То есть информационную герменевтику можно рассмотреть как «выявление и обоснование значимости истолкования и интерпретации представленной информации, понимания и постижение информационной реальности через рефлексивное осмысление богатейшего ценностного опыта социума» [18, с. 153]. В связи с чем, «герменевтическое направление в условиях информатизации сегодня разрабатывается с целью определения методов и приёмов, способствующих наиболее полному и всестороннему постижению человеком социокультурной реальности в целом в контексте взаимодействия аффективных и интеллектуальных начал инновационной деятельности на основе соединения рационального и иррационального в познании и понимании
Библиографический список
окружающего социума» [там же, с. 153]. Процесс применения информационной герменевтики как совокупность средств преобразования исходной информации в ценностную, реализующую поставленные цели, можно подразделить на три этапа: «поиск необходимой информации; осознание ее смысловой и ценностной составляющей; представление результата, его интерпретация и оценка» [19, с. 221]:
Таким образом, информационная герменевтика обеспечивает смыслообразование и смыслосозидание в процессе анализа и оценки информационных объектов и в будущем может выступать одной из базовых методологий современной педагогической науки обучения и воспитания личности.
1. Наумов Н.Д. Философские основания педагогических теорий в России в XX в. Диссертация ... доктора философских наук. Екатеринбург, 2004.
2. Иващенко Г.В., Науменко Т.В. Массовая информация. Available at: http://credonew.ru/content/view/166/25/, http://credonew.ru/content/ view/181/27
3. Афанасьев В. Г. Системность и общество. Москва, Политиздат, 1980.
4. Подласый И.П. Механизмы эдукации. Все для администратора школы! 2016; № 5-6 (53-54): 57 - 80.
5. Подласый И.П. Педагогика в 2 т. Т. 1. Теоретическая педагогика. Кн. 1. Москва: Издательство Юрайт, 2016.
6. Репьев С.И. Человек: информация, системы взаимодействий, наследственность: теория и практика. Санкт-Петербург: Интант,1998.
7. Подласый И.П. Педагогика в 2 книгах. Кн. 2. Общие основы. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Москва: Педагогика, 1982.
9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: в 2 томах. Т. 1. Москва: АПН, 2004.
10. Овчинников Н.Ф. Знание - болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера). Вопросы философии. 2001; 1: 83
11. Катречко С.Л. Знание как сознательный феномен. Available at: http://sbiblio.com/biblio/archive/katrechko_snanie
12. Князева Е.Н. Научись учиться. Мост. 2001; 44: 52 - 53.
13. Подласый И.П. Энергоинформационная педагогика. Москва: Дата Сквер, 2010.
14. Мовчан П.П. Философия и педагогика XXI века. Available at: http://deti.ucoz.org/publ/1-1-0-4
15. Голошумов А.Ю., Голошумова Г.С., Ефимова П.С., Ежов С.Г. Социально-ориентированное образование личности: информационно-коммуникационный аспект. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2: 200 - 203.
16. Голошумова Г. С., Назаров Д.М. Возможности герменевтической технологии в процессе дистанционного обучения. Дистанционное и виртуальное обучение. 2010; 8: 119 - 128.
17. Голошумов А.Ю. Организационно-педагогические условия использования информационных порталов в образовательном процессе вуза. Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2010.
18. Голошумов А.Ю., Голошумова Г.С., Ефимова П.С., Ежов С.Г. Социально-педагогический потенциал информационной герменевтики. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1: 153 - 155.
19. Дергунов В.И., Голошумов А.Ю., Голошумова Г.С., Назаров Д.М., Неболюбова И.В. Научные истоки становления и развития информационной герменевтики. Приволжский научный журнал. 2014; 3: 217 - 223.
References
1. Naumov N.D. Filosofskie osnovaniya pedagogicheskih teorij vRossii vXX v. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Ekaterinburg, 2004.
