УДК 339.13 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-3-59-65
РАЗВИТИЕ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЗОБОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: alena2020alena@yandex.ru
ЯКОВЛЕВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: lad2006@mail.ru
КОСЕНКОВА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: kosenkova-@list.ru
В статье рассматривается туристская индустрия, которая представляет собой активно развивающуюся сферу мировой экономики, воздействующую на такие основные отрасли, как: транспортная, сельскохозяйственная, строительная, связь, производство товаров народного потребления. В современных условиях системный анализ особенностей развития рынка туристских услуг приобретает особую значимость в связи с тем, что изменения внешних факторов и условий под воздействием экономических и других санкций постепенно меняют географию туристских потоков. Институциональная структура туристской отрасли экономики медленно модифицируется по сравнению с происходящими трансформациями внутренних и внешних условий, ухудшающимся состоянием рынка туристских услуг в зарубежных туристских центрах, являющихся традиционными местами отдыха для российских граждан. В докризисный период рынок туристских услуг России являлся одним из наиболее активно развивающихся, но в настоящее время туристический бизнес вынужден работать в ситуации высокой степени неопределенности. В результате исследования выявлены основные проблемы развития рынка туристских услуг, и предложены пути их решения. Уникальную роль государства в развитии рынка туристических услуг предопределило наличие «провалов рынка». В первую очередь, государственное воздействие выражается в стремлении преодолеть «провалы рынка», которые можно определить как отрицательные эффекты, появляющиеся в процессе функционирования рынка туристических услуг страны и региона, что связано с применением устаревших технологий, использованием природных ресурсов в жесткой форме, увеличенной антропогенной нагрузкой на природную среду и т. п. Государство же смягчает воздействие таких отрицательных эффектов напрямую через наличие положительных эффектов на рынке в целом и перераспределении получаемых экономических выгод.
Ключевые слова туристский рынок, туристические фирмы, туристский продукт, туристские услуги, государство
Основным условием развития современного общества, а также главным национальным приоритетом в долгосрочном будущем становится развитие человека. Туризм как один из важных факторов, формирующих здоровье нации, способствует решению задачи укрепления здоровья и восстановления работоспособности людей.
Понятие «туристский рынок» не является устоявшимся в современной экономической науке. Учеными аргументировано приводятся различные его трактовки.
И. Т. Балабанов и А. И. Балабанов определяют туристский рынок как сферу реализации туристского продукта и экономических отношений,
возникающих между покупателями и продавцами туристского продукта [1].
Согласно определению Ю. В. Темного, туристский рынок - категория экономики туризма, представляющая собой совокупность конкретных экономических отношений и связей между туристами и туроператорами, а также турагентами и их контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денежных средств, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений [2].
Эффективное функционирование туристского рынка возможно при соблюдении трех главных условий:
E. V. ZOBOVA, L. A. YAKOVLEVA, YU. YU. KOSENKOVA
- свободная конкуренция среди производителей туристских услуг;
- возможность свободного выбора у потребителей туристских продуктов и услуг;
- установление единых правил для всех субъектов в области безопасности и качества предоставляемых услуг.
Наиболее удачным, на наш взгляд, является следующее определение. Туристический рынок -это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристическо-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристическо-экскурсионные услуги. Другими словами, туристический рынок -это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристического продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя совпадают, то происходит акт купли-продажи туристического продукта [3].
В мировом совокупном экспорте доля туристических услуг составляет 6 % [4]. На туризм приходится примерно 1/4 мирового рынка услуг - 24 % мирового импорта и 25 % мирового экспорта [5]. По объему это сравнимо лишь с транспортными услугами, неразрывно связанными с международным туризмом. Оставшаяся треть мирового рынка услуг разделена огромным количеством прочих видов услуг. Кроме того, международный туризм обеспечивает порядка 9 % мирового ВВП и 1/11 рабочих мест во всем мире [4], что подтверждает его значимость в социально-экономическом развитии стран-участниц мирового туристического рынка и отдельных их регионов.
