Научная статья на тему 'Характеристика старшего подростка в контексте проблемы школьной дезадаптации'

Характеристика старшего подростка в контексте проблемы школьной дезадаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2926
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД / ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SCHOOL MALADJUSTMENT / AGE APPROACH / ADOLESCENCE / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карбанович О. В.

Аннотация статьи: в статье рассматривается значение возрастного подхода в решении проблемы школьной дезадаптации. Даётся психофизическая и личностная характеристика учащихся старшего подросткового возраста с учётом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы. На этой основе раскрываются особенности психолого-педагогического сопровождения, способы и приёмы социально-педагогической помощи и поддержки старших подростков в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF OLDER TEENAGER IN THE CONTEXT OF PROBLEMS OF SCHOOL EXCLUSIONS

This article discusses the importance of age-related approach in solving school exclusion. Given psychophysical and personal characteristics of students older adolescents based on the data obtained in the course of experimental work. On this basis, the article considers the peculiarities of psycho-pedagogical support, methods and techniques of socio-pedagogical assistance and support to older Teens in the modern school.

Текст научной работы на тему «Характеристика старшего подростка в контексте проблемы школьной дезадаптации»

УДК 370.153

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШЕГО ПОДРОСТКА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

О.В. Карбанович

Аннотация статьи: в статье рассматривается значение возрастного подхода в решении проблемы школьной дезадаптации. Даётся психофизическая и личностная характеристика учашдхся старшего подросткового возраста с учётом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы. На этой основе раскрываются особенности психолого-педагогического сопровождения, способы и приёмы социально-педагогической помощи и поддержки старших подростков в современной школе.

Ключевые слова: школьная дезадаптация, возрастной подход, подростковый период, психолого-педагогическое сопровождение.

В условиях гуманизации образовательного процесса в современной школе особое значение приобретает личностно ориентированная педагогика, ставящая в центр педагогической деятельности становление и развитие личности воспитанника.

Несомненно, условия образовательной среды, создаваемые в школе, влияют на психофизическое состояние школьников, уровень их учебной мотивации, успешность в обучении. Адаптация ребёнка к обучению в школе продолжается до её окончания, так как образовательный процесс предполагает непрерывные изменения обстановки и осуществляется в условиях динамичного постоянного развития ребёнка. При этом опасность дезадаптации есть всегда, когда ребёнок работает на пределе своих возможностей.

На основе проведённого анализа различных подходов к изучению проблемы школьной дезадаптации, мы приходим к убеждению, что ШД является комплексным психолого-педагогическим явлением неуспешности приспособления обучающегося к условиям школьной жизни, формирующимся в результате невозможности удовлетворения базовых потребностей личности и несоответствия индивидуальных способностей требованиям образовательной среды.

Образование неадекватных механизмов приспособления учащегося к школе, которые проявляются в виде нарушений личностного развития, учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми приходится зачастую на сложный во всех отношениях подростковый возраст. Отчуждение подростков от школы, вызванное отсутствием возможности самореализации в учебной деятельности, проблемами межличностного взаимодействия в школьной среде, находит отражение в поиске более лёгких, чаще всего асоциальных, путей самоутверждения.

Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы ШД, исключительное значение имеет возрастной подход к организации адаптивной образовательной среды в школе. Суть этого подхода заключается в том, чтобы при создании образовательных программ, разработке и внедрении в педагогический процесс различных технологий обучения и воспитании, реально учитывать возрастные закономерности психического развития детей. Специфика адаптации образовательного процесса к возрастным особенностям учащихся связана, прежде всего, с применением берущего начало в работах Л.С. Выготского системного анализа явлений детского развития, т.е. с рассмотрением их в контексте социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребёнка.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что особую актуальность проблема успешной школьной адаптации и связанные с ней вопросы саморазвития и самореализации личности учащегося приобретают в подростковом возрасте, преимущественно на этапе перехода к юношеству (С.А. Беличева, И.В. Дубровина, Л.М. Фридман и др.). В отечественной и зарубежной психологической науке проблемы социальной адаптации и самореализации подростков рассматривались в трудах Р. Бернса, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А. Маслоу, Э. Эриксона и др.

