13. Петров Ю.Н., Овечкина О.В. Проблемы отечественной образовательной системы // «Актуальные вопросы развития образования и производства»: Тез. докл. III Всероссийской научно-практической конференции студентов, соискателей, молодых ученых и специалистов. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2002. - 24 с.
14. Петров Ю.Н., Овечкина О.В. Концепция инновационного научно-образовательного центра непрерывного индивидуализированного образования // «Актуальные вопросы развития образования и производства»: Тез. докл. III Всероссийской научно-практической конференции студентов, соискателей, молодых ученых и специалистов. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2002. - С.23-25.
15. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: педагогика, 1990. -188с.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
Н.И. Рыжова, д.пед.н., проф.
Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена, Тел.: (812) 314-96-72, E-mail: [email protected], [email protected]
С.Д. Каракозов, к.ф.-м.н., проф.
Барнаульский государственный педагогический университет, Тел.: (3852) 38-84-07, E-mail: [email protected], [email protected]
http://bspu.secna.ru/
The purpose of work - to designate a problem of preparation of the competent teacher of computer science capable independently to solve (and to help in it to other teachers at school) didactic and pedagogical problems, problems of management of education at the school, dictated by information and modernization of education and to formulate a possible variant of its realization.
1. Об основных задачах модернизации Российского образования и актуальности развития специальной подготовки учителя информатики
В настоящее время Российское образования переживает этап своей модернизации, вызванный в первую очередь процессами интеграции, информатизации и интернетизации всех сфер современного общества.
Согласно программе модернизации педагогического образования (см. национальная доктрина образования в РФ, (http://www. т-formika.ru), педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Необходимость модернизации педагогического образо-
вания определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности, общества и государства. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.
Цель модернизации педагогического образования - создать механизм эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования.
Среди основных задач и направлений модернизации педагогического образования особо говориться о необходимости обучения педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, поскольку современное образование этапа информатизации и глобальной массовой коммуникации должно характеризоваться активным использованием информационных и коммуникационных технологий и различных устройств на их базе,
обеспечивающих: доступ к глобальным ресурсам Интернет; функционирование систем автоматизации управленческой деятельности; применение электронных средств образовательного назначения, реализованных на базе технологий обработки аудиовизуальной информации и информационного взаимодействия; компьютерную психолого-педагогическую диагностику.
Однако в настоящее время в стандартах высшего педагогического образования изучение этих вопросов отражено недостаточно. Устранению этого недостатка может способствовать подготовка в некоторых педагогических вузах учителя информатики (специальность 030100 - «информатика») в рамках специализации 030109 - организация информатизации образования, предложенной М.П.Лапчиком, И.В.Роберт, С.А.Ждановым, А.Ю.Кравцовой, О.Н.Лучко. Выпускник, прошедший обучение в рамках этой специализации, получает квалификацию «организатор информатизации образования». Указанная специализация прописана в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования нового поколения (ГОС ВПО 2000 г. [23]) и охарактеризована через квалификационную характеристику специалиста данного профиля (как совокупность функций, выполняемых «организатором информатизации образования») и перечень учебных предметов (дисциплин специализации) [1, с.245-257].
Здесь же уместно отметить, что в качестве перспектив развития обучения информатике в педагогических вузах и развития идей П.Клостермана [2] впервые это направление рассматривалось в докторских исследованиях Э.И.Кузнецова [3] и М.В.Швецкого [4]. Так, например, М.В.Швецким было предложено при переходе на двухуровневое образование ввести новую квалификацию «системный аналитик по педагогическому и организационному применению новых информационных технологий» (магистр образования). Такая квалификация могла бы быть присвоена выпускнику магистратуры педагогического вуза по специальности «информатика». Укажем две основные функции, выполняемые таким специалистом в школе: первая - внедрение
новых информационных технологий обучения (НИТО) в учебный процесс школы; вторая -внедрение новых информационных технологий (НИТ) в управление образованием [5].
Кроме этого, учитывая нехватку высококвалифицированных педагогических кадров для решения задач модернизации образования, государственная политика предполагает проведение ряда мероприятий по совершенствованию системы подготовки и переподготовки педагогов в области ИКТ [6-11]. Совершенствование системы предполагается проводить в двух направлениях - фундаментальном и технологическом.
Мы в данной работе остановимся лишь на последнем технологическом аспекте подготовки высококвалифицированного специалиста в области информационно-коммуникативных и педагогических технологий и их использования в учебном процессе.
