ISSN 2311-8709 (Online) Проблемы глобализации
ISSN 2071-4688 (Print)
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ЕАЭС И АСЕАН В ФОРМАТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН БРИКС Илья Витальевич МЕДВЕДЕВ
студент юридического факультета,
Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 27.09.2016 Принята в доработанном виде 11.10.2016
Одобрена 31.10.2016
УДК 338.27 JEL: F15, F36
Ключевые слова: Россия, БРИКС, Ассоциация стран юго-восточной Азии, Евразийский экономический союз, общий рынок
Аннотация
Предмет. Изучение тенденций, связанных с запуском интеграционных процессов ЕАЭС и АСЕАН, на фоне общей ситуации в экономиках стран БРИКС.
Цели. Анализ текущей экономической ситуации и интересов России и ЕАЭС в случае реализации проекта, связанного с взаимодействием БРИКС и АСЕАН, а также с другими интеграционными объединениями, в которых находятся страны - участницы БРИКС, в целях потенциально возможного создания общего рынка.
Методология. Основы системного анализа и формальной логики. Проведено исследование целесообразности, возможностей использования площадки БРИКС в качестве инструмента взаимодействия региональных интеграционных объединений в целях развития интеграции. Результаты. Раскрыта необходимость реорганизации БРИКС и развития, связанного с запуском множества интеграционных проектов, прежде всего по причине общих интересов стран, входящих БРИКС, и в особенности России. Были проанализированы последствия негативного сценария с созданием конкурента БРИКС и формированием новой группы стран под названием ТИККС.
Выводы. Создание диалоговой площадки БРИКС и разработка проекта по формированию общего рынка являются следующим шагом развития БРИКС и одним из решений, связанных с встраиванием России в мировую экономику на фоне меняющийся ситуации, рецессии экономики и ухода западных инвесторов с рынка РФ при сохраняющейся сильной конкуренции со стороны азиатских и западных партнеров. В случае неудачи развития направления БРИКС стоит ожидать дальнейшей рецессии РФ и провала направления, связанного с поворотом на восток.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Прежде чем начинать разговор, посвященный перспективам интеграции России и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (далее АСЕАН) в формате взаимодействия БРИКС и Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), стоит обратить внимание на текущую ситуацию, которая сложилась на данный момент. В мае 2016 г. состоялись очередные переговоры, которые должны были стать продолжением укрепления российско-китайского сотрудничества и «сближением стран АСЕАН и ЕАЭС» [1].
Однако несмотря на громкие заявления по поводу налаживания и углубления сотрудничества между Россией и странами ЕАЭС и АСЕАН во главе с Китаем, каких-либо стратегически важных и значимых решений принято не было. Если говорить о причинах, почему не было принято каких-либо решений касательно запуска интеграционных процессов ЕАЭС, то главные проблемы кроются во внешней политике и неравенстве экономик. Более конкретно - Китай, который занимает лидирующую позицию в АСЕАН, не видит большого смысла в расширении на север [2] в контексте запуска тех или иных интеграционных процессов, направленных на какое-либо серьезное сотрудничество со странами
ЕАЭС. Для Китая, как и для других возможных инвесторов, ЕАЭС - это прежде всего потенциальная зона риска [3], поскольку несмотря на большой инвестиционный потенциал стран, входящих в данное объединение, можно сказать, что он не реализуется в должном объеме и с должной эффективностью.
Еще одной проблемой, которая стоит на пути выстраивания интеграционных взаимоотношений АСЕАН и ЕАЭС, несомненно, является внешняя политика. На данный момент около 95% суммарного ВВП ЕАЭС приходится на Россию и Казахстан, в связи с чем становятся понятны сомнения Китая в выстраивании каких-либо связей с другими странами - участницами указанного объединения по причине их малозначительности как при принятии решений, так и по потенциально низкому товарообороту.
