Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения'

Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1798
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ / ADAPTATION / LEADING TYPE OF ACTIVITY / MOTIF / MOTIVATION / THE FORMATION OF MOTIVES FOR LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хапачева Сара Муратовна

В статье рассматривается вопрос о психолого-педагогических особенностях адаптации подростков ко второй ступени обучения, описывается период адаптации к новым правилам и требованиям, критерии успешности адаптации, которые выступают как степень сохранности психологического и физического здоровья учащихся; раскрывается учебная мотивация подростка, направленная не только на получение новых сведений, знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное на освоение способов самостоятельного добывания знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogic features of adolescent adaptation to the second educational stage

The article discusses the psychological and pedagogical features of adaptation to the second stage of teenagers learning describes the period of adaptation to the new rules and requirements, criteria for suc-cessful adaptation, which act as the degree of preservation of mental and physical health of students. Ex-pands learning motivation of pupils of secondary school age are not only aimed at obtaining new information and knowledge, but also to search for general laws, and most importantly for the development of methods of obtaining self-knowledge.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический, электронный журнал ART 14635 УДК 371

Хапачева С.М. Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. -ART 14635. - 0,85 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14635.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Хапачева Сара Муратовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп sara.xapacheva@mail.ru

Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о психолого-педагогических особенностях адаптации подростков ко второй ступени обучения, описывается период адаптации к новым правилам и требованиям, критерии успешности адаптации, которые выступают как степень сохранности психологического и физического здоровья учащихся; раскрывается учебная мотивация подростка, направленная не только на получение новых сведений, знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное на освоение способов самостоятельного добывания знаний. Ключевые слова: мотив, мотивация, адаптация, ведущий вид деятельности, формирование мотивов учения.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В личностном развитии младших школьников встречаются кризисные периоды, одним из которых является переход обучающихся из начальной школы в среднее звено образования. При этом существенно меняются требования учебной деятельности и социальная ситуация развития: на смену одному учителю приходит несколько учителей - предметников, расширяется круг общения со сверстниками, возникает необходимость усвоения новых учебных предметов. Данный период также характеризуется тем, что усложняется учебный материал и формы организации учебно-воспитательной работы, методы и приемы обучения, вводится кабинетная система обучения.

Анализ массовой школьной практики показывает, что переход в пятый класс психологически слабо подготовленных школьников усугубляет их негативное отношение к учебе и школе в целом. Все это сказывается и на их обучаемости, и на развитии личности, и на ее психическом здоровье.

К тому же этот период совпадает во времени со вступлением школьников в подростковый возраст и сопровождается рядом специфических процессов, составляющих содержание так называемой "проблемы пятых классов"[3]. Особенно сложным для учащихся является начальный адаптационный период обучения, в который, как показывает практика школьных психологов, наблюдается наибольшее число дезадаптированных школьников.

В связи с реформированием школы возникла насущная потребность в разработке программы согласованной деятельности учителей начальных классов, учите-лей-предметников и родителей младших школьников по формированию у учащихся психологической готовности ко второй ступени общего образования.

Основными понятиями в работе являются структура мотивационной сферы учащегося и уровневая дифференциация обучения на основе достижения обязательных результатов.

Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного

IV 'I rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14635 УДК 371

Хапачева С.М. Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. -ART 14635. - 0,85 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14635.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом. Очень мало внимания уделяется анализу причин столь значительного расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов; как правило, имеет место либо простое изложение взглядов других авторов на проблему, либо критика иных точек зрения, без поиска и развития того рационального, что имеется в подходах предшественников. Между тем непредвзятый анализ позволяет увидеть в различных гипотезах и формулировках много ценной информации, которую можно использовать при построении целостной и непротиворечивой концепции мотивации и мотива.

