УДК 342 ГРНТИ 10.71 Е01Ч: ОШЮШи
Перспективы использования беспилотных летательных аппаратов сотрудниками полиции при выполнении служебных задач
©Цветов Сергей Викторович а ©Чаплыгин Николай Николаевич ь
Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, г. Белгород, Россия а [email protected] ь [email protected]
Аннотация: Цель исследования: Статья раскрывает положительные аспекты, указывающие на актуальность и необходимость использования беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА, дроны) сотрудниками полиции. Определены правовые основы противодействия летательным аппаратам противника, а также высказаны доводы в пользу применения дронов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в том числе при выполнении служебных задач в особых условиях. Выводы: Изложенные в статье положения указали на значимость рассмотрения вопросов формирования подразделений, сферой интересов которых выступает управление БПЛА и выполнение задач, сопряженных с высокой степенью риска для жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: дрон, беспилотные летательные аппараты, оперативно-разыскные мероприятия, раскрытие преступлений, защита прав и свобод, защита жизни и здоровья.
Prospectsfor the Use of UnmannedAircraft by Police Employees when Performing Official Tasks
©TsvetovSergey Viktorovich a ©Chaplygin Nikolay Nikolaevich b
Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia a [email protected] b [email protected]
Abstract: The purpose of the research. The article reveals positive aspects indicating the relevance and necessity of the use of unmanned aerial vehicles (hereinafter referred to as UAVs, drones) by police officers. The legal basis for countering enemy aircraft is determined, and arguments are made in favor of the use of drones in the official activities of internal affairs officers, including when performing official tasks in special conditions. Results. The provisions set out in the article indicated the importance ofconsidering the issues offorming units whose area ofinterest is the control of UAVs and the performance oftasks associated with a high degree ofrisk to the life and health oflaw enforcement officers.
Keywords: drone, unmanned aerial vehicles, operational search activities, detection of crimes, protection of rights and freedoms, protection oflife and health.
For citation: Tsvetov S.V., Chaplygin N.N. Prospects for the Use of Unmanned Aircraft by Police Employees when Performing Official Tasks //Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №8. Pp. 090-094. (in Russ.). EDN: OWLDWU
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие общества и государственности всегда подразумевает под собой и появление новых технологий, которые непосредственно служат для облегчения жизнедеятельности человека. Компьютерные технологии, электронно-вычислительные приборы, различные виды автотранспортных и иных средств быстрого передвижения существенно помогают при выполнении определенных задач и решении проблем. Рассматривая в целом деятельность сотрудников ОВД в историческом разрезе можно отметить тенденцию к своевременному внедрению новых технологий и их нормативного регулирования. Законодатель говорит о том, что полиция в своей деятельности использует достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. Данная общая норма урегулирована п.1 ст. 11 Федерального Закона № 3 от 07.02.2011 года «О полиции» .
Важность внедрения и использования технологических средств диктует нам жизненная необходимость, которая проявляется в целях защиты прав и свобод граждан, их жизни и здоровья от преступных посягательств . К примеру, известно, что количество преступлений в сфере компьютерных технологий в России за январь-май 2023 года выявлена 261 тысяча, что на 27,5 процента больше, чем за такой же период прошлого года, следует из отчета МВД. Масштабы противоправного поведения так же говорят о негативном росте: ранее частыми жертвами 1Т-преступников становились граждане Центрального федерального округа, но ныне ситуация коснулась и жителей северных регионов страны .
Если изучать вопрос использования беспилотных летательных аппаратов важно понимать, что из себя представляет данная категория средств. Беспилотный летательный аппарат — это устройство, которое выполняет полёт без пилота на борту. Человек управляет им с земли при помощи заранее заданной программы или ручного механизма. Такие аппараты также называют дронами, квадрокоптерами или беспилотными воздушными судами [Фетисов, 2014].
КЛАССИФИКАЦИЯ БПЛА
Существует различные категории летательные аппаратов:
Тактические:
1) легкие для контроля переднего края обороны;
2) легкие с малой дальностью полета;
3) средние;
4) средние с большой продолжительность полета;
5) маловысотные для проникновения в глубину обороны противника;
6) маловысотные с большой продолжительностью полета;
7) средневысотные с большой продолжительностью полета.
Стратегические:
1) высокие с большой продолжительностью полета;
2) боевые (ударные).
