DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-01.06
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
PERFECTION OF THE ECONOMIC MECHANISM OF INVESTMENT ACTIVITY
OF THE REGION
Цвырко А.А., кандидат экономических наук Tsvyrko A.A., Candidate of Economic Sciences Среднерусский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, Орёл, Россия
Central Russian Management Institute, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russia, Orel City, Russia E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы региональной инвестиционной деятельности, дается оценка инвестиционной привлекательности экономики Орловской области для инвесторов. Приведена динамика инвестиции в основной капитал в Орловской области по видам экономической деятельности. Дается анализ инвестиции в основной капитал по источникам финансирования. Предложены рекомендации по совершенствованию экономического механизма инвестиционной деятельности.
ABSTRACT
In article questions of regional investment activity are considered, an assessment of investment appeal of economy of the Oryol region for investors is given. Dynamics of investment into fixed capital is given in the Oryol region by types of economic activity. The analysis of investment into fixed capital on financing sources is given. Recommendations about improvement of the economic mechanism of investment activity are offered.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Инвестиции, экономика, инвестиционная деятельность, регион, эффективность. KEY WORDS
Investments, economics, investment activity, region, efficiency.
Чтобы захватить нишу в конкурентном пространстве экономическому субъекту необходимо стабильное развитие, мобильность на современном рынке товаров и услуг. Для постоянного развития необходимы постоянные инвестиции для достижения максимального положительного эффекта. Хозяйствующему субъекту нужно постоянно контролировать свою инвестиционную привлекательность, так как потенциальные инвесторы, прежде всего, оценивают финансово-хозяйственные показатели деятельности за несколько лет, изучают действующую систему финансирования инвестиционных процессов, выявление их негативных моментов и возможных путей их устранения с целью активизации инвестиционной деятельности.
Инвестиции являются одним из определяющих факторов развития государственной и региональной экономики России, в связи с чем возникает проблема поиска инвестиционного механизма, способного обеспечить мощные притоки отечественного и иностранного капитала.
Работа по привлечению инвестиций в экономику регионов считается приоритетной, но не всегда идёт успешно. Зачастую происходит отставание инвестиционных решений от возникающих в регионе потребностях во вложениях, необходимых для решения управленческих задач в условиях нестабильного экономического положения. Экономическая система региона будет устойчивой в
долгосрочном периоде при достаточной гибкости управления и скоординированности стратегий развития региона [11, с. 145].
Регулирование инвестиционных процессов с целью повышения инвестиционной привлекательности региона является основной целью управления инвестиционной деятельностью. Под региональной инвестиционной политикой понимают совокупность мер, направленную на привлечение капитала и использование его в интересах населения региона и отдельных инвесторов и осуществляемых на уровне территориального образования.
К ведущим видам экономической деятельности в Орловской области относятся сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь, торговля.
Как любой «несырьевой» регион, Орловская область длительное время являлась малоинтересной для инвесторов. Поэтому перед региональными властями на протяжении десятилетий остро стояла проблема обеспечения условий для устойчивого развития экономики области и создания максимально благоприятного инвестиционного климата.
Динамика инвестиций (в том числе и в сопоставимой оценке) позволяет говорить о росте инвестиционной привлекательности нашего региона. Даже в условиях сложной внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации, неблагоприятных для российской экономики тенденциях на нефтяном и финансовых рынках Орловская область демонстрирует относительно устойчивое развитие. Среди многообразия видов инвестиций наиболее перспективными являются инвестиции в основной капитал (таблица 1).
Таблица 1 - Инвестиции в основной капитал Орловской области по видам экономической деятельности в фактически действовавших ценах, млн. рублей
Вид экономической деятельности 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2271,4 2832,0 4128,7 3842,7 3787,1 4020,3
Рыболовство, рыбоводство 0,2 1,1 0,4 1,6 0,0 0,4
Добыча полезных ископаемых 87,1 2,5 - 5,5 39,5 3,3
Обрабатывающие производства 1630,6 3371,6 3361,7 3729,1 5312,1 4177,8
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 859,9 1852,5 1442,5 1287,0 1587,2 1450,8
Строительство 111,2 282,3 286,1 235,7 292,1 131,8
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1513,1 702,2 1486,2 1076,8 1399,0 3520,4
Гостиницы и рестораны 14,9 1040,0 495,7 4,6 7,4 153,6
Транспорт и связь 961,1 5125,0 3734,0 3905,7 2591,9 4375,7
Финансовая деятельность 275,1 317,8 450,1 329,7 179,8 86,0
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2548,7 3326,0 3196,6 3666,2 4101,8 4016,3
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 645,2 1035,8 923,5 1029,2 740,2 575,6
Образование 500,3 765,8 1180,6 1336,9 1161,1 1210,4
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 947,7 661,9 2086,5 2038,6 609,0 917,5
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 252,0 425,5 544,4 1238,6 1198,7 2209,2
Всего в экономике 12618,5 21742,0 23317,0 23727,9 23006,9 26849,1
Наиболее инвестиционно привлекательными в регионе для инвесторов являются: транспорт и связь; обрабатывающие производства; операции с недвижимым имуществом; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; оптовая и розничная торговля.
