УДК 37
Л. В. Байбородова, Е. В. Новикова
Педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки школьников
В статье отмечается важность профессионального самоопределения учащихся при завершении обучения в основной школе. Рассматривается сущность предпрофильной подготовки обучающихся, подчеркивается необходимость введения предпрофильной подготовки учащихся для дальнейшего выбора профиля в старшей школе или последующего профессионального образования. Предлагается опыт организации предпрофильной подготовки в Великосельской средней школе Гав-рилов-Ямского района Ярославской области, основу которого составляют субъектно-ориентированный и практико-ориентированный подходы. Обосновываются психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки, необходимость формирования новой педагогической позиции - тьюторской, а также введения новой должности - тьютора, который сопровождает образовательную деятельность ученика, организует поиск образовательных ресурсов за пределами школы при организации предпрофильной подготовки. Тьютор помогает подросткам осознать свои личностные, образовательные и профессиональные интересы, обеспечивает ответственное построение индивидуальной образовательной программы каждым учащимся и ее самостоятельную реализацию. Определяются этапы предпрофильной подготовки школьников, начиная с 7 класса (подготовительный, основной, заключительный); изложены содержание и средства педагогического и тьюторского сопровождения на этапах предпрофильной подготовки школьников, характеризуются действия тьютора и учащегося. Предлагается опыт тьюторского сопровождения ученицы, а также результаты предпрофильной подготовки в школе.
Ключевые слова: предпрофильная подготовка, профильное обучение, профессиональное самоопределение, тьютор, педагогическое сопровождение, тьюторское сопровождение.
L. V. Baiborodova, E. V. Novikova
Pedagogical Support of School Students' Preprofile Training
Importance of students' professional self-determination studying in the main school is noted. The essence of school students' preprofile preparation is considered, need of entering of preprofile preparation studying for the further choice of the profile at high school or the subsequent professional education is emphasized. Experience of the organization of preprofile preparation in Ve-likoselsky high school of the Gavrilov-Yamsky district of the Yaroslavl region which bases are subject oriented and practice-oriented approaches is offered. Psychology and pedagogical support of preprofile preparation, need of forming of a new pedagogical position - a tutor, and also entering of a new position - the tutor who accompanies educational activities of the pupil are proved, he will organize search of educational resources outside school in case of the organization of preprofile preparation. The tutor helps teenagers to realize personal, educational and professional interests, provides responsible creation of an individual educational programme by each pupil and its independent implementation. Stages of preprofile training of school students, since the 7th form are determined (preparatory, main, final); content and means of pedagogical and tutor support are stated at stages of preprofile training of school students, actions of the tutor and the pupil are characterized. Experience of the tutor's support of the schoolgirl, and also results of preprofile preparation at school are offered.
Keywords: preprofile preparation, profile training, professional self-determination, tutor, pedagogical support, a tutor's support.
В школьные годы подросток стремится понять и проявить себя, удовлетворить потребность в самореализации, самоопределении и самоутверждении, взаимодействовать с различными человеческими сообществами. Потребность в самоопределении связана с одной из самых актуальных проблем для школьника-подростка. Особенно она волнует выпускников основной школы, когда необходимо сделать обоснованный выбор своего дальнейшего образования и профессионального пути.
В концепции профильного обучения отмечается, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью соверше-
ния ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» [6]. Ребенку трудно сделать осознанный выбор, у него нет достаточного запаса знаний для совершения правильного выбора: не полностью сформированы личностные качества, мотивы выбора не осознаны, отсутствует собственная индивидуальная позиция для профессионального самоопределения. Поэтому подростков нужно готовить к осознанному выбору профиля обучения, им необходима помощь в получении информации о возможностях и перспективах образования в различных областях, в выборе правильного решения.
© Байбородова Л. В., Новикова Е. В., 2016
Важнейшим средством профессионального самоопределения учащихся является предпро-фильная подготовка. Это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности, в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования [7, с. 6].
Нет конкретных указаний, в каком классе необходимо начинать предпрофильную подготовку, так как это зависит от особенностей каждого общеобразовательного учреждения: от организации учебной деятельности, сложившейся системы профориентационной работы, социокультурной среды, экономической ситуации в регионе, ближнем социуме и т. п. Такую подготовку, по мнению Л. Н. Серебренникова, целесообразно начинать за два года до отбора в профильные классы, чтобы учащиеся могли узнать о различных профессиях, попробовать свои силы в различных сферах деятельности и осознанно сделать выбор дальнейшего образовательного пути [10, с. 6].
