УДК 378
М. В. Курышева
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проанализировано содержание курса «Театральная педагогика» при подготовке педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов. Отмечается актуальность данной дисциплины для успешной профессиональной деятельности, ее интегративный характер, что отражается в применении технологий, методов, присущих и собственно театральной педагогике (при подготовке актеров и режиссеров), и другим гуманитарным дисциплинам (риторике, фонетике, психологии, логопедии и пр.). Рассмотрено понятие «театральная педагогика» применительно к подготовке будущих педагогов. Описываются базовые принципы театральной педагогики, а также компетенции, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе обучения.
Ключевые слова: театральная педагогика, дошкольное и начальное образование, принципы театральной педагогики, формируемые компетенции.
Развитие педагогической науки в последние десятилетия привело к выделению новых направлений в педагогике - музейной педагогики, социоиг-ровой, театральной и пр., однако объем понятий, цели и задачи преподавания, само содержание учебных предметов все еще находятся в становлении. Курс «Театральная педагогика» (применительно к обучению студентов по направлению «Дошкольное образование» - «Театрализованная деятельность в ДОУ») в педагогических вузах появился относительно недавно, хотя еще А. С. Макаренко говорил, что в класс имеет право войти только такой учитель, который 25 раз может произнести фразу «Поди сюда», интонационно не повторяясь, т. е. необходимо развивать у будущих педагогов качества актера и режиссера, умения владеть телом, голосом.
О воздействии театрального искусства на эмоциональное, духовно-нравственное становление ребенка известно со времен античности. Традиции школьного театра в России развиваются с XIV в.; целью ученических спектаклей видели и развлечение студентов, семинаристов, гимназистов, и обучение (спектакли на древних или иностранных языках), и просвещение, нравоучение, воспитание добрых чувств. В наши дни ученые, педагоги больше внимания уделяют исследованиям в области театрализованных игр дошкольников (Л. В. Артемова, Д. В. Менджерицкая, Л. В. Макаренко, Л. С. Фур-мина, О. Акулова, И. Зимина, Е. В. Мигунова и др.). Меньше работ посвящено школьной театральной педагогике, хотя интерес к ней, следует отметить, возрастает. В частности, в ноябре 2015 г. прошла II научно-практическая конференция школьной театральной педагогики памяти Л. А. Сулержицкого «Педагогика искусства». Вопросы развития творческих способностей младших школьников, использования методов театральной педагогики при конструировании урока в начальной школе исследовали Н. Х. Александрова, В. А. Ильев, А. Б. Ни-
китина, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, Д. Б. Эльконин). О необходимости формирования актерских, режиссерских способностей у будущих педагогов говорили А. Е. Дмитриев, О. А. Антонова, Н. Э. Басина, Е. З. Крайзель, А. П. Ершова, В. М. Букатов и др.). Наиболее значимыми и востребованными учителя считают работы В. А. Иль-ева [1, 2], а также особо следует отметить диссертационное исследование О. А. Антоновой [3].
В частности, О. А. Антонова говорит о рождении школы «культуротворческого типа», целью которой является передача культурного опыта поколений: «... опыта жизни в культуре, общения с людьми, понимания языков культуры - вербального, научного, художественного. В такой школе. особая роль будет принадлежать искусству.» [3, с. 1-2]. Говоря о специфических особенностях школьной театральной педагогики, А. Б. Никитина отмечает: «Она (школьная театральная педагогика) шире театральной педагогики как таковой, потому что имеет дело не с подготовкой театральных специалистов, а с образованием в самом широком смысле. Она шире арт-терапии, потому что решает проблемы образования не только в зоне адаптации и коррекции, но и на всем пространстве образования» [4].
Гуманистический подход к учебному процессу, декларируемый в Федеральном законе «Об образовании», требует перестройки сознания учителя: переход от субъектно-объектных отношений к субъектно-субъектным, к партнерству, от стремления дать как можно больше знаний - к осознанию невозможности объять необъятное и в совместном творчестве учиться добывать необходимые знания. При этом особое внимание уделяется воспитанию, развитию творческих способностей обучающихся, которые напрямую зависят от креативности самого учителя. Следовательно, к подготовке студентов педагогических вузов должны предъявляться особо высокие требования. Так, О. Л. Никольская
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 5 (170)
отмечает, что учительская деятельность требует высокого развития личностных качеств, инициативы, творчества, высокой мотивации к профессиональной деятельности [5]. Курс «Театральная педагогика» как нельзя лучше выполняет задачу формирования свободной личности, обладающей высокой культурой, способной организовать духовно-нравственное развитие детей.
Базовыми принципами театральной педагогики можно назвать следующие:
1) принцип событийности - предполагает телесное переживание какого-либо события, действия, процесса, явления реальной действительности, моделирование событийных ситуаций в предлагаемых обстоятельствах;
2) принцип продуктивного действия - в результате совместной деятельности появляется некий реальный продукт: набор кукол для спектакля, инсценировка басни, спектакль (или его фрагмент), сценарий;
3) принцип разнообразия содержания предполагает не только использование различных форм и методов обучения, но и вариативность учебного материала, который студенты выбирают самостоятельно, так же, как и формы работы;
4) принцип игровой импровизационности предполагает создание свободной атмосферы занятия, способствующей творческому самовыражению и самоактуализации обучающихся; отсутствие образца для подражания.
