Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВНУШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВНУШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY / EDUCATION / PSYCHOREGULATION / MORAL BEHAVIOR / SOCIAL ACTIVITY / MENTAL ACTIVITY / MOTIVATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шведенко Ю. В., Макеенко И. П., Литвинова Е. Ю.

It is justified that the pedagogical inspiration in the process of psychoregulatory training forms moral attitudes of the behavior and activities of pedagogically neglected students. The implementation of these attitudes contributes to the formation of public motives for behavior and a positive orientation of the individual. Moral attitudes formed through psychoregulatory training are quite stable. Under favorable conditions, expressed in the proper level of the organization of the educational process, they are successfully implemented and can become stable personality qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL INSPIRATION IN THE CONTEXT OF THE SYSTEM OF EDUCATIONAL WORK WITH DIFFICULT STUDENTS

It is justified that the pedagogical inspiration in the process of psychoregulatory training forms moral attitudes of the behavior and activities of pedagogically neglected students. The implementation of these attitudes contributes to the formation of public motives for behavior and a positive orientation of the individual. Moral attitudes formed through psychoregulatory training are quite stable. Under favorable conditions, expressed in the proper level of the organization of the educational process, they are successfully implemented and can become stable personality qualities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВНУШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ»

DOI: 10.18522/2070-1403-2021-85-2-282-293

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37

Ю.В. Шведенко

Ставропольский государственный педагогический институт

г. Ставрополь, Россия

jul. shvedenko2016@yandex .ru

И.П. Макеенко

Технологический институт сервиса

(филиал) Донского государственного технического университета в г. Ставрополе Ставропольского края г. Ставрополь, Россия igma- [email protected]

Е.Ю. Литвинова

Северо-Кавказский федеральный университет г. Ставрополь, Россия [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВНУШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

[Yulia V. Shvedenko, Igor P. Makeenko, Ekaterina Yu. Litvinova Pedagogical inspiration in the context of the system of educational work

with difficult students]

It is justified that the pedagogical inspiration in the process of psychoregulatory training forms moral attitudes of the behavior and activities of pedagogically neglected students. The implementation of these attitudes contributes to the formation of public motives for behavior and a positive orientation of the individual. Moral attitudes formed through psychoregulatory training are quite stable. Under favorable conditions, expressed in the proper level of the organization of the educational process, they are successfully implemented and can become stable personality qualities.

Key words: personality, education, psychoregulation, moral behavior, social activity, mental activity, motivational sphere.

Негативное отношение к общественной жизни образовательного учреждения с характерным проявлением ситуативных и устойчивых смысловых барьеров и негативизма, характерно для трудновоспитуемых обучающихся.

Такие воспитанники распределяются следующим образом: первая группа

- негативное отношение с ситуативным смысловым барьером; вторая группа

- негативное отношение с наличием устойчивого смыслового барьера; третья группа - отрицательное отношение с характерным проявлением негативизма.

В процессе работы с данными категориями обучающихся необходимо применять различные виды индивидуальной работы в целях ликвидации возникающих смысловых барьеров, негативизма и негативного отношения в целом, к образовательному учреждению. Необходимо проводить работу по воспитанию у подростков общественной активности, создавать условия для её проявления. В период проводимой работы в поведении и отношениях подростков существенных сдвигов может не наблюдаться. Некоторые положительные изменения могут носить поверхностный и эпизодический характер. При этом повышается жизненный тонус, иногда обучающиеся проявляют полезную инициативу, несколько улучшаются отношения в коллективах. Затем могут начаться срывы, снова появляются или равнодушие, или негативизм. Положительное проявление общественной активности оказывается неустойчивыми зависит от ситуаций.