Россия, как крупнейшая страна в мире, обладает огромным туристическим потенциалом. При соответствующем уровне развития инфраструктуры, по оценкам экспертов, она способна принимать в год порядка 40 млн иностранных туристов [6]. Однако по состоянию на 2014 г. фактический показатель въезда иностранных граждан на территорию РФ с туристическими целями составил чуть меньше 2,6 млн. чел. Еще примерно 6,3 млн чел. въехали со служебными целями, что можно рассматривать как показатель делового туризма -итого 8,9 млн иностранных туристов в год [7]. Как видим, показатель меньше потенциально возможного почти в 4 раза. В международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристическом секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом, Россия заняла лишь 59-е место из 133 стран, при этом природные богатства нашей страны оцениваются достаточно высоко - им присвоен 5-й рейтинг, а объектам
культурного наследия - 9-й рейтинг. Однако, в 2015 г. ситуация изменилась, был установлен рекорд - и в России побывало около 20 млн туристов [7].
До кризиса российский туристический рынок характеризовался как один из наиболее быстро растущих. Однако сегодня принятие решений для туристического бизнеса происходит в ситуации высокой степени неопределенности.
Российская туристическая отрасль еще долго будет помнить кризисное лето 2014 г., которое было еще тяжелее, чем кризис 2009 г. В августе спрос на туры упал на 25 % по сравнению с июлем. Чем больше туристических компаний банкротилось, тем меньше становилось доверие к турбизнесу. Массовое банкротство российских туристических компаний было вызвано как санкциями, так и психологией и плохим менеджментом. В июле 2014 г. в туристской сфере в течение трех недель стали банкротами сразу семь туристических компаний - «Лабиринт», «Роза ветров», «Нордик стар», «Экспо-тур», «Фирма Нева», «Идеал-тур» и «ИнтАэр». Они были вынуждены уйти с рынка в связи с невозможностью исполнения своих обязательства перед клиентами. Сокращение потока туристов, стремительное снижение курса рубля по отношению к доллару и евро, введение западными странами против России санкций - все эти факторы повлияли на туризм только косвенно, сыграв в основном психологическую роль. Основной причиной банкротств туристических компаний были вовсе не санкции, а сугубо экономические предпосылки. Зарубежные партнеры увеличили сумму необходимой предоплаты, оплачиваемой при бронировании, что для турфирм в России стало слишком тяжелой финансовой нагрузкой при постоянном падении курса рубля. Однако, при грамотной организации бизнеса такие колебания на рынке не могли бы стать огромной проблемой. К сожалению, в туристической отрасли существуют трудности в построении эффективной системы менеджмента компаний, многие из которых не понимают специфику функционирования туристского рынка, хотя имеют большой опыт работы на нем. Кроме того, мелкие и средние туристические компании практически не вкладывали денежные средства в развитие своего бизнеса. Незначительное сокращение потока туристов в сочетании с падением курса рубля явилось только катализатором, спровоцировавшим банкротство таких компаний.
Выход из кризисной ситуации большинство специалистов в сфере туризма видят в реформе всей туристической отрасли. В настоящее время в
Едином федеральном реестре числятся более 4000 туроператоров, в том числе 1700 работают в сфере выездного туризма. По мнению экспертов, количество участников рынка должно сократиться, как минимум, в 10 раз. Функционировать должны туристические фирмы, которые владеют собственными гостиницами и отелями и парком транспортных средств. Только при таком варианте внешние воздействия, такие как снижение курса рубля или увеличение суммы предоплаты, не помешают туроператорам исполнить свои обязательства перед туристами.
Однако, экономический кризис в России может поднять внутренний туризм, который с момента начала кризиса возрос на 10 %. Также благотворное влияние кризис оказывает на качество услуг и профессионализм туроператоров - ведь, в первую очередь, под сокращение попадают именно неквалифицированные сотрудники, а под банкротство - недобросовестные туроператоры.
