72 Вестник Томского государственного педагогического университета
РАЗДЕЛ 4. Цвет и культура (цвет в русской культуре и культуре разных народов, обряды, обычаи, праздники. Цвет и декоративно-прикладное искусство. Цвет в архитектуре, на производстве, в домашнем интерьере. Цвет и мода и пр.).
РАЗДЕЛ 5 Цвет здоровья (гармония тела, души, и духа).
РАЗДЕЛ 6. Цвет и человек (самопознание и цвет. Палитра чувств, палитра общения. Цвет и духовность).
РАЗДЕЛ 7. Цвет в мире фантазий.
Отдельные фрагменты или разделы курса можно Использовать в школьных обучающих программах по таким предметам, как ИЗО, естествознание [3, с. 105] ,русский язык, чтение и литература, музыка и т.д.
Таким образом, мы предполагаем, что совершенствование зрительного восприятия цвета младшими школьниками особенно на уроках естествознания, природоведения, спецкурсах (например: «В мире цвета») способствует в значительной степени активизации творческого потенциала, развитию познавательной и личностной сферы учащихся. %
Литература
1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С.49.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.-Воронеж, 1996. С.59-158.
3. Ахметова JI.B. Учебная программа « Мир и человек» в системе начального образования // Сб. Психолого-антропологический и культурологический подходы в системе непрерывного образования. Томск, 1997. С. 105.
4. Венгер JI.A, Венев И.Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве // Формирование восприятия у дошкольников. М.: Просвещение, 1967. С.34-81.
5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б., Боепитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988. С. 3-12.
6. Запорожец A.B., Венгер JLA. Формирование восприятия у дошкольника-М.:Просвещение,1967. С. 4-12.
7. Степанов В.¡ .Психологические особенности перцептивной деятельности учащихся.М.: Просвещение, 1989.
8. Хомская Е.Д., Гасимов Ф.М. Особенности вербальных функций при различных типах полушарной организации мозга в норме.// Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. №1.
ПЕРЕХОД ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В НЕПОЛНУЮ СРЕДНЮЮ: ЕГО СЛОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ
В.Н. Петрова
This article interprets the problems of pupil's transition from primary to secondery school. Some psychologists think that jounger juvenile age is only a part of indivisible juvenile period of development. We suppose: this age is separate period with special newmaked such as physiological changes, modification of social state, change of self-estimation.
Младший подростковый возраст достаточно мало изучен, так как прочно утвердилось мнение, что он представляет собой лишь составную часть так называемого единого подросткового этапа в развитии. В современных научных исследованиях не уделяется достаточно внимания вычленению специфических возрастных особенностей младших подростков, им приписываются особенности вовсе для них не характерные, и не замечают многое из того, что встречается только в данном возрасте.
В этот период резко возрастает количество таких явлений как упрямство, противопоставление себя учителю, негативизм в высказываниях и поступках, бравирование недостатка-
ми. Именно в поведении младшего подростка-пятиклассника может впервые появиться «букет» отрицательных явлений, составляющих в своей совокупности содержание «проблемы пятых классов». Многие варианты асоциального поведения, проявляющиеся в старших классах, формируются именно в этот период. Анализируя причины возникновения этих явлений, следует особенно остановиться на физиологических изменениях в организме младшего подростка, смене его социального окружения и психологических новообразованиях этого возраста, которые и будут рассмотрены ниже.
Физиологические изменения^
Именно в этом возрасте проявляется первый этап «гормональной бури». В это время повышенная возбудимость желез внутренней секреции еще не сбалансирована соответствующими перестройками в организме. Негативные последствия этого выражаются в форме эмоциональных нарушений - повышенной раздражимости, ранимости, утомляемости или, наоборот, сильном возбуждении.
Происходит усложнение функциональной структуры головного мозга, что, с одной стороны, тесно связано с качественным скачком в развитии мышления, с другой, приводит к временному снижению темпа запоминания, возникновению «вязкости» мышления, повышенной отвлекаемости. Все это, в свою очередь, сказывается на качестве учебной деятельности младшего подростка.
Известно, что у младшего подростка наиболее интенсивно функционируют гипофиз, щитовидная железа и половые железы. Передняя доля гипофиза стимулирует рост организма в длину и вместе со щитовидной железой усиливает обмен веществ в организме. Однако в самом начале этого возраста рост сердца несколько задерживается, кровяное давление снижается, что сопровождается часто общим малокровием, вялостью и повышенной утомляемостью.
Все вышеперечисленное объясняет то обстоятельство, что даже обычные нагрузки в младшем подростковом возрасте часто приводят к переутомлению учащихся, если не соблюдается соответствующий режим труда и отдыха. Переутомление же, в свою очередь, приводит к резкому увеличению количества проявлений у младших подростков раздражимости, нетерпимости, упрямства, нарушений дисциплины и т.д.
Социальные причины.
В это же время происходит изменение социального статуса школьника. Как известно, младшая школа обычно несколько изолирована от событий и жизни более старших классов, она проводит свои праздники и конкурсы, иначе организует деятельность школьников. К тому же за третьими - пятыми классами прочно закрепился статус «малышей», и переход в пятый класс требует от ученика адаптации к новой для себя роли «большого», происходит и переоценка внутригруппового статуса по новым критериям популярности.
