Научная статья на тему 'Перспективы экономического роста: взгляд бизнеса'

Перспективы экономического роста: взгляд бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОЛОТО / GOLD / БИЗНЕС / BUSINESS / КРИЗИС / CRISIS / МАШИНОСТРОЕНИЕ / MECHANICAL ENGINEERING / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ / BUSINESS CLIMATE / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурычев А. В.

Автор пишет о перспективах развития экономики России с точки зрения бизнеса, в каком состоянии российский бизнес на современном этапе, и с какими трудностями и проблемами он сталкивается за последнее время. В статье рассмотрены показатели состояния делового климата в современной России как показателя высокого темпа экономического роста, обозначены основные направления его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC GROWTH PROSPECTS: VIEWPOINT OF BUSINESS

The author dwells upon the prospects of Russia’s economic development from the viewpoint of business, highlighting the state of Russian business at the present stage, as well as problems and challenges that Russian business has encountered in recent times. The article considers the state of business climate in modern Russia as an indicator of high economic growth rate, and identifies the key areas of economic development.

Текст научной работы на тему «Перспективы экономического роста: взгляд бизнеса»

182

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА: ВЗГЛЯД БИЗНЕСА ECONOMIC

GROWTH PROSPECTS: VIEWPOINT OF BUSINESS

А.В. МУРЫЧЕВ

Член Президиума ВЭО России, исполнительный вице-президент Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», президент Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия»), д.э.н.

A.V. MURYCHEV

Member of Presidium at the Free Economic Society of Russia, Executive Vice President at all-Russia Public Organization Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, President at the Russian Association of Regional Banks (Russia Association), Doctor of Economics

Автор пишет о перспективах развития экономики России с точки зрения бизнеса, в каком состоянии российский бизнес на современном этапе, и с какими трудностями и проблемами он сталкивается за последнее время. В статье рассмотрены показатели состояния делового климата в современной России как

показателя высокого темпа экономического роста, обозначены

основные направления его развития.

ABSTRACT

The author dwells upon the prospects of Russia's economic development from the viewpoint of business, highlighting the state of Russian business at the present stage, as well as problems and challenges that Russian business has encountered in recent times. The article considers the state of business climate in modern Russia as an indicator of high economic growth rate, and identifies the key areas of economic development.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Золото, бизнес, кризис, машиностроение, экономика, деловой

климат, экономический рост.

KEYWORDS

Gold, business, crisis, mechanical engineering, economy, business climate, economic growth.

Действительно, можно согласиться с тем, что макроусловия у нас сейчас неплохие. На нефть цена растет, золотовалютные резервы растут. Кстати, при всем при том при кризисе 2014-2015 годов мы потеряли объемы золотовалютных резервов гораздо меньше, чем потеряли страны арабского мира. Мы потеряли незначительные объемы ЗВР, тем самым мы, конечно же, учли опыт 2008 года, где было потеряно до 170 (разные подсчеты, но где-то около 200) млрд долларов США.

И я хотел бы сказать, что, конечно же, есть хорошие предпосылки для роста нашей экономики, в том числе

184

с учетом того, что ключевая ставка снижается, она составляет 8,25%. Это говорит о хорошей динамике. Инфляция тоже снижается, я не буду называть цифры, они уже назывались, но тем не менее это хорошие предпосылки для того, чтобы бизнес чувствовал себя более благоприятно, нежели ранее.

Но не все, оказывается, зависит от этих очень важных и нужных цифр, показателей. Когда в предыдущие годы мы все время друг другу доказывали: давайте сейчас быстренько таргетируем инфляцию, добьемся очень низкой ставки, и, соответственно, заемный ресурс у нас увеличится, и денег будет больше, они будут более доступные — получается это? Не получается.

Не получается, потому что причины гораздо глубже, откровенно глубже, и проблема в таком устойчивом росте, она существует, и какие бы цифры мы ни называли — 1,5%, 2%... — как мы будем жить по итогам текущего года, они достаточно скромные. Но при всем при этом я соглашусь с тем, что есть отрасли, которые, конечно же, показывают хорошую динамику: это и машиностроительный комплекс, и авиационное двигателестроение, и сельхозмашиностроение, и агро-комплекс, без всякого преувеличения доказывавшие и доказавшие фактически активный рост. Правительству нужно следовать формуле: не мешайте, чуть-чуть помогайте, и вот вам показатели и динамика роста налицо.

