мировая экономика / world economics
111
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-4-111-120 УДК 339.924(045) JEL F15
(CC) ]
БРИКС+ как фактор экономического роста и инвестиционного развития
И. З. Ярыгина, О.А. Боровикова11
а Финансовый университет, Москва, Россия 1 Банк России, Москва, Россия а http://orcid.org/0000-0001-8684-1684;' 1 https://orcid.org/0000-0001-5222-2236
BY 4.0
АННОТАЦИЯ
Предмет исследования — деятельность стран БРИКС. Цели работы — оценка инициативы создания формата межгосударственного сотрудничества стран БРИКС+ как фактора экономического развития государств-партнеров, а также выдвижение предложений, направленных на совершенствование механизма взаимодействия сторон по таким направлениям, как торговля и инвестиции, многостороннее сотрудничество банков развития, формирование международных финансовых центров, создание платежных систем и расширение использования национальных валют во взаимных расчетах. Сделан вывод о необходимости формирования благоприятных условий кооперации новых региональных объединений, ведущая роль в которых принадлежит России, Индии и Китаю. Актуальность исследования заключается в том, что оценка достижений и перспектив сотрудничества стран в сфере финансов, торговли и инвестиций, представленная в исследовании, позволяет сделать выводы о позитивном характере инициативы создания формата межгосударственного сотрудничества БРИКС+ и целесообразности расширения многостороннего взаимодействия на базе заключения торговых соглашений с расчетами в национальных валютах стран-партнеров, упрощения режимов инвестирования и их соответствующего финансового обеспечения, прежде всего в сфере финансирования крупных инфраструктурных проектов, обладающих интеграционным эффектом. В статье обоснована необходимость создания децентрализованной интеграционной модели взаимодействия сторон за счет привлечения к сотрудничеству большего количества участников, что позволит развивающимся странам преодолеть глобальные вызовы и эффективно решать задачи развития. Подчеркивается, что создание БРИКС+ является значимой инициативой, реализация которой будет способствовать выполнению задач, сформулированных указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и его посланием Федеральному Собранию от 20.02.2019.
Ключевые слова: БРИКС; экономическая интеграция; многосторонние инвестиции; международное сотрудничество; банки развития; мировые финансы
Для цитирования: Ярыгина И. З., Боровикова О.А. БРИКС+ как фактор экономического роста и инвестиционного развития. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(4):111-120. DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-4-111-120
ORIGINAL PAPER
BRICS+ as a Factor of Economic Growth and Investment Development
I. Z. Yaryginaa, O.A. Borovikovab
a Financial University, Moscow, Russia b Bank of Russia, Moscow, Russia a http://orcid.org/0000-0001-8684-1684; b https://orcid.org/0000-0001-5222-2236
ABSTRACT
The subject of the research is the BRICS countries activities. The purpose of the work is to assess the initiatives for creating the intergovernmental cooperation format BRICS+ as a factor of economic development of member states, as well as to suggest ways of the interaction mechanism perfection in the fields of trade, investments, multilateral cooperation of development banks, creating international financial centers and payment systems and making use of national currencies in mutual settlements.
It is concluded that it is necessary to form favorable conditions for cooperation within new regional associations with the Leading role of Russia, India and China. The urgency of the research lies in the fact that the assessment of achievements and prospects of the countries in the spheres of finance, trade and investments presented in the research allows to draw a conclusion about a positive character of the initiative to create the intergovernmental cooperation format BRICS+ and about advisability to expand multilateral interactions through trade agreements with mutual settlements in national currencies of partner countries, through simplification of investment mechanisms and their respective financial provision, primarily in financing major infrastructural projects that have an integration effect. The authors argue for the importance to create a decentralized integration model of interaction for parties via cooperating of a bigger number of participants, which will enable developing countries to meet global challenges and to solve developmental problems effectively. The authors also emphasize that the creation of BRICS+ is a significant initiative that will contribute to fulfilling the tasks formulated in the President of the Russian Federation V. V. Putin Decree 'About national goals and strategic objectives of the RF development for the period till 2024" and in his message to the Federal Assembly on 20.02.2019. Keywords: BRICS; economic integration; multilateral investments; international cooperation; development banks; global finance
For citation: Yarygina I. Z., Borovikova O. A. BRICS+ as a factor of economic growth and investment development. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2019;12(4):111-120. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-4-111-120
введение
Ключевым фактором развития современной мировой экономики служит активизация международной торговой и инвестиционной деятельности. Практика показала, что важное значение для определения вектора развития мировых экономических отношений имеет межгосударственное объединение БРИКС1 [1] вследствие того, что его участники обладают существенным экономическим, инвестиционным, сырьевым и демографическим потенциалом; на их долю приходится около 30% мирового ВВП по паритету покупательной способности (далее — ППС), 16% мировой торговли, 12% исходящих инвестиций, а также они охватывают 40% населения мира и 29% общемировой территории [2], принимают активное участие в деятельности международных финансовых институтов и работе по реформированию системы глобального управления и поддержанию стабильности международной торговой системы [3].