Теперь проанализируем географическую структуру международного туризма в России на основе данных Федерального агентства по туризму о количестве въезжающих с туристическими и служебными целями иностранных граждан и выезжающих россиян.
В 2014 г. Россия оказалась наиболее привлекательной для финнов (11 %), интерес которых к России резко возрос за последнее время. Затем по убыванию количества въезжающих идут Китай (8,1 %), Германия (6 %) и Литва (4,3 %). Туристы из Эстонии, Польши, Латвии, Турции, США и Великобритании в общем количестве иностранцев составляют 2,3-2,8 %.
По итогам 2015 г. въездной туризм показал рост примерно 1,5 млн иностранных туристов (это 8 %), выездной туризм сократился примерно на 20 %. Если говорить о въезде иностранцев, страны, формирующие основные потоки в Россию сегодня, - Китай, Германия, США, Великобритания, Франция, Корея, Финляндия, Испания. Наибольший рост показали Иран, Индия, Китай и Испания.
Наиболее популярные маршруты для иностранцев - это Краснодарский край, маршруты по Золотому кольцу России. Пользуются популярностью и у наших, и у иностранных туристов также Петербург, Москва, Калининградская область и Алтайский край. Примерно еще 3-5 % от общего потока - это любители экологического и активного отдыха: Сибирь, Камчатка, Сахалин, Алтай, Бурятия.
До сих пор основная часть туристов приезжала в Россию в теплое время года, в 2015 г. впервые появились запросы на зимние туры. Это го-
ворит о том, что отдыхать в России стало для иностранцев существенно дешевле. Въездной туризм тоже является нашим приоритетом, поскольку это в чистом виде экспорт, причем самый выгодный - экспорт услуг, оказываемых на своей территории, по большому счету то, что называют за границей второй нефтью. Кроме того, въездной туризм оказывает позитивное влияние на имидж России в мире.
Сегодня потенциал роста на внутренний туризм в связи с событиями в Турции и Египте составляет как минимум 5 млн человек. Это столько, сколько в 2015 г. посетили эти две туристические страны. В среднем каждый турист тратит 1 тыс. долл на приобретение путевки и, по разным оценкам, примерно столько же, находясь за рубежом. Таким образом, если перенаправить этот туристический поток, то общий приток средств в туристическую отрасль, вообще в экономику страны, даст разовое увеличение ВВП более чем на 700 млрд руб.
Уровень развития въездного туризма во многом зависит от финансовых вложений в него, и в этом отношении Россия находится в невыгодном положении из-за огромной территории, сурового климата и низкого общего уровня развития инфраструктуры. Все это говорит о необходимости более существенного финансирования, нежели в странах с благоприятными условиями для развития туризма.
С целью развития туристской инфраструктуры в Российской Федерации с 2011 г. функционирует Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма. В 2015 г. в ее реализации принимали участие 26 регионов нашей страны, еще 17 регионов хотели бы принять участие в реализации данной ФЦП. Очень важным моментом является то, что данная ФЦП создана на принципах государственно-частного партнерства. Порядка трех рублей привлекается на вложенный бюджетный рубль, поэтому фактически уже было вложено 14,3 млрд руб. В прошлом году на эти мероприятия было направлено около 4 млрд руб. Стало быть, этот сектор не просто интересен, но он может генерировать прибыль. Причем эти деньги вкладываются в инженерную инфраструктуру, а уже частные инвестиции идут на создание непосредственных объектов, которые позволяют туриндустрии зарабатывать деньги. Уже более 51 млрд руб. фактически вложено в этих 26 регионах.
На национальном уровне эффективное развитие туризма достигается лучше всего путем подготовки региональных планов, определяющих
E. V. ZOBOVA, К Д. YAKOVLEVA, т т KOSENKOVA
характер, сильные стороны и приоритеты ряда входящих в состав регионов зон. Необходимые рамки и количество мероприятий каждого регионального плана определяются различными факторами, включая размер района, расположение и состав его туристических активов, существующую инфраструктуру, наличие развитых туристических продуктов [8].
