Т-В- Харитонов
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Вопрос финансового обеспечения старости в последнее десятилетие стал чрезвычайно актуальным во всем мире: старение населения, с одной стороны, и повышение уровня жизни в большинстве стран, с другой, привели к тому, что поддержание благосостояния людей в течение достаточно длительного периода времени после выхода на пенсию стало основной задачей, как государства, так и самих работников.
При обсуждении вопросов о пенсиях в западных странах государственное пенсионное обеспечение, как правило, не рассматривается как основной источник дохода человека после окончания трудовой жизни, так как накопление средств все чаще производится либо человеком самостоятельно, либо через корпоративное пенсионное обеспечение.
В течение многих десятилетий государственная пенсия в нашей стране была основным источником дохода после выхода на пенсию (не считая, конечно, дополнительных доходов работавших пенсионеров). Невысокий уровень пенсии в настоящее время не позволяет надеяться, что после выхода на пенсию бывшие работники смогут благополучно обеспечивать себя на средства государственной пенсии, однако в психологии людей она будет еще долго оставаться главным гарантированным источником дохода в старости. Исходя из этого, рассмотрение вопросов о предоставлении добровольного пенсионного обеспечения нельзя проводить без учета перспектив государственного пенсионного страхования.
От распределения к накоплению. Несмотря на то, что отчисления в государственный Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ), производимые работодателем во время трудовой жизни человека, в теории должны составлять его будущую пенсию, собираемые отчисления до начала пенсионной реформы были направлены на выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Получаемая впоследствии пенсия хоть и рассчитывается с учетом заработка человека за определенный период (правила расчета ко-
торого несколько раз менялись), в целом не связана с суммой взносов, сделанных работодателем за трудовую жизнь конкретного человека, и до сих пор не могла превышать определенный невысокий уровень.
Такая ситуация не могла продолжаться вечно: старение населения и падение рождаемости грозит тем, что в достаточно скором будущем работающее население уже не сможет своими взносами в ПФ прокормить пенсионеров. Существенное различие в заработках, возникшее с приходом рыночных отношений, привело к тому, что рассчитываемая пенсия может кардинально не соответствовать сделанным за человека взносам. По этим и другим причинам в России началась пенсионная реформа, основная задача которой - переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной.
Пенсионная реформа. До 2002 г. в России существовала распределительная пенсионная система, в соответствии с которой пенсионные отчисления передавались непосредственно в ПФ Российской Федерации, который использовал эти отчисления для выплат пенсионерам. При этом размер минимальной пенсии был одинаков для всех, а доплаты к пенсии зависели от стажа работы, заработной платы и вида деятельности работника.
В результате такого распределения в связи с ростом числа пенсионеров и уменьшением числа работающих, низкой долей оплаты труда в ВВП, высокой долей скрытой оплаты труда и ряда других факторов в настоящее время размер государственной пенсии не превышает 1B00 руб. в месяц (без учета региональных доплат) и не обеспечивает прожиточного минимума.
Первой фазой пенсионной реформы было введение накопительного элемента пенсионных отчислений работодателей в России с 1 января
2002 г., что стало первым шагом в переходе российской пенсионной системы от распределительного типа к смешанному (то есть объединяющему в себе как распределительную, так и накопительную системы выплаты пенсий).
В настоящее время максимальная сумма платежей работодателя, относящаяся к государственным пенсиям, составляет 2B% от фонда оплаты труда, минимальная (на годовые доходы сотрудника, превышающие 600000 руб.) - 2 %. Эти платежи делятся на три основные части:
• платежи в федеральный бюджет;
• страховая часть взносов в Пенсионный фонд;
• накопительная часть взносов в Пенсионный фонд.