оценка потенциала развития национальных экономик брикс
В настоящее время решению задачи по ускорению экономического роста участников межгосударственной группы БРИКС и развитию их инвестиционного потенциала препятствует ряд внутренних ограничений, проявляющихся в различной динамике социально-экономического развития пяти стран (табл. 1).
1 БРИКС (от англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
Лидером среди всех участников БРИКС по объему ВВП является Китай (12,238 трлн долл. США), обеспечивающий четверть от общемирового уровня. При этом Всемирный банк прогнозирует2 в 2019 г. рост производства в этой стране на уровне 6,2%. Объем ВВП Бразилии и Индии превышает 2 трлн долл. США и составляет 2,5 и 3,2% соответственно от общемирового показателя при прогнозе роста на 2,4 и 7,4% соответственно. ВВП России — 1,578 трлн долл. США (около 2% от мирового ВВП) при оценке увеличения на 1,5% в годовом выражении, ВВП ЮАР — 0,349 трлн долл. США, что составляет менее 0,5% от мирового ВВП при прогнозе роста на 1,8% в год. Показатели объема производства на душу населения примерно одинаковы для трех государств БРИКС — Бразилии, Китая и ЮАР и составляют соответственно 15,5, 15,5 и 13,5 тыс. международных долларов3 в расчете на человека (далее — тыс. межд. долл./чел.). Значение данного показателя для России существенно выше приведенных значений — 25,5 тыс. межд. долл./чел.
Оценка потенциала развития национальных экономик БРИКС с учетом их инвестиционной привлекательности показывает, что существенное значение имеет показатель нормы накопления. Для двух участников межгосударственного объе-
2 World Bank Group Flagship Report. Global Economic Prospects. Darkening Skies. The World Bank. January 2019.
3 Международный доллар — условная расчетная денежная единица, применяемая при сравнении макроэкономических показателей разных стран, которая вычисляется делением единицы валюты соответствующей страны на расчетный показатель паритета покупательной способности, которую доллар США имел внутри США в оговоренное время.
Таблица 1 / Table 1
Основные макроэкономические показатели государств БРИКС в 2017 г. / Major macroeconomic
indicators of the BRICS countries in 2017
Показатель / Indicator Бразилия / Brazil Россия / Russia Индия / India Китай / China ЮАР / South Africa
ВВП, трлн долл. США / GDP, billions of dollars 2,056 1,578 2,597 12,238 0,349
ВВП на душу населения по ППС, тыс. межд. долл. (текущ. 2017) / GDP per capita (PPP), thousands of international dollars (at current prices, 2017) 15,5 25,5 7,1 15,5 13,5
Норма накопления, % ВВП / Rate of capital accumulation, per cent of GDP 15,5 24,3 31,7 44,4 18,6
Безработица, % рабочей силы / Rate of unemployment, per cent of workforce 12,8 5,2 3,5 4,1 27,3
Источник/Source: составлено авторами на основе данных Всемирного банка / compiled by the authors based on World Bank data.
динения — ЮАР и Бразилии характерна проблема низкой нормы накопления (18,6 и 15,5% соответственно при значении этого показателя более 20% для развивающихся стран). Кроме того, в этих странах наблюдается высокий уровень безработицы (27,5 и 12,8% соответственно). В КНР высокие темпы роста экономики определяются сверхвысокой нормой накопления (44,4%).
Одним из инструментов преодоления диссонансов развития является расширение экономической интеграции за рамки объединения пяти государств на все пространство развивающегося мира [4].
создание нового формата сотрудничества
Инициатива КНР по созданию нового формата сотрудничества БРИКС+ выдвинута в 2017 г. в рамках IX саммита БРИКС в Сямэне и предполагает формирование механизма кооперации между государствами БРИКС и крупными развивающимися странами на основе гибких режимов двустороннего или регионального сотрудничества.
Предложение КНР о создании БРИКС+ поддержано всеми участниками межгосударственной группы. Бразилия одобрила инициативу Китая в 2017 г., и в рамках IX саммита БРИКС в Сямэне участвовали представители Египта, Мексики, Таиланда, Гвинеи и Таджикистана. В 2018 г. в X саммите БРИКС, про-
шедшем под председательством ЮАР, приняли участие делегации африканских государств (Намибии, Анголы, Того, Руанды, Уганды, Сенегала и Габона), а также представители Аргентины, Турции и Ямайки.
