Научная статья на тему '«Педагогика»: диалектический курс'

«Педагогика»: диалектический курс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Педагогика»: диалектический курс»

В-пятых, при традиционном обучении нельзя сказать, что весь класс учеников является учебником. Напротив, в виртуальном мире сети ученики, общаясь друг с другом и являясь каждый частью учебника, образуют виртуальную группу учеников, обладающую уже свойством коллективного разума. Группа - это саморазвивающаяся система, которая получает новые знания, учит других, хранит знания, производит новые знания. Более того, в виртуальном мире она может быть представлена в виде одного виртуального образа, посредством которого общается с другими мобильными интеллектуальными группами информационного общества. Каждый из участников группы может пользоваться этим, получая новые знания для себя, обучая других и производя знания. Таким образом, вся группа учеников является частью интернет-учебника.

Итак, в постиндустриальную эпоху учебник является не только средством обучения, а самостоятельным образовательным пространством нового типа, в котором осуществляются своеобразные, с точки зрения традиционной педагогики, образовательные процессы. Одновременно такой учебник является и средой, влияющей на всех участников образовательных процессов. Новая парадигма учебника позволяет сформулировать совершенно новые принципы, на которых должен строиться и функционировать учебник в постиндустриальной системе образования.

Литература

1. Канаев В.И. Дистанционное обучение: технологические аспекты. - М., 2004.

2. Ибрагимов И.М. Информационные тех-

нологии и средства дистанционного обучения. - М., 2003.

Ю. ТЮННИКОВ, профессор М. МАЗНИЧЕНКО, канд. пед. наук Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Курс педагогики - один из наиболее важных в профессиональной подготовке педагога.

Вместе с тем вузовский преподаватель педагогики часто сталкивается со следующими проблемами: неумением студентов применять полученные теоретические знания в практической деятельности, невысоким интересом к предмету, некритичным восприятием получаемых знаний, расхождением между педагогической теорией и практикой.

На наш взгляд, в их основе лежат объективно присущие педагогическо-

«Педагогика»: диалектический курс

му знанию диалектические противоречия. Будучи продуктивно разрешенными, они могут значительно повысить качество профессиональной подготовки будущих педагогов, способствовать развитию профессионального мышления, рефлексивных способностей. Это противоречия между:

■ личным опытом студента и получаемыми теоретическими знаниями,

■ обыденными и научными педагогическими знаниями,

■ педагогической теорией и практикой (нормативными педагогическими знаниями и реальностью их приме-

нения в практической деятельности педагога).

Использование этих противоречий в преподавании педагогики может обеспечить необходимый диалектический подход и повысить качество профессиональной подготовки.

В основе такого подхода лежат следующие основные идеи:

■ опора на личный опыт студентов в качестве обучаемых и воспитуемых, а также обучающих и воспитывающих, создание и разрешение противоречий между личным опытом и получаемыми теоретическими знаниями;

■ ознакомление студентов не только с педагогическими нормами (нормативным педагогическим знанием), но и с типичными нарушениями норм и способами их коррекции;

■ обеспечение практической направленности теоретических знаний.

Далее мы опишем применение диалектического подхода при изучении отдельных тем курса.

Начнем с раздела «Введение в педагогическую деятельность». Тема «Общая характеристика педагогической профессии» содержит противоречие между обыденными и научными представлениями о педагогической профессии. На практическом занятии можно организовать игру «Суд над педагогической профессией». Студенты делятся на две команды - защитники и противники профессии. По ходу игры преподаватель или студент кратко записывает на одной части доски все названные положительные, а на другой - отрицательные стороны педагогической профессии. Определяется весомость каждого плюса и минуса, их соотношение. В конце игры выносится вердикт, формируется обобщенное представление о педагогической профессии. Эта игра позволяет выявить неадекватные представления студентов о педагоги-

ческой профессии. В ходе практического занятия можно провести их коррекцию. Например, распространенным мифом является понимание ее как каторги, мучения. Можно порассуждать со студентами о том, когда работа педагога становится каторгой. Начать такой разговор поможет цитата А. де Сент-Экзюпери: «Когда киркой работает каторжник, каждый ее удар только унижает каторжника. Но если кирка в руках изыскателя, каждый ее удар возвышает изыскателя. Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжелый труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла» [1].

