УДК 371.1:373.5.042
Т. Н. Петрова, Т. В. Корниенко
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. На основе анализа научно-методической литературы и нормативно-правовых документов в сфере образования авторами представлены особенности организации педагогического управления профильным обучением в современной общеобразовательной школе. Особое внимание уделяется теоретическим основам педагогического управления как одного из важнейших организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса профильного обучения в школе. Грамотно организованное педагогическое управление представляется авторами как механизм целенаправленного воздействия на организацию учебно-воспитательного процесса в школе с целью результативных изменений направлений профильного обучения на основе управленческой компетентности педагогов школы и родителей обучающихся.
Ключевые слова: профильное обучение, педагогическое управление, структура и функции педагогического управления, индивидуализация и дифференциация профильного обучения.
Актуальность исследуемой проблемы. Проблема профильного обучения и про-филизации обучающихся является в настоящее время одной из самых актуальных в общем образовании. Это объясняется тем, что в современных быстроменяющихся условиях наблюдается активная смена привычных профессий или появляется острая востребованность в новых универсальных специальностях для разных сфер деятельности. В связи с этим возникает потребность в организации моделей вариативной ценностной и мо-тивационной ориентации подростка, которые на основе его способностей и желаний должны помочь ему определиться в выборе будущей профессии.
В соответствии с одобренной Министерством образования России Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования профильная подготовка обеспечивает углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов, со-
© Петрова Т. Н., Корниенко Т. В., 2017
Петрова Татьяна Николаевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и философии, проректор по научной и инновационной работе Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; е-mail: [email protected]
Корниенко Татьяна Викторовна - аспирант кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, директор средней общеобразовательной школы № 17 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Россия; е-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.04.2017
здает условия для выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями, более эффективно готовит выпускников к профессиональному самоопределению, обеспечивая преемственность общего и профессионального образования. Обучающиеся в системе профильной подготовки готовят себя к трудовой деятельности, адаптируют умения к изменяющимся требованиям рынка труда [5].
Главную цель профильного обучения мы видим в углублении знаний, склонностей, совершенствовании ранее полученных навыков через создание системы ме-диаобразования и специализированной профильной подготовки старшеклассников, в самоопределении учащихся, в формировании адекватного представления каждого школьника о своих возможностях и выборе профессии в соответствии с реальными потребностями рынка труда.
В современных образовательных учреждениях широко разрабатываются и адаптируются разноплановые модели профильного и предпрофильного обучения. Анализ этих моделей позволил выявить ряд противоречий, а именно:
- отсутствие в представленных исследователями моделях профильного обучения;
- профильное обучение стереотипно и стандартно понимается как углубленное изучение отдельных предметов, дополненное системой курсов по выбору, и зачастую при этом не меняется качество образовательного процесса, неправильно трактуются понятия «профильная школа» и «школа с углубленным изучением предметов», «профильное обучение» и «профориентация».
В современных школах до сих пор используются устаревшие методы и технологии, наблюдается отсутствие инновационных форм, методов и средств для практик и условных стажировок, индивидуального и деятельностного подходов в подготовке старшеклассников к самоопределению и осознанному выбору профессии, в программах не прослеживается преемственной связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реального рынка труда. Этими и другими положениями определяется актуальность данной темы исследования.
Анализ научно-педагогической литературы и практика организации профильного обучения в общеобразовательных школах позволяют сделать вывод о недостаточной научной разработанности использования инновационных технологий в этом процессе. В этой связи требуются поиск новых форм и педагогических условий организации учебного процесса в общеобразовательной школе, иной характер взаимодействия его субъектов (учащихся, их родителей, руководителей школ и педагогов). Это определило поиск решения поставленных проблем.
Материал и методика исследований. Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: анализ официальных документов в образовании [7], [8] и синтез педагогических исследований по проблеме профильного обучения учащихся общеобразовательной школы средствами инновационных технологий (Л. К. Артемова [1], И. С. Артюхова [2], Е. Н. Дзятковская [3], Е. А. Зайцева [4], И. Н. Щербо [13] и др.), научно-методических материалов [6] и учебно-методических пособий [11], [12].
