Научная статья на тему 'Педагогика театральной деятельности как средство формирования профессиональной компетентности студентов'

Педагогика театральной деятельности как средство формирования профессиональной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY OF THEATRE / ПЕДАГОГИКА ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PEDAGOGY OF THEATRICAL WORK / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова С. И.

В статье рассмотрена проблема, связанная с необходимостью введения в профессиональную подготовку специалистов в области культуры и искусства пропедевтического курса «Театральная педагогика». Данный курс выполняет функцию формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников колледжа культуры и искусства. Дана информация историко-педагогического направления развития театральной педагогики. Рассмотрены особенности учебного курса «Театральная педагогика» в контексте пропедевтического курса. Определены особенности интеграционных процессов при использовании универсальных технологий в формате синтеза образовательных и театральных методик обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY OF THEATRICAL ACTIVITY AS A MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

The article considers a problem connected with the necessity of professional training of specialists in the field of culture and art introductory course on Theater Pedagogy. This course serves as a form of cultural and professional competency graduates of the College of culture and art. The paper gives information on historical and pedagogical directions of the development of the theatre pedagogy. The author defines the specifics of the training course on Theatre Pedagogy in the context of an introductory course. The research helps to reveal features of integration processes with generic technology in the format of a synthesis of education and theatre teaching methods.

Текст научной работы на тему «Педагогика театральной деятельности как средство формирования профессиональной компетентности студентов»

3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ.

4. ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) Системы менеджмента качества. Требования.

5. Круглов М.Г., Шишкин Г.М. Менеджмент качества как он есть. Москва: Эксмо, 2006: 544.

References

1. Galiullov N.R., Shamratova A.Yu. Monitoring kachestva obrazovaniya v usloviyah realizacii FGOS SPO. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2016; T. 19: 268-271. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56298.htm

2. Rusina T.V. Sistema menedzhmenta kachestva - real'naya pomosch' ili bumazhnyj krugovorot. Akkreditaciya v obrazovanii. 2016; 7 (91): 32 - 37.

3. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273 - FZ.

4. GOST ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniya.

5. Kruglov M.G., Shishkin G.M. Menedzhment kachestva kak on est'. Moskva: 'Eksmo, 2006: 544.

Статья поступила в редакцию 28.01.17

УДК 378

Stepanova S.I., postgraduate, The High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGY OF THEATRICAL ACTIVITY AS A MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS. The article considers a problem connected with the necessity of professional training of specialists in the field of culture and art introductory course on Theater Pedagogy. This course serves as a form of cultural and professional competency graduates of the College of culture and art. The paper gives information on historical and pedagogical directions of the development of the theatre pedagogy. The author defines the specifics of the training course on Theatre Pedagogy in the context of an introductory course. The research helps to reveal features of integration processes with generic technology in the format of a synthesis of education and theatre teaching methods.

Key words: pedagogy of theatre, pedagogy of theatrical work, professional competence, system and activity approach.

С.И. Степанова, аспирант Высшей школы народных искусств (Институт), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИКА ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрена проблема, связанная с необходимостью введения в профессиональную подготовку специалистов в области культуры и искусства пропедевтического курса «Театральная педагогика». Данный курс выполняет функцию формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников колледжа культуры и искусства. Дана информация историко-педагогического направления развития театральной педагогики. Рассмотрены особенности учебного курса «Театральная педагогика» в контексте пропедевтического курса. Определены особенности интеграционных процессов при использовании универсальных технологий в формате синтеза образовательных и театральных методик обучения.

Ключевые слова: театральная педагогика, педагогика театральной деятельности, профессиональная компетентность, системно-деятельностный подход.

Театральная педагогика, несмотря на свою достаточно большую историю, мало исследовалась. Крупные научные работы в этой области практически отсутствуют. Различные направления профессиональной деятельности, театральные законы, методы работы с учениками, в большинстве своём, рассматриваются лишь в публицистических и мемуарных произведениях опытных театральных режиссеров-педагогов.

Педагогика театральной деятельности интегративна и способна усиливать процесс формирования профессиональных компетенций будущего специалиста, так как использует драматическое ролевое содержание учебных сюжетов, переосмысление заданного литературного текста, исполнение собственного замысла, в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств театральной выразительности.