Специального назначения:
1) оснащены боевой частью;
2) ложные цели;
3) стратосферные.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БПЛА
В связи с проведением специальной военной операции использование БПЛАдля стратегических и боевых целей стало просто необходимым. Военные структуры обучают солдат правильному управлению данными средствами для дальнейшего ведения боя и разведки. Силы противника неоднократно совершали террористические акты на территории Российской Федерации с использованием БПЛА. С помощью сил и средств противовоздушной обороны каждый день сбивается и уничтожается большое количество беспилотных летательных аппаратов. Но иногда сотрудники полиции, сталкиваясь с данным устройством в небе, ликвидируют его самостоятельно посредством использования табельного оружия. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», а конкретно в статьях 21 и 23 говорится о применении специальных средств и огнестрельного оружия для пресечения функционирования беспилотных аппаратов в целях, предусмотренных пунктами 25 и 40 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции» . Но в связи с возникновением непосредственной угрозы выросла острая необходимость в конкретном урегулировании данного вопроса. Поэтому 30 апреля 2020 года был утвержден Приказ МВД России № 252 «Об утверждении Порядка принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий и Перечня должностных лиц, уполномоченных на принятие такого решения». Данный приказ раскрывает последовательность действия сотрудника органов внутренних дел при пресечении нахождения в воздушном пространстве страны беспилотных летательных средств, а также указан перечень должностных лиц, уполномоченных на принятие такого решения в период проведения массовых мероприятий . Из приказа следует, что ОВД вправе пресекать нахождение беспилотников в воздушном пространстве в целях защиты жизни и здоровья граждан, их имущества непосредственно в момент проведения массового мероприятия и на его территории, в последующем проведение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Кроме того, ввиду участия России в специальной военной операции возникают ситуации, при которых воздушное пространство Российской Федерации пересекают дроны, зарегистрированные или принадлежащие другим странам. В определенной степени это указывает на существование потенциальных угроз для общественной безопасности и безопасности государства в целом. Стремительно развивающиеся события потребовали соответствующей реакции Правительства РФ, благодаря чему было принято решение о создании специальных подразделений Министерства внутренних дел России. Так, в частности, в г. Санкт-Петербурге сформирован отдел обеспечения безопасности и правопорядка в сфере эксплуатации беспилотных летательных аппаратов. Практика использования БПЛА в военной сфере стала ярким примером того, что подобное направление выступает перспективным, позволя-
155М2072-3164(рпМ) Том16.№8 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 91
¡ББЫ 2310-7049 (опПпе)
ющим повысить результативность достижения поставленных служебных задач.
Способы пресечения бывают трех видов: подавление, преобразование сигналов дистанционного управления беспилотниками, повреждение или полное уничтожение [Кежов, Грачев, Степанов, 2016: 41].
Это в очередной раз подтверждает важность обширного изучения данного вопроса всеми сотрудниками ОВД. Навык подавления и уничтожения БПЛА должен стоять наряду с умениями самообороны, огневой и физической подготовки, потому что отданных знаний и умений зависит жизнь граждан и самого сотрудника.
Если не брать в учет негативное использование беспилотных летательных аппаратов силами противника, то нельзя умолчать о достоинствах данного средства для выполнения определенных служебных задач. Возможность мгновенной активации устройства, его дистанционное управление с помощью приложения, скорость передвижения, скрытность, возможность ведения скрытого наблюдения, высокие показатели работы в ночное время, быстрое перемещение не зависимо от типа местности и иные качественные показатели непременно говорят о достоинствах.
Полезным будет применение БПЛА для преследования подозреваемого или обвиняемого, а также иных лиц, пытающихся скрыться. В режиме «онлайн» с камеры беспилотника на устройство сотрудника поступает видеоизображение, которое позволит сотрудникам подразделений своевременно определить маршрут передвижения и организовать возможный «план-перехват».
Важно отметить полезность использования данных устройств при поиске лиц, подозреваемых и обвиняемых, а также граждан, пропавших без вести. Некоторые регионы страдают от недостатка кадровых сотрудников или иных технологических средств, что в свою очередь затрудняет своевременность и эффективность деятельности. Встраиваемые камеры распознавания лиц в БПЛА позволяют с легкостью отследить перемещения человека даже в многолюдном месте. Устройство фокусируется на найденном «лице» и следует на безопасном расстоянии до дальнейших действий сотрудников. Постоянное наблюдение не требуется, все автоматизировано, что положительность сказывается на работе. Так же с помощью данного способа можно отслеживать передвижения гражданина и в других районах, регионах и уголках страны.
При проведении оперативно-разыскного мероприятия (далее - ОРМ), целью которого является получение оперативной информации, используются специальные технические средства передачи голосовой, звуковой либо видеоинформации, замаскированные под различные аксессуары или встроенные в бытовые приборы. При этом существует потенциальная угроза их обнаружения. Применение БПЛА, оснащенного соответствующим оборудованием, значительно снижает вероятность возникновения этой проблемы и дает возможность получения дополнительных сведений по рассматривае-момуделу [Моисеев, Новоселов, 2019:127].
