Научная статья на тему 'БЕСПИЛОТНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

БЕСПИЛОТНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
беспилотное воздушное судно / квадракоптер / трекинг-беспилотник / органы внутренних дел / правоохранительные органы / сотрудник / устройство / комплекс / unmanned aircraft / quadcopter / tracking drone / internal affairs agencies / law enforcement agencies / employee / device / complex

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д С. Зинченко, А С. Нерубенко

в современных условиях с учетом научно-технического прогресса происходит процесс глобальной технологизации во всех сферах жизнедеятельности общества, в числе которых и правоохранительная деятельность. Эффективность предупреждения, пресечения, расследования и раскрытия противоправных деяний определяется уровнем и качеством использования сотрудниками органов внутренних дел современных цифровых технологий и технических средств. На сегодняшний день одним из запатентованных и многомодульных технических средств выступают беспилотные воздушные суда, которые активно используются в правоохранительной деятельности для решения оперативно-служебных задач. В статье выработан концептуальный подход к понятию «беспилотное воздушное судно», проанализирована классификация беспилотных воздушных судов, рассмотрены их типология, конфигурация и технические характеристики. Авторами изучены особенности применения беспилотных воздушных судов в оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, рассмотрены современные и модернизированные виды беспилотных воздушных судов с перспективой их внедрения в служебную деятельность правоохранительных органов, а также исследованы проблемные аспекты, связанные с применением беспилотных воздушных судов сотрудниками органов внутренних дел, и предложены меры по их устранению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Д С. Зинченко, А С. Нерубенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNMANNED AIRCRAFT IN THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

in modern conditions, taking into account scientific and technological progress, the process of global technologization is taking place in all spheres of society, including law enforcement. The effectiveness of the prevention, suppression, investigation and disclosure of illegal acts is determined by the level and quality of the use of modern digital technologies and technical means by employees of the internal affairs bodies. To date, one of the patented and multimodular technical means is unmanned aircraft, which are actively used in law enforcement activities to solve operational and service tasks. The article develops a conceptual approach to the concept of «unmanned aircraft», analyzes the classification of unmanned aircraft, considers their typology, configuration and technical characteristics. The authors studied the features of the use of unmanned aircraft in the operational and official activities of employees of internal affairs bodies, considered modern and modernized types of unmanned aircraft with the prospect of their introduction into the official activities of law enforcement agencies, as well as investigated problematic aspects related to the use of unmanned aircraft by employees of internal affairs bodies, and proposed measures to eliminate them

Текст научной работы на тему «БЕСПИЛОТНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

БЕСПИЛОТНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

UNMANNED AIRCRAFT IN THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация: в современных условиях с учетом научно-технического прогресса происходит процесс глобальной технологизации во всех сферах жизнедеятельности общества, в числе которых и правоохранительная деятельность. Эффективность предупреждения, пресечения, расследования и раскрытия противоправных деяний определяется уровнем и качеством использования сотрудниками органов внутренних дел современных цифровых технологий и технических средств. На сегодняшний день одним из запатентованных и многомодульных технических средств выступают беспилотные воздушные суда, которые активно используются в правоохранительной деятельности для решения оперативно-служебных задач. В статье выработан концептуальный подход к понятию «беспилотное воздушное судно», проанализирована классификация беспилотных воздушных судов, рассмотрены их типология, конфигурация и технические характеристики. Авторами изучены особенности применения беспилотных воздушных судов в оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, рассмотрены современные и модернизированные виды беспилотных воздушных судов с перспективой их внедрения в служебную деятельность правоохранительных органов, а также исследованы проблемные аспекты, связанные с применением беспилотных воздушных судов сотрудниками органов внутренних дел, и предложены меры по их устранению.

Ключевые слова: беспилотное воздушное судно, квадракоптер, трекинг-беспилотник, органы внутренних дел, правоохранительные органы, сотрудник, устройство, комплекс.

Для цитирования: Зинченко Д.С., Нерубенко А.С. Беспилотные воздушные судна в деятельности органов внутренних дел: современное состояние и перспективы развития // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 2. - С. 42-49.