В настоящее время понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и другое. К педагогическим условиям формирования профессиональной компетентности можно отнести создание воспитательной среды для студентов средствами их приобщения к театральной деятельности, применение интегративно - рефлексивных технологий в образовательной деятельности, развитие сотворчества преподавателя и студентов через реализацию субъект- субъектной модели их взаимодействия в образовательной деятельности

Проблема мотивации к учебной деятельности сегодня является одной из центральных проблем и напрямую связана с проблемой индивидуализации образования и развития творческого потенциала личности. Роль педагога сегодня значительно возрастает. Студент, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, сопереживающем и радующемся собеседнике.

Педагог должен уметь быть интересен студенту, иначе контакта с ним не будет, и знание культуры, которое педагог передает студенту как будущему специалисту, будет последнему неинтересно. Однако к этой новой роли педагог не готов и не будет готов, если не изменится система формирования профессиональных компетенций. Здесь особое место занимает пропедевтический курс Педагогика театральной деятельности. Эффективность применения педагогики театральной деятельности в профессиональной подготовке специалиста обусловлена тем, что интерес к театру всегда был связан с человеческими отношениями. А театр посредством игры исследует взаимодействия человека и мира.

Творческие учебные заведения имеют потенциальные возможности для формирования профессиональной компетентности студентов. Это связано с особенностью профессиональной подготовки специалистов (в частности, объединение теории и практики в единый целостный процесс, системность, коллективный характер профессиональной деятельности, возможность поэтапной реализации обозначенной задачи с учётом психофизических особенностей студентов), ценностно-смысловой направленностью профессиональной деятельности, которая ориентирована, прежде всего, в направлении идеалов, ценностей, духовных потребностей человека.

Театральная деятельность помогает синтезировать все психологические процессы человека: восприятие, мышление, воображение, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной, живописной. Идеальным результатом современного образования должен стать компетентный специалист, а реальным - создание условий для достижения поставленной цели в образовательном учреждении.

Педагогика театральной деятельности интегративна и способна усиливать процесс формирования профессиональных компетенций будущего специалиста. Причиной этого является драматическое ролевое содержание учебных сюжетов, переосмысление заданного литературного текста, исполнение соб-

ственного замысла. Этому процессу так же способствует умение адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности. К таким средствам относятся: интонация, мимика, пантомимика, движение, напев. Когда речь идет о педагогике театральной деятельности, чаще всего имеется в виду игра с образами, позволяющими формировать профессиональные компетенции специалиста в формате новых образовательных стандартов. Кроме этого педагогика театральной деятельности создает компетентностную модель специалиста на основе игрового действия, ролевой установки, в процессе коллективного творчества, организованного по законам искусства с привлечением возможностей всех видов искусств, учитывающих индивидуальность обучающегося.

В период перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам, педагогические цели и задачи обучения подвергаются коренному пересмотру и коррекции с точки зрения приоритетов, а также ожидаемых результатов и способов их достижения. В основе стандартов лежит системно-деятель-ностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент федерального стандарта, где развитие личности обучающегося на основе общих и профессиональных компетенций составляет цель и основной результат образования. Именно художественно-творческая среда является тем образовательным пространством, внутри которого возможно активное становление, развитие и применение компетенций.

Практический опыт показывает, что процесс формирования компетенций достаточно сложный и протяженный по времени. Результативность данного процесса будет достигнута в более короткое время, если их формирование начнется посредством пропедевтического курса. В рамках такого курса возможна подготовительная работа, по окончании которой формирование основных и профессиональных компетенций будет мотивированным процессом. Обозначенные задачи может решить далеко не каждая дисциплина. На наш взгляд, опираясь на изучение педагогических исследований последних лет, такой пропедевтической программой могла бы стать программа по театральной педагогике.

Театральная педагогика обладает ресурсами, позволяющими активно развиваться вышеназванным профессиональным компетенциям в процессе коллективной творческой деятельности. Такая деятельность создает условия для социокультурной адаптации личности, что является первым и важным шагом на пути ее профессионального, личностного самоопределения и дальнейшей самореализации. Нельзя не признать, что ведущей концепцией театральной педагогики сегодня является «социально-игровая деятельность». Её авторы провели наибольшее количество экспериментальных исследований. Под их руководством проведено наибольшее количество региональных исследований, написано большое количество научных работ. Это направление выросло на богатом научном наследии одного из крупнейших теоретиков театра, ученика К.С. Станиславского - Петра Михайловича Ершова [1].