Аналогичным образом в будущем будут формироваться государственные пенсии. Всем выходящим на пенсию гражданам государство будет гарантировать базовую пенсию, не зависящую от трудового стажа или заработка, а две остальные части пенсии будут зависеть от доходов работника. Страховая часть пенсии будет определяться на основе специальных коэффициентов. Она будет гарантировать поддержание пен-
сионных выплат не ниже уровня прожиточного минимума. Основной же долей будущих пенсий предполагается сделать ее накопительную часть, то есть те взносы, которые были сделаны работодателем за сотрудника в течение его трудовой жизни.
Таким образом, трудовая пенсия складывается из следующих составляющих (рис. 1).
Отчисления работодателя
Часть ЕСН, отчисляемая в федеральный бюджет
Базовая часть Страховая часть Накопительная часть
Государственная пенсия
Страховая часть
Накопительная часть
Обязательные пенсионные взносы
Рис. 1. Финансовый механизм пенсионной реформы
Базовая часть - определенная законодательством фиксированная величина, индексируемая по решению Правительства. В будущем она станет равной прожиточному минимуму. Сегодня 14% из фонда оплаты труда (ФОТ) каждого работника отчисляется работодателями на финансирование базовой составляющей пенсии.
Страховая часть получает денежное выражение с момента выхода работника на пенсию, а до этого момента аккумулируется виртуально на индивидуальном счете застрахованного лица (не превысит 1800 руб. для всех категорий лиц). Текущие поступления расходуются на выплату пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе.
Накопительная часть - реальные сбережения, которые путем инвестирования в ценные бумаги должны расти с течением времени. Эта составляющая пенсии может превысить две предыдущие.
Порядок формирования страховой и накопительной частей пенсии отражен в приведенных ниже табл. 1 и 2. Далее рассмотрим подробнее инвестирование накопительной части.
Отчисления работодателей в ПФ РФ распределяются между страховой и накопительной частями в зависимости от возраста сотрудника. За сотрудников моложе 1953 г. р. (мужчин) и 1957 г. р. (женщин) работодатели переводят взносы только на страховую часть пенсии, и в момент выхода этих сотрудников на пенсию их будущие
пенсионные выплаты будут состоять только из базовой и страховой частей пенсии. Для двух следующих категорий сотрудников - работников старше 1967 г.р. (первая категория) и работников 1967 г.р. и моложе (вторая категория) работодатели ежегодно перечисляют взносы на накопительную часть пенсии в соответствии с приведенной ниже табл. 2.
Таблица 1
Структура формирования страховой части пенсии
Год Годовой доход, руб. Мужчины 1952 г.р. и старше, женщины 1956 г.р. и старше Мужчины 1953-66 г.р., женщины 1957-1966 г.р. Мужчины и женщины 1967 г.р. и моложе
2004 менее 100000 14,0% 12,0% 10,0%
100001-300000 14000 руб. + 7,9% от суммы, превышающей 100000 руб. 12000 руб. + 6,8% от суммы, превышающей 100000 руб. 10000 руб. + 5,64% от суммы, превышающей 100000 руб.
300001-600000 29800 руб. + 3,95% от суммы, превышающей 300000 руб. 25600 руб. + 3,39% от суммы, превышающей 300000 руб. 21280 руб. + 2,82% от суммы, превышающей 300000 руб.
более 600000 41650 руб. 35770 руб. 29740 руб.
2005 менее 100000 14,0% 12,0% 9,0%
100001-300000 14000 руб. + 7,9% от суммы, превышающей 100000 руб. 12000 руб. + 6,8% от суммы, превышающей 100000 руб. 9000 руб. + 5,08% от суммы, превышающей 100000 руб.
300001-600000 29800 руб. + 3,95% от суммы, превышающей 300000 руб. 25600 руб. + 3,39% от суммы, превышающей 300000 руб. 19160 руб. + 2,54% от суммы, превышающей 300000 руб.
более 600000 41650 руб. 35770 руб. 26780 руб.
начиная с 2006 менее 100000 14,0% 12,0% 8,0%
100001-300000 14000 руб. + 7,9% от суммы, превышающей 100000 руб. 12000 руб. + 6,8% от суммы, превышающей 100000 руб. 8000 руб. + 4,5% от суммы, превышающей 100000 руб.
