Научная статья на тему 'Российская экономика:стратегия прорыва'

Российская экономика:стратегия прорыва Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / БИЗНЕС / БИЗНЕС И ВЛАСТЬ / ECONOMY / INVESTMENTS / BUSINESS / BUSINESS AND AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурычев А. В.

Состояние экономики, инвестиционной активности бизнеса, взаимодействие бизнеса и власти: застарелые проблемы, новый формат отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ECONOMY: A BREAKTHROUGH STRATEGY

State of economy, investment activity of business, interaction of business and authorities: old problems, new format of relations.

Текст научной работы на тему «Российская экономика:стратегия прорыва»

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА: СТРАТЕГИЯ ПРОРЫВА RUSSIAN ECONOMY: A BREAKTHROUGH STRATEGY

А.В. МУРЫЧЕВ

Член Президиума ВЭО России, исполнительный вице-президент Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», председатель Совета Ассоциации региональных банков России, доктор экономических наук, кандидат исторических наук

A.V. MURYCHEV

Member of the Presidium of the VEO of Russia, Executive Vice President of the Russian Public Organization Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, Chairman of Association of Regional Banks of Russia, Ph.D. in Economics, Candidate of historical sciences

АННОТАЦИЯ

Состояние экономики, инвестиционной активности бизнеса, взаимодействие бизнеса и власти: застарелые проблемы, новый формат отношений. ABSTRACT

State of economy, investment activity of business, interaction of business and authorities: old problems, new format of relations.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экономика, инвестиции, бизнес, бизнес и власть. KEYWORDS

Economy, investments, business, business and authorities.

Уважаемые коллеги, я от души поздравляю всех нас со столь важным праздником, Днем экономиста. Заслуга всех нас. Сергей Дмитриевич, прежде всего, Ваша заслуга, Вы инициировали этот процесс, мы его поддержали. Поэтому мы каждый год собираемся в столь ответственной, уважаемой, квалифицированной компании и обсуждаем действительно насущные проблемы жизни нашей страны.

Начну с того, что проблемы экономики, бизнеса в России остаются застарелые, многие годы очень медленно решаются. При этом сегодня, безо всякого сомнения, надо их решать быстро, чтобы выйти из этого замкнутого круга инвестиционно непривлекательного российского рынка. Это, конечно же, очевидно для бизнеса. И мы понимаем, чтобы решить, тем более претворить в жизнь, приоритетные задачи, которые поставил президент в своих майских указах, по вхождению России в пятерку крупнейших экономик мира и снижению в два раза уровень бедности в стране, конечно же, не решить без совершенно новой переоценки того, что мы имеем, радикальных изменений условий ведения бизнеса в России.

И пора уже переходить от декларативных документов (тома исписали по поддержке бизнеса, снятию административных барьеров) к реальным, практическим действиям, которые бы раскрепостили ведение бизнеса, создавали бы условия, для того чтобы бизнес наконец-то стал национально ориентированным и работал на российскую экономику в полном объеме. Я, конечно, сейчас говорю о крупном рос-

сийском бизнесе. Есть надежда, что мы с правительством наконец-то стали разговаривать на одном языке. Правда, я пока так неуверенно это говорю, но тем не менее. Сейчас формируется документ по трансформации делового климата, где фактически собраны все предложения, которые бизнес создал за последнее время, прежде всего по линии Российского союза промышленников и предпринимателей.

И наши предложения в достаточно большой части вошли в этот документ под названием «Трансформация делового климата». Это механизм, который, по нашему разумению, обеспечивает оперативное реагирование на запросы бизнес-сообщества от принятия в рамках экспертных заключений того или иного нормативного документа до контроля за его реализацией и оценки регулирующего воздействия и реализации заложенных в этом документе мероприятий. То есть для нас как для бизнеса очень важен не сам документ, а документ, который формируется вместе с правительством. И, самое главное, чтобы мы имели рычаги влияния на мониторинг, контроль, который обеспечивал бы реальную реализацию этого документа. Все, что было до этого, к сожалению (я уже начал с этого), не приносило достигаемые результаты, и поэтому мы имеем то, что на сегодня мы с вами имеем.