2. Ivaschenko G.V., Naumenko T.V. Massovaya informaciya. Available at: http://credonew.ru/content/view/166/25/, http://credonew.ru/content/ view/181/27
3. Afanas'ev V. G. Sistemnost'i obschestvo. Moskva, Politizdat, 1980.
4. Podlasyj I.P. Mehanizmy 'edukacii. Vse dlya administratora shkoly! 2016; № 5-6 (53-54): 57 - 80.
5. Podlasyj I.P. Pedagogika v 2 t. T. 1. Teoreticheskaya pedagogika. Kn. 1. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2016.
6. Rep'ev S.I. Chelovek: informaciya, sistemy vzaimodejstvij, nasledstvennost': teoriya ipraktika. Sankt-Peterburg: Intant,1998.
7. Podlasyj I.P. Pedagogika v 2 knigah. Kn. 2. Obschie osnovy. Moskva: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1999.
8. Komenskij Ya.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. T. 2. Moskva: Pedagogika, 1982.
9. Ushinskij K.D. Chelovek kakpredmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoj antropologii: v 2 tomah. T. 1. Moskva: APN, 2004.
10. Ovchinnikov N.F. Znanie - bolevoj nerv filosofskoj mysli (k istorii koncepcij znaniya ot Platona do Poppera). Voprosy filosofii. 2001; 1: 83
11. Katrechko S.L. Znanie kak soznatel'nyj fenomen. Available at: http://sbiblio.com/biblio/archive/katrechko_snanie
12. Knyazeva E.N. Nauchis' uchit'sya. Most. 2001; 44: 52 - 53.
13. Podlasyj I.P. 'Energoinformacionnaya pedagogika. Moskva: Data Skver, 2010.
14. Movchan P.P. Filosofiya i pedagogika XXI veka. Available at: http://deti.ucoz.org/publ/1-1-0-4
15. Goloshumov A.Yu., Goloshumova G.S., Efimova P.S., Ezhov S.G. Social'no-orientirovannoe obrazovanie lichnosti: informacionno-kommunikacionnyj aspekt. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2: 200 - 203.
16. Goloshumova G. S., Nazarov D.M. Vozmozhnosti germenevticheskoj tehnologii v processe distancionnogo obucheniya. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2010; 8: 119 - 128.
17. Goloshumov A.Yu. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya ispol'zovaniya informacionnyh portalov v obrazovatel'nom processe vuza. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2010.
18. Goloshumov A.Yu., Goloshumova G.S., Efimova P.S., Ezhov S.G. Social'no-pedagogicheskij potencial informacionnoj germenevtiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1: 153 - 155.
19. Dergunov V.I., Goloshumov A.Yu., Goloshumova G.S., Nazarov D.M., Nebolyubova I.V. Nauchnye istoki stanovleniya i razvitiya informacionnoj germenevtiki. Privolzhskijnauchnyjzhurnal. 2014; 3: 217 - 223.
Статья поступила в редакцию 14.10.17
УДК 378
Milusheva G.M., postgraduate, Karachay-Cherkessia State University n.a. U.D Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]
CULTUROLOGICAL AND COMPETENCE APPROACHES TO THE FORMATION OF THE GENERAL CULTURE OF A FUTURE MEDICAL WORKER. The article focuses on the value of forming the common culture among students of a medical college. The article considers the cultural approach as a methodological basis for training future medical workers. The work proposes the author's point of view on the category of "humanitarian culture". The concept of "general culture" is analyzed, the systemic unity of cultural and competence approaches is emphasized in the process of shaping the general culture of future medical workers. The au-
thor concludes that the methodological framework of the process of formation of the common culture among college students can be represented by cultural and competence approaches in their systemic unity, because these approaches in its methodological value are functionally interrelated and complementary.
Key words: culture, cultural approach, humanitarian culture, general culture, competence approach.
