Теория инновационной деятельности
УДК 371.12
J
С. Л. Фоменко
ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ КОНЦЕПЦИИ, СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
л___________________________________________г
Аннотация. В статье отражены результаты многолетнего исследования процесса профессионального становления и развития педагогического коллектива школы. Методологическую основу исследования составили системный, деятельностный, акмеологический, субъектный подходы. Результатом работы стала концепция профессионального становления и развития педагогического коллектива в современных условиях функционирования системы образования. Ядром концепции является описание этапов профессионального развития педагогического коллектива, выделенных с учетом характера взаимодействия педагогов. Каждый из этапов характеризуется степенью готовности педагогических работников к решению новых образовательных задач.
Материалы статьи окажут помощь руководителям образовательных учреждений в выявлении уровня подготовленности педагогического коллектива к реализации компетентностной модели образования.
Ключевые слова: компетентностный подход, педагогический коллектив, коллективный субъект, этапы профессионального развития.
Abstract. The paper deals with the findings of the long-term research into the professional development process of the school academic body. The methodology of the research combines the systematic, functional, acmeological and subject approaches. The research outcome concerns the concept of professional development and growth of academic staff in the modern conditions of educational system reorganization. The core concepts include the description of stages reflecting the academic staff professional growth and their cooperation ways. Each stage is characterized by the degree of academic staff readiness for solving new educational problems.
The research findings can provide the management of educational establishments with the necessary assistance in identifying the levels of academic staff readiness for fulfilling the competence model of education.
Keywords: competence approach, academic body, collective subject, stages of professional growth.
Переход к компетентностной модели образования предполагает освоение педагогическим коллективом системы функций, которую мы обозначили как позицию субъекта реализации названной модели. Ключевой характеристикой этой системы является переход от знаниево-ориентированной к деятельностно-ориентированной модели образования [5]. В новых условиях развития образовательной системы востребована теоретическая и методическая подготовленность педагогических коллективов не только в собственно предметном аспекте, но и в аспекте профессионального и межличностного взаимодействия, поскольку компетентностное образование носит метапредметный интегративно-модульный характер, исключающий традиционную изоляцию предметов и самих учителей [2]. Реализация задач, стоящих перед педагогическими работниками, требует объединения
их усилий, т.е. необходимости стать коллективным субъектом деятельности [1,3,4,6,7].
В качестве критериев сформированности функций педагогического коллектива как субъекта реализации компетентностного образования могут быть представлены следующие его характеристики:
• уровень ценностно-ориентационного единства;
• понимание и принятие целей образования, обеспечивающего формирование социально направленной и обладающей социокультурными компетентностями личности;
• умение стимулировать у учащихся смыслообразование в отношении той деятельности, которая должна быть освоена до уровня компетентности;
• опыт выполнения коллективно-распределенной педагогической деятельности при реализации модульной технологии;
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
27
Теория инновационной деятельности
• владение ориентировочной основой проектирования процесса формирования компетентностей (знание о природе компетентности, ее отличиях от «суммы» предметных знаний и умений);
• способность критериально определять цель формирования компетентности, разрабатывать проекты, в ходе которых может формироваться компетентность;
• владение инструментарием диагностики компетентности как вида опыта, в отличие от знаний и умений.
Результатом освоения педагогическим коллективом концепции, содержания и технологий компетент-ностного подхода в образовании является уровень готовности к реализации нового вида педагогической деятельности, раскрывающий логику восхождения от межпредметной к функциональной и к ценностно-ориентационной интеграции членов педагогического коллектива [8].
1-й этап. Формирование опыта профессионального взаимодействия (потенциальной субъект-ности).
Этот этап характеризуется:
• становлением первичных признаков среды компетент-ностного образования;
• появлением новых функций педагогического коллектива как коллективного субъекта педагогической деятельности;
• принятием большинством членов коллектива основополагающей ценности - ориентации на индивидуальное развитие личности ребенка;
• наличием педагогического ядра коллектива, владеющего личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания;
• психологической готовностью к осуществлению различных форм совместной профессиональной активности, пониманием необходимости объединиться для решения новых, имеющих межпредметный характер образовательных задач, требующих коллективных усилий в овладении инновационными технологиями обучения.
Этот период является началом формирования личностно-развивающей образовательной среды в школе: происходит определение принципов личностно-развивающего обучения, изучение педагогическим коллективом теоретических основ ком-петентностного подхода в образовании, осознание необходимости изменения традиционных подходов в обучении и способах взаимодействия педагога и учащегося.
