Проблемы пенсионного обеспечения самозанятого населения Российской Федерации
Топорова А.Г.
Топорова Анастасия Геннадьевна / Toporova Anastasiia Gennadevna - соискатель, кафедра государственных и муниципальных финансов, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: фиксированный размер страховых взносов, уплачиваемый самозанятым населением, не позволяет сформировать пенсионные права данной категории в полной мере. В Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации проблема отражена, но не решена. Предлагаю ввести ряд мер по корректировке ситуации.
Abstract: a fixed amount of insurance contributions paid by self-employed population, can not form the pension rights of this category in full. In the long-term development Strategy of the pension system of the Russian Federation the problem is reflected, but not solved. Propose to introduce a number of measures to adjust the position.
Ключевые слова: страховые взносы, Пенсионный фонд Российской Федерации, пенсия, самозанятое население, стоимость страхового года.
Keywords: insurance premiums, the Pension Fund of the Russian Federation, pension, self-employed, the cost of the insurance year.
Одной из главных социальных гарантий Российской Федерации является пенсионное обеспечение граждан. Пенсия одновременно является и вознаграждением за долголетний труд и компенсацией утраченного заработка, посредством возмездности страховых взносов [1].
Законодатель с 2002 года установил страховой принцип расчета пенсии, поставив размер пенсии в зависимость от страхового стажа, заработка и с 2002 года от страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсия гражданам, достигшим пенсионного возраста, рассчитывается по формуле:
П=СЧ+НЧ, где:
П - размер пенсии
СЧ - страховая часть пенсии
НЧ - накопительная часть пенсия
В свою очередь СЧ = ПК / Т + ФБР, где:
ФБР - фиксированный базовый размер
ПК - величина пенсионного капитала
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты
При этом пенсионный капитал состоит из стажа и заработка до 2002 года и суммы страховых взносов с 2002 года по дату выхода гражданина на пенсию. В то же время накопительная часть пенсии - частное от полученных страховых взносов направленных на формирование накопительной части пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты (Т).
Из данной формулы видно, что ключевым параметром в размере пенсии являются страховые взносы. Следует отметить, что чем больше сумма страховых взносов, тем выше в дальнейшем размер пенсии. Работодатели за наемных работников уплачивают страховые взносы со всех начисленных доходов в пределах взносооблагаемой суммы, утверждаемой на законодательном уровне (в 2014 году - 624000 рублей).
Но существует также категория страхователей, которая уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не в процентном соотношении от полученного дохода, а в фиксированном размере -это самозанятое население.
Обратимся к определению понятия самозанятое население - это индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой. Данная категория страхователей уплачивает страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Фиксированный размер страховых взносов утверждается ежегодно Постановлением Правительства Российской Федерации, тем самым определяя сумму страховых взносов, подлежащую уплате в течение года. Определяется как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской федерации увеличенное в 12 раз (в 2014 году это - 5554 рубля (МРОТ в 2014 году) x 26% x 12 месяцев - 17328,48 рублей).
Важно учитывать, что данные средства делятся на страховую и накопительную части. А с 2012 года в пенсионном законодательстве введено новое понятие: солидарная часть тарифа страховых взносов. И фиксированный размер страховых взносов делится уже на три части: солидарная, страховая и накопительная, т.е. для примера в 2013 году - 32479,20 = 12492,0 + 12492,0 +7495,20
За период с 2002 года по 2014 год сумма страховых взносов, в полной мере уплаченная самозанятым населением составляет - 113322,40 рублей, но в расчете пенсии учитывает в размере: 88632,40 рублей, т.е. без учета страховых взносов на солидарную часть.
Максимальная сумма страховых взносов, начисленная и уплаченная работодателем за наемного работника, также за период с 2002 по 2014 год составит - 980070,0 рублей, но в расчете пенсии учитывает в размере: 877830,0 рублей, т.е. без учета страховых взносов на солидарную часть.