Результаты исследований и их обсуждение. Нами был проведен теоретический анализ научно-педагогической литературы в контексте заявленной в теме статьи проблемы, изучены Концепция профильного обучения [5], официальные документы в образовании [9], проведено наблюдение за организацией профильного обучения в обще-
образовательной школе № 17 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга. В рамках цивилизационных процессов в российском обществе, в частности в научно -образовательной сфере, система профессионального образования и обучения призвана комплексно решать следующие задачи: формирования личности, способной к максимальной реализации своего потенциала в профессиональном и личностном плане; урегулирования экономики путем обеспечения партнерских отношений между наукой и производством, образованием и рынком труда. В связи с этим уместно было бы признать новую парадигму развития образования, предполагающую комплексное решение проблем профессионального образования и формирования будущего высокопрофессионального специалиста, обладающего новыми базовыми умениями и компетенциями. А это, в свою очередь, означает и новое качество подготовки высокопрофессионального специалиста на основе предпрофильной ориентации и сознательного выбора профессии, востребованной на современном рынке труда.
Полученные в процессе исследования результаты анализа соответствующей литературы позволили сделать вывод, что в современной педагогической науке нет четкого, устойчивого определения сущности и содержания понятия «профильное обучение». В совокупности педагогических проблем в данной области можно разделить взгляды исследователей на несколько плоскостей. К примеру, некоторыми исследователями профильное обучение рассматривается с позиции дифференциации и индивидуализации обучения на основе реализации личностно-ориентированного подхода к учебному процессу, при котором расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории его развития, в особенности с учетом набора профильных и элективных курсов [10]. Исходя из представления классификации дифференцированного обучения И. М. Осламовской [10], профильное обучение мы рассматриваем как:
- форму дифференцированного обучения и проектирования будущей профессии, т. е. способ профессионального самоопределения с учетом потребностей и интересов учащихся и проектируемой в будущем профессии школьников, что предполагает внесение коррективов в структуру, содержание и организацию образовательного процесса; учет интересов, склонностей и способностей учащихся; создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [10];
- средство прикладного и практического обеспечения предпрофессиональной и профессиональной подготовки школьников на основе использования медиаобразования. Некоторые исследователи акцентируют внимание на учете индивидуальных особенностей и прикладной и практической направленности личностно-ориентированного профильного обучения и считают, что в учебном плане нужно выделять профильное ядро, состоящее из предметов, которые рассматриваются в профессиональном плане, и вокруг которого должны группироваться предметы прикладного обеспечения, а для общегуманитарного развития учащихся -использоваться общекультурные предметы [3].
В Концепции профильного обучения прописаны основные цели профильного обучения:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [5].
В этом документе также определено содержание образования в профильных классах, которое должно строиться на основе сокращения учебного материала по непрофильным предметам и складываться из учебных предметов трех типов: базовых общеобразовательных (непрофильных), профильных общеобразовательных, элективных (к примеру, «Психология личностного роста», «Как установить контакт?», «Психология планирования профессиональной карьеры» и т. п.). Элективные совместно с профильными предметами должны обеспечить преемственность содержания общего и профессионального образования, мотивированный выбор профессионального обучения и будущей профессиональной деятельности [5].
В своем исследовании мы также опираемся на функции профильного обучения, которые отражены в Концепции:
- компенсаторная функция коррекции содержания общего среднего образования, которое отстает от задач приближения его к требованиям рационального профессионального выбора молодыми людьми и сохраняет некоторую академическую заданность, выраженную в преподавании «основ наук» и определяемую стандартизованным набором учебных предметов;
- углубленная допрофессиональная подготовка учащихся, обеспечивающая вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
- ориентационная, т. е. практическая ориентация образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно -исследовательских и коммуникативных методов);
- интегрирующая - гимназическое и реальное образование с созданием двух типов учебных заведений весьма сложно по экономическим, социальным и педагогическим соображениям;
- профориентационная, т. е. профильное самоопределение старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования [5].
Исходя из вышеизложенного, сущность профильного обучения мы определяем как средство дифференциации и индивидуализации обучения, основанное на структурных изменениях содержания и организации образовательного процесса, с учетом профессиональных интересов и намерений выбора сферы деятельности в будущем, склонностей и способностей учащихся.