Тема «Профессиональная деятельность и личность педагога» содержит противоречие между обыденными и научными представлениями о педагогической деятельности. Изучение темы можно начать с такого задания: «Опишите наиболее запомнившийся случай выполнения Вами педагогической деятельности». Многие студенты вспомнят, как они вели уроки в младших классах в дни школьного самоуправления. Может быть, кто-то из них работает или работал педагогом. Практика показывает, что при выполнении этого задания практически не приводятся примеры непрофессиональной педагогической деятельности (воспитание членов семьи, друзей и т.д.). Можно предложить следующий вопрос: «Является ли педагогической деятельностью:

■ помощь младшему брату (сестре) в подготовке уроков;

■ разговор с подругой о некоторых ее недостатках, которые не нравятся другим;

■ просьба пожилого пассажира автобуса уступить ему место, адресованная школьнику;

■ разговор начальника с подчиненным, который плохо выполняет свои обязанности?»

В основе соответствующего практи-

ческого занятия может лежать противоречие между адекватными и неадекватными мотивами и смыслами педагогической деятельности. Адекватными мотивами могут являться самореализация, общение, творчество и др., неадекватными - получение власти, возможность унижать других и т.п. Чтобы обнаружить такие противоречия, можно попросить каждого студента выделить мотивы собственного выбора педагогической профессии и будущей педагогической деятельности, провести анализ мотивов педагогической деятельности известных педагогов прошлого и настоящего по текстам их сочинений. Можно организовать игру «Звездный час» [2], цель которой - помочь будущему учителю осознать смыслы педагогической деятельности и соотнести их с собственными представлениями. Участники игры выделяют и обсуждают радости жизни и работы учителя. Следующее задание - составить список адекватных и неадекватных мотивов и смыслов педагогической деятельности. Логическим завершением такой работы могут стать мини-сочинения «Мои мотивы выбора педагогической профессии», «Смыслы моей педагогической деятельности».

Тема «Общая и профессиональная культура педагога» содержит противоречия между педагогической культурой различных исторических эпох, между нормативными представлениями о высоком уровне педагогической культуры и ее реальными проявлениями. На лекции можно сравнить педагогический идеал различных эпох, педагогические цивилизации и парадигмы, нормативные и мифологемные тезаурусы практической деятельности педагога. Интересно остановиться на взаимодействии социальных и педагогических мифологем и идеологем и их влиянии на процессы воспитания и обучения [3]. Наряду с описанием идеального обра-

за учителя, можно познакомить студентов с мифами идеального учителя, выделенными Т. Гордоном [4]. Логичным завершением такой работы может стать написание мини-сочинений «Мой идеал учителя», «Антиидеал учителя».

На практическом занятии можно устроить научную конференцию представителей различных педагогических культур (первобытной, древнегреческой, средневековой, эпохи Возрождения, Просвещения, современной, педагогической культуры будущего).

Важным компонентом профессиональной культуры педагога является педагогическая позиция. И здесь также присутствует противоречие между нормативными представлениями о гуманной педагогической позиции и реальными педагогическими позициями студентов. Затронуть эти противоречия может помочь подготовка небольших выступлений на тему «Моя педагогическая позиция». Можно также попросить описать педагогические позиции своих любимых и нелюбимых учителей и оценить их эффективность.

Изучение темы «Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога» можно построить на разрешении противоречия между нормативными требованиями к личности педагога и их нарушениями. Практическое занятие можно начать с самопрезентации каждого студента в качестве педагога: каким я буду педагогом, какие качества позволяют мне быть хорошим педагогом, а какие мешают. Нужно заострять внимание не только на профессионально значимых качествах личности педагога, но и на профессионально недопустимых. Можно попросить студентов привести примеры проявления педагогами таких качеств и их влияния на результаты педагогического труда, предложить творческое задание - сформулировать

основные «табу» и «необходимо» педагога, проанализировать наличие у себя профессионально значимых и профессионально недопустимых личностных качеств. Обеспечить практическую направленность полученных теоретических знаний поможет анализ педагогических ситуаций, в ходе решения которых необходимо определить, соответствовали ли действия педагога предъявляемым к нему требованиям и как это отразилось на результатах воспитания.