Abstract: in modern conditions, taking into account scientific and technological progress, the process of global technologization is taking place in all spheres of society, including law enforcement. The effectiveness of the prevention, suppression, investigation and disclosure of illegal acts is determined by the level and quality of the use of modern digital technologies and technical means by employees of the internal affairs bodies. To date, one of the patented and multimodular technical means is unmanned aircraft, which are actively used in law enforcement activities to solve operational and service tasks. The article develops a conceptual approach to the concept of «unmanned aircraft», analyzes the classification of unmanned aircraft, considers their typology, configuration and technical characteristics. The authors studied the features of the use of unmanned aircraft in the operational and official activities of employees of internal affairs bodies, considered modern and modernized types of unmanned aircraft with the prospect of their introduction into the official activities of law enforcement agencies, as well as investigated problematic aspects related to the use of unmanned aircraft by employees of internal affairs bodies, and proposed measures to eliminate them.

УДК 34

Д.С. ЗИНЧЕНКО

(Белгородский юридический института МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

DMITRIJ S. ZINCHENKO

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

А.С. НЕРУБЕНКО

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

ALEXANDER S. NERUBENKO

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Keywords: unmanned aircraft, quadcopter, tracking drone, internal affairs agencies, law enforcement agencies, employee, device, complex.

For citation: Zinchenko D.S., Nerubenko A.S. Unmanned aircraft in the activities of internal affairs agencies: current state and development prospects // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 2. - P. 42-49.

Двадцать первый век - эпоха научно-технической революции. Происходящие глобальные перевороты, связанные с цифрови-зацией, информатизацией и технологизацией индустрии, способствовали огромным изменениям в обществе. Поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил привели к их внедрению и активному использованю населением во всех сферах жизнедеятельности.

В число современных технологических разработок входят беспилотные воздушные суда (далее - БВС). Рост производства и совершенствования беспилотных воздушных судов ввиду стремительного развития потребительской электроники пришелся на конец 2000-х годов. В то время это были миниатюрные аппараты, способные производить аэро- и фотовидеосъемку. В настоящее время БВС имеют совсем другую конфигурацию. Научные разработки в области беспилотной техники способствовали созданию беспилотных воздушных судов микро- и мини-формата, имеющих различные модернизированные функциональные возможности (использование современных навигационных систем и GNSS-позициони-рования - GPS, ГЛОНАСС, Baiodou, SpaceX (Starlink), пилотирование «от первого лица», онлайн-передача данных и др.).

На протяжении последних нескольких лет ведутся активные дискуссии, связанные с отнесением беспилотных воздушных судов к определенным категориям (видам), а также подходами к их пониманию.

Сегодня кроме понятия «беспилотное воздушное судно» в научных исследованиях можно встретить такие формулировки, как «беспилотный летательный аппарат» (далее -БПЛА), «беспилотное летательное устройство», «беспилотное мобильное средство». Понятие БВС содержится в Воздушном кодексе Российской Федерации, под которым определяется воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешнего пилота)1.

1 Федеральный закон от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Согласно Конвенции о международной гражданской авиации беспилотный летательный аппарат - это воздушное судно, выполняющее полет без пилота на борту, управляемое дистанционно из другого места либо полностью в автономном и запрограммированном режиме2. В научных трудах некоторых ученых раскрывается также понятие «беспилотное мобильное средство». Так, А.В. Карпович, Ю.М. Чернышев в своем исследовании определили беспилотное мобильное средство как искусственный беспилотный объект многоразового или условно многоразового использования, способное самостоятельно перемещаться в пространстве посредством дистанционного управления или в автономном режиме [1, с. 5].

На наш взгляд, все вышеупомянутые определения являются сходными и взаимозаменяемыми. Однако всестороннее исследование понятийно-категориального аппарата, связанного с понятием БВС, и анализ современных их конфигураций позволяет сформулировать наиболее полное понятие беспилотного воздушного судна. Это искусственно созданное, многофункциональное устройство, перемещаемое в воздушном пространстве в отсутствие экипажного состава (пилота) на борту и способное выполнять определенные задачи посредством дистанционного радиоуправления оператором (диспетчерским центром) либо в автономном режиме (с помощью встроенного программного обеспечения).