В настоящее время имеются различные подходы к развитию указанного процесса. Например, один из вариантов реализации предложенной стратегии предполагает решение задач по созданию новой платформы сотрудничества посредством объединения региональных интеграционных блоков, в которых экономики стран БРИКС занимают ведущие позиции [4]. В целом более 35 государств пяти межгосударственных объединений располагают потенциальной возможностью расширения взаимодействия в рамках БРИКС+: Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС), объединяющий Россию, Белоруссию, Армению, Казахстан и Киргизию; МЕРКОСУР4, постоянными членами которого являются Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай; зона свободной торговли «Китай-АСЕАН», включающая, кроме Китая, Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянму и Камбоджу;
4 Mercosur или Mercosul (от исп. Mercado Común del Sur, порт. Mercado Comum do Sul, гуар. Ñemby Ñemuha, англ. Southern
Common Market) — общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем) и Венесуэлой
(постоянное членство приостановлено с 1 декабря 2016 г.).
Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии СААРК5, участниками которой являются Индия, Афганистан, Бангладеш, Бутан, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан и Шри-Ланка; Сообщество развития Юга Африки — САДК6, в состав которого входят ЮАР, Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Намибия, Зимбабве, Мозамбик, Ангола, Мадагаскар, Малави, Танзания, Замбия, Маврикий, Коморы, Демократическая республика Конго и Сейшельские острова.
оптимизация международного
сотрудничества в рамках брикс+
В целях разработки предложений, направленных на оптимизацию многостороннего сотрудничества в рамках БРИКС+, представляется целесообразным определить уровень взаимодействия стран в различных сферах.
1. Торгово-инвестиционное сотрудничество, ориентированное на увеличение числа соглашений о свободной и преференциальной торговле, снижение барьеров для прямых иностранных инвестиций в стратегические компании или отрасли, а также смягчение ограничений движения капитала между отдельными государствами или региональными блоками группы БРИКС+. В настоящее время укрепляются торговые связи между участниками БРИКС+, что подтверждает наличие существенного потенциала для дальнейшего развития сотрудничества и создает предпосылки для активизации экономического роста в государствах объединения. Например, в мае 2018 г. подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и КНР: стороны продолжают обсуждение вариантов развития взаимодействия в части сопряжения ЕАЭС и инициативы КНР «Экономический пояс Шелкового пути» (далее — ЭПШП) по созданию новых механизмов либерализации и оптимизации торговых отношений, обеспечению взаимосвязи инфраструктуры и свободного передвижения капитала с целью воплощения совместной идеи формирования зоны свободной торговли между Китаем и ЕАЭС в перспективе. В рамках взаимодействия с латиноамериканским регионом в декабре 2018 г. состоялось подписание меморандума о взаимопонимании между
5 Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества, СААРК (от англ. South Asian Association for Regional Cooperation — SAARC) — экономико-политическая организация восьми стран Южной Азии.
6 От англ. Southern African Development Community (SADC) — торгово-экономический союз стран Юга Африки.
ЕАЭС и Южноамериканским объединением Меркосур, определяющего рамки будущих отношений сторон, исходя из которых будут выбраны приоритетные сферы сотрудничества для проведения совместной работы по расширению экономических и торговых связей между государствами7. Кроме того, участники Южноамериканского общего рынка выражают желание подписать с ЕАЭС соглашение о зоне свободной торговли8, а ассоциированные члены этого объединения активно взаимодействуют с Евразийским экономическим союзом в направлении либерализации торговли. Перспективным институтом — участником процесса активизации экономического роста БРИКС и раскрытия инвестиционного потенциала является объединение экспортно-кредитных агентств БРИКС (далее — ЭКА БРИКС). Несмотря на то что в настоящее время это сотрудничество носит преимущественно технический характер и заключается в обмене опытом и применяемыми практиками, представители стран признают важную роль этой группы организаций в продвижении торговли внутри объединения и оказании поддержки экспортерам пяти стран. В рамках реализации инициативы БРИКС+ обсуждается возможность значительного расширения роли ЭКА БРИКС благодаря совместной поддержке проектов поставок продукции из БРИКС в третьи страны, что подтверждается положениями меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между экспортно-кредитными агентствами стран БРИКС, подписанного в рамках VI саммита БРИКС в 2014 г. [5]
2. Сотрудничество банков развития и иных институтов развития, образованных государствами БРИКС, закладывающее основу для расширения инвестиционного взаимодействия благодаря объединению ресурсов с целью реализации масштабных проектов устойчивого развития в странах БРИКС+. При этом центральную роль в данном процессе должен играть Новый банк развития (далее — НБР), способный занять ведущие позиции в сфере поддержки развития деятельности субъектов хозяйствования БРИКС [6] за счет приверженности принципам равенства и взаимовыгодного сотрудничества, ориентированности
7 Меркосур и ЕАЭС подписали меморандум о взаимопонимании (17.12.2018). Информационное агентство «ТАСС». URL: https://tass.ru/ekonomika/5924097 (дата обращения: 21.02.2019).