Также стоит обратить внимание на основную статью экспорта, который идет в Китай из стран Евразийского экономического союза. Он представлен энергоресурсами России и Казахстана, торговля которыми не регулируется нормами ЕАЭС, что только еще раз доказывает, что при текущем положении вещей ждать каких-
либо грандиозных положительных перемен в российско-китайских отношениях слишком оптимистично [4].
При разработке планов касательно развития ЕАЭС следует понимать, что на данный момент Россия по причине неравенства экономики представляет для Китая своего рода посредника [5], который позволит Китаю выйти на рынок стран Евросоюза, что в свою очередь говорит о том, что Китай видит в России путь к новым рынкам сбыта и на данный момент никак не расценивает ЕАЭС в качестве некой замены Европейскому Союзу. В связи с этими причинами складывается довольно опасная ситуация, вызванная неспособностью ЕАЭС к дальнейшему развитию, которое может произойти только через налаживание интеграционного взаимодействия с другими подобными объединениями.
Если вернуться к России в рамках обзора негативных тенденций [6], о которых было сказано ранее, стоит также отметить, что на данный момент России, по сути, нечего предложить [7] Китаю и АСЕАН в рамках развития ЕАЭС. Даже если рассматривать крупные инвестиционные проекты, к которым можно отнести в качестве примера строительство газопроводов «Сила Сибири» и «Алтай», можно сказать, что все усилия российской стороны направлены на торговое партнерство в области энергоресурсов, что в свою очередь никак не может заинтересовать Китай в сотрудничестве с ЕАЭС как с экономическим объединением. Также определенные опасения вызывают новые инвестиционные проекты Китая в Казахстане, Туркмении, Иране, связанные с выходом в Европу. Стоит сказать, что в случае успешной реализации этих проектов Россия может быть исключена из каких-либо планов по созданию Шелкового пути, что приведет только к ухудшению ситуации, ведь единственное весомое конкурентное преимущество в виде инвестиционного потенциала России и ЕАЭС может быть утеряно [8].
При данном сценарии нельзя исключать возможность политического давления России на Казахстан в случае успешной реализации новых логистических проектов [9], что, несомненно, приведет к самым негативным последствиям и даже к возможному распаду регионального экономического объединения ЕАЭС и дальнейшей изоляции России. Кроме того, стоит принимать во внимание тот факт, что на фоне ухудшения отношений России и Запада для Китая невыгодно заключать какие-либо крупные инвестиционные проекты - прежде всего по причине закономерного
ухудшения [10] в области торговых отношений со странами ЕС и США. И в этом случае очевидным является то, что для такой зависимой от экспорта страны, как Китай, возможная потеря рынков сбыта на территории указанных стран станет серьезным ударом, что в свою очередь подводит к выводу, что Россия и страны ЕАЭС не стоят таких рисков [11].
Вся эта совокупность факторов не оставляет практически никаких шансов для России получить доступ к крупным инвестиционным фондам Азии, а именно к фонду Шелкового пути и Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций для стабилизации ситуации, связанной с изменившимися реалиями мировой экономики. Исходя из этого любые попытки, связанные с ведением диалога России и Китая в рамках взаимодействия и интеграции ЕАЭС и АСЕАН, будут обречены на неудачи до тех пор, пока Россия будет пытаться вести диалог на равных правах, так как при очевидном неравенстве экономик затруднения в данном вопросе будет преодолеть весьма непросто.
Если возвращаться к возможности запуска интеграции ЕАЭС и АСЕАН, сразу стоит определить те основные и стратегически важные направления, по которым может вестись работа. С учетом ныне сложившейся ситуации стоит снова отметить, что сотрудничество ЕАЭС с АСЕАН -это прежде всего взаимодействие неравных экономик [12], в связи с чем огромную роль во всех инициативах ЕАЭС в лице России играет политический фактор. Собственно говоря, данный фактор и является самой главной причиной попадания в тупик при диалоге со странами АСЕАН и Китаем по поводу запуска зоны свободной торговли, которая должна стать отправной точкой в развитии обоих объединений.
