К. А. Занин
ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ В ОРГАНАХ РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ГРАЖДАН ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА И МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ
В нашей стране проблемы защиты прав лич -ности при работе с информацией о гражданах (персональными данными) до последнего времени не считались актуальными. Изменение концептуальных подходов ко многим явлениям жизни нашего общества коснулось и охраны прав граждан, в том числе защиты личности от несанкционированного сбора персональных дан -ных, от злоупотреблений, возможных при сборе, обработке и распространении информации персонального характера.
Конституция устанавливает в качестве обязательного условия сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица согласие этого лица. Конституционная норма не связывает защиту информации о частной жизни с гражданством лица, поэтому можно сделать вывод, что на территории Российской Федерации такая защита предоставляется любому человеку независимо от того, является он гражданином Российской Федерации или нет.
Норма Конституции сформулирована широко, что обязывает всех соблюдать установленный порядок сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни ли -ца. Эта обязанность распространяется не только на государственные органы власти и управления, на государственные предприятия и организации, но и на коммерческие и общественные организа -ции и предприятия, а также на граждан.
Часть 1 ст. 24 устанавливает общее правило, из которого существуют исключения, закрепленные в соответствующих законодательных актах Так, не требуется согласие лица на сбор, хранение, использование и распространение сведений о нем при проведении следствия, дознания, оперативнорозыскных мероприятий [1]. Порядок работы правоохранительных органов с информацией персонального характера регулируется процессуальным, а прежде всего уголовно-процессуальным законодательством. Указанные органы не вправе выходить за рамки закона. В случае нарушения конституционного права личности на соблюдение порядка сбора, хранения, использования и рас-
пространения информации персонального характера заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой в судебные органы.
Конституционное положение о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица является одной из гарантий закрепленного в ст. 23 Конституции права на неприкосновенность частной жизни. Оно призвано защитить частную жизнь, личную и семейную тайну от какого бы то ни было проникновения в нее со стороны как государственных органов, органов местного самоуправления, так и негосударственных предприятий , учреждений, организаций, а также отдельных граждан.
Информатизация социальной, политической, экономической, военной и других сфер деятель -ности личности, общества и государства, бурное развитие новых информационных технологий сопровождаются существенным ростом посягательств на информацию ограниченного доступа (конфиденциальную информацию) со стороны преступных элементов и граждан, не имеющих доступ к такой информации. Из-за неразвитости существующей информационно-правовой системы в настоящее время остро стоит проблема защиты информационных прав граждан нашей страны. Во Всеобщей декларации прав человека говорится, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться та -ким ограничениям, которые установлены зако -ном исключительно в целях обеспечения долж -ного признания прав и свобод других и удовле -творения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» [2]. По нашему
мнению, данное положение в совокупности с другими нормативными правовыми актами ис-ключает любые нарушения права, но в действи -тельности все выглядит по-иному, так как правовые акты в этой области, даже не противоречащие Конституции и принятые в соответствии с ней, часто носят декларативный характер и на практике не действуют [3].
Запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица приобретает особое значение в связи с созданием информационных систем на основе использования средств вычислительной техники и связи, позволяющих накапливать и определенным образом обрабатывать значительные объемы информации в работе правоохранительных органов.
Социальное управление немыслимо без соответствующей информации. Информация служит не только средством познания и отображения процессов и явлений, но и средством любых преобразований, упорядочения общественных отношений. Правоохранительная деятельность, яв -ляясь сложным общественным феноменом, также не может обойтись без информационного обеспечения [4].
В ФЗ РФ «О персональных данных», приня-том 27 июля 2006 года, к персональным данным законодатель относит любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, дохэды и другую информацию [5].
В соответствии с рассматриваемым Законом оператором персональных данных (в тексте Закона - оператором) признается государственный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.
В смысле этой дефиниции МВД России в це -лом, и каждый орган регистрационного учета в отдельности, является оператором персональных данных.
Так, одним из операторов сведений о гражда -нах в органах внутренних дел является Феде -ральная миграционная служба, которая осуществляет регистрационный учет граждан по месту жительства и пребывания, которая в соответствии с Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы" подведомственна Министерству внутренних дел Российской Федерации [6].
Сведения о зарегистрированных гражданах
— это масса информации, которая четко перерабатывается, хранится и отслеживается регистри -рующими органами.
Институт регистрации предусматривает веде -ние специальных учетов, включающих в себя сведения о проживающих (фамилия, имя отчество, дата и место рождения, семейное положение), изменивших место жительства либо выбывших по иной причине гражданах, сведения о лицах, освободившихся из мест лишения свободы и имеющих судимость, и другие сведения. В соответствии с Федеральным законом «О персональ-
ных данных» эта информация будет являться персональными данными.