Структура инвестиций в основной капитал области по видам экономической деятельности за рассматриваемый период была не стабильна. Так, если в 2010 году 20,2% (первое место) приходилось на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг то уже в 2011г. данная статья занимала в структуре только 15,3% (уже третье место). Еще большие изменения в структуре инвестиций в основной капитал области по видам экономической деятельности произошли за период с 2013 по 2015 годы (рисунок 1).
12013г.
12014г.
12015г.
25
20
15
10
,чР ^ ¿ь49
/ / У У ,</ </ / у У / у
/// *////// ** ^ .у ✓
^ /
у
£
Б!
/
«Г
Рисунок 1 - Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности
за 2013-2015гг. в Орловской области.
Анализ структуры инвестиционных источников в Орловской области (согласно таблице 2) показывает, что их структура достаточно стабильна: около 60% - это привлечённые средства, порядка 40% - собственные. Только в 2011 и 2015 гг. доля собственных средств, направленных на приобретение основных фондов превышала долю привлеченных средств.
Таблица 2 - Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в Орловской области в фактически действовавших ценах, млн. рублей
5
0
п/п 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Инвестиции в основной капитал - всего 12618,5 21742,0 23317,0 23727,9 23006,9 26849,1
в том числе по источникам финанси рования:
Собственные средства 5324,3 10934,3 11209,7 10037,2 9358,0 14278,6
Привлеченные средства 7294,2 10807,7 12107,3 13690,7 13648,9 12570,5
из них:
кредиты банков 2049,5 3555,3 3349,3 3372,6 4689,3 2939,9
заемные средства других организаций 504,2 371,3 447,2 624,2 810,8 807,6
инвестиции из-за рубежа 1,4 - 2,4
бюджетные средства 2314,1 3220,6 5279,7 6204,0 3943,5 4644,8
в том числе:
федерального бюджета 1460,3 1928,7 3533,7 3859,6 2698,2 3054,3
бюджета субъекта РФ 701,6 1028,9 1434,5 1910,2 986,9 1367,9
средства местных бюджетов 152,2 263,0 311,5 434,2 258,4 222,6
средства внебюджетных фондов 37,4 47,6 67,7 89,8 147,6 58,3
средства организаций и населения на долевое строительство 2575,3 2916,7 3389,4 3402,9
из них средства населения 2441,0 2606,4 2965,3 2380,6
прочие средства 2389,0 3612,9 388,1 482,0 668,3 714,6
В целом по стране с 2014 года наблюдается отток иностранных инвестиций в российскую экономику. Это вызвано введением экономических антироссийских санкций, связанных с событиями на Украине и в Крыму, ухода с отечественного рынка крупных зарубежных компаний, падением мировых цен на нефть, низким курсом рубля, ухудшением международных отношений, ростом инфляции, уменьшением реальных доходов населения.
Обращает на себя внимание, что инвестиции из-за рубежа в Орловской области составляют весьма незначительную долю среди источников финансирования. Иностранных инвесторов отпугивают негативные ожидания развития региональной экономики, падение спроса и тотальная неопределенность.
В настоящее время на территории Орловской области в реализации инвестиционных проектов принимают участие как российские, так и зарубежные компании. В регионе зарегистрировано 176 хозяйствующих субъектов с участием иностранного капитала. Анализ статистических данных показал, что в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Орловской области четкой тенденции сочетания собственных и заемных средств не прослеживается (рисунок 2).
■ Собственные средства ■ Привлеченные средства
2013г. 2014г. 2015г.
