Научная статья на тему 'Development peculiarities of the regional market of tourist services'

Development peculiarities of the regional market of tourist services Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ТУРИСТСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / TOURIST MARKET / TOURIST SERVICES / TOURIST REQUIREMENTS / TOURIST PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Lyubomudrova A. Yu, Moreva S. N.

The peculiarities of the tourist market as a set of co-operating elements forming social-economic system as well as the specificity and prospects of development of the regional mar-ket of tourist services are revealed in this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Development peculiarities of the regional market of tourist services»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА

ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

А. Ю. ЛЮБОМУДРОВА, С. Н. МОРЕВА

В статье раскрываются особенности туристского рынка как совокупность взаимодействующих элементов, образующих социально-экономическую систему, а также специфика и перспективы развития регионального рынка туристских услуг.

Ключевые слова: туристский рынок, туристские услуги, туристские потребности, туристский продукт.

С экономической точки зрения туризм - это производство и реализация туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами. Туризм - категория экономическая, так как государство, принимая туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает огромные доходы от ввоза валюты. Во многих странах туризм является наиболее прибыльным видом экономической деятельности. Для развития туризма как самостоятельной отрасли необходимо иметь: специализированную материально-техническую базу; специфические природно-антропогенные ресурсы; уникальность производимых услуг и технологию обслуживания; систему управления; квалифицированные кадры. С экономической точки зрения туризм оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает занятость местного населения. Социальный эффект от туризма выражается в рационализации свободного времени населения, расширении духовных и физических способностей населения. Социальная сущность туризма способствует сглаживанию различий и предупреждению конфликтов в обществе, формированию новых связей между отдельными людьми и группами, образованию и повышению культурного уровня населения; распространению культурных ценностей. Так, в региональной программе «Развитие туризма в Тамбовской области на 2008-2012 гг.» [3] главный социально-экономический эффект отражен в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к куль-

турным ценностям. При этом особое внимание уделено решению проблем отдыха и туризма наименее социально защищенных слоев населения. Реализация Программы станет одним из факторов решения проблемы занятости населения. Согласно прогнозным оценкам к концу реализации Программы в сфере туризма и сопряженных отраслях будет создано более 1 тыс. новых рабочих мест. Намеченные в Программе меры будут способствовать значительному расширению притока в регион туристов, увеличению денежных поступлений. После завершения первого этапа Программы ежегодный прирост финансовой выручки за счет развития въездного и внутреннего туризма прогнозируется на уровне 30,0 млн руб.

В наиболее общем виде туристский рынок определяют как упорядоченную совокупность взаимодействующих элементов, образующих социально-экономическую систему. К таким элементам можно отнести: производство туристских услуг, формирование туристских потребностей, реализацию туристских услуг с помощью туроператоров и турагентов, а также потребление туристского продукта. Рассмотрим указанные аспекты. Производство туристских услуг - осуществление эффективных комбинаций, обеспечивающих экономическое развитие как турпредприятия, так и турбизнеса в целом. Производство турпродукта нуждается в первичных ресурсах, которые в экономической теории называются факторами производства (труд, капитал, предпринимательство). Выделяют четыре основных категории факторов производства: природные, культурно-историче-

ские, людские, капитальные. При этом необходимо учитывать специфику турпродукта: неосязаемость, т. е. невозможность продемонстрировать, увидеть

или попробовать услугу до получения; неразрывность производства и потребления, т. е. оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент; изменчивость, т. е. качество туристской услуги зависит от того, когда и где ее предоставляют; неспособность к хранению, т. е. ее нельзя складировать, накопить.

