Научная статья на тему 'Особенности инвестиционного имиджа региона'

Особенности инвестиционного имиджа региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2086
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INVESTMENT IMAGE / INVESTMENT CLIMATE / REGIONAL DEVELOPMENT / TERRITORIAL MARKETING / KALUGA REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерохина Елена Вячеславовна

This article analyzes the concepts of investment image and investment climate in the region. Attention is paid to the role of image in the formation of investment attractiveness of the regions and their competitiveness. The relationship and the relationship between the investment attractiveness and investment activity in the region. Based on international experience of investment management capabilities, the author provides recommendations to improve the image of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности инвестиционного имиджа региона»

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ИМИДЖА РЕГИОНА

Ерохина Елена Вячеславовна,

профессор кафедры экономики и организации производства, доктор экономических наук, доцент

Россия, г. Калуга, ФГБОУ ВО Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), филиал в г. Калуге

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received 7 December 2016 Accepted 15 December 2016 Published 30 December 2016

KEYWORDS

investment image, investment climate, regional development, territorial marketing, Kaluga region.

This article analyzes the concepts of investment image and investment climate in the region. Attention is paid to the role of image in the formation of investment attractiveness of the regions and their competitiveness. The relationship and the relationship between the investment attractiveness and investment activity in the region. Based on international experience of investment management capabilities, the author provides recommendations to improve the image of the region.

© 2016 The Author.

Собственно говоря, на свете нет такой вещи, о которой нельзя было бы договориться, если все как следует обсудить.

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».

Инвестиционный имидж и климат в большинстве регионов Российской Федерации все еще далеки от лучших мировых образцов. Однако если одновременно заняться и климатом, и имиджем, можно получить хороший результат в притоке прямых иностранных инвестиций, решить стратегические задачи социально-экономического развития территорий.

Процессы формирования инвестиционного имиджа региона и его инвестиционного климата неразрывно связаны с территориальным маркетингом. Результативность применяемых механизмов территориального маркетинга во многом отражается на инвестиционной привлекательности, инвестиционном климате и имидже региона. Инвестиционная привлекательность региона - это совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей системы, обусловливающих потенциальный спрос на инвестиции. Инвестиционная привлекательность региона рассматривается в причинно-следственной связи с инвестиционной активностью в регионе. Инвестиционная активность региона представляет собой интенсивность привлечения инвестиций в регион [1,2].

Опыт формирования инвестиционной привлекательности

На материалах Калужской области рассмотрим процесс формирования инвестиционной привлекательности. Действующая в Калужской области стратегия социально-экономического развития на период до 2030 г. определяет приоритеты и общий вектор развития на долгосрочную перспективу, взаимодействие органов власти, предпринимательского сообщества и общества. Учитывая возрастающие требования к среде проживания и к корпоративной культуре, качественных изменений социально-экономического развития Калужской области можно добиться на основе привлечения внешних инвестиций. Определенный в стратегии социально-экономического развития Калужской области на период до 2030 г. принцип «человек - центр инвестиций» характеризует основу деятельности органов власти региона, выраженную в сбалансированном и органичном развитии экономики и социальной сферы области в интересах её жителей.

Правительство региона осуществляет работу по поддержанию благоприятного инвестиционного климата в рамках задач и приоритетов, определенных Инвестиционной стратегией Калужской области до 2020 г. [3]. Основные инструменты инвестиционной политики области соответствуют мировым стандартам - это развитая система государственной поддержки

инвестиционной деятельности, эффективные институты развития, налоговые льготы и индустриальные парки. В результате по данным ряда международных организаций, в последние годы Калужский регион возглавлял рейтинги инвестиционной привлекательности регионов (Международная организация кредиторов, Международное рейтинговое агентство «Фитч Рейтингз Лтд.», рейтинг «Лучшие регионы для бизнеса», рейтинговое агентство «Эксперт РА» и др.).