Г.М. Милушева, аспирант, ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»,
г. Карачаевск, Е-mail: [email protected]
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
В статье делается акцент на ценности формирования общей культуры у студентов медицинского колледжа. Рассматривается культурологический подход в качестве методологической основы подготовки будущих медицинских работников. Предлагается авторская точка зрения на категорию «гуманитарная культура». Анализируется понятие «общая культура». Автор делает вывод о том, что методологическая основа процесса формирования общей культуры у студентов медицинского колледжа может быть представлена культурологическим и компетентностым подходами в их системном единстве, так как данные подходы по своему методологическому значению являются функционально взаимосвязанными, взаимобусловленными и взаимодополняемыми.
Ключевые слова: культура, культурологический подход, гуманитарная культура, общая культура, компетентност-ный подход.
Ориентация российского профессионального образования на общекультурное развитие будущих специалистов является одной из его наиболее значимых задач. Это в полной мере относится и к медицинскому образованию. Профессиональная подготовка медицинского работника, формирование общей культуры его личности требует определения методологической основы соответствующего образовательного процесса, которая, по нашему мнению, может быть представлена культурологическим и компетентностным подходами. В связи с этим необходимо выявить интегративный механизм, позволяющий рассматривать обозначенные подходы в единой системной целостности. Культурологический подход в своем методологическом значении оперирует смысловым полем базовой категории «культура». А.С. За-песоцкий, всесторонне изучив данную категорию, констатировал следующее: в современной науке существует несколько сотен ее определений. Обращение к этим определениям позволило исследователю трактовать наиболее общую сущность культуры в качестве совокупности ценностей, норм, идеалов, свойственных определенной социальной общности, зафиксированных в письменных источниках, устном народном творчестве, традициях и обусловливающих смыслы человеческой жизни, а также существования социальных групп и общества в целом [1].
Несмотря на множественность авторских определений категории культуры, общим для них является понимание человека в качестве субъекта культурного развития. В этом плане понятие «культура» обозначает качественную характеристику того, насколько человек сумел выйти за пределы своей биологической природы, развив в себе социальную сущность. В данном контексте культурой является лишь то из произведенного человеком, что направлено на его саморазвитие, нравственную и духовную самоактуализацию в социуме [2]. Таким образом, культура имеет выраженное аксиологическое значение, которое определяет особую ценность ее гуманитарной составляющей. В свою очередь гуманитарная культура обладает двумя основными признаками:
• во-первых, обозначает внутренний мир личности, меру развития её духовных потребностей и способностей;
• во-вторых, гуманитарная культура характеризуется уровнем интенсивности проявления внутреннего мира человека в его созидательной практической деятельности.
В этом контексте, в гуманитарной культуре проявляется ее следующее фундаментальное свойство: она одновременно понимается в качестве субъективного мира человека и внешнего, объективного по отношению к нему мира культуры. Поэтому идея о «двойном содержании» любой модели культуры, о наличии в ней двух основных составляющих - образа мира и образа человека, в настоящее время уже не является дискуссионным [3, с. 140]. В субъективном понимании, гуманитарная культура проявляется в соответствующих ценностных ориентациях личности. Другими словами, гуманитарная культура - это, прежде всего, целостная система культуры знаний, эмоций, чувств, человеческого общения и творческой деятельности.
Отечественный исследователь РЛ. Лифшиц таким образом определил роль гуманитарной культуры в жизни человека и об-
щества: гуманитарная культура способствует формированию универсальной человеческой личности, потому что, во-первых, вводит её в сферу человеческих проблем, а во-вторых, даёт возможность накапливать опыт гибкого, раскованного, диалектически парадоксального мышления в их решении [4, с. 129].
При изучении категории культуры необходимо учитывать следующее: социальные взаимодействия и отношения людей в обществе обусловлены коммуникативным свойством культуры. При этом культурная коммуникация в наиболее общем понимании представляет собой взаимодействие культурных миров (как индивидуальных, так и общественных), каждый из которых имеет свою смысловую глубину, уникальность и самотождественность [5].
В свое время русский философ П. А. Флоренский писал: «различными путями мысль приходит все к одному и тому же признанию: идеального сродства мира и человека, их взаимообусловленности, их пронизанности друг другом, их существенной связанности между собой» [6, с. 233].
