Научная статья на тему 'Инновационное развитие региона: маркетинговый подход'

Инновационное развитие региона: маркетинговый подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / РЕЙТИНГ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / INNOVATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / REGION / INNOVATION DEVELOPMENT FACTORS / RATING OF INNOVATION DEVELOPMENT / MARKETING APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашникова Светлана Валентиновна, Ханахок Зарема Аюбовна

В статье рассмотрены аспекты инновационного развития регионов Российской Федерации, оценена инновационная активность Республики Адыгея, предложено использование маркетингового подхода для повышения эффективности инновационной деятельности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative development of the Region: marketing approach

The article considers aspects of the innovative development of the Russian Federation regions, the innovative activity of the Republic of Adygea ia assessed, use of marketing approach to increase the efficiency of innovative activity in the region is proposed.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие региона: маркетинговый подход»

УДК [332.1:338.2]:339.138 ББК 65.9 (2) К 17

Калашникова Светлана Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, сервиса и туризма факультета экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», тел.: 8(918)4257655;

Ханахок Зарема Аюбовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, сервиса и туризма факультета экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», тел.: 8(903)4658534.

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД

(рецензирована)

В статье рассмотрены аспекты инновационного развития регионов Российской Федерации, оценена инновационная активность Республики Адыгея, предложено использование маркетингового подхода для повышения эффективности инновационной деятельности региона.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, регион, факторы инновационного развития, рейтинг инновационного развития, маркетинговый подход.

Kalashnikova Svetlana Valentinovna, Candidate of Economics, associate professor of the Department of Marketing, Service and Tourism of the Faculty of Economics and Service of FSBEI HE "Maikop State Technological University", tel.: 8 (918) 4257655;

Khanakhok Zarema Ayubovna, Candidate of Economics, associate professor of the Department of Marketing, Service and Tourism of the Faculty of Economics and Service of FSBEI HE "Maikop State Technological University", tel.: 8 (903) 4658534.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION: MARKETING APPROACH

(Reviewed)

The article considers aspects of the innovative development of the Russian Federation regions, the innovative activity of the Republic of Adygea ia assessed, use of marketing approach to increase the efficiency of innovative activity in the region is proposed.

Keywords: innovation, innovative development, region, innovation development factors, rating of innovation development, marketing approach.

Реализация государственной политики в области инноваций способствует активизации инновационного развития регионов России. Комплекс мер, направленных на стимулирование инновационного развития на региональном уровне реализуется в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, определяющей цели, приоритеты и инструменты инновационной политики государства.

Важность и необходимость стимулирования инновационной деятельности в регионах обусловлены недостаточностью и неравномерностью развития инноваций в большей части субъектов Российской Федерации.

Сегодня инновации рассматривают как один из факторов конкурентоспособности регионов. Именно инновационность экономики регионов отдельные исследователи считают одним из важнейших конкурентных преимуществ [1].

Кроме того, прослеживается зависимость между инновационностью регионального развития и уровнем жизни населения, что лишь подтверждает правильность выбора инновационного пути развития [2].

К основным факторам инновационного развития регионов специалисты относят [3]:

1) социально-экономические условия инновационной деятельности;

2) научно-технический потенциал;

3) инновационная деятельность;

4) качество инновационной политики.

Представленные факторы взяты за основу для формирования рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации, составленного специалистами Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики».

Результаты исследования для субъектов ЮФО представлены в таблице 1, где ИСЭУ - индекс «Социально-экономические условия инновационной деятельности», ИНТП - индекс «Научно-технический потенциал», ИИД - индекс «Инновационная деятельность», ИКИП - индекс «Качество инновационной политики».

Таблица 1 - Рейтинг инновационного развития субъектов ЮФО

среди субъектов РФ

Субъект ЮФО Ранг субъекта ЮФО по ИСЭУ ИСЭУ Ранг субъекта ЮФО по ИНТП ИНТП Ранг субъекта ЮФО по ИИД ИИД Ранг субъекта ЮФО по ИКИП ИКИП

Ростовская область 34 0,3968 28 0,3807 38 0,2913 50 0,3781

Краснодарский край 40 0,3860 31 0,3744 48 0,2597 34 0,5011

Астраханская область 45 0,3766 34 0,3709 62 0,2373 56 0,3750

Республика Адыгея 53 0,3570 76 0,2281 29 0,3295 74 0,1530

Волгоградская область 55 0,3555 35 0,3699 66 0,2261 54 0,3754

Республика Калмыкия 79 0,2788 72 0,2451 82 0 73 0,1561

Для наглядности рейтинги инновационного развития субъектов ЮФО среди субъектов Российской Федерации в разрезе выделенных индексов представлены на рисунке 1. Чем меньше значения рангов, тем рейтинг инновационного развития субъекта выше, так как ранг показывает позицию региона по отношению к остальным регионам Российской Федерации.

