Инновационные системы и технологии
подготовки специалистов
Е. Л. Касьяник
(г. Минск, Беларусь)
система непрерывного инженерно-педагогического
образования в республике беларусь
В статье представлен анализ системы непрерывного инженерно-педагогического образования Республики Беларусь. Значительное внимание уделено вопросу повышения квалификации и переподготовки руководящих и инженерно-педагогических кадров учреждений профессионального образования. Описываются принципы разработки образовательных программ дополнительного образования взрослых, современные модели их реализации.
Исходные положения, лежащие в основе модели развития любой организации, в том числе и учреждения профессионального образования: сегодня работа организации обусловлена историей ее развития, будущими целями, а в действительности события, происходящие в организации, характеризуются знаниями, навыками, умениями и опытом ее сотрудников [1].
Бесспорно, что одним из ключевых факторов, обеспечивающих качество профессионального образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние его кадрового потенциала.
Сегодня в учреждениях профессионального образования работают более 20 000 педагогических работников, роль и обязанности которых с каждым годом все более усложняются и дифференцируются. Модернизация системы профессионального образования осуществляется на основе внедрения в Республике Беларусь новой Национальной системы квалификации, международных профессиональных стандартов по рабочим профессиям. С учетом компетенций WorldSkШs, модульной технологии проектирования учебных планов, основанной на компетентност-ном подходе, рост научно-технического прогресса и появление новых технологий и профессий, ориентация на устойчивое социально-экономическое развитие, развитие малых
и средних предприятий, ускорение процессов накопления и распространения информации, диверсификация контингента обучающихся значительно трансформируют требования к компетенции педагогических работников учреждений профессионального образования. Помимо основной функции - обучения профессии - современный педагог выполняет и функции, обеспечивающие развитие системы профессионального образования, среди которых следует особо отметить участие в разработке новых моделей специалистов, профессиональных и образовательных стандартов, программ развития образовательных учреждений, взаимодействие с социальными партнерами. Значительно повышаются и требования к руководителям учреждений профессионального образования, развитию их управленческой компетентности.
Вместе с тем следует отметить возрастной дисбаланс в руководящих и педагогических кадрах в профессиональном образовании: доля преподавателей и мастеров производственного обучения пенсионного и предпенсионного возраста составляет 29% (из них пенсионного - 13%), руководителей учреждений профессионального образовании - 44 % (из них пенсионного - 14%). Медленно происходит обновление педагогического корпуса: доля преподавателей и мастеров производственного обучения до 30 лет составляет 19%. Проблема заключается не только в привлече-
нии молодых выпускников учреждений высшего и среднего специального образования в профессиональную школу, но и в условиях для их закрепления на рабочем месте и повышения трудовой мотивации (при росте доли педагогических работников со стажем до 5 лет отмечается уменьшение доли категории со стажем от 5 до 10 лет]. Данные представлены на основе анализа базы данных «Кадры ПТО» по состоянию на 01.02.2015.
В целом в республике сложилась открытая система подготовки инженерно-педагогических кадров, обеспечивающая квалифицированными кадрами учреждения профессионального образования.
Система непрерывного инженерно-педагогического образования в Республике Беларусь включает:
- среднее специальное инженерно-педагогическое образование;
- высшее инженерно-педагогическое образование;
- послевузовское образование;
- дополнительное образование взрослых.
В структуре непрерывной подготовки специалистов образования предусмотрена возможность получения среднего специального педагогического образования на базе индустриально-педагогических колледжей (3-4 года обучения]. Обучение в индустриально-педагогическом колледже отличается практико-ориентированностью приобретаемых знаний и умений, достаточной общепедагогической подготовкой. Выпускники индустриально-педагогических колледжей могут работать в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, имеют возможность получить высшее образование в сокращенные сроки.
