УДК 613.49 DOI 10.12737/5024
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО КОСМЕТОЛОГИИ
Д.А. ГРУЗДЕВ*, А.З. ГУСЕЙНОВ**
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, ул. Академика Лебедева, д. 6, г. Санкт-Петербург, Россия,
194044
Тульский государственный университет, пр-т Ленина, д.92, Тула, Россия, 300028
Аннотация. В статье рассмотрено сегодняшнее состояние и освещены проблемы дополнительного медицинского профессионального образования врачей и медицинских сестер по специальности «косметология». Подробно приведены действующие законодательные акты: приказы, инструкции, положения, регламентирующие деятельность практических врачей и медицинских сестер по специальности «косметология». Отмечено, что наличие квалифицированного персонала, регулярно и системно повышающего свой профессиональный уровень, а не только обучающегося отдельным технологиям, в значительной степени определяет качество и безопасность оказываемых населению услуг по косметологии. Подчеркнуто, что врач-косметолог должен иметь высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», должен окончить ординатуру по специальности «Косметология» или пройти профессиональную переподготовку по специальности «Косметология» при наличии высшего образования по специальности «Дерматовенерология». В течение трудовой деятельности не реже одного раза в пять лет он обязан получать дополнительное профессиональное образование, что предопределяет качество выполняемой им работы. Обоснована необходимость более широкого привлечения к процессу обучения негосударственных медицинских организаций, располагающих современной материально-технической базой и высококвалифицированными кадрами.
Ключевые слова: косметология, дополнительное профессиональное образование, негосударственные медицинские организации.
CURRENT ISSUES OF VOCATIONAL TRAINING IN COSMETOLOGYDA
D.A. GRUZDEV*, A.S. GUSEYNOV**
Military S.M. Kirov Medical Academy, str. Academician Lebedev, 6, St. Petersburg, Russia, 194044 **Tula State University, Lenin avenue, 92, Tula, Russia, 300028
Abstract. The article highlights the current state and problems of vocational health professional education of physicians and nurses in the specialty "cosmetology". Legal documents: orders, instructions, regulations on the activities of medical practitioners and nurses in the specialty "cosmetology" are described. The authors noted that availability of qualified staff, regularly and systematically improving their professional skills, not only the student's individual technologies, largely determines the quality and safety of services provided on cosmetology. The authors believe that cosmetologist must have higher professional education in one of the specialties: "General medicine", "Pediatrics", he should complete his residency training on the specialty "Cosmetology" or to complete a professional retraining on specialization "Cosmetology" in the presence of higher education on the specialty "Dermatovenereolo-gy". During labour activity a doctor is obliged to obtain additional professional education at least once in five years, what determines the quality of his activities.The authors note, there are the need for greater involvement in the training of private health organizations, which have modern material and technical base and highly qualified personnel.
Key words: cosmetology, vocational professional education, private medical organization.
Косметология относится к быстро прогрессирующей отрасли медицины. С 2009 года, после официального утверждения в России специальности «врач-косметолог», началась новая веха в развитии косметологии. Наличие квалифицированного персонала, регулярно и системно повышающего свой профессиональный уровень, а не только обучающегося отдельным технологиям, в значительной степени определяет качество и безопасность оказываемых населению услуг по косметологии. Развитие нормативной базы по специальности «косметология» вызывает у практикующих специалистов много вопросов. Большинство из них связаны с профессиональной подготовкой врача-косметолога. В настоящее время действует множество руководящих документов, отражающих те или иные вопросы профессионального обучения по косметологии, и в этом многообразии трудно определиться.
Согласно ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [13], право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, полу-
чившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста [12].
Одним из руководящих документов, регулирующий вопросы работы организаций различных форм собственности, выполняющих косметологические процедуры, является «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «косметология», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 18 апреля 2012 г. N 381н [4]. Относительно квалификации врача-косметолога здесь дается ссылка на документ «Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009 г. N 415н [1]. Согласно этому документу, врач-косметолог должен иметь высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «лечебное дело», «педиатрия», должен окончить ординатуру по специальности «косметология» или пройти профессиональную переподготовку по специальности «косметология» при наличии послевузовского профессионального образования по специальности «дерматовенерология». В течение трудовой деятельности не реже одного раза в пять лет он обязан получать дополнительное профессиональное образование.
