Научная статья на тему 'Некоторые аспекты переподготовки учителей- предметников в рамках процесса информатизации образования'

Некоторые аспекты переподготовки учителей- предметников в рамках процесса информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
REFRESHER COURSE / IMPROVING TEACHING QUALIFICATION / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY IN EDUCATION / ТРЕНИНГИ ПО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ОБРАЗОВАНИИ / TRAINING IN USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY IN EDUCATION / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева М. Л.

В статье рассматривается альтернативный подход к переподготовке кадров системы среднего образования (учителей-предметников) в области информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF TEACHER REFRESHER COURSE IN REGARDS TO EDUCATION INFORMATIZATION PROCESS

The article presents an alternative approach to conducting secondary school teacher refresher course in regards to informatization.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты переподготовки учителей- предметников в рамках процесса информатизации образования»

$

рой прикладываются силы. Представления о телесности, структурности объекта, значение и смысл абстракции не участвовали в осмыслении условия и требования задачи. Затем трудным был вопрос о том, как стержень движется. Учащиеся не могли представить идеализированную «реальность», соответствующую условиям задачи: стержень на гладком столе или в условиях невесомости.

Интуитивные, некритические представления о движении и взаимодействии тел, стереотипы, сформировавшиеся при решении типовых задач, проявлялись и дальше. Однако от занятия к занятию такого рода заблуждения встречались все реже, так что к концу факультатива почти все учащиеся довольно успешно решали предлагаемые задачи.

Сравнение успеваемости учащихся 10Б класса, посещавших факультатив по физике и не посещавших его, по данным итогового контроля за год, показало заметный рост успеваемости по физике и геометрии у посещавших факультатив, в отличие от не посещавших. Несмотря на непродолжительность занятий по предлагаемой методике, получен заметный эффект (результаты контроля успеваемости статистически различимы с доверительной вероятностью 0,95).

В начале и конце года было проведено тестирование интеллекта участников факультатива и 15 учеников 10В класса с помощью прогрессивных матриц Равена. Эти данные также статистически значимо, с доверительной вероятностью 0,95, говорят о росте интеллекта учащихся.

По отзывам преподавателя математики, участники факультатива стали лучше и с большим интересом решать задачи по геометрии, улучшилось их пространственное воображение. Преподаватель русского языка и литературы отметил, что сочинения этих школьников стали более

глубокими, с более четкой структурой, без «размазанных» предложений, появилась связь между абзацами, чего не было в начале года. Возросшую внимательность, наблюдательность, способность к суждению отметил у этих ребят и преподаватель физики.

Аналогичные результаты: заметный рост успеваемости по физике и геометрии, улучшение успеваемости по русскому языку отмечены нами и в предыдущих работах [7; 8].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веккер Л.М. Психика и реальность. М.: Смысл, 1998.

2. Горбов С.Ф., Чудинова Е.В. Действие моделирования в учебной деятельности школьников (к постановке проблемы) // Психология науки и образование. - 2000. - № 2.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М., 1979.- Т.2.

4. Гальперин ПЯ. Лекции по психологии. М., 2005.

5. Молдавский Д.Ф. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 2.

6. Задачи по физике / Под ред. О.Я. Савченко. -М.: Наука, 1988.

7. Молдавский Д.Ф., Кузнецова О.В. Матер. 8-й Междунар. конф. «Физика в системе современного образования»: 29 мая - 3 июня. - СПб., 2005. - Книга 2.

8. Молдавский Д.Ф., Кузнецова О.В. Матер. 9-й Междунар. конф. «Физика в системе современного образования»: 4-8 июня. - СПб., 2007. - Т. 2.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ В РАМКАХ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

SOME ASPECTS OF TEACHER REFRESHER COURSE IN REGARDS TO EDUCATION INFORMATIZATION PROCESS

М.Л. Соболева

В статье рассматривается альтернативный подход к переподготовке кадров системы среднего образования (учителей-предметников) в области информатизации.

Ключевые слова: переподготовка кадров, повышение квалификации учителей, информационно-коммуникационные технологии в образовании, тренинги по информационно-коммуникационным технологиям в образовании.

Soboleva M.L.

The article presents an alternative approach to conducting secondary school teacher refresher course in regards to informatization.

Keywords: refresher course, improving teaching qualification, information and communication technology in education, training in using information and communication technology in education.

ф

В настоящее время, когда одним из основных стратегических ресурсов является информация, становится очевидной необходимость создания новой практики подготовки будущих учителей.

Учителя-предметники в условиях информационного общества должны обладать следующими профессиональными знаниями, умениями и навыками (ЗУН):

1) иметь подготовку в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как минимум на уровне конечного пользователя (приобрети элементарные навыки работы с персональным компьютером; научиться работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, готовыми компьютерными учебными программами в соответствующей предметной области);

2) освоить методы структуризации информации в системно-компонентном аспекте;

3) уметь внедрять и использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности;

4) осуществлять взаимодействие на разных уровнях: с учениками, их родителями и коллегами; используя ИКТ (средства интерактивного общения, e-mail и др.);

5) иметь представление об основных принципах и способах управления образовательным учреждением среднего звена в условиях информационного общества.