Примером организации предпрофильной подготовки является Великосельская средняя школа Гаврилов-Ямского района Ярославской области, где разработана и реализуется целостная система, построенная с учетом концепции предпро-фильной подготовки, предложенной
Л. Н. Серебренниковым [10], особенностей, исторически сложившихся условий и традиционных связей учебного заведения с окружающим социумом. Основу модели предпрофильной подготовки составляют субъектно-ориентированный и практико-ориентированный подходы, реализация которых позволяет ребенку самостоятельно управлять собственным образовательным развитием в процессе освоения личного опыта профессионально значимой практической деятельности.
При организации предпрофильной подготовки очень важна роль педагогов, которые должны обеспечить осознанный выбор образовательного пути, развитие субъектной позиции ребенка. Быть субъектом - значит занимать активную позицию по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно. Успешное решение задач предпрофильной подго-
товки возможно при соответствующем педагогическом сопровождении школьников, когда педагоги способны создать необходимые условия для профессионального самоопределения учащихся, реализуя тьюторскую позицию. При этом важно обеспечить согласованность действий ребенка, педагогов, родителей, что может быть достигнуто введением в образовательную организацию должности педагога-тьютора.
Целью профессиональной деятельности тьютора является персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве предпро-фильной подготовки. В Великосельской школе работают три педагога-тьютора. Сопровождая, тьютор координирует возможные направления предпрофильной подготовки (предметные курсы, информационно-просветительскую работу и т. д.) каждого обучающегося, помогает решить широкий круг поставленных задач, которые связаны с самоопределением ученика в образовательном пространстве.
Основу тьюторской деятельности составляет взаимодействие тьютора с учащимся по выстраиванию и реализации образовательной программы школьника в процессе предпрофильной подготовки, когда ученик получает опыт самостоятельной и осознанной постановки цели и способов ее достижения. Тьюторское сопровождение состоит в оказании помощи школьникам в принятии решения о выборе направления последующего обучения и повышения их готовности к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом. Тьютор содействует становлению самообразования обучающегося, используя различные средства сопровождения для достижения учеником индивидуальных образовательных целей и реализации его индивидуальных планов. В результате ученик осознает процесс управления своей деятельностью, связанной с самоопределением, у него формируются различные социально и личностно значимые качества, обеспечивающие успешную реализацию его образовательных и профессиональных перспектив.
Тьютор сопровождает школьников на всех этапах предпрофильной подготовки. Рассмотрим особенности педагогического и тьютор-ского сопровождения учащихся на этапах предпрофильной подготовки [1; 8; 9].
Первый этап - подготовительный (7 класс). Цель - выявление образовательного запроса учащихся и их родителей. Для этого в школе организуется разносторонняя деятельность детей
на учебных занятиях и во внеурочное время, стимулируется участие детей в конкурсах разной направленности и масштаба, проектной деятельности, которая предусматривает различные профессиональные пробы, диагностику профессиональных интересов и склонностей к началу предпрофильной подготовки детей.
Обеспечивая выявление образовательного запроса учащегося, тьютор осуществляет ряд действий:
- Первоначальное определение познавательного интереса. У каждого подростка возникает вопрос о выборе направления своей деятельности. Тьютор начинает работать с индивидуальным познавательным интересом обучающегося. Именно интерес может выступить основанием для самоопределения. Для того чтобы ребенок осознал свой познавательный интерес, тьютор использует различный диагностический инструментарий, который состоит из психодиагностических и тьюторских методик.
- Определение образовательного запроса. Образовательный запрос индивидуален и строится в зависимости от познавательного интереса ученика. Образовательный запрос также связан с актуальными затруднениями ученика - что мешает или чего не хватает для принятия решения о дальнейшем профессиональном выборе. Самое главное - установить сущность запроса в определении профессионального направления для дальнейшего выбора, а также склонности подростка, соответствие возможностей ребенка и требований направления предпрофильной подготовки. Образовательный запрос конкретен, поэтому точность запроса является основополагающим аргументом, определяющим эффективность тьюторского сопровождения. Одним из основных методов постановки образовательного запроса является обсуждение позиции ученика при помощи тьюторского вопроса, который может быть уточняющим, альтернативным, провоцирующим и пр.
