информатизация образования
Голошумов А.Ю.
инновационные подходы реализации информационных технологий в образовании
Характерной чертой последних десятилетий XX и начала XXI веков явилось беспрецедентное по темпам развитие современных информационных технологий, включающих новые средства связи и обработку информации и коммуникации. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующими видами деятельности в сфере общественного производства являются сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена [1,2]. Информатизация социума обеспечивает:
• активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала, сконцентрированноговпечатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов;
• интеграцию информационных технологий с научными, производственными процессами, инициирующее развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
• высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.
Информатизация образования, являясь составной частью глобального процесса информатизации социума, определяет актуальность исследования проблем развития и использования в современном обществе информационных технологий, которые открывают принципиально новые дидактические возможности как в системе интерактивного обучения, так и в воспитании будущего специалиста в условиях «открытого образования» [4].
На фоне этого в научных исследованиях все чаще стали рассматриваться такие понятия, как информация, информационный ресурс, информационное
общество, информационная культура личности и общества, воспитание личности в информационном образовательном пространстве.
В данном контексте важно понимать, что в основе информационной культуры личности в целом лежат смысложизненные, или общечеловеческие ценности. Ценности выступают основанием для осмысления, познания и конструирования целостного образа социального мира, для регуляции человеческого поведения во всех его проявлениях при принятии решений в ситуации выбора.
В нашем исследовании ценности рассматриваются как глубинные мотивационные структуры личности, которые находят свое отражение в ценностных ориентациях, ценностно-смысловых установок личности. В процессе формирования ценностных ориентаций личности, в воспитании личности средствами информационно-коммуникационных технологий особое значение имеет герменевтическое учение, а в условиях информатизации социума, одно из направлений данного учения, - информационная герменевтика. Герменевтика (греч. hermeneutikos - разъясняющий, истолковыващий) - учение об истолковании; теория интерпретации и понимания текстов [6].
Информационную герменевтику мы рассматриваем как выявление и обоснование значимости истолкования и интерпретации представленной информации, понимания и постижение информационной реальности через рефлексивное осмысление богатейшего ценностного опыта социума. Обращение к герменевтике обусловлено тем обстоятельством, что в центре герменевтического учения находится проблема понимания, которая имеет для процесса обучения и воспитания личности уникальное значение, так как затрагивает интересы всех социальных структур.
Информационная герменевтика непосредственно обращёна к проблеме выработки личностных смыслов, к ценностным аспектам образовательной и профессиональной деятельности. А.Ф. Закирова пишет, что «задача создания новой ценностной системы общества - системы открытой, вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогичной, толерантной, собирающей воедино современные социально значимые ценности и установки с передовыми отечественными традициями, - обозначена в качестве одного из направлений образовательной политики России на современном этапе» [5, с. 4]. Это подтверждает актуальность и своевременность научных исследований по информационной герменевтике, решающей задачу движения к идеалам духовности на основе гуманистического миропонимания.
Востребованность информационной герменевтики обусловлена, прежде всего, внутренними тенденциями самой социально-экономической системы с её нарастающим вниманием к индивидуальным, всегда уникальным и неповторимым проявлениям человеческой субъективности. А.Ф. Закирова подчеркивает, что механизм герменевтического понимания информационного знания представлен в концепции тройного мимесиса П. Рикёра: в процессе понимания субъект проходит путь от квазинарративных структур самой жизни - через встречу с миром текста - вновь к жизни, куда изменившееся в процессе
работы с текстом «я» вносит новые, почерпнутые из текста, представления и ценности о себе. При этом информационные тексты не только задаются в качестве материала для интерпретации и истолкования: само понимание связано с конструированием текстов. Большую важность имеет свободное оперирование смысловой информацией, словесное выражение и проговаривание жизненных ситуаций, умение увидеть целостность и причинно-следственные связи событий.
Обращение к информационной герменевтике обусловлено тем, что всякий контент информационных ресурсов интертекстуален. В нем выделяются гипертексты различного уровня иерархии, восприятие которых предполагает осознание и интерпретацию разных знаковых систем в единстве с содержанием информационного объекта. Технологическим механизмом в системе герменевтической интерпретации контента информационного ресурса выступает взаимосвязь и взаимообусловленность следующих действий: на первом этапе - постановка проблемы, поиск и погружение в ценности информационного пространства; второй этап - анализ, интерпретация, осмысление и понимание универсальных общекультурных смыслов информации; третий этап -рефлексивная оценка индивидуального информационного опыта деятельности
[3].