Как уже было сказано ранее, по причине разногласий ЕАЭС в лице РФ со странами Запада и ухудшения торговых отношений в связи с проводимой внешней политикой Китай просто не будет идти на риск [13]. Таким образом, попытки предпринимать какие-либо действия, направленные на замену западных партнеров, с помощью Китая и АСЕАН будут являться скорее неудачными. Это будет происходить потому, что как рынок сбыта страны ЕАЭС и в частности Россия сильно проигрывают странам Евросоюза, Североамериканского соглашения о свободной торговле (далее - НАФТА) и транстихоокеанского партнерства (далее - ТТП), в связи с чем надежды на приход крупных инвесторов из Азии могут оказаться несбыточными.
В качестве варианта решения данной проблемы можно рассматривать сотрудничество России и стран - участниц БРИКС для создания концепции глобального рынка для государств, входящих в данное объединение. В случае успешной реализации концепции и заинтересованности стран-участниц можно будет говорить о возможности преодоления существующих на данный момент негативных тенденций и затруднений, в которых оказалась ЕАЭС из-за сложности запуска интеграционных проектов с Китаем и странами АСЕАН.
Также в пользу утверждения о полезности работы и возможности развития сотрудничества [14] ЕАЭС и АСЕАН в рамках БРИКС можно привести пример, что по причине очень сильной зависимости от экспорта Китай будет пытаться создавать полностью подконтрольные ему и стабильные рынки сбыта [15]. Разумеется, несмотря на потенциальную выгоду от направления на запад, в долгосрочной перспективе ситуация может разительно поменяться не в лучшую сторону не только для Китая, но и для партнеров по АСЕАН и БРИКС. Если же рассматривать саму концепцию, то она должна включать комплексный подход, который связан с активным сотрудничеством всех стран - участниц БРИКС, однако описание самой концепции - тема отдельного разговора.
Касательно следующего направления, по которому следует вести работу, несомненно, решающую роль будет играть то, сможет ли ЕАЭС конкурировать с подобными региональными объединениями или же останется в числе отстающих. На данный момент можно сказать, что в долгосрочной перспективе ситуация выглядит довольно удручающе, особенно если брать во внимание общий спад ВВП ЕАЭС на 1,4% в 2016 г., ситуация на самом деле не предполагает наступления положительного сценария. Если рассматривать ситуацию в общем, то на данный момент основное конкурентное преимущество, которое имеет ЕАЭС, - это инвестиционный потенциал и энергоресурсы [16]. Однако существует несколько проблем, связанных с реализацией этого потенциала, а именно волатильность цен на энергоресурсы, которая напрямую определяет вектор развития двух крупнейших экономик ЕАЭС в лице России и Казахстана, и невозможность эффективного использования инвестиционного потенциала по причине ряда различных факторов, заслуживающих отдельного рассмотрения.
Если вернуться к сотрудничеству АСЕАН и России в формате БРИКС, то следует сказать, что на настоящий момент это решение может являться единственной альтернативой развития ЕАЭС. Данное утверждение особенно актуально в свете заявления АСЕАН о наращивании товарооборота с Россией, который достиг 13,4 млрд долл. США, что составляет 0,6% от общего товарооборота АСЕАН и ставит Россию на 8-е место в качестве стратегически важных партнеров АСЕАН. Исходя из данного заявления можно с уверенностью сказать, что ситуация выглядит довольно удручающей [17], особенно если проводить параллели показателей по товарообороту, которые представили другие крупные партнеры АСЕАН, в частности Китай - 15,2% от общего товарооборота, Япония - 10,5%, США - 9,3% и ЕС - 10%. Данные показатели демонстрируют, что хоть Россия и является значимым партнером, однако с учетом особенностей экономики и текущей ситуации на рынке нефти ее положение в рядах стратегически важных партнеров шатко.