Важность и актуальность этой проблемы подтверждают положения, опубликованные в работах [1, с.245-257; 4; 5, с.71; 8; 12, с.258-260; 13, 10, 11], где указывается, что учитель информатики, который сможет осуществить выполнение задач педагогического образования на этапе модернизации Российского образования в рамках информатизации образования, должен не только владеть фундаментальными и технологическими знаниями в области информатики, но и быть высококвалифицированным специалистом в области информационно-коммуникативных и педагогических технологий и их использования в учебном процессе.
Другими словами, такой специалист должен быть еще и постановщиком задач в области педагогических технологий, способствующих повышению качества учебного процесса, (а иногда и разработчиком решений этих задач) как в школьной, так и в вузовской практике в условиях полипарадигмальности современного образования и направленных на решение задач информатизации и модернизации образования, предполагающих развитие существующих и создание новых средств обучения, и внедрение последних в педагогическую практику для развития существующих традиционных и новых дистанционных форм, методов и целых систем обучения, где основным элементом становятся информационно-образовательные системы учебного назначения и управленческого. К первому типу относятся электронные учебные ресурсы (комплекты и комплексы), компьютерные обучающие интерактивные программы, "тестовые" задачники, образовательные Web-сайты,
Web-порталы и другие Интернет-ресурсы. Ко второму типу относятся различные информационные системы управления образованием.
Кроме этого, такой специалист должен быть и грамотным пользователем учебных компьютерных сетей (локальных, корпоративных и Интернета) и сетевых технологий в учебном процессе (см. публикации [13-15]).
Таким образом, специалист такого профиля должен пройти подготовку по двум направлениям, получив квалификацию: «системный аналитик по информационно-образовательным системам» и «системный администратор учебных компьютерных сетей».
2. Основные функции и содержание обучения учителя информатики по профилю «организатор информатизации образования»
Прежде, чем сформулировать функции и описать содержание обучения в рамках предлагаемых новых специализаций, приведем (согласно [1, с.245-257]) основные направления профессиональной деятельности современного учителя информатики, связанные с осуществлением функций организатора информатизации учреждения среднего уровня образования и школы, в частности, определяемые необходимостью реализации психолого-педагогических целей обучения и воспитания в условиях внедрения в сферу образования ИКТ:
• создание и совершенствование методических систем обучения, реализованных на основе современных технологий информационного взаимодействия (Мультимедиа, Телекоммуникации, Геоинформационные, в перспективе «Виртуальная реальность»), ориентированных на развитие личности обучаемых, на формирование умений самостоятельно приобретать новые знания, осуществлять информационную деятельность, осваивать новые интеллектуальные продукты;
• обеспечение педагогически целесообразного использования потенциала распределенного информационного ресурса, предоставляемого Интернет, и организации учебного информационного взаимодействия на базе компьютерных сетей (локальных, глобальных);
• информатизация управления образовательным на основе автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением, диагностики состояния информатизации образовательного учреждения, планирования
внедрения и развития ИКТ (с учетом факторов финансирования, критериев успешности, социальной значимости, технического обеспечения);
• психолого-педагогическая диагностика уровня обученности, продвижения в учении на базе компьютерных тестирующих, диагностирующих методик установления уровня интеллектуального потенциала обучающегося, контроля и оценки их знаний.
Основные функции, выполняемые «организатором информатизации образования» в рамках этих направлений - это: (1) организация процесса информатизации образования школы и (2) координация внедрения средств ИКТ в образовательный процесс.
Более конкретно, организатор информатизации образования должен (см. там же [1, с.247]):
1) владеть знаниями и уметь организовать эффективное использование компьютерной техники в образовательном процессе;
2) владеть знаниями по созданию и совершенствованию методических систем обучения, реализованных на основе современных технологий информационного взаимодействия;
3) владеть знаниями психолого-педагогической диагностики уровня обучен-ности, продвижения в учении на базе компьютерных тестирующих, диагностирующих методик установления уровня интеллектуального потенциала обучающегося, контроля и оценки их знаний;
4) уметь осуществлять педагогическую деятельность, связанную с внедрением информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс;
5) уметь выполнять учебные телекоммуникационные проекты и осуществлять;
6) уметь осуществлять обеспечение эффективной и безопасной деятельности с использованием средств ИКТ в учебном процессе и обеспечивать использование ИКТ в процессе изучения всех школьных предметов, в частности, путем организации поиска необходимой учебной информации среди ресурсов Интернет.