300001-600000 29800 руб. + 3,95% от суммы, превыаю-щей 300000 руб. 25600 руб. + 3,39% от суммы, превышающей 300000 руб. 17000 руб. + 2,26% от суммы, превышающей 300000 руб.
более 600 000 41650 руб. 35770 руб. 23780 руб.
Источник: [4].
Таблица 2
Структура формирования накопительной части пенсии
Год Годовой доход, руб. Мужчины 1952 г.р. и старше, женщины 1956 г.р. и старше Мужчины 1953-1966 г.р. , женщины 1957-1966 г.р. Мужчины и женщины 1967 г.р. и моложе
2004 менее 100000 0,0% 2,0% 4,0%
100001-300000 2000 руб. + 1,1% от суммы, превышающей 100000 руб. 4000 руб. + 2,26% от суммы, превышающей 100000 руб.
300001-600000 4200 руб. + 0,56% от суммы, превышающей 300000 руб. 8520 руб. + 1,13% от суммы, превышающей 300000 руб.
более 600000 - 5880 руб. 11910 руб.
2005 менее 100000 0,0% 2,0% 5,0%
100001-300000 2000 руб. + 1,1% от суммы, превышающей 100000 руб. 5000 руб. + 2,84% от суммы, превышающей 100000 руб.
300001-600000 4200 руб. + 0,56% от суммы, превышающей 300000 руб. 10640 руб. + 1,41% от суммы, превышающей 300000 руб.
более 600000 - 5880 руб. 14870 руб.
начиная с 2006 менее 100000 0,0% 2,0% 6,0%
100001-300000 2000 руб. + 1,1% от суммы, превышающей 100000 руб. 6000 руб. + 3,40% от суммы, превышающей 100000 руб.
300001-600000 4200 руб. + 0,56% от суммы, превышающей 300000 руб. 12800 руб. + 1,69% от суммы, превышающей 300000 руб.
более 600000 - 5880 руб. 17870 руб.
Источник: [4].
Как видно из таблицы, максимальная сумма взносов на накопительную часть пенсии составляет 5880 руб. в год для первой категории работников, не меняется с течением времени и изменяется от 11910 до 23780 руб. в год для сотрудников моложе 1967 г. р. (за 2003 г. максимальная сумма взносов для второй категории работников составила 8930 руб.). Соответственно, по действующему сейчас законодательству, с годовой заработной платы, превышающей 600000 руб., все платежи работодателя перечисляются в федеральный бюджет и не влияют на величину будущей пенсии.
Очевидно, что даже для самых молодых работников сумма годовых взносов на накопительную часть пенсии невелика, и ожидать в будущем формирования высокой накопительной части пенсии за счет данных взносов было бы нереалистично, особенно учитывая предполагаемую низкую доходность на накопления, инвестируемые через государственный ПФ.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что пенсионная реформа, возможно, будет обеспечивать минимальный уровень государственной пенсии в будущем, но предполагать, что введенная накопительная система позволит серьезно увеличить уровень пенсий (и для высокооплачиваемых работников поднять их на уровень, сопоставимый с заработной платой), при нынешнем размере обязательных отчислений нет оснований.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) аккумулирует накопительную часть пенсии и распределяет ее между государственной и частными управляющими компаниями в соответствии с заявлениями граждан (рис. 2).
Рис. 2. Управление накопительной частью пенсионных резервов
Специализированный депозитарий контролирует деятельность государственной и частных управляющих компаний по инвестированию пенсионных накоплений. В результате тендера, проведенного 27 августа
2003 г., статус спецдепозитария получила Объединенная депозитарная компания (ОДК).
Государственная управляющая компания (Внешэкономбанк) инвестирует накопительные средства граждан, не выбравших частную (УК), в государственные и ипотечные ценные бумаги, банковские депозиты и ипотечные ценные бумаги.
