9 (225) - 2008
О ДВОЙНОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Ю.А. ДАДАШЕВА Кафедра «Налоги и налогообложение» Всероссийского заочного финансово-экономического института
В рамках реформирования системы налогообложения с 01.01.2003 гл. 28 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) был установлен региональный транспортный налог (Федеральный закон от 24.07.2002 №110-ФЗ). Этот налог вводится в действие соответствующим законом субъекта РФ и обязателен к уплате на территории данного субъекта РФ лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами), на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Таковыми являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные суда (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Федеральным законом от 11.11.2003 №139-ФЗ с 01.01.2004 (гл. 30 НК РФ) был установлен региональный налог на имущество организаций, который также вводится в действие соответствующим законом субъекта РФ и обязателен к уплате на территории данного субъекта РФ российскими организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в РФ через постоянные представительства.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). В составе объектов основных средств, учитываемых в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, числятся транспортные средства (движимое имущество).
Таким образом, можно констатировать, что НК РФ с 2004 г. допускает одновременное налогообложение одного и того же объекта — транспортных средств, принадлежащих организациям, налогом на
имущество организаций и транспортным налогом. Такое двойное налогообложение противоречит принципу справедливости и приводит к дополнительной налоговой нагрузке организаций. В одном случае транспортные средства облагаются налогом как самостоятельный объект, а в другом
— как объект в составе среднегодовой (остаточной) стоимости имущества организации. То, что налоговой базой в первом случае у транспортных средств, имеющих двигатели, является мощность двигателя в лошадиных силах, а во втором — среднегодовая стоимость имущества, не имеет под собой экономической логики. Указанное движимое имущество, несмотря на двойное налогообложение, амортизируется единожды.
Вместе с тем двойные налоговые платежи в части транспортных средств относятся на расходы организации и соответственно уменьшают ее прибыль. Однократное обложение обеспечивается лишь в том случае, если организация использует один из специальных налоговых режимов — упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог или единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в рамках которых налогоплательщик освобождается от уплаты налога на имущество организаций.
По данным налоговой статистики, в 2007 г. суммы налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ составили 261,1 млрд руб. по налогу на имущество организаций и 15,6 млрд руб.
— по транспортному налогу с организаций. Если допустить, что поступления транспортного налога обеспечиваются поровну между организациями и физическими лицами, то цена вопроса укладывается в 7 — 8 млрд руб., что равнозначно 3 % поступлений по налогу на имущество организаций.
Устранение двойного налогообложения чревато выпадением доходов бюджета субъекта РФ в части поступлений по налогу на имущество организаций. Возможные потери для бюджета г. Москвы, в котором поступления по налогу на имущество организаций составили в 2006 г. 33 242 млн руб. и по
транспортному налогу с организаций — 726,2млн, оказались бы в размере 2,2 %.
Возможное уменьшение поступлений по налогу на имущество организаций целесообразно возместить за счет сокращения налоговых льгот, предусмотренных п. 11 ст. 381 НК РФ. Речь идет об имуществе организаций в части железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ). Аргументом в пользу данной позиции является то, что п. 4ст. 383 НК РФ предусмотрена уплата налога в отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». При этом налог перечисляется в бюджеты субъектов РФ пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта РФ (п. 4ст. 383 НК РФ).
Конституционный суд РФ, рассмотрев в 2005 г. данный вопрос о двойном налогообложении, в своем определении установил, что у объектов налогообложения якобы различные налоговые базы, потому и нет оснований для внесения соответствующих изменений в НК РФ.
*
9 (225) - 2008
И все же, если руководствоваться принципом, в соответствии с которым налоги и сборы должны иметь экономическое основание (п. 3 ст. 3 НК РФ), то экономически сбалансированная целесообразность подсказывает, что грузовые автомобили следует рассматривать как часть имущества, используемого в едином технологическом процессе производства и реализации продукции, и потому их следовало бы вывести из состава объекта налогообложения по транспортному налогу, уплачиваемому организацией.
Литература
1. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ.
2. О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов: Федеральный закон от 11.11.2003 № 139-ФЭ.
3. О газоснабжении в Российской Федерации:
Федеральный закон от31.03.1999 № 69-ФЗ. * *