Следует отметить, что подростковый период (отрочество, пубертат) традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) - младший подростковый возраст (11-13 лет) и позитивную - старший подростковый возраст (13-15 лет) [4, С.30]. По мнению Л.С. Выготского, именно органические изменения, связанные с процессами полового созревания, лежат в основе смены системы интересов в переходном возрасте [2, С.24]. Учёный утверждает, что ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является как раз проблема интересов ребёнка и изменения структуры направленности его поведения, а не только навыки и психические функции [Там же, С.7]. Быстрый темп физического и умственного развития подростков, подчёркивает Л.И. Божович, приводит к образованию очень сильных и напряжённых потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Вследствие этого в течение первой фазы переходного периода - фазы влечений - выявляется повышенная раздражимость, возбудимость, утомляемость, резкое колебание установок, крушение авторитетов [1].

Вторая фаза - фаза интересов - приходится на старший подростковый возраст. Подросток, входящий во вторую фазу проявляет многообразие интересов, из которых впоследствии выбирается и укрепляется один наиболее устойчивый интерес, непосредственно связанный с основной жизненной линией, избираемой школьником [2, С.24-25]. Согласно теории Э. Эриксона, формирующийся в сознании подростка конфликт между тем, как он представляет себе своё будущее, и тем, какую социальную роль навязывают ему окружающие, вызывает новые критические процессы. Учёный назвал это состояние кризисом идентичности, суть которого он видел в столкновении самоощущения подростка, его желания быть полностью самостоятельным в выборе цели в жизни с одной стороны, и необходимости считаться с интересами его социального окружения, общества в целом - с другой [6]. При этом Э. Эриксон указывает, что для подростка, испытавшего в детстве дефицит позитивных реакций со стороны окружающих или чувство незащищённости, вызванное неправильным воспитательным стилем родителей, преодолеть такое нарушение равновесия бывает непросто. Подростки с негативным предшествующим опытом и так не слишком уверены в себе, а возрастные проблемы, связанные с физиологическими и психологическими переменами, ещё больше осложняют процесс адаптации таких учащихся к школе. В связи с этим попытаемся ответить на вопрос: что должен знать педагог о своих воспитанниках подросткового возраста, чтобы оказать им реальную помощь в преодолении трудностей школьной адаптации? Для этого обратимся сначала к рассмотрению физиологических параметров развития подростка, так как именно с этого уровня, по мнению психологов, начинается его личностная перестройка (Таблица 1).

Таблица 1. Физиологические характеристики старших подростков, их проявления и особенности учёта в педагогической деятельности_

Возрастные характеристики Физиологические, эмоциональные, поведенческие реакции Способы психолого-педагогической поддержки

1. Завершение полового созревания Развитие интереса к противоположному полу, ранимость, эмоциональная неустойчивость. - проявлять такт в общении; - в индивидуальных и групповых беседах постараться раскрыть подросткам красоту человеческих отношений;

2. У девочек заканчивается физическое формирование, у мальчиков быстрый рост. Включение взрослой системы иммунитета. Обращённость в себя, повышенный интерес к своей внешности. - необходимо обеспечить рациональное питание, режим жизнедеятельности; - постараться переключить внимание подростков с себя на коллективную деятельность; - пропагандировать здоровый образ жизни, проводить тематические классные собрания, дискуссии, оздоровительные мероприятия

3. Интенсивная деятельность желез внутренней секреции Особенности внешнего вида (проблемная кожа, потливость, полнота). Перепады настроения, повышенная утомляемость. - в индивидуальных беседах тактично разъяснять подростку, как можно сгладить эти особенности; - в процессе обучения чередовать различные по сложности виды познавательной деятельности.

Прежде чем перейти к анализу личностно психологических характеристик развития старших подростков, обратимся к рассмотрению очень важного аспекта деятельности по предупреждению и преодолению ШД, а именно проблеме агрессивного и враждебного поведения учащихся, которая имеет сложную биосоциальную природу.