Таким образом, в данной ситуации стоит отметить, что желание ЕАЭС в лице России выстраивать интеграционные отношения с АСЕАН целиком и полностью зависят от того, могут ли указанные инициативы ухудшить отношения АСЕАН с партнерами - ЕС, США и Японией. Положительный или отрицательный ответ на данный вопрос предопределят судьбу проекта, предложенного Россией. На данный момент ответ на этот вопрос будет отрицательным [18], а заявления о возможном создании зоны свободной торговли ЕАЭС и АСЕАН и формирование исследовательской группы по данному вопросу является лишь попыткой отсрочить окончательное решение, которое будет являться негативным для ЕАЭС, если в скором времени не будут нормализованы отношения с Западом.
Если рассматривать БРИКС в качестве возможной альтернативы, с помощью которой можно было бы разрешить данную проблему, то здесь нужно отметить, что работа, связанная с созданием большого интеграционного проекта при помощи БРИКС, может заинтересовать ряд стран, входящих в данное объединение, которые по совместительству являются наиболее сильными представителями различных региональных объединений, таких как Сообщество развития Юга Африки (далее - САДК), Южноафриканский таможенный союз, Южноамериканский общий рынок (далее - МЕРКОСУР), АСЕАН и ЕАЭС. Под интеграционным проектом в данном случае
понимается работа по укрупнению перечисленных интеграционных объединений в контексте концепции глобального рынка стран БРИКС.
Необходимо отметить, что уже сейчас существуют некоторые наработки в виде Банка и Резервного фонда БРИКС, которые могут оформиться в одни из первых наднациональных органов БРИКС и в дальнейшем стать своего рода отправной точкой в реализации указанного плана. Что касается укрупнения интеграционных объединений, необходимо понимать, что дальнейшее развитие БРИКС дает России и странам - партнерам по ЕАЭС не только необходимый инструментарий для запуска ряда интеграционных проектов в рамках АСЕАН, но и развитие ряда других многообещающих интеграционных проектов [19].
Разумеется, данный сценарий сложен в реализации по причине ряда факторов, которые могут завести данный проект в тупик, а именно - желание ряда стран, входящих в БРИКС, избежать формализации отношений внутри объединения и тем самым сохранить статус-кво, который заключается в использовании БРИКС в качестве неформальной организации без каких-либо серьезных обязательств. Это в свою очередь не идет на пользу ЕАЭС, в частности, России по причине ее инвестиционной неприглядности, вызванной различными экономическими и политическими рисками.
Данная негативная оценка строится исходя из того, что хоть использование БРИКС в качестве гибкой структуры и имеет положительные стороны в плане быстрого решения некоторых вопросов, но в таком формате ряд стран, к примеру, Бразилия и ЮАР будут продолжать рассматривать объединение главным образом как механизм привлечения инвестиций через упомянутый ранее Банк и Резервный фонд БРИКС. Таким образом, без некоторых серьезных структурных сдвигов в данной системе БРИКС имеет шанс застыть в своем развитии, что в текущих условиях является нежелательным.
Следующей проблемой является неравенство экономик, нежелание стран идти по пути либерализации торговли в связи с опасением вытеснения отечественных производителей китайскими и в возможной перспективе -индийскими. Не улучшает ситуацию и то, что Китай продолжает заниматься валютным демпингом, искусственно занижая курс юаня, что в свою очередь вызывают критику со стороны остальных участников БРИКС.
Также наряду с изменением мировой экономики свой вклад вносит внешнеполитический фактор, о котором было сказано ранее и который представлен в виде политики ЕС, США и партнеров по НАФТА, Till по оттоку капитала из развивающихся стран обратно в развитые, что закономерно провоцирует повышение ставок центральными банками ряда стран и, соответственно, снижение темпов роста ВВП. Эту тенденцию можно проследить хотя бы на примере действий инвестиционного банка Goldman Sachs, который закрыл свой проект под названием «Фонд БРИКС» из-за потери около 90% активов и снижения доходов на 21% за последние 5 лет.
