К ВОПРОСУ О ШЕФСКОЙ РАБОТЕ КАК ФОРМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
А. В. Вилкова
Аннотация: организация воспитания духовно-нравственных ценностей предполагает всю систему работы шефа с осужденным, так как поведение — внешняя форма проявления внутренних качеств; духовно-нравственной воспитанности личности.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, духовно-нравственные ценности, несовершеннолетние осужденные, шефская работа.
Summary: organization of education of spiritual and moral values assumes the entire system of the work of the chief of the convicts, since the behavior is the external form of manifestation of the inner qualities; spiritually-moral education of personality.
Keywords: criminal-executive system, spiritually-moral values, minorpris-oners, chefwork.
В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы [УИС] решение педагогической задачи формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных без привлечения широкого круга общественности весьма проблематично.
Анализ нормативных документов и научных источников показывает, что проблема общественного воздействия как средства исправления осужденных имеет немаловажное значение. Это связано с тем, что общественное воздействие как средство исправления, наряду с установленным порядком исполнения и отбывания наказания (режимом), воспитательной работой, общественно полезным трудом, общеобразовательным обучением и профессиональной подготовкой, стало рассматриваться только с принятием Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в 1996 г. (п. 2 ст. 9).
В научной литературе (В.Е. Матвеен-ко, В.М. Литвишков, Е.М. Данилин) общественное воздействие рассматривается как педагогический процесс добровольного, безвозмездного влияния благотворительных, общественных и религиозных организаций(объединений)на духовно-нравственные ценности несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии [1].
Основная функция шефства—воспитательная, поэтому при анализе мы ис-
ходили из понимания его как процесса формирования у осужденных духовно-нравственных ценностей. С позиций системно-структурного подхода к такому процессу считаем возможным схематически представить его как педагогическую систему «шеф-осужденный», составными частями которой является подсистема «шеф» и подсистема «осужденный», и подвергнуть ее теоретическому анализу. Данную микросистему «шеф-осужденный» мы можем рассматривать как управляющую (поскольку шефство как деятельность есть управление), ведущая управляющая функция в которой принадлежит шеф».
Микросистема «шеф-осужденный» характеризуется целостностью (основана на совместной деятельности обеих подсистем); организованностью (как внутри системы, так и вне ее); относительной самостоятельностью, способностью к саморегуляции (воздействия шефа зависят от деятельности и духовно-нравственного поведения осужденного, на которые, в свою очередь, влияет руководящая деятельность шефа); взаимодействием со средой.
Структура микросистемы обусловлена теми отношениями, взаимосвязями и взаимовлияниями, которые возникают в процессе взаимодействия и взаимоотношений между подсистемами «шеф» и «осужденный» и составляют основу ее внутреннего функционирования. Шеф целенаправленно воздействует на осужденного, проектируя его развитие, организует его деятельность, влияет на характер основных структурных ценностей духовно-нравственного воспитания осужденных. Воздействие управляющей подсистемы основывается на информации о состоянии управляемо-
го объекта, выраженной в соответствующей структуре духовно-нравственных ценностей, а также в разнице между проектируемыми и действительными характеристиками подшефного. На основании нашего исследования и выявленного рассогласования вносятся соответствующие коррективы в воспитательные воздействия на осужденного. Шеф выступает как субъект деятельности. Вне его деятельности невозможно педагогическое влияние на формирование духовно-нравственных ценностей подростка в рассматриваемой системе. Объектом его деятельности являются духовно-нравственные ценности воспитанника. Особенности участия общественных организаций, шефствующих над воспитательной колонией, заключаются в том, что, во-первых, процесс формирования духовно-нравственных ценностей происходит в закрытом учреждении среди лиц, лишенных свободы; во-вторых, он детально регламентирован нормами уголовно-исполнительного права; в-третьих, духовно-нравственные ценности личности осужденных деформированы и имеют асоциальную направленность; в-четвертых, воспитательное влияние шефов является глубоко индивидуализированным, связано с условиями, в которых функционирует исправительная система. От деятельности шефа во многом зависят деятельность осужденного, процесс и результаты формирования духовно-нравственных ценностей. Субъектом деятельности в то же время является и осужденный — вне его активности и его деятельности нет духовно-нравственного развития личности: от желания, стремлений, усилий, активности, результатов деятельности подростка в значительной мере зави-
сит характер и результат деятельности шефа. Таким образом, успех шефства зависит от активности в деятельности обеих подсистем.