Поэтому ключевое условие, о чем я и хотел бы сказать в своем кратком выступлении, для устойчиво вы-

соких темпов экономического роста — это, конечно же, благоприятный деловой климат. Пока он недостаточно благоприятный, и мы об этом постоянно твердим, говорим при встречах и с Президентом, и в Правительстве Российской Федерации. Много что делается, но тем не менее чтобы нам обеспечить темпы роста хотя бы среднемировые (это 3,5%), нам нужно сейчас иметь пять триллионов инвестиционных средств. Имеем мы эти деньги? Ну конечно, пока мы не имеем эти деньги. Наверно, они появятся когда-то, но нам нужно сейчас, в 2018 году, уже выходить на среднемировые показатели, хотя в планах такого у правительства мы не видим. Но тем не менее учитывая существующее положение вещей, санкционное давление, которое будет усиливаться, ставка должна быть сделана только на внутренние ресурсы и возможности, а это значит в том числе создание благоприятного делового климата.

Улучшилось бизнес-поле в стране за последний год? Да, улучшилось. Об этом вы тоже слышали, по некоторым показателям, даже по нашему нацрейтингу, по рейтингу Doing Business Всемирного банка, мы достаточно высоко поднялись в рейтинге, действительно, сейчас занимаем 35 место, а буквально в 2011 году занимали какое-то там 138 место.

В каких направлениях? В очень важных направлениях поднялись. В подключении к электросетям. В открытии предприятий сроки стали гораздо меньше. Немножечко продвинулись с точки зрения решения проблем внешних торговых операций. Не так быстро, как хотелось

186

бы, но тем не менее. Но чрезвычайно острая проблема, которая фактически сдерживает инвестиционные возможности всей экономики и бизнеса прежде всего, — это, конечно, возможности получения разрешения на строительство. Ну что такое, по получению разрешения на строительство мы находимся во второй сотне стран, которые располагают при этом чрезвычайно неблагоприятными условиями для заключения контрактов на строительство тех или иных объектов. И не можем сдвинуться с этих позиций за последние годы. Никак не можем решить эту вот, казалось бы, проблему, которую можно было бы решать на уровне федеральном, на уровне региональном, на уровне муниципальном, но, к сожалению, эта проблема никак не решается.

Избыточные барьеры в таможенном администрировании, да, действительно, немного снизились. Критически важно это для увеличения технологического экспорта. Он у нас немножечко подрос в экспортном потенциале. И действительно, в том числе опросы и Doing Business показывают, что у нас, например, процедуры при экспорте, которые раньше занимали 22 дня, сейчас занимают менее ста часов. Хороший показатель, которому нужно немного порадоваться.

Бизнес сам, конечно же, старается тоже подавать позитивные примеры. Ведущими деловыми объединениями подписана Хартия добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Они призвали своих основных игроков, членов объединений, организаций, прежде всего крупного бизнеса, придерживаться

этой Хартии добросовестного поведения во внешнеэкономической деятельности.

При поддержке и при инициативе РСПП практически готов к внесению в Государственную Думу проект федерального закона «Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации». Мы ждем принятия этого закона, так как это закон чрезвычайно важный, который мог бы снизить пресс надзора и регулирования в стране за ведением бизнеса в Российской Федерации. Вы знаете, что очень много дублирующих функций у разного рода государственных институтов на уровне федеральном, региональном, муниципальном, и все это прессует бизнес и не создает комфортных условий для его ведения. Принятие закона, на наш взгляд, позволит улучшить деловой климат в Российской Федерации.

Повышение предсказуемости — это главное, чего требует бизнес от правительства, чтобы созданы были условия, чтобы бизнес мог чувствовать себя достаточно уверенно. Что может быть через полгода? что может быть через год? я уж не говорю о двух-трех годах — об этом мы пока даже и мечтать не можем. И даже вопрос не в том, что у нас пока нет фактически ни одного стратегического документа, который бы ясно призывал и был прозрачен для понимания бизнесом, как будет строиться политика в ближайшие годы, таких документов пока нет ни одного. Но тут самое главное — это оценить перспективный уровень вот этой фискальной административной нагрузки, ко-

торую бизнес должен чувствовать в ближайшее время. Куда вкладывать, какие условия, какой убыток бизнес может понести, а может быть, и прибыль, какие налоги будут существовать, а какие неналоговые тарифы могут существовать?