Такая негативная тенденция связана прежде всего с совокупностью факторов, которые выражены в рецессии экономик России, Бразилии и ЮАР, нестабильности политической ситуации (Бразилия) и финансового рынка (Китай). Иными словами, иностранный инвестор выходил на развивающиеся рынки прежде всего по причине высоких темпов роста экономик и, несмотря на проблемы, вызванные низкими стандартами корпоративного управления, все равно продолжал инвестировать в страны БРИКС. Сейчас этого фактора у развивающихся стран нет, что ведет к оттоку капитала из них и стран с переходной экономикой, к коим относится и Россия.
Последней и наиболее важной проблемой для России является то, что если в скором времени не будут выработаны экономические механизмы, которые будут способны стабилизировать текущую ситуацию, есть серьезный риск исключения России из БРИКС иностранными инвесторами, что в свою очередь полностью изолирует экономику РФ и лишит ее возможности какого-либо серьезного роста на годы.
Все перечисленные проблемы на данный момент будут серьезно тормозить любые попытки развития в рамках БРИКС, в связи с чем трансформирование БРИКС из своего рода неформального объединения в некое подобие коалиции является необходимым. Данный шаг будет закономерным и разумным, так как рано или поздно ряду стран, которые на данный момент состоят в БРИКС, придется столкнуться с разногласиями в отношениях с западными партнерами по причине проводимой этими странами (в частности, Китаем и Индией) агрессивной внешнеторговой политики. В данном случае единственным способом снизить риски и потенциальный ущерб для наиболее сильных экономик стран БРИКС является создание общего
рынка, что окажется возможным только в рамках сотрудничества крупных региональных интеграционных объединений, о которых говорилось ранее.
Успех данного проекта не только положительно решит вопрос, связанный с запуском интеграционных процессов ЕАЭС и АСЕАН, но и позволит России получить новые рынки сбыта. Как уже говорилось ранее, проект не лишен недостатков, однако в случае отсутствия прогресса в контексте налаживания отношений России с ЕС и США данный вариант является оптимальным и необходимым. В ситуации неудачи переговоров с западными партнерами наиболее эффективным способом восстановления товарооборота и выхода из международной изоляции будет сотрудничество России в формате БРИКС. И если Россия совместно с ЕАЭС окажется в состоянии разработать проект, направленный на сближение региональных интеграционных объединений, в которых состоят страны БРИКС, можно будет не только говорить о преодолении текущего экономического кризиса, но и рассматривать совершенно новую модель, которая в будущем может стать аналогом ЕС.
Также подтверждением необходимости создания указанного проекта является снижение инвестиций в РФ от стран ЕС и США, а также от стран БРИКС. Причем стоит обратить внимание на тот факт, что текущие проекты, касающиеся наращивания взаимодействия РФ со странами БРИКС, на примере того же Китая, являются по своей сути точечными и в долгосрочной перспективе окажутся в большей степени выигрышными для Китая, а не для РФ и стран ЕАЭС. Поэтому стоит еще раз подчеркнуть необходимость налаживания диалога РФ и стран -участниц БРИКС не просто в рамках формата организации с сохранением статус-кво, а с использованием площадки БРИКС для взаимодействия региональных интеграционных объединений. Создание такого рода площадки
могло бы дать некий толчок к формированию нового крупного экономического объединения наподобие того же Евросоюза, о чем говорилось ранее.