Данные многочисленных исследований по психологии и педагогике (Е.В. Алексеева, С.А. Беличева, В.В. Лебединский, Л.М. Фридман и др.) свидетельствуют о том, что периоды выраженной агрессивности ребёнка, нарушающие его гармоничные отношения с окружающими, в основном совпадают с переживанием возрастных аффективных и личностных кризисов. Известно, что в подростковом возрасте одним из факторов возникновения агрессивных проявлений в поведении является «гормональный взрыв». Установлено, что у юношей, при высоком уровне тестостерона в крови наблюдаются нетерпимость, раздражительность, стремление к деструктивным действиям [3, С. 185]. Отсюда следует вывод: биологические механизмы, оказывающие влияние на степень агрессивности подростков, могут существенным образом изменять их адаптивные способности в сторону снижения. Однако следует помнить, что агрессивные тенденции в поведении подростка могут носить и социогенный характер. В ряде работ (С.А. Беличевой, И.В. Дубровиной, и др.) выделены такие внешние причины подростковой агрессивности, как нарушение лич-ностно значимых социальных связей, агрессивное поведение родителей, применение суровых методов семейного воспитания, негативное влияние средств массовой информации. В критической ситуации ШД, агрессивное поведение, зачастую, выполняет защитную функцию, иногда функцию разрешения ситуации. Наблюдение за поведением учащихся 8-9-х классов позволило нам сделать вывод о том, что агрессию старший подросток проявляет, как правило, при неумелом предъявлении педагогических требований, чрезмерном давлении на него, личностном неприятии его в группе сверстников и стремлении подчинить. Мы провели собственное исследование (всего в нём приняло участие 80 учащихся) с помощью опросника Басса-Дарки. Нами были выявлены следующие основные тенденции проявления агрессивности и враждебности у старших подростков:

- 19,5% из общего числа обследуемых девочек и 21% мальчиков имеют показатель индекса агрессивности (Иа), превышающий норму (Ы), тогда как индекс враждебности (Ив) > N выявлен у 58,6% девочек и 53% мальчиков;

- девочки 14-15 лет проявляют значительно больший негативизм и подозрительность по сравнению с мальчиками, у которых более выражена физическая и аутоагрессия (чувство вины), а также обида;

- при полном общем совпадении профиля агрессивности-враждебности в группе адаптированных и группе неадаптированных и дезадаптированных подростков, у последних количественные показатели по шкалам значительно выше;

- у адаптированных учащихся Иа > N определён у 10%, а Ив у 42,5%, тогда как у неадаптированных и дезадаптированных 32,5% и 82% соответственно;

- у социально-дезадаптированных воспитанников Брянской колонии и мальчиков 8-х классов диагностировано практически полное совпадение показателей по шкалам физической и вербальной агрессии (исключение составляет шкала подозрительно сти).

Описанные особенности подтверждают тот факт, что повышенная враждебность и агрессивность является типичной характеристикой старшего подросткового возраста, которая существенно осложняет процесс школьной и в целом социальной адаптации. С другой стороны - враждебное поведение можно рассматривать как один из вариантов формирования неадекватных механизмов приспособления к условиям обучения в школе, свидетельствующих о школьной дезадаптации.

Далее остановимся на важнейших параметрах развития когнитивной сферы подростков 14-15 лет. Известно, что формирование познавательных сил старшего подростка происходит в общественно-полезной деятельности и в процессе общения (индивидуально-личностного, стихийно-группового, социально-ориентированного) (В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн и др.). В научных трудах видных психологов (Р. Бернса, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ж.Пиаже и др.) мы нашли указание на следующие характерные особенности интеллектуального развития старших подростков, которые необходимо учитывать при создании адаптивной образовательной среды в школе (Таблица 2).

Центральным новообразованием в аффективной сфере подростка и в области его самосознания, по мнению учёных-психологов (исследования Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.), является чувство взрослости. Стремление быть, казаться и считаться взрослым к 14-15 годам ещё более усиливается по сравнению с младшим подростковым возрастом. Особенно остро желание выглядеть взрослым проявляется в ситуациях непринятия и непонимания, когда оно не находит отклика у окружающих [4, С.31]. Поэтому, успешность адаптации подростка к школе и социуму в целом зависит от того, насколько полно представители старшего поколения (родители, учителя, старшие товарищи) демонстрируют ему образцы реальной взрослости.