Основываясь на смысле высказывания П.А. Флоренского, необходимо подчеркнуть следующий факт: во все исторические периоды развития человеческого общества, во всех многообразных культурных традициях прошлого и настоящего сосуществовали и сосуществуют две базовые противоположные ценностные ориентации и соответствующие ценностно-нормативные системы.
Доминантой первой является стремление навязать свои культурные представления и ценности другому участнику (участникам) культурной коммуникации. В этом случае практически неизбежна аксиологическая ориентация человека на утилитарное понимание целей коммуникативного процесса. Подобный инструментально-рационализирующий подход к осуществлению культурного взаимодействия априори ориентирован на реализацию принципов насилия и принуждения, понимаемых в качестве намеренно осуществляемых в социальных отношениях действий по ограничению физических и моральных возможностей человека и (или) социальных групп.
Альтернативная культурная традиция, отвергая насилие и принуждение, исходила (и исходит) из признания равноправия и равного достоинства всех сторон коммуникативного процесса в качестве партнеров по культурному диалогу [7]. В этом плане наиболее значимым механизмом общекультурного сотрудничества является духовный механизм, обусловленный идентификацией человека с базовыми, абсолютными культурными ценностями, определяющими мировоззренческую глубину любой культуры. Такая идентификация детерминирует человеческую способность ориентироваться в культурном взаимодействии на два культурных принципа, имеющих выраженное нравственное значение: принципы эгалитаризма (равенства) и плюрализма (множественности) [8, с. 95].
Обратимся теперь к понятию общей культуры. О.И. Мар-тыненко определяет общую культуру будущего специалиста в качестве универсальной системы, включающей: 1) процесс и результат накопления знаний, социального опыта и конструктив-
ную их реализацию в процессе жизнедеятельности; 2) сложную совокупность личностных качеств, выражающуюся в определенных ценностях, нормах, идеалах, определяющих отношение человека к себе и окружающему миру, к учебной и будущей профессиональной деятельности, включающую в себя духовность и нравственность, эстетику, толерантность и патриотизм, а также готовность и стремление человека к личностному и профессиональному развитию [9].
Наиболее значимый вклад в изучение вопросов общей культуры личности внесла И.А. Зимняя. В контексте личност-но-деятельностного подхода в структуре общей культуры исследователь актуализировала шесть основных направлений, харак-теризирующие три базовых плана её трактовки: 1) план культуры личности; 2) план культуры деятельности и 3) план культуры социального взаимодействия человека в обществе.
Обозначенные шесть направлений в рамках трех планов общей культуры конкретизируются следующим образом:
• культура личности - в культуре отношения и культуре саморегуляции;
• культура деятельности - в культуре интеллектуальной деятельности и культуре предметной деятельности;
■ культура социального взаимодействия - в культуре поведения и культуре общения.
На основе анализа многочисленных определений культуры И.А. Зимняя выделяет следующие составляющие общей культуры личности в рамках каждого из шести перечисленных направлений культуры: знание окружающего мира и себя в этом мире; умение и готовность человека к творческому преобразованию себя в настоящем и будущем.
Также исследователь актуализировала семь личностных характеристик взрослого культурного человека (студента), которые, по мнению автора, могут выступать в качестве определенных положений государственного образовательного стандарта, характеризующих общекультурную сферу личности взрослого человека в свете требований современного российского общества. Исследователь выделила следующие личностные характеристики: уважение окружающих людей и самого себя в различных бытовых, профессиональных и общественных ситуациях социального взаимодействия; соответствие внешнего вида, манеры поведения и общения человека конкретным ситуациям социального взаимодействия с окружающими людьми; уважение к этнокультурным традициям, обычаям, нормам этикета во внутри культурном и межкультурном взаимодействии; сформированная готовность к практическому использованию общекультурного запаса гуманитарного, естественнонаучного, политического, правового и др. знания; устойчивая потребность в нравственном, интеллектуальном, эстетическом, физическом и др. саморазвитии, саморегуляции и самоактуализации; ориентировка в наиболее значимых ценностно-смысловых идеалах современного мира, страны, общества; в ведущих исторических направлениях и перспективах сохранения культурной жизни мира, страны (живопись, музыка, литература, архитектура и т. д.), т. е. общеци-вилизационная культура; социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия [10].
