Мусаева А.З., Юзбеков З.К.
Некоторые аспекты эффективности Пенсионного фонда России1
Пенсионный фонд РФ образован 1.01.1991г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2122-1. Он является крупнейшим из внебюджетных социальных фондов. Основными задачами Пенсионного фонда как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством.
Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ складываются из поступлений сумм единого социального налога (ЕСН), поступающих из федерального бюджета; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии; средств федерального бюджета; доходов от размещения временно свободных средств; сумм недоимки, пеней и финансовых санкций; добровольных взносов юридических и физических лиц.
Средства пенсионного фонда РФ направляются на выплату государственных пенсий; пенсий по инвалидности; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных ВИЧ; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных и других катастроф. Наибольший удельный вес в расходах Пенсионного фонда занимают выплаты государственных пенсий и пособий. В течение всех лет существования Пенсионного фонда РФ его доходы и расходы имеют устойчивую тенденцию к росту.
Согласно Федеральному закону от 31.12.2002г. № 197-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2003 год» доходы фонда утверждены в сумме 822841,4 млн. руб., расходы — 864898,3 млн. руб.2 В доходах Пенсионного фонда в 2003г. на налоговые доходы (страховые взносы) приходится 386160 млн. руб. (47,29% всех доходов), неналоговые — 16514,2 млн. руб. (2,01%), безвозмездные (средства федерального бюджета) — 417167,2 млн. руб. (50,7%). Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005г. № 582 определен порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. Минимальный размер этого платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии составляет 150 руб. в месяц, из них 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. — на финансирование накопительной части трудовой пенсии.3
Таблица 1
____________ Извлечение из Методических рекомендаций по ЕСН_____________________
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом сначала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования Фонды обязательного медицинского страхования Итоги
Федераль-ныйфонд ОМС территориальные фонды ОМС
До100000р 28,0% 4,0% 0,2% 3,4% 35,6%
От 100001 руб. До 300000 руб. 28000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000руб. 4000 руб .+2,2% с суммы, превышающей 100000руб. 200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100000руб. 3400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100000руб. 35600 руб. + 20,0% с суммы, превышающей 100000 руб.
От 300001 руб. до 600000 руб. 59600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб. 8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300000 руб. 400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300000 руб. 7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300000 руб. 75600 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 300000 руб.
Свыше 600000 руб. 83300 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. 11700руб. 700 руб. 9900 руб. 105600 руб. + 2,0% с суммы, превыша ющей 600000 руб.
Источник: Политика доходов и уровень жизни / Под. Ред. Н. А. Горелова.-СПб: Пи-тер,2003г.
Уплата фиксированного платежа осуществляется путем зачисления его на счета территориальных органов Пенсионного фонда РФ по месту регистрации страхователей. Начиная с 2001 г. в соответствии с главой НК РФ введен единый социальный
1 Исследование выполняется при поддержке РФФИ, проект №04-06-80097а
2 Бюджетная система РФ /Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского -М.: Юрайт-Издат, 2004г. с.610
3 //Вестник государственного социального страхования. №12 Декабрь 2005г. с.4
налог (ЕСН), который заменил страховые взносы в государственные внебюджетные фонды — ФСС, ФОМС, ПФР.
Среди действующих ранее внебюджетных страховых взносов сохранился лишь один — страховой взнос на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совокупные платежи по ЕСН и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве составляют от 26,2% до 34,5% от начисленной заработной платы 1. В таблице 1 приводится шкала ставок по ЕСН.
В общем случае порядок определения налоговой базы можно представить следующим образом: Налоговая база = Выплаты, являющиеся объектом налогообложения - Выплаты, освобожденные от налогообложения - льготы по ЕСН. Налоговая база определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Для всех плательщиков ЕСН, как работодателей, так и неработодателей, установлена единая базовая ставка в размере 3,6 % в части суммы, зачисляемой в ФОМС, из них 0,2% перечисляются в Федеральный ФОМС; 3,4% — в территориальный ФОМС.
ЕСН в значительной степени выполняет нестраховые функции по выравниванию доходов граждан, что свойственно другим механизмам — налогам и социальным выплатам. Во многом это связано с крайне низким уровнем заработной платы застрахованных работников. Особо ярко нестраховой характер действующей системы проявляется в пенсионном обеспечении. Так, размер выплат по ЕСН в ПФРФ составляет 20% от размера заработной платы (таблица 2).
Таблица 2
______________________Структура пенсионного обеспечения_________________________
Структура пенсий Финансовый источник Размер пенсии Средний коэффициент замещения*
базовая часть часть ЕСН-6% фиксированная величина 900 руб. 12%
страховая часть часть ЕСН-1 1-14% накопительная среда/ период доплат 15%
накопительная часть часть ЕСН-0,3% накопительная среда + индивидуальный доход/период доплат с 2025г. 3%
коэффициент замещения: соотношение размера пенсии к величине заработной платы.
По сути, нестраховой характер нынешней финансовой модели социального страхования ослабляет заинтересованность работодателей и работников вносить в полном объеме страховые взносы на пенсионное, медицинское страхование и страховые утраты временной нетрудоспособности.
Крупной вехой в развитии отечественного пенсионного обеспечения стал переход в 2002 г. на трехуровневую пенсионную систему и формирование принципиально новых механизмов ее финансирования. Предусмотрена индексация базовой и страховой частей пенсии в пределах ожидаемой инфляции, а также увеличение трудовой пенсии с 1 апреля 2003 г. и 1 апреля 2005 г. соответственно на 11,3% и 2% с учетом годового индекса роста среднемесячной зарплаты.
Предполагается, что средний размер пенсии (с помощью индексации) обеспечит ПМ пенсионера, с постепенным понижением коэффициента замещения. В основном это объясняется необходимостью формирования ресурсов для института накопительной пенсии, который начнет функционировать с 2013 г., что требует резервирования значительного объема средств. При этом бюджет ПФР из профицитного станет дефицитным, возможно, по следующему сценарию:
2003 г. - профицит в сумме 16,60 млрд. руб. с учетом ожидаемого остатка средств на конец 2002 г. в сумме 83,11 млрд. руб.;
2004 г. - дефицит в сумме 28,78 млрд. руб.;
2005 г. - дефицит в сумме 48,09 млрд. руб.2
Реализация реформы пенсионной системы требует пристального внимания, а также всесторонней оценки ее социальных последствий. При доработке основных характеристик проекта бюджета ПФР представляется необходимым предусмотреть опережающие по времени и размерам темпы роста среднего размера пенсии по отношению к темпам инфляции.
1 В.Роик Экономика и финансы социального страхования // Человек и труд, №8 2005г. с.36
2 Курсевич С.Н. Социальные гарантии: проблемы их обеспечения // Финансы №9 2000 с.7-9