Научная статья на тему 'Идеи А. С. Макаренко в решении современной проблемы трудового воспитания'

Идеи А. С. Макаренко в решении современной проблемы трудового воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2200
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симатова Татьяна Васильевна

The following ideas of A.S. Makarenko are of special interest: the labour as a basic way for educating a personality and forming the united group; interaction of education, training and productive labour; dynamics of the development and search for most optimal forms of the productive activities of the pupils; introducing the selfsupporting and salary; optimization of balance between the mental and physical activities in the educational process of a secondary school; aesthetic nature of the process of labour education; necessary production of quality product. Professional approach to their implementing enables some pedagogical groups to give the young people an orientation for the labour life style.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.S. Makarenko's ideas in solving the modern problem of labour education

The following ideas of A.S. Makarenko are of special interest: the labour as a basic way for educating a personality and forming the united group; interaction of education, training and productive labour; dynamics of the development and search for most optimal forms of the productive activities of the pupils; introducing the selfsupporting and salary; optimization of balance between the mental and physical activities in the educational process of a secondary school; aesthetic nature of the process of labour education; necessary production of quality product. Professional approach to their implementing enables some pedagogical groups to give the young people an orientation for the labour life style.

Текст научной работы на тему «Идеи А. С. Макаренко в решении современной проблемы трудового воспитания»

работе в подборе знаний в области народного художественного творчества.

1. Фролов И. Т. Философский словарь. М., 2001. С. 646.

2. Шишова Н.В., Грожан Д.В., Новиков А.Ю., Топчий И.В. Культурология. Ростов н/Д, 2002. С. 119, 128.

3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. С. 62.

4. Бакланова Т.И. Концепция развития художественного образования на основе взаимодействия учреждений образования и культуры. М., 2001. С. 32.

Поступила в редакцию 15.04.2006 г.

ИДЕИ А.С. МАКАРЕНКО В РЕШЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Т.В. Симатова

Simatova T.V. A.S. Makarenko’s ideas in solving the modem problem of labour education. The following ideas of A.S. Makarenko are of special interest: the labour as a basic way for educating a personality and forming the united group; interaction of education, training and productive labour; dynamics of the development and search for most optimal forms of the productive activities of the pupils; introducing the selfsupporting and salary; optimization of balance between the mental and physical activities in the educational process of a secondary school; aesthetic nature of the process of labour education; necessary production of quality product. Professional approach to their implementing enables some pedagogical groups to give the young people an orientation for the labour life style.

Смещение активно-позитивного отношения к труду как важнейшей духовной ценности и потребности личности на периферию всеобщего сознания в течение последних десятилетий привело к тому, что у выпускников большинства школ отсутствует ориентация на трудовой образ жизни. Между тем в современных условиях катастрофического состояния кадровых ресурсов страны государственным и общественным институтам надлежит осознать необходимость повышения роли образовательных учреждений в подготовке учащихся к успешной трудовой деятельности, прежде всего в сфере материального производства, и незамедлительно приступить к восстановлению труда в правах как самого эффективного средства воспитания.

Одним из конструктивных путей решения данной проблемы является изучение и применение на практике прогрессивных идей об организации трудового воспитания. Весьма ценными в данном контексте выступают идеи А.С. Макаренко, остающегося непревзойденным Мастером воспитания человека трудолюбивого, дисциплинированного, ответственного. Рассмотрим наиболее важные из них.

Особую значимость для современных педагогических коллективов представляет идея о том, что центром всей системы воспитания общеобразовательной школы должна стать продуктивная деятельность сплоченного, действующего как органичное целое детского коллектива. «Воспитательное значение этой коллективной работы огромно, - указывает Антон Семенович и далее продолжает, -может быть, только благодаря ей колонии удалось создать крепкую и дружную семью и найти интересные и оригинальные формы внутренней организации» [1]. Речь идет о производительном труде, имеющем целью осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, эмоционального, нравственного и эстетического отношения к труду, уважения к людям труда, чувства коллективизма, настойчивости, воли, упорства. В процессе же примитивного самообслужи-вающего труда, оторванного от реальной жизни и не предполагающего изготовление определенного продукта, не вызывающего у школьников интереса ни с точки зрения содержания и практической значимости, ни с

позиции экономической целесообразности, ее достижение невозможно. Производительный труд является той реальной деятельностью, в процессе которой формируется трудовой образ жизни личности.