Известно, что возможность успешного продвижения школьников, на этапе перехода из младшей школы в среднюю, зависит от их способностей успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. К таким изменениям относится то, что в средней школе обучение становится предметным, появляются разные учителя и ребенку необходимо уметь гармонично интегрировать разнообразные переживания, разные, часто противоречивые стили и требования учителей и на этой основе формировать целостную и непротиворечивую самооценку. В обучении и общении ребенка должен произойти переход от ориентации его на заданный учителем образец к выбору собственных образцов действий. Учебная деятельность становится для ребенка не только процессом усвоения знаний, но и способами овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы.

Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

- познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения;

- социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми [2].

Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

- широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями;

- учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

- мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний [1].

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным и т. д.

Вторая большая группа мотивов - социальные мотивы - также распадается на несколько подгрупп:

- широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

- узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определённую позицию, место в отношениях с окружающими, получить

IV О rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический, электронный журнал ART 14635 УДК 371

Хапачева С.М. Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. -ART 14635. - 0,85 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14635.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

их одобрение, заслужить у них авторитет. Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними;

- социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности [1].

Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения.

Для периода обучения ребенка в среднем звене характерно освоение ребенком социальной действительности межличностных отношений. В этот период он осознает эталоны общественного сознания, сопоставляет себя с ними через мнения и оценки других людей. Одновременно с этим в этом же периоде происходит дальнейшее формирование и совершенствование структуры учебной деятельности. Таким образом, средний школьный возраст-возраст, овладения самостоятельными формами учебной деятельности и способами взаимодействия с другими людьми в ходе этой деятельности.

Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является собственно учебная деятельность, что требует от ребенка овладения ее компонентами. Ведущей деятельностью среднего школьного возраста является взаимодействие и общение школьника в ходе учения с другим человеком, что делает учебную деятельность менее значимой для самого ребенка.

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам развития детей при переходе из начальной школы в среднюю, позволяет выделить конкретно специфические особенности этого сложного и ответственного периода жизни.

С приходом в среднюю школу коренным образом изменяются условия обучения: появляется кабинетная система, классный руководитель и учителя-предметники. Большинство детей переживают переход в среднюю школу как важный момент их жизни связанный, во-первых, с окончанием начальной школы, а значит с изменением социального статуса. Переход учащихся в пятый класс объективно оценивается окружающими как более «взрослый» этап обучения). Многие дети, обучавшиеся первоначально у одного учителя, воспринимают переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений как «зримый внешний показатель их взрослости». При этом часть детей воспринимает переход в старшее звено школы как возможность по-новому начать школьную жизнь, возможно, наладить не сложившиеся отношения с педагогами [2].

Многие авторы характеризуют переход учащихся в среднее звено школы как время овладения самостоятельными формами работы, период развития интеллектуальной, познавательной активности учеников, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией [3]

С началом обучения в средней школе расширяется само понятие «учение». Теперь оно не ограничивается рамками обязательных учебных программ, выполнением заданий учителя, а часто выходит за пределы не только класса, но и школы, большей

IV 3 ^

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14635 УДК 371

Хапачева С.М. Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. -ART 14635. - 0,85 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14635.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

степени осуществляться самостоятельно, целенаправленно. В то же время, исследования показывают, что именно в этот момент, на рубеже 3 (4) - 5 классов, значительно снижается интерес учащихся к школе, к самому процессу обучения.

Достаточно распространены такие симптомы этого «разочарования» школьников в своей позиции ученика, как: отрицательное отношение к школе в целом, к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и особенно дома, конфликты с учителями, нарушение правил поведения в школе.

Эта тенденция к «мотивационному вакууму» на рубеже начальной и средней школы объясняется рядом факторов. Снижение интереса к учению заметно в тех классах, в которых преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, там, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. В качестве причин снижения интереса к учению В.А. Сухомлинский называл злоупотребление учителя плохой отметкой, снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность в своих возможностях. Наконец, нужно отметить, что некоторое снижение мотивации учения носит закономерный характер: удовлетворена потребность дошкольника учиться, снята эмоциональная привлекательность, появляющиеся трудности и неудачи также снижают интерес к учению [5].

