щихся, поскольку именно она является чаще всего предметом исследования (сформированность умений, способов действий, качеств личности, ценностных отношений и др.). В процессе совместной деятельности (на основе анализа ситуаций, тестов и т. п.) студенты вышли на необходимость построения оснований для выбора экспериментального материала (упражнения, тексты, задачи и пр.). Поиск осуществлялся в результате обсуждения вопросов: «Что составляет цель и задачи экспериментальной работы?», «Каким образом в экспериментальной работе решается основная цель исследования?», «Что является основанием для выбора материала экспериментальной работы?», «Каким образом сформулировать критерии, по которым будет отслеживаться результативность вновь созданной методики?», «Как анализировать, интерпретировать полученные данные?» « Что лежит в основе анализа?» и др.
Каждый студент по своей проблеме исследования представлял программу экспериментальной работы, ориентируясь на заявленную цель. В результате обсуждения созданных программ происходила наработка критериев анализа представленных программ относительно соответствия теме, цели, задачам, созданным методикам, основаниям в анализе полученных данных.
7. Подготовка, презентация проведенной работы.
В качестве продукта работы на семинаре стало представление студентами обоснования темы курсовой работы, которое включало:
- описание актуальности рассматриваемой темы на основе изучения опыта работы учителей, собственного понимания, проведенного интервьюирования;
- представление противоречий, выявленных в результате анализа и описания ситуаций из школьной практики, изучения литературы, постановка проблемных вопросов и формулирование проблемы;
- постановка цели и задач исследования;
- представление содержания работы (описание последовательности представления содержания);
- обоснование программы экспериментальной работы.
Создание текста обоснования для студентов вызывает
несомненные трудности, которые обусловлены отсутствием
Библиографический список
сформированности у них умений в создании письменных высказываний, требующих не констатации отдельных аспектов плана изложения, а прописывания собственных суждений, установления причинно-следственных отношений в описываемых аспектах. Научение построению текста вызвало необходимость выполнения таких условий:
- включение текстов-описаний, созданных другими, с тем, чтобы, проанализировав их, установить критерии и последовательность в изложении мысли;
- проба собственных сил в создании небольших текстов в соответствии с выделенными аспектами изложения;
- анализ созданного текста (самостоятельный или коллективный) по критериям, обозначенным в процессе совместного обсуждения;
- корректировка созданного текста в соответствии с проведенным анализом;
- участие в обсуждении текстов, созданных другими;
- самоанализ собственных действий в результате проведенного и представленного исследования.
8. Самоанализ (рефлексия) своего продвижения в построении исследования.
В результате совместной работы на семинаре была выявлена необходимость в осуществлении рефлексии, которая предполагает обращение к шагам осуществляемой деятельности и поиск в ней успешности или затруднений, понимание качества выполняемых исследовательских действий, выстраивание перспектив в совершенствовании осуществляемой работы. Анализ работы других и собственной требует овладение студентами экспертных действий, через которые и проявляется сформированность исследовательской компетентности.
Включение студентов в организацию процесса исследования при подготовке курсовой работы по методике обучения, присвоение ими исследовательских действий в ходе постановки и решения исследовательских задач, овладение опытом феноменологического описания исследования позволяют создать условия для формирования и проявления исследовательской компетентности будущих учителей.
1. Переход к Открытому образовательному пространству. Феноменология образовательных инноваций: коллективная монография / под ред. Г.Н. Прозументовой. - Томск: Изд-во ТГУ, 2005. - Ч. 1.
Статья поступила в редакцию 16.09.09
УДК 681.3(07)
Н.Ю. Королева, канд. пед. наук ,доц. МГПУ, г. Мурманск, E-mail: [email protected] Д.П. Теве, канд. пед. наук,доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОСТАВЛЯЮЩИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ
В работе рассматривается процесс формирования различных уровней компетентности (ключевого, базового, специального) будущего специалиста в информационных видах профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки в вузе (на примере учителя информатики).