Исходя из этого, вовлечение учащихся в производительный труд является приоритетным направлением решения современной проблемы трудового воспитания. По словам Н.В. Смогаревой, директора Почаевской малокомплектной сельской школы Белгородской области, ставшей призером Первого международного конкурса им. А.С. Макаренко, только в процессе производительного труда можно «научить ребят трудиться, научить их жизни» [2]. Несомненно, такая позиция современного руководителя образовательного учреждения является стратегически важной.

В связи с тем, что рынок труда сегодня требует от работника мобильности, самостоятельности, инициативности, творчества, высокого профессионализма, все очевиднее становится факт включения школьников в производительный труд, где они приобретают профессиональные знания и умения, формируются их личностные качества. Наиболее эффективными формами организации производительного труда были и продолжают оставаться в сельской местности ученические производственные бригады полеводов, овощеводов, животноводов, цветоводов, строителей и т. д., школьные лесничества; в городе - школьные и межшкольные мастерские, учебно-производственные комплексы, учебно-трудовые центры, школьные заводы.

Особую значимость при вовлечении учащихся в производительную деятельность приобретает идея А.С. Макаренко об обязательном создании продукта труда. Трудовая деятельность без конкретного результата превращается в игру-забаву. Более того, в результате непродуманной организации трудовой деятельности, в ходе которой преследуется только цель - «занять» детей на определенный отрезок времени все равно чем, формируется равнодушное, негативное отношение к труду.

Изготовление материальных ценностей активизирует умственное развитие и в значительной степени способствует формированию таких нравственных качеств, как ответственность, усердие, точность, что в свою очередь сказывается на отношении к учеб-

ному труду. Учащиеся становятся более любознательными, активными, проявляют повышенную заинтересованность в познании особенностей тех процессов, которые необходимы при производстве материальных благ. Особенное внимание следует обратить на сам процесс сотворения ценностей. Он ни в коей мере не должен представлять собой «тренировку мускулов», в результате которой получается только мусор. Итогом любой трудовой деятельности обязательно должен стать продукт, имеющий значение как для воспитания ребенка, так и для укрепления экономики школьного коллектива, его материально-технической базы. Осознание причастности к грандиозному делу преобразования социальной действительности существенно влияет на становление человека-труженика.

Необходимость наличия продукта трудовой деятельности обусловлена формированием у подрастающего поколения эстетических ценностей. Поскольку социальная значимость трудовой деятельности заключается в непрерывном созидании, то ребенок испытывает удовлетворение от полученного продукта своего труда, что в итоге пробуждает эстетические чувства. Ощущение красоты продукта труда не позволяет делать что-либо небрежно, некачественно. Безусловно, на развитие эстетического чувства оказывает существенное влияние не только продукт, но и процесс его получения. Взаимоопосредо-ванные и соотнесенные друг с другом, они связаны как на уровне «действие - результат», так и в рамках целостной системы. Поэтому целесообразно подвести ребенка к пониманию того, что положительные эмоции вызывает не только продукт труда, но и трудовое напряжение, затраченное на его изготовление. Эта мысль положена в основу фундаментальной идеи А.С. Макаренко об эстетизации процесса трудового воспитания.

Учитывая тот бесспорный факт, что труду принадлежит ведущая роль в процессе социального становления подрастающего поколения, выдающийся педагог включал своих воспитанников в продуктивную трудовую деятельность, которая подготавливала их к жизни, развивала творческий потенциал каждой личности, способности, природные задатки, оценочное отношение к прекрасному и безобразному, возвышенному и низ-

менному в окружающей действительности. По глубокому убеждению А.С. Макаренко, эстетические ценности, как и нравственные, формируются в процессе активной трудовой деятельности. Объясняется такой подход тем, что, во-первых, с трудом человек связан на протяжении всей жизни в отличие от эпизодического общения с искусством, во-вторых, занимаясь той или иной трудовой деятельностью, человек не только созерцает, но и создает красоту в соответствии с уровнем развития своих творческих возможностей. Исходя из этого, применение данной идеи при организации трудового воспитания современной молодежи считаем обязательным.

Весьма ценной является идея А.С. Макаренко о хозрасчете, в котором он видел не только экономический, но главным образом воспитательный эффект. Тезис Антона Семеновича о том, что «хозрасчет - замечательный педагог», имеет поистине ключевое значение, поскольку ориентирует на единство трудового и экономического воспитания. Благодаря хозрасчету у коллективов колонии и коммуны появилась возможность накапливать денежные средства, пополнять свой бюджет, выплачивать заработную плату воспитанникам.