В данной статье понятие «профильное обучение» рассматривается как часть целенаправленного педагогического управления развитием, становлением и адаптацией растущего человека в социальной среде и средство дифференциации и индивидуализации профильного обучения школьников. Эффективное профильное обучение старше-
классников средствами медиаобразования в инновационных общеобразовательных учебных заведениях обеспечивается при соблюдении соответствующих теоретически обоснованных и экспериментально проверенных организационно-педагогических условий.
Важнейшим условием, обеспечивающим эффективность процесса профильного обучения, является грамотно организованное педагогическое управление, которое представляется нами как механизм целенаправленного воздействия на организацию учебно-воспитательного процесса в школе с целью качественных изменений направлений профильного обучения, основанное на управленческой компетентности педагогов школы и родителей обучающихся. Успешное руководство этим процессом обеспечивает, в свою очередь, качественное изменение обучающихся в плане сознательного выбора будущей сферы профессиональной деятельности и их личностной профессиональной ориентации. Все вышеизложенное еще более актуализирует проблему совершенствования профильного образования в школах и выявление, научное обоснование наиболее эффективных организационно-педагогических условий его организации на локальном и региональном уровнях с учетом потребностей рынка труда и в соответствии с экономическими условиями конкретной территории субъекта Российской Федерации.
Формирование структуры педагогического управления основано на следующих принципах: актуализации профильного обучения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, проактивного управления (управления информацией из медиа и других средств, которыми пользуются ученики), управления на основе реальных результатов и подлинных фактов в контексте профилизации, учета интересов и потребностей школьников в плане выбора будущей профессии с принятием во внимание потребностей современного рынка труда, корпоративной ответственности и коллегиальности всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), правильной целевой установки школьников и их родителей, самоопределения учащихся, открытости для эффективного управления процессом профильного обучения школьников, сотрудничества со всеми социальными партнерами, прозрачности внутри корпоративных барьеров и др.
Система педагогического управления в контексте нашего исследования представляет собой совокупность взаимообусловленных и связанных между собой функциональных и структурных компонентов. К функциональным компонентам мы относим принципы, методы, средства, формы и процессы управления, обеспечивающие целенаправленность и организованность деятельности, сложившейся за определенный период функционирования школьной традиционной педагогической системы; уровень компетентности педагогического коллектива; стиль управления и организационная и корпоративная культура по профильному обучению. К структурным компонентам, по нашему мнению, относятся планирование, организация, руководство и контроль.
На наш взгляд, педагогическое управление призвано обеспечить эффективное протекание управляемых процессов, наращивание педагогического потенциала образовательной среды, ориентацию и развитие профильного обучения в школе. Именно такое управление позволяет сохранять целенаправленность и целесообразность профильного обучения школьников и продуктивно влиять на обновление составляющих компонентов этой системы как самостоятельной развивающейся и управляемой целостности в зависимости от динамического характера школьного образовательного процесса.
Все вышеизложенное позволяет нам представить следующую структуру педагогического управления в профильном обучении, состоящую из основных компонентов (или фаз управления):
- планирование как первичная фаза управления. Оно осуществляется на основе анализа внешних факторов (социально-экономических, правовых и т. д.), способствующих динамичному развитию образовательного учреждения; прогнозирования повышения уровня качества образования; определенных движений в кадровом потенциале; активного использования инновационных средств обучения и воспитания (в данном случае школьного медиахолдинга). Планирование предусматривает также материально -техническое и планово-финансовое обеспечение обучаемых;
- целеполагание, которое предусматривает постановку долгосрочной и краткосрочной перспектив в соответствии с функцией системы педагогического управления, стратегическими установками и характером решаемых задач, в результате которых должны достигаться эффективность профильного обучения и увеличение результативности педагогической деятельности в этом направлении. В целеполагании, как показывает практика, большую роль играет необходимость учета таких составляющих, как мечты, мотивация, ценности, потребности и т. д. обучающихся и их родителей, информация и ее визуализация, аффирмация, концентрация, позитивное мышление и др.;
- организация, функционально-содержательным аспектом которой являются распределение обязанностей между организаторами профильного обучения и поддержание созданной структуры, в ходе которой разрабатывается нормативно-правовая документация (инструкции, методики, технологические карты педагогического управления) и регламентируется деятельность структурных подразделений и должностных лиц;
- руководство, т. е. осуществление организационной, направляющей и кураторской деятельности, выбор технологии формирования профильных классов, ежегодный анализ по профильным курсам и информирование родителей и педагогического коллектива по решению проблем профильного обучения; регламентация педагогической и иной деятельности по организации профильного обучения. Сюда же относится функция подбора, расстановки и оценки кадров, создания условий для профессионального определения обучающихся;
- контроль. Контролирующие функции в данном контексте призваны систематически информировать о реальном и текущем состоянии дел в области выполнения поставленных педагогическим коллективом задач и общепринятых решений.