Ключевые слова: компетентность, информационные виды деятельности специалиста, профессиональная подготовка учителя информатики
В условиях развития информационного общества, постоянного роста использования информационных технологий, существенного изменения характера и видов профессиональной деятельности все большее значение приобретает развитие у будущего специалиста (в том числе, и у учителя информатики) видов деятельности в области информационных технологий, их освоение и использование в контексте сетевого взаимодействия.
Согласно современной концепции развития российского образования профессиональная подготовка, специалиста в основном, будет осуществляться на образовательной модели,
условно называемой «образование для будущего» и базирующейся на компетентностном подходе. Перечислим факторы, которые характеризуют ее согласно работе [1, с. 14]:
- смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
- освоение навыков работы с любой информацией с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного мышления;
- дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».
Компетентность специалиста с высшим образованием Ю.Г. Татур [2] описывает как проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования.
Учитывая работы [3; 4], В.А. Адольф [5] говорит о том, что информационная компетентность: (1) как компонент ключевой компетентности в подготовке педагога предполагает освоение обобщенных видов информационной деятельности человека на основе использования ИКТ; (2) как компонент базовой компетентности в подготовке педагога предполагает освоение информационной деятельности, способов использования ИКТ в образовательном процессе, в профессиональнопедагогической деятельности учителя; (3) как компонент специальной компетентности в подготовке педагога предполагает обеспечение готовности учителя к использованию различных видов информационной деятельности, средств ИКТ в предметной методике.
Е.А. Ракитина [4] формулирует и описывает следующие основные компетенции, которые могут быть сформированы у обучаемых в процессе изучения информатики и ИКТ: (а) компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности; (б) компетенция в сфере познавательной деятельности; (в) компетенция в сфере коммуникативной деятельности;(г) технологическая компетенция; (д) компетенция в области техникознания; (е) компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений.
Подготовка будущего специалиста в логике компетент-ностного подхода сводится к формированию его профессио-
нальной компетентности через постепенное развитие, формирование и становление ее уровней (ключевого, базового, специального).
На современном этапе информатизации образования можно говорить о том, что компетентность будущего специалиста в информационных видах деятельности формируется при активном использовании средств ИКТ в процессе овладения им различных дисциплин профессиональной и предметной подготовок согласно выбранному профилю подготовки в рамках ГОС ВПО, а также дисциплин специализации (рис. 1).
Приведем краткое описание предлагаемой на рисунке схемы. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность (ИКТ-компетентность) выпускника школы понимается нами, согласно модели Б7, описанной в работе [1], как «способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, основанной на знаниях» [1, с. 16].
В рамках профессиональной подготовки в блоке естественно-научных дисциплин (ЕН) федерального компонента ГОС ВПО, будущие специалисты изучают не только дисциплину «Информатика», но и «информатические» курсы, реализуемые за счет регионального и вузовского компонентов (НРК, КПВ), которые, как правило, поддерживают освоение информационно-коммуникационных технологий («Информационные технологии в профессиональной деятельности»). Тем не менее, наибольшее влияние на формирование компетентности будущего специалиста в информационных видах его профессиональной деятельности окажет систематическая востребованность его умений при выполнении различных работ на основе использования ИКТ по дисциплинам предметной подготовки.
Таблица 1
Влияние дисциплин предметной и специализированной подготовок на формирование уровней компетентности учителя
Компетенции в области информационных видов деятельности (по Ракити-ной Е.А.) Развитие ключевых и формирование базовых уровней компетентности Дисциплины предметной подготовки учителя информатики (ГОС ВПО) Развитие базовых и формирование специальных уровней компетентности Дисциплины специализации «Системный администратор учебных компьютерных сетей» (по Каракозову С.Д.)