Для работников, имеющих стаж работы 10 лет и более, обучение организуется по программам повышения квалификации (нормативный срок прохождения подготовки при любой форме обучения составляет от 100 до 500 часов), а для работников, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет, - по программам профессиональной переподготовки (нормативный срок подготовки при любой форме обучения составляет свыше 500 часов) [3]. Повышение квалификации по специальности «косметология» может осуществляться как длительное обучение - общее усовершенствование, краткосрочное тематическое усовершенствование, тематические и проблемные семинары, стажировка для углубленного изучения актуальных проблем или приобретения профессиональных навыков [2]. Медицинская сестра по косметологии, согласно приказу Минздрава РФ от 5 июня 1998 года N 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» [10], должна пройти цикл специализации по теме «сестринская косметология» (либо «сестринское дело в косметологии» [4]) и каждые пять лет проходить цикл усовершенствования по этой же теме.
Для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской деятельности, профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке [3]. Вопрос о том, является ли новый метод новым видом медицинской деятельности, по-видимому, в каждом конкретном случае должен рассматриваться индивидуально. Дополнительное профессиональное обучение обязаны периодически проходить и врачи-косметологи, и средний медицинский персонал - независимо от факта наличия либо отсутствия новых методов в перечне оказываемых косметологических услуг. Процесс дополнительного профессионального образования включает теоретические и практические занятия - это предусматривает «Порядок участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности», утв. приказом Минздрава РФ от 22 августа 2013 г. N 585н [6]. Согласно п. 3 данного документа, к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются обучающиеся, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку и имеющие практические навыки участия в оказании медицинской помощи гражданам, в том числе приобретенные на моделях (симуляторах) профессиональной деятельности.
К организациям, осуществляющим эти два вида обучения, предъявляются неодинаковые требования. Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, а также организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения. Теоретический этап обучения проводят организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на образовательную деятельность [14]. Если индивидуальный предприниматель не имеет лицензии на образовательную деятельность, то в штате у него должны быть педагоги. Для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» [9].
Практические вопросы обучения отражены в документе под названием «Порядок организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования», утв. приказом Минздрава РФ от 03.09.2013 г. № 620н [5]. Согласно данному документу, практическая подготовка обучающихся, получающих дополнительное профессиональное образование, организуется в образовательных, научных, медицинских и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Эти организации должны иметь лицензию на медицинскую деятельность, которая предусматривает оказание услуг, связанных с будущей профессиональной деятельностью и предусмотренных образовательной программой.
Сегодня важнейшей составляющей системы профессионального обучения, залогом ее развития является инновационная деятельность.
Согласно ст. 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [14], федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновацион-
ных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику. Представляется целесообразным внести на рассмотрение инновационное предложение, реализация которого может радикально повысить доступность качественной косметологической помощи населению. Оно состоит в широком привлечении негосударственных медицинских организаций к процессу дополнительного профессионального образования и содержит две составляющие: финансовую и организационную.
Финансовый аспект рассматриваемой проблемы затронут в Письме Минздравсоцразвития РФ от 19.08.2010 N 16-1/10/2-7232 [2]. В нем говорится о возможности профессиональной переподготовки по специальности «Косметология» только на внебюджетной основе. Не предусмотрено и оказание за счет бюджета косметологических услуг населению: косметология не входит в «Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» [7].
Если тезис об оказании косметологических услуг населению на платной основе не оспаривается, то такой подход дискутабелен в вопросах профессиональной переподготовки по специальности «косметология». В случае финансирования обучения в негосударственных организациях здравоохранения за счет бюджета оно станет бесплатным для обучающихся и приведет к росту числа дипломированных специалистов-косметологов. Это несет в себе социальную значимость. С одной стороны, миссия косметологии - продление полноценной, деятельной жизни людей и повышение ее качества. С другой стороны, доступность обучения позволит если не избавиться, то хотя бы минимизировать проявление таких актуальных проблем, как незаконная косметологическая деятельность и неквалифицированное оказание косметологических услуг.
Неоспоримо, что материально-техническое и кадровое обеспечение частных медицинских организаций зачастую выше, чем государственных. Наличие в учебном центре современного косметологического оборудования и квалифицированных специалистов является важным фактором, определяющим качество обучения. В вышеупомянутом письме Минздравсоцразвития РФ [2], содержащем Программу дополнительного образования врачей по косметологии, отмечено: «Поскольку важным элементом программы является проведение практических занятий, необходимо наличие в медицинском учреждении, на базе которого осуществляется профессиональная переподготовка врача по специальности «косметология», всего перечня медицинского косметологического оборудования, предусмотренного «Порядком оказания медицинской помощи по профилю «косметология». Например, для кабинета аппаратных методов лечения в косметологии стандарт оснащения следующий [4]: мебель медицинская, стерилизатор ультрафиолетовый (кварцевый), облучатель-рециркулятор воздуха ультрафиолетовый, аппарат лазерный терапевтический, аппарат для фо-нофореза, аппарат для электромиостимуляции, аппарат для микротоковой терапии, аппарат для радиочастотного воздействия, аппарат для ультрафиолетового облучения тканей, аппарат для дарсонвализации, аппарат для лечения широкополосным импульсным светом, аппарат для магнитотерапии. Об аппаратах последнего поколения здесь речь не идет - требованиям этого стандарта будет удовлетворять и кабинет, оборудованный безнадежно устаревшей аппаратурой [15-17].