Специальности индустриально-педагогических колледжей и учреждений высшего образования взаимосвязаны и интегрированы. В республике реализуются программы сокращенной подготовки выпускников индустриально-педагогических колледжей в учреждениях высшего образования.
На уровне высшего педагогического образования реализуется двухступенчатая система подготовки педагогических кадров: специалистов и магистров. Первая ступень (4-5 лет обучения] обеспечивает подготовку специалистов с высшим образованием, обладающих фундаментальными и специальными знаниями и навыками в соответствии с про-
филями подготовки, которые могут работать в учреждениях образования всех уровней. Вторая ступень высшего образования - магистратура (1-2 года] - обеспечивает формирование знаний и навыков научно-педагогической, научно-исследовательской и инновационной деятельности. Особенностью в подготовке специалистов образования на второй ступени стало открытие практикоориентиро-ванной управленческой магистратуры, выпускники которой могут работать менеджерами в учреждениях образования.
Подготовка по специальностям и направлениям специальностей, в рамках которых присваиваются инженерно-педагогические квалификации, ведется в 4 учреждениях высшего образования республики по 9 направлениям. В то же время данные направления и специальности не обеспечивают в полной мере подготовку преподавателей и мастеров производственного обучения по востребованным профессиям, а охватывают только массовые профессии. Острым остается вопрос о подготовке педагогических работников по «узким» профессиям, главным источником кадров для которых остается производство.
Подготовка научных работников высшей квалификации осуществляется через аспирантуру и докторантуру, образовательная программа которых реализуется в дневной и заочной (только в аспирантуре] формах получения образования либо в форме соискательства. Послевузовское образование является средством углубления теоретической и специальной подготовки научных работников высшей квалификации, овладения ими современными методами и средствами научных исследований, умением самостоятельно на высоком уровне вести научную, педагогическую и воспитательную работу.
Международный опыт свидетельствует о том, что высокоразвитые системы образования концентрируют сегодня внимание на развитии профессиональных компетенций педагогических работников учреждений образования. Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие.
ЮНЕСКО еще в 90-е годы 20 века сформулировало международные образовательные ориентиры - важнейшей чертой современного обучения, в том числе и корпоративного, является его направленность на подготовку
человека (педагога) к активному освоению ситуаций социальных перемен. Обучение персонала (руководящих и педагогических кадров), направленное на развитие профессиональных компетенций, может быть двух типов: поддерживающее и инновационное. Поддерживающее обучение направлено на поддержание, воспроизводство существующей профессиональной компетентности, профессионального и социального опыта. Инновационное обучение стимулирует к внесению инновационных изменений в существующую профессиональную деятельность, социальную среду. Именно инновационное обучение педагогов является залогом стратегического развития учреждения образования при условии согласованности его содержания с ценностями и смыслами организации.
В сложившейся практике обучения персонала выделяют следующие формы: обучение на рабочем месте (инструктаж, ротация, ученичество и наставничество), обучение вне организаций (повышение квалификации, переподготовка кадров), стажировка, «внутрифирменное» обучение. Определение актуальных траекторий обучения педагогов и руководителей учреждений осуществляется в процессе их аттестации.
В республике сложилась система повышения квалификации педагогических работников учреждений образования. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Ежегодно около 20% руководящих работников и специалистов успешно осваивают образовательные программы повышения квалификации по актуальным вопросам развития профессионального образования, базирующихся на современных форматах обучения и образовательных технологиях, в том числе дистанционных. За последние десять лет в Учреждении образования «Республиканский институт профессионального образования» (РИПО) повысили квалификацию 23750 педагогических работников учреждений профессионально-технического образования, при этом на базе ОУМЦ - 7942 человека.
Повышение требований к профессиональной компетентности руководящих и педаго-
гических кадров влечет за собой и повышение требований к содержанию образовательных программ повышения квалификации, поиску новых форм их реализации. В РИПО разработаны современные требования к реализации образовательных программ повышения квалификации.