Беспилотники так же эффективны при проведении оперативно-розыскных мероприятий в труднодоступных местах и районах. С помощью инфракрасной камеры становится реальной возможность дистанционного фиксирования различных действий в ночное время.
Еще одним примером полезного применения беспи-
лотных летательных аппаратов служит поиск и обнаружение посевов наркосодержащих растений или их дикого происхождения. Данные мероприятия иногда трудно проводить из-за недоступности мест, маскировки и иныхфакторов.
Беспилотные летательные аппараты при всех своих преимуществах обладают и некоторыми минусами: существенные бюджетные растраты, т.к. цена за одно устройство варьируется от 90000 до 500000 тысяч рублей, а также иное оборудование, необходимое для эффективного пользования, комплектующие и детали при поломке. Но самой основной проблемой, на наш взгляд, является отсутствие централизованного управление данной структурной отраслью. Отсутствие спец. подразделения по работе с беспилотными летательными средствами существенно снижает качество действительно полезного применения, так как сотрудники не всегда в полной мере понимают, как правильно использовать и управлять БПЛА для достижения наибольшего успеха при выполнении служебных задач.
Из этого вытекает проблема отсутствия специальных знаний в сфере управления и пользования беспилотниками. Но стоит отметить, что руководство МВД активно заинтересовано вопросами обучаемости сотрудников и курсантов, что в дальнейшем поможет реализоваться данной деятельности в отдельную нормативную и практически применимую отрасль. В пример хотелось бы привести проведение мастер-класса и семинара в рамках «Недели кафедры тактико-специальной подготовки Белгородского юридического института МВД РФ имени И.Д. Путилина», который подразумевал под собой подготовку к работе и пилотированию различных типов БПЛА при решение оперативно-служебных задач подразделениями ОВД. Сотрудники отряда специального назначения «Гром» поделились накопленным опытом и практическими навыками применения беспилотных летательных аппаратов. Помимо теоретических знаний сотрудники кафедры тактико-специальной подготовки института получили практические навыки по пилотированию беспилотных летательных объектов.
Вдальнейшем проведение таких семинаров, практических занятий позволит обозначить важность внедрения комплексного предмета, который будет направлен на изучение БПЛА, его правомерное и корректное применение и тд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочется сказать, что беспилотные летательные средства в своем положительном для практических сотрудников применении имеют огромный потенциал и, надеемся, в дальнейшем будут внедрены на постоянной основе в качестве специальной техники, используемой для пресечения и предупреждения преступлений и административных правонарушений, защиты прав и свобод граждан, их жизни и здоровья. Важно определить стандарты к применяемой в данной отрасли технике, нормативно установить ответственность за нарушение правил пользования. Первостепенно важным будет создание отдельного подразделения, которое будет специализироваться на вопросах применения БПЛА, выполнять контроль за обучением сотрудников и организовывать своевременное устранение неполадок устройства.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ
ЛИТЕРАТУРА
1. Кежов A.A., Грачев Ю.А., Степанов И.В. Организационно-правовое обеспечение беспилотных комплексов в системе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 40-43.
2. Моисеев H.A., Новоселов Н.Г. Об использовании беспилотных летательных аппаратов в оперативно-разыскной деятельности // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2019. № 1 (46). С. 125-130.
3. Петров И. В. Проблема системы основных понятий и терминов в сфере безопасности и оперативно-розыскной деятельности // Военно-юридический журнал. 2011. № 11. С. 14-18.
4. Фетисов В. С. Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние/ В. С. Фетисов, Л. М. Неугодникова, В. В. Адамовский, Р. А. Краснопёрое. - Уфа: ФОТОН, 2014. - 217 с.
5. Косовский В.Б., Мартынюк С.Н. Актуальные вопросы практического применения беспилотной техники в Органах Внутренних Дел Российской Федерации. Общество: политика, экономика, право. 2020 №3 (80), С. 25-29. DOI: 10.24158/рер.2020.3.4.
6. Шубакин A.A. Особенности несения службы сотрудниками патрульно-постовой службы полиции в общественных местах при угрозе появления БПЛА. Право и управление. 2023 №10 С. 36-43. DOI: 10.24412/2224-9133-2023-10-36-43.
7. Шепель Н.В., Клоков Е.А. Сборник материалов кри-миналистическихчтений. 2021. №18. с.85-86.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Издание Федерального Собрания Российской Федерации «Парламентская газета» // [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/ kolichestvo-kiberprestupleniy-v-rossii-vyroslo-na-tret (дата обращения: 30.11.2023).
2. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок законов № 6 - ФКЗ и №7 - ФКЗ от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Российская газета. - 2009. - 21 января.
