ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ 13 УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN THE LEAD ER'S MANAGEMENT ACTIVITY
УДК 37.013 : 005.95/.96
ЗАСТАВЕНКО Валерий Александрович
доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат педагогических наук, [email protected]
ZASTAVENKO, Valeriy Aleksandrovich
Associate Professor at the Department of Project Activities in Cinematography and Television, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Pedagogical Sciences, zastawenko. [email protected]
f
К
Аннотация.
Встатьерассматривается феномен педагогического общения в управленческой деятельности руководителя. Сформулировано понятие управленческо-гообщения.Излагаетсяпредставлениеопедагогическомобщениикакодной из форм управленческого общения. Исследуются его характерные черты: направленностьнарешениевоспитательныхзадач;субъект-субъектное взаимодействиеисоздание педагогическицелесообразныхвзаимоотношений в управленческом общении. Выявляются условия применения педагогического общенияв управленческойдеятельности руководителя.
Ключевыеслова: управленческая деятельность, управленческое общение, педагогически целесообразные отношения, педагогическое общение, педагогическая техника, субъект-субъектное взаимодействие, культура речи руководителя.
Abstract.
The articlediscusses thephenomenonofpedagogicalcommunicationinthe leader's management activity. The concept of management communication is formulated. It gives the idea of pedagogical communication as a form of management communication. The paperinvestigates its characteristicssuch asfocuson the solution of educational tasks; the subject-subject interaction and the creation of pedagogically appropriate relationships in management communication. And it reveals conditions of pedagogical communication application in the leader's management activity.
Keywords: managementactivity, managementcommunication,pedagogically appropriate relationships, pedagogical communication, pedagogical technique, the subject-subject interaction, culture of leader's speech.
© Заставенко В. А., 2016.
Управленческая деятельность руководителя представляет собой сложное, многообразное явление, включающее в себя совокупность взаимосвязанных компонентов, отражающих самые различные сферы социальной практики. В то же время управленческая деятельность, как отмечает А. В. Карпов, очень специфична и по своему процессу. Ее суть - организация деятельности других людей, т. е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка») [1, с. 40].
Одной из важнейших характеристик управленческой деятельности руководителя является ее опосредованная связь с конечными результатами той или иной организации. Иначе говоря, руководитель добивается результата усилиями других субъектов трудовой или другой деятельности. Более того, чем в меньшей степени руководитель участвует в реализации исполнительных функций, тем выше степень эффективности его управленческого труда [1].
Цели управленческой деятельности, направленные на обеспечение эффективного функционирования организационной системы, достигаются умелым использованием
двух взаимосвязанных компонентов: технологического (обеспечение функционирования техники и технологического процесса) и человеческого (организация межличностных взаимодействий с людьми, реализующими технологический процесс).
Анализ практики управления, научной литературы по проблемам управленческой деятельности [1; 3; 4; 5] позволяет говорить о том, что достижение целей организации возможно лишь путем эффективного взаимодействия с субъектами, реализующими исполнительские функции [1]. Человеческий компонент пронизывает весь процесс управленческой деятельности руководителя. Это позволяет утверждать, что успех управленческой деятельности руководителя обусловливается, прежде всего, его возможностью оказывать влияние на других людей (рисунок 1).
Поэтому в различных литературных источниках [1; 4; 5] проблема управленческого общения рассматривается как одна из ведущих, успешное решение которой выступает условием эффективной деятельности любого руководителя. Нередко управленческое
Рисунок 1
Алгоритм коммуникаций в управленческой деятельности
общение руководителя отождествляется с его коммуникативным поведением в организации, что объяснимо, но не совсем верно, так как сужает сферу общения до уровня коммуникации.
Управленческое общение, как и любое другое, представляет собой единый процесс, включающий в себя три стороны: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие субъектами управленческой деятельности друг друга) и интерактивную (обмен действиями или взаимодействие). Они взаимно переплетены и отражают его содержание (рисунок 2). Но при этом очень важно то, как и в каком направлении будет выстраиваться управленческое общение, какой стиль взаимоотношений с другими субъектами организации выберет руководитель?