Практика показывает, что в педагогическом управлении прежде всего используются те методы, формы и средства (инновационные технологии) организации решения управленческих задач (предварительная работа по набору учащихся в профильные классы, назначение ответственных за эту область педагогической деятельности и т. п.), которые позволяют оперативно выявлять стоящие перед образовательной организацией проблемы, анализировать причины, осуществлять поиск разных вариантов решения, внедрения новшеств и реализации инновационных проектов.
Объектом педагогического управления профильным обучением является сама школа, т. е. образовательная организация, педагогические (образовательные, учебно -воспитательные, внеурочные) процессы, протекающие в системе профильного обучения по индивидуальному учебному плану, и процессы, создающие условия для их реализации. Согласно мнению исследователей, к этим условиям относятся готовность школьников к профильному обучению по индивидуальным планам; кадро-
вые, программно-методические и информационные условия; материально-техническая база; финансовые средства; нормативно-правовое обеспечение; мотиваци-онные условия [6], [13].
Резюме. Таким образом, введение в общеобразовательных школах профильного обучения является одним из инновационных направлений современного общего образования и становится средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим наиболее полно учитывать мотивацию обучающихся, их интересы, индивидуальные способности и возможности. Создание системы педагогического управления обеспечивает эффективное решение проблем и реализацию инноваций профильного обучения. Для этого необходимы разработка и совершенствование системы педагогического управления, выстраивание структуры, коррекция содержания и оптимизация образовательного процесса в целом, направленного на алгоритмизацию дифференцированного и индивидуализированного образования школьников, учета их устойчивых интересов, склонностей и потребностей. Организация педагогического управления позволяет сделать осознанный выбор направления специализации и определиться с индивидуальной программой обучения в зависимости от познавательных потребностей, способностей, уровня готовности к оптимальному личностному и профессиональному самоопределению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемова Л. К. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования. - М. ; Новокузнецк : НГПИ, 2002. - 118 с.
2. Артюхова И. С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. - 2004. -№ 2. - С. 28-33.
3. Дзятковская Е. Н. Учет индивидуальных особенностей школьников при подготовке к профильному обучению // Профильная школа. - 2003. - № 2. - С. 24-26.
4. Зайцева Е. А. Технология формирования профильных классов // Завуч. - 2004. - № 8. - С. 63-68.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. Приказом МО РФ от 18.07.2002 г. № 2783. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/901837067.
6. Модели организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов : сборник научно-методических материалов / Т. П. Афанасьева, В. И. Ерошин, Н. В. Немова, Т. И. Пуденко. - М. : СпортАкадемПресс, 2005. - 104 с.
7. О комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению (утв. Письмом МО РФ от 06.05.2004 г. № 14-51-123/13) // Официальные документы в образовании. - 2004. - № 18. - С. 31-34.
8. Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/2004 учебный год (утв. Письмом Минобразования России от 20.08.2003 № 03-157ин/13-03) // Вестник образования. - 2003. - № 20. - С. 36-46.
9. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783) // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 27. - С. 12-34.
10. Осламовская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М. : Институт прикладной психологии ; НПО «МОДЕК», 1998. - 160 с.
11. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки : учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпициной. - СПб. : КАРО, 2005. - 128 с.
12. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии : пособие для руководителей образовательных учреждений. - М. : Классикс Стиль, 2006. - 592 с.
13. Щербо И. Н. Реализация профильного обучения в школе // Директор школы. - 2005. - № 4. -С. 47-56.