Нечеткие формулировки содержит и учебно-тематический план тематического усовершенствования по теме «Аппаратные методы коррекции в косметологии»: «Коррекция эстетических недостатков отдельных анатомических областей тела человека», «Методы коррекции врожденных и приобретенных нарушений покровных тканей головы и шеи» [2] и т.д. Что касается других косметологических процедур, не требующих аппаратного обеспечения, то проблема аналогичная: подготовить квалифицированных специалистов может лишь преподаватель, который сам применяет передовые методы.
При формальном подходе к процессу обучения может возникнуть парадоксальная ситуация. С одной стороны, обучение проводится в полном соответствии с требованиями руководящих документов, но с другой стороны - новые средства и передовые методы, широко применяющиеся в косметологии, остаются неизученными. Данную ситуацию можно изменить путем широкого привлечения частных косметологических компаний, в которых имеется все недостающее.
В настоящее время имеется законодательная база [8, 11] для получения дотаций из бюджета социально ориентированными некоммерческими организациями, причем развитие дополнительного образования считается одним из приоритетных направлений. Однако предоставление таких дотаций является скорее исключением, чем правилом - руководители многих некоммерческих образовательных организаций даже не знают об этой возможности.
Не менее важна и организационная составляющая работы учебных центров. Согласно ст. 19 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в системе образования в соответствии с законодательством РФ могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования. Могут создаваться и учебно-методические объединения, в состав которых входят педагогические и другие необходимые работники [14]. Если формирование собственных учебных центров для большинства косметологических организаций является недостижимой целью, то формирование учебных центров на базах косметологических клиник, объединенных в альянсы, представляется значительно более реалистичным. Помимо образовательной деятельности, таким центрам под силу и научная работа по направлениям обучения.
Таким образом, сегодня на повестке дня стоит расширение использования потенциала негосударственных медицинских организаций в деле подготовки квалифицированных специалистов в области косметологии. Приведенный краткий обзор законодательных актов не выявляет к этому непреодолимых препятствий, но в силу нерешенности по ряду позиций вопрос остается открытым.
В целях повышения качества оказания косметологических услуг населению необходимо широкое привлечение негосударственных медицинских организаций к процессу дополнительного профессионального образования.
Литература
1. Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения: Утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009 г. N 415н.
2. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 19.08.2010 г. N 16-1/10/2-7232.
3. Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях: Утв. приказом Минздрава РФ от 03.08.2012 г. № 66н.
4. Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Косметология»: Утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.04. 2012 г. N 381н.
5. Порядок организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования: Утв. приказом Минздрава РФ от 03.09.2013 г. № 620н.
6. Порядок участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности: Утв. приказом Минздрава РФ от 22.08.2013 г. N 585н.
7. Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 г. N 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
8. Постановление Правительства РФ от 23.08. 2011 г. N 713 г. «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
9. Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»: Утв. постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 729.
10. Приказ Минздрава РФ от 5.06.1998 г. N 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (с изменениями на 05.08.2003 г.).
11. Приказ Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 г. N 223 «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами».
12. Условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам: Утв. приказом Минздрава РФ от 29.11.2012 N 982н.
13. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
14. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
15. Рязанова Е.А., Хадарцев А.А. Лазерофорез гиалуроновой кислоты в профилактике и восстановительной терапии нарушений функций кожи // Вестник новых медицинских технологий. 2006. № 3. С. 99.
16. Рязанова Е.А., Хадарцев А.А. Лазерофорез гиалуроновой и янтарной кислот в сочетании с элек-тромиостимуляцией в практике дерматолога и косметолога // Вестник новых медицинских технологий. 2006. № 4. С. 79-80.
17. Рязанова Е.А., Хадарцев А.А. Системные эффекты лазерофореза гиалуроновой и янтарной кислот в сочетании с электромиостимуляцией в дерматокосметологии // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2006. Т. 5. № 4. С. 912-915.