- Постановка цели образовательной деятельности. Цель как образ ожидаемого результата на данном возрастном этапе формулируется учеником совместно с тьютором. Однако особенностью данного этапа является то, что фактически всегда в ходе взаимодействия с тьютором цель корректируется и видоизменяется в сторону детализации и конкретизации.
Второй этап - основной (период обучения в 8-9 классах) - включает моделирование видов образовательной деятельности учащихся, позво-
ляющих осознать свои профессиональные склонности, образовательные возможности и перспективы; принятие решений в различных ситуациях, предусматривающих обоснованность выбора профессиональных и образовательных планов и действий; обучение по индивидуальным образовательным программам. Предпро-фильная подготовки на этом этапе построена следующим образом.
В течение всего восьмого класса учащиеся изучают психологический курс «Познай себя» (34 часа). Подкреплением этих занятий в первом полугодии 8 класса являются вводно-ознакомительные курсы по сферам деятельности, которые предусматривают знакомство с профессиями, профессиональные пробы, экскурсии, встречи со специалистами, представителями различных профессий. Каждый месяц первого полугодия отводится время на работу класса по одному из направлений в соответствии со сферами деятельности - Человек - Человек, Человек -Природа, Человек - Художественный Образ, Человек - Знаковая система. Пятое направление -Человек - Техника - осуществляется через предмет «Технология». Знакомство с каждой сферой деятельности рассчитано на 8 часов.
Во втором полугодии 8 класса у учащихся есть возможность самоопределиться при выборе роли, вида работы при выполнении групповых и индивидуальных проектов в процессе организации общешкольных проектов. Завершается проектная деятельность диагностикой и самоанализом достижений учащихся, что позволяет уточнить, переосмыслить свои профессиональные интересы и склонности [2; 3].
В первом полугодии девятого класса все учащиеся осваивают курс «Профессиональное и личностное самоопределение», который развивает содержание курса 8 класса «Познай себя» и имеет диагностическую направленность. Учащиеся изучают свой психологический портрет, учатся оценивать себя, свои возможности. В этот период также организуются курсы по выбору: предметные, межпредметные и практико-ориентированные. Программы курсов по выбору направлены на формирование у обучающихся способности выбирать ту сферу профессиональной деятельности, которая будет соответствовать их личностным особенностям. Освоение этих курсов помогает учащимся осознанно соотнести свои индивидуальные особенности с теми требованиями, которые предъявляет на сегодняшний день интересующая их профессия.
Первое полугодие каждого учебного года заканчивается промежуточной диагностикой, где используются те же диагностические методики и техники с целью выявления возникших изменений в интересах и предпочтениях обучающихся. Это помогает учащимся сделать выбор проекта и вида деятельности при работе над ним.
Таким образом, каждый учащийся 8-9 класса выбирает проект, над которым он будет работать во втором полугодии, определяется с ролью в проекте. Образуются разновозрастные группы по интересам, что позволяет ученикам попробовать себя в различных сферах и определиться с будущим направлением деятельности. Как правило, девятиклаклассники становятся организаторами или лидерами деятельности микрогрупп. Разрабатываются коллективные, групповые и индивидуальные проекты, которые затем защищаются на научно-практической конференции в мае. Педагогическое сопровождение учащихся в процессе предпрофильной подготовки предусматривает взаимодействие с семьей ребенка, его родителями, информационную работу в рамках классных часов и родительских собраний; организацию наглядной информации в классных аудиториях и на информационных школьных стендах; посещение выставок, дней открытых дверей в службе занятости, учебных заведений.
На этом этапе тьютор помогает ученику моделировать конкретный вид образовательной деятельности, принимать решения в различных образовательных ситуациях, спроектировать или откорректировать индивидуальную образовательную программу. Одна из задач тьютора на этом этапе - показать ученику очевидность, необходимость и доступность очень разных источников и ресурсов образования, средств достижения его цели. Учащийся осуществляет поиск образовательных ресурсов и разрабатывает план индивидуальной образовательной деятельности и индивидуальную образовательную программу. На данном этапе ребенок осуществляет самостоятельные пробы и по мере необходимости консультируется, обсуждает, анализирует и корректирует возможные варианты профессиональных проб и свою образовательную деятельность. Ученик (в ряде случаев тьютор) инициирует встречи с другими субъектами образовательного процесса для обсуждения возникающих трудностей и достигнутых результатов.
