9. Cherezov E.A., Kovalev E.V., Elohin V.l., Myshlyavcev A.V. Statisticheskaya reshetochnaya model' bimolekulyarnoj reakcii na dinamicheski izmenyayuschejsya poverhnosti ob'emnocentrirovannogo kristalla metalla. Kinetika i kataliz. 2006; T. 47, № 4: 1 - 13.
10. Combe N., Jensen P., Pimpinell A. Changing Shapes in the Nanoworld. Phys. Rev. Lett. 2000; V. 85, № 1: 110 - 113.
11. 'Ekshtajn V. Komp'yuternoe modelirovanie vzaimodejstviya chastic s poverhnost'yu tverdogo tela. Moskva: Mir, 1995.
12. Metropolis N., Rosenbluth A.W., Rosenbluth M.N., Teller A.H., Teller E., Equation of State Calculations by Fast Computing Machines. J. Chem. Phys. 1953; V. 21, № 6: 1087 - 1092.
13. Kovalev E.V., Elohin V.l., Myshlyavcev A.V., Bal'zhinimaev B.S. Novaya statisticheskaya reshetochnaya model' nanesennoj nanochasticy: vliyanie dissociativnoj adsorbcii na ravnovesnuyu formu i morfologiyu poverhnosti chasticy. Kinetika i kataliz. 2001; T. 381, № 2: 1 - 5.
14. Krasil'nikov M.P. Potencial Morze v imitacionnoj reshetochnoj modeli relaksacii metallicheskoj nanochasticy. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013; 8(136): 170 - 174.
Статья поступила в редакцию 27.10.17
УДК 37.01
Litvinov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign and Russian Philology, Moscow State University of Psychology and Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Dzhekanovich N.H., Deputy Dean of Advanced Training and Retraining, Faculty of Additional Education, Sergey Adriyaka's Academy of Watercolor and Fine Arts (Moscow, Russia), E-mail: 9253145929@ yandex.ru
Moiseev E.O., postgraduate, Moscow State University of Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Balaban O.V., Professor, Department of Music Art, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGY OF THE FUTURE: INFORMATION BASIS OF CONSOLIDATION OF KNOWLEDGE AND SPIRITUAL DEVELOPMENT. The article raises a question about the necessity of revision of pedagogical theory and practice in relation to the new information forms of learning, reflection on the development and interaction of knowledge and information. The energy-human nature is allowed to consider the significance of the development of energy-information of education, which directs its efforts not so much on quantitative growth parameters of learning which in many respects has already been achieved, but rather on their qualitative development. In this context, the research identifies opportunities to update and use of information hermeneutics aimed at the sense of identity. It is proved that the demand for information of hermeneutics due to the internal trends of the educational system, with its increasing attention to the individual, is always unique and unrepeatable manifestations of human subjectivity in the information space. Key words: information, knowledge, energy and information pedagogy, information hermeneutics.
А.В. Литвинов, канд. пед. наук, доц., Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
Н.Х. Джеканович, зам. декана по повышению квалификации и переподготовке кадров факультета дополнительного образования, Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, г. Москва, E-mail: Е.О. Моисеев, аспирант, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, E-mail:[email protected]
О.В. Балабан, проф. каф. музыкального искусства, Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail:[email protected]
ПЕДАГОГИКА БУДУЩЕГО: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КОНСОЛИДАЦИИ ЗНАНИЯ И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье поставлен вопрос о необходимости пересмотра педагогической теории и практики в связи появлением новых информационных форм обучения, размышлений о развитии и взаимодействии знаний и информации. Энергоинформационная природа человека позволила рассмотреть значимость развития энергоинформационной педагогики, которая направляет свои усилия не столько на количественный рост параметров обучения, которые во многом уже достигнуты, сколько на их качественное развитие. В данном контексте обозначены возможности актуализации и использования информационной герменевтики, направленной на смыслосозидание и смыслообразование личности. Обосновано, что востребованность информационной герменевтики обусловлена внутренними тенденциями образовательной системы с её нарастающим вниманием к индивидуальным, всегда уникальным и неповторимым проявлениям человеческой субъективности в условиях информационного пространства.
Ключевые слова: информация, знания, энергоинформационная педагогика, информационная герменевтика.