Информация о регистрации граждан, как по месту пребывания, так и по месту жительства, имеет большое значение при расследовании преступлений, поскольку позволяет органам внутренних дел, прокуратуре отслеживать место на -хождения преступников, обеспечивать их поиск и, соответственно, предотвращать совершение преступлений и правонарушений, защищая тем самым права законопослушных граждан. Также наличие информации о зарегистрированных гражданах позволяет отслеживать процессы внутренней миграции граждан России на территории государства.
Регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства наиболее полно и последовательно должен отвечать требованиям обеспечения прав и свобод граждан в сфере государственного управления, который носит не только разрешительный, но и, на наш взгляд, информационный характер.
Поскольку регистрационный учет носит ин -формационный характер, то должен выделяться и информационно-правовой статус гражданина в данном правоотношении.
В этих правоотношениях, как и в любой другой сфере, необходимо выделить права и обязанности.
Среди основных информационных прав граждан при осуществлении их регистрационного учета можно выделить следующие группы:
1) право на неприкосновенность частной жизни (основными объектами этого права вы -ступают частная и семейная жизнь, честь, досто -инство и доброе имя, частная корреспонденция);
2) право на доступ к информации, включающее в себя право искать и получать информацию любым законным способом (здесь основным объектом права выступает любая открытая ин -формация, доступ к которой не ограничен зако -нодательством Российской Федерации, например справки в адресно-справочном бюро);
3) право на свободное распространение информации любым законным способом (частным случаем реализации этого права служит право на обращение граждан в Федеральную миграционную службу для постановки на учет или для сня -тия с него);
4) право на защиту в установленном законодательством порядке нарушенных прав (привле -чение лиц, виновных в нарушении прав и закон -ных интересов гражданина, к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности).
Как уже было определено, информационноправовой статус гражданина включает не только права, но и обязанности, которыми в данной сфере будут являться следующие:
1) обязанность предоставлять информацию (частным случаем будет являться постановка
гражданина на учет по месту пребывания по случаю его приезда);
2) обязанность соблюдать запрет на произ-водство и применение вредной информации, где основным объектом права для отношений в дан -ной области является ложная информация, например, использование поддельного паспорта.
Поскольку оператором персональных данных в сфере регистрационного учета граждан будет являться Федеральная миграционная служба, то непосредственным оператором данных сведений будет сотрудник Федеральной миграционной службы, уполномоченный на осуществление данной деятельности.
По своей сути, информационно-правовой статус сотрудников органов регистрационного учета по месту жительства и пребывания несколько схэж с правовым статусом гражданина. Однако, на наш взгляд, к правам сотрудника Федераль-ной миграционной службы следует еще отнести:
1) право на установление необхэдимых ограничений для граждан;
2) право на установление порядка предостав -ления информации гражданину;
3) право на защиту от вредной информации (здесь основным объектом права является ин -формация, на распространение которой установлен правовой запрет в силу вреда, наносимого ее распространением правам и законным интересам гражданина).
Среди обязанностей можно выделить:
1) обязанность предоставлять информацию будет носить иной характер, в отличие от такой обязанности гражданина. Так, здесь будет предоставляться информация по запросу правоохранительных органов, то есть это информация подлежит ограничению по доступу (персональные данные);
2) обязанность сохранять режим тайны в отношении полученной на законных основаниях информации с ограниченным доступом, когда основными объектами права для данной области являются персональные данные;
3) обязанность соблюдать запрет на распространение вредной информации, где объектом будет являться информация, содержащая посяга -тельства на честь, доброе имя и деловую репута -цию граждан;
4) обеспечивать необходимый уровень защи -ты информации, циркулирующей в данной сфере в соответствии с законодательством РФ.
Определив, что информация, содержащаяся в органах регистрационного учета по месту жи-тельства и пребывания, относится к персональ-ным данным, а также информационно-правовой статус гражданина и сотрудника, осуществляю -щего данный учет, необходимо определить правовой режим данной информации.
Так, сведения о фактах, событиях и обстоя -тельствах частной жизни гражданина, позво -ляющие идентифицировать его личность (персо-
нальные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федераль -ными законами случаях, будут носить конфиденциальный характер.
Как справедливо считает Лопатин В.Н., во -первых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов, подве -домственных им предприятий, учреждений и организаций , ограничения на распространение которых установлены законом или диктуются слу -жебной необждимостью. В Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. в Перечне сведений конфиденциального характера под служебной тайной понимаются служебные сведения, доступ к кото -рым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами. Во -вторых, к служебной тайне могут быть отнесены сведения, являющиеся конфиденциальной информацией других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов и органов местного самоуправления в силу исполнения ими служебных обязанностей.