Однако в настоящее время наблюдается некоторое противоречие между необходимостью в подготовке учителей-предметников качественно нового уровня и недостаточной проработанностью соответствующих программ подготовки, а также наличием в школах большого количества учителей, окончивших вузы на заре информационного общества (или ранее) и не получивших подготовки в области ИКТ.

Одним из решений для устранения обозначенного противоречия может являться система переподготовки учителей-предметников, основывающаяся на принципах технологий «обучение действием» и «коллегиальное управление» [1; 2].

Данные технологии разработаны для усовершенствования системы профессионального обучения, в частности для интеграции развития людей (работников) и организации, и являются альтернативной моделью обучения в системе повышения квалификации персонала компании.

В системе среднего образования вышеперечисленные технологии переподготовки кадров применяются как некоторый инструмент решения задач по вопросам повышения квалификации учителей-предметников.

Рассмотрим механизм реализации альтернативного подхода к переподготовке кадров среднего образования. Ведущую роль в процессе повышения квалификации учителей-пред метников сред-

него образовательного учреждения (ОУ) в рамках процесса информатизации образования может сыграть учитель информатики этого же учебного заведения. Все предпосылки для включения учителя информатики в процесс переподготовки учителей-предметников и возложения на него полномочий по обучению и управлению данным процессом в условиях информатизации образования уже существуют. В последние годы в систему высшего профессионального образования внедрена программа подготовки специалистов качественно нового уровня. Разработанные примерные программы дисциплин специализации [3] и предметного блока [4] специальности «Информатика» предписывают подготовку будущих учителей информатики в области информатизации образования по следующим направлениям:

- информатизация управления образовательными процессами;

- организация учебного взаимодействия на базе распределенного информационного ресурса Интернет;

- психолого-педагогическая диагностика на основе компьютерного тестирования;

- разработка и использование информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Исходя из вышеперечисленного, в соответствии с социальным заказом информационного общества и в условиях процесса информатизации образования, в частности общего среднего образования, деятельность современного учителя информатики можно разбить на следующие составляющие (рис.1).

Деятельность учителя информатики в условиях информатизации образования

Повышение квалификации учителей-предметников в области внедрения и использования ИКТ в учебном процессе

Ведущая роль в смене методических разработок по информатике в условиях информатизации

Помощь в отборе и создании программных средств учебного назначения учителям-предметникам

Взаимодействие с учителями-предметниками в условиях интеграции школьных предметов и ИКТ (интегрированные уроки)

Создание и координация информационного пространства образовательного учреждения

Рис. 1. Структурная схема профессиональной деятельности учителя информатики средней школы в условиях информатизации образования

#

Продекомпозировав функцию деятельности учителя информатики в условиях процесса информатизации образования на несколько функциональных составляющих и проанализировав их во взаимосвязи, сопоставив между собой (как на одном уровне иерархии, так и на разных), можно утверждать, что современный учитель информатики готов выступить своеобразным буфером взаимодействия между учителем-предметником и ИКТ в альтернативной форме системы повышения квалификации.

В свою очередь, это вызывает ряд уточнений по финансовой стороне и временным ресурсам рассматриваемой проблемы. Решить данный вопрос возможно в рамках новой системы оплаты труда педагогов, в частности учителей информатики, а временные ресурсы найти за счет каникулярного времени учебного года.

Функцию «Повышение квалификации учителей-предметников в области внедрения и использования ИКТ в учебном процессе» можно продекомпозировать на следующие подфункции (рис. 2).

ИКТ в образовании

Презентации

Учебно-методические комплексы (УМ К)

Тестовые среды

Рис. 2. Структурная схема функциональных составляющих повышения квалификации учителей-предметников в области внедрения и использования ИКТ в учебном процессе

Применение совокупности функциональных составляющих данной функции является, по мнению автора, решением реализации функции «Повышение квалификации учителей-предметников в области внедрения и использования ИКТ в учебном процессе».

Автором, являющимся по совместительству учителем информатики в средней школе, разработаны различные тренинги по освоению ИКТ и их использованию в учебном процессе учителями-предметниками.

1. Тренинг «Обзор существующих программных средств (ПС) учебного назначения и образовательных ресурсов сети Интернет».

Данный тренинг основывается на подборке существующих методических разработок и программных средств (ПС) в области ИКТ по разным предметам школьных курсов, находящихся в свободном доступе в сети Интернет. В поддержку этого тренинга была создана презентация, включающая в себя следующие основные компоненты обсуждаемой тематики (рис. 3).

Блок «Презентации» включает в себя перечень готовых презентаций по предметам школьного цикла, распространяемых в свободном доступе сети Интернет.

Рис. 3. Структурная схема начальной страницы презентации в поддержку тренинга «Обзор существующих программных средств (ПС) учебного назначения и образовательных ресурсов сети Интернет»

Блок «Учебно-методические комплексы (УМК)» содержит учебно-методические материалы из свободного доступа сети Интернет, а также из банка данных УМК, разработанных и созданных студентами, обучающимися по специальности «Информатика» в рамках спецкурса, читаемого автором на математическом факультете МПГУ [7].