В связи с новыми достижениями науки, назрела необходимость пересмотра педагогических теорий и практики. Изменения назрели и они неизбежны в связи с появлением новых информационных форм обучения. Анализ теоретических идей по данной проблеме позволил рассмотреть основные аспекты становления информационных основ консолидации знания и духовного развития личности.
Как указывает Н.Д. Наумов «отечественная философско-пе-дагогическая мысль предлагает возможные пути для развития нового уровня мышления. Целостное понимание человека и человечества, признание приоритета общечеловеческих ценностей - родовые черты русской философской культуры с её вселенской открытостью. Изучение же её опыта в педагогике XX в. предоставляет возможности разрешить проблемы обучения и воспитания нового человека, мыслящего и творчески действующего» [1, с. 10].
В своих исследованиях Г.В. Иващенко и Т.В. Науменко подчеркивают, что «всякая деятельность представляет собой информационно направленный процесс, а информационные
процессы в обществе определяются сознанием и представляют собой, так или иначе, процессы общения, то есть процессы передачи некоторого готового знания» [2]. Таким образом, в педагогике важно учитывать, что знание, предназначенное для передачи, трансляции и есть информация. В связи с этим следует принять такое определение: «Информация - это знание, но не все знание, которым располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления...» [3, с. 238].
Осознанные знания, по мнению И.П. Подласого, появляются из врождённых идей в человеческой голове исключительно приложенным собственными усилиям. В результате этого возбуждается резонанс, на который наше сознание откликается появлением новой, но новой лишь для сознания, информации. Таким образом, сознательно приобрести знания означает поставить на неизвестном опознавательный знак, который будет введен в сознание. Не случайно знания и знаки являются однокоренными словами [4]. Кроме того, педагогика оперирует понятием «идея» как продукта идеального, духовного. И.П. Подласый в своих тру-
дах размышлял: «Откуда возникают идеи? Прежняя педагогика предлагала нам выводить их из ощущений. Но действительность этого не подтверждает. У человека множество идей, знаний, понятий, которых никогда раньше не было в его ощущениях» [5, с. 308]. Еще не видя окружающего мира, новорожденные дети и животные имеют информацию о том, как действовать в нём. Этот факт свидетельствует о наличии информации в их мозге о том мире, в котором им придется жить. Во время сна мозг учится пользоваться этой информацией, чтобы затем реальный мир был воспринят без эксцессов [6].
С самого начала теория «врожденных идей» вызывала ожесточенные споры и разногласия. Исследуя данный вопрос, И.П. Подласый уточняет, что ученые понимали: здесь скрыты фундаментальные основания человеческого бытия и воспитания. Любая констатация - есть идеи или их нет - круто изменяет всю науку о человеке. Ответить требовалось однозначно - да или нет. Многие выдающиеся умы высказались по этому вопросу. Но никто не получил решительного перевеса. Каждый остался при своем мнении. До сих пор проблема осталась открытой [7].
В рамках данного направления развития педагогической мысли интересно привести примеры высказываний Я.А. Комен-ского и К.Д. Ушинского. Так, Я.А. Коменский писал, что в нашем уме от природы заложены контуры всей вселенной и всей гармонии мира. Но они актуализируются только под воздействием чувств... Ум - активная потенция, актуализируемая своей собственной силой, но под воздействием внешних объектов [8]. К.Д. Ушинский подчёркивал: «Во всяком зародыше есть животворная идея, которая развивается и обнаруживается в организации. теперь становится понятным само собой, почему наша душа может впитывать с наибольшей охотой ту деятельность, мысли, стремления, чувство, склонности, телесные черты, для которых уже находит подготовку в нервной системе.» [9]. философия и педагогика XX в. совсем отказались от идеи врожденного ума, предпочитая твердо стоять на позиции возникновения всех знаний из чувственного опыта. Так, один из теоретиков педагогики В.К. Дьяченко в своей книге «Новая дидактика» выстраивает теорию из постулата: «Источник всех наших знаний в конечном итоге - опыт».
Но в настоящее время появляется множество доказательств того, что не опыт источник наших знаний. Результаты исследования различных концепций позволяют Н.Ф. Овчинникову рассмотреть идею - знания уже есть, с ними человек рождается. Опыт их только запускает, активизирует, заставляет возникнуть. Чем больше опыта, тем больше имеющихся в сознании идей активизируется. У нас нет готовой теории знания, а понятие знания не поддается какому-либо краткому определению. В общем, согласно современной философии, знание - это объективная реальность, данная в сознании человека [10].
