деятельностью;
- развитие личностных качеств, необходимых врачу- косметологу в его профессиональной деятельности;
- формирование профессиональных умений: коммуникативных, диагностических, технологических и мануальных;
- знакомство с основными типами и видами учреждений, в которых оказывается косметоло-гическая помощь населению;
- освоение современных медико-косметологических технологий индивидуальной работы с различными категориями населения;
- развитие навыков профессиональной рефлексии;
- создание условий для развития способностей и самореализации обучаемого, для формирования собственного стиля деятельности;
- формирование у обучаемых творческого подхода к профессиональной деятельности.
В результате анализа научных работ отечественных и зарубежных ученых и опыта проведения практики нами выделены принципы построения модели медико-косметологической практики. К ним относятся следующие принципы: связи теоретического обучения и практики; профессиональной компетентности; перспективности.
Нами выделены три вида практики, в процессе которой обучающиеся осваивают профессиональные умения: вербальная, учебная и производственная.
Цель вербальной медико-косметологической практики - знакомство с теоретическими основами профессиональных умений. О них обучающиеся узнают на лекциях, семинарских занятиях в учебном центре. Преподаватель при этом использует различные методы, такие, как лекция, беседы, деловые игры V др. В качестве субъектов практики выступают - преподаватель и обучающийся.
Цель учебной медико-косметологической практики - первоначальное формирование профессиональных умений. В качестве основной формы знаний, которую использует преподаватель - практикум в учебном центре. На муляжах обучающиеся выполняют практические действия, которые входят в состав диагностических, технологических и мануальных умений. В качестве субъектов практики выступают - обучающихся и преподаватель.
Виды практики Цель практики Субъекты и объекты практики Функции практики Контроль и оценка практики
Вербальная Знакомство с теоретическими основами профессиональных умений Преподаватель -обучающийся Познава- тельная Тестовый контроль
Учебная Первоначальное формирование профессиональных умений Преподаватель -обучающийся Форми- рующая Зачет
Производственная Пациент-
Закрепление профессио- руководитель Закреп- Экзамен
нальных умений практики -обучающихся ляющая
Цель производственной медико-косметологической практики - закрепление профессиональных умений. Местом проведения таких занятий могут быть косметологические салоны, косметологические кабинеты, косметологические клиники. Обучающиеся в практической деятельности, непосредственно на рабочем месте, под руководством опытного врача-косметолога закрепляют коммуникативные, диагностические, технологические и мануальные умения. В качестве объекта практики выступает пациент, субъектами практики являются руководитель практики и обучающийся.
Каждый этап медико-косметологической практики выполняет свои функции. На первом этапе практики со следующими процедурами, позволяющими сформировать профессиональные умения врача- косметолога:
- визуальная оценка состояния кожи и ее признаков;
- проведение специальных тестов для определения соответствия выявления косметических дефектов;
- использование инструментальных и аппаратных методов диагностики;
- методы использования основных косметических средств в косметологических процедурах;
- методы физиотерапевтических процедур;
- инъекционные методы коррекции эстетических проблем;
- методы различных видов пилингов.
На втором - учебном - этапе медико-косметологической практики реализуется формирующая функция. Обучающиеся на практике осваивают следующие процедуры:
- диагностика состояния кожи;
- методы очищения кожи тела (демакияж, механическая и аппаратная чистка лица, поверхностные пилинги);
- использование косметических средств и современного косметологического оборудования.
На третьем - производственном - этапе медико-косметологической практики реализуется закрепляющая функция. Будущие врачи-косметологи непосредственно на рабочем месте закрепляют профессиональные умения, включая и коммуникативные. Они осваивают проведение ряда процедур:
- диагностика состояния кожи пациента;
- оформление рабочей документации и составление индивидуальной карты пациента;
- механическая и аппаратная чистка лица пациента;
- приготовление и нанесение основных косметических средств с учетом индивидуальной карты пациента;
- проведение комплексного косметического ухода с учетом индивидуальных потребностей пациента;
- проведение инъекционных методик.
На первом этапе медико-косметологической практики в качестве контрольного мероприятия используется тестовый контроль.
На втором этапе проводится зачет, в ходе которого оцениваются профессиональные умения обучающегося.
На третьем этапе контрольным мероприятием выступает экзамен, на котором проверяются знания и практические умения врачей - косметологов.
При построении системы подготовки по новой специальности необходимо, по нашему мнению, учитывать основополагающие блоки профессионального образования: функциональный (ценностная, аналитическая, организационная и экспертная функция), содержательный (общемедицинские и специальные знания), технологический (средства и формы обучения), личностный (профессиональная готовность будущего специалиста).
Ключевые слова: новая специальность «косметология», профессиональная подготовка косметологов в вузе, практика в последипломной профессиональной подготовке косметологов.