УДК 159.9:378
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
C-А. Михалкина, Т.В. Савинова1
1Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (МГПИ-РЭУ). Тема: «Психолого-педагогические технологии совершенствования профессионального общения преподавателя и студентов в условиях современного вуза»
Аннотация. Статья посвящена изучению актуальной в современной психологии проблемы развития компетентности субъекта педагогического общения. В статье обоснованы и охарактеризованы технологии развития компетентности студента как субъекта педагогического общения; представлены особенности организации групповых бесед, ролевых игр, социально-психологического тренинга; раскрыты возможности данных технологий для развития компетентности субъекта педагогического общения. Авторами статьи определены психолого-педагогические условия эффективности применения указанных технологий.
Ключевые слова: педагогическое общение; субъект педагогического общения; компетентность; компетентность субъекта педагогического общения; технология.
TECHNOLOGY DEVELOPMENT COMPETENCE OF STUDENTS AS SUBJECTS OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION
S. Mikhalkina, T. Savinova
Abstract. The paper studies the actual problems in modern psychology of the subject competence of pedagogical communication. The paper based and characterized by the development of technology competence of the student as the subject of pedagogical communication, presented features of the organization of group discussions, role-playing games, socio-psychological training, opened the possibility of these technologies for the development of competence of the subject of pedagogical communication. The authors determined psycho-pedagogical conditions of efficiency of the use of these technologies.
Keywords: pedagogical communication; the subject pedagogical communication; competence; the competence of the subject pedagogical communication; technology.
В настоящее время одной из важных задач высшего образования является подготовка будущего педагога к компетентному психологически обоснованному
профессиональному общению. Это связано с тем, что в психологической структуре деятельности учителя педагогическое общение является инструментальным средством реализации профессиональной компетентности. Оно проявляется в процессе коммуникативного, интерактивного и перцептивного оснащения педагогической деятельности.
В современной психолого-педагогической науке разработаны плодотворные идеи, раскрывающие сущность общения, на которых базируется изучение проблем подготовки учителя к его эффективному применению в образовательном процессе (А.А. Бодалев [2], В.А. Кан-Калик [4], А.А. Леонтьев [5] и др.). Однако, несмотря на наличие большого количества серьезных исследований по указанной тематике, среди разнообразных практических проблем,
выделяемых учителями, одно из первых мест занимает недостаточный уровень
сформированное™ компетентности субъекта педагогического общения. Это позволяет рассматривать подготовку учителя к полноценному разрешению этой проблемы в качестве профессионально-важной задачи системы педагогического образования, для решения которой необходимо использовать специальные технологии подготовки студента к реализации педагогического общения.
Активное внедрение технологий развития компетентности студента как субъекта педагогического общения в образовательный процесс осуществляется в рамках деятельности НИЛ «Развитие профессиональной
компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования» при кафедре психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева». Ю.В. Варданян определены технологические основы развития
компетентности субъекта педагогического общения [3], Т.В. Савиновой раскрыто содержательное оснащение процесса развития компетентности студента как субъекта педагогического общения [7], С.А. Михалкиной определены возможности использования интерактивных форм обучения для развития коммуникативной компетентности будущего педагога [6], Н.А. Беловой, Е.А. Кашкаревой рассмотрены траектории развития
профессиональной межкультурно-
коммуникативной компетентности учителя в системе педагогической подготовки [1].
Под технологиями развития компетентности студента как субъекта педагогического общения мы понимаем взаимосвязанную совокупность методов и средств коммуникативного, интерактивного и перцептивного оснащения деятельности педагога в процессе проектирования, осуществления и анализа результатов решения профессиональных задач.
Как свидетельствуют проведенные исследования, наиболее эффективными для развития компетентности студента как субъекта педагогического общения являются технологии активного взаимодействия в совместной деятельности (групповые дискуссии, анализ ситуаций, ролевые и деловые игры, элементы социально-психологического тренинга и др.). Применение данных технологий позволяет максимально приблизить обучающую среду к условиям профессиональной деятельности, способствует оптимизации коммуникативного потенциала студентов, развитию их теоретической и практической компетентности как субъектов общения, развитию социально-перцептивных способностей.
Тематическое содержание групповых дискуссий может быть самым разнообразным: межличностные отношения участников группы; события и процессы, происходящие в жизни студентов; групповое обсуждение проблемных ситуаций из педагогической практики и др. Проанализировав индивидуальные и
коллективные решения, а также поведение участников дискуссии, можно оценить как индивидуальный коммуникативный потенциал конкретного студента, так и их способности аргументировано отстаивать свою точку зрения, убеждать других в ее правильности. Участники групповой дискуссии приобретают важные навыки коллективного взаимодействия.
