Научная статья на тему 'ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ РАБОТЕ С БЕСПИЛОТНЫМИ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ'

ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ РАБОТЕ С БЕСПИЛОТНЫМИ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудник полиции / БПЛА / дрон / БВС / тактика / police officer / UAV / drone / UAV / tactics

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А Ю. Бордачев

В настоящей статье изложены некоторые вопросы о применение БПЛА в служебной деятельности полиции. Поиск без вести пропавших нередко задействует большое число сотрудников, а в случае применения квадракоптеров, их количество можно будет сократить до минимума. Целесообразно использовать для выполнения различных задач возложенных на сотрудников органов внутренних дел, а также для обучения и подготовки сотрудников к использованию различных аппаратов, которые будут разработаны непосредственно для силовых ведомств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А Ю. Бордачев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TACTICAL AND SPECIAL TRAINING OF POLICE OFFICERS WHEN WORKING WITH UNMANNED AERIAL VEHICLES

This article presents some questions about the use of UAVs in the official activities of the police. The search for missing persons often involves a large number of employees, and in the case of quadrocopters, their number can be reduced to a minimum. It is advisable to use it to perform various tasks assigned to employees of internal affairs bodies, as well as to train and prepare employees to use various devices that will be developed directly for law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ РАБОТЕ С БЕСПИЛОТНЫМИ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ»

- Педагогические науки -

ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ РАБОТЕ С БЕСПИЛОТНЫМИ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ

А.Ю. Бордачев, доцент

Сибирский юридический институт МВД России (Россия, г. Красноярск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-12-2-115-117

Аннотация. В настоящей статье изложены некоторые вопросы о применение БПЛА в служебной деятельности полиции. Поиск без вести пропавших нередко задействует большое число сотрудников, а в случае применения квадракоптеров, их количество можно будет сократить до минимума. Целесообразно использовать для выполнения различных задач возложенных на сотрудников органов внутренних дел, а также для обучения и подготовки сотрудников к использованию различных аппаратов, которые будут разработаны непосредственно для силовых ведомств.

Ключевые слова: сотрудник полиции, БПЛА, дрон, БВС, тактика.

В силу стремительного развития технологий и активного внедрения их в различные сферы жизнедеятельности человека возникает необходимость обучения уже имеющихся сотрудников новым навыкам. Обучение сотрудников полиции работе с беспилотными летательными аппаратами (далее БПЛА) становится важным и обязательным компонентом процесса профессиональной подготовки, в связи с активным внедрением дронов в работу правоохранительных органов.

Данная динамика требует от сотрудников полиции постоянного обновления умений и навыков, для обеспечения их готовности эффективно и безопасно использовать нововведения при осуществлении возложенных на них обязанностей по охране жизни и здоровья граждан. Обеспечение качественного обучения сотрудников работе с БПЛА позволит приспособиться к новым технологиями, как для достижения поставленных задач, так и для отражения угроз противника.

Беспилотные воздушные суда (далее БВС) все чаще используются для решения задач оперативно-служебной деятельности. Они позволяют выполнять различные задачи, такие как разведка, мониторинг, обнаружение и наблюдение, без риска для жизни и здоровья пилота. БВС могут быть использованы в различных сферах, включая военные операции, поисково-спасательные миссии, охрану границ, контроль над массовыми мероприятиями и многое другое.

В настоящее время во многих регионах России созданы специальные подразделения по эксплуатации беспилотных летательных аппаратов. Так наш Красноярский край не исключение, решением главы ГУ МВД по Красноярскому краю было создано подразделение по работе с беспилотными летательными аппаратами. На базе этого подразделения проводится обучение личного состава сотрудников полиции для применения БВС в своей профессиональной деятельности. Также планируется приобретение современных подводных аппаратов, робототехники, квадрокопте-ров.

Действительно, чуть больше, чем через месяц, был издан приказ МВД РФ от 29.12.2022 № 1111 «Об утверждении Курса поддержания летной натренированности авиационного персонала МВД России на беспилотных воздушных судах», регламентирующий деятельность новоиспеченного подразделения, которое получило официальное название - подразделение применения и эксплуатации РТК и БВС [1].

На данный момент подразделение по эксплуатации БПЛА успешно работает, взаимодействуя с оперативными подразделениями, следствием, госавтоинспекцией и иными.

Новейшие БПЛА помогают следить за порядком во время массовых мероприятий, ведут съемку на местах ДТП. Их запускают при оперативно-разыскных операциях и используют при поиске без вести пропавших людей [2].

- Педагогические науки -

Для понимания тематики работы необходимо иметь представление о том, что понимается под БПЛА. Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации, беспилотное воздушное судно (БПЛА) определяется как «воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)».

Наряду с понятием БПЛА применяют более широкое понятие Авиационная система с БПЛА (на практике широко распространён неудачный перевод на русский язык термина Unmanned Aircraft System - UAS как Беспилотная авиационная система - БАС). Такая система включает:

- непосредственно само БПЛА;

- наземный пункт управления (пульт оператора БПЛА);

- систему связи с БПЛА (командная радиолиния);

- дополнительное оборудование, необходимое для перевозки или обеспечения полётов, а также обслуживания БПЛА.