Проектирование и организация повышения квалификации (далее - ПК) осуществляются на основе следующих принципов:
1. Унификации структуры и вариативности содержания. Учебные программы ПК должны иметь, с одной стороны, стандартизованную структуру в целях обеспечения требований нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу деятельности, а с другой - множество альтернативных подходов к определению содержания для адекватного и гибкого реагирования на изменение запросов на образовательные услуги.
2. Целевого предназначения учебного содержания. Содержание учебных программ ПК необходимо разрабатывать с учетом достижения намеченных целей по формированию либо развитию профессиональных компе-тентностей слушателей, а не только для распоряжения имеющимися ресурсами.
3. Относительной автономности компонентов содержания. Разделы, выделяемые в структуре учебной программы, должны иметь самостоятельную ценность и обеспечивать подготовку слушателя к выполнению определенной профессиональной функции.
4. Практической направленности. Организация деятельности слушателей должна быть акцентирована на поддержку процесса переноса приобретенных знаний в практическую деятельность. Это предполагает использование неэкспертных методов деятельности, таких как тьюторство, коучинг, использование передового педагогического и управленческого опыта как источника повышения компетентности кадров путем вовлечения в процесс ПК педагогических коллективов передовых учреждений образования.
5. Прагматичности. ПК должно заканчиваться конкретным продуктом (результатом), разработанным слушателем в ходе обучения (проектом, учебной программой, нормативно-правовым документом и т.д.), имеющим практическую ценность с точки зрения как сформированных компетентностей, так и реализуемости его в конкретной деятельно-стной ситуации.
6. Обратной связи. Диагностика и прогноз вероятных затруднений практических работников должны находиться в тесной взаимосвязи с проектированием и реализацией программ ПК.
7. Персонализации. Опора на инициативу самих обучающихся, повышение их личной ответственности за уровень своей профессиональной квалификации.
8. Перспективности в обучении. ПК должно обеспечивать условия реализации перспективных потребностей профессионального развития педагогических кадров. Этот принцип подразумевает дальнейшее сопровождение слушателя в его практической деятельности и отслеживание результативности реализации полученного на ПК продукта в реальной педагогической деятельности.
Выделенные принципы проектирования образовательной программы повышения квалификации легли в основу разработки новых подходов к реализации программы. Наряду с классическим подходом, очной моделью повышения квалификации, когда все запланированные занятия являются аудиторными, т.е. проводятся под руководством преподавателя в группе слушателей в учебных аудиториях, можно выделить еще несколько моделей:
1. Модель повышения квалификации со стажировкой.
Данная модель ПК представляет собой интегрированное повышение квалификации руководителей и педагогических работников учреждений профессионального образования, сочетающее совершенствование их компетентности в области реализации образовательного процесса и по основной специальности (управленческой деятельности]. Такое сочетание достигается посредством включения в учебную программу стажировки слушателей в ведущих организациях (предприятиях], ресурсных центрах как Республики Беларусь, так и стран-участников СНГ и Европейского Союза.
Реализация данной формы повышения квалификации особо актуальна в сложившейся ситуации, когда только 5 % преподавателей учебных предметов (дисциплин] профессионального компонента и 17,5 % мастеров производственного обучения проходят стажировку в ведущих организациях и на предприятиях республики и за рубежом, что не позволяет в достаточной мере внедрять новые технологии в образовательный процесс,
обеспечивая тем самым его высокое качество с учетом потребностей реального сектора экономики.
2. Корпоративно-сетевая модель повышения квалификации.
Задачами использования корпоративно-сетевой модели являются повышение доступности образовательных услуг в сфере повышения квалификации, распределение функций по организации и реализации образовательных программ ПК между РИПО и Областными учебно-методическими центрами (ОУМЦ], поддержка практики использования современных информационных технологий в образовательном процессе.