8 Меркосур хочет подписать с ЕАЭС соглашение о зоне сво-
бодной торговли. Евразия.Эксперт, 2018. URL: http://eurasia.
expert/merkosur-khochet-podpisat-s-eaes-soglashenie-o-
zone-svobodnoy-torgovli/ (дата обращения: 10.02.2019).
на создание предпосылок для устойчивого социального и экономического роста БРИКС [7], а также благодаря использованию различных, в том числе инновационных, инструментов финансирования [8].
В настоящее время результаты деятельности НБР подтверждают данное экспертное мнение. Банк активно сотрудничает с национальными банками развития БРИКС [9]. Например, в рамках этих операций НБР в апреле 2017 г. принято решение о предоставлении институту развития Бразилии (Banco Nacional de Desenvolvimento Económico e Social — BNDES) займа в размере 300 млн долл. США на выполнение нескольких проектов в сфере возобновляемой энергии. В мае 2018 г. НБР подписал меморандум о взаимопонимании9 с Банком развития Южной Африки (the Development Bank of Southern Africa — DBSA), а в июле того же года руководством НБР было принято решение10 о выделении этому институту целевого финансирования в размере 300 млн долл. США для развития проектов в области использования возобновляемых источников энергии11.
Кроме того, на современном этапе функционирования НБР закладываются формальные основы для расширения сотрудничества с международными институтами развития.
3. Расширение использования национальных валют, создание собственных резервных валют, платежных систем. Существуют факторы, указывающие на возможность использования стран БРИКС+ в качестве платформы для более активного использования национальных валют пяти стран (в частности рубля, юаня и индийской рупии) в торговых и инвестиционных сделках, что в конечном счете позволит сократить долю доллара США и евро во взаимных расчетах сторон, а также существенно упростить их взаимодействие.
В настоящее время ряд факторов способствует решению поставленной задачи. Так, постепенно увеличивается оборот взаимной торговли в наци-
9 Memorandum of Understanding between the New Development Bank and the Development Bank of Southern Africa on General Cooperation. The New Development Bank, September 2018.
10 Greenhouse Gas Emissions Reduction and Energy Sector Development Project. Project Summary for Public Disclosure. The New Development Bank, July 2018. URL: https://www.ndb. int/wp-content/uploads/2018/07/DBSA-South-Africa.pdf (дата обращения: 09.02.2019).
11 List of all projects. The New Development Bank. URL: https:// www.ndb.int/projects/list-of-all-projects/ (дата обращения: 14.02.2019).
ональных валютах БРИКС. Например, в 2018 г. доля расчетов в рублях между Россией и Индией составила 20% по экспорту и 21% по импорту. Продолжают расти объемы финансирования проектов банками развития БРИКС в валютах государств-участников: в октябре 2017 г. НБР принял решение о финансировании проектов в Китае на сумму 5 млрд юаней12, а в мае 2018 г. этот банк сообщил о намерении разместить облигационный займ в той же валюте на сумму 5 млрд13. При этом общий объем выделенных НБР финансовых ресурсов в национальных валютах за период 2016-2018 гг. составил 6,2 млрд юаней14. Другой валютой, используемой НБР для проведения операций, является индийская рупия: в перспективе НБР намеревается расширять заимствования на рынках БРИКС и, в частности, разместить облигации в объеме около 300 млн долл. в валюте Индии, обладающей развитым офшорным рупиевым рынком [10]. Однако в долгосрочной перспективе важным условием, гарантирующим расширенное использование большего числа национальных валют в рамках БРИКС+, является их стабильность: в течение последних нескольких лет развивающиеся страны переживают период высокой волатильности валютных курсов, что создает серьезные риски для реализации поставленных задач (например, в июле 2018 г. девальвация южноафриканского ранда составила 7%, бразильского реала — 10%, была зафиксирована умеренная девальвация китайского юаня15).
Расширение использования национальных валют БРИКС+ имеет важное значение для укрепления позиций стран этого объединения в мировой финансовой системе [11]. В свою очередь, интернационализация национальных валют государств БРИКС выступает в качестве важнейшего условия осуществления данной инициативы. В настоящее время из всех стран группы БРИКС валюте КНР принадлежит наибольшая доля в общем объеме международных
12 New Development Bank Approves 5bn Yuan Loan for Chinese projects (September 4, 2017). GBTIMES. URL: https://gbtimes. com/new-development-bank-approves-5bn-yuan-loan-chinese-projects (дата обращения: 25.01.2019).