Центральным звеном шефства как процесса формирования духовно-нравственных ценностей выступает взаимодействие шефа и подростка, развивающееся в определенной системе их взаимоотношений. Шеф воздействует не только на деятельность подростка (управление), но и на его личность (влияние). Управление и влияние рассматриваются как основные параметры взаимодействия в рамках данной системы. Для управления деятельностью, поведением осужденного и соответствующими организациями своей деятельности шефу необходимо отчетливое представление о духовно-нравственных ценностях и их зависимостях (структурной, функциональной), выяснение содержательной их стороны в процессе совместной деятельности.
Мы также выделяем следующие структурные компоненты деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей: мотивы, цели, средства, способы, результаты. Для согласованного функционирования системы они должны обладать известной общностью у шефа и подростка. Для успешной деятельности обоих требуется побуждение (желание, стремление), которое зависит от соответствующей мотивации деятельности и основывается на восприятии воздействующих факторов, внутреннем принятии их как соответствующих потребностям, желаниям, опыту, отношениям и оценке значимости. Шефу при этом должны быть поняты мотивы, потребности, социальные ожидания осужденного, побуждающие его
к деятельности. Если мотивы подростка противоречат духовно-нравственным ценностям, шеф приближает их к ним, используя убеждение, внушение, пример и т. п.
Как показывает практика, в частности опыт ФГУ Азовской ВК ГУФСИН России по Ростовской области и ФГУ Рязанской ВК ГУФСИН России по Рязанской области, успешной является лишь целенаправленная деятельность. Роль шефа в организации совместной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей заключается в умении ставить обоснованные цели, задачи деятельности, доводить их до осужденного, побуждать его усилия на достижение цели, создавать его готовность к исполнению, которая основывается на знании средств, способов деятельности; последовательности ее выполнения и предполагаемых результатов (постановка целей, планирование). Шеф в своей деятельности вооружает для этого осужденного соответствующими средствами, способами деятельности в применении к объекту его деятельности, организуя таким образом исполнение осужденными планируемой деятельности. Контроль позволяет предупредить ошибки,своевре-менно их исправить. Адекватная оценка результатов стимулирует активность субъекта деятельности и вызывает правильное отношение к результату.
Знание основных звеньев деятельности духовно-нравственных ценностей личности осужденного и их значимости позволяет шефу строить свою деятельность, направляя ее на их организацию в деятельности осужденного, то есть позволяет управлять организацией внутренних побуждений осужденно-
го, формировать его внутреннюю активность, самостоятельность в процессе формирования духовно-нравственных ценностей.
Как управляющая система «шеф» строит свою деятельность в соответствии с учетом мотивов, целей, средств, результатов деятельности подростка.
Шефу из числа общественности важно начинать работу с осужденным с налаживания взаимоотношений с ним; выявления положительных черт и качеств его личности, тех благоприятных условий и предпосылок, которые могут способствовать их развитию; привлечения внимания к этим положительным возможностям как самого подростка, так и его окружения; постановки перед осужденным реальных перспектив его духовно-нравственного роста, пробуждения желания стать лучше.
Для этого шеф стремится приблизить к своим духовно-нравственным ценностям, такие как: осознание вины, раскаяние в совершении преступления, нравственная ответственность. В данном случае большое значение имеет постоянный контроль за ходом и результатом деятельности подростка, внесение корректив в деятельность, обучение его навыкам и приемам самоконтроля, самооценки. Причем повышение самостоятельной активности осужденного необходимо не только в процессе деятельности, но и при правильной оценке ее результатов. Важно, чтобы осужденный в силу авторитета личного влияния шефа строго следовал его советам, дорожил доверием, стремился его оправдать. Положительные взаимоотношения шефа с подростком могут сыграть сдерживающую роль в случаях срывов осужденного по тем или иным причинам. Чуткость,
уважение шефа помогут подростку устоять в критическую минуту.