В настоящее время большинство российских регионов являются субъектами туристской деятельности, которая развивается в соответствии со среднесрочными программами туризма на подведомственных территориях.
Однако даже первичный анализ этих программ обнаруживает концептуальные просчеты, которыми, на наш взгляд, являются:
разработчиками этих программ не в полной мере предусмотрена постановка и реализация задач по гармонизации социальных, экономических, экологических и других целей и интересов местного населения и туристов подведомственной территории;
слабо обозначены туристские связи между субъектами страны, несмотря на то, что для этого всегда существовала объективная основа, так как однородными рекреационно-туристскими ресурсами, например природными, обладают одновременно несколько субъектов страны. Помимо этого инфраструктурные услуги, например, транспортные, отельные и другие являются доступными для туристов на всей территории государства независимо от расположения его регионов, и это объективно способствует установлению туристских связей между административными субъектами страны и регионами;
цели программ развития туризма на территориях субъектов государства, как и федеральных программ, отдают явное предпочтение решению экономических задач в области туризма, нежели соблюдению и гармонизации социальных интересов населения и достижению безопасности туризма;
- недостаточно глубоко рассматриваются возможные отрицательные эффекты от пространственного развития туризма или интенсификации туристской деятельности до степени, когда начинается деградация и истощение ресурсов, используемых в туристских технологиях;
- программы развития туризма не предусматривают необходимых институциональных изменений системы управления туризмом, особенно в маркетинге, что ограничивает установление реальных партнерских отношений между всеми субъектами туристской деятельности и ведет к росту трансакционных издержек туристских предприятий;
отсутствует четко разработанная сегментация туристского рынка, поэтому туристские предприятия вынуждены работать «вслепую», точно не зная своей целевой аудитории, предлагая туры «вообще».
Безусловно, все перечисленные выше факторы не способствуют расширению потока внутреннего туризма, как этого требует неблагоприятная для путешествий ситуация, которая складывается на зарубежных и некоторых отечественных курортах, традиционно являющихся местами отдыха российских туристов.
Как показала практика, упор в развитии российского туризма делается на то, что туризм -это, в первую очередь, сфера бизнеса. Как правило, не учитываются многие виды отрицательного воздействия туризма на природную и культурную среду, а именно: загрязнение сточными водами, мусором; шумовое загрязнение и эмиссия воздушного транспорта; загруженность автодорог; эрозия берега (пляжа) из-за удаления дюн и выравнивания прибрежных поверхностей; чрезмерное использование естественных областей (лесов, горных склонов, озер); разрушение естественных областей для размещения объектов туризма; нарушение природных связей в цепочке: воздух, вода, земная поверхность и живые организмы; влияние на культуру местных жителей; привнесение в страну пребывания чуждых привычек, нравов; потеря исторического и архитектурного наследия; единовременное увеличение плотности населения в местах отдыха; обострение социально-экономической напряженности; ухудшение криминогенной обстановки; распространение использования труда несовершеннолетних [9].
Таким образом, мы видим, что отрицательные внешние эффекты являются реальными и нейтрализовать их можно только созданием современной туристской инфраструктуры и индустрии.
Насколько туристы будут довольны проведенным на курорте временем, в большей степени будет определяться тем, соответствуют ли предлагаемые условия для проведения отдыха и уровень обслуживания ожиданиям потребителей туристических услуг. Существенным условием для приятного отдыха является наличие первозданной природной среды, поэтому ее сохранение становится одним из главных экономических факторов для туристической индустрии, в том числе и для регулирующих органов в данной сфере, руководителей и специалистов туристских компаний.
На наш взгляд, с целью минимизации и предотвращения ущерба от функционирования индустрии туризма должны быть приняты соответст-
вующие ограничения и правовые акты. В них следует включать проведение контроля за существующей туристской сферой, а также оценку разрабатываемых туристских проектов по их воздействию на состояние окружающей среды. Естественно, сохранение уникальных и уязвимых природных систем должно быть в центре внимания.
