ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 - 2015 ГОДОВ
Гаджиалиев Р.К., к.э.н., доц.
ФБГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»
филиал в г. Дербенте
Аннотация: В статье рассмотрены основные новации налогового
законодательства, запланированные к внедрению налоговой политикой РФ на ближайшую перспективу.
Ключевые слова: налоговое законодательство, налоговая политика,
налогоплательщик, налоговая льгота, налоговые вычеты, материальная помощь, субсидии.
Abstract: This article describes the main innovations of the tax legislation, planned to introduce tax policy of Russia in the near future.
Keywords: tax laws, tax policies, taxpayer, tax relief, tax deductions, financial assistance and subsidies.
Правительство РФ 02.05.2012 одобрило Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Основные направления налоговой политики). Согласно этому документу в 2013 - 2015 гг. предлагается продолжить совершенствование налоговой системы РФ путем проведения налогового маневра. В итоге будут снижены налоговые нагрузки на труд и капитал и повышены налоговые нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также при переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
Рассмотрим основные новации в налоговом законодательстве, внедрение которых планируется осуществить в текущем и двух последующих годах.
Так, правительство провозглашает в качестве главных приоритетов в области налоговой политики в трехлетней перспективе 2013 - 2015 гг. создание
эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.
В документе подчеркивается, что с учетом необходимости обеспечения бюджетной сбалансированности необходимо принять соответствующие усилия, направленные на увеличение доходов бюджетной системы. При этом основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования.
Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
Таким образом, содержанием российской налоговой политики в среднесрочной перспективе является определенный налоговый маневр, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого.
Из основных планируемых новелл в налоговом законодательстве, стоит отметить меры поддержки плательщиков налога на доходы физических лиц.
Так, предполагается предусмотреть освобождение от налогообложения ряда социально значимых выплат (доходов) в виде:
- грантов Президента РФ, выделяемых молодым российским ученым -кандидатам и докторам наук для проведения научных исследований;
- единовременных выплат безработным гражданам в виде финансовой помощи, оказываемой в рамках предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан;
- материальной помощи, выплачиваемой в соответствии с российским законодательством о занятости населения органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
- субсидий, предоставляемых главе крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за счет бюджетов бюджетной системы РФ;
- сумм денежных средств, выплачиваемых органами службы занятости безработным гражданам и членам их семей в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность, а также безработным гражданам и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия в общественных работах и временного трудоустройства;
- земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретаемых бесплатно гражданами, имеющими трех и более детей;
- сумм оплаты стоимости медицинских услуг, производимой за физических лиц работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, предусматривающие определение налоговой базы в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при условии, что расходы на оплату таких услуг не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы, а также сумм оплаты медицинских услуг, производимой за счет бюджетных средств;
- материальной помощи, выплачиваемой из стипендиального фонда обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам в связи со смертью близкого родственника, с возмещением ущерба в результате чрезвычайного обстоятельства, лечением, рождением ребенка, а также материальной помощи в виде оплаты стоимости приобретенных медикаментов, назначенных лечащим врачом, выплачиваемой из стипендиального фонда указанным лицам.
Планируется также уточнить порядок предоставления имущественного налогового вычета, связанного с приобретением жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них. Так, требуется закрепление порядка получения имущественного налогового вычета родителями, приобретающими за свой счет имущество в долевую собственность с несовершеннолетними детьми, в части доли (долей), приходящейся на несовершеннолетних детей, а также в случае приобретения ими имущества в собственность несовершеннолетнего ребенка.
Кроме того, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс РФ, позволяющие получить налоговый вычет в пределах установленного ограничения (2 млн. руб.), лицам, приобретающим имущество в совместную собственность.
Иными словами, вычет не будет ограничиваться указанной суммой по одной сделке вне зависимости от количества сособственников имущества, а каждый сособственник в рамках стоимости своей доли сможет получить налоговый вычет в размере 2 млн. руб. Например, при покупке квартиры стоимостью 5 млн. руб. в долевую собственность двух человек при распределении долей 50 на 50%, сегодня имущественный налоговый вычет составляет 2 млн. руб. на покупку, т.е. по 1 млн. на сособственника.
А в случае принятия налоговых поправок, каждый сособственник квартиры сможет воспользоваться вычетом в размере 2 млн. руб.
В целях создания стимулов для обновления основных фондов из объекта обложения налогом на имущество организаций могут быть исключены объекты, относящиеся к движимому имуществу (машины, оборудование).
В документе также отмечается, что с учетом реформирования бухгалтерского учета целесообразно в перспективе перейти к определению налоговой базы, по налогу исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Одновременно следует предусмотреть расширение полномочий субъектов Федерации по установлению налоговой ставки.
С 1 января 2013 г. уже введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая выделена из гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" в самостоятельный специальный налоговый режим в виде гл.26.5 Налогового кодекса РФ.