Согласно результатам исследования, можно сделать вывод, что Республика Адыгея не отличается высокой инновационностью развития, однако имеет некоторое преимущество по отношению к остальным субъектам ЮФО только по индексу «Инновационная деятельность». Значительных успехов удалось достичь в последние годы. Так, в 2008 году регион занимал 43 позицию, в 2010 - 49, а в 2012 - 29.

Несмотря на это, число объектов инновационной инфраструктуры в регионе остается низким. Инновационная инфраструктура является одним из элементов обеспечения эффективности инновационных процессов. По данному показателю Республика Адыгея (4) опережает только Республику Калмыкия (3). Лидерами среди регионов ЮФО по числу объектов инновационной инфраструктуры являются Ростовская область (120) и Краснодарский край (70).

Ключевыми факторами, обусловившими достаточно высокую инновационную активность Республики Адыгея, на наш взгляд являются вовлеченность предприятий региона в инновационные процессы и увеличение интенсивности взаимодействия с партнерами при реализации научных исследований и разработок.

90 п

□ ИСЭУ ЕИНТП ■ ИИД_РИКИП

Рисунок 1 - Ранги субъектов ЮФО по уровню инновационного развития

среди субъектов РФ

Немаловажное значение для повышения уровня инновационного развития региона имеет федеральное и региональное законодательство. В Российской Федерации реализация государственной политики в области инноваций осуществляется в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации не период до 2020 года, одной из задач которой является повышение активности инновационной деятельности регионов.

В соответствии с приоритетами регионального развития, обозначенными так называемой «Стратегией 2020», каждый регион самостоятельно определяет конкретные направления инновационного развития в соответствии со своими целями, на основе имеющихся конкурентных преимуществ и ресурсов.

В Республике Адыгея в 2009 году принят Закон «О стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года», целью которой является «... формирование организационно-управленческих основ для перехода к инновационному типу развития и новому качеству экономического роста Республики Адыгея» [4]. Он определяет следующие стратегические направления региональной политики для достижения поставленных целей:

1) развитие социальной сферы;

2) обеспечение высоких темпов роста устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности предприятий республики;

3) проведение институциональных преобразований.

Одним из результатов реализации в регионе «Инвестиционной стратегии Республики Адыгея до 2025 года», целью которой является совершенствование механизма государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечение эффективного использования имеющегося в Республике Адыгея инвестиционного и инновационного потенциала, должно стать создание производств инновационной продукции.

Согласно данной стратегии, к 2025 году доля организаций, осуществляющих технологические инновации в регионе к общему числу организаций, должна составить 13,5% [5]. Инновационное развитие региона должно стать одним из основных источников экономического роста за счет повышения производительности труда, эффективности производства во всех секторах экономики,

расширения рынков сбыта и повышения конкурентоспособности региональной продукции, наращивания инвестиционной активности, увеличения объемов потребления и, в конечном счете, роста доходов населения.

Кроме того формирование и реализация инновационной политики в регионе регулируются Законом «Об инновационной деятельности Республики Адыгея». Согласно данному Закону, основными направлениями инновационной политики Республики Адыгея являются [6]:

1) нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности в регионе;

2) комплексная поддержка инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности наукоемкой продукции;

3) развитие малого инновационного предпринимательства;

4) использование конкурсной системы отбора инновационных проектов;

5) реорганизация отраслей экономики Республики Адыгея.

Достижению целей инновационного развития Республики Адыгея может в значительной степени способствовать использование маркетингового подхода. В качестве объекта маркетинга инноваций выступают инновационные товары, услуги и технологии. Понятие «маркетинг инноваций» следует отличать от понятия «инновационный маркетинг».