На формирование инвестиционной привлекательности и конкурентоспособность Калужской области оказали влияние ключевые факторные величины: самый большой рынок сбыта товаров и услуг (в радиусе 400 км проживает 22 млн. жителей); выгодное географическое расположение; развитая сеть автомобильных и железных дорог, обеспечивающая транспортную доступность населенных пунктов; развитая система подготовки кадров и наличие инновационных подходов к профессиональному обучению; прозрачная административная среда, созданный комфортный деловой климат и др. Однако на фоне привлекательных характеристик, в регионе есть слабые стороны и тревожные факторы, сдерживающие инвестиционное и социально-экономическое развитие, в том числе: демографическая ситуация, сдерживающая рост населения; дефицит кадров по причине их оттока в г. Москву; диспропорции развития между севером и югом области; усиление конкуренции с другими регионами в отношении цены размещения инвестиционных проектов; отсутствие собственных электрогенерирующих мощностей; высокий износ энергопроводящей сети; дисбаланс трудовых ресурсов «белых» и «синих» воротничков; кадровый дефицит; низкая производительность труда; изношенность промышленной инфраструктуры и др.

Инвестиционный климат и риск

Инвестиционный климат представляет собой совокупность социальных, экономических, правовых, политических, финансовых и иных факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска. Инвестиционный климат включает объективные возможности региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск). Инвестиционный потенциал складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья» территории и субъектов хозяйственной деятельности. Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, следует (или нет) инвестировать в данный регион (предприятие, отрасль, страну). Риск - характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.

Степень привлекательности инвестиционного рынка зависит от факторов, влияющих на инвестиционный климат региона. По возможности воздействия со стороны общества на инвестиционный климат факторы подразделяются на группы: объективные (природно-климатические условия, оснащенность энергосырьевыми ресурсами, географическое местонахождение, демографическая ситуация и др.); субъективные (связанные с управлением деятельностью людей). Для оценки инвестиционного климата используется система показателей. Однако для формирования инвестиционного климата мало общих показателей - в каждом регионе можно найти множество факторов, определяющих истинную «погоду» в условиях заданного инвестиционного климата. Работу по формированию инвестиционного климата целесообразно проводить по всесторонне продуманной программе, характеризующей условия и среду вложений капитала, систему мотивации, степень неопределенности, риски, гарантии [4,5].

Способы повышения инвестиционной привлекательности

Для выявления факторов, определяющих инвестиционную привлекательность экономической системы, целесообразно углубить анализ за счет расширения структуры инвестиционного потенциала и риска в разрезе составляющих: макроэкономической, политической, законодательной, ресурсно-сырьевой, производственной, потребительской, инфраструктурной, инновационной, инвестиционной, финансовой, интеллектуальной, трудовой, социальной, экологической. Состав факторов, методы их измерения и свода в интегральный показатель инвестиционной привлекательности регионов определяются в соответствии с разработанными «Методическими рекомендациями по оценке инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» (утверждены МЭРТ 11 мая 2001 г.), а также в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности использования инвестиционной привлекательности субъектами Российской Федерации» (2005 г.). Управление инвестиционной привлекательностью экономики субъектов Российской Федерации это, прежде всего, управление тенденциями функционирования и развития. Субъект

РФ станет привлекателен для инвестора только тогда, когда изменит в положительную сторону ключевые свойства и основные результаты работы реального сектора экономики, повысит надежность, ответственность и уровень доверия системы управления, а также добьётся того, что распределение этих свойств по объектам реального сектора и другим сферам станет устойчивой тенденцией [6]. Для улучшения инвестиционного климата в регионе существуют различные способы повышения инвестиционной привлекательности, в том числе:

- Разработка программ по оказанию всесторонней помощи иностранному инвестору, в том числе: строительство объектов инфраструктуры, поиск поставщиков, потребителей, предоставление информации о рынках и др.

- Анализ и оценка причин сокращения иностранного участия в конкретных отраслях, на предприятиях, совместный поиск решения проблем.

- Укрепление доверия между партнерами (прозрачность отношений, отсутствие коррупционных схем, выполнение обязательств и др.).

- Активное информирование потенциальных инвесторов о регионе через разные источники (прямая переписка, ТПП, Интернет, выставки, ярмарки, форумы и др.).

- Анализ импорта и входных материальных потоков из других регионов с целью выявления внутренних региональных возможностей и др.

Инвестиционный климат региона оценивают в широком диапазоне: от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала в регион. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к потери доверия к власти, утечке капитала, снижению инвестиционной активности и прекращению инвестиционной деятельности.

Согласно методике, предложенной журналом «Эксперт», все российские регионы рассмотрены в координатах «риск - потенциал». Заданы следующие градации (табл. 1).

Таблица 1. Рейтинговая шкала «Эксперт - РА» оценки уровня риска и потенциала регионов РФ

Рейтинг Потенциал - Риск

1А Максимальные возможности при минимальном риске. Это российская элита.