Эпоха современных БВС охватила широкий спектр общественных отношений. БВС активно используются в сельскохозяйственной, промышленной, строительной и иных сферах деятельности [2, с. 189]. Распространенность БВС не осталась незамеченной в деятельности сотрудников правоохранительных органов. В настоящее время отдельными подразделениями органов внутренних дел используются различные модели БВС, отличающиеся конструкцией фюзеляжа, типом используемого двигателя, дальностью и скоростью полета, количеством и типом используемого полезного оборудования.

2 Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.): офиц. текст [Электронный ресурс]. -URL: https://www.icao.int/publications/pages/doc7300.aspx.

Таблица 1. Классификация беспилотных воздушных судов

Класс БВС Взлетная масса, кг Дальность действия (эффективной работы), км Примеры

Тяжелые БВС >400 70-300 «Орион», «Фортпост»

Средние БВС 10-50 40-70 Zala Aero, «Орлан»

Легкие БВС средней дальности до 10 до 15 «Шмель», DJI Matrice 300

Легкие БВС малой дальности до 1 до 7 DJI Mavic 2, DJI Mavic ЗТ

Микро- и мини-БВС < 0,300 до 30 DJI Mavic Mini 2

Общепринятая классификация беспилотных воздушных судов представлена в таблице 1.

Кроме того, все виды БВС в зависимости от конструкции делятся на БВС самолетного типа и БВС вертолетного типа и гибридные БВС [3, с. 87-88].

Принцип работы БВС самолетного типа заключается в использовании крыла для создания подъемной силы. Они не могут зависать в воздухе над объектом, поэтому не выполняют определенные задачи. Преимуществом дан-

ного типа БВС является большая дальность полета. А вот недостатками выступают необходимость площадки для взлета и посадки, большее время на развертывание и подготовку к вылету, более сложное управление и высокие требования к подготовке экипажа (см. рис.1).

БВС вертолетного типа имеют вид с несколькими бесколлекторными двигателями (особенность построения двигателя) с пропеллерами. За счет изменения силовой тяги

Рисунок 1. БВС самолетного типа

на каждом роторе аппарат имеет возможность вертикального взлета и движения в любом направлении, зависания над целью на земной поверхности. Единственным недостатком таких БВС является относительно небольшой радиус действия (см. рис.2).

Гибридные БВС сочетают в себе и крылья и винты, тем самым имеют возможность парения и могут дольше находиться в режиме полета (см. рис.3).

Использование в органах внутренних дел тяжелых, средних и даже некоторых моделей легких беспилотных воздушных судов неоправданно, так как они имеют большие габариты, рассчитаны на большую продолжительность полета и радиус их действия, что не подходит для решения задач сотрудниками органов внутренних дел. В свою очередь, микро- и мини-, а также легкие БВС ближнего

Рисунок 2. БВС вертолетного типа

радиуса действия преимущественно вертолетного типа, к которым отнесены такие модели, как дроны, квадракоптеры, мультикоп-теры и др. [3, с. 24], активно используются в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД).

Эффективность применения БВС обеспечивается за счет функционального объединения систем навигации (обычный радиоканал, сети сотовых операторов (2G, 3G, LTE), сети Wi-Fi), фиксации видеоизображения и его передачи оператору в режиме реального времени, возможностями осуществления пилотирования в автоматическом режиме и установки на них дополнительного оборудования, позволяющего решать широкий спектр задач [4, с. 302] для обеспечения общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения, производства различных действий, правопорядка на объектах транспортной инфраструктуры, где они помогут качественно и результативно достичь поставленных задач

с минимальными экономическими затратами, поскольку такие технические средства имеют относительно небольшую стоимость эксплуатации.