Тема «Профессионально-личностное становление и развитие педагога» содержит противоречие между личным опытом саморазвития и профессиональными требованиями к нему. Разрешение этого противоречия возможно в ходе обсуждения мини-сочинений «Моя попытка самовоспитания», в которых каждый студент может рассказать об опыте самовоспитания: что его подтолкнуло к самовоспитанию, что он пытался в себе изменить в лучшую сторону, каким образом, что из этого получилось. В соответствии с профессиограммой каждый студент оценивает в баллах (от 0 до 10) наличие и степень развития у себя профессионально значимых качеств, умений, способностей и составляет программу самовоспитания. Зачастую будущие педагоги не всегда используют различные жизненные ситуации в целях профессионального самовоспитания. Важную роль в профессиональном самовоспитании педагога играет чтение художественной литературы. Чтобы развить у будущих педагогов умения использовать возможности художественной литературы в целях профессионального саморазвития, можно предложить написать педагогическую аннотацию к любимой художественной книге. В своей аннотации студент должен раскрыть возможности любимой книги как средства профессионального самовоспитания педагога.

Перейдем к разделу «Общие основы педагогики». Тема «Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики» содержит противоречие между обыденным пониманием основных терминов (воспитание, обучение, развитие, личность и др.), которое уже сложилось у студентов, и их научно-педагогической трактовкой. Особенность педагогической терминологии в том, что она используется в обыденном значении практически всеми людьми, а также в наличии нескольких, часто противоречивых научных трактовок основополагающих понятий. Именно на этой особенности нужно заострить внимание будущих учителей. Полезным будет провести сравнительный анализ определений этих понятий в различных словарях (педагогическом, психологическом, философском, культурологическом), учебниках, научных статьях. На семинарском занятии можно организовать дискуссию «Является ли педагогика наукой?», заранее попросив студентов подобрать цитаты на эту тему известных педагогов прошлого и современности (Я.А. Коменского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, экзистенциалистов, постмодернистов и др.).

Тема «Личность как педагогическая категория. Факторыы развития личности» содержит противоречие между теоретическими знаниями о факторах развития личности и практическим использованием педагогом этих факторов. Поможет анализ ситуаций воспитания по вопросам: Удалось ли педагогу своими действиями обеспечить развитие личности ребенка? В чем проявилось развитие? Какие факторы способствовали развитию? Если развитие не удалось обеспечить, то как это можно исправить? В рамках указанной темы полезно написание мини-сочинений «В чем заключается моя индивидуальность», «Как я формирую свою инди-

видуальность», «Какие факторы в большей степени повлияли на развитие моей личности».

Тема «Взаимосвязь педагогической науки и практики» является ключевой для осознания студентами противоречия между педагогической теорией и практикой. Преподавателю важно показать различные преломления теоретических знаний в практической деятельности педагога (например, один и тот же принцип, метод воспитания/ обучения каждый учитель реализует по-своему, с помощью своих правил, приемов).

Следующий раздел - «Теория обучения ». Тема «Закономерности и прин-цип-ы обучения» содержит противоречие между нормативными педагогическими знаниями и реальностью их применения в практической деятельности педагога. В учебниках педагогики обычно дается понятие закономерностей обучения, их классификация и приводятся формулировки отдельных закономерностей. При этом будущим педагогам зачастую так и остается неясным: а зачем им нужно знать эти закономерности? Чтобы ответить на этот вопрос, можно предложить проанализировать несколько ситуаций из педагогической практики, в которых учтены или не учтены закономерности обучения и ответить на вопрос: какая закономерность учтена или не учтена и как это повлияло на результаты обучения, после чего студенты могут привести примеры таких ситуаций из личного опыта. Затем можно дать задания на самостоятельное выявление закономерностей обучения. Раскрытие принципов обучения в учебниках педагогики обычно представлено нормативно: так должно быть. Но почему именно так должно быть? И как не должно быть?

Чтобы ответить на эти вопросы, на практическом занятии можно организовать дискуссию «На основании чего

определяются принципы обучения?» В ходе обсуждения могут быть выдвинуты различные точки зрения: принципы - это обобщение практического опыта обучения; принципы вытекают из закономерностей обучения; принципы отражают требования общества к процессу обучения; принципы формулируются учеными, авторами учебников по педагогике; принципы каждый педагог должен определять для себя сам и др. После дискуссии можно предложить работу в малых группах: составить свою систему принципов обучения (можно включить в эту систему имеющиеся принципы, добавить свои, иерар-хизировать их, сгруппировать) и защитить (обосновать выбор и систематизацию принципов). Также полезен анализ педагогических ситуаций, в которых нарушены или реализованы отдельные принципы обучения. В ходе такого анализа студенты отвечают на вопросы: какие принципы нарушены или реализованы в данной ситуации? В каких действиях педагога это проявилось? Как это сказалось на результатах обучения? Если принципы нарушены, то как обеспечить их реализацию? Для самостоятельной работы студентам может быть дано задание составить и проанализировать такие ситуации с последующим обсуждением их на семинарском занятии.