1В Высокий потенциал - умеренный риск.

1С Высокий потенциал - высокий риск.

2А Средний потенциал - минимальный риск.

2В Средний потенциал - умеренный риск.

2С Средний потенциал - высокий риск.

ЗА Низкий потенциал - минимальный риск.

ЗВ Средний потенциал - умеренный риск. Наиболее популярное сочетание. Многочисленная группа «середняков». В ней выделены две подгруппы: 3В1 и 3В2.

3В1 Пониженный потенциал - умеренный риск.

3В2 Незначительный потенциал - умеренный риск.

3С1 Пониженный потенциал - высокий риск.

3С2 Незначительный потенциал - высокий риск.

3D Низкий потенциал - экстремальный риск.

* Источник: Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России в 2010-2011 гг. // Эксперт. -

2011. - № 52.

По результатам обобщённой оценки регионам РФ присваивается рейтинг. В рамках рейтинга «Эксперт-РА» формирует информативную картину риск - потенциалов регионов России. Она позволяет оценить, с одной стороны, масштабы бизнеса, к которым готов регион; с другой - насколько рискованно этот бизнес развивать. Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционной привлекательности в 2016 году показано в табл. 2.

Таблица 2. Российские регионы, сгруппированные по уровню потенциала и рисков в рейтинге инвестиционного климата в 2016 г.

Максимальный потенциал - минимальный риск (1Л)

Московская область

г. Санкт-Петербург

Краснодарский край

Средний потенциал - минимальный риск (2Л)

Белгородская область

Республика Татарстан

Нижегородская область

Пониженный потенциал минимальный риск (3Л1)

Воронежская область Тамбовская область

Курская область Тульская область

Липецкая область Ленинградская область

Незначительный потенциал - минимальный риск (3Л2)

Высокий потенциал - умеренный риск (1В)

г. Москва

Свердловская область

Средний потенциал - умеренный риск (2В)

Ростовская область Челябинская область

Республика Башкортостан Красноярский край

Пермский край Иркутская область

Самарская область Кемеровская область

Ханты-Мансийский АО - Югра Новосибирская область

Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)

Брянская область Чувашская Республика

Владимирская область Кировская область

Ивановская область Оренбургская область

Калужская область Пензенская область

Рязанская область Саратовская область

Смоленская область Ульяновская область

Тверская область Тюменская область

Ярославская область Ямало-Ненецкий АО

Республика Коми Республика Бурятия

Архангельская область Алтайский край

Вологодская область Омская область

Калининградская область Томская область

Мурманская область Республика Саха (Якутия)

Астраханская область Приморский край

Волгоградская область Хабаровский край

Ставропольский край Сахалинская область

Удмуртская Республика Республика Крым

Незначительный потенциал - умеренный риск (3В2)

Костромская область Республика Марий Эл

Орловская область Республика Мордовия

Ненецкий АО Курганская область

Новгородская область Республика Хакасия

Псковская область Амурская область

Республика Адыгея г. Севастополь

Максимальный потенциал - высокий риск (1С)

Средний потенциал - высокий риск (2С)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пониженный потенциал - высокий риск (3С1)

Республика Карелия

Забайкальский край

Республика Дагестан

Незначительный потенциал - высокий риск (3С2)

Республика Калмыкия Республика Алтай

Кабардино-Балкарская Республика Камчатский край

Карачаево-Черкесская Республика Магаданская область

Республика Северная Осетия - Алания Еврейская автономная область

Чеченская Республика Чукотский АО

Низкий потенциал - экстремальный риск (3D)

Республика Ингушетия

Республика Тыва

* Таблица составлена автором по материалам: КЛЕХ (Эксперт РА) // URL:http: http://raexpert.ru/project/regcongress/2016/ranking/

Эксперты считают, что за последние три года наблюдается ускоренный рост практически всех видов инвестиционных рисков. При этом бизнес начал адаптироваться к кризису, и как следствие ожидается снижение рискованности вложений на местах. В настоящее время главной зоной ответственности региональных властей остается создание сначала приемлемой, а затем и привлекательной инвестиционной среды. Рейтинговые показатели инвестиционной привлекательности российских регионов за 2016 г. демонстрируют беспрецедентную по длительности за всю историю (с 1996 г.) динамику роста интегрального инвестиционного риска. Темпы роста инвестиционного риска за 2016 г. составили 3,7% (2015 г. - 2,9%; 2014 г. - 1,3%). Факторы, ранее поддерживавшие региональное развитие, сейчас носят негативный характер. Так ориентация на локализацию иностранных производств потребительских товаров, особенно в автомобилестроении, сегодня одна из важнейших причин падения регионов в рейтинге: Петербург по показателю интегрального риска опустился на четыре места, Калужская область - на два, Калининградский эксклав - на восемь. Регионы с высокой долей в ВРП сельского хозяйства в нынешнем рейтинге выступают точками роста: Ставропольский край поднялся в рейтинге на 10 позиций, Алтайский край, Тамбовская и Воронежская области - на одну [7].