БВС предоставляют сотрудникам органов внутренних дел новые возможности для анализа ситуации и координации действий подразделений с воздуха, поиска нарушителей и потерпевших, контроля за соблюдением порядка на массовых мероприятиях, производства следственных действий, оперативно-разыскных и поисковых мероприятий, патрулирования и мониторинга дорожной ситуации и анализа мест дорожно-транспортных происшествий.

Так, сотрудниками Госавтоинспекции МВД России (далее - ГИБДД) используются БВС типа ква-дракоптер для видеонаблюдения за опасными участками дорог, в том числе для видеофиксации правонарушений в области дорожного движения [5, с. 51]. Беспилотное воздушное судно с помощью камер фиксирует нарушителей правил дорожного движения (далее - ПДД) и в онлайн-ре-

Рисунок 3. Гибридные БВС

жиме передает информацию наземному экипажу ГИБДД, который производит остановку правонарушителями. Кроме того, процесс модернизации БВС способствовал разработке передвижных комплексов беспилотного авиапатрулирования. Комплекс осуществляет видеонаблюдение за дорожным движением, в случае нарушения производит «автозахват цели» и сопровождает автомобиль в автоматическом режиме до момента ее остановки сотрудниками ГИБДД.

Беспилотные воздушные суда применяют в своей деятельности и сотрудники оперативно-разыскных подразделений [6, с. 14]. Так, современные беспилотные комплексы используют для идентификации личности по внешним признакам, оснастив БВС специальными цифровыми устройствами, способными в видеопотоке определять лица людей, строить их 3D-модели и информировать оператора о совпадениях, при этом сохраняя информацию в базе данных [7, с. 27].

Для осуществления общественной безопасности при проведении массовых мероприятий сотрудниками ОВД также осуществляется мониторинг ситуации с воздуха при помощи БВС. Упомянутые выше беспилотные комплексы со специальными устройствами можно использовать и на объектах транспорта, и при проведении публичных мероприятий, где стационарные системы наблюдения технически установить сложно. При этом видится перспективным направлением применение БВС как средства видеонаблюдения в рамках акции «Безопасный город». Кроме того, в настоящее время ведутся разработки по оснащению БВС программно-аппаратным комплексом «Сфера», обеспечивающим интеллектуальный анализ объектов и обнаружения внештатных ситуаций в режиме реального времени и позволяющий сотрудникам органов внутренних дел оперативно выявлять потенциально опасных лиц.

Однако при всех достоинствах и перспективах использования в органах внутренних дел беспилотных воздушных судов имеются и проблемные аспекты:

1. Отсутствие совершенствованной нормативно-правовой базы в системе МВД России, регулирующей применение беспилотных воздушных судов. На данный момент процедуры использования БВС в органах внутренних дел регламентируются приказом МВД России от 1 октября 2003 г. № 7633, утверждающим Положение об авиации органов внутренних дел Российской Федерации и устанавливающим порядок организации авиации и основные сферы ее

3 Приказ МВД России от 01.10.2003 г № 763 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. № 542» [Электронный ресурс] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

применения; приказом МВД России от 26 декабря 2003 г. № 10314, закрепляющим Порядок оперативного управления авиацией органов внутренних дел и организацию применения воздушных судов для обеспечения деятельности органов внутренних дел. Однако, несмотря на то что данные приказы до настоящего времени не утратили юридической силы, их актуальность и применимость в современных реалиях находится под вопросом.

Анализ законодательного регулирования применения БВС позволил заключить, что в зависимости от максимальной взлетной массы БВС они не подлежат государственной регистрации и учету (до 150 г), подлежат только государственному учету (от 150 г до 30 кг) и подлежат государственной регистрации (от 30 кг и более).

Что же касается вопроса использования воздушного пространства, то здесь стоит обратиться к Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 1385, в котором закреплены Правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее - Правила). Согласно Правилам использование воздушного пространства БВС осуществляется на основании плана полета судна и разрешения на использование воздушного пространства посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.