References
1. Kvalifikatsionnye trebovaniya k spetsialistam s vysshim i poslevuzovskim meditsinskim i far-matsevticheskim obrazovaniem v sfere zdravookhraneniya: Utv. Prikazom Minzdravsotsrazvitiya RF ot 07.07.2009 g. N 415n. Russian.
2. Pis'mo Minzdravsotsrazvitiya RF ot 19.08.2010 g. N 16-1/10/2-7232. Russian.
3. Poryadok i sroki sovershenstvovaniya meditsinskimi rabotnikami i farmatsevticheskimi rabotni-kami pro-fessional'nykh znaniy i navykov putem obucheniya po dopolnitel'nym professional'nym obrazo-vatel'nym program-
mam v obrazovatel'nykh i nauchnykh organizatsiyakh: Utv. prikazom Minzdrava RF ot 03.08.2012 g. № 66n. Russian.
4. Poryadok okazaniya meditsinskoy pomoshchi po profilyu «Kosmetologiya»: Utv. prikazom Minzdrav-sotsrazvitiya RF ot 18.04. 2012 g. N 381n. Russian.
5. Poryadok organizatsii i provedeniya prakticheskoy podgotovki obuchayushchikhsya po professional'nym obrazovatel'nym programmam meditsinskogo obrazovaniya, farmatsevticheskogo obrazovaniya: Utv. prikazom Minzdrava RF ot 03.09.2013 g. № 620n. Russian.
6. Poryadok uchastiya obuchayushchikhsya po osnovnym professional'nym obrazovatel'nym programmam i dopolnitel'nym professional'nym programmam v okazanii meditsinskoy pomoshchi grazhdanam i v farma-tsevticheskoy deyatel'nosti: Utv. prikazom Minzdrava RF ot 22.08.2013 g. N 585n. Russian.
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22.10.2012 g. N 1074 «O programme gosudarstvennykh garantiy bes-platnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoy pomoshchi na 2013 god i na planovyy period 2014 i 2015 godov». Russian.
8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.08. 2011 g. N 713 g. «O predostavlenii podderzhki sotsi-al'no orienti-rovannym nekommercheskim organizatsiyam». Russian.
9. Pravila formirovaniya i vedeniya federal'noy informatsionnoy sistemy «Federal'nyy reestr svedeniy o do-kumentakh ob obrazovanii i (ili) o kvalifikatsii, dokumentakh ob obuchenii»: Utv. postanovle-niem Pravitel'stva RF ot 26 avgusta 2013 g. N 729. Russian.
10. Prikaz Minzdrava RF ot 5.06.1998 g. N 186 «O povyshenii kvalifikatsii spetsialistov so sred-nim meditsinskim i farmatsevticheskim obrazovaniem» (s izmeneniyami na 05.08.2003 g.). Russian.
11. Prikaz Minekonomrazvitiya RF ot 17.05.2011 g. N 223 «O vedenii reestrov sotsial'no orientiro-vannykh nekommercheskikh organizatsiy - poluchateley podderzhki, khranenii predstavlennykh imi dokumentov i o trebovaniyakh k tekhnologicheskim, programmnym, lingvisticheskim, pravovym i organizatsionnym sredst-vam obespecheniya pol'zovaniya ukazannymi reestrami». Russian.
12. Usloviya i poryadok vydachi sertifikata spetsialista meditsinskim i farmatsevticheskim rabotni-kam: Utv. prikazom Minzdrava RF ot 29.11.2012 N 982n. Russian.
13. Federal'nyy zakon ot 21.11.2011 N 323-FZ (red. ot 25.06.2012) «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazh-dan v Rossiyskoy Federatsii». Russian.
14. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». Russian.
15. Ryazanova EA, Khadartsev AA. Lazeroforez gialuronovoy kisloty v profilaktike i vosstanovi-tel'noy te-rapii narusheniy funktsiy kozhi. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2006;3:99. Russian.
16. Ryazanova EA, Khadartsev AA. Lazeroforez gialuronovoy i yantarnoy kislot v sochetanii s elektro-miostimulyatsiey v praktike dermatologa i kosmetologa. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2006;4:79-80. Russian.
17. Ryazanova EA, Khadartsev AA. Sistemnye effekty lazeroforeza gialuronovoy i yantarnoy kislot v soche-tanii s elektromiostimulyatsiey v dermatokosmetologii. Sistemnyy analiz i upravlenie v biomedi-tsinskikh sistemakh. 2006;5(4):912-5.