Научная статья на тему 'Персональные данные как объект правовой защиты в регистрационной деятельности ОВД'

Персональные данные как объект правовой защиты в регистрационной деятельности ОВД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
654
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Занин Константин Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Персональные данные как объект правовой защиты в регистрационной деятельности ОВД»

К.А. Занин

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В РЕГИСТРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД

В центре системы правового регулирования защиты персональных данных стоит сам человек, одно из его основополагающих прав в современном обществе — право на неприкосновенность частной жизни.

В ч. 1 ст. 24 Конституции говорится: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается» [1]. Данное правомочие предусматривает возможность гражданина в сфере семейной и личной жизни находиться в состоянии известной независимости от общества и государства. Оно представляет собой запрет для государственных органов и должностных лиц вмешиваться в личную жизнь граждан, в их личные и семейные тайны.

Неприкосновенность частной жизни предполагает неприкосновенность жилища, средств личного общения, тайны переписки и телефонных переговоров, личной (частной) документации, неприкосновенность внешнего облика индивида. Личная и семейная тайна могут состоять из сведений, касающихся усыновления, распоряжения имуществом, денежных сбережений, сведений о личной (семейной) жизни.

Все вышеперечисленные сведения, закрепленные в Конституции, относятся к персональным данным, так как в соответствии со ст.

3. Федерального закона Российской Федерации «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация [2].

Классификацию категорий сведений, составляющих персональные данные, приводит А.А.Фатьянов. По его мнению, такие сведения можно представить следующим образом [3]:

1. Идентификационные данные, определяющие место постоянного или преимущественного проживания, номера документов, удостоверяющих личность либо позволяющих установить, на чье имя они выданы.

2. Биографические данные, т.е. жизненный путь человека.

3. Личные характеристики.

4. Сведения о семейном положении.

5. Социальное положение (частным случаем сведений о социальном положении являются сведения об образовании, профессии, служебном положении).

6. Состояние здоровья (медицинская информация о личности).

7. Особенности половой жизни гражданина или его половая ориентация.

8. Политические взгляды и религиозные убеждения.

Информационные правоотношения персонального характера возникают в различных сферах деятельности, в том числе и в деятельности правоохранительных органов. Однако этот их вид имеет достаточно специфичный характер. Данное обстоятельство обусловлено тем, что деятельность правоохранительных органов, связанная со сбором и использованием информации, характеризуется некоторыми особенностями:

- она возникают в специфической сфере общественной практики — уголовном судопроизводстве;

- сбор и использование информации осуществляется лицами, специально уполномоченными на то законом;

- информация собирается специфическими методами, обусловленными законом;

- информация должна быть собрана в ограниченный законом срок.

Объектом данного правоотношения является информация о физическом лице, т.е. персональные данные, собираемые правоохранительными органами.

В зависимости от участвующих сторон содержанием данных правоотношений выступают права и обязанности правоохранительных органов. Правоохранительные органы наделены правом собирать, использовать, хранить и распространять информацию о лице, совершившем правонарушение.

В то же время правоохранительные органы обязаны не нарушать конституционные права лица в процессе собирания и использования сведений о нем.

Гражданин, в свою очередь, имеет право требовать соблюдения и уважения своих прав и свобод, гарантированных ему законом.

Вопрос же, касающийся тайны сведений о личной (семейной) жизни, представляется еще более сложным, так как не может быть точных указаний, что под ними понимать. Так, В.М. Ба-

ранов отмечает, что в настоящее время частная жизнь — это «условная, собирательная категория, которая “наполняется” участниками общественной жизни содержанием и объемом по собственному усмотрению» [4]. Мы считаем, что должны быть четкие границы, определяющие, в каких пределах допустимо собирать подобные сведения, не нарушая закон, а где эти действия можно рассматривать как незаконное вторжение в частную и семейную жизнь граждан.

Необходимо отметить, что регистрация правоохранительными органами некоторых сведений об объектах и ведение ими всех видов информационных учетов определенно затрагивает правовой статус граждан. Детальное рассмотрение данного вопроса позволяет нам прийти к выводу о том, что при осуществлении органами внутренних дел регистрационной деятельности происходит ущемление прав граждан на личную неприкосновенность, частную жизнь, личную и семейную тайну.

Осознание государствами необходимости обеспечения неприкосновенности прав и свобод человека привело к принятию большого количества международных нормативных документов. Ряд положений этих документов относится к обеспечению защиты личности от незаконного проникновения в сферу личной жизни в процессе сбора информации.