Воспитательная работа с трудными обучающимися без специально направленного воздействия на мотивационную сферу дает лишь эпизодические, неустойчивые сдвиги в их поведении и отношениях. Для положительного результата требуется курс психорегулирующей тренировки. Формулы внушения направляются на преодоление психологических барьеров, негативизма и формирование установок к проявлению общественной активности. Курс психорегулирующей тренировки, способствует повышению воспитательной результативности данного средства при ликвидации устойчивых форм негативизма и смысловых барьеров, а, следовательно, и негативного отношения. Сформированные путем педагогического внушения нравственные установки в соответствующих условиях успешно реализуются.

Устойчивость внушенных установок определяется по следующим критериям: отсутствие педагогического результата в перевоспитании в течение определенного периода; негативное отношение к воспитательной работе общеобразовательного учреждения и к общественной деятельности с проявлением смысловых барьеров и негативизма.

Для установления отклонений в поведении трудных обучающихся подростков проводится педагогическое диагностирование. По результатам диагностики создаются три группы. Первую группу образуют воспитанники, у которых в основе негативного отношения лежал ситуативный смысловой барьер. Во вторую входят подростки, в основе негативного отношения у которых - устойчивый смысловой барьер. Третью составляют обучающиеся, для отрицательного отношения которых характерно проявление негативизма. При выявлении внутренней позиции у всех трех групп, проводятся соответствующие исследования.

Наряду с использованием известных методик в этой ситуации для определения мотивов поведения, самооценки, уровня притязаний модифицируются и частично разрабатываются методики по установлению уровня отношения испытуемых к воспитательной работе образовательного учреждения и степени участия в общественно-трудовой жизни своих коллективов. Здесь выявляются уровни отношения к воспитательной работе, уровни общественной активности, применительно к специальному общеобразовательному учреждению.

Исследования в этом направлении, позволяют составить характеристики на каждого испытуемого, а на их основании - сводные характеристики групп.

Первая группа. Ведущее нравственное отклонение - негативное отношение к общественной жизни общеобразовательного учреждения с наличием ситуативного смыслового барьера. Обучающиеся чрезмерно обидчивы, болезненно реагируют на замечания и требования. Для них характерна конфликтность в отношениях с ровесниками и взрослыми. Причина конфликтов - мнимая несправедливость предъявленных требований. Нравственный идеал не сформирован. У воспитанников не адекватно сформированы такие моральные понятия как честь, достоинство, справедливость, гуманизм.

Отношение к учебе неровное, имеются большие пробелы в занятиях. К общественной жизни общеобразовательного учреждения равнодушны, очередное обидное требование надолго выбивает подростков из колеи. В этот период они негативно настроены к общественной жизни, с ними трудно установить контакт. У большинства обучающихся уровень притязаний не соответствует возможностям, они имеют неустойчивую неадекватную самооценку с ориентацией на оценку других. Уровень отношения к общеобразовательному учреждению у большинства низкий. Для всех характерен низкий уровень общественно-трудовой активности.

Вторая группа. Основное нравственное отклонение - негативное отношение с наличием устойчивых смысловых барьеров. Обучающиеся жизнерадостны, общительны. О своем будущем не задумываются, считают, что всегда будут жить легко и просто. Для данной категории воспитанников характерно равнодушное отношение к обучению. Физически трудиться не любят. Общественно-полезный труд выполняют как наказание. В своих коллективах занимают изолированное положение. Свое пребывание в общеобразовательном учреждении считают случайным и временным. На все воспитательные воздействия не реагируют. Стремление к самовоспитанию проявляется в отрицательной направленности. Характерна несформированность нравственного идеала. Уровень притязаний высокий; самооценка у большинства обучающихся неадекватна, неустойчива с ориентацией в поведении только на себя. Уровень общественно-трудовой активности низкий. Отношение к исправительному режиму общеобразовательного учреждения равнодушное. Основные мотивы в поведении - поиск развлечений, стремление испытать острые ощущения.

Третья группа. Ведущее нравственное отклонение - отрицательное отношение к общественной жизни общеобразовательного учреждения с характерным проявлением негативизма.