На региональном уровне инвестиционный климат проявляется через связи, отношения субъектов хозяйствования и региональных органов власти. В настоящее время решить одну из важнейших проблем - обеспечить экономический рост в регионах, можно путем поступательного повышения инвестиционной активности. Рост инвестиционной активности влияет на эффективность производственно-хозяйственных отношений, рост производительности труда, устраняет дефицит инвестиционных ресурсов [8,9]. Оценка инвестиционного климата региона - процесс творческий. Каждый регион (равно как и бизнес) индивидуален и в зависимости от ситуации его имидж, привлекательность (стоимость) может существенно варьироваться.

Инвестиционный имидж

Ценность маркетингового подхода к устойчивому развитию российских регионов подтверждает факт создания Российской ассоциации маркетинга территорий, а также мнение А.П. Панкрухина, назвавшего территориальный маркетинг мейнстримом 2011 г. среди всех направлений маркетинга в отраслях и сферах деятельности [10]. Особое внимание необходимо уделять формированию и поддержанию инвестиционного имиджа территории, его влиянию на развитие пространственного образования.

Инвестиционный имидж (ИИ) - понятие, сравнительно недавно появившееся в инвестиционном секторе российской экономики, являющееся частью инвестиционного маркетинга, влияющее на развитие территории и оказывающее непосредственное воздействие на инвестиционную привлекательность, и инвестиционный климат региона. Между понятиями инвестиционный климат и инвестиционный имидж существуют взаимосвязь и взаимозависимость. И если категория «инвестиционный климат» широко известна и достаточно хорошо изучена, то понятие «инвестиционный имидж региона» распространено значительно меньше и изучено недостаточно. Различные взгляды на проблему становления инвестиционного имиджа и инвестиционный климат представлены в табл. 3.

Понятие инвестиционный имидж используется применительно к объектам разного уровня: страна - регион - сектор (или отрасль промышленности) - отдельные предприятия, организации, компании. При этом существует зависимость и влияние при формировании имиджа более высокого уровня от объектов более низкого уровня (например, на имидже страны отражается имидж регионов и т.д.). Инвестиционный имидж территории (стран, регионов) во многом формируется и зависит от общей экономической политики государства. Инвестиционный имидж секторов, отраслей, компаний связан и зависит от проводимой промышленной политики, от выбранных приоритетных направлений, методов и инструментария, которые отражаются в отраслевых стратегиях, программах социально-экономического развития регионов, долгосрочных концепциях, стратегиях, основные направлениях деятельности правительства, государственных программах и других программных документах. Следует подчеркнуть, что у государства есть различные возможности влиять на инвестиционный имидж в зависимости от уровня последнего.

Таблица 3. Понятия «инвестиционный климат» и «инвестиционный имидж»

Автор, источник Понятие, характеристика

Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С.144. Инвестиционный климат - экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Благоприятный климат характеризуется политической устойчивость, наличием экономической базы, умеренными налогами, льготами, представляемыми инвесторам.

Шаститко А., Плаксин С., Яковлева Е. Инвестиционный имидж России // Официальный сайт журнала «Стратегия России». Издание Фонда «Единство во имя России» [10]. Инвестиционный климат представляет собой комплекс объективных условий инвестирования, включающий экономические, политические и социальные компоненты, в том числе природные ресурсы, рабочую силу, законодательство и т. д. Некоторые из этих факторов существенно зависят от действий властей, другие не связаны с ними (например, географическое положение, предпочтения населения, конъюнктура рынков и др.). Важно, что благоприятный инвестиционный климат часто приводит к притоку иностранных, в том числе и прямых, инвестиций. Инвестиционный имидж (ИИ) - комплексное отражение различных аспектов инвестиционного климата в представлениях инвесторов. Три главных и взаимосвязанных фактора формируют ИИ: (1) состояние инвестиционного климата; (2) представления, предпочтения инвесторов; (3) информация о положении дел в регионе (стране) и, главное, в экономике.