Изменяющиеся условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у детей определенных учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции. В то же время, учащиеся пятого класса наиболее восприимчивы к такому руководству со стороны взрослого, когда он сам проявляет инициативу, задает некоторые общие рамки деятельности. Но при этом необходимой для детей является возможность самим принимать решения, без пошагового контроля со стороны взрослого [6].

Л. И. Божович период перехода детей в среднюю школу, как и любой переходный период, связывает с существенным образом изменяющимся содержанием внутренней позиции ребенка, тех аспектов жизнедеятельности, которые вызывают наиболее сильные эмоциональные переживания [1].

В данный период изменения во внутренней позиции касаются в основном сферы взаимоотношений ребенка с другими людьми, и, прежде всего, со сверстниками.

Одной из важнейших черт, характеризующих социальную ситуацию развития при переходе в среднее звено школы, по мнению Л. И. Божович, является наличие уже достаточно сложившегося коллектива сверстников, в котором дети стремятся найти и занять свое место [ё]. В среднем школьном возрасте важнейшим фактором психического развития становятся требования коллектива и его общественное мнение. Общение со сверстниками, сравнение себя с другими при наличии уже достаточно развитых познавательных возможностей детей среднего школьного возраста приводят к тому, что важнейшим содержанием их психического развития становится развитие самосознания, возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. Школьный коллектив является для учащихся той ближайшей целью, которая начинает непосредственно определять формирование многих важнейших сторон их личности. Главным ведущим мотивом поведения и деятельности учащихся в школе является их стремление найти свое место среди товарищей в классном коллективе [1]

В период перехода из начальной школы в среднюю у детей появляются притязания на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический, электронный журнал ART 14635 УДК 371

Хапачева С.М. Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. -ART 14635. - 0,85 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14635.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

на эмоциональное самочувствие ребенка в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. Существенные изменения происходят и в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг к другу. На первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами «настоящего товарища [1].

Исследования показывают, что большинство детей относится ко взрослым в основном уравновешенно, спокойно, открыто и доверчиво, признавая их авторитет и ожидая от учителей, родителей и других взрослых поддержку и помощь. У многих пятиклассников отмечается достаточно сильное желание хорошо учиться, делать все так, чтобы не огорчать близких взрослых [2].

В то же время, в некоторых источниках отмечается противоречивость, двойственность отношения взрослых, родителей и учителей к подросткам-пятиклассни-кам, которая проявляется в одновременном «взрослении», требовании быть более самостоятельными, организованными, и «детскости» школьников. Возросшие требования, и со стороны родителей, и со стороны учителей, часто оказываются не пол силу подросткам. По этой причине у одних детей может развиваться повышенная зависимость от взрослых, особенно от классного руководителя, а у других, возникать ощущение полного одиночества, «никому ненужности».

Средний школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией.

Учебная мотивация школьников среднего школьного возраста направлена не только на получение новых сведений, знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное на освоение способов самостоятельного добывания знаний. Такой путь развития познавательной активности возможен лишь в том случае, если интерес к учению становится смыслообразующим в жизни.

Благоприятными условиями перехода в среднее звено становится потребность во взрослости, общая активность, стремление осознать себя как личность, потребность в самовыражении, стремление к самостоятельности, самоутверждению.

В тоже время существуют и негативные стороны данного возраста - незрелость оценок себя и окружающих, конфликтность, внешнее безразличие к мнению учителя, отсутствие понимания связи учебных предметов с возможностями их использования в будущем.

Ребёнок часто оказывается в ситуации выбора между позицией «хорошего ученика» и позицией «хорошего товарища». В начальной школе самооценка учителем формировалась на основе результатов учёбы, в среднем и старшем звене учитываются не учебные характеристики, качества, проявляющиеся в общении. Возрастает недовольство собой, возникает негативная самооценка, она распространяется и на учебную деятельность.

Возникает потребность в положительной активности со стороны взрослых.

Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, интерес к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности. Задачи формирования мотивации определяются резервами в каждом возрасте, т. е. зоной ближайшего развития.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе - одним из труднейших периодов школьного обучения. Однако для определения возможных путей и средств решения проблем «переходного периода» необходимо опреде-

(V С rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14635 УДК 371

Хапачева С.М. Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. -ART 14635. - 0,85 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14635.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

лить, какие психологические новообразования младшего школьника - будущего пятиклассника обеспечат успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития.

Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, однако специфика каждого возраста определяется тем, освоение каких сторон действительности осуществляется ребенком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каждого школьного возраста. Так, в младшем школьном возрасте ребенок осваивает «предметную» действительность, т. е. знания, закрепленные в учебных курсах. В отличие от раннего возраста в младшем школьном возрасте ребенок осваивает благодаря учению ту предметную действительность, которая далеко выходит за пределы его личного непосредственного опыта. Младший школьный возраст - возраст вхождения в учебную деятельность, овладения ее структурными компонентами. [3]

В среднем школьном возрасте ученик осваивает социальную действительность межчеловеческих отношений, осознает эталоны общественного сознания (идеалы, ценностные ориентации), сопоставляет себя с ними через мнения и оценки других людей. Одновременно здесь происходит дальнейшее освоение структуры учебной деятельности. Таким образом, средний школьный возраст - возраст овладения самостоятельными формами учебной деятельности и способами взаимодействий с другим человеком в ходе учебной деятельности.

По мнению Морозовой Н. Г., у школьника возникает стойкий интерес к определенному предмету. Причем, повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения. У этих учащихся меняются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний - уроки учат не для того, чтобы знать, а для того, чтобы получить отметки. Происходит заучивание без понимания, появляется равнодушие к сути того, что подросток изучает. Опасность сниженной мотивации состоит в том, что у школьников формируются отрывочные и бессистемные знания. Кроме того, у них формируются привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка хитрить и ловчить, чтобы избежать наказания, привычка списывать, отвечать по подсказке [4].

Л. И. Божович считает, что главным мотивом поведения и деятельности учащихся средних классов в школе является стремление найти свое место среди товарищей. A неудовлетворенность подростка своим положением среди сверстников может являться, как причиной плохого поведения с целью завоевать себе желаемое место в коллективе, так и стремлением во что бы ни стало добиться хороших отметок, даже в том случае, когда имеющиеся знания не соответствуют им, то есть появляется фетишизм отметки, с целью упрочения социального статуса в классе. [1]

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает,

r>J

6 ~

КОНТ ТЕПТ

научно-методический, электронный журнал ART 14635 УДК 371

Хапачева С.М. Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. -ART 14635. - 0,85 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14635.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья учащихся.

Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно выделить следующие составляющие такой готовности:

- успешное усвоение программного материала;

- качественно иной тип взаимоотношений (более «взрослый») с учителями и одноклассниками;

- ведущая деятельность (начальное звено - учебная деятельность, среднее звено - межличностные отношения).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый ученик имеет свои особенности, в том числе - и в мотивационной сфере. B идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. К сожалению, это пока невозможно. Вместе с тем в любом классе имеется несколько учеников, с которыми необходимо вести индивидуальную работу. Как правило, это учащиеся с отрицательным отношением к учебной деятельности, а также школьники с низким уровнем мотивации. Знание возможных состояний мотивационной сферы учеников поможет учителю более уверенно выбирать пути индивидуальной работы с ними. А. К. Маркова выделила следующие уровни развития учебной мотивации у школьников:

1. Отрицательное отношение к учению. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.

2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.

3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.

4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.

5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.

6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности [2].

Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов. Однако достижение высоких уровней не обязательно предполагает прохождение всех более низких. При определенной организации учебной деятельности большинство учеников с самого начала работают на положительной познавательной мотивации, не проходя уровней отрицательной мотивации. Но если у школьника сложилась отрицательная мотивация, то задача учителя - обнаружить ее и найти способы коррекции.