В основном, это вспыльчивые, неуравновешенные обучающиеся. С ними трудно установить как деловые, так и эмоциональные отношения. Для них характерны частые аффективные вспышки без каких-либо важных причин. Неровны в общении, импульсивны, капризны, с постоянными претензиями, они не пользуются доверием коллектива, их избегают, с ними стараются как можно меньше сталкиваться по делам. В коллективе сверстников они чужие, для педагогического коллектива трудные, так как неизвестно, что они могут совершить в следующую минуту. Подростки почти не управляемы. Предъявленные лично к ним требования зачастую игнорируют совершенно, либо резко отвергают без всякого объяснения. Конфликтны в общении с ровесниками и взрослыми. Грубы, циничны, подозрительны. Уровень общественно-трудовой активности низок. Отношение к общеобразовательному учреждению резко отрицательное. Уровень притязаний чрезмерно высок и не соответствует возможностям. Самооценка неустойчива и неадекватна. Характерна несформированность нравственного идеала, отсутствие цели в жизни. В то же время для многих из рассматриваемой группы характерна общительность, некоторые обладают организаторскими способностями.

В процессе проводимых исследований предполагается решение следующих задач: определить педагогическую эффективность психорегулирующей тренировки в преодолении смысловых барьеров и негативизма с одновременным формированием нравственных установок поведения и деятельности; проверить устойчивость внушенных нравственных установок.

Личность обучаемого формируется и раскрывается в системе общественных отношений, «...в контексте социального перехода к информационному обществу» [3, с. 147-151]. Чтобы изменить, усовершенствовать мотивы поведения у трудного обучаемого, необходимо пробудить его психическую активность, дать ей необходимую направленность и одновременно включить трудного обучаемого в определенную систему отношений, способствующую реализации данной активности, прежде всего, в области учебной деятельности.

Планируя учебную деятельность таких обучающихся, необходимо спроектировать ее основные компоненты - мотивы, приемы познавательной деятельности, теоретические знания, которые в единстве функционируют как актуальные состояния формируемого качества - творческой самостоятельности, в основе которой «природа творческих способностей, . взаимосвязь . науки и философии» [5, с. 67-69]. Эта задача решается посредством форм и методов, связанных с областью философского знания, имеющего своим предметом образование [12, с. 165-172].

Исходя из этих положений, организация опытной работы осуществляется сразу в двух направлениях: проводится курс психорегулирующей тренировки, одновременно создаются условия для реализации внушенных установок. Прежде всего усилия направляются на усовершенствование воспитательных действий в целях формирования нравственного идеала. Готовится психологическая почва как для занятий трудных обучаемых в группе психо-регулирующей тренировки, так и для дальнейшей реализации внушенных установок в целях перестройки нравственной сферы воспитанников. Содержание формул самовнушения, вводимых на фоне релаксации, зависит от общей задачи и конкретной цели каждого занятия с учетом внутренней позиции трудновоспитуемых обучающихся.

Во всех группах формулы направленного внушения, прежде всего, ориентированы на преодоление негативных реакций, затем на формирование положительных нравственных установок. Формулы внушения имеют свои осо-

бенности. При решении задачи по преодолению ситуативного смыслового барьера они направлены на ликвидацию чувства недоверия к людям, настороженности, боязни быть обиженным или оскорбленным. Создается положительный психический настрой к окружающим, пробуждается чувство доверия, внушается наличие атмосферы доброжелательности со стороны коллектива и педагогов. Необходимо вырабатывать положительную установку на принятие предъявляемых со стороны коллектива требований.