Следует отличать знание от материального носителя знания, например, текста, в котором представлено знание. В данном контексте мы согласны с идеей С.Л. Катречко о том, что «Мир» объективированного знания не самодостаточен, а предполагает наличие, по крайней мере, еще трех моментов [11]: 1) наличие особых «шифров», позволяющих извлекать знание и «смысл» знания из носителя; 2) наличие особого устройства или «органа», с помощью которого осуществляется дешифровка и извлечение знания; 3) необходимость особой активности, или «понимательного» усилия существа, владеющего «шифрами» и «органом» дешифровки.
По мнению Е.Н. Князевой, универсализм личности сегодня состоит не в объеме удерживаемых в памяти сведений и не в массиве оперируемых знаний из разных дисциплинарных областей, а в овладении общей системой ориентации в океане информации, в создании жестких личностных фильтров - четких способов отбора ценной информации, а также в формировании умения постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний. Главное - не знать, а знать, как найти, как быстро добывать требуемые знания в современных энциклопедиях или в сети Интернета. Стало значимо умение находить путь к знанию, путь поиска решения и умение делать по этому пути первые шаги [12] .
В скором будущем начнёт активно развиваться новое направление педагогики - энергоинформационное, в основе которого заложены понятия «энергетика» и «духовное состояние человека». Энергоинформационная педагогика ставит в центре изучения и практического развития духовные силы и качества человека. К ним относятся: воспитание души, развитие энергоинформационных свойств человека (чувствования), разблокиро-
вания мозговых программ (незадействованных участков мозга в жизнедеятельности человека).
В своем учебном пособии «Энергоинформационная педагогика» И.П. Подласый указывает на значимость направленности обучения на развитие функций мозга, его силы и способности генерировать запрос и понимать полученную информацию из вселенского банка информации. Данную мысль он обосновывает тем, что современная наука практически доказала существование единого энергоинформационного поля Вселенной. А человек есть его частичка, энергия. Кроме того, результаты исследований наглядно свидетельствуют - сознание не является продуктом деятельности мозга, в мозге не содержатся знания, все существующие знания содержатся в энергоинформационной сфере Вселенной. Человек может их оттуда «запросить» и воспользоваться ими. Ярким примером этого являются дети-индиго [13].
Мы согласны с И.П. Подласным о том, что выводы, полученные в экспериментах по изучению энергоинформационной сущности человека, модель ученика, в которой на первый план выдвинуты не внимание и способности, а энергетические силы, дифференциация обучаемых не по успеваемости, а по сходству аур и практические рекомендации по возвращению души в педагогическую науку и практику - всё это выглядит пока необычно и непривычно. Но в то же время, на современном этапе обучения и воспитания подрастающего поколения работает немало педагогов, пришедших интуитивно к пониманию энергоинформационных сил человека через свою практику. И самым важным в развитии данных идей является то, что энергоинформационная педагогика направляет свои усилия не столько на количественный рост параметров обучения, которые во многом уже достигнуты, сколько на их качественное развитие. До сих пор максимально эксплуатировалась только одна направленность мозга - обрабатывать информацию из внешнего мира. Это называлось мышлением и завершалось обучением. Но для того, чтобы мозг мог реагировать на импульсы внешнего мира последовательно, человек и сам должен думать последовательно [14].
Направление определилось - энергоинформационная природа человека. А что из этого получится, какие новые знания будут положены в копилку педагогических идей, какие технологии обучения будут созданы на их основе, - еще во многом предстоит понять. В настоящее время уже можно констатировать, «что обеспечение обучающихся необходимыми знаниями не решает проблемы их готовности и адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям российской действительности. В данном контексте необходимо учесть, что вхождение России в мировое информационное пространство определило основные тенденции реформирования и развития образовательной системы. Важной задачей педагогической науки и практики становится формирование человека информационного общества, способного полноценно функционировать в информационной среде, эффективно использовать ее возможности и ценностный потенциал» [15, с 201]. Научиться жить - это не просто иметь доступ к базам данных и черпать новую информацию, но и получить глубокие, фундаментальные знания, более того, трансформировать приобретенные знания в мудрость и мудро строить свою жизнь. Возможно, так следует сформулировать задачу для нашего современника в информационном обществе.