Работа в таком формате отвечает той ситуации, которая сложилась в мире на данный момент, и серьезные разногласия Китая, а в будущем и Индии с западными партнерами по причине агрессивной внешнеэкономической политики [20] является лишь вопросом времени. Все это только подчеркивает необходимость создания общего рынка с устойчивыми темпами роста и снижением торговых и административных барьеров для стран, которые будут входить в новое объединение. Именно поэтому в случае того преобразования БРИКС, о котором говорилось ранее, можно будет говорить о развитии площадки для диалога с интеграционными объединениями. Развитие БРИКС по тому пути, о котором говорилось в данной статье, в будущем может не просто создать преференции странам - участницам БРИКС, но улучшить положение ряда наименее экономически сильных региональных интеграционных объединений. В заключение нужно отметить, что все перечисленные негативные моменты, связанные с рецессией экономик стран БРИКС, предвосхищают довольно опасные тенденции для российской экономики. В этом случае объявление иностранными инвесторами новой группы стран ТИККС, куда будут входить Тайвань, Индия, КНР, Южная Корея и Южная Африка будут сильно затруднять приход крупных инвесторов в Россию.
Иными словами, в случае раскола группы стран БРИКС в связи с появлением ТИККС и исключением из этой группы России все крупные интеграционные проекты, включая попытку интеграции с АСЕАН, окажутся под угрозой срыва. В этой ситуации можно предполагать далеко идущие негативные последствия, связанные с отказом западных инвесторов от Российского рынка и возможным провалом внешнеэкономической политики.
Список литературы
1. Миронова В.Н. Зона свободной торговли АСЕАН: Проблемы и перспективы развития // Таможенное дело.2015.№ 2. С. 19-22.
2. Мурадов К.Ю. Россия - АСЕАН: Торговля и глобальные производственные цепочки // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 8. С. 25-39.
3. Гарри М.И. Конкурентные стратегии Пекина и малых стран АСЕАН в Южно-Китайском море // Международные процессы. 2015. № 40. С. 81-88.
4. Захарова Е.В., Русакович В.И. АСЕАН в мировой экономике: Реалии XXI века // Инновационная экономика. 2014. № 4. URL: http://193.232.218.56/web-local/fak/rj/index.php?id=25&mod=rubric&mm=20.
5. Комиссарова О.В. Конкурентоспособность национальных экономик стран АСЕАН: Факторы формирования инвестиционного и делового климата // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9. С. 368-371.
6. Проблемы выживания и развития экономики России / под ред. В.А. Петрищева. Тверь: Твер. Гос. ун-т, 2015. 212 с.
7. Модернизация законодательства современной России в контексте различных отраслей права: проблемы и суждения / под ред. Н.А. Антоновой, А.Н. Сухарева. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016. 176 с.
8. Харина Т.В., Колоколова К.И. ЕАЭС: Проблемы и перспективы развития // Проблемы и перспективы современной науки. 2016. № 11. С. 327-329.
9. Чибухчян С. Состояние и перспективы развития логистики в странах ЕАЭС // Логистика. 2016. № 5. С. 26-31.
10. Модернизация механизмов развития экономики России / под ред. А.Н. Сухарева. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016. 116 с.
11. Суслов Е.Ю., Растова Ю.И. Технологии интеграционных решений в инновационном сотрудничестве на пространстве ЕАЭС // Экономика и предпринимательство. 2016. № 7. С. 87-90.
12. Зеленева И.В., Концова Е.А. АСЕАН и ЕАЭС: Проблемы и перспективы и сотрудничества // Управленческое консультирование. 2015. № 11. С. 112-123.
13. Зайцева Е.В. Санкция на санкцию: Запреты, введенные Россией и Западом, влияние на дальнейшее развитие РФ // Молодой ученый. 2016. № 2. С. 493-497.
14. Дронова А.Н. Взаимодополняемость стран БРИКС: Возможности установления прочных взаимных отношений и роль БРИКС в построении нового экономического порядка // Молодой ученый. 2016. № 10. С.678-680.