Валеева Ю.С. к.э.н., зав. кафедрой Казанского филиала Московской Академии предпринимательства. Формирование инвестиционного имиджа региона Инвестиционный имидж региона - системное отражение инвестиционного климата, включающее учет региональных особенностей развития, формирующееся в представлении инвесторов под влиянием их субъективных представлений и определяющее инвестиционную привлекательность региона. Инвестиционный имидж может существенно отличаться от объективно существующего инвестиционного климата, как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Безпалов В.В., Подлиннова А. Г. Инвестиционный имидж региона как элемент развития инновационной экономики региона в современных условиях (на примере Калининградской области) // Молодой ученый. - 2015. - №9.- С. 528-535. Инвестиционный имидж региона является одним из ключевых факторов его инвестиционной привлекательности и известности в деловых кругах.

* Таблица составлена автором по указанным источникам.

Международный опыт управления инвестиционным имиджем

Существуют разные варианты организации управления имиджем: в рамках самостоятельной организации и в рамках деятельности министерства (путем создания специального подразделения). Международный опыт показывает, что различные агентства по привлечению инвестиций (Investment Promotion Agencies, IPA) демонстрируют лучшие результаты в том случае, когда они обладают достаточной независимостью от системы исполнительной власти. Это происходит, несмотря на то, что их финансирование осуществляется (в среднем около 80 %) из государственного бюджета. Преимущества выделения деятельности по привлечению инвестиций в самостоятельную организацию:

- большая гибкость в расходах и в оперативной деятельности;

- возможность избежать вероятных конфликтов интересов, с которыми сталкивается специальное подразделение министерства, занимающееся вопросами улучшения инвестиционного имиджа;

- распространение информации о конкретных инвестиционных проектах через орган исполнительной власти может восприниматься потенциальными инвесторами как фактическая ответственность этого органа за достоверность представленной информации;

- возможность широкого привлечения частного бизнеса к реализации программ по улучшению инвестиционного имиджа;

- создание основы для частно-государственного партнерства в области привлечения инвестиций и обслуживания инвестиционных проектов;

- привлечение к деятельности IPA частного бизнеса позволяет обеспечить дополнительные источники финансирования по укреплению инвестиционного имиджа.

К преимуществам организации кампании по поддержке инвестиционного имиджа в рамках деятельности органа исполнительной власти относятся: (1) взаимодополнение функций поддержания имиджа и функций по привлечению иностранных инвестиций, возложенных на соответствующий орган исполнительной власти; (2) сопряженность функций в ряде случаев позволяет обеспечивать экономию средств, предназначенных на данные цели. Таким образом, возможными являются оба варианта управления имиджевыми действиями1.

Привлекательность регионов: мнение экспертов

Российско-германская внешнеторговая палата (ВТП) составила рейтинг самых привлекательных регионов РФ для инвестиций. В ТОП-5 вошла Калужская область2. Опрос о деловом климате, об ожиданиях немецких компаний от бизнеса в РФ, проводился среди 800 компаний-членов Российско-Германской ВТП, его участники задействованы в автомобильной промышленности, оптовой и розничной торговле, строительстве, сельском хозяйстве и других областях производства и консалтинга. По оценкам ВТП самыми привлекательными регионами для инвестиций германские инвесторы назвали деловые центры Москвы и Санкт-Петербурга, где расположены головные офисы основных немецких компаний. На втором месте -республика Татарстан, Московская и Калужская области разделили четвёртое место. Десятку замыкают Новосибирская и Ленинградская области.

По оценке председателя правления ВТП М. Шеппа, немецкие компании по-прежнему демонстрируют высокий уровень готовности к производству в России, этот уровень продолжает расти. По результатам опроса 56% респондентов уже локализовали своё производство в России и намерены расширять его, еще 20% планируют запустить свое первое производство в ближайшие два года. Абсолютное большинство представителей немецкого бизнеса в России - 86% выступает за отмену санкций ЕС против России, они считают, что санкции не достигают своих политических целей. Результаты опроса показали, что большинство немецких компаний ожидают небольшой рост российской экономики в 2017 г., но главными помехами в развитии немецкого бизнеса в России называют непредсказуемость рынка, бюрократию и инфляцию.