Третий этап - заключительный. Осуществляется анализ итогов образовательной деятельности учащихся в ходе предпрофильной подго-
товки, оценивается готовность подростка к принятию собственного решения о выборе профиля обучения при переходе в старшую школу или построении дальнейшего образовательного пути. Данный этап включает:
— заключительную диагностику для отслеживания результатов предпрофильной подготовки;
— оформление карты личных достижений для каждого обучающегося 9 класса;
— составление карты образовательных потребностей выпускников 9-х классов, на основании которой формируются индивидуальные учебные планы при переходе в 10-й класс;
— корректировку или составление индивидуальной образовательной программы.
Рефлексия и анализ образовательной деятельности ребенка пронизывают всю предпрофиль-ную подготовку, начиная с первого этапа, так как это помогает проследить конкретные действия обучающегося, а также полученные продукты деятельности, насколько они взаимосвязаны с внешней средой и собственным запросом обучающегося. Важно, чтобы выбор форм осуществлялся самим обучающимся. Тьютор может являт-ся координатором, характер и содержание вопросов которого показывают необходимость рефлексивной деятельности ученика.
Следующий шаг - корректировка образовательной цели, определение содержательных и временных перспектив. Тьютор обсуждает с учащимся следующие вопросы: удовлетворяют ли ученика поставленные цели и в какой мере они были достигнуты; нужна ли корректировка или постановка новых целей на основе проделанной работы; будет ли необходима помощь для достижения поставленных целей, в какой форме и др.? Важными проблемами, которые обсуждаются на этом этапе, являются итоги взаимодействия тьютора и обучающегося; целесообразность и правильность позиции, которую занимает подросток; его дальнейшие образовательные планы. Последующее развитие ситуации для ученика может строиться в различных вариантах: перспектива тьюторского сопровождения относительно нового образовательного запроса; продолжение взаимодействия с тьютором в рамках старого образовательного запроса (выполнение образовательного проекта или исследования); прекращение тьюторского сопровождения в связи с готовностью ребенка к дальнейшей самостоятельной деятельности.
Из вышеизложенного следует, что на каждом этапе предпрофильной подготовки осуществляются рефлексия и анализ образовательной дея-
тельности ученика, его сопровождение с целью освоения различных курсов. Подросток получает и анализирует информацию, собранную на основе диагностики и самодиагностики, касающуюся его познавательных интересов, способностей, склонностей; выбирает формы самообразования и определяет шаги дальнейшего образовательного маршрута.
В качестве примера рассмотрим тьюторское сопровождение одной ученицы Великосельской средней школы. Во втором полугодии 7-го класса с учащейся была проведена комплексная диагностика на выявление интересов и склонностей, типа личности, поведения, определение первоначальных профессиональных предпочтений и склонностей к определенному типу профессий, выявление активности в учебной и внеучебной деятельности, интересов вне школы. По результатам диагностики было установлено, что девочка эмоционально несдержанна, резка как со сверстниками, так и с педагогами, не терпит никакой критики по отношению к себе, обладает лидерскими качествами, пользуется авторитетом у сверстников за счет способности «давить» на них. Круг общения ограничен, с большинством сверстников находится в состоянии конфликта. В дружбе очень требовательна, не терпит лжи и обмана. Всех людей делит на своих и чужих. Если признала человека своим, будет относиться к нему уважительно, прислушиваться к его мнению, отстаивать его интересы. Любимый предмет - физкультура, активно занимается спортом, принимает участие в спортивных соревнованиях разного уровня и в разных видах спорта. Во внеурочной деятельности посещает спортивную секцию. Вне школы никаких объединений не посещает. Предпочтительными типами профессии являются человек - художественный образ и человек - природа.
На собеседовании выяснили, что у девочки пока нет интереса ни к одной профессии, она занимается спортом, чувствуя себя успешной. Большинство учебных предметов ученица не любит и ходит на уроки потому, что мама заставляет, сама в школу ходить не стала бы. Вместе с тем ученица понимала, что к окончанию школы нужно определиться с будущей профессией и что будущая работа должна быть не только высокооплачиваемой, но и интересной. В процессе общения с тьютором девочка поняла, что разобраться в огромном мире профессий поможет предпрофильная подготовка, а также тьютор, к которому она всегда может обратиться с вопро-
сом, получить помощь в различных трудных и непонятных ситуациях.