При этом субъекты Российской Федерации обязаны были принять до конца 2012г. законы о введении с 1 января 2013г. на своих территориях патентной системы налогообложения по 47 видам деятельности, указанным в гл.26.5
Налогового кодекса РФ.
Они имеют право ввести указанный налоговый режим по дополнительному перечню видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам населению, не указанным в гл.26.5 Налогового кодекса РФ, за исключением деятельности ломбардов, услуг пассажирского железнодорожного и воздушного транспорта, услуг грузового транспорта, услуг связи, коммунальных услуг, услуг учреждении культуры, услуг туроператора и турагента, санаторно-оздоровительных услуг, услуг, оказываемых органами государственного нотариата, услуг, оказываемых адвокатурой, услуг по финансовому посредничеству, услуг по страхованию и услуг в области рекламы.
Помимо этого гл.26.5 Налогового кодекса РФ установлены минимальные и максимальные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося базой для исчисления налога, которые субъекты РФ будут вправе увеличивать от трех до пяти раз в зависимости от вида и места осуществления предпринимательской деятельности.
Например, в Республике Дагестан Законом РД «О применении патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями в Республике Дагестан» от 29.11. 2012г. № 79 с 1 января 2013 года на территории РД установлены размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по 49 видам предпринимательской деятельности
Главой 26.5 Налогового кодекса РФ также разрешено индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, использовать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек (до введения гл.26.5 НК РФ - не более пяти человек). При этом 90% поступлений от патентной системы налогообложения будут направляться в бюджеты муниципальных образований и 10% - в бюджеты субъектов РФ.
Важно отметить, что переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 2013г. станет добровольным, и данный налоговый режим по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения будет с 2018г. отменен.
Планируется постепенное введение налога на недвижимость. Так, на первом этапе предлагается плательщиками налога на недвижимое имущество признать физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающих правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок.
При этом в качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество планируется установить кадастровую стоимость соответствующего объекта налогообложения. Кроме того, в рамках налога на недвижимость будет введено повышенное налогообложение недвижимого имущества физических лиц с высокой кадастровой стоимостью.
Предполагается ввести налог на роскошь в рамках налога на недвижимое имущество. Так, при установлении минимальной ставки налога на недвижимость (земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности физических лиц) планируется ввести ставки в зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица в размере от 0,05 до 0,3%.
При этом максимальная ставка (без возможности ее снижения на местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. руб. Предполагается также, что повышенная налоговая ставка в отношении дорогостоящей недвижимости будет применяться вне зависимости от того, кто является собственником указанных объектов (организации или физические лица), а также от количества собственников.
Помимо этого начиная с 2014 г. будет введена минимальная ставка транспортного налога (без возможности ее снижения законами субъектов РФ) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л. с. в размере 300 руб. с 1 л. с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов РФ. Кроме того, предполагается увеличение в пять раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130 - 150 л. с.), гидроциклов (свыше 150 л. с.), катеров и яхт (свыше 300 л. с.).
Будет продолжена работа по оптимизации льгот по региональным и местным налогам.
Так, планируется рассмотреть вопрос о возможных сроках отмены льгот по региональным и местным налогам, прежде всего наиболее крупных налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
При этом отмена названных налоговых льгот может привести к незапланированному росту затрат субъектов естественных монополий в газовой сфере, сфере электроэнергетики и на железнодорожном транспорте и, как следствие, - к увеличению тарифов на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, тарифов на электрическую энергию и оптовых цен на природный газ. В связи с этим планируется поэтапная отмена льгот по налогу на имущество организаций, которая будет заключаться в установлении в течение семи лет пониженных предельных налоговых ставок по налогу на имущество организаций. В анализируемом документе приведен следующий график повышения налоговых ставок: с 1 января 2013 г. - 0,4%; с 1 января 2014 г. - 0,7%;с 1 января 2015 г. - 1%;с 1 января 2016 г. - 1,3%; с 1 января 2017 г. - 1,6%; с 1 января 2018 г. - 1,9%; с 1 января 2019 г. - 2,2%.
Изменениям подвергнется и гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ. Так, планируется исключить норму пп.3,4 п.1 ст. 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" НК РФ в части
освобождения от налогообложения имущества, имущественных прав или неимущественных прав, которые переданы акционерами (участниками) для формирования чистых активов организации.
Сегодня приведенная норма позволяет коммерческим организациям получать от своих акционеров или участников любое имущество, имущественные права или неимущественные права, в т.ч. денежные средства, без налоговых последствий.
Таким образом, наличие данной нормы в Налоговом кодексе РФ формально легализует в целях налогообложения дарение между коммерческими организациями.
Кроме того, планируется рассмотреть вопрос об исключении возможности применения повышающего коэффициента к основной норме амортизации, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды либо сокращении сферы его применения за счет уточнения понятия "агрессивная среда" для целей налогообложения.