Использование информационной герменевтики позволит актуализировать воспитательный потенциал информационных ресурсов. Рассматривая сущностную характеристику понятия «потенциал» как источник, возможность, средство, запас, то, что может быть приведено в действие, использовано для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи, выделяем следующие составляющие воспитательного потенциала используемых в образовательной практике информационных ресурсов: многообразие видов, форм и технологий предоставления информации; многофункциональность, интерактивность и доступность материала; учет потребностей и возможностей пользователей; отражение ценностных установок окружающего социума; соответствие специфике восприятия различных возрастных групп пользователей; гибкость и адаптивность контента. Реализация данных позиций в системе современного образования позволит решать следующие задачи:
• умение самостоятельно находить в тексте главный элемент;
• развитие проблемного видения, самостоятельности суждений;
• умение концентрировать внимание и мыслительную активность;
• развитие потребности постичь источник поставленной проблемы, её суть;
• умение устанавливать структурные связи между элементами научных знаний;
• умение проникать в противоречивую сущность постигаемых явлений, видеть отношения единства и противоположности их сторон.
Герменевтическая интерпретация выступает как аналитико-синтетическая деятельность личности по творческому освоению (присвоению) информации, предшествующая непосредственному использованию этой информации в практической деятельности. В основе механизма герменевтической
интерпретации информационного объекта - установление связи между логико-познавательной и ценностно-смысловой характеристиками деятельности через осознание взаимодополнительности объективного значения и субъективного личностного смысла знания в едином процессе антиципации (предвосхищения) и рефлексии субъекта деятельности.
В центре внимания информационной герменевтики - проблема смыслообразования, смыслосозидания в контексте отношений объективно-содержательных характеристик смысловых образований и конкретных форм их функционирования. В связи с чем реализация информационной герменевтики актуализирует обращение к ценностно-смысловой и субъективно-эмоциональной стороне в анализе и оценке объектов и явлений информационного пространства.
герменевтическое направление в условиях информатизации социума сегодня разрабатывается с целью определения методов и приёмов, способствующих приближению, к наиболее полному и всестороннему постижению человека социокультурной реальности в целом в контексте взаимодействия аффективных и интеллектуальных начал деятельности на основе соединения рационального и иррационального в познании и понимании окружающей действительности.
С герменевтико-интерпретационных позиций понимание действительности носит эвристический и поливариативный характер, обусловленный помимо логико-научного бесконечным множеством субъективных факторов. Предмет интерпретации представляет собой интегративное образование, включающее в себя заданную содержательную проблему или познавательную задачу (предмет познания) и рефлексивно с ними связанный субъективно-индивидуальный образ проблемной ситуации, складывающийся в сознании под воздействием личного жизненного опыта и социально-культурного фона. Оптимизация воспитательного потенциала информационной герменевтики позволит обеспечить обучающихся не только информационным банком знаний, умениями самостоятельно исследовать и использовать информацию, но и актуализировать в их сознании систему ценностных ориентаций, создать реальную основу для вхождения в информационное пространство как самоценное явление, обеспечить повышение уровня информационной компетентности личности в единстве с развитием ценностно-смысловых оснований их образовательно-профессиональной деятельности.
литература
1. Берулава, М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 1998. -№1. - С. 14.
2. Берулава, Г.А. Влияние современных информационных технологий на коммуникативные характеристики личности / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2013. - №6. - С. 10-15.
3. Голошумова Г. С. Социально-педагогический потенциал информационной герменевтики / Г. С. Голошумова, А.Ю. Голошумов, П.С. Ефимова, С.Г. Ежов // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 1. - С. 153-155.
4. Голошумова, Г.С. Социально-ориентированное образование личности: информационно-коммуникационный аспект / Г. С. Голошумова, А.Ю. Голошумов, П.С. Ефимова, С.Г. Ежов // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2. - С. 201-203.
5. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика / А. Ф. Закирова // М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006. - 328 с.
6. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. - М.: Рус. яз., 2002. - 856 с.