Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение работы по профилактике девиантного поведения обучающихся в профессиональных образовательных организациях'

Педагогическое обеспечение работы по профилактике девиантного поведения обучающихся в профессиональных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА / СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / DEVIANT BEHAVIOR / PREVENTIVE WORK / SOCIAL NORM / SECONDARY SPECIALIZED EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Бурнашева Элиетта Павловна

Тема девиантного поведения, рассматриваемая в данной статье, не характеризуется принципиальной новизной, однако в данный исторический момент, столь ответственный для нашего социума, ее изучение становится еще более актуальным. В контексте данного исследования проведены обзор и анализ девиантного поведения в рамках образовательного процесса среднеспециального учебного заведения, с чем связано использование понятия «воспитательно-профилактическая работа». Данная деятельность трактуется автором как целенаправленный контролируемый процесс взаимного духовного обогащения педагогов и учащихся, направленный на социализацию личности через превенцию и элиминацию негативных факторов, обусловливающих девиантность ее поведения. Выделены принципы, лежащие в основе профилактической деятельности в среднеспециальном учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ENSURING WORK ON PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOUR OF STUDENTS IN THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The theme of deviant behavior, considered in this article, is not characterized by fundamental novelty, but at this historical moment, so responsible for our society, its study becomes even more relevant. In the context of this study, the review and analysis of deviant behavior in the educational process of secondary educational institutions, which is associated with the use of the concept of "educational and preventive work". This activity is interpreted by the author as a purposeful controlled process of mutual spiritual enrichment of teachers and students, aimed at the socialization of the individual through the prevention and elimination of negative factors that determine the deviance of her behavior. The principles underlying the preventive activity in the secondary specialized educational institution are highlighted.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение работы по профилактике девиантного поведения обучающихся в профессиональных образовательных организациях»

8. Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах / Н.Н. Ушаков. — М.: Просвещение, 1986. — 83 с.

9. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку / Н.Н.Ушаков, Г.И. Суворова. — М.: Просвещение, 1985. —173 с.

10. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 2001. — С. 142

11. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 2006. —384 с.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, профессор кафедры

«Педагогика, психология, право, история и философия» Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет

имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Бурнашева Элиетта Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Щадринск)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. Тема девиантного поведения, рассматриваемая в данной статье, не характеризуется принципиальной новизной, однако в данный исторический момент, столь ответственный для нашего социума, ее изучение становится еще более актуальным. В контексте данного исследования проведены обзор и анализ девиантного поведения в рамках образовательного процесса среднеспециального учебного заведения, с чем связано использование понятия «воспитательно-профилактическая работа». Данная деятельность трактуется автором как целенаправленный контролируемый процесс взаимного духовного обогащения педагогов и учащихся, направленный на социализацию личности через превенцию и элиминацию негативных факторов, обусловливающих девиантность ее поведения. Выделены принципы, лежащие в основе профилактической деятельности в среднеспециальном учебном заведении.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактическая работа, социальная норма, среднеспециальные учебные заведения.

Annоtation. The theme of deviant behavior, considered in this article, is not characterized by fundamental novelty, but at this historical moment, so responsible for our society, its study becomes even more relevant. In the context of this study, the review and analysis of deviant behavior in the educational process of secondary educational institutions, which is associated with the use of the concept of "educational and preventive work". This activity is interpreted by the author as a purposeful controlled process of mutual spiritual enrichment of teachers and students, aimed at the socialization of the individual through the prevention and elimination of negative factors that determine the deviance of her behavior. The principles underlying the preventive activity in the secondary specialized educational institution are highlighted.

Keywords: deviant behavior, preventive work, social norm, secondary specialized educational institutions.

Введение. Изменения в социальной и экономической сферах, имеющие место в последние несколько десятилетий, оказали влияние на самые разные аспекты жизни россиян. Наряду с положительными преобразованиями, способствующими совершенствованию личности в различных областях, в социуме наблюдается интенсификация таких отрицательных факторов, как социальное расслоение, отсутствие работы у представителей трудоспособного населения, игнорирование духовных благ при повышенном внимании к ценностям материального характера, вследствие чего усилилась социальная растерянность молодежи и снизился возраст преступности. В настоящее время описанная ситуация связана с отсутствием национальной идеи и четких критериев правильного поведения в обществе, а также со склонностью молодых людей к асоциальному образу жизни (не в последнюю очередь «благодаря» воздействию СМИ). Таким образом, весьма перспективным направлением можно считать проведение воспитательных бесед с учащимися школ, защиту их гражданских прав, а также подготовку к данной деятельности учителей, родителей и руководителей образовательных учреждений.