Анализ ситуаций применяется нами для того, чтобы поставить студента перед ситуацией имитации определенных педагогических отношений в системах «учитель-ученик», «учитель-учитель», «учитель-родители» и т.д.;
оценить вероятные и допустимые в предложенной конкретной ситуации решения и выбрать наиболее целесообразную форму поведения. Следует подчеркнуть такие важные достоинства данной технологии, как помощь студенту в прояснении собственной позиции, в обогащении информацией через взаимодействие с другими, приобщении к деловому сотрудничеству в процессе группового решения проблемы. Анализ ситуаций способствует расширению практического опыта, а иногда служит заменой последнего. Построенный на типовых примерах, он способствует нахождению решения целого ряда типичных педагогических проблем. Тем самым у студентов вырабатывается готовность к психологически верным действиям.
Весьма эффективными с точки зрения подготовки студентов к профессионально-педагогическому общению являются ролевые и деловые игры.
В ролевых играх тоже задается проблемная ситуация, часто - конфликтная, однако, решение находится не просто в ее коллективном обсуждении, как это имеет место в групповой дискуссии и при анализе ситуации. В этих играх студенты представляют себя в роли действующих лиц данной ситуации (учителя, ученика, родителя, представителя администрации) и разыгрывают ситуацию в лицах для нахождения решения поставленной в ней проблемы. При этом студенческая группа анализирует и оценивает деятельность каждого по таким параметрам, как содержание разговора, умение создать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение слушать и вести диалог, владение речевой культурой, умение устанавливать контакт, брать инициативу в общении на себя и в случае необходимости передавать ее партнеру, умение замечать и устранять барьеры в общении и т.д. Чтобы общение было эффективным, студенты осуществляют предварительный анализ ситуации и предшествующих событий, составляют психологический портрет участников взаимодействия, опираясь на собранную информацию, моделируют и реализуют процесс общения, а в заключение анализируют и определяют его результативность.
Используемые на занятиях элементы социально-психологического тренинга
способствуют развитию у студентов способности адекватного и наиболее полного познания себя и учащихся как субъектов общения; диагностике и коррекции личностных качеств и умений; снятию барьеров, мешающих реальным продуктивным действиям в профессиональном общении; изучению приемов межличностного
взаимодействия для повышения эффективности профессионального и личного общения.
К психолого-педагогическим условиям достижения максимальной эффективности применения технологий относятся: многообразие, адресность и возможность выбираемых заданий способствовать развитию ожидаемых
характеристик развиваемого свойства; субъект-субъектное взаимодействие в педагогическом процессе; усиление самостоятельности студента; ориентация на личностную и профессиональную индивидуальность каждого студента; расширение возможностей личностного и профессионального саморазвития; содействие самореализации актуальных и потенциальных возможностей студента.
Эффективность технологий развития компетентности субъекта педагогического общения оценивалась по следующим критериям: овладение студентами техникой речи, адекватное использование невербальных средств общения, применение конструктивных способов взаимодействия, повышение уровня социально-перцептивной компетентности студентов.
Таким образом, освоение технологий профессионально-педагогического общения позволяет студентам реализовывать субъектно-творческий коммуникативный потенциал, способствует эффективной подготовке студента к коммуникативному, интерактивному и перцептивному оснащению процессов личностного и профессионального роста.
Литература:
1. Белова Н.А. Траектории развития профессиональной межкультурно-коммуникативной компетенции учителя в системе педагогической подготовки / Н.А. Белова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2(10). - С. 64-66.
2. Бодалев А.А. Познание человека человеком (возрастной, этнический и профессиональный аспекты) / А.А. Бодалев. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.
3. Варданян Ю.В., Савинова Т.В. Проектирование и реализация технологии развития компетентности субъекта педагогического общения / Ю.В. Варданян, Т.В. Савинова // Российский научный журнал. - 2011. - № 3(22). - С. 83-87.
4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Как-Калик. - М.: Просвещение, 1987. -
190 с.
5. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 2005. - 368 с.
6. Михалкина С.А., Майдокина Л.Г., Цыбусова
B.В. Развитие коммуникативной компетентности будущего педагога по физической культуре посредством интерактивных форм обучения / С.А. Михалкина, Л.Г. Майдокина, В.В. Цыбусова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-3. - С. 360-367.
7. Савинова Т.В. Содержательное оснащение процесса развития компетентности студента как субъекта педагогического общения / Т.В. Савинова // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 1(5). -
C. 76-78.
Сведения об авторах:
Михалкина Светлана Александровна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», e-mail: [email protected]
Савинова Татьяна Викторовна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
S. Mikhalkina (Saransk, Russia), сandidate of psychological Sciences, senior Lecturer of the Department of Psychology Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, e-mail: [email protected]
T. Savinova (Saransk, Russia), сandidate of psychological Sciences, аssociate Professor Department of Psychology Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, e-mail: [email protected]