15. Наумов А.О. Мягкая сила группы стран БРИКС (на примере Бразилии и ЮАР) // Мировая политика. 2015. № 4. С. 27-40. URL: http://e-notabene.ru/wi/article_17025.html. doi: 10.7256/24098671.2015.4.17025
16. Тлисова Д.Х., Криворотова Н.Ф. Интеграционные преимущества ЕАЭС и его геополитическая роль в архитектуре современной мировой экономики // Наука сегодня: теория, практика, инновации. 2016. С.912-916.
17. Тымин Г.А. Перспективы развития ЕАЭС в условиях кризиса // Антикризисная политика России и ЕАЭС в условиях системного кризиса мировой экономики. Материалы научно-практической конференции. М.: Национальный институт энергетической безопасности, 2016. С. 90-95.
18. Горбачев С.Б. Влияние украинского кризиса на ЕАЭС // Роль субъектов Российской Федерации в укреплении сотрудничества стран ЕАЭС и ШОС. Уфа: Башкирский государственный университет, 2015. С. 62-67.
19. Уянаяев С.В. Китай и Индия. КНР в РИК и БРИКС // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. М.: Форум, 2014. С. 272-274.
20. Беликова К.М. Пределы дозволенного доминирования на рынке и контроль за слиянием и приобретением крупных партий имущества в БРИКС на примере России, Индии и Южной Африки // Юрист. 2013. № 20. С. 21-26.
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
Challenges of Globalization
PROSPECTS FOR EAEU AND ASEAN INTEGRATION WITHIN THE BRICS COUNTRIES INTERACTION Il'ya V. MEDVEDEV
Tver State University, Tver, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 27 September 2016 Received in revised form 11 October 2016 Accepted 31 October 2016
JEL classification: F15, F36
Keywords: BRICS, Association of Southeast Asian Nations, ASEAN, Eurasian Economic Union, Common Market
Abstract
Subject The article addresses trends associated with the launch of integration processes of the ASEAN and the EAEU against the backdrop of general situation in the BRICS economies. Objectives The purpose is to review the current economic situation and interests of Russia and the EAEU in the event of project implementation related to interaction with BRICS and ASEAN and other integration associations of the BRICS countries, for possible creation of the common market. Methods The study draws on systems analysis and formal logic. It explores the practicality and possibility of using the BRICS format as a tool for cooperation of regional integration associations to develop integration.
Results The article shows the need to reorganize the BRICS and develop projects for launching a variety of integration projects, primarily in view of common interests of the BRICS member countries. It analyzes the consequences of the negative scenario related to the creation of the TICKS group, a competitor of the BRICS.
Conclusions Creating a platform for a dialogue of the BRICS and planning the common market formation project is the next step in the development of the BRICS. It is also one of decisions focused on Russia's incorporation into the world economy in the midst of the changing situation, economic recession and foreign investors' exit from the Russian market, and against the persistent competition on the part of Asian and Western partners.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Mironova V.N. [ASEAN Free Trade Area: Problems and development prospects]. Tamozhennoe delo = Customs Affairs, 2015, no. 2, pp. 19-22. (In Russ.)
2. Muradov K.Yu. [Russia - ASEAN: Trade and global production chains]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2015, no. 8, pp. 25-39. (In Russ.)
3. Garri M.I. [Competitive strategies of Beijing and small countries of ASEAN in the South China sea].
Mezhdunarodnyeprotsessy = International Trends, 2015, no. 40, pp. 81-88. (In Russ.)
4. Zakharova E.V., Rusakovich V.I. [ASEAN in the world economy: Reality of the 21st century]. Innovatsionnaya ekonomika = Innovative Economy, 2014, no. 4(1). Available at: http://193.232.218.56/web-local/fak/rj/index.php?id=25&mod=rubric&mm=20. (In Russ.)
5. Komissarova O.V. [Competitive ability of national economies of the ASEAN countries: Factors shaping the investment and business climate]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 9, pp. 368-371. (In Russ.)