В последнее время в литературе появилось понятие «педагогическое общение» [2; 3; 4]. Применяется оно в основном в сфере образо-
вания. Обычно под педагогическим общением понимают: «...систему приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых. Содержанием этого взаимодействия является обмен информацией, межличностное познание, организация и регуляция взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств в целях оказания воспитательного воздействия, а также целостная педагогически целесообразная самопрезентация личности педагога в аудитории; педагог выступает здесь как активатор этого процесса, он организует его и управляет им» [2, с. 9-17].
Несмотря на, казалось бы, отдаленность этого понятия от сферы управленческой деятельности, можно утверждать, что управленческое общение руководителя может и должно содержать педагогическое начало.
Рисунок 2
Содержание единого процесса общения
Управленческое общение - феномен, характеризующий часть деятельности руководителя с точки зрения организации взаимодействия и взаимоотношений с подчиненными. Под управленческим общением руководителя понимается многоплановый процесс установления, поддержания и развития коммуникаций, взаимопонимания и взаимодействия с сотрудниками организации, направленный на обеспечение эффективного функционирования организационной системы.
Педагогическое общение выступает одной из характеристик, которой может обладать или не обладать управленческое общения руководителя. При этом термин «педагогическое общение» не подменяет понятие «управленческое общение», а лишь дополняет и конкретизирует с позиции направленности, стиля и некоторых специфических характеристик деятельности руководителя.
Почему речь идет не об оптимальном, целесообразном или правильном, а о педагогическом общении руководителя? Есть ли смысл введения в оборот этого понятия относительно управленческой деятельности руководителя? Для ответа на эти вопросы необходимо исследовать поведение сотрудника организации как личности.
Любое внешнее воздействие на личность сотрудника организации вызывает изменения в различных структурах его психики. Эти влияния, в зависимости от их продолжительности, значимости для человека, силы и других характеристик, могут влиять на его ценностные ориентации, мотивацию, отношения, эмоциональную сферу и, как следствие, на поведение и деятельность. Руководитель, в современном его понимании, в процессе управленческого общения должен стремиться решать задачи, связанные не только с реализацией технологического процесса, но и педагогически целесообразным изменением внутренних структур личности сотрудника. Он должен осознавать и предвидеть возможный характер изменений в психике подчиненного как один из результатов управленческих действий.
Большинство руководителей заинтересованы в том, чтобы его сотрудники, подчиненные были не пассивными исполнителями, не
винтиками в технологическом механизме, а активными участниками, ориентированными на достижение собственного успеха в составе организации. В основе такой позиции сотрудников организации лежит мотивация, внутреннее побуждение человека к поведению или деятельности. Долгое время считалось, что ведущим стимулом, обеспечивающим возникновение и поддержание мотивов организационной лояльности и преданности сотрудника, выступает материальное вознаграждение. Как показывает современная практика, одного материального стимулирования сегодня недостаточно. Более того, в научной литературе описаны различные стимулы, влияющие на развитие мотивации сотрудников организации [3; 4; 5]. Среди них в качестве стимулирующего фактора выделяют поведение руководителя в ходе управленческого общения. Смысл этого поведения заключается в установлении таких отношений и взаимодействий руководителя с сотрудниками, которые побуждают сотрудников проявлять лояльность к организации и лично к руководителю, «совершать необходимые действия, не дожидаясь или вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия» [4, с. 17].
Решение задач, связанных с целесообразным изменением мотивации, чувств и установок сотрудника организации, возможно лишь в ситуации, когда управленческое общение руководителя дополнено педагогической компонентой.
В современной научной литературе педагогическое общение в управленческом поведении руководителя рассматривалось А. П. Шарухиным как форма профессионального общения в деятельности сотрудников организаций туристской отрасли [6]. Тем не менее этот феномен требует осмысления в контексте анализа управленческой деятельности руководителя.
Итак, что же характеризует управленческое общение руководителя как педагогическое общение?
Во-первых, и, прежде всего, общение руководителя с сотрудниками организации должно быть ориентировано на решение воспитатель-
ных задач в интересах развития организации. Это означает его направленность на изменение и развитие как мировоззренческих ценностей, так и профессионально-ценностных ориен-таций, имеющих значение для организации. Безусловно, в этом соотношении ведущее значение имеют мировоззренческие ценности личности сотрудника, представляющие систему взглядов и оценок природной и социальной действительности, других людей, представлений о самом себе, личностно одобряемых поведенческих норм, идеалов и образцов поведения. На основе мировоззренческих ценностей формируются и развиваются личностные качества, которые определяют моральный, нравственный, общественно-политический и в конечном счете профессиональный облик сотрудника организации. Это убеждения человека, как определенное состояние сознания личности, уверенности в правоте своих взглядов, принципов и идеалов и готовность осуществлять конкретные действия по их отстаиванию и защите, а также возникающие на этой основе чувства чести, справедливости, гордости и т. д.