(V Т rw

ART 14635

научно-методический электронный журнал

УДК 371

Хапачева С.М. Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. -ART 14635. - 0,85 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14635.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Для установления уровня мотивации существуют специальные методики. Не рассматривая всех, остановимся только на тех из них, которые учитель может использовать для обнаружения первых двух уровней мотивации: а) отрицательное отношение к учению, мотивация избегания неприятностей; б) нейтральное отношение к учению, мотивируют внешние результаты учения [1].

Мотивация избегания неудачи - выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности с преобладанием такой мотивации главное - не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, ее полного или частичного недостижения.

Для выявления учеников, имеющих указанные уровни мотивации, следует использовать наблюдение. Учащиеся с отрицательным отношением к учению склонны пропускать уроки под благовидным предлогом. Они небрежно выполняют домашнее задание, не задают вопросы учителю.

Третий метод - создание ситуации выбора. Например, учитель предлагает ученику вместо занятий, если он хочет, пойти отнести пакет в соседний детский сад. При этом добавляет, что пакет можно отнести и после уроков. Используют и такой прием: предлагают школьнику составить такое расписание на неделю, которое больше всего его устраивает.

Коррекционная работа - деятельность педагога, направленная на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания и умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс выполнения действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе работы учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед. Делать это надо очень осторожно. Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителем его возможностей. Наоборот, если учитель отметит его успехи при решении трудной задачи, - это вселит в него дух уверенности.

В ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятельностью, не приобрело личностного смысла. Игра помогает подготовить ребенка к учению. Постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности.

Ннаблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки.

Нередко в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать, когда хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у ученика формируется постепенно страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях[6].

8

КОНТ ТЕПТ

научно-методический, электронный журнал ART 14635 УДК 371

Хапачева С.М. Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. -ART 14635. - 0,85 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14635.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись, вставать и рано утром идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение учителя к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них тоже относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь досадить. Словом, ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет работу. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.

Задача учителя, прежде всего и состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него желание усваивать новый материал, научиться работать с ним.

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его [1].

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности.

С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют. Этот путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса. В психологии выявлено достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Исследования показали, что познавательные интересы школьников существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему.

Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, а тем самым и вызывает у него интерес к изучению данного предмета. При этом, как показало исследование В.Ф. Моргуна, мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения: ученикам интересно изучать, например, русский язык, самостоятельно решая языковые задачи[4].

Второе условие связано с организацией работы над предметом малыми группами. В. Ф. Моргун обнаружил, что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то

(V Q rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14635 УДК 371

Хапачева С.М. Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. -ART 14635. - 0,85 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14635.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется[3].

В этом же исследовании показано, что большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету имеет групповая сплоченность учащихся, работающих малыми группами. В связи с этим при комплектовании групп кроме успеваемости, общего развития учитывалось желание ученика. Спрашивали: «С кем бы ты хотел заниматься на уроках русского языка в одной четверке?» Влияние групповой сплоченности объясняется тем, что при работе малыми группами на первый план выходят не отношения «учитель - учащийся», а отношения между учащимися.

В группах, где не было сплоченности, отношение к предмету резко ухудшилось. Наоборот, в сплоченных группах интерес к изучаемому предмету существенно возрос.

Уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности педагогического коллектива. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности обучающихся, то важность выявления уровня развития мотивации у подростков становится очевидной. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника играет решающую роль для учителей, т. к. знание о развитии мотивации у ученика дает возможность определить учителю эффективные меры педагогического воздействия (влияния).

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей - взглядом, улыбкой, кивком.