Понимание закономерностей и особенностей протекания информационных процессов в профессиональной деятельности Информационные системы; Компьютерные сети, Интер-нет, мультимедиа техноло-гии; Архитектура ЭВМ; ТиМОИ: Аудио-визуальные технологии обучения, ИКТ в учебном процессе; Современные средства оценивания результатов обучения. Введение в теорию информационных процессов и систем; Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения; Техно-логии проектирования, обслуживания и администрирования учебных компьютерных сетей.
Знание свойств и характеристик профессионально важной информации Теоретические основы ин-форматики; ПО ЭВМ; Ин-формационные системы; Компьютерное моделирова-ние; Основы искусственно-го интеллекта; Программирование; Компьютерные се-ти, Интернет, мультимедиа технологии; Основы микро-электроники; Архитектура ЭВМ; Ти-МОИ; Современ-ные средства оценивания результатов обучения. Введение в теорию информационных процессов и систем; Сетевые опера-ционные системы и их применение; Математические основания архи-тектуры и топологии компьютерных сетей; Основы информационной безопасности; Педагогические техно-логии ин-формационно-образовательных систем обучения; Технологии проектирования, обслуживания и администрирования учебных компьютерных сетей.
Знание основных типов информационных систем, используемых в профессиональной деятельности, и владение навыками работы с этими системами Информационные системы; ПО ЭВМ; Ти-МОИ; Совре-менные средства оценива-ния результатов обучения; Компьютерные сети, Ин-тер-нет, мультимедиа техноло-гии; Архитектура ЭВМ. Введение в теорию информационных процессов и систем; Математические основания архитектуры и топологии компьютерных сетей; Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения.
Сформированная потребность в использовании средств ИВТ при решении профессиональных задач, базирующаяся на осознанном владении информационными технологиями и техническими навыками взаимодействия со средствами автоматизации Выполнение различных видов учебной работы по изучаемым дисциплинам, основанное на широком использовании информационно-коммуникационных технологий: поиск и получение новых предметных и профессиональных знаний; научно-исследовательские работы (доклады, рефераты, курсовые); выполнение практических, лабораторных работ; практикумы по дисциплинам; самостоятельная работа по освоению дисциплин; учебная практика на ЭВМ; педагогическая практика; выпускная квалификационная работа.
Учитывая сказанное выше и понимая под будущим специалистом учителя информатики, можно уточнить, что основное развитие ключевого и формирование базового уровня его компетентности в области информационных видов деятельности в основном будет обуславливаться востребованностью его ИКТ-компетентности при освоении различных дисциплин профессиональной подготовки. Существенное влияние окажет изучение в блоке общепрофессиональных дисциплин (ОПД), таких курсов дисциплины «Теория и методика обучения информатике», как «Аудиовизуальные технологии обучения информатике» и «Использование информационных и комму-
никационных технологий в учебном процессе», а так же дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения»!
Очевидно, что на формирование базового и развитие специализированного уровней, несомненно, окажут дисциплины предметной и специализированной подготовок. Так, на углубление предметной подготовки будущего учителя информатики направлены такие специализации, как «Организатор информатизации образования» [6, с. 245-257], «Системный аналитик информационно-образовательных систем» и
«Системный администратор учебных компьютерных сетей» [7, с. 127-131].
Выпускник вуза, по мнению Е.А. Ракитиной [4], должен обладать компетентностью в сфере информационных видов профессиональной деятельности, которая трактуется автором как:
- понимание закономерностей и особенностей протекания информационных процессов в профессиональной деятельности;
- знание свойств и характеристик профессионально важной информации;
- знание основных типов информационных систем, используемых в профессиональной деятельности, и владение навыками работы с этими системами;
- сформированная потребность в использовании средств ИВТ при решении профессиональных задач, базирующаяся на осознанном владении информационными технологиями и техническими навыками взаимодействия со средствами автоматизации [4, с. 17].
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает процесс формирования ИКТ-компетентности будущего учителя информатики, к которому в современных условиях создания единого информационно-образовательного пространства, учебно-воспитательным процессом предъявляются особые требования.