Ведь сейчас какая проблема. Президент четко дал задание правительству — не повышать налоги, и обязал спрашивать с каждого ведомства, в которое инициирует вот эти идеи. И действительно, налоги не повышаются, и до выборной кампании, конечно, вряд ли кто будет проявлять такие инициативы. Но что происходит: на фоне того, что фактически заморожена налоговая проблематика, стали активно расти так называемые неналоговые платежи — тарифы, сборы, обязательные платежи... И примеров очень много. Поэтому мы обратились в правительство, чтобы хотя бы создали реестр этих неналоговых платежей, которые могли бы быть обязательными для оплаты.

Министерство финансов должно осуществлять мониторинг проведения всех этих операций, которые исходят от различных ведомств Российской Федерации.

Вот несколько примеров:

1. Отмена льготы по НДС по операциям реализации лома и отходов черных металлов и введение обязанности по исчислению и уплате НДС с операций по реализации лома и отходов черных металлов и продуктов их переработки.

2. Введение утилизационного сбора на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения.

А это ни много ни мало, а десятки миллиардов рублей, которые будут прессом ложиться на ведение конкретного бизнеса.

И, наконец, надо использовать внутренние возможности, внутренние инвестиции. У нас они есть.

Поэтому мы и говорим хотя бы о стимулировании этих инвестиций. При покупке оборудования, новой технологии должен быть некий налоговый вычет из налога на прибыль.

Самая важная проблема — это проблема кадров, которых явно не хватает для экономики страны. Я могу сказать, что у нас уже недостаток квалифицированных кадров в стране, и когда Президент призывает нас выходить на структурные преобразования нашей экономики и создавать не нефтяной рынок, а высокотехнологичный рынок, тем более цифровую экономику, кто это будет делать? Это проблема номер один, которую нужно прежде всего решать в ближайшее время.

Indeed, we can agree with the fact that the macroeco-nomic conditions currently do not look bad. The oil prices are rising, while gold and foreign currency reserves are growing. By the way, during the crisis of 2014-2015, we lost much less in terms of gold and foreign currency reserves if compared to the countries of the Arab world. Our losses were actually rather trivial. Besides, we had learned the

190

lessons of 2008, when Russia's losses amounted to about $170-200 billion according to various estimates.

I would like to say that there are good opportunities for economic growth, taking into account the current drop in key interest rate. At present, it is set at 8.25%. This is the evidence of good dynamics in economic development. The inflation is also reducing. I would not rather quote the figures, as they have been already voiced here. Nevertheless, these are good preconditions for business to feel better if compared to the situation we observed before.

However, it turns out that these very important figures are not the only factors having impact on the situation. Over the past years, we have tried to prove to each other that targeting inflation and setting low interest rate will lead to growth in loan resources, which is to make money more accessible and affordable. Have we managed to achieve this goal? No, we have failed to do it.

The reason behind this failure lies in the fact that the causes are rooted much deeper. The problem is that the figures we quote — 1.5%, 2%, etc. — look rather moderate. However, I agree with the fact that some industries show good dynamics of development. These are mechanical engineering complex, aircraft engine building, agricultural machine building, and agricultural complex, which actually demonstrate active growth without exaggeration. The government should be guided by the following formula: "get out of the way, help a bit, and you will see good dynamics of economic growth."

That is why the key precondition — the one I would like to mention in my brief presentation — for stable and high economic growth rate lies in creating a favorable business climate. So far, the business climate is not favorable enough in Russia, and we repeatedly talk about it with the President and the Government of the Russian Federation. Much is certainly being done, yet we should have 5 trillion rubles of investment money in order to reach at least the worldwide average growth rate, i.e. 3.5%. Do we have such an amount of money today? No, we do not, so far. These funds will probably become available with time, yet we must reach the worldwide average indices as early as in 2018, though we do not see the government having such plans. Nevertheless, the present state of things, especially the economic sanctions that will be tightened, should be taken into account. Thus, we should rely on domestic resources and opportunities in the first turn, which means the need for creating a favorable business climate.