Результатом первого этапа освоения коллективом концепции, содержания и технологий компетентност-ного подхода в образовании является уровень предметного взаимодействия (при организации решения учащимися межпредметных учебных задач, установлении межпредметных связей) К его особенностям относятся:
• наличие взаимосвязей и взаимозависимости педагогов в процессе интегрированных учебных занятий, предпо-
лагающих решение межпредметных образовательных задач, способствующих взаимодействию педагогов на уровне интеграции предметных областей;
• сформированность понимания роли каждого педаго-га-предметника в решении образовательных задач;
• преобладание в образовательном процессе традиционных подходов к решению профессиональных задач и отсутствие интеграции индивидуальных педагогических систем в достижении общей цели.
2-й этап. Функциональная интеграция педагогического коллектива (реальная субъектность). Данный этап характеризуется:
• сформированностью признаков педагогического коллектива как коллективного субъекта деятельности: взаимосвязанностью и взаимозависимостью его членов в решении проектных образовательных задач, умением педагогов проявлять совместные формы профессиональной активности и способностью к рефлексии;
• владением членами коллектива основами личностно-развивающего (компетентностного) образования;
• целенаправленным и успешным развитием профессионального потенциала каждого учителя, способствующим развитию профессионализма всего педагогического коллектива на базе освоения интегративных подходов в обучении;
• эффективной реализацией каждым учителем своей специфической функции в достижении общей цели;
• появлением авторских педагогических систем, направленных на создание системы развивающих ситуаций, обеспечивающих освоение учащимися различных видов социокультурного опыта;
• выделением в образовательной программе школы метапредметных областей, обеспечивающих овладение учащимися видами социокультурного опыта (социального, компетентностного, личностного);
• подготовленностью педагогов к организации совместной с учащимися учебно-проектной деятельности, которая направлена на формирование у школьников общекультурных, познавательных, социальных компетенций;
• созданием в образовательном учреждении условий для реализации модели формирования содержания образования на основе модульно-компетентностного подхода.
Результатом данного этапа освоения педагогическим коллективом концепции, содержания и технологий компетентностного подхода в образовании является уровень функционального взаимодействия (организация коллективной учебно-проектной деятельности педагогов и учащихся, направленной на формирование у школьников общекультурных, познавательных, социальных компетенций). Достигшему этого уровня коллективу свойственны:
• позитивная динамика профессионального развития, выражающаяся в поддержке большинством педагогов
28
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
Теория инновационной деятельности
коллективных целей и ценностей, формировании общественного мнения;
• согласованность функций и взаимодействий педагогов в решении проектно-компетентностных образовательных задач;
• сочетание инновационных и традиционных подходов к выполнению профессиональных функций педагогов, обусловливающих стабильность удовлетворительных результатов с тенденцией к их повышению;
• организация коллективной учебно-проектной деятельности педагогов и учащихся, направленной на формирование у школьников общекультурных, познавательных, социальных компетенций.
3-й этап. Коллективная самоорганизация и рефлексия.
На этом этапе осуществляются творческая профессиональная деятельность не только педагогического коллектива, но и администрации, создание неповторимой модели образовательного учреждения на основе образовательной программы, отражающей его специфику. Коллектив достигает максимально высоких профессиональных результатов, качество выполнения педагогами профессиональных обязанностей увеличивается, приводя к высоким показателям сформированности ключевых компетентностей обучающихся. Таким образом, имеет место соответствие результатов профессиональной деятельности педагогического коллектива требованиям социальных заказчиков, в качестве которых выступают общество, родители, учащиеся и сами педагоги. Педагоги в совершенстве владеют содержанием и технологиями компетентностного подхода в образовании, способны обучить новых специалистов, приходящих в школу.
Школа становится опорным сетевым центром освоения содержания, концепции и технологий компетентностной модели образования. Процесс профессионального развития каждого педагога признается необходимым условием жизнедеятельности всего коллектива. Растет чувство уверенности, защищенности и гордости учителя за свое образовательное учреждение, за результаты коллективной профессиональной деятельности, обеспечивающей индивидуальное развитие личности обучающегося; ярко выражено единство целей и воли коллектива. Общественное мнение служит регулятором поведения его членов, коллектив стремится к развитию и саморазвитию. Коллективные нормы, мотивы, цели отличаются высокой социальной ценностью. Основополагающую ценность образования - ориентацию на развитие личности ученика - разделяют все педагоги.
Педагогический коллектив имеет высокую включенность в педагогическое сообщество района и города благодаря профессиональным достижениям в реализации компетентностной модели образования и широким профессиональным контактам. Педагоги
образовательного учреждения участвуют в методической работе района и города, используя все возможности для проведения совещаний, конференций, мастер-классов. Коллектив стремится к тому, чтобы каждый его член проявлял творческую активность в достижении общеколлективных образовательных целей, высокого уровня компетентности своих выпускников.