При реализации корпоративно-сетевого повышения квалификации 30-35% запланированных учебных занятий проводятся очно, на базе ОУМЦ либо учреждений образования, 65-70% проводятся посредством видеоконференции в режиме реального времени (online).
3. Дистанционная модель повышения квалификации.
Задачей повышения квалификации в дистанционной форме является создание максимально благоприятных условий обучения педагогических работников за счет обеспечения возможностей обучаться по месту работы в удобное для них время.
При реализации дистанционного ПК 3035% запланированных учебных занятий проводятся очно, на базе РИПО, 65-70% — дистанционно, с использованием информационно-компьютерных технологий. Учебный процесс включает очные этапы и дистанционный. Учебные занятия во время дистанционного этапа могут проводиться как on-line, так и of-line.
4. Интегративная модель повышения квалификации.
Задачей использования интегративной модели повышения квалификации является создание условий для реализации поведенческого, гуманистического и психодинамического подходов в процессе обучения путем использования групповых и индивидуальных консультаций.
При реализации интегративного повышения квалификации до 20% учебных занятий проводятся бинарно: двумя преподавателями, один из которых является тренером, другой — супервизором.
После окончания освоения образователь-
ной программы повышения квалификации слушателям в течение месяца дистанционно предоставляется супервизорская поддержка их практической деятельности.
Диверсификация функций педагогических работников, интенсивный рост инновационных технологий, внедряемых в производство, предъявляют особые требования к интенсивности повышения квалификации, обновления имеющихся профессиональных знаний, недостаточным становится повышение квалификации раз в пять лет. Одним из возможных путей решения данной проблемы является внедрение накопительной формы повышения квалификации, основанной на модульном подходе к развитию или формированию профессиональных функций педагога, построении индивидуальной траектории обучения каждого слушателя и учете кредитно-за-четных единиц.
Необходимость организации переподготовки кадров профессионального образования, и прежде всего преподавателей и мастеров производственного обучения, обусловлена значительным количеством пришедших на эти должности с производства инженеров, техников и квалифицированных рабочих, обладающих умениями и навыками работы на современном оборудовании, знающих его конструкцию и принципы действия, но незнакомых хотя бы с началами педагогики. Так, среди преподавателей специальных и общепрофессиональных предметов около 32%, а среди мастеров производственного обучения около 37% не имеют педагогического образования, соответствующего занимаемой должности. Среди таких управленческих кадров, как заместители директоров, не соответствуют занимаемой должности по образованию около 9% лиц.
С целью повышения профессионального мастерства руководящих и педагогических работников учреждений образования разработаны образовательные программы пере-
подготовки для лиц, имеющих высшее образование, по специальностям: «Профессиональное обучение» (квалификация «Преподаватель»), «Педагогическая деятельность специалистов» (квалификация «Преподаватель»); «Социальная педагогика» (квалификация «Социальный педагог»), «Практическая психология» (квалификация «Педагог-психолог») и «Менеджмент учреждений профессионального образования» (специальность «Менеджер в сфере образования»), и для лиц, имеющих среднее специальное образование - по специальности «Профессиональное обучение» (квалификация «Мастер производственного обучения»).
Для преодоления негативных факторов и придания непрерывному инженерно-педагогическому образованию опережающего характера необходимо разработать:
1. Профессиональные стандарты (рамки профессиональных компетенций) для педагогов и руководителей учреждений профессионального образования с учетом диверсификации их трудовых функций.
2. Современную функциональную модель деятельности инженерно-педагогических кадров учреждений профессионального образования (совмещение трудовых функций мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин).
3. Систему развития кадрового потенциала руководителей учреждений профессионального образования (института кадрового резерва) и требование обязательного образования в области управления образовательными системами.
4. Социальные гарантии для молодых специалистов учреждений профессионального образования.
5. Систему стажировки мастеров производственного обучения и преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента на предприятиях.
Литература
1. Психология менеджмента / под ред. проф. Г. С. Никифорова. - Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. - 384 с.