К сожалению, ряд студентов, особенно первокурсников, с трудом, коверкая слова, пропуская слоги, неправильно ставя ударение, читают небольшие задания к упражнениям, многие не могут правильно произнести сложные термины, такие как «акустико-артикуляционный», «сигнификативный», «субстантивированный» (в каждой группе можно услышать фразу «Ой, я это и не выговорю!»). Пожалуй, каждый преподаватель может привести примеры немыслимого искажения слов (апохеристические (афористические) жанры), смешения слов-паронимов (объектный - объективный, комплектный - комплетивный). Причины этого - и функциональная безграмотность, и отсутствие опыта полноценных устных выступлений, и низкая эрудиция, и невысокий уровень общей культуры. Конечно, 16 часов занятий не восполнят все эти дефициты, но формирование хотя бы речевых компетенций, техники речи для будущих педагогов жизненно необходимо.
При проведении таких занятий активно применяются технологии, направленные на развитие речевого дыхания, интонационно-фонетические, артикуляционные, логоритмические, пантомимические. Кроме того, театральная педагогика использует набор арт-терапевтических технологий, в
частности сказкотерапию, позволяющую решить собственные проблемы эмоционального неблагополучия. Проведенные совместно с психологом занятия показали востребованность арт-терапии, студенты в анкетах отмечали положительный результат переноса негативных эмоций на театральную куклу, моделирования тревожащих их ситуаций и разрешения конфликтов через сочинение сказки. О коррекционной функции театральной педагогики для детей с ограниченными возможностями здоровья, для социально дезадаптированных детей также хорошо известно [6]. Таким образом, мы видим, что театральная педагогика имеет интегратив-ный, междисциплинарный характер и в силу этого способна актуализировать приобретаемые знания, навыки, всколыхнуть эмоции, побудить к творчеству, а также - в качестве побочного эффекта - восполнить дефицит времени, отведенного на ряд дисциплин гуманитарного цикла. Она тесно связана с такими курсами, как «Русская литература», «Детская литература» (русский фольклор, литературные жанры, в частности драматические; особенности стихосложения, выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений), «Русский язык и культура речи» (особенно в разделе «Орфоэпия»), «Риторика» (в разделе «Техника речи»), «Фонетика» (в разделе «Интонация»), «Логопедия» (становление правильной артикуляции), «Методика преподавания технологии с практикумом» (изготовление театральных кукол, реквизита к спектаклю), с циклом психологических тренингов (развитие внимания, эмпатии, партнерского взаимодействия) и пр.
Помимо формирования собственно теоретических знаний, театральная педагогика развивает эмоциональную сферу, воображение, фантазию, вызывает желание творить, что отмечали студенты, особенно заочного обучения. Некоторых театральных кукол, изготовленных ими, без преувеличения можно назвать уникальными по фантазийно-сти, многофункциональности, по качеству исполнения, по воспитательной, развивающей функции игрушки. Сценарии, написанные студентами, далеки от совершенства, но это ступенька к становлению собственной авторской позиции, о которой рассуждала З. Н. Новлянская, отмечая, что специалисты, которых выпускают педагогические вузы, не готовы работать по инновационным программам именно в силу отсутствия авторской позиции, боязни сказать что-либо от себя, из-за преобладания репродуктивных видов деятельности [7].
Театральная педагогика формирует следующий ряд компетенций, умений и навыков у обучающихся:
1) способность создавать образовательную среду, социокультурное пространство в школе, ДОУ
(включает в себя навыки ручного труда - изготовление театральных кукол, реквизита, оформление театрального уголка в группе ДОУ; а также подборку методических материалов, готовых сценариев для театрализации);
2) коммуникативно-речевую компетенцию (включает знание орфоэпических норм, выразительных средств русского литературного языка, владение голосом, интонацией, хорошей техникой речи, а также некоторыми суггестивными умениями: утешить, подбодрить, внушить уверенность в себе, доверие к педагогу, держать дисциплину);
3) организационно-методическую компетенцию (включает в себя умение построить театральное действие, методически грамотно провести репетиции, вдохновить детей на творчество, импровизацию, развить фантазию, воображение, создать ситуацию успеха; умение точечно применять методы театральной педагогики на разных уроках в на-
1.
2.
3.
4.
5.
6. 7.
Курышева М. В., кандидат филологических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
чальной школе, использовать театрализацию в воспитательных и образовательных целях);
4) способность к совершенствованию психофизического аппарата обучающихся (раскрепощение, снятие мышечных зажимов; формирование умения слушать и слышать, концентрировать внимание, тренировка памяти; постановка голоса, работа над техникой речи);
5) способность к творчеству: умение написать сценарий театральной постановки, праздника, придумать декорации, костюмы, подобрать музыкальное сопровождение, осуществить режиссуру театрализации.