Профессионально-ценностные ориентации, представляя собой совокупность профессиональных ценностей, отражающих лично значимые приоритеты профессиональной деятельности, связанные в той или иной степени с интересами общества, государства и организации, обеспечивают морально-психологическую готовность сотрудника к трудовой деятельности, выступают условием его профессионального развития и в конечном счете успешного функционирования организации.
Система ценностей сотрудника организации есть результат его саморазвития в ходе тесного взаимодействия с обществом в целом, социальными группами, а также межличностного общения в течение своей жизни. Общение руководителя с подчиненными также способно выступать фактором, оказывающим влияние на развитие профессионально-ценностных ориентаций у сотрудников и, как следствие, формирование и развитие системы значимых для общества и организации трудовых мотивов. В качестве основных принципов создания положительной мотивации сотрудников орга-
низации в процессе управленческого общения можно назвать: четкое определение целей и результатов работы; демонстрацию миссии организации, ее общественной функции; обращение к чувствам профессиональной чести, гордости; проявление признательности за достигнутые результаты; проявление уважительного отношения к личности каждого сотрудника, вне зависимости от занимаемой должности и к тому, что выполняет каждый сотрудник.
Во-вторых, рассматривая управленческое общение руководителя как взаимодействие субъектов профессиональной деятельности, необходимо отметить, что педагогический характер оно будет носить в случае «субъект-субъектного» построения. Задача заключается в переводе сотрудников с привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества, а, следовательно, и их превращение в активных участников трудового процесса. Это означает необходимость признания индивидуального своеобразия личности сотрудника, его права на активное участие в совместной деятельности, а также обеспечение равенства психологических и личностных позиций в процессе общения.
Субъект-субъектное взаимодействие достигается правильным выбором позиции в ситуациях межличностного или группового общения. Используя подход, предложенный американским психологом Э. Берном [7], руководителю целесообразно выстраивать общение с сотрудниками с позиции «взрослый»-«взрослый», рассматривать своих подчиненных как партнеров в общей деятельности, что позволяет повысить их трудовую активность, раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал.
Задача руководителя в процессе управленческого взаимодействия с сотрудниками с позиции «субъект-субъектного» подхода заключается в том, чтобы не просто изменить, направить их поведение в интересах организации, а добиться заинтересованного личного участия сотрудников в ее делах и проблемах. Решение данной задачи достигается различными методами, среди которых наиболее известными являются: убеждение, внушение,
требование, поощрение, личный пример, принуждение, наказание, критика, просьба, манипулирование и т. д. Руководителю важно, опираясь на личностные особенности сотрудника, подобрать способ влияния, который бы не только обеспечил реализацию властных полномочий, но и стал дополнительным стимулом для добросовестного исполнения поставленной задачи или желаемого трудового поведения подчиненных. Наибольший педагогический эффект достигается при помощи применения методов убеждения, поощрения. Очень важно, чтобы руководитель в процессе общения демонстрировал уважение и доверие подчиненному, определяя его позицию как равноправного участника совместной трудовой деятельности.
Однако управленческая деятельность руководителя осуществляется, как правило, в ситуации, характеризующейся ограниченным временем на принятие и реализацию решения, постоянным давлением различных факторов внешней и внутренней среды. Поэтому руководитель обязан использовать методы общения, позволяющие наиболее эффективно осуществлять принятие и реализацию управленческих решений. В том числе требование, распоряжение, критику, наказание, принуждение и т. д. Однако и в этом случае ему необходимо учитывать необходимые педагогические требования в практике их применения.
Требование может проявляться в различных формах (приказ, распоряжение, совет, рекомендация, просьба, предложение). Но при этом сотрудник должен четко понимать актуальность требования, искомый результат и порядок необходимых действий для его достижения.
Критика должна носить конструктивный характер, быть нацеленной не на унижение личного достоинства сотрудника, а на раскрытие сущности нарушения. При этом необходимо, чтобы она была справедливой и обоснованной.
