Научная статья на тему 'Учебник в постиндустриальную эпоху'

Учебник в постиндустриальную эпоху Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов В., Клыгина Е., Федосова Т., Горбачев А.

Работа выполнена при поддержке РГНФ. Проект № 04-06-00229a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебник в постиндустриальную эпоху»

тики и способы коррекции // Науковедение. - 2003. - № 4.

4. Короновский А.А., Стриханов М.Н., Трубецков Д.И., Храмов А.Е. Анализ и прогноз тенденций изменения научнопедагогического потенциала профессорско-преподавательского состава высшей школы России // Науковедение. - 2002.

- № 2.

5. Короновский А.А., Стриханов М.Н., Трубецков Д.И., Храмов А.Е. К вопросу об эффективности функционирования высшей школы (качественный подход) // Науковедение. - 2002. - № 4.

6. Cole J.R., Cole S. Social Stratification in Science. - Chicago, 1981.

7. Гарфилд Ю. Можно ли выявлять и оце-

нивать научные достижения и научную продуктивность? // Вестн. АН СССР. -1982. - № 6.

8. Buchholz K. Criteria for the analysis of scientific quality // Scientometrics. -1995. - Vol. 32. - № 2.

В. КУЗНЕЦОВ, доцент Е. КЛЫГИНА, доцент Т. ФЕДОСОВА, студентка Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

А. ГОРБАЧЕВ, канд. пед. наук Донская средняя общеобразовательная школа

Образование в постиндустриальном обществе не сводится к формуле: «обучение + воспитание». Эта формула перестает работать из-за изменившейся парадигмы образования. Теперь невозможно получить образование, которого «хватит» на всю жизнь. Однако это не означает, что он учится всю жизнь в школе или по формуле: «детсад - школа - вуз». Нет, он приобретает знания в процессе своей интеллектуальной деятельности. Информационное общество - это прежде всего общество интеллектуалов, которые не

9. Кара-Мурза С.Г. Цитирование в науке и

подходы к оценке научного вклада // Вестн. АН СССР. - 1981. - № 5.

10. Wagner-Debler R. Were has the cumulative advantage gone? Some observations about the frequency distribution of scientific productivity, of duration of scientific participation and of speed of publication // Scientometrics. - 1995. - Vol. 32. - № 2.

11. Михайлов О.В. Цитируемость ученого: важнейший ли это критерий качества его научной деятельности? // Науковедение.

- 2000. - № 3.

12. Motta G., Metcalfe N. Journal impact factors // Nature. - 1995. - V.376. -№ 6543.

13. Peritz B.C. On the association between journal circulation and impact factor // J. of Inform. Science. - 1995. - V. 21. - № 1.

14. Прайс Д. Квоты цитирования в точных и неточных науках, технике и не-науке // Вопросы философии. - 1971. - № 3.

15. http://vak.ed.gov.ru/help_mat/217/

только получают знания из некоторого фонда знаний человечества, а в том числе «добывают» их самостоятельно в процессе интеллектуального познания, пополняя тем самым общемировую базу знаний. В информационном обществе образование и профессиональная интеллектуальная деятельность человека настолько тесно сплетаются друг с другом, что впору говорить о новом взгляде на образование:

* Работа выполнена при поддержке РГНФ. Проект № 04-06-00229a

Учебник в

постиндустриальную

эпоху*

Образование = Обучение + Воспитание + Исследование.

Новая эра ставит перед системой образования задачу подготовить личность к самостоятельному профессиональному интеллектуальному труду по производству нового знания. В индустриальном обществе исследованием занималось лишь небольшое число людей - научных работников, да и то большая часть их времени уходила не столько на собственно исследовательскую деятельность, сколько на оформление ее результатов. В информационном обществе большая часть людей будетзанята исследовательской деятельностью, причем большую часть своего рабочего времени, т.к. к рутинной «интеллектуальной» работе будут привлечены информационные инструменты. Для образованности в постиндустриальном мире недостаточно быть обученным и воспитанным, нужно еще быть творческим исследователем. Творчеству нельзя научить или воспитать - его нужно развивать в условиях образовательных процессов нового типа - исследовательских.