Объективная необходимость формирования комплекса туристских услуг с целью наиболее полного удовлетворения потребностей туристов, в свою очередь, породила в экономике туризма особую роль турорганизаторов на туристском рынке - туроператоров и турагентов. Согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» [1] туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом, а турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта. Турагенты выступают посредниками между туроператорами и потребителями на розничном рынке. От имени туроператора тура-гент как бы завершает рыночную сделку по купле-продаже туристского продукта. Деятельность по организации путешествий на региональном рынке Тамбова представлена функционированием около 40 туристических агентств, из которых стабильно работают 23. Агентства организуют туры в соседние области, в Москву, Санкт-Петербург, на южные курорты и в зарубежные страны. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области общая численность обслуженных туристов в 2005 г. составила: туры по России -2781 чел., по Тамбовской области - 386 чел., по зарубежным странам - 1528 чел., однако оперативные данные показывают, что эти цифры реально выше, так как отчитываются в органах госстатистики только 18 турагентств [3].

Потребление туристского продукта также имеет свою специфику. Традиционно отмечаются следующие особенности потребления туристского продукта. Первая особенность туристского потребления проявляется в том, что для потребления турпродукта в целом или отдельных услуг в частности сам потребитель (турист) должен быть доставлен в места производства туристского продукта или отдельных его услуг. Эта особенность туристского потребления, в свою очередь, вызывает производный мультипликативный эффект: необходимость для туриста в местах потребления турпродукта наличия транспортных услуг, жилья, питания, системы гостеприимства в целом, создания необходимых условий для ле-

чения, развлечений, образования, удовлетворения потребности в новых впечатлениях, а также наличия экологически здоровой среды, безопасности и т. п. Вторая особенность туристского потребления состоит в том, что расходы туриста, как правило, количественно превышают обычные расходы его проживания в постоянной среде обитания. Это связано с повышенными затратами на транспорт, жилье, питание, а также на культурные и деловые мероприятия. Эта особенность существенно обостряет проблему доходов и затрат в сфере туризма. В связи с этим учет издержек и доходности в туризме приобретает важное значение. Третья особенность туристского потребления заключается в том, что предельная полезность продукта с точки зрения самого туриста, страны его постоянного проживания, страны, в которую турист приехал, и с точки зрения рынка различна. Предельные полезности у всех этих субъектов различны и качественно, и количественно. Различны также уровни полезности туристских услуг с точки зрения общества, туриста и рынка при внутреннем и въездном туризме. Эта особенность туристского потребления вытекает из того объективного факта, что рынок туристских услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Характерная черта экстерналий туристского рынка состоит в том, что производство, формирование, реализация и потребление туристских услуг объективно рождают и дополнительные затраты (издержки), и дополнительные выгоды. При этом каждый участник туристского рынка стремится издержки переложить на других, а выгоды присвоить себе. Отсюда и происходит название этого явления - внешние эффекты, или экстерналии. Четвертая особенность туристского потребления состоит в том, что оно имеет «кредитный» характер, т. е. оно ограничено во времени, строго оговорено по срокам и условиям юридически и экономически оформленной сделки при купле-продаже туристского продукта. Эта особенность туристского потребления рождает своеобразную интенсификацию всех действий туриста, что ставит перед организаторами туров особые трудности и усиливает роль менеджмента. Пятая особенность туристского потребления заключается в том, что сама рыночная среда туризма имеет особый, культовый, характер, который отражает социальную и национальную специфику города, региона, страны.

Согласно анализу, проведенному управлением по развитию промышленности и предпринимательства области по репрезентативной выборке [1], в Тамбовской области на период с 2004 по 2006 г.

наблюдался существенный рост активности в сфере туризма, о чем свидетельствует приведенная ниже таблица.

Таблица 1

Факторы, влияющие на активность сферы туризма в Тамбовской области

Одним из приоритетных направлений деятельности управления по развитию промышленности и предпринимательства является развитие туризма в Тамбовской области. В связи с этим 30 июля 2009 г. состоялось совместное заседание коллегий администрации области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по подведению итогов социальноэкономического развития области за первое полугодие 2009 г., а также рассмотрение результатов принятых антикризисные мер и определение задач по завершению 2009 г.

Основная цель - превратить туризм в одну из высокодоходных отраслей экономики области.