С учетом вышесказанного важно обратить внимание на становление и развитие такого научного направления как информационная герменевтика, и на её основе разработку герменевтической технологии обучения [16]. Как указывает А.Ю. Голошумов, обращение к герменевтике в информационном социуме обусловлено тем обстоятельством, что в центре герменевтического учения находится проблема понимания, которая имеет для образовательного процесса уникальное значение, так как затрагивает интересы всех образовательных структур и объединяет в единой целевой установке всех субъектов образования. В своих исследованиях А.Ю. Голошумов показал возможность использования информационной герменевтики в процессе обучения студентов вуза на базе различных информационных порталов. «Всякий контент информационных порталов интертекстуален. В нем выделяются гипертексты различного уровня иерархии, восприятие которых предполагает осознание и интерпретацию разных знаковых систем в единстве с содержанием информационного портала. Востребованность герменевтического подхода обусловлена внутренними тенденциями образовательной системы с её нарастающим вниманием к индивидуальным, всегда уникальным и неповторимым проявлениям человеческой субъективности в условиях информационного пространства» [17, с. 17].
То есть информационную герменевтику можно рассмотреть как «выявление и обоснование значимости истолкования и интерпретации представленной информации, понимания и постижение информационной реальности через рефлексивное осмысление богатейшего ценностного опыта социума» [18, с. 153]. В связи с чем, «герменевтическое направление в условиях информатизации сегодня разрабатывается с целью определения методов и приёмов, способствующих наиболее полному и всестороннему постижению человеком социокультурной реальности в целом в контексте взаимодействия аффективных и интеллектуальных начал инновационной деятельности на основе соединения рационального и иррационального в познании и понимании
Библиографический список
окружающего социума» [там же, с. 153]. Процесс применения информационной герменевтики как совокупность средств преобразования исходной информации в ценностную, реализующую поставленные цели, можно подразделить на три этапа: «поиск необходимой информации; осознание ее смысловой и ценностной составляющей; представление результата, его интерпретация и оценка» [19, с. 221]:
Таким образом, информационная герменевтика обеспечивает смыслообразование и смыслосозидание в процессе анализа и оценки информационных объектов и в будущем может выступать одной из базовых методологий современной педагогической науки обучения и воспитания личности.
1. Наумов Н.Д. Философские основания педагогических теорий в России в XX в. Диссертация ... доктора философских наук. Екатеринбург, 2004.
2. Иващенко Г.В., Науменко Т.В. Массовая информация. Available at: http://credonew.ru/content/view/166/25/, http://credonew.ru/content/ view/181/27
3. Афанасьев В. Г. Системность и общество. Москва, Политиздат, 1980.
4. Подласый И.П. Механизмы эдукации. Все для администратора школы! 2016; № 5-6 (53-54): 57 - 80.
5. Подласый И.П. Педагогика в 2 т. Т. 1. Теоретическая педагогика. Кн. 1. Москва: Издательство Юрайт, 2016.
6. Репьев С.И. Человек: информация, системы взаимодействий, наследственность: теория и практика. Санкт-Петербург: Интант,1998.
7. Подласый И.П. Педагогика в 2 книгах. Кн. 2. Общие основы. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Москва: Педагогика, 1982.
9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: в 2 томах. Т. 1. Москва: АПН, 2004.
10. Овчинников Н.Ф. Знание - болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера). Вопросы философии. 2001; 1: 83
11. Катречко С.Л. Знание как сознательный феномен. Available at: http://sbiblio.com/biblio/archive/katrechko_snanie
12. Князева Е.Н. Научись учиться. Мост. 2001; 44: 52 - 53.
13. Подласый И.П. Энергоинформационная педагогика. Москва: Дата Сквер, 2010.
14. Мовчан П.П. Философия и педагогика XXI века. Available at: http://deti.ucoz.org/publ/1-1-0-4
15. Голошумов А.Ю., Голошумова Г.С., Ефимова П.С., Ежов С.Г. Социально-ориентированное образование личности: информационно-коммуникационный аспект. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2: 200 - 203.
16. Голошумова Г. С., Назаров Д.М. Возможности герменевтической технологии в процессе дистанционного обучения. Дистанционное и виртуальное обучение. 2010; 8: 119 - 128.