Эта идея особенно актуальна сегодня, когда в условиях развития рыночной экономики, разработки финансово-хозяйственного механизма страны, реструктуризации социальных институтов общества рассчитывать общеобразовательным учреждениям на полномасштабную финансовую поддержку не приходится. Между тем ожидать лучших времен, сетовать на недофинансирование и разводить при этом руками - это значит ввергнуть детей в процесс выживания, в то время как они должны жить полноценно, быть активными участниками созидательной деятельности. И в тех школах, где товарноденежные отношения устанавливаются действительно по-макаренковски, успех вполне очевиден.

Накопленные средства позволяют укреплять материальную базу образовательного учреждения, приобретать офисную технику, проводить ремонт, организовывать бесплатное питание учащихся, летний отдых детей. В отдельных случаях, когда школа занимает передовые позиции в вопросах самообеспечения, из накопленного денежного фонда

выделяются средства на благотворительные мероприятия.

Ярким примером воплощения идей А.С. Макаренко является опыт Ставропольского края, отметившего в 2004 г. золотой юбилей создания первых ученических производственных бригад. Взяв за основу концептуальные идеи А.С. Макаренко о трудовом воспитании, педагогические коллективы целого ряда школ достигли высоких результатов. Ученические производственные бригады приобрели статус трудовых воспитательных коллективов. Здесь молодежь получает опыт практической работы, развивает свои способности, приобщается к коллективному труду.

Основной вид трудовой деятельности в ставропольских ученических производственных бригадах - выращивание сельскохозяйственной продукции. К решению вопроса комплектования бригад педагогические коллективы подходят по-макаренковски. В их состав входят дети разного возраста. В результате старшие школьники делятся опытом с младшими, а последние, приобретая его, видят в лице старшеклассников тот результат, которого они достигнут при условии ответственного отношения к выполнению трудовых заданий. Ведущими формами работы учащихся являются теоретические и практические занятия, сельскохозяйственное опытничество с элементами научного поиска, производственные экскурсии. Прочно закрепились традиции, которым А.С. Макаренко, как известно, отводил важную роль в деле воспитания. В их числе традиции коллективной требовательности к выполнению принятых производственных обязательств, установления деловых связей между трудовыми коллективами учащихся и взрослых, проведения Дня урожая, Дня создания бригады, слетов, эстафет, конкурсов юных работников сельского хозяйства, чествования ветеранов труда и передовиков производства, ветеранов Великой Отечественной войны.

Заслуживает интереса опыт организации трудового воспитания школ Белгородской области, где также успешно внедряются идеи

А.С. Макаренко. Во многих общеобразовательных учреждениях, в том числе и малокомплектных сельских школах, производительный труд является основой воспитания. Школы заключают договора с хозяйствами о

выполнении различных видов сельскохозяйственных работ. Ученики 5-11-х классов включены во все циклы полеводства, начиная с посадки и заканчивая уборкой урожая. При этом дети получают заработную плату, а также продукты: сахар, овощи. Следует подчеркнуть, что участие в материальном обеспечении семьи, внесение вполне конкретного вклада в ее бюджет способствует формированию социальной зрелости ребенка. Для подростка этот факт имеет особое значение. Он отвечает его возрастным тенденциям к самостоятельности и независимости, проявлению чувства взрослости.

В тех случаях, когда руководитель образовательного учреждения заинтересован в создании оптимальных условий качественного трудового воспитания, является, по словам известного экономиста Ирвинга Кристо-ля, «энергичным и проницательным предпринимателем, создающим новые возможности для прибыльных хозяйственных сделок», при школах открываются мини-заводы, учебно-производственные мастерские [3]. Разумеется, при наличии производства, находящегося непосредственно в юрисдикции конкретного учреждения образования, учащимся принадлежит главенствующая роль при выполнении трудовых заданий, в то время как на полях хозяйства, с которым заключен договор, дети трудятся в качестве вспомогательной силы. Бесспорное достоинство производства заключается и в том, что оно предоставляет возможность постоянного участия в производственных процессах в отличие от эпизодичности трудовой деятельности детей на полях делового партнера.