Таблица 2. Типичные особенности интеллектуального развития старших подростков

Психические познавательные процессы Особенности развития познавательных процессов Приёмы психолого-педагогической помощи и поддержки

1. Мышление Развитие понятийного и абстрактно-логического мышления. Осваивают на логическом уровне все мыслительные операции и могут строить гипотезы, легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать словесно. - соблюдать точность и логичность в изложении учебного материала; - использовать опорные схемы и конспекты; - создавать ситуации, в которых подростку необходимо сообщить другому ход своего рассуждения; - обеспечивать рефлексию на каждом уроке;

2. Память Развитие логической, произвольной и опосредованной памяти. Переход от механического запоминания к смысловому. - обучать мнемоническим приёмам смысловых опорных пунктов, установлению ассоциативных и логических отношений внутри запоминаемого материала и воспроизведению информации по этим отношениям; - выполнять на уроках и внеклассных занятиях упражнения, направленные на тренировку механической памяти;

3. Воображение Подростки всё чаще обращаются к творчеству Их фантазия движется от конкретного наглядного образа через понятие к воображаемому образу Многие создают любовный идеал, начинают писать стихи, активно заниматься музыкальным творчеством, рисованием и т.д. - активно использовать в процессе обучения исследовательские методы и технологии творческого проектирования; - поощрять интеллектуальную инициативу, развивать дивергентное мышление в учебных дискуссиях;

4. Внимание Развитие внутреннего произвольного внимания, которое становится более избирательным, существенно зависящим от направленности интересов. - необходимо контролировать построение возрастных интересов подростков; - создавать яркие установки на интересующие подростков впечатления;

5. Речь Активное развитие монологической и письменной речи, способности декламировать наизусть. - учителю необходимо уметь так строить свою речь и выбирать средства воздействия, чтобы вызвать у подростка переживания, способствующие появлению у него внутренней речи; - осуществлять перевод внутренней мысли во внешнюю речь (говорение как диалоговая форма) или в письменную речь.

Кроме того, качественные изменения в самосознании учеников, находящихся в переходном периоде от подросткового к раннему юношескому возрасту, проявляются в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее представление о себе, которое образует целостную систему - «Я-концеп-цию» [9, С.47]. В связи с тем, что старшие подростки особенно часто начинают ориентироваться не столько на оценку их окружающими людьми, сколько на самооценку, именно в этот период у них особенно интенсивно формируется чувство собственного достоинства [1]. К тому же, развитие когнитивных возможностей в этом возрасте приводит к дифференциации Я-концепции, к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности (Р. Бернс).

Анализ особенностей самооценки старших подростков по отдельным параметрам обнаружил закономерный ход изменений самооценки в подростковых группах с различными показателями школьной адаптации (Таблицы 3 и 4).

Таблица 3. Особенности самооценки адаптированных к школе старших подростков, %

Параметры Содержательные характеристики самооценки

Адекватная Неадекватная

Завышенная Заниженная

1. Уверенность в себе 54,5 33,3 12,2

2. Внешность 48,4 36,5 15,1

3. Уважение сверстников 42,4 36,5 21,1

4. Доброта 48,4 48,4 3,2

5.Умственные способности 54,6 39,3 6,1

6. Здоровье 54,5 33,4 12,1

Таблица 4. Особенности самооценки неадаптированных и дезадаптированных старших подростков, %

Параметры Содержательные характеристики самооценки

Адекватная Неадекватная

Завышенная Заниженная

1. Уверенность в себе 48,9 32 19,1

2. Внешность 38,4 34 27,6

3. Уважение сверстников 40,4 42,5 17,1

4. Доброта 40,4 51,1 8,5

5.Умственные способности 51,1 29,8 19,1

6. Здоровье 42,7 29,7 27,6

Данные таблиц позволяют заключить, что высокий процент самоуверенных учащихся, с одной стороны, свидетельствует о наличии искажений в процессе развития личности (возникающих, прежде всего, из-за дефектов воспитания), а с другой стороны, является специфической особенностью данного возрастного периода. Отметим, что подростки в целом высоко оценивают свои умственные способности, считают себя добрыми, демонстрируют уверенность в своих силах и в том, что уважаемы другими людьми. Надо полагать, эти особенности самооценки старших подростков отражают их потребность в независимости, в проверке своих возможностей, в уважении и привязанности. Между тем, в группе подростков с признаками ШД по всем исследуемым

параметрам значительно выше процент учащихся с неадекватной самооценкой, в особенности, с заниженной.

Вслед за развитием когнитивных процессов и глубокими преобразованиями в самосознании неизбежно следуют изменения в мотивационно-потребностной сфере подростка. По своему строению она начинает характеризоваться не рядо-положенностью мотивов, а их иерархической структурой [7, С.75]. В ходе изучения психолого-педагогической литературы нами была выявлена следующая система соподчинения различных мотивационных тенденций, присущих личности старшего подростка, которые во многом определяют характер протекания школьной адаптации в этом возрасте (Таблица 5).