Проведена определенная работа по обеспечению в регионе правовой, организационной экономической среды для формирования туризма в регионе. Управление тесно взаимодействует с субъектами туристических услуг области. За шесть месяцев 2009 г. населению области оказано туристских услуг на 51,6 млн руб., что выше соответствующего периода предыдущего года на 8,2 % [3]. На данном заседании было отмечено, что с начала года влияние мирового экономического кризиса сказалось и на работе рынка туруслуг области. Из более чем 50 зарегистрированных в регионе турагентств более половины прекратили (8 ед.) и вре-

менно приостановили свою деятельность (21 ед). В первом полугодии текущего года наблюдается снижение спроса на зарубежные туры и соответственно рост на внутрироссийские туры (в основном курорты Краснодарского края, Абхазия, побережье Азовского моря), страны СНГ, Крым. Значительно вырос интерес на отдых внутри области. Санатории, пансионаты и базы отдыха области пользуются большим спросом у жителей и гостей региона.

В апреле текущего года управлением по развитию промышленности и предпринимательства области совместно с субъектами рынка туруслуг области организована и проведена рабочая встреча в рамках народного проекта «Большое Золотое кольцо России». В программу посещения нашего региона вошло ознакомление с особенностями местной (национальной) кухни, народными праздниками, культурными и этническими обычаями, промыслами, уникальными уголками природы и историческими местами.

Для оптимизации развития туристской отрасли в 2009 г. были проведены следующие мероприятия: введена в эксплуатацию гостиница

«Гранд», с единовременным размещением 41 чел. К услугам клиентов - одно-, двух-, трехместные номера полулюксы, люксы, бильярд, фитнес-центр, массаж, кафе-ресторан, конференцзал -сумма инвестиций 50,0 млн руб.; начал функционировать туристический комплекс «Русская деревня» (Инжавинский р-н) - комфортабельная гостиница на 12 номеров, несколько бунгало, гостевой дом для VIP-персон, конюшня с выездкой (10 рысаков), лодочная станция с легкомоторными катерами, пасека (35 ульев), охота, рыбалка. Комплекс расположен на высоком берегу реки Ворона в живописном экологически чистом месте. Для зимнего отдыха оборудована горнолыжная трасса с подъемником и мн. др. Сумма инвестиций 15,0 млн руб.; осуществился ремонт и реконструкция инфраструктуры гостиничного комплекса АМАКС ПАРК ОТЕЛЬ (гостиница «Турист» Тамбовский р-н). Сумма инвестиций в текущем году составила 10,0 млн руб.

Таким образом, в условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны администрации области уделяется внимание более эффективному использованию человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально-экономического развития региона. Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток туристов и приток финансовых поступлений в экономику области, а также обеспечить, с одной

Наименование деятельности 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Количество туристских компаний 12 18 23

Объем предоставленных услуг (в сфере выездного туризма) (млн руб.) 10,8 16,3 24,1

Количество туристских гостиниц и аналогичных средств размещения 32 34 37

Совокупный номерной фонд (мест) 1811 1985 2025

Объем услуг (млн руб.) 57,0 66,9 111,8

Среднегодовая загрузка гостиниц (%) 49 54 61

Количество принятых туристов (тыс. чел.) 11,1 13,0 14,5

Объем предоставленных услуг (млн руб.) 32,2 41,6 47,9

Количество экскурсантов (тыс. чел.) 3,4 4,3 6,1

Объем предоставленных услуг (млн руб.) 21,1 32,3 54,1

стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.

Литература

1. Сапрыкин С. Ю. Комментарий к поправкам к Закону об основах туристской деятельности. М., 2007. (Актуальные комментарии).

2. URL: http://www.regadm.tambov.ru/corp/ ^Пє-giya_30.07.09/Kollegiya. shtml

3. URL: http://www.regadm.tambov.ru/corp/ ^п-cept_tur.shtml

* * *

DEVELOPMENT PECULIARITIES OF THE REGIONAL MARKET OF TOURIST SERVICES

A. Yu. Lyubomudrova, S. N. Moreva

The peculiarities of the tourist market as a set of cooperating elements forming social-economic system as well as the specificity and prospects of development of the regional market of tourist services are revealed in this article.

Key words: tourist market, tourist services, tourist requirements, tourist product.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.