Перечислим названия учебных предметов (дисциплины специализации), содержание обучения которых реализует основные идеи существующей специализации для обеспечения учителя информатики квалификацией «организатор информатизации образования»:
1. Организация учебного взаимодействия на базе распределенного информационного ресурса Интернет;
2. Информатизация управления образовательным процессом;
3. Психолого-педагогическая диагностика на основе компьютерного тестирования;
4. Разработка и использование электронных средств образовательного назначения.
Важно отметить, что указанные дисциплины специализации реализуются в рамках учебного процесса педагогического вуза - 7, 8 и 9 семестры в объеме 500 часов (из них аудиторные занятия составляют 252 часа - лекции (120 ч.) и лабораторные занятия (132 ч.), на самостоятельную работу студентам отводится 248 ч.).
Кроме этого, в образовательном стандарте указано, что семестры, в которых планируется выполнение курсовых работ и подготовка рефератов по данному направлению, могут быть определены вузом с учетом особенностей собственного учебного плана подготовки студентов по специальности 030100 - «Информа-
тика» (см. о временных требованиях к образовательным программам [24]).
3. Структура профессиональной подготовки учителя информатики
В формировании личности учителя информатики как специалиста в предметной области и учителя-профессионала основной компонент содержания образования определяется опытом личности, полученным в освоении знаний и умений, указанных в ГОС ВПО. В содержании профессиональной подготовки выделяется 4 блока, которые представляют собой «целостные составляющие»: теоретико-методологическую (или общекультурную и естественнонаучную), специальную (или предметную), методическую (или профильную) и психолого-педагогическую (или общепрофессиональную).
Приведем графическую иллюстрацию структуры профессиональной подготовки и ее взаимосвязи с основными блоками дисциплин ГОС ВПО [23] (рис. 1).
ДИСЦИПЛИНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС ВПО)
Рис. 1. Взаимосвязь между аспектами профессионс
Из сказанного следует, что формирование основ профессионального мастерства будущего учителя информатики осуществляется по трем направлениям психолого-педагогическому, методическому и специальному. Они взаимосвязаны, их единство и целостность - необходимые условия профессионально-педагогической направленности обучения и воспитания студентов (согласно А.Г. Морд-ковичу [16]). Первое направление до некоторой степени унифицировано в практике под-
ой подготовки и дисциплинами ГОС ВПО готовки учителя любой специальности, а потому разрабатывается на общепедагогическом уровне. Второе - отвечает за профильную подготовку учителя, которая обеспечивает будущего специалиста умениями преподавать учебный предмет в школе (разработка этого направления в рамках современных условий модернизации образования - научная проблема, требующая специальных, самостоятельных исследований). Мы же в данной работе находимся в рамках третьего направления и
говорим о возможности развития содержания учебной дисциплины "информатика" в педагогическом университете для формирования основ профессионального мастерства будущего учителя информатики.
Термин "основы профессионального мастерства учителя информатики", согласно В.В.Лаптеву и М.В. Швецкому [5, с.74], мы понимаем как синтез необходимого для успешной работы в школе уровня знаний, умений и навыков (или, с учетом современных требований к квалификационной характеристике, совокупность базовых и специальных компетенций), а также ясного понимания целей и задач обучения информатике в школе, гибкого и оперативного владения методикой преподавания информатики и способности эффективно осуществлять успешное обучение школьников информатике и их воспитание в процессе обучения.
Таблица ¡.Составляющие специальной подготовки учи
Специальная подготовка учителя информатики в предметной области (см. таблицу 1) обеспечивается: (1) базовой (фундаментальной) подготовкой в предметной области «информатика»; (2) прикладной (технологической) подготовкой в области новых информационных технологий; (3) специализированной подготовкой по различным направлениям предметной области «информатика» (грубо говоря, продвинутой или углубленной подготовкой по некоторым разделам науки информатики). Первые две обеспечиваются учебными дисциплинами и курсами, прописанными в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, а третья - дисциплинами специализации и федеральным компонентом.
Приведем схему (рис.2), показывающую взаимосвязь существующей и предполагаемых новых специализаций.