13 UPDATE 1-BRICS development bank to issue $ 780 million in yuan-denominated bonds (May 28, 2018). Reuters. URL: https://www.reuters.com/article/china-brics-bank/update-1-brics-development-bank-to-issue-780-million-in-yuan-denominated-bonds-idUSL3N 1SZ3SO (дата обращения: 25.01.2019).
14 Расчеты автора.
15 World Economic Outlook Update, July 2018. Less Even Expansion, Rising Trade Tensions (July 2018). The International Monetary Fund.
платежей — 1,61%16. Юань также включен в корзину СДР17. Следовательно, дальнейшее развитие торговых и инвестиционные отношений участников БРИКС+ при условии использования национальных валют позволит в будущем существенно увеличить объемы золотовалютных резервов центральных банков за счет включения в их состав дополнительные валют стран-партнеров. Кроме того, расширению внешнеэкономической деятельности БРИКС и их партнеров за счет упрощения процедуры взаиморасчетов может способствовать реализация инициативы по созданию новой международной системы платежных карт (далее — НМСПК) в формате БРИКС+18. В настоящее время четыре страны БРИКС уже имеют национальные платежные системы (далее — НПС): в России функционирует национальная система платежных карт (далее — НСПК) «Мир», в Индии — RuPay, в Бразилии — ELO, в Китае создана собственная международная платежная система China UnionPay. Однако ни одна из перечисленных НПС, за исключением китайской, не имеет сильные внешних позиций.
4. Участие в процессе формирования региональных и международных финансовых центров. Эксперты указывают на возможность укрепления сотрудничества стран, образующих часть региональных блоков БРИКС+, по линии формирования международных финансовых центров (далее — МФЦ) посредством обращения акций компаний из БРИКС+ на биржах стран-партнеров. В настоящее время функционирует Биржевой альянс, созданный межгосударственной группой БРИКС и обеспечивающий кросс-листинг производных финансовых инструментов на фондовые индексы пяти государств, торги которыми проходят на площадках участников в национальных валютах19. Стороны намерены продолжать совместную работу по разработке и внедрению новых продуктов20. Вероятно, предложенная идея о созда-
16 RMB internationalisation: Where we are and what we can expect in 2018. RMB Tracker (January 2018). SWIFT.
17 СДР [от англ. Special DrawingRights (SDR) — специальные права заимствования] — международные платежные средства, предназначенные для использования в строго определенных целях странами — членами Международного валютного фонда.
18 Новая международная система платежных карт: БРИКС. Плас журнал. URL: https://www.plusworld.ru/professionals/ novaya-mezhdunarodnaya-sistema-platezhnyh-kart-briks-dalee-vezde-2/ (дата обращения: 20.02.2019).
19 Официальный сайт Альянса бирж стран БРИКС. URL: http:// www.bricsmart.org/index.html (дата обращения: 15.01.2019).
20 BRICS exchanges alliance. Moscow Exchange. URL: https://
www.moex.com/a677 (дата обращения: 19.01.2019).
нии новых МФЦ могла бы быть реализована с использованием механизмов Биржевого альянса при условии должного совершенствования финансовой инфраструктуры.
Промежуточные итоги взаимодействия участников в рамках инициативы о создании БРИКС+ по рассмотренным направлениям и перспективы расширения их сотрудничества приведены в табл. 2.
Учитывая достигнутые результаты, можно сделать вывод, что механизм функционирования БРИКС+, во-первых, способствует активизации экономического роста в развивающихся странах, а во-вторых, закладывает основу для развития интеграционных процессов на всем пространстве развивающегося мира.
В настоящее время ключевые участники БРИКС (Россия и Китай) сотрудничают с Ираном по нескольким направлениям. В числе важнейших совместных инициатив — участие Ирана в реализации проектов «Одного пояса, одного пути» и завершение процесса вхождения страны в состав постоянных членов Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС) с целью повышения активности организации в расширенном составе с переориентацией на координацию экономического сотрудничества участников. Развитие контактов между тремя государствами обусловлено тем, что Россия принимает активное участие в поддержке ядерной и аэрокосмической промышленности Ирана и страны взаимодействуют в рамках Астанинского процесса, а также тем, что Китай является важнейшим импортером энергоносителей из Ирана (при этом расчеты за поставки осуществляются в юанях, что способствует интернационализации валюты КНР)21. Учитывая также тот факт, что в мае 2018 г. ЕАЭС и Иран подписали соглашение о свободной торговле, а в декабре того же года между сторонами была образована зона свободной торговли22, в ближайшем будущем следует ожидать существенного увеличения объема торгового оборота между странами. Кроме этого, другой участник БРИКС — Индия заявляет о намерении сохранять тесные экономические связи с Ираном,
21 «БРИКС плюс» становится реальной помехой для США в экономической войне против Ирана (01.08.2018). Экономика сегодня. URL: https://rueconomics.ru/341346-briks-plyus-stanovitsya-realnoi-pomekhoi-dlya-ssha-v-ekonomicheskoi-voine-protiv-irana (дата обращения: 05.02.2019).