Has the business climate changed for the better over the past year? Yes, it has. You have probably heard that, judging by some indices, even our national rating, the Doing Business rating of the World Bank, Russia demonstrates certain progress. Indeed, we currently hold the 35th position in this rating list, though in 2011 Russia was 138th in it.

What areas did we succeed in? Russia shows progress in very important economic sectors. The periods of time required for grid connection or opening new enterprises have become much shorter. We have slightly advanced in the field of solving the problems of foreign economic op-

192

erations. These problems are really being solved, though perhaps not so quickly as we would want them to be. There is one more acute problem that actually hampers investment opportunities for Russia's economy and business first of all. It is the issue that deals with obtaining a construction permit. In terms of obtaining construction permits, we are currently among the countries that hold positions below 200th in the global rating list. All our neighbors in this rating feature very unfavorable conditions for concluding contracts on construction of various facilities. Moreover, we cannot change the situation for the better. We cannot solve this problem that could be addressed on federal, regional, and municipal level. Unfortunately, it is not addressed at all.

Yes, the excessive barriers in customs administration have become slightly fewer recently. This factor is very important for raising technology export. Its share has actually become slightly larger in the country's export potential. The results of surveys and the Doing Business rating show that now it takes less than 100 hours to pass all export procedures against 22 days in the past. The figure looks really good, and we can be happy about it.

The business itself tries to provide positive examples, and models of behavior. The leading business associations have signed the Charter of Bona Fide Participants of Foreign Economic Activities. They call upon their members, organizations, and all market players to adhere to the principles of good practices and fair play listed in the Charter in all types of foreign economic activities.

With support and on the initiative of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, draft federal bill "On Fundamentals of State and Municipal Control (Supervision) in the Russian Federation" has been worked out. The document is currently ready for submission to the State Duma. We expect the parliamentarians to pass this bill. This document is really very important as it could reduce the pressure of regulation and control imposed on business activities in Russia. All of you know how many duplicate functions various federal, regional and municipal regulating institutions have. It leads to heavy pressure on business, which results in market conditions being far from comfortable for entrepreneurial activities. Adoption of this law will allow the state the improve business climate in the Russian Federation in our point of view.

Making the market situation more predictable is the main thing that business demands from the government. The entrepreneurs want the state to create some conditions that will enable them to be on the firm ground as to what may happen in one year at least, as we cannot even dream about planning for the period of two-three years. It is not even that we have no strategic documents being transparent for business and showing what policy will be pursued over the next several years, though such documents are really missing. The main thing here is being able to evaluate the level of fiscal administrative burden that business is to face in the near future. The entrepreneurs have to take decisions as to what sectors they should invest in, and therefore they should be

aware of the future market conditions, know what taxes and tariffs they would have to pay, as well as calculate potential profits and losses.

What is the problem that we have today? The President has set a clear task to the Government — to avoid raising taxes and hold the ministries liable for the respective ideas initiated by them. The taxes are not raised indeed. Naturally, no one will dare to come fore with such initiatives before and during the election campaign. Yet, what happens today? On the background of this frozen tax policy, the so-called non-tax payments have started growing. I mean various tariffs, charges, mandatory payments, etc. There are very many examples of such growth. That is why we addressed the government with a request of drawing up a register of these mandatory non-tax payments.

The Finance Ministry must monitor all these initiatives introduced by the ministries and departments of the Russian Federation.

Here are several examples:

1. Repeal of VAT benefit for operations on selling ferrous scrap and wastes, and introduction of obligation on computing and paying VAT for operations on selling ferrous scrap and wastes, as well as products of their recycling.

2. Introduction of disposal fee for production means of heavy and power engineering.

These charges mean no more, no less, but dozens of billions rubles that will become a heavy burden for the respective business.

Finally, we should take advantage of internal opportunities, domestic investments first of all, and we actually have such opportunities.

That is why we are speaking about at least stimulating these investments. If a company purchases new equipment, or new technology, it ought to be entitled to some deductions from profit tax.

The most important problem is the staffing one, as Russian economy is obviously short of manpower. I can say we see obvious skilled staff shortage in the country. The President calls for structural economic reforms and creation of high-tech market instead of the one based on oil and gas export, even digital economy. Yet, who will do it? It is problem number one, and we will have to solve it in the near future.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.