По мере установления благожелательных отношений со стороны окружающих, формулы направлялись на пробуждение желания исправлять свои недостатки, стать лучше, уметь владеть собой, корректировать свое поведение, свои отношения с ровесниками и взрослыми. Следующим этапом в курсе пси-хорегулирующей тренировки является пробуждение стремления к участию в общественной жизни своего коллектива. При решении всех задач даются формулы на пробуждение стремления к самоусовершенствованию, которые обеспечивают «единство взаимодействия всех подсистем» [6, с. 124-128], способствуют формированию «...профессионально значимых знаний, умений и навыков средствами самостоятельных занятий ...» [7, с. 161-166]. «Обозначенная способность формирует необходимую мотивацию в отношении к задачам, обусловленных поставленной деятельностной целью» [8, с. 65-71].

На занятиях со второй группой исходя из основной педагогической задачи курса психорегулирующей тренировки, формулы самовнушения в первую очередь были направлены на пробуждение интереса к общественной жизни, переключение внимания трудных обучаемых на общественную значимость своих поступков, на реакцию коллектива по отношению к себе. Давались формулы на создание положительной установки к воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении, к стремлению работать над собой, направленные на самовоспитание.

Формулы на пробуждение общественной активности давались по тому же принципу, что и в первой группе. Они, как правило, конкретизировались в зависимости от обстоятельств и условий, в которых должна прохо -дить реализация установок.

По мере проявления спокойного поведения, сдержанности формулы давались на создание положительных установок в нравственном поведении по тем же принципам, что и в первых двух группах.

Менее всего удается добиться сдвигов в проявлении общественно-трудовой активности у тех трудных обучаемых, к которым педагоги в период реализации внушенных установок не сумели или не хотели найти подход, и перестройки отношений в коллективах не получилось. При недостаточных условиях созданная нравственная установка не проявляется, трудновоспитуемый сам искал обстоятельства, благоприятные для проявления готовности к действию.

Это типичная картина проявления и реализации установок для подростков всех трех групп. Полной реализации сформированной установки у воспитанников не наблюдается в тех случаях, когда отдельные лица, чье положение значимо для трудных обучаемых, не изменили к ним своего отношения.

Перестройка отношений проходит под влиянием психорегуляции. Поскольку основные нравственные отклонения в поведении трудных обучаемых связаны с непринятием и отрицанием педагогических требований, одним из ведущих показателей в нравственном поведении считается повышение уровня отношения трудных подростков к воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения и к самовоспитанию.

Результат, фиксирующий уровень отношения трудных обучаемых к воспитательной деятельности общеобразовательного позволяет судить о положительных сдвигах как во внешнем их поведении, так и в их мотивационной сфере.

В данном случае выявляется только одна сторона изменений во внутренней позиции и поведении трудных обучаемых, позволяющая судить о преодолении негативного отношения к требованиям, предъявляемым в общеобразовательном учреждении. Другая сторона заключается в формировании положительных установок на проявление общественной активности, качества, без чего не мыслится воспитание полноценной личности обучаемого. «Сегодня, очевидно, что необходимо управлять не только личностью, но и процессом ее развития» [4, с. 38-48].

Выше были указаны формулы внушения, направленные на формирование данных установок и условия, способствующие их реализации в действие. Они отражают внешнее проявление общественной активности воспитанников. Одновременно выявляется отношение самих трудных обучаемых к общественно-полезной деятельности. С этой целью создавалась серия контрольных критических ситуаций для наблюдения за поведением трудных обучаемых в данных условиях.

Таким образом, с помощью психорегулирующей тренировки, включенной в общий воспитательный процесс, у трудных обучаемых преодолеваются смысловые барьеры, ликвидируются негативные реакции на требования и формирование нравственных установок, которые успешно реализуются в их поведении и общественной деятельности.

Уже сам процесс занятий психорегулирующей тренировкой укрепляет и делает подвижными процессы возбуждения и торможения, воспитывает навыки самоконтроля и самоуправления, улучшает самочувствие, придает уверенность, повышает жизненный тонус воспитанников. Но это только сопутствующие положительные характеристики психорегулирующей тренировки.