Переход государственных структур на компьютеризированную обработку регистрируемых данных явился причиной принятия Советом Европы 28 января 1981 года Конвенции о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера. Цель Конвенции указана в ст. 1 и определяется как предоставление каждому частному лицу гарантий соблюдения его прав и основных свобод, особенно его права на личную жизнь, в аспекте автоматизированной обработки данных личного характера [5]. Здесь под данными личного характера подразумевается любая информация, относящаяся к физическому лицу, идентифицированному или могущему быть идентифицированным. Конвенция устанавливает гарантии безопасности данных, а также дополнительные гарантии для лица, в отношении которого осуществляется сбор тех или иных сведений.

Персональные данные в регистрационной деятельности ОВД подлежат защите, так как их утрата или неправомерное использование могут нанести ущерб не только интересам ОВД, но и интересам субъектов персональных данных, нарушая их права и свободы. Персонально значимые сведения считаются информацией (документом) ограниченного пользования, что обусловливает их защиту.

Защита персональных данных личности, подлежащих регистрации органами внутренних дел, представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению конституционных прав граждан на защиту информации о них, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключающих незаконный доступ к этому виду конфиденциальной информации и ее носителям. Таким образом, целью защиты персональных данных является предотвращение утечки и утраты информации, сохранение ее полноты и достоверности.

По нашему мнению, основными направлениями защиты персональных сведений о личности, подлежащих регистрации органами внутренних дел, могут выступать:

1. Соблюдение порядка предоставления сведений. Это одно из основных направлений защиты персональных данных, которое заключается в строгом следовании установленным юридическим основаниям на передачу информации определенному кругу пользователей с учетом ее объема и технологии передачи.

На наш взгляд, при передаче персональных данных о личности, в определенных случаях необходимо в письменной форме зафиксировать основание и факт передачи информации, а также предупредить лиц, получающих эти сведения, о том, что данные являются конфиденциальной информацией персонального характера.

2. Соблюдение правил хранения, учета и обработки конфиденциальных сведений на бумажных носителях. Поскольку подавляющее большинство персональной информации хранится на бумажных носителях, для ее защиты необходимо ограничить доступ посторонних лиц к этим сведениям (например, исключить хранение персональных данных на рабочих столах; организовать систему учета сведений и кодирования персонифицированных данных, инструктаж о порядке работы с персональными сведениями).

3. Защита персональных данных, расположенных на электронных носителях. Актуальна во всех случаях, когда для их получения, хранения, учета и обработки применяются средства вычислительной техники. Мероприятия по защите такой информации здесь различны: изоляция ПЭВМ, разграничение прав доступа пользователей к ПЭВМ и базе данных; применение системы кодирования электронной информации; использование съемных носителей информации и специальных технических средств ее защиты. При этом защита персональных сведений должна осуществляться не только сотрудниками органов внутренних дел, но и другими субъектами (в первую очередь — техническими специалистами).

4. Возложение ответственности за утрату и разглашение персональной информации. Установление юридической ответственности имеет профилактическое значение в системе мероприятий по защите персональных сведений. Лица (в т. ч. сотрудники органов внутренних дел), виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку, хранение и защиту персональных сведений о личности, находящихся в базах данных, различных учетах органов внутренних дел, должны нести дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

5. Обеспечение режима конфиденциальности в работе сотрудников органов внутренних дел. Данное направление связано с особенностями профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в ходе которой они интенсивно используют (получают, передают) различные сведения персонального характера.

Таким образом, защита персональных данных выступает как одно из важных направлений работы сотрудников органов внутренних дел, во многом обусловливающее успешность реализации других видов мероприятий по обеспечению служебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юрист, 2004.

2. О персональных данных: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №152 — ФЗ.

3. Фатьянов А.А. Тайна и право (основные системы ограничения на доступ к информации в российском праве): монография / А.А. Фатьянов. — М.: МИФИ, 1999. — С.188 — 193.

4. Баранов В. М. О законодательном определении категории «частная жизнь» (логикогносеологические и юридико-психологические проблемы) / В. М. Баранов // Право граждан на информацию и защита неприкосновенности частной жизни: сб. науч. тр. — Н. Новгород: Нижегород. юрид. ин-т МВД России, 1999. —

Ч. 1. — С. 31.

5. Конвенция о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера от 28 января 1981 г. // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека. — М., 1998. — С. 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.