Например, неприменение данного коэффициента к основным средствам, изначально предназначенным для работы в контакте с агрессивной средой и используемым в режиме, установленном соответствующей документацией производителя.
Вопрос об ужесточении условий применения повышающего коэффициента к основной норме амортизации основывается на сложившейся практике, когда налогоплательщики злоупотребляют предоставленным правом на применение повышающего коэффициента амортизации.
Так, в состав основных средств, амортизируемых с применением специального коэффициента, включаются все основные средства, находящиеся не только в непосредственном контакте с агрессивной средой (в т.ч. нефтегазопродуктами, электрической проводкой, нефтегазораспределительной инфраструктурой, бытовыми электронагревательными приборами, емкостями для хранения нефтегазопродуктов и т.п.), но и любые основные средства, находящиеся на территории опасного производственного объекта.
Иными словами, фактически любое здание, строение, сооружение и находящееся в них имущество, соответствующее критерию основного средства, формально находится в агрессивной среде, что позволяет зачастую необоснованно применять при амортизации таких основных средств специальный повышающий коэффициент 2.
Кроме того, предлагается внести в часть первую Налогового кодекса РФ ряд изменений, направленных на предоставление налоговым органам прав на получение дополнительной информации, необходимой для осуществления налогового контроля, в частности, от банков. В перечень дополнительной информации, предоставляемой банками, предполагается включить информацию о наличии вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на вкладах (депозитах) и предусмотреть предоставление банками соответствующих выписок по вкладам (депозитам). В настоящее время указанная информация банками в
налоговые органы не передается.
Важно подчеркнуть, что в перечень субъектов, информация о счетах, вкладах (депозитах) которых должна быть передана налоговым органам, законодатель хочет включить физических лиц.
В настоящий момент информация банками может передаваться только в отношении индивидуальных предпринимателей - физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, глав крестьянских (фермерских) хозяйств. В случае же вступления в силу поправок различий в представлении банками информации о счетах индивидуального предпринимателя и физического лица не будет.
Особое внимание при внесении изменений в законодательство о налогах и сборах планируется уделять вопросам привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в т.ч. путем использования схем с участием фирм - «однодневок".
Так, в число лиц, о которых налоговый орган вправе истребовать документы в порядке ст. 93.1 "Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках" Налогового кодекса РФ, должны быть включены лица, с участием (при посредничестве) которых проверяемым налогоплательщиком совершается сделка (совокупность сделок) по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
Кроме того, планируется предоставить налоговым органам право проведения выемки документов при отказе или непредставлении документов о налогоплательщике в установленные сроки.
Начиная с 1 января 2014г. предполагается сохранить тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2013г. в отношении большинства плательщиков в размере 30% и неперсонифицированный тариф в размере 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ. При этом для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, он составит 20%.
Выводы
В целом планируемые реформы в области налогового законодательства на 2013 - 2015 гг. направлены на развитие тенденций, уже заложенных в последние несколько лет, а именно:
- постепенная замена ЕНВД патентной системой налогообложения на основе УСН;
- дальнейшее внедрение единого налога на недвижимость вместо трех налогов
- на землю, имущество организаций и физических лиц;
- пробные попытки ввода в действие налога на роскошь путем увеличения
ставок на дорогую недвижимость и транспортные средства;
- сокращение налоговых льгот, в т.ч. для естественных монополий;
- борьба с незаконными схемами по уклонению от налогообложения путем ужесточения контроля по сделкам с фирмами -"однодневками";
- стабилизация ставок страховых взносов во внебюджетные фонды.
Однако в Основных направлениях налоговой политики можно выявить и новые тренды в налоговом законодательстве, а именно:
- увеличение контроля со стороны налоговых органов за банковскими счетами физических лиц;
- расширение сферы действия имущественного налогового вычета по НДФЛ при приобретении жилья в долевую собственность;
- возможное исключение из объекта обложения налогом на имущество организаций движимого имущества (машин, оборудования);
- ужесточение порядка применения повышающего коэффициента к основной норме амортизации в отношении основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды.
При этом анализируемая налоговая политика представляет собой только план налоговых реформ.
Сами же основные поправки в налоговое законодательство стоит ждать ближе к осени этого года. Тогда и будет понятно, какое предложение останется лишь на бумаге, а какая налоговая новация превратится в реальный закон.
Информационные источники:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: ООО «СТАТУС-КВО 97», 2013. - 1248с.
2. Проект Федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (Г лава 31. Местный налог на недвижимость).
3. Федеральный закон от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
4. Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013г. № 214-ФЗ «О внесении изменения в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
5. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», одобрены Правительством РФ (Протокол заседания Правительства РФ от 02.05.2012 № 15). http://www.minfin.ru.
6. Интернет сайт Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru/
7. Интернет сайт ФНС Росси www.nalog.ru.