Изменения в обществе, повлекшие за собой новый подход к пониманию категории образования, не могут не затронуть теории учебника. Однако прежде чем перейти к принципиальным требованиям к учебнику в постиндустриальную эпоху, остановимся на двух важных для дальнейшего рассмотрения понятиях: «образовательное пространство» и «образовательная среда».

Пространство в самом общем смысле этого слова - это множество объектов, между которыми установлены отношения, характеризующиеся структурностью, протяженностью и/ или длительностью. С этой точки зрения и образовательное пространство следует понимать как совокупность объектов («Кто?») образовательных процессов, характеризующихся предметной областью («Что?»), местом

(«Где?») и длительностью («Когда?») их протекания. Образовательное пространство характеризуется этими четырьмя категориями, и для понимания природы каждого конкретного образовательного пространства ни одну из них нельзя недооценивать.

Можно говорить об образовательном пространстве отдельной личности, коллектива, школы, вуза, региона, страны, цивилизации. Каждое из этих пространств определяется своей структурой, интеллектуальной (база знаний), территориальной и временной (длительность взаимодействия его элементов) протяженностью. Интеллектуальная протяженность образовательного пространства школьника в традиционной системе образования составляет в большинстве случаев набор учебников, которые он использует (один предмет - один учебник!).

В.И. Канаев предлагает формулу для образного представления образовательного пространства в традиционной школе: «20 х1 х 2 х 4 х 6», когда обучаемый находится в общении с 20 одноклассниками, одним педагогом, в «пространстве двух книжных обложек, четырех стен классной аудитории и во временных рамках шестичасовых занятий в день» [1, с. 9].

Ясно, что совершенно другое количество измерений (степеней свободы) у образовательного пространства при дистанционном обучении, особенно с использованием интеллектуальных инструментов. Действительно, интеллектуальная протяженность такого пространства не только многомерна, она, вдобавок, имеет фрактальную структуру и размерность. Территориальная протяженность может охватывать разные континенты. Образование не ограничивается шестью часами в день, а проходит через всю жизнь человека. Именно поэтому приходит новая парадигма образования - «образование че-

рез всю жизнь». Дистанционное обучение, непрерывное образование, виртуальное образование - это реалии образовательного пространства в информационную эпоху.

Среда в общем смысле слова - это совокупность явлений, процессов, условий, факторов, оказывающих влияние на изучаемый объект (или некое «вещество», заполняющее пространство и обладающее определенными свойствами).

Образовательная среда любого образовательного пространства - это совокупность социально-экономических, нормативно-правовых, психологопедагогических и материально-технических компонент, каждая из которых складывается из специфических для себя условий, в которых протекают образовательные процессы рассматриваемого образовательного пространства, и факторов, которые оказывают на них влияние. Другими словами, нормативно-правовая компонента образовательной среды суть пересечение нормативно-правовой среды правового пространства с рассматриваемой образовательной средой и т.д. При этом следует отличать образовательную среду некоторого образовательного пространства от образовательных сред его подпространств. Например, нормативно-правовую компоненту образовательной среды российского образовательного пространства составляют Конституция РФ, Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства, Приказы и инструкции Министерства образования РФ, касающиеся образования, а нормативноправовую компоненту образовательной среды образовательного пространства отдельного образовательного учреждения составляют его Устав, приказы его руководства. В этом смысле можно говорить об образовательной среде школы, вуза, региона.

Из сказанного выше также следует, что образовательная среда любого из образовательных пространств эволюционирует, во-первых, из-за эволюции самого образовательного пространства, а во-вторых, как результат эволюции составляющих ее компонент, развитие которых стимулируется изменениями в обществе, науке, экономике, технике и технологии.

Ретроспективный взгляд

Взгляд на учебник только как средство обучения - это уже предмет истории педагогики. Я.А. Коменский, понимая под учебником книгу, еще не решается полностью отделить ее от учителя и, как пишет В.П. Беспалько, «рассматривает ее лишь как мощный инструмент в его руках, а не как автономное средство обучения». В работах Н.Ф. Талызиной, В.В. Краевского, И.Я. Лернера теория учебника получает свое дальнейшее развитие. Общепринятой стала сегодня точка зрения на учебник «как на модель принятой педагогической системы», при этом главную роль играет его педагогическая сущность, а не используемый для публикации учебника носитель информации. Формирование качественно нового образовательного пространства в условиях модернизации российской системы образования позволяет по-новому взглянуть на учебник. Сегодня можно отметить, что эволюция учебника продолжается: от педагогического средства и модели педагогической системы к образовательной среде и к образовательному пространству.