Тема «Анализ современных дидактических концепций» содержит противоречие между различными концепциями обучения. Для самостоятельной работы студентам может быть предложен критический анализ отдельной дидактической концепции по вопросам: соответствие концепции требованиям общества и тенденциям его развития, область применения концепции, концептуальные идеи, их реалистичность, целевые ориентиры обучения, выдвигаемые концепцией, средства достижения целей (содержание, технологии,

формы, методы, приемы обучения), возможность их достижения. На этом занятии можно также провести анализ дидактических концепций известных педагогов прошлого. Основной целью такого анализа должна стать оценка плюсов и минусов концепции, возможностей ее применения в современной ситуации.

Рассматривая тему «Инновационные образовательные процессы», важно обратить внимание студентов на противоречие между продуктивными и непродуктивными инновационными процессами. В педагогической литературе значительное место уделяется педагогической инноватике. Однако при этом внимание акцентируется на описании позитивного инновационного опыта, а «осмысление опыта со знаком «минус» не ведется в таких же масштабах, что и передовой практики» [5]. Содержание темы «Инновационные образовательные процессы» должно включать типичные продуктивные и непродуктивные сценарии инновационной деятельности, распространенные ошибки инновационной деятельности и пути их предупреждения.

Перейдем к разделу «Теория и методика воспитания».

Изложение темы «Понятие о воспитательных системах. Воспитательная система школы» может быть построено на противоречии позитивного и негативного опыта воспитательных систем конкретных образовательных учреждений. Практическое занятие может включать выполнение групповых проектов «Проектируем воспитательную систему школы». В каждой малой группе выделяются роли директора, его заместителей, представителей родительского комитета, учащихся и проектируется воспитательная система, например, общеобразовательной школы спального района, школы бизнеса, гимназии с углубленным изу-

чением иностранных языков, детского сада для детей с ограниченными возможностями развития, педагогического университета, инженерного института и др.

Тема «Коллектив как объект и субъект воспитания» содержит противоречия между обыденным и научным представлением о коллективе, между идеями индивидуального и коллективного воспитания. Изложение ее можно начать с анализа двух противоречивых цитат:

(1) «Педагогическая логика не сможет выдержать никакой критики, если мы вычеркнем в логическом построении коллектив» (А.С. Макаренко) [6];

(2) «Индивидуально-ориентированная педагогика признает внутреннюю сложность и автономию человеческой личности и противостоит коллективизму, где главная роль отводится влиянию на человека социальной группы» (В.С. Безрукова) [7].

Вопросы для обсуждения могут быть такими: «Верны ли эти утверждения? Нужен ли коллектив в воспитании? Зачем?» Прежде чем дать научное определение коллектива, его основных признаков, можно спросить, является ли коллективом воровская шайка, очередь в магазине, студенческая группа. Дальнейшее изложение темы может быть дополнено описанием типичных ошибок педагогов в работе с детским коллективом и анализом конкретных ситуаций работы педагога с ученическим коллективом на практическом занятии. Для обеспечения практической направленности курса можно предложить будущим педагогам провести диагностику коллектива их студенческой группы, разработать план работы куратора с этим коллективом.

Тема «Взаимодействие школы и семьи. Работа классного руководителя с семьей школьника » включает противоречие между требованиями к работе

классного руководителя и практикой их реализации. Раскрыть это противоречие можно посредством анализа продуктивных и непродуктивных сценариев взаимодействия классного руководителя с родителями [8].

Тематика курсовых работ по педагогике также должна содержать диалектические противоречия: «Продуктивные и непродуктивные сценарии работы классного руководителя с родителями / различными группами учащихся (неуспевающими, одаренными и др)», «Основные требования к применению методов воспитания/обучения и типичные ошибки в их реализации», «Сравнительный анализ вузовских учебников по педагогике», «Анализ позитивного и негативного опыта инновационной деятельности образовательных учреждений», «Сравнительный анализ современных дидактических концепций», «Артистизм и искусственность в педагогическом общении» и др.