Мы поднялись достаточно уверенно в рейтинге Doing Business и сейчас находимся на 31-м месте. Это, конечно же, очень показательный результат последних лет работы. Правда, президент настаивал, чтобы мы вошли в двадцатку лучших практик по ведению бизнеса в мире, но тем не менее 31-е место — достаточно благоприятная позиция. Мы, кстати, очень хорошо преуспели по подключению к электросетям, по открытию проектов программ, связанных со строительством, по вопросам, связанным с международной

252

торговой деятельностью, по вопросам, связанным со сбором налогов, и ряд других позиций, которые были заложены в этих важных критериях, по которым Российская Федерация сильно преуспела и занимает сейчас 31-е позиции из свыше чем 140 стран, которые рейтингуются по линии Всемирного банка в программе Doing Business.

Но здесь стоит очень серьезное «но», потому что когда начинаешь анализировать, у нас остаются очень большие проблемы с инвестиционной деятельностью и, прежде всего, по вопросам инвестиций в основной капитал. Дает ли результаты вот это рейтингование, эта большая работа, связанная с преуспеванием и попаданием в ту или иную строчку? Дает. Но тем не менее в главном пока мы, к сожалению, не можем похвастаться, у нас очень медленно увеличивается объем инвестирования в основной капитал.

Застарелые проблемы, о которых мы постоянно говорим, касаются не денег. Деньги, я соглашусь с тем, что коллеги уже отмечали, в стране-то есть, тем более у крупного бизнеса, у банков. Триллионы лежат на депозитах, они никак не задействованы, в том числе остатки средств предприятий, депозиты кредитных учреждений, они совершенно не задействованы по разным причинам. Первая и главная причина связана с тем, что нет предсказуемости, куда вкладывать эти средства, нет защищенности этим частным инвестициям, которые могли бы сыграть действительно свою значительную роль и преуспеть в рамках частно-государственного партнерства, в том числе и в реализации стратегически важных направлений, которые были заложены в указе.

Несмотря на наши успехи в налоговой реформе, так называемая непредсказуемость в ведении политики нена-

логовых платежей сильно сдерживает инвестиционную активность компаний.

Мы говорили о стабилизационной оговорке, связанной, прежде всего, с инвестиционными проектами, которые крупный бизнес пытается раскручивать. Но когда мы говорим о предсказуемости, я в первую очередь говорю о том, чтобы стабилизационная оговорка действовала на крупные проекты, которые предпринимают наши компании, в том числе с государственным участием, и чтобы условия ведения бизнеса, заложенные первично в этих договорах и соглашениях, не менялись на срок реализации этого закона. И чтобы государство само не спрыгивало с вагона до завершения реализации совместных программ.

И, кстати, предложение Андрея Рэмовича Белоусова сильно возбудило все бизнес-сообщество, изначально связанное, помните, по тому, чтобы сверхприбыли, которые происходили несколько месяцев тому назад в связи с девальвацией рубля, перенаправлять на развитие и поддержку тех программ, которые заложены в указе президента. Тем не менее мы вышли на согласованные мероприятия, связанные прежде всего с более тесным сотрудничеством с правительством в создании мотивированных условий для реализации крупных проектов, вовлечения частного капитала, прежде всего крупного капитала, в реализацию этих стратегически важных программ, которые заложены в указе президента в рамках частно-государственного партнерства.

Вы знаете (а кто не знает, я проинформирую вас), что работает рабочая группа по содействию реализации новых инвестиционных проектов, куда вошли все профильные министры российского правительства и все крупные предприниматели. Возглавили эту рабочую группу: со сто-

254

роны правительства — А.Г. Силуанов, со стороны бизнеса — А.Н. Шохин. И рабочая группа активно начала работать. И ведомства начинают предоставлять свои проекты для рассмотрения на этой рабочей группе (в том числе и в рамках Проектного комитета, который создан при этой рабочей группе) тех или иных программ, куда правительство в лице отраслевых ведомств, министерств готово пригласить крупный частный бизнес для соинвестирования тех или иных проектов.