3. Новости ВПК. Интерес к применению БЛА в системе МВД постоянно возрастает // [Электронный ресурс] URL: https://vpk.name/ news/13599_interes_k_primeneniyu_bla_v_ sisteme_mvd_postoyanno_vozrastaet (дата обращения: 30.11.2023).
4. Официальный сайт МВД России // [Электронный ресурс]. URL: Ьйр5://белюи.мвд.рф/Рге55-sluzhba/Novosti/item/37607853 (дата обращения: 30.11.2023).
5. Приказ МВД России от 30 апреля 2020 г. № 252 «Об утверждении Порядка принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и
REFERENCES
1. Kezhov А.А., Grachev Yu.A., Stepanov I.V. Organizational and legal support of unmanned complexes in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia//Bulletin ofSt. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 3 (71). P. 40-43.
2. Moiseev N.A., Novoselov N.G. On the use of unmanned aerial vehicles in operational search activities//Bulletin of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 1 (46). P. 125-130.
3. Petrov I.V. The problem of the system of basic concepts and terms in the field of security and operational-search activities//Military Law Journal. 2011. № 11. S. 14-18.
4. Fetisov V. S. Unmanned aviation: terminology, classification, modern state/V. S. Fetisov, L. M. Neugodnikova, V. V. Adamovsky, R. A. Krasnoperov. -Ufa: PHOTON, 2014. - 217 pp.
5. Kosovo V. В., Martynyuk S. N. Actual issues of practical use of unmanned vehicles in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation. Society: politics, economics, law. 2020 NO. 3 (80), S. 25-29. DOI: 10.24158/pep.2020.3.4.
6. Shubakin A.A. Features of service by officers of the police patrol service in public places in the event of a threat of UAVs. Law and governance. 2023 NO. 10 Pp. 36-43. DOI: 10.24412/2224-9133-2023-10-36-43.
7. Shepel N.V., Klokov E.A. Collection of materials from forensic readings. 2021. №18. Pp. 85-86.
SOURCES LIST
1. Publication of the Federal Assembly of the Russian Federation "Parliamentary Newspaper" // [Electronic resource], URL: https://www.pnp.ru/social/ kolichestvo-kiberprestupleniy-v-rossii-vyroslo-na-tret (date ofaccess: 11/30/2023).
2. Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on December 12, 1993 (taking into account amendments to laws No. 6 - FKZ and No. 7
- FKZ of December 30, 2008) // Russian newspaper.
- 1993. - December 25; Russian newspaper. - 2009. -January 21.
3. Military-industrial complex news. Interest in the use of UAVs in the Ministry of Internal Affairs system is constantly increasing // [Electronic resource] URL: https://vpk.name/news/13599_interes_k_ primeneniyu_bla_v_sisteme_mvd_postoyanno_ vozrastaet (access date: 11/30/2023).
4. Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia // [Electronic resource], URL: https://belui. mvd.rf/Press-sluzhba/Novosti/item/37607853 (access date: 11/30/2023).
5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated April 30, 2020 No. 252 "On approval of the Procedure for making a decision to suppress the presence of unmanned aircraft in airspace in order to protectthe life, health and property ofcitizens above the venue of a public (mass) event and the adjacent territory, holding urgent investigative actions and operational investigative measures and the List
ISSN2072-3164(print) Том16.№8 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 93
ISSN 2310-7049 (online)
оперативно-разыскных мероприятий и Перечня должностных лиц, уполномоченных на принятие такого решения» //«Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 28.12.2018, № 53207.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» //опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 7 ст. 900.
of officials authorized to make such a decision" // "Official Internet portal of legal information" (www. pravo.gov.ru), 12.28.2018, No. 53207.
6. Federal Law dated 02/07/2011 No. 3-FZ "On the Police" // published in the Collection of Legislation of the Russian Federation dated February 14, 2011 No. 7 Art. 900.
Рецензент: Коник Алексей Алексеевич, кандидат педагогических наук, доцент, капитан полиции, заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат».
Статья поступила в редакцию 22.11.2023, принята к публикации 13.12.2023 The article was received on 22.11.2023, accepted for publication 13.12.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Цветов Сергей Викторович, старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки; Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина; г. Белгород, Россия. Author ID: 7030-7407. E-mail: [email protected]
Чаплыгин Николай Николаевич, старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки; Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина; г. Белгород, Россия. Author ID: 6372-8314. E-mail: [email protected]
ABOUTTHEAUTHORS
Tsvetov Sergey Viktorovich, Senior Lecturer at the Department of Tactical and Special Training; Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin; Belgorod, Russia. Author ID: 7030-7407. E-mail: [email protected]
Chaplygin Nikolay Nikolaevich, Senior Lecturer at the Department of Tactical and Special Training; Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia. ID: 6372-8314. E-mail: [email protected]