Основная ее педагогическая функция заключается в преодолении негативных и создании положительных установок поведения и деятельности трудных подростков.

Снижение уровня бодрствования при аутогенном погружении позволяет снимать излишнюю критичность и невосприимчивость к воспитательному воздействию. Необходимая педагогическая информация с помощью повышения восприимчивости дает возможность изменить изнутри негативные установки, одновременно формируя нравственные в обществе. При этом «важно обеспечивать максимальное взаимодействие социальных условий» [9, с. 143-147].

Психорегулирующая тренировка является воспитательным средством, стимулирующим психическую активность трудного подростка. Но созданная установка сама по себе еще не является ни мотивом поведения, ни свойством личности, ни потребностью определенной деятельности. Пока это целостное состояние положительной готовности этого подростка к проявлению определенной деятельности.

Для проявления внушенной установки необходимы стимулы со стороны внешней среды. Ими являются организация творческой деятельности, инициатива в общественно-полезном труде, специальные педагогические ситуации, требующие принятия решения, определенный тип отношения со стороны окружающих.

В процессе реализации внушенных установок успешная деятельность положительно оценивается и самим трудным обучаемым, и его коллективом. Психическая активность в результате удовлетворения получения положительных эмоций не растрачивается, а нарастает в процессе упражнений в этой деятельности.

Решающим фактором формирования общественных мотивов в процессе реализации внушенных установок является предоставление деятельности, имеющей общественную значимость, то есть, прежде всего, включение трудных обучаемых в общественно-полезный труд.

Отношения к воспитательной деятельности и самовоспитанию показывают в целом увеличение. С помощью психорегулирующей тренировки существенно меняется отношение к общеобразовательному учреждению и, главное, к самоусовершенствованию, появляется высокое стремление к работе над собой. При правильной организации дальнейшей воспитательной работы оно может сформироваться как качество личности, которое проектируются в воспитательных целях через «.формирование духовных и культурных традиций» [11, с. 66-72]. «Система духовно-нравственных ценностей способна обеспечить необходимое стабильное существование.» [2, с. 1566-1569], а также формирование личности в социуме, где «исторически проживает множество народов со своими традициями и верованиями» [10, с. 195-201], «.характеризующие различные исторические эпохи, этносы» [13, с. 3-9].

Все это подтверждает педагогическую эффективность психорегулирую-щей тренировки как средства преодоления и формирования нравственных установок в целях перестройки мотивационной сферы педагогически запущенных трудных обучаемых.

Устойчивость внушенных установок связана с определением устойчивости внушенных установок. Важно выяснить, насколько сформированные путем педагогического внушения установки устойчиво вошли в мотивацион-ную сферу трудных обучаемых, определяют ли их поведение в повседневной жизни, как реализация установки влияет на складывающуюся систему отношений трудных обучаемых в своих коллективах.

Внушенные нравственные установки являются довольно устойчивыми. Качество их реализации в отдаленное от курса психорегулирующей тренировки время зависит от уровня учебно-воспитательного процесса учебного учреждения. Внушенные установки в процессе упражнений в поведении и деятельности закрепляются и сами являются стимулом нарастания дальнейшей психической активности.

Это подтверждает то, что курс психорегулирующей тренировки в целях формирования нравственных установок поведения и деятельности трудных обучаемых является вспомогательным средством в системе воспитательной

работы общеобразовательного учреждения. Он способствует преодолению негативных установок, пробуждает психическую активность школьников, что позволяет включить их в общий воспитательный процесс. Дальнейшие успехи будут зависеть от качества воспитательной работы с ними. При должном ее уровне внушенные установки не только закрепляются при упражнениях в поведении и деятельности, но и сами являются источниками повышения психической активности, способствуя формированию положительных качеств личности, «под влиянием которой протекает процесс формирования идентичности индивида как социального субъекта» [1, с. 694].