В связи с этим Лопатин В.Н. дает следующее определение служебной тайны: это защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости [7].
Так, в нашем случае, персональные данные в регистрационной деятельности граждан по месту пребывания и месту жительства вполне могут относиться к режиму служебной тайны.
Таким образом, защиту персональных данных граждан необходимо рассматривать в следую -щих аспектах:
- когда сотрудники регистрационного учета сами выступают субъектами правонарушения в связи с совершением ими противоправного дея -ния с информацией, которая содержит служебную тайну, полученную в ходе выполнения должностных полномочий;
- когда сотрудники регистрационного учета обязаны принимать правовые меры для пресечения противоправного деяния с содержащей служебную тайну информацией, полученной лицом, имеющим к ней доступ на законном основании.
Существует ряд проблем регистрации по месту жительства и месту пребывания информационно-правового характера.
Одной из таких, на наш взгляд, является множественность держателей массивов персональных данных в регистрационном учете граждан по месту жительства и месту пребывания. Такие сведения содержатся не только в органах
регистрационного учета, но и в адресносправочных бюро, в связи с чем, на наш взгляд, осложняют защиту данных, поскольку весьма облегчают их возможное неправомерное использование. Соответственно, законом должен быть определен комплекс гарантий для субъектов персональных данных в отношении их защиты.
Органы, ответственные за постановку на учет граждан, должны постоянно обмениваться информацией во избежание дублирования одной и той же информации. Из-за отсутствия четкой согласованности между регистрирующими органами достаточно часто происходит сбой в системе регистрационного учета. Для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства необходимо его заявление и отрывной талон, по которому регистрационные органы посылают его по старому месту жительства, после чего гражданина снимают с учета по старому месту жительства. Однако процесс постановки на регистрационный учет занимает, как правило, не менее месяца и с регистрационного учета старого места жительства будут снимать еще больше, пока не дойдет информация о регистрации по новому месту жительства. В связи с этим возникают следующие проблемы: нахэждение
гражданина на учете в двух местах и нарушение права других граждан — плата за квартиру, ком -мунальные услуги и т.д. Для решения этой проблемы необхэдимо создание единой информационной базы зарегистрированных граждан, доступ к которой будет строго ограничен. Таким образом, будут решены сразу две проблемы:
1) наличие единой организации информационной базы зарегистрированных граждан, в связи с чем будет строго ограничен доступ, и ее защита будет осуществляться на достаточно высоком уровне с последующей ее технической защитой, что будет отличать ее от существующей систе-мы. Поскольку информация, содержащаяся в отрывном талоне, как описывалось выше, нередко вообще не дождит до адресата, то возникает угроза доступа к такой информации;
2) не возникнет проблем «двойного» учета, в связи с чем не будут нарушаться права граждан.
К сожалению, единая информационно -вычислительная система органов внутренних дел еще не создана, отсутствуют правовые нормы, регулирующие вопросы создания и использования информационных банков данных о гражданам охраны конфиденциальной информации о личности.
Отдельные информационно-поисковые системы работают в автономном режиме, отсутству -ет возможность непосредственного доступа пользователей к массивам интересующей их ин -формации, производительность применяемых систем не позволяет обрабатывать большие объемы информации.
В настоящее время существуют предпосылки для создания информационной базы: все большее число органов регистрационного учета гра-
ждан обеспечиваются современной электронновычислительной техникой, ГУВД, УВД некото -рых краев, областей, городов создают собствен -ные автоматизированные банки данных, вклю -чающие в себя различную информацию, касающуюся вопросов регистрационного учета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации: при -нята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. — М., 2004.
2. Всеобщая декларация прав человека // Международное право в документах / сост. Н.Г. Блатова. — М.,1982. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская га -зета. — 1998. — 10 декабря.
3. Бутылин В.Н. Правовые отношения в сфере информации / В.Н. Бутылин, Ю.А. Фисун // Всеобщая Декларация прав человека: проблемы совершенствования российского законодательства и практики его применения. — М., 2000. — С.92.
4. Сасыков Т .П. Административная деятель -ность органов внутренних дел: проблемы теории и практики / Т. П. Сасыков. — М., 2003. — С. 103.
5. О персональных данных: федеральный за -кон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // СЗ РФ. — 2006. — № 31 (ч. 1). — Ст. 3451.
6. Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 // СЗ РФ. — 1997. — № 10. — Ст. 1127.
7. Лопатин В.Н. Правовая охрана и защита служебной тайны / В. Н. Лопатин // Государство и право. — М., 2000. — С.85 — 91.