Особую роль в области предотвращения правонарушений играет знание психологического и педагогического характера, основанное на изучении сущности и причин девиантного поведения (далее -ДП), а также средств и способов воспитания. Различным аспектам воспитательного процесса (теоретическим, методологическим и т.д.) посвящены труды классиков отечественной педагогики: Надежды Константиновны Крупской, Антона Семёновича Макаренко, Константина Дмитриевича Ушинского и других.

Изложение основного материала статьи. Проблемы социального воспитания стали объектом пристального исследования в раннесоветский период (1920-е - 30-е годы) в связи с неудовлетворительным социальным положением несовершеннолетних граждан (огромным количеством беспризорных и сирот) и увеличением количества незаконных деяний среди молодежи. Например, П.П. Блонский и С.Т. Шацкий рассматривают основные теоретические аспекты социального воспитания, а О.С. Газман и Л.И. Новикова уделяют внимание национальной специфике воспитания, позиционируя учебное заведение в качестве основного источника социального воспитания детей [2, 3].

С 1980-х годов социальные, психологические и педагогические вопросы, связанные с работой воспитательно-профилактического типа, разрабатывались в рамках исследований, посвященных профилактике ДП учащихся школ и повышению уровня их правовой грамотности.

По мнению большинства социологов, психологов и педагогов-теоретиков, ключевое значение при профилактике ДП имеет проведение профилактических мероприятий в детской и подростковой среде. Это связано с тем, что в данном возрасте происходит формирование человеческой личности, ее склонностей,

убеждений и иерархии ценностей. Как правило, подростки 15 - 17 лет проходят обучение в старшей школе или среднеспециальном учебном заведении - следовательно, обязанности по предотвращению ДП среди представителей упомянутой возрастной группы ложатся на плечи педагогов и школьной администрации.

Следует отметить, что, несмотря на возрастание роли воспитательной составляющей в современном образовании, профилактике ДП уделяется недостаточно внимания. Нередко профилактические (превентивные) мероприятия проводятся на формальном уровне, с доминированием административных методов воздействия, что делает социальную адаптацию личности будущего специалиста значительно более трудоемкой. Приоритет предотвращения незаконных действий со стороны подростков, официально являющийся частью образовательной политики нашего государства, пока слабо реализуется в практической деятельности конкретных людей и учреждений.

Анализ научных трудов [1, 5] и запросов реальной практики в области среднего образования демонстрирует, что при безусловной многоаспектности психолого-педагогических, юридических, медицинских и иных исследований, связанных с проблемой ДП, при их несомненной практической и теоретической ценности, использование полученных результатов в рамках повседневной педагогической практики связано с серьезными трудностями. Таким образом, проблему ДП подростков следует теоретически осмысливать и подвергать эмпирической проверке.

Одной из ключевых задач, стоящих перед любым современным государством, является создание экономически устойчивого и здорового общества. Следует помнить о том, что молодежь находится в фокусе государственных интересов, так как типичные черты характера, поведение и образ жизни представителей данной возрастной группы оказывают прямое и весьма существенное влияние на функционирование сложившейся общественной системы. Преобразования, характерные для российского социума, выявили необходимость помощи подросткам с ДП, организации и проведения регулярных превентивных мероприятий, интеграции проблемных подростков в широкую социальную среду.

В специальной литературе по педагогике, психологии и социальным наукам для обозначения поведения, расходящегося с общепринятыми нормами, используется термин «девиация» (лат. "deviantio" -«расхождение», «отклонение»). Девиация представляет собой один из аспектов феномена изменчивости, свойственной и для homo sapiens, и для всей живой природы. В контексте общественных отношений изменчивость сводится к взаимодействию личности с окружающей действительностью и репрезентируется в его поведенческом сценарии - нормальном или девиантном, разграничить которые представляется возможным далеко не в любой ситуации. Для осознания сущности девиаций ключевым выступает понятие нормы. Под социальными нормами понимают комплекс императивов и рекомендаций, адресуемых обществом своим представителям для регулирования их деятельности и отношений. Данные рекомендации и императивы формируют одобряемый спектр поступков (совершаемых и не совершаемых), направляя и корректируя поведение личности в определенных пространственно-временных условиях. В настоящее время, на фоне многочисленных и радикальных реформ, вопрос интерпретации и использования норм стоит особенно остро, поскольку они регулируются в контексте доминирующей иерархии ценностей, убеждений и потребностей. С точки зрения большинства социологов и политологов [5], признаком, отделяющим девиантное поведение от нормального, следует считать наличие объективной угрозы социальному и физическому благополучию окружающих.

В научной литературе ненормативное поведение обозначают разными прилагательными - «аномальное», «асоциальное», «девиантное», «делинкевентное», «деструктивное» и т.д. При этом при выделении различных типов подобного поведения имеет место определенная «терминологическая чехарда». В связи с этим Я.И. Гилинский отмечает, что, несмотря на множество работ, посвященных вопросам ДП, суть данного явления до сих пор остается неясной. Выражая солидарность с позицией ряда авторов (М.А. Галагузова, Г.Н. Штинова и других), в рамках данной работы мы останавливаемся на позиции, что понятие «ненормативное поведение» является весьма широким, включая в себя все существующие разновидности девиаций: криминальное поведение, делинквентное поведение и собственно ДП [1].