Эти средства участвуют в расчете пенсии следующем образом:
1) СЧ= СВс/Т,
где:
СЧ - страховая часть пенсии за период с 2002 года
СВс - страховые взносы на страховую часть пенсии, начисленные работодателем (для самозанятого населения уплаченные) с 2002 года по дату назначения пенсии;
Т - ожидаемый период выплаты пенсии (в соответствии с пенсионным законодательством с 2013 года равен 228 месяцам).
2) НЧ = СВн/Т,
где:
НЧ - накопительная часть пенсии за период с 2002 года
СВн - страховые взносы на накопительную часть пенсии, начисленные работодателем (для самозанятого населения уплаченные) с 2002 года по дату назначения пенсии;
Т - ожидаемый период выплаты пенсии (в соответствии с пенсионным законодательством с 2013 года равен 228 месяцам).
Расчетный показатель будет выглядеть следующим образом:
- для самозанятого населения
СЧ = 64253,28 / 228 = 281,81 рублей
НЧ = 24379,12/228=106,92
- для наемного работника
СЧ = 620860 / 228 = 2723,0 рублей
НЧ = 256970 / 228 = 1127,06 рублей
В таблице 1 приведены суммы страховых взносов, уплачиваемых самозанятым населением и работодателем работника по найму с 2002 года по 2014 год.
Таблица 1. Страховые взносы, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями и работодателями работников
по найму (моложе1967 года рождения)
Год Предп олага Страховые взносы работников по найму Страховые взносы самозанятого населения
емый доход (база) Солидарная часть страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии (в том числе страховые взносы на выплату накопительно й части трудовой пенсии Солидарная часть страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии страховые взносы на выплату накопитель ной части трудовой пенсии
2002 60000 1 (11% до 100000, свыше 11000+ 6,21% свыше 100000, 23428 + 3,1% с суммы от 300001 до 600000, свыше 600000 рублей -32720 (3% до 100000, свыше 3000+ 1,69% свыше 100000, 6380 + 0,85% с суммы от 300001 до 600000, свыше 600000 рублей -8930 1200 600
2003 60000 1 (10% +3,9 % с суммы свыше 280000)40480 (4% +1,6% с суммы свыше 280000)16320 1200 600
2004 60000 1 (10% +3,9 % с суммы свыше 280000)40480 (4% +1,6% с суммы свыше 280000)16320 1200 600
2005 60000 1 (10% +3,9 % с суммы свыше 280000)40480 (4% +1,6% с суммы свыше 280000)16320 1200 600
2006 60000 1 (10% +3,9 % с суммы свыше 280000)40480 (4% +1,6% с суммы свыше 280000)16320 1200 600
2007 60000 1 (10% +3,9 % с суммы свыше 280000)40480 (4% +1,6% с суммы свыше 280000)16320 1232 616
2008 60000 1 (8% +3,1 % с суммы свыше 280000)32320 (6%+ 2,4% с суммы свыше 280000) 24480 2576 1288
2009 60000 1 (8% +3,1 % с суммы свыше 280000)32320 (6%+ 2,4% с суммы свыше 280000) 24480 4850 2424,80
2010 41500 0 (14%) 58100 (6%) 24900 7 274-40 3 117-60
2011 46300 0 (20%) 92600 (6%) 27780 10392-00 3 117-60
2012 51200 0 (6%) 30720 (10%) 51200 (6%) 30720 5533,20 5533,20 3 319-92
2013 56800 0 (6%) 34080 (10%) 56800 (6%)34080 12492,0 12492,0 7495-20
2014 62400 0 (6%)37440 (16%) 62400 6664,8 10663,68 + 3240 (1% 624000-300000)=13 903,68
102240 620860 256970 24690,0 64253,28 24379,12
Основной причиной законодательной фиксации тарифа страховых взносов для самозанятого населения является ограничение страховой нагрузки на объект экономической деятельности, но уплачивая только фиксированный размер страховых взносов, как видно из приведенного выше примера, предприниматели не могут рассчитывать на достойную пенсию. Уплаченных ими страховых взносов недостаточно даже для фиксированной выплаты (фиксированный базовые размер), которая гарантируется государством и формируется за счет солидарной части тарифа страховых взносов. На 01.01.2014 год ее размер составляет 3910,34 рублей в месяц.