22 ЕАЭС и Иран создали зону свободной торговли (09.12.2018). Парламентская газета. URL: https://www.pnp. ru/economics/eaes-i-iran-sozdali-zonu-svobodnoy-torgovli. html (дата обращения: 10.02.2019).
Таблица 2 / Table 2
Результаты сотрудничества в рамках инициативы о создании БРИКС+ / The results of cooperation within
the BRICS Plus initiative
Направление сотрудничества / Areas of Partnership Достижения на современном этапе / Results of Cooperation (2017-2019) Перспективы / Prospects
Сотрудничество в области торговли и инвестиций / Trade and investment cooperation Заключение соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Выдвижение инициативы Меркосур о подписании соглашения о ЗСТ с ЕАЭС Сопряжение ЕАЭС и инициативы КНР «ЭПШП». Заключение соглашения о свободной торговле «ЕАЭС-Эквадор». Создание ЗСТ «ЕАЭС-Чили» и ЗСТ «Китай-ЕАЭС»
Сотрудничество между банками развития БРИКС / Partnership between development banks of the BRICS countries Реализация проектов национальными банками развития при участии НБР. Подписание меморандума о взаимопонимании между НБР, Межамериканским банком развития и Межамериканской инвестиционной корпорацией и меморандума о взаимопонимании между НБР и Банком развития Южной Африки Реализация проектов за счет объединения финансовых ресурсов развитых и развивающихся стран. Расширение сферы деятельности НБР за счет увеличения количества участников
Расширение использования национальных валют, создание новых резервных валют и платежных систем / Wider use of national currencies, adoption of new reserve currencies, establishment of new payment systems Рост объемов финансирования НБР в юанях; работа над проектом по созданию новой международной системы платежных карт в формате БРИКС+ Необходимость устранения рисков высокой волатильности валютных курсов. Необходимость интеграции финансовых систем стран БРИКС. Возможность дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности участников БРИКС+
Сотрудничество в создании региональных и мировых финансовых центров / Cooperation in formation of regional and international financial centers Функционирование Биржевого альянса БРИКС, готовность участников расширять деятельность за счет разработки новых продуктов Создание новых МФЦ с использованием механизмов Биржевого альянса БРИКС
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
несмотря на введенный США в отношении этой страны новый пакет санкционных мер23. Учитывая в совокупности все эти факторы, можно сделать вывод о целесообразности присоединения Ирана к формату БРИКС+.
Два других государства (Египет и Турция) уже принимают участие в расширенном формате сотрудничества со странами БРИКС: турецкая сторона приглашена в круг стран БРИКС+ в июле 2018 г., Египет — в 2017 г. Так, Турция активно выступает
23 India to keep trade ties with Iran under sanctions (November
19, 2018). The Brics Post. URL: http://thebricspost.com/india-to-keep-trade-ties-with-iran-under-sanctions/#.W_PAhegzZPY (дата обращения: 19.02.2019).
за развитие торговли с Россией в национальных валютах: соответствующее предложение было сделано Р. Эрдоганом в декабре 2016 г. В настоящее время ведется обсуждение возможности и целесообразности перехода к двусторонним расчетам в электронных денежных средствах. Египет также поддерживает инициативу взаимодействия в формате БРИКС. Таким образом, формат многостороннего взаимодействия сторон БРИКС+ может выступать фактором экономического роста и реализации инвестиционного потенциала стран БРИКС за счет создания благоприятного климата для развития торговых и инвестиционных отношений при условии обеспечения расширения интеграционных процессов
за рамки взаимодействия отдельных региональных объединений.