Обратимся теперь к анализу компетентностного подхода, методологическое значение которого для отечественного профессионального образования вполне доказано современными исследователями.
По своему сущностному значению компетентностный подход является противоположностью традиционной знаниевой образовательной парадигме. Наиболее значимая проблема традиционной образовательной мысли - непонимание междисици-плинарной, интегративной (надпредметной) сути категории компетентности [11]. Исходя из этого, компетентность шире понятий знания, умения и навыка, оно, безусловно, интегрирует их в себя, но, тем не менее, компетентность является понятием другого смыслового ряда, так как наряду с ЗУНами также структурируется мотивационным, этическим, социальным и поведенческим компонентами [12].
Как полагают В. А. Болотов и В. В. Сериков компетентност-ный подход, наряду с информированностью студентов, актуализирует их способность решать проблемы, возникающие в следующем: 1) в познании и интерпретации жизненных явлений; 2) при овладении передовой техникой и соответствующими технологиями; 3) в социальном взаимодействии, при ориентации своего поведения и поступков на определенные этические нормы с последующей поведенческой рефлексией; 4) при выполнении своих
социальных ролей в процессе жизнедеятельности; 5) в правовых и административных отношениях; 6) в процессе профессиональной ориентации и осознания собственной готовности к обучению в соответствующем образовательном учреждении; 7) при необходимости разрешать проблемы жизненного самоопределения, ориентации на тот или иной образ и стиль жизни и т. д. [13].
По мнению И.Г. Погореловой, А.Н. Калягина и Е.В. Жуковой, компетентностный подход к профессиональной подготовке будущих медицинских работников позволяет:
1. Оптимизировать цели обучения будущих медицинских работников в контексте требований реальных жизненных и профессиональных ситуаций.
2. Ориентироваться на междисциплинарно-интегрированные принципы конструирования системы содержания профессиональной подготовки будущих медицинских работников.
3. Переориентировать процесс обучения от простого усвоения медицинских знаний, формирования соответствующих умений и навыков к их перспективному практическому применению в профессиональной деятельности.
4. Выстраивать стратегию повышения качества подготовки студента - будущего медика в контексте возможности его трудоустройства и последующей адаптации к профессиональной медицинской деятельности и среде.
В целом использование компетентностного подхода в медицинском образовании позволяет повысить эффективность обучения за счет: переориентации знаниевой направленности профессиональной подготовки будущих медицинских работников на ее практико-ориентированный вектор; укрепления связи организации и осуществления образовательного процесса с личностной, и в частности, с мотивационной сферой личности будущего медика. В контексте методологического значения ком-петентностного подхода возможно точнее оценить результаты подготовки будущих специалистов медицинского профиля, их готовность к работе в современных, быстро меняющихся условиях как профессионального, так и общесоциального характера [14; 15].
Рассмотрим теперь взаимосвязь компетентностного подхода с культурологическим, так как в контексте требований принципа полипарадигмальности, методологическая основа любого образовательного процесса должна быть представлена определенной совокупностью соответствующих подходов.
Для анализа взаимосвязи обозначенных подходов И.А. Зимняя использовала понятия «общая культура» и «социально-профессиональная компетентность».
Категория общей культуры нами была рассмотрена выше, поэтому обратимся к рассмотрению понятия «социально-профессиональная компетентность». По мнению И.А. Зимней, это: совокупная интегральная характеристика личности человека, имеющего соответствующую профессиональную квалификацию; системное качество человека, формируемое на основе его интеллектуальных способностей и личностных свойств, обусловливающих его компетентность в своей профессиональной деятельности. Модель социально-профессиональной компетентности, как полагает И.А. Зимняя, состоит из нескольких блоков (табл. 1).