Однако Правилами устанавливается ряд случаев, не требующих разрешение на использование воздушного пространства, одним из которых является пресечение и раскрытие преступлений. В таких случаях органы, принявшие решение об использовании воздушного пространства, должны незамедлительно уведомить об этом соответствующие органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации и обеспечить безопасность использования воздушного пространства. При этом оперативное применение беспилотных воздушных судов возможно только лишь для прекращения уже начатых преступлений.

4 Приказ МВД России от 26.12.2003 г. № 1031 «Об утверждении наставления о применении авиации в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (ред. от 02.12.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. В органах внутренних дел ввиду отсутствия централизованной системы управления деятельностью, связанной с применением БВС, не используется весь их потенциал. Так, учеными из ГК «Ростех» и Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (СПбГЭТУ) «ЛЭТИ» разработан лазерный комплекс для обнаружения наркотиков, которым оборудуется беспилотное воздушное суд-но6. В основе работы комплекса - дистанционное сканирование местности лазерным лучом и регистрация спектров рассеяния, характерных для наркотических веществ. Использование БВС, оборудованного таким устройством, позволит осуществлять мониторинг уязвимых мест (лесопарков, рощ) и подозрительных лиц на наличие наркотиков. Помимо этого, практически не используются БВС, оборудованные различными детекторами и датчиками, например тепловизорами. Применение беспилотных воздушных судов, оснащенных тепловизионны-ми датчиками, создает возможность осуществления видеонаблюдения и поиска, например за подозреваемыми лицами, в ночное время, в труднодоступных и опасных местах. Для визуализации приведем пример произошедшего в 2014 году в г. Белгороде трагического события, когда С. Помазун расстрелял из огнестрельного оружия шесть человек в центре города, а при задержании ранил полицейского. Подозреваемого искали более суток. Силовики обследовали каждый дом в городе. Задержали Помазуна в лесополосе, примыкающей к железной дороге, где он прятался большую часть времени7. Можно только предположить, насколько бы эффективными, с минимальным привлечением сил, средств и затратами времени были бы мероприятия по обнаружению Помазуна при наличии на вооружении органов внутренних дел беспилотного воздушного судна, оборудованного сверхчувствительной камерой и тепловизором, с помощью которого велось бы наблюдение за преступником, контроль всех его перемещений, а также координация действия сотрудников полиции.

3. Существенная недостаточная оснащенность современными беспилотными воздушными судами различных структурных подраз-

6 Лазерный прицеп: наркотики смогут искать с помощью «чутких» дронов [Электронный ресурс]. - URL: https:// iz.ru/893389/olga-kolentcova/lazernyi-pritcep-narkotiki-smogut-iskat-s-pomoshchiu-chutkikh-dronov (дата обращения: 27.04.2023).

7 МВД проанализирует ход операции по поимке «бел-

городского стрелка» [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.oficery.ru/2013/04/24/mvd-proanaliziruet-hod-operaczii-po-poimke-belgorodskogo-strelka/ (дата обращения: 20.12.2022).

Рисунок 4. БВС со встроенной системой интеллекта

делений органов внутренних дел. Сотрудники правоохранительных органов не имеют на вооружении модернизированные, приспособленные под деятельность спецслужб модели беспилотных воздушных судов. Например, многие БВС оснащены программным обеспечением интеллектуального полета (см. рис. 4). Так, оператор, используя такую конфигурацию БВС, может задать курс полета или определить цель - и судно автономно проследует по заданному маршруту на заданной высоте. Это дает возможность оператору полностью сосредоточиться на видео-или фотосъемке.