17. Голошумов А.Ю. Организационно-педагогические условия использования информационных порталов в образовательном процессе вуза. Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2010.
18. Голошумов А.Ю., Голошумова Г.С., Ефимова П.С., Ежов С.Г. Социально-педагогический потенциал информационной герменевтики. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1: 153 - 155.
19. Дергунов В.И., Голошумов А.Ю., Голошумова Г.С., Назаров Д.М., Неболюбова И.В. Научные истоки становления и развития информационной герменевтики. Приволжский научный журнал. 2014; 3: 217 - 223.
References
1. Naumov N.D. Filosofskie osnovaniya pedagogicheskih teorij vRossii vXX v. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Ekaterinburg, 2004.
2. Ivaschenko G.V., Naumenko T.V. Massovaya informaciya. Available at: http://credonew.ru/content/view/166/25/, http://credonew.ru/content/ view/181/27
3. Afanas'ev V. G. Sistemnost'i obschestvo. Moskva, Politizdat, 1980.
4. Podlasyj I.P. Mehanizmy 'edukacii. Vse dlya administratora shkoly! 2016; № 5-6 (53-54): 57 - 80.
5. Podlasyj I.P. Pedagogika v 2 t. T. 1. Teoreticheskaya pedagogika. Kn. 1. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2016.
6. Rep'ev S.I. Chelovek: informaciya, sistemy vzaimodejstvij, nasledstvennost': teoriya ipraktika. Sankt-Peterburg: Intant,1998.
7. Podlasyj I.P. Pedagogika v 2 knigah. Kn. 2. Obschie osnovy. Moskva: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1999.
8. Komenskij Ya.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. T. 2. Moskva: Pedagogika, 1982.
9. Ushinskij K.D. Chelovek kakpredmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoj antropologii: v 2 tomah. T. 1. Moskva: APN, 2004.
10. Ovchinnikov N.F. Znanie - bolevoj nerv filosofskoj mysli (k istorii koncepcij znaniya ot Platona do Poppera). Voprosy filosofii. 2001; 1: 83
11. Katrechko S.L. Znanie kak soznatel'nyj fenomen. Available at: http://sbiblio.com/biblio/archive/katrechko_snanie
12. Knyazeva E.N. Nauchis' uchit'sya. Most. 2001; 44: 52 - 53.
13. Podlasyj I.P. 'Energoinformacionnaya pedagogika. Moskva: Data Skver, 2010.
14. Movchan P.P. Filosofiya i pedagogika XXI veka. Available at: http://deti.ucoz.org/publ/1-1-0-4
15. Goloshumov A.Yu., Goloshumova G.S., Efimova P.S., Ezhov S.G. Social'no-orientirovannoe obrazovanie lichnosti: informacionno-kommunikacionnyj aspekt. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2: 200 - 203.
16. Goloshumova G. S., Nazarov D.M. Vozmozhnosti germenevticheskoj tehnologii v processe distancionnogo obucheniya. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2010; 8: 119 - 128.
17. Goloshumov A.Yu. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya ispol'zovaniya informacionnyh portalov v obrazovatel'nom processe vuza. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2010.
18. Goloshumov A.Yu., Goloshumova G.S., Efimova P.S., Ezhov S.G. Social'no-pedagogicheskij potencial informacionnoj germenevtiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1: 153 - 155.
19. Dergunov V.I., Goloshumov A.Yu., Goloshumova G.S., Nazarov D.M., Nebolyubova I.V. Nauchnye istoki stanovleniya i razvitiya informacionnoj germenevtiki. Privolzhskijnauchnyjzhurnal. 2014; 3: 217 - 223.
Статья поступила в редакцию 14.10.17
yflK 378
Milusheva G.M., postgraduate, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]
CULTUROLOGICAL AND COMPETENCE APPROACHES TO THE FORMATION OF THE GENERAL CULTURE OF A FUTURE MEDICAL WORKER. The article focuses on the value of forming the common culture among students of a medical college. The article considers the cultural approach as a methodological basis for training future medical workers. The work proposes the author's point of view on the category of "humanitarian culture". The concept of "general culture" is analyzed, the systemic unity of cultural and competence approaches is emphasized in the process of shaping the general culture of future medical workers. The au-