Таблица 5. Характеристика направленности личности старшего подростка

Возрастные характеристики Эмоциональные и поведенческие реакции Особенности психолого-педагогического сопровождения

1. Потребность в познании самого себя как уникальной личности Обсуждают себя и сравнивают с другими, стараются узнать собственные черты в референтных персонах. Всё больше анализируют свои мысли и мысли других людей, оценивают поведение взрослых. - заполнять школьную жизнь подростка содержательными отношениями; - организовывать дискуссии по вопросам морали, эстетики, психологии; - на учебных и внеклассных занятиях выполнять упражнения на самопознание;

2. Потребность в самовыражении, самоутверждении, самореализации, успехе и проверке своих возможностей. Конфликтность как вызов обществу, упрямство. Подростки проявляют себя в тех качествах, которые считают наиболее ценными. Стараются добиться высокой социальной оценки. - включать подростка в реальную социально-значимую деятельность; - создавать ситуации успеха; - устанавливать межличностные отношения на основе принятия, понимания и сотрудничества;

3. Укрепление чувства взрослости. Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Чрезмерная самостоятельность, выражающаяся в эмансипации от семьи, приводит к частым конфликтам с родственниками. - развивать у подростков «социальную взрослость» в общественно-значимой деятельности и посредством введения механизма школьного самоуправления; - проводить игровые занятия, моделирующие свойственные взрослому миру отношения;

4. Стремление к физической и сексуальной активности, к высокой оценке своего физического развития. Проявляют преувеличенный интерес к проблемам пола, своему внешнему виду - развивать у подростков критичность восприятия стереотипных мнений; - оказать помощь в выборе и использовании модели социального поведения, подтверждающей свою эффективность;

5. Потребность в безопасности и привязанности, стремление к групповой принадлежности. Мнение сверстников становится более значимым, чем мнение взрослых. Очень переживают из-за тех своих черт, которые мешают в дружбе и общении с другими людьми. - постараться установить доверительные отношения с подростком, демонстрируя своё отношение к нему как к взрослому; - поддерживать свободу его ценностного самоопределения; - проявлять толерантность к подростковой субкультуре;

б.Повышенная враждебность и агрессия, тревожность в общении со взрослыми. Вызывающее поведение, сквернословие, дерзость, подозрительность, мстительность, «уход в себя». - предъявлять педагогически целесообразные требования, основанные на уважении личности подростка; - уделять особое внимание воспитанию толерантности, развитию социальной сензитивно-сти;

7. Стремление к углублению дружеских связей. Повышенная общительность, избирательность в установлении индивидуально-личностных отношений. Проявляют нетерпимость к грубости, фальши, недобросовестности. Очень боятся быть обманутыми и отвергнутыми. - скорректировать в пределах возможного те поведенческие и личностные особенности подростка, которые вызывают антипатию у сверстников; - научить правильно реагировать на негативное отношение одноклассников; - проводить работу по сплочению коллектива класса;

8. Стремление к новизне («сенсорная жажда») Очень любознательны, но быстро переключаются с одного дела на другое. Повышенная восприимчивость к вредным влияниям, интерес к курению, алкоголю. - помочь подростку сориентироваться в своих интересах, поддержать его веру в свои возможности;

9. Стремление к доверительному общению со взрослыми Подростки ищут тех людей и те идеи, которым они могли бы верить. Высоко ценят разносторонность и глубину знаний. - проявлять в общении с подростком доброжелательность, тактичность, быть справедливым и уравновешенным; - не забывать о юморе.

Анализ исследований, посвящённых изучению движущих сил поведения подростка, обнаруживает существенные преобразования в характере мотивации познавательной деятельности, возникающие на фоне общих изменений направленности его личности. В результате исследований Л.И. Божович было установлено, что учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов [1, С.23]. При этом одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом её выполнения; другие - с более широкими взаимоотношениями ребёнка с окружающей средой [1, С.23].

Мы провели исследование мотивации учебной деятельности с целью выявления уровня и структуры заинтересованности учёбой в школе в группе адаптированных и дезадаптированных учащихся. Восьмиклассникам для ранжирования предлагался перечень собственно учебных мотивов, социальных, эгоистических и мотивов самосовершенствования. Путём суммирования рангов мотивов, относящихся к одному из типов мотивации, мы выяснили значимость каждого из них для учащихся (Таблица 6).