Можно отметить, что истинные масштабы туристической индустрии часто оставались недооцененными по причине того, что предприятия общественного питания, средств размещения и транспортные услуги, как правило, воспринимаются в качестве отдельных самостоятельных видов предложения услуг, в то время как они представляют собой части единого комплекса, удовлетворяющего массовый и постоянно увеличивающийся спрос на туристические продукты [10].
Таким образом, необходимо учитывать все факторы, интересы и обязательства заинтересованных сторон - промышленных, правительственных и общественных кругов, которые включают как туристов, так и местных жителей.
Присутствие внешних эффектов говорит о том, что реальная предельная полезность туристских услуг будет различной для общества и для рынка.
Туристские фирмы и потребители их услуг не стремятся нести затраты, связанные с проведением мероприятий по сохранению окружающей среды, содержанию дорог и затраты социального характера. А вот для достижения максимального коммерческого результата туристские компании готовы расходовать как финансовые, так и туристские ресурсы.
К сожалению, и при явном наличии положительных внешних эффектов часто туристский рынок не направляет достаточного количества финансовых средств и ресурсов на создание и реализацию такого турпродукта.
Поэтому появилась острая экономическая и социальная потребность в учете влияния внешних эффектов, то есть необходимо отыскать возможности для покрытия затрат социального характера, которые были вызваны наличием отрицательных внешних эффектов, и в то же время определить варианты стимулирования туристских компаний, которые принесут всему обществу или отдельным регионам положительные внешние эффекты, которые были недооценены туристским рынком.
Появление экстерналий свидетельствует о наличии недостатков в функционировании рыночного механизма, которые могут быть связанны и просто с отсутствием определенных рынков. Это ведет к практически бесплатному потребле-
нию отдельных специфических ресурсов и бесплатному созданию определенных благ.
Определение способа воздействия на появление внешнего эффекта зависит от складывающейся ситуации и от альтернативных издержек, устанавливаемых основными участниками.
В качестве основной заинтересованной стороны выбранного вектора развития туристической сферы должно выступать правительство на всех уровнях: локальном, национальном и международном. Только государство может являться регулирующей силой и посредством законодательных и налоговых мер устанавливать условия развития.
Исходная точка воздействия на развитие туристского рынка со стороны правительства - государственные инвестиции в туристскую инфраструктуру. Анализ мирового опыта показывает, что все страны, заинтересованные в увеличении туристического потока, реализуют две формы поддержки участников туристского рынка. Первое - это компенсация, либо бонус за привоз туриста. Второе - помощь, софиансирование в продвижении, в рекламе туристических маршрутов и продуктов. Турция, Египет, Израиль, Таиланд, Кипр, страны Евросоюза, например Италия, - все эти страны в той или иной форме напрямую из бюджета софинанируют туроператоров, которые привозят к ним туристов. Как правило, софинан-сируются только крупные туроператоры, которые обеспечивают большие потоки и не в сезон. Некоторые страны, например, также компенсируют пустые кресла в самолетах. Второй точкой государственного воздействия может быть качество туристского продукта. Следующей точкой роста национального туризма являются технологии и инновации. Они способны существенно уменьшить издержки, увеличить конкурентоспособность туристских предприятий, а также сделать более простой и понятной процедуру создания, продвижения и реализации туристского продукта. Последней точка воздействия на рынок туризма -государственный маркетинг туристских услуг. Он состоит в установлении потенциальных рынков сбыта, создании конкурентных преимуществ и позиционировании национального туристического продукта, организации эффективного комплекса мер по продвижению туристских возможностей страны на мировом рынке при использовании традиционного рекламного инструментария, связей с общественностью, брендингом. Сегодня в мире насчитывается несколько десятков городов, для которых те или иные события являются их визитной карточкой, принося превалирующую долю доходов в городской бюджет. Всемирно из-
Е. V. ZOBOVA, К Д. УAKOVLEVA, Уи. Уи. KOSENKOVA
вестны ежегодный экономический форум в Давосе, кинофестивали в Берлине, в Каннах, бразильский карнавал в Рио-де-Жанейро, чемпионат Франции по теннису «Ролан Гаррос» в Париже и другие. Подчиняясь глобальным тенденциям, все больше российских городов прибегают к организации событий, реализуя маркетинговую стратегию развития, осуществляя бренд-коммуникации с целевой аудиторией [11].