Учебник как образовательная среда

Сегодня в педагогике формируется новый взгляд на учебник как образовательную среду. Недавно появившийся новый вид учебников - интернет-учебник - является не только «моделью пе-

дагогической системы», а средой, в которой осуществляются образовательные процессы. Как отмечает И.М. Ибрагимов, «... интернет-учебник будет... постоянно развивающейся обучающей и справочной средой» [2, с. 152]. Разумеется, это качественно новый вид образовательной среды, с новыми структурными компонентами. Несмотря на существенные отличия от традиционных образовательных сред, интернет-учебник является средой, в которой образовательные процессы проходят в глобальной компьютерной сети Интернет. Покажем, что интернет-учебник является средой обучения, средой профессиональной творческой деятельности и средой накопления знаний и культурных нематериальных ценностей.

а) Учебник как среда обучения

Интернет-учебник содержит все необходимые для учебного процесса информационные и справочные материалы. Теоретические сведения подкрепляются интерактивными упражнениями, которые учащийся может выполнять как on-line, так и off-line. Тренинг по каждому кванту знаний сменяется рубежным и итоговым автоматизированным контролем со стороны программного робота интернет-учебника. И.М. Ибрагимов отмечает: «Созданный как открытая система, такой учебник может стать постоянно развивающейся виртуальной средой обучения. Эта среда является интеллектуальным программным роботом, в котором процесс передачи знаний обучаемым может в дальнейшем происходить даже без участия преподавателя. Преподаватель освобождается от рутинных функций, передавая их компьютеру. Изменяется также позиция обучаемого - она становится более активной, обеспечивая усвоение на более высоком уровне и в более быстром темпе» [2, c. 153].

б) Учебник как среда профессиональной творческой деятельности

Учебник, содержащий всю справочную и другую информацию, безусловно, будет использоваться специалистами, которые работают в данной предметной области. Коммуникативная среда учебника, позволяющая общаться на форумах, в чате и т.п., обеспечивает работу мобильных интеллектуальных групп. В этой среде они осуществляют свою деятельность по производству знаний. Всем участникам группы волей-неволей приходится достигать взаимопонимания, согласовывать свои действия с другими при решении совместных учебных и исследовательских задач. В данном образовательном домене могут образовываться различные группы, клубы, общества по интересам. Благоприятная неформальная среда интернет-общества, интернет-клуба способствует формированию коммуникативных навыков, информационной и общей культуры и др.

в) Учебник как среда накопления

знаний и культурных ценностей

В результате работы всех участников общения в интернет-учебнике в нем аккумулируются знания, которые были получены в ходе научно-исследовательской работы по предметной области. Чтобы найти информацию, не нужно искать ее в другом месте - она вся относится к одному домену. Познавая мир, передавая свои знания другим, человек приобретает ощущение своей сопричастности к существующим в мире проблемам, к другим людям, к созданию культуры, культурных ценностей. Он - творец, и творчество облагораживает его как человека.

Учебник как образовательное пространство

Все, что было сказано выше, остается верным и в постиндустриальное

время, но еще не полностью раскрывает структуру и роль интернет-учебника. Чтобы понять это, остановимся на его компонентах. Во-первых, это распределенная база знаний. Во-вторых, территориально-распределенные группы учащихся, педагогов, экспертов, которые, взаимодействуя друг с другом, участвуют в формировании нового знания, наполняют базу знаний учебника. Такой учебник по своей сути является не просто педагогическим средством, не только «моделью принятой педагогической системы» - он является образовательным пространством некоторой предметной области, в котором все участники образовательного процесса взаимодействуют между собой.

И.М. Ибрагимов полагает, что в случае интернет-учебника обучаемый «становится частью среды обучающей системы». Он вплотную подходит к новому пониманию учебника, но почему-то не озвучивает его. Обучаемый не может стать частью среды обучения, т.к. среда - это условия, в которых происходит его учение. По сути, он есть и объект, на который она воздействует, и субъект, который преобразует ее. Однако верно то, что обучаемый становится частью интернет-учебника: учится по нему, создает его, в базе данных формируется модель его знаний. Обучаемый не может быть частью образовательной среды, но является частью образовательного пространства, и в этом смысле он есть часть учебника.