Систематическое и непрерывное приобщение детей к производительному труду -главный путь решения педагогической и социально-значимой задачи - формирование трудового образа жизни. Однако следует соблюдать принцип оптимизации соотношения физического и умственного труда, избегать смещения центра тяжести в сторону производства. Иначе непродуманный объем физической нагрузки может повлиять на создание такой ситуации, при которой дети будут лишены возможности реализации иных своих интересов. Поэтому, вовлекая учащихся в серьезное производственное хозяйство, необходимо организовать разнообразные учебно-воспитательные центры (физкультурно-

оздоровительный, художественно-эстетический, технического творчества и прикладного искусства и т. д.).

Надо сказать, что А.С. Макаренко этому вопросу уделял самое пристальное внимание. Разработанная им система производственного обучения дополнялась широкой сетью кружков, секций, развлечений, экскурсий, а также свободной универсальной мастерской, называемой «Коммунарским Союзтрансом». Последней А. С. Макаренко придавал огромное значение в вопросе как психологической, так и практической подготовки воспитанников 11-13 лет к труду. Здесь подростки работали с различными инструментами, материалами, механизмами, самостоятельно решали проблемы, связанные с осуществлением конкретного вида деятельности, проводили обсуждения конструктивных предложений, выбирали лучшие из них. Участие в разнообразных кружках и секциях, в том числе и проведение активного отдыха, А.С. Макаренко считал обязательным условием развития индивидуальности каждого воспитанника, благотворно влияющим на личность, обогащающим ее внутренний мир посредством познания нового, создания ценного.

Действенным средством воспитания А. С. Макаренко считал разнообразные игры, которые пронизывали всю жизнь колонистов и коммунаров. Многие замыслы и трудовые действия облекались в увлекательные и яркие формы (молотьба хлеба, очистка пруда, подготовка беседки к приезду М. Горького, торжественный вынос знамени и т. д.). В процессе игры устанавливались конкретные правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения участников, атмосфера доброжелательности, коллективной слаженности, организовывались соревнования. Все это генерировалось в энергетику совместного творчества. В то же время в игре всегда присутствовали элементы серьезности, деловитости, уважения и ответственности за порученное задание. В итоге воспитанники вырабатывали у себя волю, настойчивость, упорство, оказывали взаимопомощь. И там, где малопривлекательное трудовое задание приобретает форму игры со всеми перечисленными компонентами, оно не только не препятствует реализации интересов учащихся, наоборот, способствует формированию нравственных качеств.

Следующая идея, имеющая концептуальное значение для современной школы, выражена великим педагогом в форме тезиса: «Труд и коллектив - понятия взаимосвязанные». Коллективы колонии и коммуны строились по типу настоящих производственных коллективов со всеми атрибутами крупной промышленности, на основе современных научно-технических разработок. При этом ни один из воспитанников не растворялся в общей массе. Обязательное участие в кружках и секциях, знакомство со множеством станков и инструментов позволяли каждому воспитаннику развивать свои склонности. Вместе с тем участие в коллективном деле, объединяющем всех целью созидания и преобразования, где постигается сущность взаимосвязей и взаимозависимостей, где общий успех обусловлен вкладом каждого, способствовало формированию коллективизма, гражданской позиции, развитию инициативы, социальной активности. Коллективная трудовая деятельность явилась стимулом проявления ответственности, дисциплинированности, сочувствия.

Отсюда следует, что в школах, в которых дети являются непосредственными участниками коллективного труда, вопрос установления дисциплины не является острым, требующим конструктивных мер его решения. Подтверждением сказанного являются следующие примеры. Т. Жукова, заместитель директора по учебно-методической работе Буторлинской СОШ Владимирской области, участницы Второго международного конкурса им. А.С. Макаренко, отмечает, что организованный коллективный труд школьников в значительной мере способствует улучшению качества образования, повышению успеваемости. В школе не стало второгодников, отсутствуют отчисления или выбытия без уважительных причин, нет учеников, состоящих на учете в детской комнате милиции за совершаемые противоправные деяния [4]. Н. Ивашкина, заместитель директора по производственному обучению лицея № 12 г. Советска Калининградской области, также представившего результаты опыта организации трудового воспитания на данном конкурсе, подчеркивает, что только коллективный труд кардинальным образом влияет на формирование нравственных ценностей учащихся данного образовательного учреждения [5].