Руководствуясь идеями И.А. Зимней, дадим сопоставимое определение общей культуры и социально-профессиональной компетентности медицинского работника.
Общая культура медицинского работника представляет собой способ жизнедеятельности и общественного бытия его личности, обусловленный всей совокупностью интериоризиро-ванных знаний, социокультурных ценностей, традиций и последующей их экстериоризации во всех формах поведения специалиста.
В свою очередь социально-профессиональную компетентность медицинского работника правомерно трактовать в качестве сформированного на основе его общей культуры качества, обеспечивающего возможность решения социально-профессиональных задач в штатных и нештатных профессионально обусловленных ситуациях.
Резюмируя, можно констатировать следующее: если общая культура медицинского работника - это социально-детерминированный способ его жизнедеятельности, то его социально-профессиональная компетентность представляет собой проекцию этого способа на область профессиональной медицинской деятельности.
Таким образом, всё сказанное позволяет сформулировать следующий вывод: методологическая основа процесса форми-
Таблица 1
Модель социально-профессиональной компетентности
Базовые блоки
1-й базовый блок Блок интеллектуальных действий, характеризующих человеческие способности 2-й базовый блок Блок личностных свойств, т.е. формируемых в процессе обучения бытийных характеристик человека
Базовые блоки являются предпосылкой формирования социально-профессиональной компетентности специалиста. Эти блоки формируются до профессионального обучения личности, в процессе которого получают свое дальнейшее развитие
Собственно профессиональный блок
Социальные компетентности Формируются в контексте специфических особенностей профессиональной деятельности, к которой готовится специалист Профессиональные компетентности Формируются в рамках требований государственных образовательных стандартов
Социальные и профессиональные компетентности сочетаются друг с другом в единой системной целостности
рования общей культуры у студентов медицинского колледжа может быть представлена культурологическим и компетентностью подходами в их системном единстве, так как данные подходы по
Библиографический список
своему методологическому значению являются функционально взаимосвязанными, взаимобусловленными и взаимодополняемыми.
1. Запесоцкий А.С. Образование, философия, культурология, политика. Москва: Наука, 2002: 150 - 151.
2. Межуев В.М. Культура и история. Москва, 1977.
3. Белинская Е.П. Временные аспекты «Я» - концепции и идентичности. Мир психологии. 1999; 3: 140 - 147.
4. Лифшиц РЛ. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1997.
5. Дворникова Е.И. Культура. Идентичность. Толерантность: монография. - М.:, 2007.
6. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм. Богословские труды. Московская патриархия. Сб. XXIV (Вып. 24). Москва, 1983: 231 - 241.
7. Клушина Н.П. Яшуткин В.А. Влияние стилей педагогического руководства на эффективность совместной учебной деятельности студентов. Вестник Академии права и управления. 2017; 46 (1): 178 - 183.
8. Марков А.П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности. Диссертация ... доктора культурологических наук. Санкт-Петербург, 2000.
9. Мартыненко О.И. Формирование общей культуры специалиста в системе «колледж - вуз» (на примере педагогических колледжа и вуза). Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук. Астрахань, 2009.
10. Зимняя И.А. Единая социально-профессиональная компетентность выпускника университета: понятие, подходы к формированию и оценке. Москва, 2008.
11. Соснин Н. Компетентностный подход: проблемы освоения. Высшее образование в России. 2007; 6: 42 - 45.
12. Стратегия модернизации общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. Москва, 2000.
13. Болотов, В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003; 10: 8 - 14.
14. Погорелова И.Г., Калягин А.Н., Жукова Е.В. Компетентностный подход в современном медицинском образовании. Сибирский медицинский журнал. 2008; 2. 102 - 108.
15. Шаронин В.Ю. Компетентностный подход в формировании содержания и реализации дисциплин по выбору студентов в вузе. Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук. Москва, 2005.