Диалектический подход к построению педагогики может обеспечить и тематика спецкурсов. Курс педагогики преимущественно включает описание норм педагогической деятельности. Типичные отклонения от норм (педагогические ошибки, мифологемы, предрассудки, фобии, негативные установки, стереотипы и др.) и способы их коррекции могут быть представлены в содержании спецкурса «Коррекция педагогической деятельности» [9]. Курс «Педагогическое общение» может включать описание продуктивных и непродуктивных ролевых позиций учителя, сценариев общения, стереотипов восприятия различных групп учащихся, негативных установок участников педагогического общения, анализ ситуаций продуктивного и непродуктивного педагогического общения. Курс педагогической этики может строиться с опорой на педагогические мифологемы [10].

Диалектический подход необходим и при проведении педагогических практик. Будущим педагогам можно предлагать следующие задания: при посещении уроков сокурсников и других учителей выявить допущенные педагогические ошибки и предложить пути их предупреждения; проанализировать свой урок и найти ошибки, исправить их на последующих уроках; определить влияние собственных педагогических ошибок на результаты педагогического процесса; посещая уроки, выявить стереотипы восприятия учеников разными учителями; общаясь с учащимися, выявить типичные ошибочные представления и др.

В заключение отметим, что диалектический подход может использоваться в построении курса не только педагогики, но и других дисциплин. Обеспечить такой подход, а также практическую направленность многих вузовских дисциплин может обнаружение и продуктивное разрешение противоречий между личным опытом студентов и получаемыми теоретическими знаниями, обыденными и научными знаниями, нормативными знаниями и реальностью их применения в практической деятельности.

Литература

1. Сент-Экзюпери А. Планета людей // Избранное. - Л., 1977. - С. 260.

2. Зотова Н.Г. Формирование смысловой сферы личности педагога. Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1998.

3. Тюнников Ю.С., Мазниченко М.А. Вза-

имодействие социальных и педагогических мифологем и их влияние на становление личности //Личность. Культура. Общество. - 2003. - Спец. вып. 1-2 (1920). - С. 443-453.

4. См.: Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эф-

фективный учитель, или книга о превращении детей в хороших учеников. - Ростов н/Д, 1996.

5. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогичес-

кой науки и практики. - М., 1984. -С.109-110.

6. Mакаренко A.C. Методика организации

воспитательного процесса // Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 тт. - Т.1. - М., 1983. - С. 318.

7. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург, 1996. -С.246.

8. Mазнuченко M.A., Тюнников Ю.С. Пе-

дагогическая мифология в сценариях и

практике взаимодействия классного руководителя с родителями // Народное образование. - 2003. - №7. - С.219-224.

9. Мазниченко М.А. Коррекция педагоги-

ческой деятельности: Уч. пособие для студентов пед. специальностей /Под ред. Ю.С. Тюнникова. - Сочи, 2003.

10. Тюнников Ю.С, Мазниченко М.А. Построение курса педагогической этики с опорой на педагогические мифологемы // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004. - №2. - С.37-41.

Г. ДЖАМАЛУДИНОВ, доцент Махачкалинский государственный педагогический университет

Прежде чем ответить на вопрос: «Какое образование нам нужно?», следует определить, какой человек нам нужен, т.е. какой результат от образования мы хотим получить. Важность решения этой проблемы была очевидна ещё при начале формирования системы высшего образования в России. Высшие учебные заведения в Российской империи были созданы для дворянства и ориентировались на его ценности, а главнейшей ценностью русского дворянина была честь [1]. Центральная установка в воспитании и образовании дворянина делалась не на успех и процветание (славу, богатство, чины и т.п.), а на принципы кодекса чести (храбрость, благородство, достоинство, элегантность, манеры). Современная же философия исходит из того, что необходимо обратится к таким категориям образовательного процесса, как обучение методам, подходам, способам, парадигмам с целью формирования делового человека. Для постиндустриального общества Запада современные проблемы образования концентрируются в теории «образование

Образование - это и воспитание

в течение всей жизни». Возникает вопрос: а для чего это нужно? Ради Родины, общества, удовольствия или успеха? Как правило, эти вопросы редко выносятся на публичное обсуждение. В сегодняшней России наблюдается комбинация стадий общественного развития: незавершенной до конца раннеиндустриальной модернизации, требующей массовости ее участников, особенно в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство, сфера бытового обслуживания, позднеиндустриальной модернизации и отдельных процессов появившейся в 80-х гг. ХХ века постиндустриальной модернизации [2].

Закон «Об образовании» начинается со слов: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определённых государством уровней образовательных цензов». В статье 2 Закона говорится о воспитании гражданственности и люб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.