Следовательно, участие школьников в коллективной активно-преобразующей трудовой деятельности развивает кругозор, нравственные качества, укрепляет социальную позицию каждого. Во многом благодаря тому, что педагоги отдельных сегодняшних общеобразовательных школ обращаются к наследию А.С. Макаренко, а его идею «воспитания в труде» принимают за основу, проблема девиантного поведения учащихся в этих коллективах отсутствует. Более того, чем совершеннее система трудовой и производственной деятельности в школах, тем выше качество образования молодых людей, составляющими которого являются не только прочные знания в области различных учебных дисциплин, но и уровень воспитанности, подготовленности к жизни, труду.

Между тем не каждая школа имеет возможность организовать серьезное производство. Причин тому множество. Это и уровень экономического развития того региона, той местности, где расположена школа, и наличие или, наоборот, отсутствие предприятий, способных объединить усилия с педагогическим коллективом для привлечения учащихся к производительному труду, и сложные вопросы, связанные со льготами по налогообложению, с получением беспроцентных кредитов для развития школьного хозяйства. Конечно, без поддержки со стороны местной администрации, без оказания помощи общественными организациями сложно создать учебно-производственные мастерские, иметь в собственности земельные участки. Несомненно, к решению этой проблемы должны быть причастны представители власти и руководители предприятий, т. к. дальнейший уровень развития отечественной промышленности напрямую зависит от качества подготовленности работников. Примером, заслуживающим пристального внимания в этой связи, является опыт Краснодарского края. Здесь по инициативе главы администрации края А. Н. Ткачева состоялось совещание руководителей местного самоуправления и депутатов Законодательного собрания Кубани, на котором обсуждался вопрос организации горячего питания учащихся и учителей в школах. Были приняты постановления о передаче школьных столовых в полное хозяйственное ведение общеобразовательных учреждений, о создании условий (юридиче-

ских, финансовых, кадровых, технических и т. д.) организации сельскохозяйственного труда учащихся.

Прежде всего школам выделили земельные участки из фонда перераспределения для создания в них подсобных хозяйств. Общественность обратилась к коллективам предприятий и организаций с предложением осуществления шефства над каждым учреждением образования. В результате при школах действуют хозяйства, где есть теплицы, фруктовые сады, собственные мини-фермы. За основу организации производительного труда взяты идеи А.С. Макаренко о трудовом воспитании. Так, из числа учащихся 5-11-х классов организованы ученические производственные бригады овощеводов, животноводов, садоводов. Постоянно действуют сводные отряды с целью выполнения конкретного трудового задания. Продолжительность занятости каждого учащегося в том или ином виде трудовой деятельности составляет 2-3 часа.

Следует заметить, что вопрос о продолжительности рабочего времени детей на производстве, соотношении времени, отводимом на школьное обучение и производительный труд, по-прежнему продолжает вызывать среди представителей педагогической общественности острые дискуссии и споры. Как известно, А. С. Макаренко при решении данного вопроса соблюдал равномерность чередования учебного и производительного труда. Обучению в школе и трудовой деятельности воспитанников отводилось одинаковое время - 4 часа. При этом Антон Семенович отмечал, что и при двухчасовой работе на производстве воспитанники вполне могут достичь значительных результатов. Кроме того, двухчасовая занятость учащихся на производстве соответствует санитарно-гигиеническим нормам детского труда. Физическая нагрузка, вызывающая повышенную утомляемость, негативным образом отражается на формировании положительного отношения к труду. Поэтому при организации производительного труда целесообразно учитывать принцип оптимальной продолжительности ежедневной трудовой деятельности детей.

Возвращаясь к опыту Краснодарского края, следует подчеркнуть, что именно при таком конструктивном и рациональном подходе решаются весьма сложные и важные

задачи трудового воспитания. Осуществляется начальное профессиональное образование и профориентация, формируются трудолюбие, дисциплинированность. Школьники обеспечены бесплатным горячим питанием. От реализации излишков собственной сельскохозяйственной продукции образовательные учреждения получают дополнительную финансовую прибыль. Безусловно, подобный опыт заслуживает широкого изучения и распространения.