ля информатики в предметной области и их содержание
Специальная подготовка в предметной области «Информатика»
Составляющие Что изучается Где прописаны
Базовая (фундаментальная) Информатика как фундаментальная наука (гносеологическое определение науки) Базовые курсы и спецкурсы государственного стандарта высшего профессионального образования
Прикладная (технологическая) Информатика как прикладная наука (онтологическое определение науки) и технология (НИТ)
Специализированная (по направлениям предметной области) Отдельные разделы и направления науки информатики Дисциплины специализации и курсы, определяемые федеральным компонентом
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Рис. 2. Взаимосвязь специализаций и функций специалистов
Введение новых специализаций позволит вать функции специалистов по указанным «разгрузить» существующую и конкретизиро- профилям, расширив спектр изучаемых во-
просов по указанным направлениям технологического и фундаментального содержания. Последнее можно достичь за счет включения учебных элементов по их математическим основаниям и теоретическим основам, выделяя отдельно технологическую составляющую и ее основания. Это позволит в процессе обучения реализовать и концепцию фунда-ментализации образования учителя информатики в рамках его специальной подготовки (по вопросам фундаментализации базовой подготовки в предметной области см. публикации [17-19 и др.])
4. Основные функции и содержание обучения учителя информатики по профилю «системный аналитик по информационно-образовательным системам»
Системный аналитик по информационно-образовательным системам (см. рис.3) должен выполнять следующие функции:
1) создавать, пополнять и поддерживать в рабочем состоянии библиотеки информационно-образовательных систем, используемых в обучении;
2) иметь знания по оценке качества таких программных средств;
3) помогать учителям-предметникам в деле внедрения информационно-образовательных систем в процесс обучения;
4) самостоятельно проектировать и создавать (совместно с учителями-предметниками) макеты или готовые информационно-образовательные системы для учебного процесса;
5) обладать знаниями по корректировке учебных планов, связанных с внедрением в учебный процесс новых средств обучения: электронных учебных комплектов и Интернет-ресурсов, а также уметь построить технологию обучения с их использованием;
6) обладать знаниями по использованию и проектированию информационных систем управления образовательным пространством школы и быть в этом помощником школьной администрации.
Содержание обучения технологической и профильной подготовки системного аналитика по информационно-образовательным системам может быть представлено на схеме (рис.4) в виде совокупности учебных курсов и технологий, которые изучаются в рамках базового курса «Информационное моделирование и проектирование информационно-образовательных систем». Пропедевтическими знаниями для изучения этого курса являются знания и умения, полученные студентами в ходе базовой подготовки в рамках учеб-
ной дисциплины «Информационные системы» [20].
В качестве математических оснований учебных дисциплин специальной подготовки учителя информатики с квалификацией «системный аналитик по информационно-образовательным системам» выступает система (или совокупность) формальных или полуформальных языков, предназначенных для описания постановки (спецификации) и решения поставленных педагогических задач. Т.е. Яз=ЯзПрг+ЯзПед.тех, где: ЯзПрг - языки программирования традиционных парадигм, языки сетевого программирования, языки программирования гипертекстовой разметки, языки программирования визуального типа (например, UML), языки информационных технологий (языки программных сред, предназначенных для описания информационных процессов различной природы, например, IDef-технологии, VISIO и т.п.); ЯзПед.тех. -«языки педагогики» и «содержательной математики» (например, язык математики - теоретико-множественной концепции), предназначенные для содержательного описания задачи в рамках конкретной предметной области. Основаниями, обеспечивающими фундаментальность в обучении для технологической составляющей, будут являться алгоритмы и структуры данных и их реализация.
5. Основные функции и содержание обучения учителя информатики по профилю «системный администратор учебных компьютерных сетей»
Системный администратор учебных компьютерных сетей (см. рис.5) должен выполнять следующие функции:
1) самостоятельно проектировать и поддерживать в рабочем состоянии локальные компьютерные сети учебного учреждения;
2) иметь знания по оценке качества аппаратных средств, обеспечивающих полноценное использование сетевых ресурсов корпоративных компьютерных сетей и Интернета;
3) иметь знания по оценке качества программных средств, обеспечивающих использование сетевых технологий в обучении;
4) помогать администрации школы в использовании ресурсов локальных и корпоративных компьютерных сетей и Интернета в управлении процессом обучения в школе;
5) обладать знаниями по архитектуре компьютерных сетей и технологиям управления сетевыми ресурсами;
6) обладать знаниями по защите информации в локальных и корпоративных компьютерных сетях и Интернете.