Одним из наиболее неоднозначных способов педагогического общения в управленческой деятельности является принуждение. Тем не менее этот метод в практике управленческой деятельности применяется, а, следовательно,
руководителю необходимо видеть и учитывать педагогические последствия использования принуждения в управленческом общении. Принуждение, как и критика, ориентировано на торможение негативных, осуждаемых в организации и обществе мотивов, привычек и действий сотрудников. Принуждение жёстко регламентирует характер трудового поведения сотрудников, ограничивая пространство, в пределах которого допустима свобода действий, при помощи угроз применения возможных негативных санкций. Принуждение может реализовываться в различных формах общения: запрет, предупреждение, моральное порицание, осуждение; проявление недоверия к работнику и др. Педагогический эффект от принуждения, как правило, кратковремен и должен быть подкреплен убеждающим воздействием.
В-третьих, в характеристике педагогического общения руководителя актуальным является создание педагогически целесообразных взаимоотношений с сотрудниками. Этот термин прочно вошел в педагогическую науку относительно деятельности в сфере образования. Он предполагает добровольное признание обучающимися признания авторитета, прав, знаний и опыта педагога, его лидерства и проявляется в стремлении общаться с ним и подражать ему [8]. В практике управленческого общения эффект создания педагогически целесообразных взаимоотношений с сотрудниками достигается, прежде всего, через личный пример руководителя и механизм общения.
Механизм общения представляет собой многогранное явление, основу которого составляют педагогическая техника и культура речи. Недооценка его может привести к возникновению целого ряда коммуникативных и перцептивных барьеров и катастрофически сказаться на всем спектре взаимоотношений руководителя с сотрудниками.
Проблема педагогической техники широко исследована в педагогической литературе [2; 6; 8; 9]. В. А. Сластенин под педагогической техникой понимает «совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического
воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.» [9, с. 199-224.]. Все это в полной мере относится и к управленческому общению руководителя организации. Культура речи тесно связана с педагогической техникой. Более того, можно утверждать, без культуры речи реализация тех или иных приемов педагогической техники будет затруднена, а порой и невозможна. Культура речи руководителя организации включает в себя правильность, точность, ясность, краткость и доступность.
Характеристика основных составляющих педагогического общения руководителя позволяет дать общее понятие этого феномена. На основании сложившихся представлений под педагогическим общением в управленческой деятельности руководителя целесообразно понимать особую форму управленческого общения руководителя, которая характеризуется направленностью на решение не только управленческих, но и воспитательных задач, развитие у сотрудников значимых для обще-
ства и организации ценностей и мотивов путем создания педагогически целесообразной среды общения, субъект-субъектного взаимодействия и применения наиболее эффективных педагогических методов и приемов.
Таким образом, можно утверждать, что, во-первых, педагогическое общение представляет собой специфическую форму управленческого общения, которая позволяет эффективно добиваться решения задач, связанных с функционированием и развитием организации; во-вторых, отличительными особенностями педагогического общения в управленческой деятельности являются: направленность на решение воспитательных задач в контексте деятельности организационной системы; организация субъект-субъектного взаимодействия с сотрудниками; создание в организации педагогически целесообразной среды общения.
Современная практика управленческой деятельности свидетельствует, что совершенствование взаимоотношений и взаимодействия в системе руководитель-сотрудник выступает важнейшим фактором повышения эффективности любой организации. Знания о способах педа-гогизации управленческого общения являются важнейшим условием решения этой задачи.
Список литературы
1. Карпов А. В. Психология менеджмента: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 584 с.
2. Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 9-17.
3. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учебник для бакалавров / А. А. Литвинюк, С. Ж. Гончарова, В. В. Данилочкина [и др.]. М.: Юрайт, 2014. 398 с.
4. Стояновская И. Б. Управление мотивацией организации на различных этапах развития организации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2014. 165 с.
5. Забродин В. Ю. Человек в современной экономике // Петербургский экономический журнал. 2015. № 2. С. 8-17.
6. Власова Т. И., Данилова М. М., Шарухин А. П. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма: учеб. пособие. СПб.: Д.А.Р.К, 2005. 288 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М.: Литур, 2001. 247 с.
8. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 254 с.
9. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.