Автор статьи трактует ДП как самый распространенный тип ненормативного поведения психически полноценного индивида, имеющий результатом выпадение последнего из социальной среды из-за регулярного пренебрежения нормами и ценностями, служащими ориентиром в данном социуме. Под делинквентным поведением (лат. "delinquens" - «провинность») мы понимаем разновидность ненормативного поведения, противоречащего требованиям правового характера (поступки или их отсутствие, не соответствующие административному законодательству). Наконец, криминальное поведение трактуется нами как ненормативное поведение, при котором имеет место нарушение Уголовного кодекса и, как правило, формирующееся на базе девиантного и делинквентного поведения. Следовательно, для девиаций свойственны разнообразные отклонения от известного поведенческого стандарта. Обращая внимание на ряд не очень существенных различий, многие авторы считают основным признаком девиаций нарушение тех или иных конвенций: морально-нравственных, этикетных, профессиональных или юридических [2].

Профилактика или, иначе говоря, превенция ДП (а также делинквентного и криминального поведения) выступает крайне значимой, даже необходимой составляющей социального контроля - наряду с репрессивными мерами (наказанием). В наше время в большинстве цивилизованных стран все чаще говорят о кризисе пенитенциарной системы (T. Mathiesen, N. Christie и др.), о фактической исчерпанности традиционных государственных мер борьбы с преступностью, краеугольным камнем которых являются санкции карательного характера.

В настоящее время человечество начинает постепенно переходить от наказаний к профилактике преступлений, о целесообразности которой свидетельствует российский и международный опыт. Безусловно, предотвращение всех противозаконных деяний не представляется возможным, однако частичная превенция определенных нарушений является не только осуществимой, но и совершенно необходимой.

По данной причине в современном российском социуме становятся более актуальными вопросы, связанные с предотвращением и искоренением молодежной преступности. При этом профилактику нужно воспринимать как средство недопущения социально-вредоносных явлений: воровства, хулиганства, мошенничества, агрессивного поведения, употребления и распространения запрещенных веществ и т.д. Наиболее важную роль играет научное знание, являющееся фундаментом исследований основ ненормативного поведения подростков и обязательным условием для осуществления мероприятий по

превенции антиобщественного поведения подростков, а также для системной методической поддержки данного процесса.

Большинство экспертов в сфере психологии, педагогики и криминологии считают профилактику отклонений наиболее важным направлением, поскольку подростковый возраст является тем периодом, когда формируется человеческая личность: идеалы, убеждения, потребности, интересы и иерархия ценностей. С точки зрения специалистов, учащение случаев ДП в подростковой среде имеет следующие причины [4]:

- наличие большого количества энергии;

- неуверенность в себе, связанная с промежуточным этапом социализации;

- низкий общественный статус;

- осознание социальной несправедливости, социального неравенства;

- наличие трудностей с реализацией своего потенциала в мире взрослых и т.д.

Выраженность ДП также детерминируется недостаточной осведомленностью о социальных и правовых поведенческих нормах. В связи с этим предупреждение преступлений среди несовершеннолетних - это не только один из базовых элементов единой системы по предотвращению преступности на территории страны. Ее содержание и функции неотделимы от деятельности по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Несовершеннолетние представляют собой группу населения, для которой характерны стремительное физическое, психологическое и социальное развитие, связанное с возрастными особенностями и спецификой социальных отношений при детерминирующей роли педагогических и иных воздействий. Речь идет о гражданах РФ в возрасте от 14 до 17 лет включительно, которые, как правило, проходят обучение в старшей школе или в среднеспециальном образовательном учреждении (колледже, училище, техникуме). В соответствии с результатами анализа, успешность деятельности педагогов по предотвращению ДП учащихся в значительной степени детерминирует итоги превенции подростковой преступности в социуме. Именно по данной причине в учебном заведении следует организовать научно выстроенный, структурированный, свободный от внутренних противоречий учебно-воспитательный процесс по предупреждению ДП среди подростков.

Существенную роль в данном процессе играет партнерство, поскольку нужно соответствовать требованиям, обозначенным в действующем законодательстве о предотвращении преступлений, выстраивать сотрудничество с комиссиями по делам несовершеннолетних, правозащитными организациями и прочими субъектами превенции.

Не менее значимым вопросом выступает научно-методическое обеспечение профилактической деятельности, принимающее во внимание истоки и отличительные черты различных девиаций. Существенное значение среди причин разнообразных девиаций в поведении несовершеннолетних имеют особенности психологического, социального, педагогического и биологического характера, которые необходимо знать для успешной организации профилактической работы в учебных заведениях.