Наряду с традиционными в полном объеме реализуются и специфические функции педагогов: интеграционная, конструктивная, имитационно-моделирующая, индивидуально-оценочная, субъектно-проектировочная, рефлексивная, аксиологическая, тьюторская. Четко проявлена творческая инновационная позиция членов педагогического коллектива в отношении своих профессиональных функций.
Коллективная профессиональная деятельность носит ярко выраженный творческий и исследовательский характер, ведущий к созданию индивидуально-авторских педагогических систем, что обеспечивает целостность образовательного процесса. Педагоги создают системы личностно-развивающих ситуаций по учебным дисциплинам учебного плана, способствуя тем самым формированию различных видов социокультурного опыта обучающихся. Для оценки результатов коллективной деятельности осуществляется мониторинг динамики формирования базовых видов компетентности выпускников на основе использования педагогами различных оценочных шкал и оценочных материалов (портфолио, дневников достижений).
Таким образом, данный этап профессионального развития педагогического коллектива отличается:
• сформированностью системы творческой, инновационной коллективной профессиональной деятельности;
• созданием неповторимой авторской образовательной программы в образовательном учреждении;
• наличием творческой инновационной позиции в отношении к своим профессиональным функциям и овладением новыми (нетрадиционными) функциями;
• способностью коллектива к самоорганизации и коллективной рефлексии в отношении собственного саморазвития, в оценке результатов коллективной профессиональной деятельности;
• сформированностью коллективных форм педагогического самоанализа и самоэкспертизы, позволяющей на основе выявления профессиональных проблем коллектива корректировать коллективные усилия и находить эффективные пути их решения;
• созданием в образовательном учреждении личностно-развивающей образовательной среды как системы ситуаций личностно-компетентностного становления обучающихся на основе духовно-нравственного со-бы-тия педагогов и учащихся, совместного решения жизненных проблем, осуществления творческих социальных проектов [8].
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
29
Теория инновационной деятельности
Логика развития готовности педагогического коллектива к реализации указанной модели образования отражает закономерности развития деловых и адекватных им межличностных отношений в соответствии с динамикой командообразования, а также соответствующие изменения в ценностно-смысловой сфере личности педагогов, их направленности на овладение новой, модульно-компетентностной моделью педагогической деятельности.
Становление коллективной педагогической деятельности в рамках модульных образовательных программ не снижает значимости индивидуальных («авторских») педагогических систем, выступающих продуктами их творческого саморазвития. И одна из функций управленческого и научно-методического обеспечения процесса состоит в развитии согласованности и оптимального взаимодействия педагогов в процессе достижения единой цели при сохранении авторского своеобразия их методик.
Педагогический коллектив в деятельности, обладающий своем развитом состоянии выступает как субъект коллективной педагогической следующими признаками:
• принятием основополагающей ценности коллектива -ориентации на развитие личности ученика;
• владением теоретическими основами компетентност-ного образования;
• профессиональной активностью членов коллектива при реализации своей функции в достижении общей цели;
• наличием у учителей творческой инновационной позиции в отношении к своим профессиональным функциям;
• способностью членов коллектива к профессиональной самоорганизации и саморазвитию;
• сформированностью коллективной педагогической рефлексии;
• готовностью к коллективному выполнению специфических для компетентностной модели образования функций.
Таким образом, логика становления педагогического коллектива как субъекта реализации компетентностной модели образования предполагает восхождение внутриколлективного взаимодействия от сотрудничества педагогов на уровне межпредметных связей (предметное взаимодействие) к взаимодействию при формировании компетентностей учащихся (функциональное взаимодействие), а далее к взаимодействию при создании ситуации развития личности, обладающей социальной позицией и социокультурными компетентностями (ценностно-смысловое взаимодействие).
Литература
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Перемены: пед. журн.- 2004.- № 2.- С.130-139.
2. Вербицкий А. А. Основания для внедрения компетент-ностного подхода в образование // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2009.- № 3.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.- № 2.
4. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высш. образование сегодня: реформы, нововведения, опыт,- 2006.-№ 8.- С.20-26.
5. Ковылева Ю. Э. Система оценки качества образования на основе компетентностного подхода // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2012.- № 1.
6. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Шк. технологии.- 2004.- № 5.- С.5-12.
7. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: от теории к системе работы учителя // Изв. Рос. акад. образования.- 1999.- № 3.- С.33-40.
8. Фоменко С. Л. Процесс освоения педагогическим коллективом концепции, содержания и технологий компетентностного подхода в образовании // Образование и наука.- 2012.- № 6 (95).- С.65-74.
30
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4