Bogoslova Elena Georgievna
THE IMPORTANCE OF THEATRICAL .
pedagogical sciences
УДК 378.026.9 + 378.03 + 378.18 DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0010
ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
© 2019
Богослова Елена Георгиевна, старший преподаватель кафедры физическая культура Крымский инженерно-педагогический университет (295000, Россия, Симферополь, пер. Учебный, 8, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель: разработать план работы студенческой театральной группы «Эдельвейс» в ГБОУ ВО РК Крымский инженерно-педагогический университет; проанализировать значение театральной педагогики в развитии творческих способностей, обучающихся в образовательной организации высшего образования (ООВО), позволяющей развить творческие способности, выработать дисциплину, оказывать положительное влияние на эмоциональную сферу обучающегося. Методы исследования: в статье описаны методы теоретического исследования (анализ, систематизация), позволяющие разработать план работы студенческой театральной группы и эмпирические методы исследования (анкетирование и беседы, проведенные в ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»). С помощью театральной педагогики можно развить воображение, эмоциональную сферу, фантазию обучающихся. Результаты: проанализировав научные труды, относящиеся к использованию театральной педагогики на занятиях в ООВО, разработан план работы студенческой театральной группы для дальнейшей постановки мюзиклов. Научная новизна: в статье продемонстрировано, что театральное искусство создает положительное эмоциональное настроение, пробуждает познавательную активность, развивает творческие способности. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в профессиональной педагогической деятельности инновационных направлений педагогики, при рассмотрении вопросов организации и проведения воспитательной работы с использованием театральных постановок, спектаклей и мюзиклов.
Ключевые слова: театральная педагогика, творческие способности, образовательная организация высшего образования, методика, организация, обучающийся, мотивация, интерес, занятия, принципы, потребности, план работы, студенческая театральная группа.
THE IMPORTANCE OF THEATRICAL PEDAGOGY IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS
© 2019
Bogoslova Elena Georgievna, senior lecturer of the department of physical culture Crimean Engineering and Pedagogical University (295000, Russia, Simferopol, trans. Training, 8, e-mail: [email protected]) Abstract. Objective: to develop a work plan for the student theater group "Edelweiss" in the Crimean Engineering and Pedagogical University; analyze the importance of theatrical pedagogy in the development of students' creative abilities in an educational organization of higher education, which allows them to develop their creative abilities, develop discipline, and exert a positive influence on the student's emotional sphere. Research Methods: The article describes theoretical research methods (analysis, systematization), which allow developing a work plan for a student's theater group and empirical research methods (questionnaires and interviews conducted at the Crimean Engineering and Pedagogical University). With the help of theatrical pedagogy, you can develop the imagination, the emotional sphere, the imagination of students. Results: after analyzing the scientific works related to the use of theatrical pedagogy in the classroom at OOBL, a plan of work was developed for the student theatrical group for the further production of musicals. Scientific novelty: the article demonstrates that theatrical art creates a positive emotional mood, awakens cognitive activity, and develops creative abilities. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in the professional pedagogical activity of innovative areas of pedagogy, when considering issues of organizing and conducting educational work using theatrical productions, performances and musicals.
Keywords: theatrical pedagogy, creativity, educational organization of higher education, methods, organization, student, motivation, interest, activities, principles, needs, work plan, student theater group.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современное мировое общество, перейдя от производственной экономики к экономике знаний, характеризуется глобализационными и интеграционными процессами, постоянно нарастающим научно-техническим прогрессом. Вместе с тем разными экстремистскими и шовинистскими организациями проводится пропаганда среди молодого поколения, что приводит к увеличению числа общественных противоречий, правонарушений, маргинализации, так как искажается жизненный смысл и смысл жизненных ценностей. В связи с этим в нашем обществе актуальна проблема воспитания высоконравственной личности, компетентной, ответственной, проявляющей инициативу. Личности, которая способна развиваться в духовной сфере, вести здоровый образ жизни, мотивировать и вдохновлять, оказывать влияние на настроение окружающих людей. Основная задача образовательных организаций высшего образования - это, безусловно, профессиональная подготовка будущих высококвалифицированных специалистов, которая является механизмом развития творческой личности, способного
конструировать себя, определять и менять стратегию в жизни. Воспитательная деятельность в свою очередь решает большой объем задач и направлена на развитие творческих способностей, познавательной активности личности обучающегося, а также на формирование морально-волевых качеств, социальных компетенций. В последнее десятилетие в педагогической науке выделены новые направления: музейная педагогика, со-циоигровая педагогика, театральная педагогика и т.д. Бесценная роль при решении задач воспитания принадлежит театральному искусству, методами которого является театральная педагогика [1-2].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Н.М. Борытко, Н.Л. Селиванова, В.В. Серикова Н.Г. Алексеев, Л.М. Архангельский, Л.А. Волович наряду с профессиональной подготовкой исследуют актуальные вопросы социально-нравственного воспитания [3-8]. Театральную педагогику как средство воспитания обучающихся в своих работах освещали следующие ученые: В.Ш.