Роль государства в стимулировании развития рынка туристических услуг на уровне региона обязана осуществляться посредством таких направлений, как:
- последовательное реформирование нормативно-правовой базы в регионе по регулированию сферы туристических услуг и смежных с ними сфер экономики;
- постоянное проведение природоохранных мер на территории региона;
- решение вопроса по обеспечению эколо-гичности;
осуществление постоянного мониторинга регионального рынка туристских услуг, интерпретация полученных результатов для формирования системы эффективных способов воздействия государства на процесс развития рынка туристских услуг региона;
- обоснование и реализация концепций и программ стимулирования притока инвестиций на региональный рынок туристских услуг;
совершенствование имеющейся турист-ско-рекреационной инфраструктуры в регионе путем осуществления проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства;
- формирование системы мероприятий, направленных на безопасность жизни и здоровья туристов, а также по обеспечению сохранности их имущества на территории принимающего региона;
- создание имиджа региона посредством проведения межрегиональных и межгосударственных выставок и ярмарок в качестве территории с благоприятным инвестиционным климатом, располагающей к проведению отдыха и развитию туризма.
Реализация данных направлений будет способствовать дальнейшему развитию регионального рынка туристических услуг, а также стимулировать комплексное развитие смежных отраслей.
Таким образом, развитие туристской деятельности необходимо рассматривать в контексте мер, способных решить многие социально-экономические проблемы в стране, а также обеспечить достойное положение Российской Федерации в ряду стран мира, наиболее привлекательных для
посещения туристами. Изменяющиеся факторы и условия развития туризма настоятельно требуют реального и своевременного их учета при разработке и реализации федеральных и региональных программ ее развития.
Литература
1. Балабанов И. Т., Балабанов А. Т. Экономика туризма: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 18.
2. Темный Ю. В. Введение в экономику туризма. М.: Советский спорт, 2001. С. 6.
3. Козырев Т. В. Учет издержек в туризме: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2009.
4. Tourism - an economic and social phenomenon // World Tourism Organization. URL: http://www2. unw-to. org/content/why-tourism.
5. Data center // United Conference on Trade and Development. URL: http://unctadstat.unctad.org.
6. Ребышева Л. В., Васильченко Е. В. Въездной деловой туризм: перспективы развития в России // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права, 2013. № 11. С. 160-163.
7. Федеральное агентство по туризму: официальный сайт. URL: http://www.russiatourism.ru.
8. Зобова Е. В., Яковлева Л. А. Привлечение инвестиций для развития регионального туризма // Саяпинские чтения: сборник мат-лов круглого стола. Тамбов, 2016. С. 78-87.
9. Арутюнян С. А. Внешние эффекты на рынке туристических услуг. // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 9 (28). C. 20-23.
10. Овсянникова С. А., Черкашнев Р. Ю. Направления развития туристической индустрии в Тамбовской области // В сборнике: Сборник научных трудов студентов и магистрантов кафедры "Финансы и банковское дело" Сборник студенческих работ. Тамбов, 2016. С. 102-111.
11. Степанычева Е. В. Технологии событийного маркетинга в формировании бренда города // Актуальные проблемы управления: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2014. С. 160-165.
References
1. Balabanov I. T., Balabanov А. T. Ekonomika tu-rizma: uchebnoye posobiye [Tourism economy: study guide]. M.: Finansy i statistika, 2000.
2. Temnyj Yu. V. Vvedeniye v ekonomiku turizma [Introduction to tourism economy]. M.: Sovetskij sport, 2001.
3. Kozyrev T. V. Uchet izderzhek v turizme: uchebnoye posobiye [The accounting of expenses in tourism: study guide]. M.: Finansy i statistika, 2009.