Управление инвестиционным климатом и имиджем

Составим матрицу соотношений между инвестиционным климатом и инвестиционным имиджем (табл. 4).

Таблица 4. Соотношения между инвестиционным климатом и инвестиционным имиджем

1. Благоприятный инвестиционный климат соответствует благоприятному инвестиционному имиджу Это желательная ситуация для субъектов всех уровней, целенаправленно работающих на свой имидж. Ситуация характерна для большинства экономически развитых стран, где инвестиционный имидж уже сложился. 2. Благоприятный инвестиционный климат не соответствует имиджу Имидж хуже климата. Ситуация представляется гипотетической, но на практике может встречаться, обусловлена неполной, неадекватной, вводящей в заблуждение информацией о реальном состоянии дел в экономике и жизни страны (регионов). Например, регион, обладающий неплохими условиями инвестирования, о которых инвесторы плохо осведомлены (вследствие информационной закрытости).

3. Благоприятный инвестиционный имидж в условиях неблагоприятного инвестиционного климата Практически нереальная ситуация. Однако она иногда может быть создана в результате значительных инвестиций в неценовую конкуренцию между экономиками. Речь идет не об издержках ведения бизнеса, которые имеют непосредственное отношение к инвестиционному климату, а об издержках создания мнения инвесторов относительно ведения бизнеса на соответствующей территории. 4. Неблагоприятный инвестиционный климат и инвестиционный имидж Не существует асимметрии в условиях для инвестирования и восприятиях инвесторов. Ситуация широко распространена в мировой практике. Потенциальная отдача от создания благоприятного инвестиционного имиджа минимальна, поскольку требуется не столько его поддержание, сколько создание. Основные усилия нужно направлять не столько на создание благоприятного имиджа, сколько на оздоровление инвестиционного климата.

1 По данным журнала «Стратегия России» // Режим доступа:

http://sr.fondedin.ru/new/fullnews.php?archive=1177590905&id=1177589470&start_from=&subaction=showfull.

2 http://nikatv.ru/news/economy/kaluzhskaya-oblast-voshla-v-pyaterku-samyh-privlekatelnyh-regionov-dlya-germanskih-investorov.

Рассмотренные ситуации могут относиться к субъектам микро- , мезо и макроуровня. Однако следует помнить, что в долгосрочной перспективе действующим и потенциальным инвесторам становится известно реальное положение с инвестиционным климатом и, следовательно, инвестиции в инвестиционный имидж без улучшения инвестиционного климата обеспечивают минимальную отдачу. Анализируя варианты соотношения инвестиционного климата и инвестиционного имиджа, сформулируем ряд рекомендаций по управлению ими.

• Имидж можно и нужно улучшать, поскольку существуют положительные черты в инвестиционном климате, о которых можно информировать инвесторов и другие заинтересованные стороны.

• Улучшать имидж можно только одновременно с улучшением инвестиционного климата.

• С позиции стратегического, долгосрочного развития определяющую роль играет инвестиционный климат. Следовательно, у инвесторов необходимо создавать максимально реалистичные представления об инвестиционном климате. Инвестиционный имидж должен в максимальной степени соответствовать инвестиционному климату (даже если в настоящий момент он не достаточно благоприятный).

• В условиях глобальной конкуренции, одним из инструментов является информационная политика. Следовательно, в перспективе для создания благоприятного инвестиционного имиджа, целесообразно предусмотреть механизмы оперативной реакции на поведение и информационные выпады конкурентов за инвестиционные ресурсы.

• У инвестора необходимо формировать восприятие, что условия инвестирования в регионе являются устойчивыми.

Маркетинг территории и инвестиционный имидж понятия взаимозависимые. Для формирования привлекательного инвестиционного имиджа необходимо использовать инструменты маркетинга территорий, в том числе: (1) инновационные (принципы открытых инноваций, бенчлернинг, моделирование развития территорий, кластерные технологии управления, краудсорсинг, форсайт как эффективный механизм развития, брендинг, АВС-анализ ресурсных возможностей региона и др.); (2) информационно - рекламные (информация о возможностях, интернет - ресурсы, специальные акции, направленные на формирование имиджа территории, проведение праздников, фестивалей, конференций, семинаров, специальные проекты, развитие долгосрочных отношений с инвесторами и др.); (3) специфические (тематические мероприятия, развитие туризма, инфраструктуры региона, учреждения образования, культуры, отдыха, здравоохранения, спорта и др.).