Мы при этом говорим, что задача этой рабочей группы — и она должна быть четко понятной для всех — не отбирать проекты, проекты будет отбирать Внешэкономбанк, естественно, там есть достаточно сильная экспертная база. А задача этой рабочей группы — создать системные правила игры с привлечением всех внебюджетных возможностей, средств и повысить эффективность реализации государственных проектов через совершенствование регуляторики как таковой и создание дополнительных или отсутствующих инструментов мотивации, для того чтобы частный бизнес мог вкладывать средства. Но и при этом самое главное: не просто вкладывать, не просто создавать мотивацию, но и защищать те средства, которые бизнес будет вкладывать в те или иные проекты.

Наверное, это будет очень трудный процесс согласования интересов, но тем не менее через формирование вот этого доверительного отношения между правительством и бизнесом, создание стабилизационного режима хотя бы на 6 лет можно добиться деловой активности компаний.

И, наконец, конечно же, стержневая задача текущего момента, на наш взгляд, это, конечно, защита внутреннего российского рынка. Для этого есть много причин, уже много

об этом говорилось, я не буду повторяться. Но тем не менее для нас важна защита внутреннего рынка даже не столько от прямых санкций, которые, возможно, будут сейчас усиливаться, в том числе по банкам. Это не беда, но проблема, которая встанет, прежде всего, с внедрением этих так называемых вторичных санкций, которые могут ударить по целой группе крупных компаний, клиентской сети этих коммерческих банков и государственных банков, если на них будут наложены такие санкции со стороны Соединенных Штатов Америки.

Поэтому главное сейчас, конечно же, включение в полном объеме рублевой среды. Дедолларизация российской экономики должна осуществляться, мне кажется, в рамках какого-то созданного межведомственного органа, который должен методически, через «дорожную карту» осуществлять эту важную задачу. Потому что когда спросишь, «а кто за это отвечает, если мы говорим, от доллара надо избавляться, так сказать, уходить в рубль или расчеты вести в национальных валютах, даже в рамках ЕАЭС», оказывается, никто за это не отвечает сейчас в стране.

Поэтому, конечно же, нужно создание такого органа, где бы целенаправленно, через принятые решения, «дорожную карту» осуществлялась программа дедолларизации нашей экономики, и тем самым мы бы, наверное, несколько обезопасили свое будущее, которое должно быть в меньшей степени зависимо от самого доллара. По официальному прогнозу ЦБ, который таргетирует инфляцию, вы знаете, на уровне 4%, в 2018-м году ожидается рост цен где-то 3-4%. При этом ЦБ, я напоминаю, снял все ограничения на невозможность повышения ключевой ставки. А это значит, что ставка, которая является инструментом денежно-кредитной

2

политики, прямым образом влияющим на процентные ставки в экономике, может и вырасти.

И, скорее всего, она вырастет, если сейчас будут усиливаться санкции и будет наблюдаться нестабильность. Психологически это очень сильно будет давить на сам бизнес, и риски будут возрастать. Скорее всего, что ЦБ будет наращивать эти возможности, я имею в виду, повышать ставку. Напомню, что 16 декабря 2014-го года ставка достигала 17% годовых. Она постепенно снижалась. ЦБ снижал ставку, вот 14 сентября 2018-го года впервые за эти 4 года ЦБ повысил ставку уже до 7,5%, на 0,25 процентных пункта.

