Л.Н. Виноградова С.Т. Гаврилов,
кандидат педагогических наук
С.Н. Махина,
доктор юридических наук, доцент
Е.Ю. Покаместова,
кандидат юридических наук
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
Под информацией в соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» понимается совокупность предназначенных для передачи формализованных знаний и сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [1].
Среди признаков, характеризующих информацию как специфический нематериальный предмет правового регулирования, выделяются:
- идеальность (опосредуется в результате действий субъектов правоотношений либо после фиксации на материальном носителе как объект правоотношений);
- неисчерпаемость (возможность использования неограниченным числом субъектов неограниченное количество раз, в т. ч. из разных мест и одновременно);
- нелинейность (отсутствие прямой зависимости между количественными и качественными характеристиками информации);
- системность (информация существует всегда в определенной организационной форме);
- обособленность (как объект правоотношений информация всегда обособляется от субъекта этих правоотношений) [2].
Названный выше Федеральный закон подразделяет информацию на общедоступную (массовую) и информацию с ограниченным доступом. Последняя по условиям ее правового режима делится на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
Конфиденциальная информация — это известная илфи доверенная ограниченному кругу лиц информация, не составляющая государственную тайну, которая может быть представлена в нематериальной форме или на физических носителях и имеет реальную или потенциальную духовно-нравственную либо иную общественно значимую ценность.
Режим обеспечения конфиденциальной информации несовершеннолетних должен представлять собой разумный компромисс между правом каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию и правом на неприкосновенность частной жизни и другими интересами несовершеннолет-
них. Он имеет свой особый объект регулирования — общественные отношения, связанные с получением, хранением, использованием, уничтожением информации, необходимость сохранения в тайне которой обусловлена соблюдением прав и свобод несовершеннолетнего.
Круг информации несовершеннолетних, которую законодатель в силу каких-либо причин оберегает от широкой огласки, охватывает разнородные общественные отношения в процессе жизни и воспитания ребенка в семье, в школе, в досуговых группах, с представителями государственных органов и общественных организаций.
Анализ действующих отечественных нормативных правовых актов показывает, что в настоящее время различные аспекты конфиденциальной информации несовершеннолетних регулируют более 60 различных документов. Данные нормативные правовые акты ограничены той областью правоотношений, из которой вытекает необходимость охраны той или иной конфиденциальной информации. Так, например, вопросам тайны усыновления посвящены положения ст. 139 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 155 Уголовного кодекса Российской Федерации; врачебную тайну регламентируют нормы, закрепленные в п. 6 ч. 1 ст. 30, ст.ст. 31, 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-I от 22 июля 1993 г. [3], ст.ст. 8, 9 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [4]; тайна исповеди регламентирована
ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [5], п. 11 ч. 1 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации; тайне сведений, ставших известными работнику органа ЗАГС, посвещены ст. 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» [6]; адво-
катская тайна регламентирована в ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [7] и ст. 51 Уголовно-
процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем сказать, что правовое обеспечение защиты тайны ребенка удовлетворяет по-
требностям современного общества, пока нельзя. Далеко не вся конфиденциальная информация попадает в сферу правового регулирования, многие сформулированные в законодательстве положения размыты и вступают в противоречие с гарантированными законом правами граждан, общества и государства на доступ к информации.
Для научного познания и совершенствования правовой регламентации защиты конфиденциальной информации несовершеннолетних представляет интерес определение видов конфиденциальной информации несовершеннолетних по различным основаниям.
В специальной литературе существует целый ряд различных классификаций конфиденциальной информации [8].
По способу обработки конфиденциальная информация подразделяется на ручную, механическую и автоматизированную.
По форме организации ресурсов выделяют традиционные и автоматизированные виды конфиденциальной информации.
По видам носителя конфиденциальная информация может быть представлена на бумаге, на машинном носителе, в электронных сетях и др.
По видам прав собственности конфиденциальную информацию подразделяют на государственную, муниципальную и частную [9].
Конфиденциальную информацию можно разграничить по форме извлечения из нее пользы правообладателем:
1) скрываемая информация, которую правообладатель использует сам по прямому назначению;
2) информация, которая скрывается правообладателем для того, чтобы ее не использовали по прямому назначению заинтересованные лица;
3) информация комбинированного характера, которая используется правообладателем с целью получения прямой пользы и утаивается им с целью получения косвенной пользы в связи с тем, что ее больше никто не использует («ноу-хау») [10].
По степени важности информация может иметь:
1) незначительную (обычную) ценность,
2) значительную ситуативную (условную) ценность (при информационном дефиците),
3) значительную содержательную ценность.
Конфиденциальную информацию можно подразделить на первичную, доверенную и производную информацию.
Особенностью доверенной конфиденциальной информации является то, что истинным ее владельцем является первоисточник (доверитель). Поверенное же лицо одновременно является и обладателем доверенных данных, и владельцем производной информации, которая была им получена на основе анализа доверенной.
Обеспечение режима охраны доверенной информации необходимо в случаях, когда: а) имеет место накопление большого массива частной информации в одних руках (базы данных
компаний мобильной телефонной связи); б) такие сведения вынужденно доверяются представителям какой-либо профессии (медики, банковские работники).
Информация о состоянии здоровья, финансовом благополучии, подробностях наследственных отношений несовершеннолетнего является сутью тайны его частной жизни, на которую распространяется режим индивидуальной защиты. Та же информация, находящаяся в руках поверенного, относится к тайнам с законодательно установленным режимом защиты. Причем поверенный не должен одинаково распоряжаться и доверенной ему информацией, и сведениями, выработанными им на основе последней. Режим доверенной информации должен быть значительно строже. Эти сведения должны быть предоставлены только компетентным органам в случае, если эта информация проливает свет на совершенное преступление или если она необходима для обеспечения общественной безопасности.