В то же время определенное внимание следует уделять организации общественно полезного труда. В связи с тем, что не каждая школа располагает земельным участком, возможностью установить деловые контакты с промышленным предприятием, где учащиеся могли бы получать полноценную трудовую подготовку, определяющим фактором формирования ценностного отношения к труду должно стать их активное участие в благоустройстве территории, прилегающей к образовательному учреждению, поддержании чистоты в здании школы. Бесспорным является тот факт, что налаженный культурный быт школы создает благоприятные условия для качественной учебно-воспитательной работы, обусловливает развитие и закрепление навыков, привычек, черт характера. Вот почему А.С. Макаренко привлекал своих воспитанников, всех без исключения, к организации быта, поддержанию чистоты не только в помещении, но и на улице. Как известно, в коммуне все шестьсот воспитанников каждый день, в течение 20 минут, принимали активное участие в общей уборке помещения, что позволяло поддерживать идеальную чистоту в классных комнатах, спальнях, коридорах, подсобных помещениях и т. д. В идеальной чистоте содержались и двор, и территория перед фасадом коммуны. Обязательным являлось также ежедневное составление букетов из свежих красивых цветов. Все это в конечном итоге формировало культуру молодежи. Поэтому позиция великого педагога по вопросу поддержания чистоты в школе силами учащихся является правильной, а его критика в адрес тех учителей, которые стремятся отстранить детей от этого вида трудовой деятельности, справедливой.

Как видно, идеи А.С. Макаренко востребованы в решении современной проблемы трудового воспитания. Глубокое изучение и

профессиональный подход к применению их на практике позволяет педагогическим коллективам сориентировать молодежь на трудовой образ жизни.

1. Макаренко А.С. Пед. соч.: в 8 т. М., 1985. Т. 5. С. 17.

2. Народное образование. 2003. № 3. С. 147-152.

3. Irving Kristol. // Wall Street Journal. June 26, 1979. P. 18.

4. Жукова Т. // Народное образование. 2004. № 7. С. 207-216.

5. Ивашкина Н. // Народное образование. 2004. № 9. С. 201-206.

Поступила в редакцию 12.07.2006 г.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

В.И. Строков, М.А. Павлов

Strokov V.I., Pavlov M.A. Problems of forming musical culture of teenagers at the modem stage of the development of society. The article deals with the problem of forming musical culture of teenagers, gives a detailed description of an idea of musical culture of a society and an individual in the theoretical, historical and pragmatic aspects; analyzes some indicators in the system of qualities of musical culture of a personality, which enable to estimate the level of his musical and cultural development, considering not only musical and cultural education, but also musical and cultural potentials. Investigation of musical culture of teenagers is impossible without taking into account the psychological peculiarities influencing their musical tastes, demands and preferences.

Процесс духовного развития подрастающего поколения во многом обусловлен степенью приобщенности подростков к музыкальной культуре общества. Он происходит под влиянием как объективной действительности, так и воспитания, поэтому проблема совершенствования форм и методов музыкального воспитания приобретает особую актуальность. Важнейшим итогом музыкального воспитания является формирование музыкальной культуры личности.

Термин «музыкальная культура» имеет много интерпретаций. Это сложное искусствоведческое, культурологическое и социальное понятие. В этой связи необходимо рассмотреть понятие музыкальной культуры подростков в теоретическом, историческом и практическом аспектах.

В научной литературе раскрываются понятия музыкальной культуры общества и отдельной личности. В определении музыкальной культуры общества ученые подчеркивают связь музыки и ее социального функционирования. Анализируя социальное поле музыкальной культуры, по мнению Р.А. Тельчаровой, следует подчеркнуть единство социального и

культурного в музыкальной жизни, их взаимопроникновение, выделить принадлежность музыкальной культуры обществу, ее социальный характер, невозможность функционирования и развития музыкально-культурных систем вне социальных механизмов [1]. Подтверждение этой мысли содержится в работах известных музыковедов и социологов А.К. Сохора, В.С. Цукермана [2; 3]. Подчеркивая, что музыкальная культура общества - явление социальное по своему содержанию, структуре, способам и формам функционирования, А.Я. Сохор разграничивает четыре ее структурных «блока»: 1) творчество; 2) исполнительство; 3) распространение музыки; 4) ее восприятие [2].

Учитывая, что функционирование музыкального искусства в обществе происходит в ходе создания, распространения и освоения музыкально-культурных ценностей, приобщение к этому процессу является существенным в определении музыкальной культуры личности. Музыкальная культура личности характеризуется тем, в какой мере человек освоил эти ценности, считает Э.Б. Абдуллин [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.