6. Problemy vyzhivaniya i razvitiya ekonomiki Rossii [Problems of survival and development of the Russian economy]. Tver, Tver State University Publ., 2015, 212 p.
7. Modernizatsiya zakonodatel'stva sovremennoi Rossii v kontekste razlichnykh otraslei prava: problemy i suzhdeniya [Modernization of laws of modern Russia in the context of various branches of law: Problems and perceptions]. Tver, Tver State University Publ., 2016, 176 p.
8. Kharina T.V., Kolokolova K.I. [EAEU: Problems and development prospects]. Problemy i perspektivy sovremennoi nauki = Problems and Prospects of Modern Science, 2016, no. 11, pp. 327-329. (In Russ.)
9. Chibukhchyan S. [Status and prospects for logistics development in the EAEU countries]. Logistika = Logistics, 2016, no. 5, pp. 26-31. (In Russ.)
10. Modernizatsiya mekhanizmov razvitiya ekonomiki Rossii [Modernization of the mechanisms of Russian economy development]. Tver, Tver State University Publ., 2016, 116 p.
11. Suslov E.Yu., Rastova Yu.I. [Technology of integration solutions in the innovative cooperation within the Eurasian Economic Union]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2016, no. 7, pp. 87-90. (In Russ.)
12. Zeleneva I.V., Kontsova E.A. [ASEAN and EAEU: Problems and prospects for cooperation].
Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Administrative Consulting, 2015, no. 11, pp. 112-123. (In Russ.)
13. Zaitseva E.V. [Authorization of sanctions: Bans, imposition by Russia and the West, impact on further development of the Russian Federation]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 2, pp. 493-497. (In Russ.)
14. Dronova A.N. [The complementarity of the BRICS countries: A possibility to establish lasting interrelations and the role of the BRICS in building a new economic order]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 10, pp. 678-680. (In Russ.)
15. Naumov A.O. [The soft power of the BRICS group (the Brazil and South Africa case)]. Mirovaya politika = World Politics, 2015, no. 4, pp. 27-40. (In Russ.) Available at: http://e-notabene.ru/wi/article_17025.html. doi: 10.7256/2409-8671.2015.4.17025
16. Tlisova D.Kh., Krivorotova N.F. [Integration advantages of the EEU and its geopolitical role in the architecture of the modern world economy]. Nauka segodnya: teoriya, praktika, innovatsii = Science Today: Theory, Practice, Innovation, 2016, pp. 912-916. (In Russ.)
17. Tymin G.A. [Prospects for the EEU development under crisis]. Antikrizisnaya politika Rossii i EAES v usloviyakh sistemnogo krizisa mirovoi ekonomiki. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Crisis Policy of Russia and the EEU under the System-wide Crisis of the World Economy]. Moscow, Natsional'nyi institut energeticheskoi bezopasnosti Publ., 2016, pp. 90-95. (In Russ.)
18. Gorbachev S.B. Vliyanie ukrainskogo krizisa na EAES. V kn.: Rol' sub" ektov rossiiskoi federatsii v ukreplenii sotrudnichestva stran EAES i ShOS [The impact of the Ukrainian crisis on the EEU. In: The role of subjects of the Russian Federation in strengthening the cooperation between the EEU and SCO countries. Ufa, Bashkir State University Publ., 2015, pp. 62-67. (In Russ.)
19. Uyanayaev S.V. Kitai i Indiya. KNR v RIK i BRIKS. V kn.: Kitaiskaya narodnaya respublika: politika, ekonomika, kul'tura [China and India. China in RIC and BRICS. In: People's Republic of China: Politics, economy, culture. Moscow, Forum Publ., 2014, pp. 272-274. (In Russ.)
20. Belikova K.M. [Limits of market domination and control over merger and acquisition of large shipments of property in BRICS: the Russia, India and South Africa case]. Yurist = Jurist, 2013, no. 20, pp. 21-26. (In Russ.)