UDC 371.1:373.5.042
T. N. Petrova, T. V. Kornienko
PEDAGOGICAL MANAGEMENT AS A CONDITION FOR THE EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF SUBJECT-ORIENTED EDUCATION IN MODERN SCHOOL
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. Basing on the analysis of scientific-methodical works and regulatory documents in the sphere of education, the authors present the characteristics of organization of pedagogical management of subject-oriented education in modern comprehensive school. The article pays special attention to the theoretical bases of pedagogical management as one of the most important organizational and pedagogical conditions that ensure future efficiency of the process of subject-oriented education at school. Well-organized educational management is provided by the authors as a mechanism of targeting the organization of the educational process at school with the aim of scoring straight changes of the directions of subject-oriented education on the basis of managerial competence of school teachers and schoolchildren's parents.
Keywords: subject-oriented education, pedagogical management, structure and functions ofpedagogical management, individualization and differentiation of subject-oriented education.
REFERENCES
1. Artemova L. K. Profil'noe obuchenie uchashhihsja v sisteme obshhego srednego obrazovanija. - M. ; No-vokuzneck : NGPI, 2002. - 118 s.
2. Artjuhova I. S. Problema vybora profilja obuchenija v starshej shkole // Pedagogika. - 2004. - № 2. -S. 28-33.
3. Dzjatkovskaja E. N. Uchet individual'nyh osobennostej shkol'nikov pri podgotovke k profil'nomu obucheniju // Profil'naja shkola. - 2003. - № 2. - S. 24-26.
4. Zajceva E. A. Tehnologija formirovanija profil'nyh klassov // Zavuch. - 2004. - № 8. - S. 63-68.
5. Koncepcija profil'nogo obuchenija na starshej stupeni obshhego obrazovanija (utv. Prikazom MO RF ot 18.07.2002 g. № 2783. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://docs.cntd.ru/document/901837067.
6. Modeli organizacii profil'nogo obuchenija na osnove individual'nyh uchebnyh planov : sbornik nauchno-metodicheskih materialov / T. P. Afanas'eva, V. I. Eroshin, N. V. Nemova, T. I. Pudenko. - M. : SportAkademPress, 2005. - 104 s.
7. O komplektovanii 10-h klassov obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij, uchastvujushhih v jeksperimente po profil'nomu obucheniju (utv. Pis'mom MO RF ot 06.05.2004 g. № 14-51-123/13) // Oficial'nye dokumenty v obra-zovanii. - 2004. - № 18. - S. 31-34.
© Petrova T. N., Kornienko T. V., 2017
Petrova, Tatyana Nikolaevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, Prorector for Research and Innovation, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Kornienko, Tatyana Viktorovna - Post-graduate Student, Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Director of GES № 17 of Vasileostrovsky District of Saint-Petersburg, Saint-Petersburg, Russia; e-mail: t_v_kornienko@mail .ru
The article was contributed on April 13, 2017
8. Ob organizacii predprofil'noj podgotovki uchashhihsja osnovnoj shkoly v ramkah jeksperimenta po vvedeniju profil'nogo obuchenija uchashhihsja v obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah, realizujushhih programmy srednego (polnogo) obshhego obrazovanija na 2003/2004 uchebnyj god (utv. Pis'mom Minobrazovanija Rossii ot 20.08.2003 № 03-157in/13-03) // Vestnik obrazovanija. - 2003. - № 20. - S. 36-46.
9. Ob utverzhdenii Koncepcii profil'nogo obuchenija na starshej stupeni obshhego obrazovanija (utv. Pri-kazom Ministerstva obrazovanija Rossijskoj Federacii ot 18.07.2002 g. № 2783) // Oficial'nye doku-menty v obra-zovanii. - 2002. - № 27. - S. 12-34.
10. Oslamovskaja I. M. Organizacija differencirovannogo obuchenija v sovremennoj obshheobrazovatel'noj shkole. - M. : Institut prikladnoj psihologii ; NPO «MODEK», 1998. - 160 s.
11. Osnovy profil'nogo obuchenija i predprofil'noj podgotovki : uchebno-metodicheskoe posobie dlja uchite-lej / pod red. A. P. Trjapicinoj. - SPb. : KARO, 2005. - 128 s.
12. Profil'noe obuchenie v shkole: modeli, metody, tehnologii : posobie dlja rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij. - M. : Klassiks Stil', 2006. - 592 s.
13. Shherbo I. N. Realizacija profil'nogo obuchenija v shkole // Direktor shkoly. - 2005. - № 4. - S. 47-56.