References
1. Zapesockij A.S. Obrazovanie, filosofiya, kul'turologiya, politika. Moskva: Nauka, 2002: 150 - 151.
2. Mezhuev V.M. Kul'tura iistoriya. Moskva, 1977.
3. Belinskaya E.P. Vremennye aspekty «Ya» - koncepcii i identichnosti. Mir psihologii. 1999; 3: 140 - 147.
4. Lifshic R.L. Duhovnost'ibezduhovnost'lichnosti. Ekaterinburg, 1997.
5. Dvornikova E.I. Kul'tura. Identichnost'. Tolerantnost': monografiya. - M.:, 2007.
6. Florenskij P.A. Makrokosm i mikrokosm. Bogoslovskie trudy. Moskovskaya patriarhiya. Sb. HHIV (Vyp. 24). Moskva, 1983: 231 - 241.
7. Klushina N.P. Yashutkin V.A. Vliyanie stilej pedagogicheskogo rukovodstva na 'effektivnost' sovmestnoj uchebnoj deyatel'nosti studentov. Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2017; 46 (1): 178 - 183.
8. Markov A.P. Aksiologicheskie i antropologicheskie resursy nacional'no-kul'turnoj identichnosti. Dissertaciya ... doktora kul'turologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2000.
9. Martynenko O.I. Formirovanie obschej kul'tury specialista v sisteme «kolledzh - vuz» (na primere pedagogicheskih kolledzha i vuza). Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Astrahan', 2009.
10. Zimnyaya I.A. Edinaya social'no-professional'naya kompetentnost' vypusknika universiteta: ponyatie, podhody k formirovaniyu i ocenke. Moskva, 2008.
11. Sosnin N. Kompetentnostnyj podhod: problemy osvoeniya. Vysshee obrazovanie vRossii. 2007; 6: 42 - 45.
12. Strategiya modernizacii obschego obrazovaniya. Materialy dlya razrabotki dokumentov po obnovleniyu obschego obrazovaniya. Moskva, 2000.
13. Bolotov, V. A., Serikov V. V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme. Pedagogika. 2003; 10: 8 - 14.
14. Pogorelova I.G., Kalyagin A.N., Zhukova E.V. Kompetentnostnyj podhod v sovremennom medicinskom obrazovanii. Sibirskij medicinskij zhurnal. 2008; 2. 102 - 108.
15. Sharonin V.Yu. Kompetentnostnyj podhod v formirovanii soderzhaniya i realizacii disciplin po vyboru studentov v vuze. Avtoreferat dissertacii. kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.
Статья поступила в редакцию 20.10.17
УДК 378
Khizriyeva A.R., senior teacher, Department of Humanities, MF MADI (STU) (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
FACTORS OF ADAPTATION OF STUDENTS TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article studies factors of students' adaptation to the educational environment of a professional college. In the research the author considers such factors of adaptation as students' communicative interaction and content of leisure activities, since the sociocultural environment of a college assumes active communication of subjects. The analysis of the obtained data reveals the degree of adaptation of students to the educational environment and the level of activity in the learning process and extracurricular activities. The article investigates complex identification of the level of adaptation to the educational environment and monitoring of professional self-determination, changes in activity in the teaching and extracurricular activities of a professional college.
Key words: youth consciousness, identification, mass communication, leisure, communication skills, communication.
А.Р. Хизриева, ст. преп. каф. гуманитарных дисциплин МФ МАДИ (ГТУ) г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ФАКТОРЫ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Статья посвящена факторам адаптированности студентов к образовательной среде профессионального колледжа. В данной статье рассматриваются такие факторы адаптированности, как коммуникативное взаимодействие студента и содержание досуговой деятельности, поскольку социокультурная среда колледжа, предполагает активное общение субъектов. На основе анализа полученных данных определяется степень адаптации студентов к образовательной среде и уровень проявления активности в учебном процессе и внеучебной деятельности. Статья посвящена комплексному выявлению уровня адаптации к образовательной среде и мониторинга профессионального самоопределения, изменения активности в учебной и внеучебной деятельности профессионального колледжа.