о
с
о о
о
05
а а: к
съ
и»
Ко О
О,
Информационные системы управления образованием
Электронные учебные ресурсы, о бр аз ов ат е льны е \\ГЕВ-ресурсы
Л
Пркге ненке и/или проекшроЕдаке и разработка
Системный аналитик по инфсрмационно- об-р азовател ъным системам
Учебные предметы
\ Преподавание
Учителя предметники
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Цикл псих опо го-педагогических дисциплин
Учитель информатики
..; Бакалавр физико-математического образо-: в ания (напр авление «инф орматика»)
чЗ П) м
Рис. 3. Функции системного аналитика по информационно-образовательным системам
Цикл психолого-педагогических дисциплин
..! Бакалавр физико-математического образо- :: : в ания (направление «информатика»)
О --Л
Рис. 5. Функции системного администратора учебных сетей
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОФИЛЬНОИ ПОДГОТОВКИ СИСТЕМНОГО АНАЛИТИКА ПО ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СИСТЕМАМ
Инфорлга Ц2ю к но е люделировангиг и. проектирование. имфорлю цгло нно-образоеателъных. си.стелг
Использование математических моделей для проектирования ин-ф ор мацио нно - о бр аз ов ательных систем
Тестология
Пр огр аммир ов ание на языках для WEB-приложений
ИКТ и использование информационных систем управления образованием
Информационные и информационно-образовательные системы
Технологии ин-ф ормационных систем
Педагогическое проектирование
Построение методических теорий
Технологии моделирования
(технологии построения образовательных моделей)
Педагогический дизайн (англ. эквивалент Instractional Desigji)
Педагогический WEB-дизайн ->
Технологии создания электронно-информационных ресурсов
Технологии \Д/ЕВ- дизайна
Рис. 4. Содержание обучения технологической и профильной подготовки системного аналитика по информационно-образовательным системам
Рис. 6. Содержание обучения технологической и профильной подготовки системного администратора учебных компьютерных сетей
ных и корпоративных компьютерных сетей и Интернет, а также отрабатывает навыки по использованию сетевых компьютерных технологий в своей будущей деятельности.
Среди всех перечисленных курсов, на наш взгляд, базовым является курс «проектирование и обслуживание учебных компьютерных сетей». Его содержание обучения направленно на формирование умений и навыков по сетевым технологиям, технологиям проектирования и обслуживания компьютерных сетей (отметим, что не только учебного назначения). Кроме этого, оно должно способствовать систематизации классических теоретических знаний по многоуровневой организации и архитектуре компьютерных сетей, а также формированию знаний по математическим основаниям компьютерных сетей, к которым относятся базовые понятия и алгоритмы из теории графов, топологии и теории массового обслуживания.
Таким образом, из сказанного выше следует, что функции, выполняемые такими специалистами, как «системный аналитик информационно-образовательных систем» и «системный администратор учебных компьютерных сетей», в некотором смысле перекликаются с функциями, выполняемыми в настоящее время «организатором информатизации образования».
В перспективе возможно будет рассмотреть вариант подготовки бакалавра физико-математического образования по направлению «информатика» в рамках данных специализаций.
В связи с этим необходимо пересмотреть и конкретизировать содержание обучения существующей специализации. Реализация высказанных выше положений на практике позволит учителям информатики получить дополнительные квалификации в рамках новых специализаций, расширить число выполняемых им функций в школе, стать наиболее конкурентоспособным специалистом, а также способствовать решению задач информатизации образования.
Все сказанное выше, на наш взгляд, определяет два перспективных направления развития содержания существующей специальной подготовки учителя информатики, при условии неизменности целей подготовки в рамках специализации, но за счет их уточнения или конкретизации.
Поясним такую возможность, останавливаясь на характеристике принципов совершенствования методической системы специальной подготовки учителя информатики (не
затрагивая при этом его базовую фундаментальную подготовку в предметной области и профильную подготовку).
6. Принципы совершенствования методической системы обучения специальной подготовки учителя информатики
Реализация описанной выше профессиональной подготовки специалиста в учебном процессе обеспечивается методической системой обучения, которая представляет собой сложное динамическое образование. Возможность сколько-нибудь полного изучения учебного материала, зафиксированного интерпретацией методической системой обучения, может быть достигнута, если будет определено некоторое начальное условие, например, зафиксирован какой-либо из элементов содержания обучения и выявлена динамика изменения методической системы в таком положении.