В каком смысле учебник постиндустриальной эпохи суть образовательное пространство?

Во-первых, обучаемый является частью такого учебника. Он не только сам получает знания, но и передает свои знания другим обучающимся, а следовательно, сам является носителем некоторого количества концептов знания. Обучаемый непосредственно участвует

в следующих четырех процессах: учение (себя), преподавание (другим), хранение знаний и разработка новых знаний.

Во-вторых, обучающий является частью учебника. Обучающий не только преподает знания, но и участвует в процессах хранения знаний, получения новых знаний и, естественно, сам учится, чтобы, обучая самому, не оказаться в отстающих.

В-третьих, частью образовательного пространства является место обучения и воспитания. В случае интернет-образования приходится говорить о виртуальном пространстве обучения. Когда речь идет о традиционном обучении, мы всегда можем себе представить, что оно связано с некоторым физическим местом. Виртуальное пространство по своей природе информационно, поэтому когда идет речь об обучении в нем, то учебник (то, что несет знания) непосредственно и является этим местом обучения - это некоторая информационная область (домен). Интернет-учебник является определенным информационным пространством в Интернете.

В-четвертых, когда мы говорим о традиционном обучении, его всегда приходится связывать со временем. Обучение в виртуальном пространстве хотя и связано в каждом отдельном случае с реальным временем, но интегративно не зависит от него. Интеллект учителя в форме искусственно-интеллектуальной модели в виртуальном мире продолжает учить, общаться и самораз-виваться. Автор учебника-книги может передавать нам свои взгляды, когда мы его не видим и не слышим - это несовершенная иллюстрация того, когда виртуальный образ учителя, наделенный функцией искусственного интеллекта, саморазвиваясь и пополняя базу знаний, продолжает образовательный процесс без участия своего прообраза, или с минимальным его участием.

В-пятых, при традиционном обучении нельзя сказать, что весь класс учеников является учебником. Напротив, в виртуальном мире сети ученики, общаясь друг с другом и являясь каждый частью учебника, образуют виртуальную группу учеников, обладающую уже свойством коллективного разума. Группа - это саморазвивающаяся система, которая получает новые знания, учит других, хранит знания, производит новые знания. Более того, в виртуальном мире она может быть представлена в виде одного виртуального образа, посредством которого общается с другими мобильными интеллектуальными группами информационного общества. Каждый из участников группы может пользоваться этим, получая новые знания для себя, обучая других и производя знания. Таким образом, вся группа учеников является частью интернет-учебника.

Итак, в постиндустриальную эпоху учебник является не только средством обучения, а самостоятельным образовательным пространством нового типа, в котором осуществляются своеобразные, с точки зрения традиционной педагогики, образовательные процессы. Одновременно такой учебник является и средой, влияющей на всех участников образовательных процессов. Новая парадигма учебника позволяет сформулировать совершенно новые принципы, на которых должен строиться и функционировать учебник в постиндустриальной системе образования.

Литература

1. Канаев В.И. Дистанционное обучение: технологические аспекты. - М., 2004.

2. Ибрагимов И.М. Информационные тех-

нологии и средства дистанционного обучения. - М., 2003.

Ю. ТЮННИКОВ, профессор М. МАЗНИЧЕНКО, канд. пед. наук Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Курс педагогики - один из наиболее важных в профессиональной подготовке педагога.

Вместе с тем вузовский преподаватель педагогики часто сталкивается со следующими проблемами: неумением студентов применять полученные теоретические знания в практической деятельности, невысоким интересом к предмету, некритичным восприятием получаемых знаний, расхождением между педагогической теорией и практикой.

На наш взгляд, в их основе лежат объективно присущие педагогическо-

«Педагогика»:

диалектический

курс

му знанию диалектические противоречия. Будучи продуктивно разрешенными, они могут значительно повысить качество профессиональной подготовки будущих педагогов, способствовать развитию профессионального мышления, рефлексивных способностей. Это противоречия между:

■ личным опытом студента и получаемыми теоретическими знаниями,

■ обыденными и научными педагогическими знаниями,

■ педагогической теорией и практикой (нормативными педагогическими знаниями и реальностью их приме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.