Как известно, отношение к учебной деятельности у подростков не однозначно. C одной стороны, этот период характеризуется снижением мотиваций учения (возрастание вне учебных интересов, стремление к общению со сверстниками), а с другой стороны, этот период является сенситивным для формирования зрелых форм учебной деятельности. Одной из важных причин снижения мотивации учения в средней школе служит недостаточный учет учителем социальных мотивов подростков, когда в ходе обучения не реализуются стремление подростка к взрослости и самостоятельности, к взаимодействию со сверстниками. Адекватным мотивом учебной деятельности в среднем школьном возрасте выступает мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком. Этим же определяется интерес школьников ко всем формам групповой работы. Но в то же время благоприятными для учебной деятельности особенностями мотивации в этом возрасте являются увеличение широты и разнообразия интересов, возрастание их определенности и устойчивости.

Формирующаяся устойчивая иерархия мотивов, рост произвольности в регуляции собственного поведения образуют такую базовую характеристику личности, как ее направленность. C возникновением у подростка устойчивых мотивов поведения кризис подросткового возраста протекает значительно легче.

Центральным личностным новообразованием этого периода оказывается становление нового уровня самосознания, формирование «Я-концепции». Появляется способность к самоанализу, сопоставлению себя с другими. Это позволяет подростку

IV ^

КОНТ ТЕПТ

научно-методический, электронный журнал ART 14635 УДК 371

Хапачева С.М. Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. -ART 14635. - 0,85 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14635.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

выработать некоторые собственные критерии оценки себя, помогающие ему переходить от ориентации на оценки окружающих к самооценке. B результате развивается представление о «Я-идеальном». Сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится основой «Я-концепции», в которой можно вы делить два аспекта: знание о себе и само отношение, т.е. выражение смысла «я» [6].

Понимание подростком соподчинения своих желаний означает, что в этом возрасте складывается осознанная система мотивации, образуется устойчивое доминирование какого-либо мотива. Самоанализ становится средством для организации не только взаимоотношений е другими, но и собственной деятельности, саморазвития и самореализации, т.е. играет важную роль в учебной деятельности [4].

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Анализируя выше сказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все более начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса является деятельность, несущая познавательную функцию.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Учебная мотивация школьников среднего школьного возраста направлена не только на получение новых сведений, знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное на освоение способов самостоятельного добывания знаний.

Отношение к учебной деятельности у подростков не однозначно. С одной стороны, этот период характеризуется снижением мотивации учения (возрастание внеучебных интересов, стремление к общению со сверстниками), а с другой стороны, этот период является сензитивным для формирования зрелых форм учебной деятельности.

Формирование мотивации учения будет успешным, если используются методы стимулирования мотивации.

Ссылки на источники

1. Изучение мотивации поведения детей и подростков./ Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежи-ной. -М., 1972.

2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. /А.К. Маркова.- М.-2003. - 96 с.

3. Монистическая концепция многомерного развития личности/ Сост. В. Ф. Моргун. Полтава,1999;

4. Моргун В. Ф., Седых К. В. Делинквентный подросток./ В.Ф. Моргун, К.В. Седых.- Полтава, 1995.

5. Морозова, Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей - Н.Г. Морозова.-М., 1999

6. Остапенко А.А. Как смоделировать систему непрерывного образования согласно закону «полоса-тости жизни?» // Школьные технологии./ А.А. Остапенко - М., №2, 2009.

rw IV

ART 14635

научно-методический электронный журнал

УДК 371

Хапачева С.М. Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 11. -ART 14635. - 0,85 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14635.htm. - Гос. р ег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Sara Hapacheva,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics and pedagogical techniques, Adyghe State University, Maykop sara.xapacheva @ mail.ru

Psychological and pedagogic features of adolescent adaptation to the second educational stage Abstract. The article discusses the psychological and pedagogical features of adaptation to the second stage of teenagers learning describes the period of adaptation to the new rules and requirements, criteria for successful adaptation, which act as the degree of preservation of mental and physical health of students. Expands learning motivation of pupils of secondary school age are not only aimed at obtaining new information and knowledge, but also to search for general laws, and most importantly for the development of methods of obtaining self-knowledge.

Key words: motif, motivation, adaptation, leading type of activity, the formation of motives for learning. Рекомендовано к публикации:

Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

12 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.