Таблица 6. Особенности учебной мотивации старших подростков, %

^^^^^^ Место Мотивы

Социальные Учебные Эгоистические Самосовершенствов.

Группаучащихся ^^^^^^ 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

Адаптированные 15 28 42 15 21 33 24 22 12 18 21 49 52 21 12 15

Неадаптированные 20 40 35 5 20 25 25 30 10 5 20 65 50 30 20 -

Дезадаптированные 22 22 30 26 18 26 26 30 11 22 30 37 48 30 15 7

Итого по всем группам 19 29 36 16 20 29 25 26 11 16 24 49 50 26 15 9

Примечание: показатели округлены до целого числа.

Из таблицы видно, что во всех исследуемых группах ведущими мотивами учебной деятельности являются мотивы самосовершенствования. Вместе с тем отмечается высокий уровень развития (в целом по группе) познавательных интересов и социальных мотивов. Однако в группе учащихся с признаками ШД собственно учебные мотивы получили низкую ранговую оценку Данный факт вызывает большую тревогу, ведь «мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому её осуществлению» [1, С.24]. Поэтому для преодоления ШД в старшем подростковом возрасте необходимо, прежде всего, развивать познавательные интересы учащихся посредством использования в учебно-воспитательном процессе активных методов и технологий.

К тому же надо учитывать, что у старших подростков мотивы учения начинают воплощать потребности и стремления, связанные с их будущей позицией в жизни и профессиональной трудовой деятельностью (К. Флэйк-Хобсон, Б. Робинсон и др.). Профессиональная подготовка и стремление к самосовершенствованию становятся мотивационным центром, который определяет деятельность учащихся, их поведение и отношение к окружающему. Поэтому, нам представляется важным обратить особое внимание на проблему предпрофильной и профессиональной подготовки старшеклассников.

Итак, подытожив всё сказанное, можно сделать следующие выводы:

• Знание и учёт особенностей становления психологических функций в старшем подростковом возрасте, новообразований, а также роли ведущих типов деятельности в их формировании следует рассматривать как одно из ведущих условий предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у школьников 8-9-х классов.

• Личность старшего подростка подвергается качественным преобразованиям: развивается рефлексия, критическое мышление, возрастает интерес к себе и другим людям, сензитивность к усвоению социально значимых ценностей. Всё это создаёт благоприятные предпосылки для расширения адаптивных возможностей учащихся этого возраста.

• Процесс школьной адаптации старших подростков определяется в большей степени социокультурными факторами (системой социальных отношений, культурными традициями взросления), нежели анатомо-физиологическими. А поскольку личностное развитие в этот период сопряжено с укреплением чувства взрослости и обострением потребности в групповой принадлежности, то и основные трудности адаптации подростка в школе будут связаны со сферой межличностных отношений.

• Формирование готовности к функционированию в обществе порождает у старших подростков стремление проявить себя, что ведёт к активному поиску путей установления взаимоотношений с людьми и реальных форм развития предметно-практической деятельности. Поэтому, эффективная организация общественно-полезной деятельности, отвечающей потребностной сфере личности подростка, позволит преодолеть многие трудности школьной адаптации.

This article discusses the importance of age-related approach in solving school exclusion. Given psychophysical and personal characteristics of students older adolescents based on the data obtained in the course of experimental work. On this basis, the article considers the peculiarities of psycho-pedagogical support, methods and techniques of socio-pedagogical assistance and support to older Teens in the modern school. Keywords: school maladjustment, age approach, adolescence, psycho-pedagogical support.

Список литературы

1. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадёжиной. - М.: Педагогика, 1972. - С.7-44.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432с.: ил.

3. Журавлёв, Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 185-192.

4. Истратова, О.Н. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакуста. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 511с.

5. Подростковый возраст: развитие креативости, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2006.

6. Подросток и семья: учеб. пособие по детской и возрастной психологии / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2002. - 656с.

7. Психология подростка: учебник / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК»; М.: Олма-Пресс, 2003. - 480с.

8. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529с.

9. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - 2-е изд. доп и перераб. - М.: Совершенство, 1998. - 432с.

Об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карбанович О.В. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.