Но при этом бизнес всегда настаивал и будет настаивать (даже в этих условиях тем более будет настаивать), чтобы ставка не повышалась, а все-таки снижалась с учетом текущих огромных вызовов, которые сейчас стоят перед российской экономикой. Нужны нестандартные действия, и я за то, чтобы роль ЦБ повышалась в обеспечении роста экономики. Это важнейший институт, который очень сильно влияет на ход событий в экономике, и здесь нужна по-настоящему единая денежно-кредитная политика, которая согласовывалась бы с правительством, с Центральным банком, со всеми регулирующими органами, и бизнес в этом активно принимал бы участие. Благодарю вас за внимание, еще раз с большим праздником.

Dear colleagues, Let me wholeheartedly congratulate you with such important holiday as the Economist Day. It is the merit of all of us, and, first of all, your merit, Sergey Dmitriyevich. You initiated this process, while we supported it.

That is why we gather every year in this responsible, respected and skilled company, and discuss the vital problems of life in our country.

Let me begin with the fact that the problems of economy and business in Russia remain recurrent and have been solved very slowly for many years. However, they, no doubt, should be solved quickly nowadays, in order to leave the vicious cycle of the Russian market being unattractive for investments. Naturally, it is obvious for business. It is clear to us that it is impossible to solve these problems and bring into reality the priority tasks set by the President in his May decrees that deal with Russia's entry to the Top 5 of countries with largest economies and reducing the poverty level in the country twofold without reappraisal of what we have today, as well as radical changes in the conditions for doing business in Russia.

It is high time to switch over from declarative documents (numerous volumes devoted to the support of business and removal of administrative barriers have been written) to real, practical deeds, which can liberate business, create conditions for business becoming nationally oriented and working for Russia's economy in full measure. Naturally, I speak about the Russian big business. There is a hope that we have finally started speaking the same language with the government. I am not so sure about it so far, however, but all the same. Today, the document devoted to the transformation of business climate is being drawn up. It is actually a collection of all suggestions made by the business over the recent years, mostly through the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs.

Most of our suggestions were also included into this document titled "Transformation of Business Climate." In our opinion, this mechanism ensures quick response to the requests of

business community — from adoption of some regulatory document within the framework of expert conclusions, to control over its implementation, appraisal of its regulatory effect, and implementation of measures listed in it. For us as businessmen, it is not the document itself that is important, but the document that is being drawn up jointly with the government. The main thing for us is to have the levers of influence on monitoring and control capable of promoting the implementation of this document. All what we had before unfortunately (I have started with it) would not lead to attainable results, so we have now what we have.

We have ascended to a stable 31st position in the Doing Business rating. Naturally, it is a serious and representative result of the last years of work. Though the President insisted on joining the Top 20 best economies in terms of doing business, I think that being 31st is a good enough position. By the way, we have seriously succeeded in grid connection, programs dealing with construction, issues dealing with international trade activities, tax collection, and number of other positions that were included into these criteria. So Russia now holds the 31st position in the rating of over 140 countries drawn by the World Bank within the framework of the Doing Business program.

However, here we see a very serious "if", as when we start analyzing the situation, we come across some serious problems in the field of investment activities, fixed capital investments in the first turn. Does this rating, this work aimed at succeeding and holding this or that position produce the intended result? It does. Nevertheless, we cannot unfortunately boast of solving the main problems so far, as the volume of fixed capital investments is growing very slowly.

The recurrent problems that we talk about all the time are not about money. I agree with my colleagues saying that there is enough money in the country. Big business and banks have plenty of it. Trillions of rubles are on deposit accounts. They are not involved in the economic process. I mean the fund balances of enterprises, and deposits of credit institutions. They are not involved for different reasons. The first and the main reason behind it lies in the lack of predictability as to where to invest these funds in, the low level of protection for these private investments that could succeed within the framework of private-public partnership, and play a serious role in the implementation of strategically important goals listed in the decree.

Despite our success in the tax reform, the so-called unpredictability in pursuing the policy of non-tax payments seriously restraints the investment activity of companies.

We have talked about stabilization reservation dealing, first of all, with investment projects that big business tries to build up. Talking about predictability, I mean, first of all, that stabilization reservation should be valid for major projects undertaken by our companies, including the ones with participation of the state. No amendments ought to be made to the conditions of doing business initially listed in these agreements for the whole period of this law implementation. Besides, the state should not "get off the train" until the completion of joint programs.