Театральная педагогика не самый главный предмет в системе подготовки педагогов, но, безусловно, один из самых востребованных, потому что, как отметила О. А. Антонова, «природа актерского и учительского таланта родственны по сути: речь идет о личности, стоящей перед людьми» [3, с. 10].
Материал поступил в редакцию 09.02.2016.
Список литературы
Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: учеб. пособие для учителей средних школ
и студентов пед. институтов. М.: Прогресс, 1993. 127 с.
Ильев В. А. Когда урок волнует: учеб. пособие. Пермь, 2008. 376 с.
Антонова О. А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 365 с. Никитина А. Б. Школьная театральная педагогика в контексте современного российского образования // Материалы II Всерос. конф. школьной театральной педагогики памяти Л. А. Сулержицкого, Москва, 20-28 ноября 2015 г. М., 2015. URL: http://pediskus.ru (дата обращения: 26.01.2016).
Никольская О. Л. Психологические основания актуализации творческого потенциала и подготовки студентов педвуза к творческой деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 13 (141). С. 48-54.
Азбукина Е. Ю. Использование элементов театральной педагогики при работе с дезадаптированными подростками // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 1 (91). С. 70-74.
Новлянская З. Н. Становление авторской позиции ученика на уроках литературы // Материалы II Всерос. конф. школьной театральной педагогики памяти Л. А. Сулержицкого, Москва, 20-28 ноября 2015 г. М., 2015. URL: http://pediskus.ru (дата обращения: 26.01.2016).
M. V Kurysheva
THEATRE PEDAGOGY AS AN ACADEMIC SUBJECT IN THE SYSTEM OF TRAINING TEACHERS OF PRESCHOOL
AND PRIMARY EDUCATION
The article is devoted to the analysis of the content of the course "Theatre pedagogy" in the training of preschool teachers and primary school teachers. Notes the relevance of this discipline for successful professional activity, its integrative nature, which is reflected in the use of technologies, methods, and inherent in theatrical pedagogy (in the training of actors and theatre producer), and other humanitarian disciplines (rhetoric, phonetics, psychology, speech therapy, etc.). The concept of "theatre pedagogy" in relation to the preparation of future teachers. Describes the basic principles of theatre pedagogy, and the competencies, skills acquired by students in the learning process.
Key words: theatre pedagogy, preschool and primary education, the principles of theatrical pedagogy, formed competence.
EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2016. 5 (170)
Referances
1. Il'ev V. A. Tekhnologiya teatral'noy pedagogiki v formirovanii zamysla shkol'nogo uroka: Uchebnoye posobiye dlya uchiteley srednikh shkol i studentovpedagogicheskikh institutov [The technology of theatre pedagogy in the formation of school lesson plan: Study guide for high school teachers and students of pedagogical institutes]. Moscow, Progress Publ., 1993. 127 p. (in Russian).
2. Il'ev V. A. Kogda urok volnuet: uchebnoye posobiye [When the lesson is of care: textbook]. Perm', 2008. 376 p. (in Russian).
3. Antonova O. A. Shkol'naya teatral'nayapedagogika kaksotsial'no-kul'turnyy fenomen. Dis. dokt. ped. nauk [School theatre pedagogy as a socio-cultural phenomenon. Diss. doc. ped. sci.]. St. Petersburg, 2006. 365 p. (in Russian).
4. Nikitina A. B. Shkol'naya teatral'naya pedagogika v kontekste sovremennogo rossiyskogo obrazovaniya [Theatre pedagogy of school in the context of modern Russian education]. Materialy II Vserossiyskoy konferentsii shkol'noy teatral'noy pedagogiki pamyati L. A. Sulerzhickogo [Materials of the II all-Russian conference of school of theatre pedagogy in memory of L. A. Sulerzhitsky]. Moscow, 20-28 November 2015. URL: http://pediskus.ru (accessed 26 January 2016) (in Russian).
5. Nikol'skaya O. L. Psikhologicheskiye osnovaniya aktualizatsii tvorcheskogo potentsiala i podgotovki studentov pedvuza k tvorcheskoy deyatel'nosti [Reveal the psychological basis the creative potential of students of teacher training university and preparation of for creative activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 13 (141), pp. 48-54 (in Russian).
6. Azbukina E. Yu. Ispol'zovaniye elementov teatral'noy pedagogiki pri rabote s dezadaptirovannymi podrostkami [The use of elements of theatre pedagogy when working with maladjusted adolescents]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, no. 1 (91), pp. 70-74 (in Russian).
7. Novlyanskaya Z. N. Stanovleniye avtorskoy pozitsii uchenika na urokakh literatury [The development of the author position of the student on the lessons of literature]. Materialy II Vserossiyskoy konferentsii shkol'noy teatral'noy pedagogiki pamyati L. A. Sulerzhitskogo [Materials of the II all-Russian conference of school of theatre pedagogy in memory of L. A. Sulerzhitsky]. Moscow, 20-28 November 2015. URL: http://pediskus.ru (accessed 26 January 2016) (in Russian).
Kurysheva M. V.
Tomsk State Pedagogikal University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]