Только для фиксированной выплаты одному получателю пенсии необходимо запланировать расходы в бюджете ПФР -891557,52 рублей (3910,3 рублей * 228 месяцев) на одного получателя. Напомним, что фактически уплаченная сумма и на страховую часть и на солидарную и на накопительную пенсию за 12 лет составляет -113322,40 рубля.
Проблема нагрузки на бюджет ПФР по пенсионному обеспечению самозанятого населения нашла отражение в принятой Правительством Российской Федерацией Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации [2], где особое значение имеет охрана конституционных прав граждан на социальное и пенсионное обеспечение и в вступающих с января 2015 года в действие Федеральных законов: от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», но проблема не решена. В Стратегии предлагалось увеличить нагрузку на самозанятое население до двукратного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Согласно Стратегии стоимость страхового года в 2013 году составила - 32 479,2 рублей. Что вызвало волну протеста предпринимательского сообщества, снижение численности самозанятого населения в 2013 году. Стоимость страхового года в 2014 году была значительно снижена и составила 17328,48 рублей, в случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей. В случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 17 328,48 рубля плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. Такое решение вернуло ситуацию со страховыми взносами предпринимателей на прежний уровень, так как значительная часть самозанятого населения имеет официальный доход до 300000 рублей.
Поскольку государство не может оставить без пенсионного обеспечения целый кластер населения, то финансовую нагрузку по выплате пенсий самозанятому населению несет бюджет ПФР, а это нарушает принцип страхового возмещения, отраженный в Федеральном законе от 15.12.2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Так как согласно законодательству, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. То есть плательщики фиксированного платежа должны уяснить, что фактически откладывают эти средства на свою старость, на своих же лицевых счетах.
Для выравнивания ситуации необходимо рассмотреть возможность:
- установить фиксированного платежа как минимальный размер страховых взносов для самозанятого населения, при этом максимальный размер не ограничивать;
- вывести в расходах бюджета ПФР начисление и выплату пенсии самозанятого населения в отдельный раздел учета для определения соотношения расходов к поступающим от данной категории доходам бюджета, в виде страховых взносов;
- усилить информационно разъяснительную работу с самозанятым населением;
- ввести право добровольного участия самозанятого населения в системе обязательного пенсионного страхования, реализуя механизм, предусмотренный пп 1,2,5 ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Расцвет предпринимательства в нашей стране пришелся на 90-е годы прошлого века. После 2015 года эти люди, выработав необходимый трудовой стаж, достигнут пенсионного возраста. Потребуются значительные финансовые средства из федерального бюджета (так как в ПФР они необходимых платежей не сделали) на выплаты им пенсий, следовательно, необходимо принимать радикальные меры уже сегодня.
Литература
1. Ст. 3, Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации».
3. Чупрова Е.В. О некоторых проблемах реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение в законодательстве Российской Федерации //Адвокат. М., 2014. - N 2.
4. Фирфарова Н.В. Ожидаем изменений в отношении размера страховых взносов... Есть надежда? // Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение. - М., 2013. - N 3. - С. 60 - 63.
5. Голубева С.В. Развитие пенсионных систем зарубежных стран и России в условиях демографического старения: автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук - Москва, 2009.
6. Непп А.Н. Возможность применения реформирования системы пенсионного обеспечения Германии к российским условиям : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук-Екатеринбург, 2005.
7. Громова Н.М., Громова Н.И. Основы экономического прогнозирования: Издательство «Академия Естествознания», 2006
8. Омшанова Э.А. Сбалансированность бюджетов: оценка и инструменты // Современные научные исследования и инновации. - Ноябрь 2013. - № 11
9. Тучкова Э.Г., Васильева Ю.В. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ. - Москва: Проспект, 2013 - 440с.
10. Коровкин В.В. Пенсионная система индивидуальной капитализации в теории и на практике- Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2013 - 496с.