По глубине и масштабу научных работ следует назвать концепцию «Открытого режиссёрско-педагогического действия», разработанную профессором. Заведующим кафедрой режиссуры и мастерства актёра Пермского государственного института культуры В.А. Ильевым [2, с. 42].

Третья концепция, имеющая в своём арсенале научные разработки, методическое обеспечение, экспериментальную

Библиографический список

практику, опыт внедрения и публикации «Режиссура и педагогика корня». Это концепция, разработанная учениками режиссёра, кандидата искусствоведения С.В. Клубкова на основе его авторской методики и научного исследования [3, с. 11].

Четвертой можно назвать концепцию «Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды», разработанную коллективом сотрудников гимназии № 205 «Театр» г. Екатеринбурга на основе театрально-педагогических идей Г.Л. Риаса. Авторский коллектив: Н.Э. Басина, Е.З. Край-зель, Н.Н. Санина создал ряд эффективных программ для общего и дополнительного профессионального образования. Они были инициаторами проведения многих научных конференций и собирателями научного и практического опыта, опубликовали несколько сборников программ [4].

Кроме этого театральной педагогике характерны также принципы продуктивного действия, продуктивного партнёрского общения, событийной выраженности образовательного процесса, принцип игровой импровизационности, принцип содержательного разнообразия мизансцен образовательной деятельности, принцип первичности невербальных выразительных средств, принцип смены ролевых позиций обучающегося и преподавателя, принцип делегирования значимых ролей образовательного процесса (носителя информации, носителя идей).

При реализации пропедевтической программы Театральная педагогика в среднем профессиональном образовательном учреждении можно обозначить как минимум три проблемы, очень часто возникающие при ее реализации.

Первая проблема связана с тем, что характер взаимодействия субъектов системы образования часто не соответствует характеру индивидуализации социально-психологических отношений в современном обществе. Долгое время для профессиональной школы характерен монологизированный тип взаимодействия между преподавателем и обучающимся. И часто студент может высказываться лишь в рамках жестко регламентированного времени. Его высказывание не всегда свободно. Диалоги-зация же педагогического взаимодействия предполагает, прежде всего, принятие ситуации равноправных позиций взрослого и обучающегося, позиций соучастия, сотрудничества, события [5, с. 32].

Вторая проблема - это проблема мотивации к учебной деятельности. И она является одной из центральных проблем и напрямую связана с проблемой индивидуализации образования. Позитивная мотивация к учебе у студента может возникнуть в том случае, когда соблюдены, как минимум, следующие условия: мне интересно то, чему меня учат; мне интересен тот, кто меня учит; мне интересно как меня учат.

Кроме этого есть ещё один существенный факт, которому мало придают значение. Преподаватель, являясь представителем взрослого сообщества, находится и общается со студентом больше времени, чем родители. Это, безусловно, оказывает огромное влияние на формирование отношения обучающегося к миру взрослых, к профессиональной действительности.

В современной практике профессиональной подготовки специалистов недостаточно уделяется внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса в рамках театральной педагогики. Педагог должен уметь быть интересен студенту, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен.

1. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Москва, 1998.

2. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. Москва, 1993.

3. Клубкова С.В. Театральная педагогика в современной школе. Педагогика искусства. 2012; 2.

4. Басина Н.Э., Крайзель Е.З., Санина Н.Н. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды: образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2005.

5. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. Москва, 1984. References

1. Ershov P.M., Ershova A.P., Bukatov V.M. Obschenie na uroke, ili Rezhissura povedeniya uchitelya. Moskva, 1998.

2. Il'ev V.A. Tehnologiya teatral'nojpedagogiki v formirovanii irealizaciizamysla shkol'nogo uroka. Moskva, 1993.

3. Klubkova S.V. Teatral'naya pedagogika v sovremennoj shkole. Pedagogika iskusstva. 2012; 2.

4. Basina N.'E., Krajzel' E.Z., Sanina N.N. Teatral'naya pedagogika kak sredstvo sozdaniya razvivayuschej obrazovatel'noj sredy: obrazovatel'naya programma povysheniya kvalifikacii pedagogov i rukovoditelej obrazovaniya. Ekaterinburg: Izdatel'stvo AMB, 2005.

5. Knebel' M.O. Po'eziya pedagogiki. Moskva, 1984.

Статья поступила в редакцию 28.01.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.