5. Многосторонние торговые соглашения с расчетами в национальных валютах стран БРИКС+. При этом повышению спроса на национальные валюты будут способствовать:
• осуществление центральными банками пруденциальных мер, направленных на поддержание валютной стабильности — установление более строгих требований к кредитам, номинированным в иностранных валютах, по сравнению с кредитами, номинированными в национальных валютах; применение более жестких нормативов рисков инвалютной ликвидности по сравнению с международными стандартами; разработка дополнительных требований по резервированию на возможные потери по ссудам и приравненным к ним активам [12];
• заключение двусторонних своп-соглашений в национальных валютах между центральными банками БРИКС+, призванными поддерживать международные торговые отношения;
• создание клиринговых центров по расчетам в национальных валютах БРИКС+ в целях упрощения использования валют участников в международной экономической деятельности;
• поддержание торгового баланса между государствами-партнерами, т.е. сохранение близких друг к другу объемов экспорта и импорта для обеспечения устойчивости торговли в национальных валютах и исключения необходимости регулирования объемов торгового оборота при помощи доллара США;
• проведение согласованной денежно-кредитной политики за счет гармонизации законодательства стран в сфере валютного регулирования и валютного контроля, а также смягчение контроля за движением капитала.
6. Упрощение режимов для иностранных инвесторов. Оптимизации финансового сотрудничества стран БРИКС+ способствуют:
• создание справедливой (не дискриминирующей) юридической системы для обеспечения гибкого и открытого регулятивного режима посредством устранения несовершенств национального законодательства в части защиты прав собственности и проведения реформ судебных систем;
• совершенствование налоговых режимов участвующих государств, направленное на повышение их привлекательности для иностранных инве-
сторов за счет четкого определения общих рамок налоговых процедур, включающих аудит, сбор и организацию деятельности налоговых органов, и гарантирования баланса между правами налогоплательщиков и налоговым администрированием;
• формирование условий развития инвестиционной деятельности, предполагающих согласованность и предсказуемость инвестиционной политики, и повышение прозрачности инвестиционной среды благодаря расширению биржевой торговли между странами БРИКС+, введению строгих требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и порядку функционирования торговых площадок, а также благодаря сближению национальных стандартов регулирования с международными стандартами;
• обеспечение развития городской инфраструктуры, повышение ее качества и доступности в целях создания необходимых условий для привлечения инвестиций за счет создания новых рабочих мест и развития финансовых услуг в национальных валютах.
Важно отметить, что привлекаемые инвестиции в первую очередь должны быть направлены на финансирование прикладных научных исследований и модернизацию основных средств производства [12].
7. Сотрудничество региональных банков развития в сфере финансирования масштабных инфраструктурных проектов, обладающих интеграционным эффектом. Совместная деятельность банков развития в этой сфере предполагает объединение ресурсов в рамках софинансирования проектов и программ развития, что способствует достижению следующих целей:
• обеспечение развития кредитных и финансовых операций банков развития на основе обмена опытом и знаниями;
• расширение спектра продуктов и услуг, а также источников финансирования инвестиционных проектов. При этом к возможным формам финансирования относятся инвестиционное кредитование, торговое и проектное финансирование, синдицированное и целевое кредитование на базе государственно-частного партнерства;
• снижение стоимости заемных средств для получателей финансирования и увеличение объемов предоставляемых финансовых ресурсов для реализации масштабных инвестиционных проектов;
• содействие развитию экономической интеграции и гармонизации регулятивных основ деятельности экономических субъектов.
заключение
Взаимодействие банков развития при реализации масштабных инвестиционных проектов создает условия финансирования важных для национальных экономик стран — партнеров программ развития на более гибких условиях с использованием разнообразных инструментов для обеспечения устойчивого социально-экономического роста развивающихся стран.
Расширение сотрудничества за рамки БРИКС и развитие новых институтов и инструментов сотрудничества позволят России достичь стратегических социальных и экономических целей, определенных указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»24 и его посланием Федеральному Собранию 20 февраля 2019 г. Развитие инициативы БРИКС+
24 Сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/57425 (дата обращения: 16.03.2019).
будет способствовать решению системных задач российской экономики. Заключение многосторонних торговых соглашений в национальных валютах стран-партнеров позволит создать новые механизмы поддержки несырьевого экспорта, обеспечить выход отечественных предприятий на внешние рынки, укрепить позиции рубля. Создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций будет содействовать улучшению делового климата и качества национальной юрисдикции. Кроме того, сотрудничество национальных банков развития в части совместного финансирования проектов и программ развития позволит снять существующие инфраструктурные ограничения развития национальной экономики и раскрытия потенциала российских регионов.
В целом, успешная реализация инициативы БРИКС+ будет содействовать расширению многостороннего взаимодействия развивающихся стран и позволит Российской Федерации обеспечить высокие темпы экономического роста при сохранении макроэкономической стабильности для достижения цели по вхождению государства в число пяти крупнейших экономик мира к 2024 г.
список источников
1. Дроздова К. Н. Состояние и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества в странах БРИКС. Вестник университета. 2014;1:97-101.