педагогические науки
Богослова Елена Георгиевна ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ...
Масленникова, Р.Р. Лоскутова [9-10]. Значение театральной педагогики в профессиональной деятельности педагога описывали Ю.П. Азаров, В.М. Букатов, П.М. Ершов, Ю.Л. Львова, Е.А. Ямбург [11-15]. Роль театрального искусства и влияние сценического искусства в развитии личности человека изучали Б.В. Альперс, Г.Г. Шпет, М.И. Царев [16-19].
Формирование целей статьи (постановка задания). Проанализировать значение театральной педагогики в развитии творческих способностей обучающихся образовательной организации высшего образования. Разработать план работы студенческой театральной группы «Эдельвейс, как средство воспитательной деятельности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Творческая деятельность сегодня является важным условием конкурентоспособности специалиста любого профиля. Культура, искусство, творчество должны быть потребностью сформированной личности выпускника, для осуществления успешной профессиональной деятельности. Творческое развитие личности обучающегося является многофакторным процессом, в который входят следующие компоненты:
- профессиональная компетентность;
- творческий поиск;
- педагогическая техника;
- интеллектуальные способности, критическое мышление;
- воображение и интуиция;
- самостоятельность, психологическая безопасность.
Профессиональная культура и личная жизнь обучающегося зависит от степени раскрытия творческих способностей (развития основных компонент творческого развития личности), ощущения собственной значимости, осознания потенциала своей креативности. Современные тенденции развития профессионального образования взаимосвязаны с актуализацией творческого потенциала личности обучающегося. В практической деятельности образовательных организаций высшего образования зачастую недооценена воспитательная деятельность, с помощью которой раскрывается творческий потенциал личности обучающегося.
Театральная педагогика как произведение культуры и социума должна занять свое место в воспитательной деятельности образовательной организации высшего образования, так как оптимальным условием социокуль-туры является театр, который способствует развитию творческих способностей обучающихся. Рассмотрим базовые принципы театральной педагогики, которые представлены на рисунке 1.