Возможности инвестирования для частных управляющих компаний также ограничены государством. Однако перечень возможностей инвестирования для негосударственной управляющей компании намного шире. К их списку добавляются:
• корпоративные и муниципальные облигации,
• акции российских предприятий и компаний,
• банковские депозиты в уполномоченных правительством банках,
• иностранные ценные бумаги,
• иностранная валюта.
Накопительная часть пенсионных взносов может, по выбору работника, сохраняться и инвестироваться ПФ РФ или быть переведена в специализированную управляющую компанию (УК). В 2003 г. работники впервые выбирали способ инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, что вызывало множество вопросов по процедуре и правилам перевода пенсионных накоплений как со стороны работников, так и со стороны работодателей, из взносов которых формируются пенсионные накопления.
Одна из первых проблем, возникших в процессе информирования граждан о состоянии их пенсионных счетов,- несоответствие данных ПФ РФ о сделанных за того или иного работника взносах и ожиданий самого работника.
Случаи несоответствия ожидаемых сумм и реальной величины накоплений, указанных в письмах ПФ РФ, которые в настоящее время рассылаются всем гражданам, уже зарегистрированы, и решение таких проблем будет невозможно без участия работодателя, представляющего отчетность о сделанных за работников взносах в Пенсионный фонд. Однако перевод самих сумм отчислений в негосударственные УК будет производиться непосредственно ПФ РФ. Его работник должен в письменной форме уведомить о своем желании перевести накопительную пенсию в выбранную им УК. Поэтому можно констатировать, что отведенная работодателям роль на данном этапе пенсионной реформы весьма ограничена и сводится, в основном, к информированию работников о возможности выбора УК и сверке данных ПФ РФ о произведенных за работника платежах.
Работодатель, тем не менее, может рекомендовать своим работникам выбрать ту или иную УК. Например, если в компании уже существует пенсионный план, работодатель может рекомендовать выбрать УК, с
которой работает негосударственный пенсионный фонд компании. Окончательное же решение остается за работником и работодатель, фактически, не может на него влиять или контролировать его.
Почему управляющая компания? Какие у работника могут быть причины и основания перевести свою часть накопительной пенсии из государственного ПФ в частную компанию? Самой очевидной причиной является ожидание большей доходности на пенсионные сбережения, которая может быть получена УК вследствие того, что инвестирование средств ею может осуществляться в большее число инструментов, чем это позволено в отношении средств, инвестируемых ПФ РФ через Внешэкономбанк.
Необходимо отметить, что на значительном промежутке времени каждый процент доходности существенно влияет на размер будущей пенсии. Например, если инвестировать определенное количество денежных средств на 30 лет, то при разнице в доходности 3% в год результат инвестирования будет отличаться более чем в 2 раза. Именно на 3% годовая доходность корпоративных облигаций сегодня больше доходности государственных облигаций.
После прохождения специального конкурса Правительством РФ в 2003 г. был утвержден список из 55 управляющих компаний, имеющих право инвестировать накопительную часть государственных пенсионных взносов граждан.
Ниже приведены некоторые общие критерии выбора частной управляющей компании:
• опыт активной инвестиционной деятельности на российском рынке;
• размер активов под управлением;
• величина собственного капитала;
• профессиональная команда и культура управления, репутация компании на рынке;
• публичные результаты инвестиционными фондами за последние 3-5 лет.
На сегодняшний день большинство из выбранных управляющих компаний мало известны населению, и, возможно, лишь те из них, которые будут проводить агрессивную рекламную компанию или привлекать взносы сотрудников через компании-работодателей, смогут стимулировать работников перевести накопительную часть пенсии из ПФ РФ. За 2002 г. на лицевых счетах 38 млн. российских граждан скопилось почти 40 млрд. руб. Именно этими пенсионными накоплениями планировали распорядиться управляющие компании. Оценивая результаты
2003 г., необходимо отметить, что из всего числа российских граждан, имеющих возможность перевести часть своих средств в частные управ-
ляющие компании, по состоянию на 1 января 2003 г. этим правом воспользовалось менее 1 %.