Безусловно, предметная подготовка будущего учителя информатики, согласно ГОС ВПО, обеспечивает ему развитие и формирование необходимых уровней ИКТ-компетентности. Но именно специальная компетентность в области сетевых технологий, обеспечит ему возможность решать задачи по созданию и функционированию информационно-
образовательной среды образовательного учреждения в контексте сетевого взаимодействия.
С учетом вышесказанного представим влияние дисциплин предметной и специализированной подготовки будущего учителя информатики «Системный администратор учебных компьютерных сетей» на развитие и формирование различных уровней его специализированной компетентности в области сетевых технологий - создание и поддержка учебной компью-
Библиографический список
терной сети, как основы информационно-образовательной среды учебного заведения (таблица 1).
Учитывая наши рассуждения и понимая под будущим специалистом учителя информатики, можно, согласно работам [5; 3], рассматривать его специальную компетентность, выделяя в ней ключевой, базовый и специальный уровни, как результат специализированной подготовки будущего учителя в соответствующей предметной области. Рассматривая во взаимосвязи с базовой подготовкой составляющие профессиональной компетентности учителя информатики, как специалиста в области информационно-образовательных систем, С.Д. Каракозов [7] формулирует ее составляющие. Согласно этому подходу можно уточнить уровни этой компетентности через более узкую детализацию профессиональных задач для конкретизации профиля «Системный администратор учебных компьютерных сетей», понимая специальную компетентность как результат специализированной подготовки будущего учителя информатики в области сетевых технологий. В частности, выделить:
• ключевой уровень: (а) в области педагогических технологий; (б) в области информационных технологий;
• базовый уровень: (а) в области телекоммуникационных технологий; (б) проектирование и создание учебной компьютерной сети, как основы информационно-образовательной среды учебного заведения;
специальный уровень: (а) администрирование учебной компьютерной сети (управление обработкой неисправностей, конфигурацией, использованием ресурсов, производительностью, безопасностью); (б) методическое сопровождение информационно-образовательной среды учебного заведения.
Таким образом, в условиях широкомасштабного формирования единого образовательного пространства и уже вполне сформировавшейся ИКТ-насыщенной образовательной среды, можно говорить о том, что в настоящий момент особую актуальность приобретают научно-методические работы, направленные на развитие в системе профессионального образования специализированной подготовки будущих специалистов в информационных видах его профессиональной деятельности.
1. Бурмакина, В.Ф. Большая Семерка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность / В.Ф. Бурмакина, М. Зелман, И.Н. Фалина. - М.: НФПК, 2007.
2. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования / Ю. Г. Татур // материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
4. Ракитина, Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е.А. Ракитина. - М., 2002.
5. Адольф, В.А. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова // Информатика и Образо-вание. - 2006. - № 1.
6. Учебно-методический комплект по специальности 031000 Информатика. - М.: Изд-во Флинта, Наука, 2002.
7. Каракозов, С.Д. Развитие содержания обучения в области информационно-образовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования: монография / С. Д. Каракозов; под ред. Н.И. Рыжовой. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.
Статья поступила в редакцию 16.09.09
УДК 37.015.31
О.Г. Хмелева, канд. пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected] СМЫСЛОВОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ СУБЪЕКТА
Ключевые слова: профессиональное сознание, структура образа сознания, методы диагностики, смысловое опосредствование, пространство образа.
Смещение исследовательского интереса с разработки описательно-нормативных моделей личности и деятельности специалиста к исследованию профессионального сознания субъекта деятельности в современной психологической науке и практике очевидно. Цель данной работы состоит в изучении влияния смыслового опосредствования на состояние струк-
турных компонентов образа профессионального сознания будущих педагогов.
Профессиональное сознание будущего педагога, развитие его ценностей, смысловых образований, рефлексии, рассматривается как основное содержание процесса профессионализации (Е.И. Исаев и др.). Необходимость специальной