© 2013 г. А. А. Орлова
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИмУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Орлова Анастасия Александровна - доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, к.э.н.
(E-mail: [email protected])
В основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в числе мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотрено увеличение налоговой нагрузки по налогообложению имущества:
1. Введение налога на недвижимое имущество для физических лиц. Проект федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» был внесен Минфином России в Правительство Российской Федерации в начале 2013 года. В проекте предлагается ввести новую главу 32 «Налог на недвижимое имущество» для физических лиц. В качестве налоговой базы будет применяться кадастровая (вместо используемой сейчас инвентаризационной) стоимость объекта налогообложения. Предельные налоговые ставки варьируются в зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов налогообложения, находящихся в собственности налогоплательщика.
2. Повышенное налогообложение дорогих транспортных средств. Предполагается, что с 1 января 2014 года сумма транспортного налога будет исчисляться с применением повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей стоимостью от пяти млн руб.
В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от пяти млн руб до десяти млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, будет применяться коэффициент 2. В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от десяти млн руб. до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более десяти лет, а также в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет, будет применяться коэффициент 3.
Необходимо также отметить, что в настоящее время уже реализованы некоторые меры разнонаправленного характера, как увеличивающие, так и снижающие имущественную налоговую нагрузку для организаций:
1. В силу п. 5 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 212-ФЗ) с 1 января 2013 г. отменена предусмотренная п. 11 ст. 381 НК РФ льгота по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Положения п. 11 ст. 381 НК РФ применялись в соответствии с Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным
дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504.
Одновременно п. 4 ст. 1 Закона № 202-ФЗ ст. 380 НК РФ дополнена п. 3, согласно которому налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать определенных величин.
Предельные размеры налоговых ставок в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью
указанных объектов
Год применения 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Предельный размер налоговой ставки 0,4 % 0,7 % 1 % 1,3 % 1,6 % 1,9 %
Законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие пониженные налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, относительно налоговых ставок, установленных ст. 380 НК РФ, на основании норм п. 4 ст. 5 НК РФ, могут иметь обратную силу и, вступив в силу с 2014 г., применяться к правоотношениям 2013 г. (письмо Минфина России от 30.11.2012 № 03-05-04-01/40).
2. Законом № 202-ФЗ внесены изменения в пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ - теперь не является объектом налогообложения движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств. При определении состава недвижимого имущества необходимо учитывать нормы ст. 130 ГК РФ, Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), утвержденного постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 № 359, а также Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ). В соответствии с нормами указанных документов, здание и сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную (плоскостную или линейную) строительную систему, имеющую надземную и(или) подземную части, системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты (п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ) (письмо Минфина России от 11.04.2013 № 03-05-05-01/11960).
3. В соответствии с п. 21 ст. 381 НК РФ налогоплательщики освобождаются от налога на имущество организаций в отношении:
а) вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с Перечнем таких объектов, установленным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №308. Одним из критериев отбора объектов для включения в Перечень является значение определяемого в соответствии с технической документацией производителя индикатора энергетической эффективности (ИЭЭФ).
Согласно ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. В этой связи льготирование имущества по Перечню может производиться только пообъектно. Суммирование показателей ИЭЭФ по нескольким имеющим один код ОКОФ объектам основных средств с целью определения права на льготу по налогу на имущество организаций ни Перечнем, ни п. 21 ст. 381 НК РФ не предусмотрено (письмо ФНС России от 03.12.2012 № БС-4-11/20334);
б) вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. В целях налогообложения классами высокой энергетической эффективности являются классы А (А+, А++) (письмо ФНС России от 29.04.2013 № БС-4-11/7889 «О налоге на имущество организаций»).
Внимание законодателя к реформированию имущественного налогообложения объяснимо и аргументировано. Во-первых, рациональность существующей системы налогообложения имущества: в настоящее время администрирование перекрывает все поступления в бюджет. Опыт зарубежных стран показывает, что налогообложение рыночной стоимости имущества способно приносить значительный доход бюджету. Во-вторых, сохраняется тенденция налогового стимулирования инноваций и поиска альтернативных видов энергии. В-третьих, изменения налоговых правил происходят в контексте следующих событий: бюджетный дефицит и нестабильность цен на нефть, кризис пенсионной системы и возможность увеличения пенсионного возраста, увеличение социальных обязательств бюджета, нецелесообразность увеличения формальной ставки по налогу на прибыль из-за падения инвестиционной привлекательности России и возможности ухода бизнеса в тень.