Блок «Тестовые среды» состоит из оболочек тестовых сред из свободного доступа сети Интернет и примеров готовых тестов, интегрированных в одну из оболочек, которые разработаны автором в качестве контролирующего компонента по различным темам школьного курса информатики и применяются на уроках информатики.

На заключительном слайде презентации приведен перечень образовательных ресурсов сети Интернет в помощь учителям-предметникам в их профессиональной деятельности.

В результате тренинга у учителей-предметников формируются ЗУН из области ИКТ учебного назначения.

2. Тренинг «Интеграция различных видов ИКТ на уроках информатики».

На этом тренинге автором представляются 3 урока информатики по теме «Устройства персонального компьютера» как пример интеграции ИКТ в учебный процесс. Для визуализации структур каждого рассматриваемого урока была создана презентация, включающая в себя следующие составляющие:

Урок 1.

Тема: Устройства ввода и вывода информации.

Содержание: доклады учащихся по теме урока в виде мультимедийных презентаций с использованием презентационного мультимедийного оборудования.

Домашнее задание: подготовиться к проверочному тесту по теме «Устройства ввода и вывода информации».

Урок 2.

Тема: Устройства системного блока и хранения информации.

Содержание: презентация нового материала; решение заданий в тетради; тест на проверку знаний по теме «Устройства ввода и вывода информации».

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по темам: «Устройства ввода и вывода информации» и «Устройства системного блока и хранения информации».

Урок 3.

Тема: Обобщающий урок по аппаратным устройства персонального компьютера.

$

Содержание: контрольная работа (обобщающая) в виде контрольного теста; выполнение заданий на закрепление/уточнение учебного материала по аппаратным устройствам персонального компьютера.

Домашнее задание: без домашнего задания.

В результате тренинга у учителей-предметников формируются ЗУН в области применения ИКТ в образовании, в частности в учебном процессе школьных курсов.

3. Тренинг «Создание эффективных презентаций в Microsoft PowerPoint».

Данный тренинг разработан автором для поддержки учителей-предметников в желании и готовности адаптировать мультимедийные презентации из свободного доступа сети Интернет, а также для разработки и создания ими собственных презентаций. Учебно-методическим материалом для этого тренинга могут являться учебно-методические пособия, разработанные, опубликованные и используемые автором при проведении тренинга по созданию эффективных презентаций в Microsoft PowerPoint версий 2003 и 2007 [5; 6].

В результате тренинга у учителей-предметников формируются ЗУН по разработке и реализации мультимедийных презентаций, а также по адаптации готовых презентаций из свободного доступа сети Интернет.

Таким образом, на примере структур трех тренингов рассмотрена система альтернативной формы повышения квалификации учителей-предметников в области внедрения и использования ИКТ в учебный процесс школьных дисциплин.

Все этапы реализации проведения обучающих тренингов апробированы в негосударственном образовательном учреждении «Школа НИКА» г. Москвы в 2008/2009 учебном году. В 2009/2010 учебном году проведен второй цикл тренингов для учителей-предметников по овладению различными технологиями создания программных средств учебного назначения, что коррелирует с такой функцией учителя информатики в условиях информатизации образования, как помощь в отборе и создании программных

средств учебного назначения учителям-предметникам (рис.1).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Краткое описание технологии «Обучение действием». - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.alekhina.ru/study/ 515336723#515336723.

2. Краткое описание технологии коллегиального управления. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.alekhina.ru/study/ 1999018229#1999018229.

3. Программа специализации по специальности «030100-Информатика» «Организация информатизации образования». - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.iiorao.ru/iio/ pages/educational/educ2/kourses/IO_ SPEC030100/.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности «Информатика с дополнительной специальностью». - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mpgu.edu/umo/standarty/ 030100/030100-00st.htm.

5. Маркина В.П., Соболева М.Л. Microsoft PowerPoint 2003 для пользователей: Учеб.-методич. пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2009.

6. Соболева М.Л. Microsoft PowerPoint 2007 для пользователей: Учеб.-методич. пособие - М.: МПГУ, НОУ «Школа НИКА», 2010.

7. Соболева МЛ. Структура и содержание спецкурса по теории и методике обучения информатике специальности 030100 - информатика // Проблемы разработки и адаптации информационных систем и технологий: Межвуз. сб. научн. ст. / Под общ. ред. О.Б. Назаровой. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.

О РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ В ОБУЧЕНИИ ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ON IMPLEMENTING INTEGRATION AND DIFFERENTIATION APPROACHES IN TEACHING GENERAL AND INORGANIC CHEMISTRY

А.М. Стихова

В статье дан анализ концептуальной модели обучения будущих инженеров-экологов общей и неорганической химии с учетом интегративного и дифференцированного подходов. Представлена тех-

Styhova A.M.

The article analyzes the conceptual model of teaching general and inorganic chemistry to future engineering ecologists using integration and the differentiation approaches. The author presents methods of teaching

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.