Первый принцип
Принцип cobытийио ста
Пр едпол а га ет те л есно е переживание какого-либо событая, действия, процесса, явления реальной действительности, моделирование событийных ситу ацийв предлагаемых об стоятельствах
I Принцип продуктивного : Т действия Н
а результате совместной деятельности появляется реальный продукт: игрушки для спектакля, инсценировка басни, мюзикл, спектакль
разноооразня
содержания
Предполагает использование различных форм и методов обучения, вариативность учебного материала, обучающиеся выбирают самостоятельно учебный материал и формы работы
Четвертый принцип
■ Принцип игровой
Предполагает создание свободной атмосферы занятия, которая способствует творческому самовыражению и
самоактуализации обучающихся
Рисунок 1 - Базовые принципы театральной педагогики (составлено автором)
Театральная педагогика носит интегративный, междисциплинарный характер, а, следовательно, актуализирует приобретенные знания и сформированные способности, провоцировать эмоции, мотивировать к творчеству, а также восполняет дефицит времени изучения гуманитарных дисциплин. Кроме приобретения те-
оретических знаний с помощью театральной педагогики
развивается воображение, фантазия, эмоции, появляется мотивация к созиданию. Театральное представление провоцирует различные эмоции актерам и зрителям, так как представляет картину жизни человека, опыт поведения, общения, взаимодействия людей [20-21]. По мнению многих ученых, эмоции, зарождаемые в процессе просмотра театрального представления, являются импульсом к созиданию прекрасного. Театральное искусство, как искусство человековедения способствует созданию творческой среды, так как приобретаемый опыт самореализации для обучающихся создает траекторию профессионального развития и развития как личности. Многие педагогические и режиссерские открытия являются фундаментом режиссуры и театральной педагогики. Динамика развития театральной педагогики как системы, представляет возможность рассмотреть основные положения формулы «действия в определенных обстоятельствах». Основные положения представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Основные положения формулы театральной педагогики «действия в определенных обстоятельствах» (составлено автором)
В Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет, работает студенческая театральная группа «Эдельвейс», где обучающиеся систематически занимаясь, способны развиваться как творческие личности. В период своего функционирования обучающимися и преподавателями были поставлены следующие мюзиклы: «Ромео и Джульетта» (трагедия У. Шекспира), «12 стульев» (роман И. Ильфа и Е. Петрова), «Бременские музыканты» (сказка Братьев Гримм), «Ненкенджан» (Крымская легенда о Джаныке-ханым), «Игра по другим правилам» (история, авторский сценарий и авторская постановка), «Улица» (история, авторский сценарий и авторская постановка), «Энергия танца» (история, авторский сценарий и авторская постановка), «Студенты в контакте» история, авторский сценарий и авторская постановка, «Территория любви» (история, авторский сценарий и авторская постановка).
В связи с этим, существует необходимость разработки план работы студенческой театральной группы «Эдельвейс» в ГБОУ ВО РК Крымский инженерно-педагогический университет:
1. Первый этап - этап анализа. Задачи: - проанализировать работу действующих студий и кружков театрального искусства в образовательных организациях высшего образования;_
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3(28)
47
Bogoslova Elena Georgievna
THE IMPORTANCE OF THEATRICAL .
pedagogical sciences
- проанализировать существующую материально-техническую и мотивационно-стимулирующую базу, необходимую для работы студенческой театральной группы;
- проанализировать контингент обучающихся ГБОУ ВО РК Крымский инженерно-педагогический университет (изучить интересы, увлечения, потребности, связанные с театральным и танцевальным искусствами).
2. Второй этап - подготовка условий. Задачи:
- разработать и утвердить рабочую программу по воспитательной деятельности театральной группы обучающихся «Эдельвейс»;
- составить и утвердить расписания занятий воспитательной деятельности театральной группы обучающихся «Эдельвейс»;
- составление заявки на приобретение необходимого инвентаря;
- проведение промо-мероприятия по привлечению обучающихся в театральную группу «Эдельвейс»;
- проведение кастинга;
- сформировать постоянный состав театральной группы обучающихся «Эдельвейс».
3. Третий этап - этап внедрения. Задачи:
- реализовать утвержденную рабочую программу по воспитательной деятельности театральной группы «Эдельвейс», то есть провести репетиции запланированных мюзиклов и театральных постановок;
- принять участие в мероприятиях ГБОУ ВО РК Крымского инженерно-педагогический университета с мюзиклами;
- принять участие в городских, районных мероприятиях;
- провести благотворительные выступления в праздничные дни в детских домах и других организациях.
4. Четвертый этап - этап рефлексии. Задачи:
- проанализировать результаты реализованной рабочей программы по воспитательной деятельности театральной группы обучающихся «Эдельвейс»;
- проанализировать результаты выступлений с мюзиклами;
- провести беседы, анкетирование с обучающимися, входящими в постоянный состав театральной группы «Эдельвейс» и выявить степень их удовлетворенности в реализованных постановках;
- проанализировать общественное мнение о воспитательной деятельности в ГБОУ ВО РК Крымский инженерно-педагогический университет;
- усовершенствовать план рабочей программы по воспитательной деятельности обучающихся.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ГБОУ ВО РК Крымский инженерно-педагогический университет воспитательная деятельность с обучающимися организована в том числе и с помощью работы театральной группы «Эдельвейс». Пространство по воспитательной деятельности можно рассматривать, как процесс, который регулирует преподаватель-режиссер. В таком процессе игра «актера»-обучающегося способствует развитию творческих способностей, воображения, за счет перевоплощения, чувственного процесса, эмоциональных подъемов, реальности жизненных историй театральных постановок. Опыт работы студенческой театральной группы «Эдельвейс» в ГБОУ ВО РК Крымский инженерно-педагогический университет показал, что использование театральной педагогики в воспитательном процессе образовательной организации высшего образования органично включается в содержание образовательного процесса профессиональной подготовки обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Богослова, Е.Г. Формирование позитивной Я-Концепции подростков средствами художественной литературы как актуальная проблема педагогической науки / Е.Г. Богослова, Г.Л. Драндров. -Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 251.