С переходом в пятый класс происходит изменение типа учебной деятельности. Переход к предметному обучению означает, что младший подросток начинает ежедневно вступать в отношения с разными педагогами, у каждого из которых свой стиль общения с учениками, разная манера преподавания, личностные особенности, иной характер гребований. Существует довольно устойчивая зависимость между манерой поведения, которую позволяет себе педагог в общении с учащимися, и характером переживаний, которые при этом у учащихся-подростков возникают. Учителя, различающиеся стилем общения с учащимися, по-разному воздействуют на формирование характерологических качеств подростка.
Таким образом, разнообразие эмоциональных переживаний, возникающих у ребенка в
• и 1
школе, требует от него умения гармонично интегрировать их, формировать на основании порой противоречивых отношений к себе со стороны разных учителей целостную и непротиворечивую самооценку.
Обучение в начальной школе предполагает научение практическим навыкам письма, счета и т.п., польза от которых наглядна и несомненна. В начальной школе интересом к учебе движет любопытство. Обучение направлено на новизну вообще - все интересно, если ново. Школьника интересуют факть1 сами по себе, дети любят слушать занимательные примеры на уроках.
Переход к предметному обучению в пятом классе знаменуется качественным изменением самого материала и формы его подачи: от обучения конкретным приемам и навыкам к обсуждению теоретических проблем, к поиску закономерностей. Такой переход предполагает наличие достаточно зрелой мотивации учения - интерес к знаниям как таковым, к процессу их получения. Некоторые пятиклассники, не видя практической пользы от природоведения, истории и т.п., проявляют негативизм по отношению к ним вплоть до нежелания посещать уроки. Из третьего класса выходят обычно очень любопытные, но не любознательные дети. У пятиклассников предполагается наличие любознательности - интереса к причинам явлений, привлекательности процесса решения, выдвижения гипотез, догадок на основе анализа ситуации, а следовательно, и работы мысли.
Помимо всего вышеперечисленного переход в пятый класс, как известно, характерен значительными изменениями в режиме труда и отдыха: увеличивается количество уроков, возрастает объем учебных нагрузок, меняется характер требований, предъявляемых школой к учащимся, в связи с чем происходит «ломка» выработанных ранее динамических стереотипов.
Психологические изменения.
Именно в младшем подростковом возрасте самооценка ребенка становится особенно нестабильной. «Образ Я» утрачивает в этот период свою целостность, индивид особенно остро ощущает противоречивость, неупорядоченность своего Я, что обусловлено как неопределенностью уровня притязаний, так и трудностями переориентации внешней оценки на самооценку.
Важнейшей особенностью младшего подростка является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых в самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Другой особенностью самооценки в младшем подростковом возрасте является то, что она все больше начинает влиять на характер поведения. Самосознание младшего подростка начинает включаться в процесс управления поведением.
Именно в этом возрасте происходит смена референтной группы и общение младших подростков претерпевает значительный перелом по сравнению с общением младших школьников: первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, они активно усваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, активно формируют свое видение мира.
Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы: с одной стороны, в общении, с товарищами ребята проявляют известный коллективизм, с другой - негативизм, готовность противопоставить себя коллективу; с одной стороны - стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, с другой - желание выделиться любой ценой; с одной стороны - стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками.
В общении со взрослыми младшие подростки еще сохраняют черты, которые были им присущи в младшем школьном возрасте: потребность в поддержке, авторитетности взрослого, некритичность в подражании некоторым чертам поведения взрослых. Но появляются уже и новые черты, вступающие в противоречие со старыми - стремление к независимости, к уважительному и серьезному отношению со стороны взрослых к личной жизни и правам подростка.
Присвоение социальных норм взрослых людей говорит о том, что у младших подростков возникает и крепнет субъективное переживание собственной взрослости - основное психологическое новообразование в этом возрасте. Чувство взрослости - это субъективное представление и не
всегда осознаваемое ощущение младшего подростка, его возникновение и проявление обусловлены характером отношений, формами общения подростков со взрослыми товарищами.
Нестабильность самооценки младших подростков порождает увеличение потребности в самоутверждении. Поэтому ведущим мотивом его поведения становится потребность в достойном положении в коллективе. Его отношение к учебе и любой другой деятельности определяется не столько сущностью самой деятельности, сколько тем, какое влияние может она оказать на их положение в коллективе сверстников.
Негативные поведенческие реакции младших подростков, рассмотренные с этой точки зрения, получают логическое объяснение и выглядят закономерными. Таким образом, агрессия в форме драчливости является способом прославиться, выиграть в глазах товарищей, занять ведущее положение в их среде. Негативизм же выступает в качестве защитной реакции на положение «худшего» в классе, которая проявляется тем ярче, чем чаще класс отказывает «худшим» в поддержке их стремления покинуть «задворки» классного коллектива, что подтверждается тем, что при изменении социального статуса к лучшему, учащиеся перестают быть негативистами. Своеволие - форма протеста против неравенства возможностей, стремление чувствовать себя равным среди равных. Младший подросток использует любую возможность занять в коллективе сверстников достойное место, поскольку считает себя в праве занимать в нем любое положение, какое только доступно любому из его товарищей. Способы при этом выбираются разнообразнейшие, но показательно, что к упрямству, негативизму, своеволию и многим другим уродливым средствам самоутверждения он прибегает лишь в том случае, когда лишен иных эффективных средств.
Таким образом, возраст 10-11 лет тоже можно считать критическим в силу проявления в нем кризиса самооценки и мотивационного кризиса, психологического новообразования в виде чувства зрелости, а также в силу того что именно в этот период школьником опробуются на практике различные методы социальной адаптации и способы повышения социального статуса, а те из них, которые получают подкрепление, становятся привычными, фиксируются в структуре личности как стереотипы поведения.