Образовательный процесс по дисциплине «тактико-специальная подготовка» должен включать в себя некоторые составляющие.

Во-первых, обучение безопасному манипулированию БПЛА. Для обеспечения безопасной работы с дронами сотрудникам необходимо обладать навыками настройки и управления. Знание функционала и особенностей каждого конкретного дрона позволит предотвратить возможные инциденты и несчастные случаи при работе с ними. Кроме того, важно освоить правила безопасного полета, учитывая ограничения и рекомендации по использованию БПЛА в различных ситуациях. Умение сотрудника по правильной настройке и управлению БПЛА сделает работу с ним более эффективной.

Во-вторых, знание и умение работы с различными типами БПЛА. Также безопасность и эффективность работы с данного рода летательными аппаратами может зависеть от знаний сотрудников с различными моделями и марками БПЛА. Важно чтобы сотрудник знал особенности и ТТХ летательного аппарата в зависимости от модели, марки производителя, модификации.

Помимо этого, знание особенностей каждой модели позволит сотрудникам правильно выбирать аппарат для конкретной поставлен-

ной задачи или цели, а также позволит обеспечить его безопасное пользование. Также важно, чтобы сотрудники были обучены правилам управления аппаратом, включая ограничения полетов в определенных зонах и процедуры действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

И в третьих тактика использования БПЛА в оперативных действиях.

Для обеспечения безопасного и качественного сбора оперативной информации посредством беспилотных летательных аппаратов сотруднику органов внутренних дел необходимо не только иметь знания и навыки по манипулированию БПЛА в пространстве, но и делать это скрытно, с учётом окружающей обстановки. Также данные умения могут способствовать в обнаружении преступников, лиц, пропавших без вести или лиц, скрывающихся от правосудия.

При обучении сотрудников полиции использованию БПЛА и других дронов в учебном процессе, необходимо постоянно совершенствовать свои навыки пилотирования. Но и даже при обучении во многих образовательных учреждениях МВД России отсутствует материальная база, на которой должно происходить обучение. Так как стоимость БПЛА и дронов очень высокая, а также дорогое техническое обслуживание данной техники, тренировка проходит на компьютерных симуляторах.

Важным аспектом тесно связанным со всем вышеперечисленным проблемами является то, что действия сотрудника должны быть в рамках правового поля, но так как сфера новая (обусловлено это недавним внедрением БПЛА в деятельность правоохранительных органов) в некоторых моментах возможно отставание, наличие пробелов или коллизий в праве. Поэтому нормативно-правовые акты должны быть пересмотрены, дополнены или изданы новые.

Сотрудники должны уметь применять дро-ны для организации охраны общественных мероприятий, контроля территории или наблюдения за охраняемыми объектами. Кроме того, необходимо знать действующее законодательство для недопущения его нарушения и соблюдения выполнения его другими лицами.

Педагогические науки

Таким образом, можно прийти к выводу, что использование беспилотных летательных аппаратов на территории Российской Федерации в рамках работы сотрудников полиции может способствовать увеличению продуктивности, качества и скорости работы. Внедрение таких новых технологий в обыденную деятельность не должно нарушать права граждан и выходить за рамки правового регулирования, что говорит не только бдительности при работе с БПЛА, но и о том, что законодатель должен идти в ногу со временем [3].

Поскольку беспилотные летательные аппараты активно используются в зоне проведения специальной военной операции, использование данного рода технологий в полиции (на территории РФ) можно рассматривать как

милитаризацию правоохранительных органов, что приводит к росту напряженности и обеспокоенности по поводу нарушений прав человека.

Особенности правового регулирования также затрагивают вопросы защиты персональных данных. В этом контексте актуально развитие алгоритмов обработки и хранения данных, которые бы обеспечивали максимальную конфиденциальность и безопасность.

Подводя итог, что внедрение современных алгоритмов машинного обучения и нейронных сетей в системы управления БПЛА значительно расширяет их возможности, обеспечивая более точное и быстрое реагирование на изменяющиеся условия.

Библиографический список

1. Об утверждении курса поддержания летной натренированности авиационного персонала МВД России на беспилотных воздушных судах: Приказ МВД России от 29.12.2023 №1111.

2. Сагитов Р.Н. Применение беспилотных воздушных судов в ГУ МВД России по Красноярскому краю // В сборнике: Педагогический диалог. - 2024. - С. 139-143.

3. Бордачев, А.Ю. Тактические особенности применения БПЛА сотрудниками полиции / А.Ю. Бордачев // Закон и власть. - 2023. - № 4. - С. 51-57.

TACTICAL AND SPECIAL TRAINING OF POLICE OFFICERS WHEN WORKING WITH

UNMANNED AERIAL VEHICLES

A.Yu. Bordachev, Associate Professor

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnoyarsk)

Abstract. This article presents some questions about the use of UAVs in the official activities of the police. The search for missing persons often involves a large number of employees, and in the case of quadrocopters, their number can be reduced to a minimum. It is advisable to use it to perform various tasks assigned to employees of internal affairs bodies, as well as to train and prepare employees to use various devices that will be developed directly for law enforcement agencies. Keywords:police officer, UAV, drone, UAV, tactics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.