Принятиерешения об инвестировании. Начиная с 2004 г., законом установлен следующий порядок принятия решения об инвестировании.
1. ПФ РФ до 1 июля направляет информацию застрахованным лицам.
2. Застрахованное лицо до 1 октября информирует ПФ РФ о своем решении.
3. ПФ РФ рассматривает заявление застрахованного лица до 1 декабря.
4. ПФ РФ переводит средства пенсионных накоплений в УК до 31 декабря.
Добровольное или государственное? В печати в последнее время было немало статей и дебатов о развитии государственного пенсионного обеспечения в России. Делая общую оценку его перспектив, можно предположить, что оно будет продолжать играть значительную роль. Государство подчеркивает, что Пенсионному фонду и обеспечению пенсионеров будет придаваться большое значение. При этом негосударственные пенсионные фонды не получают особых льгот и привилегий, а компании, предлагающие добровольное пенсионное страхование своим работникам, будут по-прежнему сталкиваться с множеством вопросов по налогообложению.
Зарубежный опыт показывает, что государственные пенсии не обеспечивают высокий уровень дохода пенсионеров, и многие пенсионеры получают дополнительную пенсию от своего работодателя (рис. 3).
% общего дохода Компания
Рис. 3. Государственные и частные пенсии
Источник: [12].Поэтому, принимая во внимание существующий низкий уровень дохода пенсионеров в России, можно предположить, что в ближайшее время негосударственное пенсионное обеспечения в России будет быстро развиваться.
Для дальнейшего развития как государственного, так и негосударственного пенсионного обеспечения в России государству будет необходимо решить ряд вопросов, являющихся ключевыми для работников и работодателей. В числе наиболее актуальных вопросов можно выделить следующие.
Будет ли возможно внесение дополнительных средств за работников в рамках системы государственного накопительного пенсионного страхования, то есть будет ли у человека возможность перечислить в ПФ больше взносов, чем обязательный минимум, с тем, чтобы получать более высокую пенсию в будущем?
Будут ли сделаны какие-либо шаги со стороны государства для того, чтобы добровольное пенсионное обеспечение в России стало выгодным с точки зрения налогообложения и средства, перечисляемые в негосударственные пенсионные фонды, были под определенной гарантией государства?
Каким образом будут осуществляться выплаты накопительной части пенсии будущим пенсионерам?
На каких условиях будет возможно менять управляющие компании в будущем?
Как будет решен вопрос наследования отчислений, сделанных работником из накопительной части пенсии?
От того, насколько адекватно будут проработаны и отражены в законодательстве ответы на эти вопросы, зависит конечный успех пенсионной реформы в России.
Начиная с 2004 г. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) примут участие в деятельности по обязательному страхованию, что также связанно с определенными вопросами по их участию в пенсионной реформе.
Литература и информационные источники
1. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».
6. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 652 «Об утверждении Правил инвестирования страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации».
7. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 654 «О порядке формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
8. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2003 г. № 346 «О реализации права застрахованного лица на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) в соответствии с Федеральном законом “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации ”».
9. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2003 г. № 379 «Обустановлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определение максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации ”».
10. Приказ Министерства финансов РФ от 30 июня 2003 г. № 55н «Об утверждении положения о порядке расчета чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд РФ в течение финансового года и еще не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по результатам конкурсов, и государственной управляющей компании».
11. Рейтинг управляющих компаний России // Эксперт, №39(394), 20 октября 2003 г.
12. ПвКВсемирное исследование трудовых ресурсов, 2002/2003.13. Отделение ПФР по Москве и Московской области. http://www.pfrmsk.ru
14. Объединенная депозитарная компания. http://www.odk.ru
15. Лаборатория пенсионной реформы. http://www.pensionreform.ru