2. Сидорова Е. А. Интеграционно-инвестиционный потенциал БРИКС. Мир экономики и управления. 2016;16(2):111-122.
3. Ларионова М. В. БРИКС в системе глобального управления. Международная жизнь. 2012;4:1-14.
4. Лисоволик Я. БРИКС-плюс: альтернативная глобализация? Валдайские записки. 2017;69:3-11.
5. Каратаев С. В. БРИКС: к новому качеству экономического сотрудничества. Проблемы национальной стратегии. 2017;5(44):158-178.
6. Kirton J., Larionova M. BRICS and Global Governance. New York: Routledge; 2018. 308 p.
7. Светличный А. И. Устойчивое развитие и Новый банк развития БРИКС: Анализ и перспективы. Международный опыт. 2018;1:68-88.
8. Vazquez K. C., Roychoudhury S., Borges C. Building infrastructure for 21st century sustainable development: lessons and opportunities for the BRICS-led New Development Bank. Jindal School of International Affairs; 2017. 77 p.
9. Шелепов А. В., Андронова И. В. Национальные банки развития стран БРИКС: возможности сокращения дефицита инвестиций в инфраструктуру. Вестник международных организаций. 2017;12(4):7-31.
10. Каратаев С. В. Новый банк развития в международной системе координат. Проблемы национальной стратегии. 2017;2(41):106-134.
11. Авдеева Д. Б. Развитие платежно-расчетных отношений в национальных валютах между государствами — членами ЕАЭС, СНГ, БРИКС и исполнение взаимных денежных обязательств. Международное сотрудничество Евразийских государств: политика, экономика, право. 2015;4:92-100.
12. Ярыгина И. З. Проблемы и перспективы финансового центра БРИКС — ЕАЭС. М.: ИНИОН РАН; 2015:596601.
120
И. З. Ярыгина, О.А. Боровикова
references
1. Drozdova K. N. The current state and prospects of trade and economic partnership in the BRICS countries. Vestnik universiteta. 2014;1:97-101. (In Russ.).
2. Sidorova E. A. Potential for integration and investments of the BRICS. Mir ehkonomiki i upravleniya = The world of economy and management. 2016;16(2):111-122. (In Russ.).
3. Larionova M. V. BRICS in global governance system. Mezhdunarodnaya zhizn' = International Affairs. 2012;4:1-14. (In Russ.).
4. Lisovolik Y. Brics-plus alternative globalization in the making. Valdaiskie zapiski — Valdai Papers. 2017;69:3-11. (In Russ.).
5. Karataev S. V. BRICS: Towards the new quality of economic cooperation. Problemy nacional'noj strategii = Problems of national strategyi. 2017;5(44):158-178. (In Russ.).
6. Kirton J., Larionova M. BRICS and global governance. New York: Routledge; 2018. 308 p.
7. Svetlichnyj A. I. Sustainable development and the New Development Bank of BRICS: Analysis and prospects. Mezhdunarodnyj opyt. 2018;1:68-88. (In Russ.).
8. Vazquez K. C., Roychoudhury S., Borges C. Building infrastructure for 21st century sustainable development: lessons and opportunities for the BRICS-led New Development Bank. Jindal School of International Affairs; 2017. 77 p.
9. Shelepov A. V., Andronova I. V. BRICS National development banks: potential for narrowing the infrastructure financing gap. Vestnik mezhdunarodnyh organizacij = International Organisations Research Journal. 2017;12(4):7-31. (In Russ.).
10. Karataev S. V. New development bank in the new coordinate system. Problemy nacional'noj strategii = Problems of national strategyi. 2017;2(41):106-134. (In Russ.).
11. Avdeeva D. B. Development of payment and settlement relations in national currencies between the members of EEU, CIS, BRICS and the fulfillment of mutual monetary obligations. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo Evrazijskih gosudarstv: politika, ehkonomika, pravo 2015;4:92-100. (In Russ.).
12. Yarygina I. Z. The problems and prospects of BRICS — EAEU financial center. Moscow: INION RAN; 2015:596601. (In Russ.).
информация об авторах
Ирина Зотовна Ярыгина — доктор экономических наук, профессор Департамента мировой экономики
и мировых финансов, Финансовый университет, Москва, Россия
Ольга Алексеевна Боровикова — эксперт, Банк России, Москва, Россия [email protected]
aboutthe authors
Irina Z. Yarygina — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Corporate Finance and Corporate Management Department, Financial
University, Moscow, Russia
Olga A. Borovikova — Expert, Bank of Russia, Moscow, Russia [email protected]
Статья поступила 10.04.2019; принята к публикации 15.06.2019. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 10.04.2019; accepted for publication 15.06.2019. The authors read and approved the final version of the manuscript.