Ключевые слова: сознание молодёжи, идентификация, массовая коммуникация, досуг, коммуникативные умения, общение.
Процесс становления личности, в особенности среди подрастающего поколения, в качестве самостоятельного субъекта общественной жизни характеризуется особыми способами идентификации, которыми молодёжь утверждает себя в жизнь. Главное значение для молодёжи в его поведении имеет идентификация, для неё главным становится приписывание себя к членству в составе какой-то группы сверстников (и не только), как отождествление своего «я» с каким-то актом коллективного поведения, что бы это требовало максимального приложения своей энергии [1]. Идентификация и выработка своей жизненной позиции существуют, как явления неизбежные. Поэтому очень важно направить идентификацию в сторону позитивного социального развития общества в целом.
Сознание молодёжи носит на себе отпечаток тех институтов, под воздействием которых оно формировалось. В раннем возрасте это семья, затем школа, где в последних классах воздействие на него ослабляется. Тогда её ценностные представления молодёжи больше складываются под влиянием сверстников. Формирование сознания молодых людей происходит в этом возрасте под влиянием двух конкурирующих между собой факторов: массовой коммуникации личности и практического опыта. Роль первого сейчас очень велика, т.к. массовая коммуникация независимо от материального производства весьма значительно формирует сознание молодёжи. В этом плане можно утверждать: чем сильнее в молодёжном сознании отпечаток массовой коммуникации, тем более развито это сознание. Для учащейся молодёжи основой жизнедеятельности является познавательная деятельность и общение. Общение ускоряет процесс развития личности, т. к. социальный опыт легче усваивается в личностной форме (его легче всего позаимствовать или же отвергнуть). Однако личностное общение представляет человеческую деятельность односторонне и формирует лишь отдельные стороны сознания. По этой причине, как следствие, у учащейся молодёжи способности тоже часто формируются односторонне. Наиболее развитыми у нее оказываются преимущественно умственные
способности. Остальные связи молодёжи с социальной действительностью значительно слабее. Отсюда и повышенная роль созерцательного, познавательного отношения ее к действительности (происходит интенсивное познание, восприятие окружающего мира).
Однако эта познавательная деятельность больше носит познавательно-этическую окраску, чем преобразующую, т. е. у молодёжи преобразующая связь с практикой носит не развитый характер и социальная практика представлена в виде общения, личностных отношений. Поэтому много играют, сидят, общаются, присматриваются и т. д., но не пытаются преобразовать мир, так как, видимо, во-первых, сами не знают как, во-вторых, активно вмешиваться у них просто нет желания. Поэтому молодёжь в целом обычно больше повторяет и усваивает, чем открывает, особенно, в социальной сфере [2].
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание образовательной культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности, способной к успешной коммуникации - основная цель обучения в учебном заведении.
В нашем исследовании уделено особое внимание коммуникативному взаимодействию студента и содержанию досуго-вой деятельности, поскольку социокультурная среда колледжа, предполагает активное общение субъектов (студент - студент; студент - преподаватель; студент - сотрудники; студент - администрация). Результаты опроса показывают, что 22,7% студентов предпочитают общаться с людьми любознательными и идейными; 49,3% с общительными и с кем можно развлечься; 33,2% с сокурсниками по учебе; 26,2% с людьми с которыми можно обсудить покупки, повседневные новости и 27,2% с людьми, с которыми их отношения базируются на взаимных услугах (взаимопомощь и т.д.).
Формирующий эксперимент включавший лонгитюдное изучение и диагностику профессиональной направленности личности студента, выявление уровня адаптации к образователь-
Таблица 1
№ п/п Компоненты готовности Высокие (%) Средние (%) Низкие (%) Недостаточные (%)
1 Контрольные 25,4 23,3 22,1 3,8
2 Аналитические 22 22,4 22,3 5,1
3 Коммуникативные умения 22,5 21,1 18 11,7
4 Организаторские умения 24 21,4 17,3 3
5 Способности к умственной деятельности 31,2 24,4 13,1 1,8