В течение первого полугодия восьмого класса ученица посещала вводно-ознакомительные курсы. Наиболее интересными для нее были направления человек - художественный образ, человек - природа и человек - техника (данный курс проходит в рамках предмета «Технология», где девочка имела определенные успехи). Направления человек - знак и человек - человек не воспринимала, но после консультации с тьютором посещала данные курсы, чтобы иметь общие представления о профессиях этих направлений и в будущем не сделать ошибку при профессиональном выборе.
В конце первого полугодия после презентации проектов ученица при поддержке тьютора составила индивидуальный образовательный маршрут с учетом «хочу», «могу», «надо». Девочка выбрала проект «Волшебная шкатулка», связанный с ручным трудом, так как этот проект подходил ей относительно предпочитаемого типа профессии, а также педагога, сопровождающего этот проект, которого она уважала и которому доверяла. При распределении ролей в проекте ученица ничего для себя не выбрала, от групповой работы отказывалась, ни с кем из сверстников взаимодействовать не хотела. При обсуждении различных вариантов участия в проекте педагог предоставила девочке возможность самой определиться с тем, чем она хотела бы заниматься. Ученица самостоятельно сделать этого не смогла, тогда ей было предложено несколько вариантов деятельности. Девочка решила изготовить цветочную композицию из бисера и пайеток. Эта деятельность оказалась настолько увлекательной, что в процессе работы к ней стали присоединяться другие учащиеся и проект из индивидуального стал коллективным. Причем девочка практически самостоятельно освоила технику изготовления цветов, впоследствии научила других учеников и стала консультантом для сверстников.
Восьмиклассница приходила на тьюторские консультации. Она поняла, что в сложившейся ситуации ей надо менять стиль поведения и взаимодействия со сверстниками: осознала необходимость избавиться от привычки доминировать. На консультациях обсуждали варианты сотрудничества с другими детьми, организации их деятельности. К окончанию проекта у девочки не только расширился круг общения, но и появились замыслы относительно будущей профессии.
Она поняла, что может заниматься творчеством, возможно, станет дизайнером или портной.
В течение первого полугодия девятого класса ученица вместе с тьютором обсуждала круг выбранных ею профессий. Выяснилось, что еще одно ее предпочтение - уход за цветами. Во втором полугодии девочка выбрала проект по ландшафтному дизайну, занималась оформлением пришкольной территории. Это у нее хорошо получалось. На консультациях она стала интересоваться профессиями этого направления. Девочка при поддержке тьютора выбрала учебные заведения области, которые осуществляют обучение по данному направлению. Подобрали два учебных заведения, в которых можно было получить профессию, близкую к желаниям девочки: садово-парковое и ландшафтное строительство. Одно находится в Рыбинске, а второе - в с. Великом.
К окончанию девятого класса комплексная диагностика подтвердила предпочтительные для девочки типы профессиональных сфер: человек -художественный образ и человек - природа. При подведении итогов предпрофильной подготовки ученица была удовлетворена результатами своей работы, так как реализовала собственные планы, чувствовала себя уверенной в общении со сверстниками. В 10-й класс девочка идти не планировала. Проанализировав свои достижения в учебной деятельности, возможности и условия жизни семьи, она решила продолжить свое обучение в Великосельском аграрном колледже и получить профессию флориста. На данный момент девочка успешно обучается в колледже, участвует в конкурсах флористов, завоевывая призовые места.
Таким образом, тьюторское сопровождение позволяет каждому учащемуся осознать, кем он хочет стать, что для этого необходимо сделать, где получить дальнейшее образование. Школьники, зная и используя все возможные ресурсы, делают правильный образовательный и профессиональный выбор и становятся успешными в жизни. Результаты последних лет убедительно это подтверждают. Так, по данным диагностики, за последние пять лет практически все выпускники-девятиклассники (от 76 до 94 %) Велико-сельской средней школы выбирают и получают дальнейшее образование в соответствии со своими интересами, склонностями и возможностями.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования [Текст] : учебное пособие /
Л. В. Байбородова, В. В. Белкина, И. Г. Харисова ; под ред. Л. В. Байбородовой, А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2014. - 416 с.
2. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - М. : Просвещение, 2013. - 175 с.
3. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников [Текст] / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки : научный журнал. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ - 2014. - № 2. -С. 6-10.
4. Байбородова, Л. В. Профориентация и самоопределение детей-сирот [Текст] : учебно-метод. пособие / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников, А. П. Чернявская ; под ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. - Изд. 2 перераб. и доп. - М. : Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. - 247 с.
5. Введение предпрофильной подготовки в основной школе [Текст] : методические рекомендации для руководителей школ / сост. Г. В. Куприянова. - Ярославль : ИРО, 2005. - 47 с.
6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования - Приказ МО РФ от 18.07.2002 г. № 2783
7. Пинский, А. А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента [Текст] / А. А. Пинский. - М. : Альянс Пресс, 2004. - 312 с.
8. Предпрофильная подготовка сельских школьников: опыт организации [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. Л. В. Байбородовой, Л. Н. Серебренникова. - Ярославль, ЯГПУ, 2005. -165 с.
9. Предпрофильная подготовка: проектная деятельность учащихся [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. Л. В. Байбородовой, Л. Н. Серебренникова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. - 126 с.
10. Серебренников, Л. Н. Предпрофильная прак-тико-ориентированная подготовка школьников [Текст] / Л. Н. Серебренников // Школа и производство. - 2006. - № 5. - С. 65-70.
11. Чернявская, А. П. Психолого-педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] : учебное пособие / А. П. Чернявская. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014. - 115 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova, L. V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija [Tekst] : uchebnoe posobie / L. V. Bajborodova, V. V. Belkina, I. G. Harisova ; pod red. L. V. Bajborodovoj, A. V. Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - 416 s.
2. Bajborodova, L. V. Proektnaja dejatel'nost' shkol'nikov v raznovozrastnyh gruppah [Tekst] /
L. V Bajborodova, L. N. Serebrennikov. - M. : Prosveshhenie, 2013. - 175 s.
3. Bajborodova, L. V. Proektnaja dejatel'nost' kak sredstvo professional'nogo samoopredelenija shkol'nikov [Tekst] / L. V. Bajborodova, L. N. Serebrennikov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki : nauchnyj zhurnal. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU. - 2014. - № 2. - S. 6-10.
4. Bajborodova, L. V. Proforientacija i samoopredele-nie detej-sirot [Tekst] : uchebno-metod. posobie / L. V Bajborodova, L. N. Serebrennikov, A. P. Chernjavskaja ; pod red. L. V. Bajborodovoj, M. I. Rozhkova. - Izd. 2 pererab. i dop. - M. : Kaliningrad: Izd-vo RGU im. I. Kanta, 2010. - 247 s.
5. Vvedenie predprofil'noj podgotovki v osnovnoj shkole [Tekst] : metodicheskie rekomendacii dlja rukovoditelej shkol / sost. G. V. Kuprijanova. - Jaroslavl' : IRO, 2005. - 47 s.
6. Koncepcija profil'nogo obuchenija na starshej stu-peni obshhego obrazovanija - Prikaz MO RF ot 18.07.2002 g. № 2783
7. Pinskij, A. A. Predprofil'naja podgotovka: nachalo jeksperimenta [Tekst] / A. A. Pinskij. - M. : Al'jans Press, 2004. - 312 s.
8. Predprofil'naja podgotovka sel'skih shkol'nikov: opyt organizacii [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. L. V. Bajborodovoj, L. N. Serebrennikova. - Jaroslavl', JaGPU, 2005. - 165 s.
9. Predprofil'naja podgotovka: proektnaja dejatel'nost' uchashhihsja [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. L. V. Bajborodovoj, L. N. Serebrennikova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2005. -126 s.
10. Serebrennikov, L. N. Predprofil'naja praktiko-orientirovannaja podgotovka shkol'nikov [Tekst] / L. N. Serebrennikov // Shkola i proizvodstvo. - 2006. -№ 5. - S. 65-70.
11. Chernjavskaja, A. P. Psihologo-pedagogicheskaja podderzhka zhiznennogo i professional'nogo samoopre-delenija starsheklassnikov [Tekst] : uchebnoe posobie / A. P. Chernjavskaja. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2014. -115 s.