На сегодняшний день разработан БВС со специальной программой, взаимодействующей с нейросетью, которая распознает цель. Так называемый трекинг-беспилотник может следовать за выбранной движущейся целью, сохранять в своей памяти образы объектов и при обнаружении новых целей производить их идентификацию8. А запатентованная модель воздушно-водного дрона TJ-FlyingFish (см. рис. 5) способна не только летать, но и плавать и даже погружаться под воду. Конструкция этого БВС включает основной куполообразный модуль и подсоединенные к нему четыре штанги с моторно-про-пеллерными винтовыми блоками. В режиме воздушного полета винты обращены вверх, когда БВС находится в воде, они разворачиваются на 180 градусов и позволяют аппарату погружаться под воду и плавать. После всплытия дрон может

8 Программа Ростеха поможет системам наблюдения выявлять подозрительные объекты [Электронный ресурс]. - URL: https://scientificrussia.ru/articles/programma-rosteha-pomozet-sistemam-nabludenia-vyavlat-podozritelnye-obekty (дата обращения: 26.10.2022).

Рисунок 5. Модель воздушно-водного БВС TJ-FlyingFish

взлететь непосредственно с поверхности воды9. Такую модель БВС можно использовать в деятельности территориальных органов МВД России на транспорте для мониторинга, инспектирования и осуществления поисково-спасательных операций на морских и речных акваториях, а также для доставки различных средств (например, медикаментов) при чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, беспилотные воздушные судна при широком спектре преимуществ выступают инновационным средством для повышения эффективности деятельности сотруд-

9 Дрон TJ-FlyingFish может летать и плавать под водой [Электронный ресурс]. - URL: https://robogeek.ru/letayuschie-roboty/dron-tj-flyingfish-mozhet-letat-i-plavat-pod-vodoi (дата обращения: 08.04.2023).

ников органов внутренних дел. Использование БВС с целью наблюдения и мониторинга оперативной обстановки на улицах, площадях, скверах, парках, на транспортных магистралях и терминалах, при проведении массовых мероприятий, безусловно, позволяет решить широкий круг задач, стоящих перед сотрудниками ОВД. Имеющийся на сегодняшний день тактический функционал БВС не ограничивает круг возможностей их применения.

Для полномоштабного внедрения БВС в деятельность органов внутренних дел и решения проблемных вопросов, связанных с их использованием, считаем целесообразным:

- разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую применение беспилотных воздушных судов в органах внутренних дел;

- в структуре МВД России создать специальное подразделение, например Главный Центр применения беспилотных воздушных судов, осуществляющее централизованное управление и координацию деятельности по использованию БВС;

- организовать на базе образовательных организаций системы МВД России в рамках профессиональной подготовки и повышения квалификации специальное обучение по управлению и эксплуатации БВС;

- рассмотреть вопрос о возможности оснащения современными и модернизированными беспилотными комплексами территориальных органов МВД России с учетом экономической составляющей и реальной потребности в этом.

Литература

1. Карпович А.В., Чернышев Ю.М. Выполнение огневых задач с беспилотным летательным аппаратом типа квадрокоптер: учебное пособие - Санкт-Петербург: МВАА, 2022. - 104 с.

2. Ларин Я.А., Усманова В.Р., Железняков Д.В. БПЛА гражданского назначения / Исследования молодых ученых - вклад в инновационное развитие России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Астрахань: НИЦ «АЭТЕРНА», 2014. С. 188-189.

3. Измайлова Д.З., Кива В.В., Инютин Е.Д. Безопасность полетов и беспилотные воздушные суда / Экология и безопасность жизнедеятельности: сборник статей XX Международной научно-практической конференции, Пенза, 14-15 декабря 2020 года. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. С. 86-90.

4. Зулькарнаев В.У., Камалова В.Р. Практическое применение беспилотных летательных аппаратов в современном мире // Инновации в науке. - 2016. - № 4-2 (53). - С. 23-26.

5. ЗинченкоД.С. Перспективы применения беспилотных летательных аппаратов (квадракоптеров) сотрудниками спецподразделений в условиях проведения контртеррористической операции / Д.С. Зинченко, А.С. Нерубенко, О.А. Колесникова, А.Г. Колесников // Современный ученый. - 2023. - № 1. - С. 301-308.

6. Мартынюк С.Н., Косовский В.Б. Использование беспилотных летательных аппаратов в обеспечении безопасности дорожного движения // Теория и практика общественного развития. - 2021. - № 2 (156). - С. 50-53.