Рисунок 2 - Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования
за 2013-2015 гг. в Орловской области
Следует заметить, что привлечение в Орловскую область масштабных и долгосрочных иностранных инвестиций - это возможность выйти на качественно новый уровень экономического развития. Возможные крупные иностранные вложения в инновационные и инфраструктурные проекты позволят увеличить объем валового регионального продукта, значительно пополнить местные бюджеты, и, следовательно, создать новые рабочие места и повысить уровень жизни населения области.
В области продолжаются целенаправленные действия по привлечению инвесторов и улучшению инвестиционного климата. Активизация инвестиционной деятельности, эффективное размещение производств в Орловской области обеспечивается созданием и развитием региональной инвестиционной инфраструктуры, включающей в себя логистические центры, промышленные и индустриальные парки, инвестиционные площадки с необходимыми инженерными, транспортными, энергетическими ресурсами. Однако при неразвитости механизмов управления инвестиционными процессами взаимодействие участников инвестиционных программ затруднено, и сами программы фактически стали разновидностью дополнительного финансирования выполняемых исполнительными органами государственной власти Орловской области текущих функций.
При разработке региональной инвестиционной политики важно предусмотреть оптимальное распределение доходных и расходных полномочий, а также их
финансового обеспечения между бюджетами области и муниципальных образований [9, с. 43]
Это особенно актуально для малых городов Орловщины в силу недостаточного уровня их социально-экономического потенциала, невысоких темпов роста экономики как главной базы формирования регионального и муниципальных бюджетов.
Но, несмотря на ряд факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность в Орловской области (недостаточно развитую инфраструктуру, несогласованность взаимодействия власти и бизнеса, несовершенство нормативно-правовой базы и т.д.) можно сказать: Орловская область перспективна с точки зрения инвестиций.
До 2024 года область участвует в специальной программе развития, инициированной государством. Под пристальным вниманием находятся такие сферы, как машиностроение, металлообработка, пищевая и перерабатывающая промышленность, приборостроение. Есть множество предложений от инвесторов, которые хотят поддерживать и развивать эти сферы.
Во многом перспективы региона определяет количество молодых специалистов и студентов. Это лишний раз доказывает, что при развитии той или иной отрасли всегда можно будет найти квалифицированных работников [8; 10].
С более подробным анализом инвестиционных перспектив в Орловской области можно ознакомиться на официальном сайте «Инвестиционный портал Орловской области». На сайте пользователям доступны различные данные, статистика, последние новости, проекты и многое другое. Региональные власти большое внимание на протяжении десятилетий уделяли вопросам эффективной инвестиционной политики. Принят ряд конкретных мер для создания максимально благоприятного инвестиционного климата и роста деловой активности хозяйствующих субъектов (так в частности, 26 февраля 2016 года Правительство Орловской области утвердило Инвестиционную стратегию Орловской области «Открытый Орел» на период до 2020 года).
Одним из эффективных способов создания благоприятного инвестиционного климата и реализации инвестиционной стратегии в Орловской области является развитие уже созданных и создание новых Индустриальных парков: «Зелёная роща», «Орел», «Ливенский».
Для реализации инвестиционной политики Орловской области региональным властям следует обратить внимание на реализацию основных элементов государственной поддержки инвестиционной деятельности: на организационное и правовое сопровождение инвестиционных проектов по принципу «единого окна»; на обеспечение производственных площадок объектами инфраструктуры на территории муниципальных образований; на предоставление государственных гарантий Орловской области; на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов; на налоговые преференции.
В качестве перспективных направлений сотрудничества потенциальных инвесторов с нашим регионом следует рассматривать: логистический кластер, девелопмент; фармацевтическую промышленность; приборостроение и электронику; пищевую и перерабатывающую промышленность; производство строительных материалов.
Необходимо направить внимание властей на реализацию инвестиционных предложений, заявленных на Инвестиционном портале Орловской области: организация на территории Орловской области современного предприятия, специализирующегося на выращивании овощей в закрытом грунте; организация на территории Орловской области регионального оптово-розничного, торгово-складского и перерабатывающего комплекса; модернизация лифтового хозяйства; комплексная застройка территорий, включая снос ветхого и аварийного жилья; модернизация системы водоотведения и очистки сточных вод; строительство комплексов крупного рогатого скота на 1200 голов; создание птицеводческого комплекса по производству пищевого куриного яйца; строительство в Орловской области завода по глубокой
переработке зерна; строительство в Орловской области сахарного завода мощностью 12 тыс. тонн переработки сахарной свеклы в сутки.