Рассматривая методическую систему специальной подготовки по информатике в педагогическом университете в рамках существующей специализации, в качестве фиксированного элемента лучше всего выбрать «цели обучения» как наиболее определенный компонент и системообразующий элемент методической системы. Тем не менее, даже с учетом этого обстоятельства внутренние взаимосвязи системы допускают достаточно широкие возможности выбора различных способов функционирования методической системы. Поэтому необходимы положения, определяющие направления совершенствования методической системы. Эти положения (согласно А.М.Пышкало [22]) традиционно принято называть принципами совершенствования методической системы обучения. Охарактеризуем их более подробно.
Центральным принципом совершенствования методической системы является «принцип целенаправленности»: направления и результаты совершенствования методической системы в целом и ее компонентов, в частности, должны быть адекватны целям обучения студентов. Направление совершенствования методической системы не может не учитывать определенных требований, исходящих из самой сути системного подхода. Любое изменение одного из компонентов системы необходимо сказывается и на остальных. Из этих соображений вытекает следующий принцип совершенствования методической системы, который А.М.Пышкало назвал «принципом взаимосвязанности»: при изменении компонентов методической системы необходимо определять вызываемые этим последствия для
всех других компонентов. Указанный принцип следует дополнить требованием рассмотрения всех взаимосвязей в системе, которое называется «принципом полноты»: при совершенствовании методической системы специальной подготовки следует уделять внимание каждому элементу ее структуры.
Итак, методическая система профессиональной подготовки учителя информатики представляющая собой взаимосвязанную совокупность методических систем базовой (фундаментальной), прикладной (технологической), специализированной и профильной подготовки учителя информатики в педагогическом вузе, построенная на основе концепции профессионально-педагогической направленности обучения, должна развиваться не только в логическом, фундаментальном и технологическом, но и прикладном аспекте. В связи с этим, на наш взгляд, актуальными направлениями развития методической системы специализированной подготовки учителя информатики (в рамках существующей специализации) являются «информационно-образовательные системы» и «учебные компьютерные сети».
К сказанному добавим, подтверждая еще раз актуальность изложенных выше идей, что реализация программ «Развитие единой образовательной информационной среды» и «Электронная Россия» как важные составляющие включают подпрограммы «Интернет в сельской школе», «Пункты общественного доступа к Интернет». Помимо технических решений, предполагающих, прежде всего, необходимое финансирование, важной составляющей является кадровое обеспечение деятельности по этим направлениям, особенно в удаленных и сельских районах. В соответст-
вии с существующей практикой вопросы использования компьютера в образовании (как методические, так и программно-технические) возлагаются на учителя информатики, что делает необходимым его специализированную подготовку по указанным выше перспективным направлениям.
Таким образом, цель данной публикации:
1) обозначить проблему подготовки конкурентоспособного и высококвалифицированного учителя информатики, способного самостоятельно решать (и помогать в этом учителям-предметникам и администрации образовательного учреждения) дидактические и педагогические задачи, задачи управления образованием в школе, которые возникают непосредственно в педагогической практике и продиктованные современными требованиями к системе образования в условиях ее информатизации и модернизации;
2) указать перспективные направления развития специальной подготовки учителя информатики и сформулировать один из возможных вариантов ее реализации, который возможен: (а) за счет конкретизации функций учителя информатики в существующей поли-парадигмальности современного образования; (б) за счет введения в педагогических вузах «новых специализаций» путем изменения структуры и содержания обучения уже существующей специальной подготовки учителя информатики в рамках дисциплин специализации (030109 «организация информатизации образования») на базе подготовки учителя информатики, прописанной в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения (2000 г.)
Литература
1. Учебно-методический комплект по специальности 031000 Информатика. - М.: Изд-во Флинта, Наука, 2002. - 264 с.
2. Kloosterman P., Ault P.C., Harty H. School-Based Computer Education: Practices and Trends // Educational Technology. -V.27. -№ 4 (April 1987). -P.35-38.
3. Кузнецов Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: Автореф. докт. дис. -Москва. -1990. -18 с.
4. Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования: Автореф. докт. дис. -СПб., 1994. - 36 с.
5. Лаптев В.В., Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. -508 с.
6. Жданов С.А. Концепция, основное содержание и разделы программы курса "Использование современных информационных и компьютерных технологий в учебном процессе" для системы педагогического образования с учетом требований федерального компонента стандарта общего образования, 2003.