7. Муллажанов Р.Ш. Использование квадрокоптеров в профессиональной деятельности оперативных подразделений // Вестник современных исследований. - 2019. - № 3.9 (30). - С. 13-16.

8. Косовский В.Б., Мартынюк С.Н. Актуальные вопросы практического применения беспилотной техники в органах внутренних дел Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. - 2020. - № 3 (80). - С. 25-29.

9. Леонов А.С., Гоишкин Д.А., Калашников В.С. Перспективы развития в России беспилотных летательных аппаратов // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». - 2022. - Т. 2. - С. 195-198.

10. Егошин И.В., Константинов Н.С. Актуальность практического применения органами внутренних дел беспилотных летательных аппаратов при выполнении оперативно-служебных задач // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2022. - № 3 (35). - С. 99-104.

11. Мартынюк, С.Н., Косовский В.Б. Использование беспилотных летательных аппаратов в обеспечении безопасности дорожного движения // Теория и практика общественного развития. - 2021. - № 2 (156). - С. 50-53.

References

1. KarpovichA.V., ChernyshevYu.M. Vypolnenie ognevyh zadach s bespilotnym letatel'nym apparatom tipa kvadrokopter: uchebnoe posobie - Sankt-Peterburg: MVAA, 2022. - 104 s.

2. Larin Ya.A., Usmanova V.R., Zheleznyakov D.V. BPLA grazhdanskogo naznacheniya / Issledovaniya molodyh uchenyh - vklad v innovacionnoe razvitie Rossii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Astrahan': NIC «AETERNA», 2014. S. 188-189.

3. Izmajlova D.Z., Kiva V.V., Inyutin E.D. Bezopasnost' poletov i bespilotnye vozdushnye suda / Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti: sbornik statej XX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Penza, 14-15 dekabrya 2020 goda. - Penza: Penzenskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2020. S. 86-90.

4. Zul'karnaev V.U., Kamalova V.R. Prakticheskoe primenenie bespilotnyh letatel'nyh apparatov v sovremennom mire // Innovacii v nauke. - 2016. - № 4-2 (53). - S. 23-26.

5. Zinchenko D.S. Perspektivy primeneniya bespilotnyh letatel'nyh apparatov (kvadrakopterov) sotrudnikami specpodrazdelenij v usloviyah provedeniya kontrterroristicheskoj operacii / D.S. Zinchenko, A.S. Nerubenko, O.A. Kolesnikova, A.G. Kolesnikov // Sovremennyj uchenyj. - 2023. - № 1. - S. 301-308.

6. Martynyuk S.N., Kosovskij V.B. Ispol'zovanie bespilotnyh letatel'nyh apparatov v obespechenii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2021. - № 2 (156). - S. 50-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. MullazhanovR.Sh. Ispol'zovanie kvadrokopterov v professional'noj deyatel'nosti operativnyh podrazdelenij // Vestnik sovremennyh issledovanij. - 2019. - № 3.9 (30). - S. 13-16.

8. Kosovskij V.B., Martynyuk S.N. Aktual'nye voprosy prakticheskogo primeneniya bespilotnoj tekhniki v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. - 2020. - № 3 (80). - S. 25-29.

9. Leonov A.S., Grishkin D.A., Kalashnikov V.S. Perspektivy razvitiya v Rossii bespilotnyh letatel'nyh apparatov // Trudy Mezhdunarodnogo simpoziuma «Nadezhnost' i kachestvo». - 2022. - T. 2. - S. 195-198.

10. Egoshin I.V., Konstantinov N.S. Aktual'nost' prakticheskogo primeneniya organami vnutrennih del bespilotnyh letatel'nyh apparatov pri vypolnenii operativno-sluzhebnyh zadach // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2022. - № 3 (35). - S. 99-104.

11. Martynyuk, S.N., Kosovskij V.B. Ispol'zovanie bespilotnyh letatel'nyh apparatov v obespechenii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2021. - № 2 (156). - S. 50-53.

(статья сдана в редакцию 14.02.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.