Следует не упускать из виду инвестирование в туристический бизнес. О туризме, как перспективной отрасли экономики сейчас говорят на всех уровнях власти.
Однако, по результатам проводимого Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» второй год подряд исследование, посвященное туристической привлекательности регионов РФ, показало, что Орловская область заняла 75 место из 85 субъектов (по сравнению с рейтингом 2015 регион опустился на 6 строчек). Это худший результат среди регионов ЦФО.
В 2016 году в области активизировали процессы привлечения инвестиций в туристический бизнес. Для повышения привлекательности туристического бизнеса можно разработать инвестиционные предложения по развитию туристичеких маршрутов по городам Орлу и Болхову, в музей-заповедник И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново, в национальный парк «Орловское полесье».
Инвестиционная привлекательность региона лишь отчасти обусловлена экономическими расчетами потенциального инвестора. В современном мире, перегруженном информацией, поведение предпринимателей, желающих инвестировать средства в конкретный регион, все больше основывается не на рациональных, объективных мотивах, а на впечатлениях, мнениях, стереотипах.
Результатом проведения целенаправленной инвестиционной политики является относительная стабильность объемов финансовых и нефинансовых вложений, повышение инвестиционной активности в регионе. Об этом, например, свидетельствуют итоги «Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации». По результатам рейтинга Орловская область вошла в число регионов с комфортными условиями для бизнеса (группа II). В группу вошли 24 региона, включая соседние по ЦФО регионы: Тульская, Курская, Московская, Воронежская области.
Таким образом, для улучшения инвестиционного климата Орловской области региональным властям необходимо разработать и последовательно реализовывать комплекс мероприятий, позволяющий максимально оперативно устранять административные барьеры и методические проблемы, возникающие у предпринимателей, оказывать консультационную помощь при взаимодействии с различными государственными структурами, инфраструктурными компаниями. Необходимо продвигать в целях рекламы инвестиционного потенциала области ежегодные публикации в печатных средствах массовой информации, издавать рекламную продукцию, позиционирующую положительный имидж региона, в том числе на основе применения передовых информационных технологий, активно использовать возможности информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: ФЗ от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ (ред. от 24.07.2007 г.) // Доступ из информационно-правовой системы «Гарант». - С. 1-23.
2. О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области: закон Орловской области №1851-ОЗ от 05 октября 2015 года // Доступ из информационно-правовой системы «Гарант». - Ст. 1-16.
3. Инвестиционная стратегия Орловской области «Открытый Орёл» на период до 2020 года: распоряжение Правительства Орловской обл. №79-р от 26 февраля 2016 г.
4. Прогноз социально-экономического развития Орловской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов: распоряжение Правительства Орловской обл. №371-р от 15 октября 2015 года.
5. Березнев, С.В. Формирование и оценка инвестиционного потенциала региона: монография/под ред. Т.Ф., Мамзиной, М.К. Начевой, О.Б. Шевелевой - М.: Изд. дом «Экономическая газета», 2012.
6. Инвестиции и инновации в реальном секторе российской экономики: состояние и перспективы: монография / под ред. Е.Б. Тютюкиной - Дашков и К - 2014. - 220 с.
7. Алабугин, А. А. Концепция и принципы управления инвестициями в регионе/А. А. Алабугин, Л. Г. Кочегарова // Известия УрГЭУ.-2013.- №5(49) - С. 87
8. Бабанов, А.В. Классификация факторов, формирующих инвестиционную привлекательность региона // «Экономический журнал». - М.: РГГУ. - 2012. - №4 (28).
9. Крамин, Т.В. Развитие методики управления инвестиционной привлекательностью регионов/Т. В. Крамин, В. А. Леонов//Вестник АГТУ. Сер. Экономика. - 2012. -№1.-С.41-47.
10. Панягина, А.Е. Моделирование инструментария управления инвестиционной деятельностью в регионе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. №3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/03/10902 (дата обращения: 15.01.2017)
11. Полянин, А.В. Основные аспекты взаимовлияния уровня активности инвестиционных процессов в регионе и темпов экономического роста // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №1. С.142-147.
12. Официальный сайт Администрации города Орла / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.orel-adm.ru
13. Официальный сайт «Орловский городской портал»/[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.vorle.ru/
14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/
15. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Орловской области/[Электронный ресурс] // Режим доступа: orel.gks.ru