Производная информация, полученная в результате анализа доверенных сведений (массива доверенных сведений), должна защищаться поверенными лицами (организациями) до тех пор, пока абстрактность анализа позволяет идентифицировать лицо, доверившее эти сведения [11].
Однако наиболее значимой является классификация конфиденциальной информации в зависимости от возможности доступа к ней со стороны непосвященных лиц. По этому основанию конфиденциальные данные подразделяются на три категории:
- конфиденциальная информация со свободным доступом (обычные данные) — их сбор, обработка, использование и передача возможны без специального разрешения в порядке, установленном национальным законодательством;
- конфиденциальная информация, доступ к которой ограничен (чувствительные к распространению сведения) — ее сбор, обработка, использование и передача требуют особых мер защиты и безопасности, специально установленных законом;
- конфиденциальная информация с закрытым доступом (особо чувствительные к распространению сведения) — ее сбор, обработка, использование и передача либо вообще запрещены законом, либо разрешены только в исключительных случаях с использованием специальных мер защиты и безопасности [12].
Общепризнанными видами «чувствительных» конфиденциальных сведений являются сведения о банковских вкладах и иные сведения о финансовом состоянии, данные об образовании и трудовой деятельности (как правило, только данные, содержащие оценку способностей и трудовых качеств индивида), криминальном прошлом (данные о вынесенных и исполненных пригово-
рах по уголовным делам), данные о состоянии здоровья пациента, перенесенных им болезнях, сведения в сфере налогового дела и т. д.
К категории «особо чувствительных» конфиденциальных данных, подлежащих особой защите, как правило, относят данные о расовом и этническом происхождении, религиозных верованиях, политических убеждениях, особенностях сексуального поведения и др. [13]
Значение данной классификации заключается в том, что она позволяет уяснить правовое положение информации о частной жизни, а также указывает на возможность законного доступа к ней.
С точки зрения организации защиты конфиденциальной информации, определения пределов вмешательства и круга посвященных субъектов, представляет практический интерес классификация в зависимости от возможности допуска к информации с ограниченным доступом [14]:
1. Тайны с режимом абсолютного запрета на вмешательство, принудительное вмешательство в которые на законных основаниях недопустимо. В отношении этих сведений законом не предусматривается возможность требования от их владельцев (обладателей) допуска к этой информации. Эти тайны не должны оглашаться даже в суде, если на то не будет разрешения их владельца или обладателя (тайны исповеди, голосования, усыновления, адвокатская и донорская тайны).
2. Тайны с законодательно установленным режимом ограниченного допуска и распространения, доступ к которым возможен, но строго регламентирован. Режим этого типа тайн определен законодателем: в федеральных законах закреплены права их владельцев, обладателей, их обязанности, предусмотрен порядок предоставления этой информации третьим лицам. Для посвящения в нее необходимо преодолеть законодательно установленные рубежи защиты (государственная, коммерческая, налоговая, банковская, нотариальная, медицинская, следственная, служебная тайны, тайна страхования).
3. Тайны с режимом индивидуальной защиты, степень открытости которых решается физическим лицом (правообладателем) индивидуально. Эти тайны защищены от широкой огласки, но передача такой информации не требует исполнения особых процедур и часто является обязанностью участников (личная и семейная тайны, тайны дневников и личных записей, тайна жилища).
По кругу лиц, обязанных обеспечить сохранность, можно выделить следующие виды конфиденциальной информации несовершеннолетних:
1) персональные данные несовершеннолетних, обязанность о неразглашении которых возложена на неограниченный круг лиц (сведения о личности, фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни несовершеннолетних, тайна усыновления, тайна жилища, тайна переписки, теле-
фонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений);
2) служебная тайна в отношении несовершеннолетних, обеспечиваемая должностными лицами органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов ЗАГСа, налоговых органов, органов следствия и дознания, прокуратуры и суда;
3) конфиденциальная информация несовершеннолетних, связанная с профессиональной деятельностью лиц определенных профессий (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна исповеди, банковская тайна, тайна страхования).
Предложенная классификация, как нам представляется, позволяет выделить совокупность тождественных, обладающих сходными признаками сведений в отдельную группу в целях установления единого режима правовой охраны конфиденциальной информации несовершеннолетних.
ЛИТЕРАТУРА
1. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — №8. — Ст. 609.
2. Зиновьев Э. К. Охрана права информационной собственности (теоретико-прикладной аспект): ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук / Эдуард Константинович Зиновьев. — СПб., 2003. — С. 3.
3.Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 33. — Ст. 1318.
4. Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 33. — Ст. 1913.
5. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 39. — Ст. 4465.
6.Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 47. — Ст. 5340.
7. Российская газета. — 2002. — 5 июня.
8.Фатьянов А.А. Тайна и право (основные системы ограничения на доступ к информации в российском праве): монография / А.А. Фатьянов.
— М.: МИФИ, 1999.
9. Снытников А. А. Обеспечение и защита права на информацию / А.А. Снытников, Л.В. Туманова. — М., 2001. — С. 21.
10. Бондарь И.В. Тайна по российскому законодательству (проблемы теории и практики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Илья Владимирович Бондарь. — Нижний Новгород, 2004. — С. 5.
11. Бондарь И.В. Указ. соч. — С. 10.
12. Личные тайны ребенка: учебное пособие.
— Воронеж: ВИ МВД России, 2001. — С. 15.
13. Иванский В.П. Правовая защита информации о частной жизни граждан: опыт современного правового регулирования / В.П. Иванский.
— М., 1999. — С. 13 — 14.
14. Бондарь И.В. Указ. соч. — С. 5.