2. Богослова, Е.Г. Особенности развития Я-Концепции у сельских и городских школьников / Г.Л. Драндров, ДА. Драндров, Д.Н. Сюкиев,
Е.Г. Богослова - Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 229.
3. Борытко, Н.М. Система профессионального воспитания в вузе : учеб-методич. пособие /Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев. — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2004. - 120 с.
4. Селиванова, Н.Л., Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента / Н.Л. Селиванова, А.Е. Баранов, Н.А. Баранова, М.В. Шакурова. — М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. — 192 с.
5. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография /В.В. Сериков. — М.: Логос, 2012. — 448 с.
6. Алексеев, Н.Г. О методах психологического изучения творчества / Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин // Проблемы научного творчества в современной психологии. - М.: Наука, 1971. - 203 с.
7. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности /Л.М. Архангельский. - М.: Знание, 1978. - 64 с.
8. Волович, Л.А. Технический вуз: реальность, прогноз и перспективы воспитательной деятельности / Л.А. Волович. - Казань, Изд-во КГТУ, 2010. - с.46-54.
9. Масленникова, В.Ш. Организация воспитательной деятельности педагога по формированию социально-ориентированной личности в системе профессионального образования : (принципы и технологии) /В.Ш. Масленникова, В.Б. Юсупов, В.А. Боговарова и др. //Рос. акад. образования, Ин-т педагогики и психологии проф. образования, лаб. проф. воспитания и социал. педагогики. - Казань : Данис, 2010. -192 с.
10. Лоскутова, Р.Р. Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях современного вуза / Р.Р. Лоскутова, Н.Н. Чалдышкина. — Ярославский педагогический вестник — 2014 - №1 — Т.1. — С. 49-55.
11. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать : книга для учителя / Ю.П. Азаров. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва : Просвещение, 1985. — 448 с.
12. Букатов, В.М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина. 3-е изд., доп. и перераб. /В.М. Букатов. - М.: Сфера, 2010. - 203 с.
13. Букатов, В.М. Технология актерского искусства / В.М. Букатов, П.М. Ершов. - ТОО «Горбунок», 1992 — 285 с.
14. Львова Ю.Л. Педагогические этюды : книга для учителя /Ю.Л. Львова. — М.: Просвещение, 1990. — 126 с.
15. Ямбург, Е.А. Педагогический декамерон /Е.А. Ямбург. — Дрофа. 2008. — 367 с.
16. Альперс Б.В. Актерское искусство в России / Б.В. Альперс. -Искусство, 1945 — 549 с.
17. Густав Густавович Шпет: архивные материалы, воспоминания, статьи. - Смысл, 2000 — 351 с.
18. Кореви, Л.С. Путь актера: М.И. Царев : Начало пути : В театрах периферии : В Гостиме : Малый театр. - Всероссийское театральное обество, 1981. — 293 с.
19. Букатов, В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников: дисс. ... д-ра пед.наук /В.М. Букатов. — М., 2001. — 376 с.
20. Аникеева, Н.П. Режиссура педагогического взаимодействия / Н.П. Аникеева, Г.В. Винникова, С.А. Смирнов. — Новосибирск: Изд-во НГПИ, 2005. — 92 с.
21. Булатова, О.С. Педагогический артистизм / О.С. Булатова. — М.: Академия, 2011. — 239 с.
Статья поступила в редакцию 23.04.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019