Психорегулирующая тренировка является педагогически эффективным средством в процессе перевоспитания трудных обучаемых. С ее помощью успешно преодолеваются устойчивые формы отрицательного отношения с характерным проявлением негативизма и смысловых барьеров.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М., Авдеев Е.А. Формирование социальной идентичности личности в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5.

2. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7.

3. Гончаров В.Н., Кулешин М.Г. Социально-философский анализ экономической сферы информационного общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019. № 2.

4. Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 1.

5. Камалова О.Н. Эстетическое освоение действительности в контексте философских идей Шеллинга // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1(38).

6. Колосова О.Ю., Говердовская Е.В. Системный подход как принцип экологической направленности подготовки современного преподавателя // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1.

7. Клушина Н.П. Организация самостоятельной работы магистрантов в процессе обучения // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 3(54).

8. Клушина Н.П. Развитие субъектности магистрантов в процессе обучения // Педагогика. 2016. № 5.

9. Лобейко Ю.А., Говердовская Е.В. Психолого-педагогический аспект развития личности студента-спортсмена в контексте современных социальных условий // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1.

10.Миронова Е.Н., Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. Деструктивные религиозные объединения: философско-правовой анализ // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. 2016. № 3(19).

11.Несмеянов Е.Е., Харламова Г.С. Духовность как концепт и мировоззренческая универсалия (рецепция идей Плотина) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018. № 6(103).

12. Несмеянов Е.Е. К проблеме предмета философии образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 5.

13.Berkovskiy V., Tronina L. Social and historical aspect of interaction of ethnic culture and personality in the context of public development // Научный альманах стран Причерноморья. 2019. № 1(17).

R E F E R E N C E S

1. Baklanov I.S., Baklanova O.A., Erokhin A.M., Avdeev E.A. Formation of social identity of a person in modern society // Modern problems of science and education. 2014. No. 5.

2. Goncharov V.N., Popova N.A. Spiritual and moral values in the system of social relations // Fundamental research. 2015. No. 2-7.

3. Goncharov V.N., Kuleshin M.G. Socio-philosophical analysis of the economic sphere of the information society // Economic and humanitarian studies of regions. 2019. No. 2.

4. Kamalova O.N., Zholobova I.K. Main trends and innovations in the system of national education // Humanities and social sciences. 2016. No. 1.

5. Kamalova O.N. Aesthetic assimilation of reality in the context of Schelling's philosophical ideas // Humanities and socio-economic sciences. 2008. No. 1 (38).

6. Kolosova O.Yu., Goverdovskaya E.V. A systematic approach as a principle of the ecological orientation of the training of a modern teacher // Modern science-intensive technologies. 2016. No. 4-1.

7. Klushina N.P. Organization of independent work of undergraduates in the learning process // Bulletin of the North Caucasus Federal University. 2016. No. 3 (54).

8. Klushina N.P. Development of the subjectivity of undergraduates in the learning process // Pedagogy. 2016. No. 5.

9. Lobeiko Yu.A., Goverdovskaya E.V. Psychological and pedagogical aspect of the personality development of a student-athlete in the context of modern social conditions // Modern science-intensive technologies. 2016. No. 4-1.

10.Mironova E.N., Kolosova O.Yu., Goncharov V.N. Destructive religious associations: philosophical and legal analysis // Bulletin of the North Caucasus Humanitarian Institute. 2016. No. 3 (19).

11.Nesmeyanov E.E., Kharlamova G.S. Spirituality as a concept and worldview universality (reception of Plotinus's ideas) // Humanities and socio-economic sciences. 2018. No. 6 (103).

12.Nesmeyanov E.E. On the problem of the subject of philosophy of education // Humanities and socio-economic sciences. 2008. No. 5.

13.Berkovskiy V., Tronina L. Social and historical aspect of interaction of ethnic culture and per-sonality in the context of public development // Science Almanac of the Black sea region countries. 2019. No. 1 (17).

_29 марта 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.