В воспитательном влиянии на духовно-нравственные ценности осужденных большую положительную роль играют эмоции, сильные впечатления, переживания наказания, без них осужденному трудно отойти от привычного образа жизни, побороть лень, упрямство, без них не может быть перестройки мотивов его поведения. Положительное отношение к шефу, благодарность за его внимательное участие, помощь способствуют пробуждению ответного чувства у подростка, комплекса его лучших чувств. При этом центральным звеном в системе «шеф-осужденный» является взаимодействие шефа и осужденного. Следовательно, успех функционирования системы духовно-нравственного воспитания осужденного зависит от эффективного взаимодействия обеих подсистем; ведущая роль в системе принадлежит шефу, его личности, его деятельности, умению включить в совместную деятельность подростка, организовать его духовно-нравственное самовоспитание.
Микросистема «шеф-осужденный» не является закрытой, так как происходит ее постоянное взаимодействие с окружающей средой. Как звено в системе формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных она зависит от управляющих воздействий со стороны государства, общественных организаций коллектива сотрудников колонии, самодеятельных организаций осужденных. На результат шефской деятельности существенное влияние оказывает постановка воспитания в колонии, а также неорганизованное влияние в сфере свободного общения осужденного.
Из этого для шефа вытекает необходимость руководствоваться принудительными положениями по организации воспитательной деятельности (что характерно только для ВК) и координировать свои воспитательные усилия с педагогическим воздействием других сотрудников учебно-воспитательного процесса, вырабатывать у осужденного правильное отношение к соответствующим требованиям с их стороны; учитывать, отбирать, коррегировать влияния на осужденного — усиливать положительное действие организованных и стихийных влияний, сдерживать, ослаблять, нейтрализовывать отрицательное действие стихийных неорганизованных влияний, воспитывать у подростка духовно-нравственную устойчивость к отрицательным влияниям.
В случае рассогласования внутри микросистемы «шеф-осужденный» может возникнуть потребность во вмешательстве извне, в компенсации воспитательных влияний на осужденного со стороны другого взрослого, следствием чего может быть как нормализация взаимодействия и взаимоотношений в данной микросистеме, так и включение осужденного в систему взаимодействия и взаимоотношений с другим шефом.
Успешное функционирование воспитательной системы «шеф-подросток» как открытой, подверженной не только внутренним, но и внешним влияниям, зависит от управляющих воздействий со стороны организаторов и руководителей шефства.
Таким образом, организация воспитания духовно-нравственных ценностей осужденного предполагает всю систему работы шефа с ним, так как поведение — внешняя форма проявления внутренних качеств, духовно-нравственной воспитанности личности. Основными моментами при этом являются:
Формирование положительной мотивации духовно-нравственного поведения, побуждение к достойным поступкам через разъяснение, убеждение, приобщение к полезной деятельности, положительный пример.
Создание внутренней готовности подростка к духовно-нравственному поведению на основе обучения его навыкам, приемам поведения, способам выражения своего отношения к окружающим, умению владеть собой в различных ситуациях.
Организация исполнения через включение в дела и заботы коллектива, создание педагогических ситуаций, организацию общения в процессе формирования духовно-нравственных ценностей.
Контроль и оценка духовно-нравственного поведения осужденного шефом и окружающими, организация самоконтроля за своим поведением, анализ поведения других осужденных, коррекция поведения, стимулирования духовно-нравственных поступков.
Литература
1. Матвеенко В.Е. Становление и развитие общественного воздействия в системе основных средств исправления осужденных // Уголовно-исполнительная система. 2006. № 2. С. 32.