Большинство исследователей и экспертов единодушны во мнении, что положительный имидж повышает привлекательность региона для инвесторов, позволяя увеличить доход, обеспечивает безопасность ведения бизнеса. Инвесторы при выборе территории инвестирования чаще всего изучают следующие основные вопросы: отраслевую структуру хозяйства, инвестиционное законодательство, уровень развития транспортной и бизнес -инфраструктуры, наличие и качество инвестиционных площадок, вопросы логистики, независимую рейтинговую оценку региона и т.д. Однако в большинстве случаев решение инвестора опирается на субъективное восприятие имиджа региона [11,12, 13].

Выводы

Таким образом, в процессе функционирования региональной экономики, реализации государственной политики инвестиционный климат и инвестиционный имидж не остаются статичными характеристиками региона. Динамика этих категорий и их соотношение находит отражение в инвестиционных процессах. При осуществлении инвестиционного маркетинга, формировании инвестиционного климата в регионах необходимо учитывать особенности и риски территориального развития, анализировать факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность территории, в том числе: (1) политическая стабильность и законодательная база, обеспечивающая экономическую свободу и защиту предпринимательства; (2) совершенствование институциональной среды и необходимое инфраструктурное обеспечение региона; (3) здоровый предпринимательский климат; (4) необходимый ресурсный потенциал территории; (5) макроэкономическая стабильность и др. Инвестиции имеют особое значение как для социально-экономического развития страны в целом, так и для деятельности субъектов хозяйствования. Экономический рост определяется множеством факторов, важнейший из которых - наращивание объема инвестиций и повышение их эффективности.

Однако в условиях геополитической нестабильности, санкционного давления и внешних ограничений Запада на различные отрасли российской экономики остается

нерешенной проблема повышения имиджа и инвестиционной привлекательности территорий. Маркетинговый подход к управлению территориальным развитием с позиции повышения инвестиционной привлекательности на практике пока используется редко.

ЛИТЕРАТУРА

1. Круглов В.Н. Инновационное развитие региона: кластерный подход // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - №12 (181). - С. 18-22.

2. Угрюмова А. А., Ерохина Е.В., Савельева М.В. Региональная экономика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Угрюмова, Е. В. Ерохина, М. В. Савельева. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 445 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.

3. Инвестиционная стратегия Калужской области до 2020 г. URL: http://ppp-kaluga.ru/uploads/userfiles/files/pdf.

4. Александров Е.Л., Круглов В.Н. Построение инновационных векторов региональной экономики // Инновационное развитие российской экономики VII Международный научно-практический форум. 2014. С. 27-29.

5. Крутиков В.К. Инновационная активность региона и иностранный капитал. Монография / В.К. Крутиков, Е.В. Ерохина, Ю.В. Зайцев. - Калуга: ЗАО «Типография Флагман», 2012. - 198 с.

6. Круглов В.Н., Александров Е.Л. Достижение параметров устойчивого экономического развития территорий на основе инновационных преобразований /Sustainable economic development of regions: Monograph, V. 4. Vienna: "East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014. - С.120-131.

7. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. RAEX (Эксперт РА) // URL: http : http: //raexpert.ru/project/regcongress/2016/ranking/

8. Метаморфозы в пространственной организации мировой экономики в начале XXI века: монография / Под ред. проф. И.А. Родионовой. - М.: «Университетская книга», 2016 - 296 с.

9. Ерохина Е.В. Инновационная активность региона: проблемы, оценка и возможности стимулирования // Общество: политика, экономика, право // - Краснодар: 2015. - №2. - С. 22-28.

10. Панкрухин А.П. Маркетинг событий в России: новый «мейнстрим»? // Практический маркетинг. - 2012. - №3 (181). - С. 4-14.

11. Шаститко А., Плаксин С., Яковлева Е. Инвестиционный имидж России // Журнал «Стратегия России» URL : http ://sr. fondedin.ru/new/fullnews .php ?archive= 1177590905&id=1177589470&start_from=&subaction=showfull&ucat.

12. Ерохина Е.В. Разработка рекомендаций для администраций субъектов Федерации по корректировке инновационной политики // Региональная экономика. 2014. - №35 (362). - С. 56 - 66.

13. Ерохина Е.В., Раевский С.В. Приграничное сотрудничество в новом формате развития (на примере Приморского края) // Проблемы теории и практики управления. 2016 - № 4. - С. 37-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.