4. Tourism - an economic and social phenomenon // World Tourism Organization. URL: http://www2. unw-to. org/content/why-tourism.
5. Data center // United Conference on Trade and Development. URL: http://unctadstat.unctad.org.
6. Rebysheva L. V., Vasil'chenko E. V. V"yezdnoj delovoj turizm: perspektivy razvitiya v Rossii [Entrance business tourism: prospects of development in Russia Entrance business tourism: prospects of development in Russia] // Vuzovskaya nauka: teoretiko-metodologicheskiye problemy podgotovki spetsialistov v oblasti ekonomiki, menedzhmenta i prava, 2013. № 11. S. 160-163.
7. Federal'noye agentstvo po turizmu: ofitsial'nyj sajt [Federal Tourism Agency: official site]. URL: http:// www.russiatourism.ru.
8. Zobova E. V., Yakovleva L. A. Privlecheniye in-vestitsij dlya razvitiya regional'nogo turizma [Attraction of investments for development of regional tourism] // «Sayapinskiye chteniya»: sbornik materialov kruglogo stola. Tambov, 2016. S. 78-87.
9. Arutyunyan S. A. Vneshniye effekty na rynke tu-risticheskikh uslug [Outer effects at the market of tourist services] // Al'manakh sovremennoj nauki i obrazovaniya. Tambov: Gramota, 2009. № 9 (28).' C. 20-23.
10. Ovsyannikova S. A., Cherkashnev R. Yu. Naprav-leniya razvitiya turisticheskoj industrii v Tambovskoj oblasti [The directions of development of the tourist industry in the Tambov region] // V sbornike: Sbornik nauchnykh trudov studentov i magistrantov kafedry «Finansy i bank-ovskoe delo» Sbornik studencheskikh rabot. Tambov, 2016. S. 102-111.
11. Stepanycheva E. V. Tekhnologii sobytijnogo marketinga v formirovanii brenda goroda [Technologies of event marketing in formation of a brand of the city] // «Aktual'nye problemy upravleniya»: mat-ly Mezhd.
nauchno-prakt. konf. Tambov, 2014. S. 160-165.
* * *
DEVELOPMENT OF THE MARKET OF TOURIST SERVICES AT THE PRESENT STAGE
ZOBOVA ELENA VALERYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: alena2020alena@yandex.ru
YAKOVLEVA LARISA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: lad2006@mail.ru
KOSENKOVA YULIA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: kosenkova-@list.ru
In article authors considered the tourist industry which represents actively developing sphere of world economy influencing such primary branches as: transport, agricultural, construction, communication, production of consumer goods. In modern conditions the system analysis of features of development of the market of tourist services gains the special importance because changes of external factors and conditions under the influence of economic and other sanctions gradually change geography of tourist streams. The institutional structure of tourist branch of economy is slowly modifying in comparison with the happening transformations of internal and external conditions, the worsening condition of the market of tourist services in the foreign tourist centers which are traditional vacation spots for the Russian citizens. During the pre-crisis period the market of tourist services of Russia was one of the most actively developing, but now travel business has to work in a situation of high degree of uncertainty. As a result of research authors revealed the main problems of development of the market of tourist services and proposed ways of their solution. The unique role of the state in development of the market of tourist services predetermined the existence of «failures of the market». First of all, the state influence expresses in aspiration to overcome «failures of the market» which can be the negative effects appearing in the course of functioning of the market of tourist services of the country and the region that connects with application of outdated technologies, use of natural resources in the rigid form increased by anthropogenous load of environment, etc. The state softens influence of such negative effects directly through existence of positive effects at the market in general and redistribution of the received economic benefits.
Key words: tourist market, travel companies, tourist product, tourist services, state
E. V. ZOBOVA, L. A. YAKOVLEVA, YU. YU. KOSENKOVA _
^ 11, № 3, 2016