7. Жданов С.А., Матросов В.Л. Информационные технологии в подготовке будущего учителя, http://www.bspu.secna.ru/Joumal/vestnik/ARHIW/N1_1999/nauch_konf/inftex.html
8. Жданов С.А., Каракозов С.Д. «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования в области информатизации» / Состояние информатизации общего образования. Аналитический обзор. Сб. ст. - М.: ООО «Алана», 2003. -С.55-92.
9. Каракозов С. Д. О процессах информатизации в российском образовании, http://www.bspu.secna.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N2_2001/n2_2001.html.
10. Уваров А.Ю. Образование в эпоху перемен: школа и становление информационного общества, http://www.bspu.secna.ru/Friends/aio/program/school/otchet.anl/uva.html.
11. Уваров А.Ю. Очевидное и невероятное в компьютеризации школы, http://www.bspu. secna.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N2_200 1/п2_200 1.html.
12. Рыжова Н.И., Каракозов С.Д. Подготовка системного аналитика информационно-образовательных систем // Успехи современного естествознания. Научно-теоретический журнал. Приложение 1. Материалы XXXI Международной конференции «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникациях, бизнесе» 1Т+8Б'2002 (18-28 мая 2004 г., Украина, Крым, г. Ялта-Гурзуф). -2004. -№5. -С.258-260.
13. Каракозов С.Д. Введение в компьютерные сети (Библиотека методиста региональной образовательной компьютерной сети, выпуск первый). Учебное пособие для студентов и слушателей институтов повышения квалификации работников образования. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. -173 с.
14. Уваров А. Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов (Библиотека методиста региональной образовательной компьютерной сети, выпуск первый). Учебное пособие для студентов и слушателей институтов повышения квалификации работников образования. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. - 96 с.
15. Уваров А.Ю. Учебные телекоммуникационные проекты в классе (Библиотека методиста региональной образовательной компьютерной сети, выпуск первый). Учебное пособие для студентов и слушателей институтов повышения квалификации работников образования. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. -138 с.
16. Мордкович А. Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. докт. дис. - Москва, 1986. -36 с.
17. Рыжова Н.И., Каракозов С. Д. Web-портал педагогического образования (фундаментальная подготовка учителей информатики) / Научный сервис в сети ИНТЕРНЕТ: Труды Всероссийской научной конференции (24-29 сентября 2001 г., г. Новороссийск). Сб. ст. - М.: Изд-во МГУ, 2001. -С.138-139.
18. Рыжова Н.И., Каракозов С.Д Педагогическое проектирование и методическая теория как элементы методологии построения образовательного WEB-портала фундаментальной подготовки учителя информатики / Научный сервис в сети ИНТЕРНЕТ: Труды Всероссийской научной конференции (23-28 сентября 2002 г., г. Новороссийск). - М.: Изд-во МГУ, 2002. -С.80-87.
19. Лаптев В.В., Рыжова Н.И., Швецкий М.В. Методическая теория обучения информатике: аспекты фундаментальной подготовки будущих учителей информатики. Монография. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. -352 с.
20. Жданов С.А., Каракозов С. Д., Хеннер Е.К. Программа учебной дисциплины «Информационные системы» для студентов педвузов по специальности 030100 «Информатика». Методическая разработка. В учебно-методическом комплекте по специальности 031000 Информатика. - М.: Изд-во Флинта, Наука, 2002. -С.175-183.
21. Жданов С.А., Каракозов С.Д. Программа учебной дисциплины «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа-технологии» для студентов педвузов по специальности 030100 «Информатика». Методическая разработка. В учебно-методическом комплекте по специальности 031000 Информатика. - М.: Изд-во Флинта, Наука, 2002. - С.184-195.
22. Пышкало А. М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: Автореф. докт. дис. - Москва, 1975. -32 с.
23. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО), http://db.informika.ru/spe/index.htm.
24. Временные требования к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук, http://db.informika.ru/spe/treb/index.htm.
Софтул 2005
16-я выставка информационных технологий «Софтул 2005 »пройдет на ВВЦ ВК с 27.09.2005 по 1.10.2005 по тематике «Информационные технологии и коммуникации. Образование».
Выставка проводится при поддержке РАН и Минобрнауки. Источник. ЭкспоИнформ.ру (www.1expo.ru)