By the way, business community got excited about the suggestion of Andrey Removich Belousov. Initially, it dealt with the fact of redirecting super profits that formed up due to the devaluation of ruble several months ago to the development and support of programs, which the presidential decree speaks about. Nevertheless, we have started some coordinated activities aimed

260

at a closer cooperation with the government in creating motivating conditions for the implementation of major projects and engagement of private, first of all big capital in the implementation of these strategically important programs that are mentioned in the presidential decree within the framework of private-public partnership.

You know (I will inform those who do not) about the activities of a working group for assistance to implementing new investment projects, which includes all specialized ministers of the Russian cabinet and all business leaders. A.G. Siluanov is at the head of this group on behalf of the government, while A.N. Shokhin is in charge of it on behalf of business. This group started working actively. The ministries begin presenting their projects for consideration by this working group (including the consideration by the Project Committee formed under this working group), these or that programs that the government represented by industrial ministries is ready to invite private business to for co-investing some projects.

At the same time, we say that the task of this working group — it should be clear to us — lies not in selecting projects (Vne-sheconombank will do it, as it has strong enough expert base). The task of this group lies in creating systemic rules of the game with involvement of all non-budget opportunities and funds, as well as raising the efficiency of implementing state projects through the upgrade of regulation as such, and creation of additional motivation tools enabling big business to invest money. The main thing is that only investment and motivation are not enough. The task is to protect the funds invested by business in various projects.

It will probably be a very hard process of coordinating interests, yet we can make business more active via forming this trust

relationship between the government and business, as well as creating a stabilizing regime for at least 6 years.

Finally, the main task of the current moment lies in the protection of domestic market, in our opinion. There are many reasons behind it, yet I would not repeat them, as they have been described well enough. Nevertheless, it is very important for us to protect the domestic market, and not so much from direct sanctions, which would probably be ramped up, including the ones imposed on banks. It is not a trouble, yet a problem that will arise in the period of so-called secondary sanctions that can hit a whole group of large companies, and the client network of commercial and state banks in case of being imposed by the USA.

That is why the main thing today is to "switch on" the ruble environment in full measure. It seems to me that the de-dollar-ization of the Russian economy should be performed within the framework of some special interdepartmental body, which is to perform this task systematically through the respective roadmap. However, when we ask who is responsible for de-dollarization aimed at making settlements in rubles or national currencies in EEU, it turns out that nobody is now responsible for it.

Thus, we have to form a body for implementing the de-dollar-ization program purposefully through the decision-making process and roadmap, thus having protected our future that should be less dependent upon the US dollar. According to the official forecast of the Central Bank, which targets inflation on the level of 4%, the rise in prices of 3-4% is expected in 2018. Let me remind you that the Central Bank has lifted all restrictions on the impossibility of raising the key interest rate. It means that the key interest rate, which is a tool of monetary policy having direct effect on interest rates in the economy, may grow.

262

And it is likely to rise, if the sanctions are ramped up, and instability is observed. Psychologically, the pressure on business will increase, and the risks will become higher. The Central Bank is likely to build up this capacity, I mean, to raise the interest rate. Let me remind you that the interest rate reached 17% as of December 16, 2014. However, it was gradually reducing. The Central Bank would decrease it. On September 14, 2018, the Central Bank raised the interest rate for the first time in four years by 0.25 percent points to 7.5%.

However, business has always insisted and will insist (even more in these conditions) on reducing the interest rate instead of raising it taking into account the serious challenges that the Russian economy is currently facing. We need non-standard steps, and I back the idea of bolstering the Central Bank's role in promoting economic growth. It is a very important institute that wields a major influence on the economic situation, so we need a single monetary policy coordinated with the government, the Central Bank, and all regulators, with business taking an active part in this process. Thank you for attention and let me congratulate you with the holiday once again.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.