Вопросы использования концепции маркетинга для достижения целей инновационного развития регионов рассматривались в работах О.В. Никулиной, Г.А. Морозовой, В.Д. Маркова, И.П. Черной и др. Изучив предлагаемые исследователями трактовки данных понятий, можно сделать вывод о схожести мнений специалистов относительно их сущности. Так, понятие «инновационный маркетинг» включает в себя маркетинг новых информационных технологий, используемых в предпринимательских, государственных и муниципальных структурах. Под «маркетингом инноваций» принято понимать комплексную стратегию, реализуемую руководством региона, направленную не только на стимулирование разработок и нововведений, но и на реализацию мер по улучшению инновационного имиджа и инновационной привлекательности региона. Таким образом, понятие «маркетинг инноваций» несколько шире понятия «инновационный маркетинг».

В Российской Федерации маркетингом инноваций и внедрением инновационных проектов, разработанных с целью модернизации российской экономики и промышленности, занимается Агентство инновационного развития российских регионов, основными функциями которого являются:

- разработка стратегии по инновационному развитию в рамках специализации кластера,

- маркетинг рынка инноваций российских регионов,

- продвижение инновационных проектов и привлечение инвестиций в сферу инноваций.

Маркетинговые инструменты региональной инновационной политики имеют большое

значение для формирования региональной инновационной системы и эффективного функционирования инновационного предпринимательства в регионе. Применение маркетингового подхода к управлению инновационной составляющей экономики региона позволит [7]:

- создавать позитивный имидж региона,

- обеспечивать его инвестиционную привлекательность для зарубежных и отечественных инвесторов,

- более рационально использовать региональный потенциал за счет доверия к органам власти, как основному носителю положительного образа региона,

- разработать и реализовать стратегию инновационного развития региона.

В инновационной деятельности Республики Адыгея определяется маркетинговая составляющая, заключающаяся в том, что к инновационной деятельности в регионе относят следующие основные направления деятельности: внедрение НИОКР, направленных на создание нового или усовершенствованного продукта или технологического процесса; технологическое переоснащение производства; проведение маркетинговых исследований; организация рынков сбыта инновационной продукции, услуг, технологий; создание и развитие инновационной инфраструктуры.

По нашему мнению, для достижения целей инновационного развития, региону необходимо активнее использовать инструменты маркетинга, так как эффективность инновационного развития

региона находится в зависимости от выбора адекватного маркетингового инструментария, способствующего повышению инновационной активности субъектов бизнеса, работающих в регионе. Использование комплекса маркетинговых инструментов на уровне региона возможно за счет адаптирования основных методов маркетингового анализа к социально-экономическим, природно-климатическим, этнокультурным и промышленно-технологическим особенностям регионального развития.

Применение маркетингового подхода к решению проблемы недостаточно высокого уровня инновационного развития региона позволит оценить текущую ситуацию, спрогнозировать перспективы продвижения инновационной продукции региона, осуществлять мероприятия по продвижению имиджа региона и усилению его конкурентных преимуществ на рынке инноваций.

Литература:

1. Патутина Н.А. Некоторые инструменты инновационного развития регионов [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. Т. 7, №5. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/239EVN515.pdf.

2. Моисеев В.А., Прокофьев К.Ю. Реализация стратегии инновационного развития регионов // Вестник Псковского государственного университета. Сер. Экономические и технические науки. 2014. №5. С. 75-91.

3. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 2 / под ред. Л.М. Гохберга. М.: Высшая школа экономики, 2014. 88 с.

4. О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года: закон Республики Адыгея от 23 ноября 2009 года №300.

5. Об инвестиционной стратегии Республики Адыгея до 2025 года: распоряжение Главы Республики Адыгея от 11 декабря 2014 г. №254-рг.

6. Об инновационной деятельности в Республике Адыгея: закон Республики Адыгея от 28 декабря 2007 г. №145.

7. Афонасова М.А. Маркетинговые аспекты становления и развития инновационного предпринимательства в российских регионах [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. №2. URL: URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5995 (дата обращения: 21.06.2016).

8. Черная И.П. Социальные императивы маркетинга инноваций региона // Теория и практика общественного развития. 2012. №3.

9. Доргушаова А.К., Киржинов А.Т. Методическое обеспечение разработки основ региональной инновационной системы // Новые технологии. 2014. Вып. 4. С. 22-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.