Осуществленный анализ профилактической деятельности в колледжах, училищах и техникумах демонстрирует, что для нее в настоящее время характерен не персонифицированный подход, а формализм и смешивание профилактики с наказанием; многие учебные заведения, как и раньше, пытаются оградить себя от занятий с «проблемными» детьми. Недостаточно высокая профессиональная квалификация работников в области предотвращения ДП, неэффективное взаимодействие с семьей трудного ребенка и соответствующими органами - причины низкой результативности профилактической деятельности [3].

Противоречие, которое наблюдается между потребностью общества в превенции ненормативного поведения учащихся, с одной стороны, и недостаточной успешностью профилактической работы, осуществляемой профессиональными образовательными учреждениями, с другой стороны, легло в основу проблемы нашего исследования: поиска путей дальнейшего развития социально-педагогической деятельности по предотвращению ДП и других видов отклоняющегося поведения учащихся.

Научная перспективность решения данной проблемы состоит в формулировании теоретических принципов и практических пожеланий по выстраиванию профилактики ДП, создающей условия для снижения его выраженности у современной молодежи, а также для превенции подростковой преступности.

Выводы. Тема ДП не характеризуется принципиальной новизной, однако в данный исторический момент, столь ответственный для нашего социума, ее изучение становится еще более актуальным. В начале нового тысячелетия взаимодействие индивида, семьи и общества реализуется в контексте радикальной трансформации общественных отношений, способствующей не только положительным, но и деструктивным изменениям в тех или иных областях общественной жизни. Затруднения, имеющие место в рамках приспособления представителей различных социальных групп к требованиям, предъявляемым рыночной экономикой, приводят к ослаблению межличностных контактов, истончению связи поколений, потере или деформации базовых обычаев и традиций. Массовый рост различных форм общественной аномалии (употребление наркотиков, проституция, алкоголизм, сектантство и т.д.), увеличение количества преступлений, значительный регресс в области нормативного регулирования социальных отношений, - все перечисленные и другие отрицательные факторы, наблюдаемые в современном обществе, подталкивают педагогику и психологию к анализу содержания, причин, а также основных характеристик ДП и его главных субъектов - криминальных объединений и девиантной личности.

ДП представляет собой социально-психологическое явление, состоящее в нарушении индивидом поведенческих норм, функционирующих в данном социуме, и отражающее докриминальный уровень ненормативного поведения.

Детальное изучение теоретических концепций (социальных, психологических и других) демонстрирует довольно печальную ситуацию: вредоносное, - безнравственное или праздное, - социальное окружение может нанести серьезный вред умственному и психическому развитию индивида, не позволить реализоваться его естественной потребности в духовном росте, привести к определенным отклонениям во взаимодействии с окружающими, от прямой агрессии до пренебрежения отельными нормами повседневного общения [4; 5].

Современные исследования ДП личности позволяют утверждать, что как комплексная форма общественного поведения она обусловлена множеством взаимозависимых факторов: социальных, экономических, культурных, психологических, педагогических, биологических. С выраженностью перечисленных факторов связано увеличение количества «трудных» подростков и совершаемых ими преступлений.

Значительное количество причин и разновидностей ДП требует многоаспектного подхода к выстраиванию педагогической деятельности по предотвращению и коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Мы трактуем профилактику ДП как систему своевременных действий, ориентированных на предупреждение и элиминацию негативных воздействий, способствующих расхождению личности с принятыми в социуме поведенческими нормами.

В ходе исследования было установлено, что профилактическая деятельность в общеобразовательной школе и среднеспециальном учебном заведении базируется на следующих принципах:

- бережное отношение к общечеловеческим ценностям, его чувствам и идеалам, а также уважение к закону как основе общественного порядка;

- комплексность, состоящая в системном подходе к анализу личности на трех уровнях: психологическом, социальном и образовательном; отлаженное взаимодействие учителей, родителей, школьного руководства и всех учреждений, так или иначе связанных с вопросами образования;

- учет возраста учащегося и выраженности и типа ДП при выборе целей, задач и средств профилактики, прогнозировании ее результатов;

- значительное количество векторов, форм и способов профилактической деятельности;

- совместные усилия педагогов и их подопечных, направленные на борьбу с ДП и способствующие личностному росту участников учебно-воспитательного процесса.

В контексте данной статьи проведены обзор и анализ ДП в рамках образовательного процесса среднеспециального учебного заведения, с чем связано использование понятия «воспитательно-профилактическая работа». Данная деятельность трактуется автором как целенаправленный контролируемый процесс взаимного духовного обогащения педагогов и учащихся, направленный на социализацию личности через превенцию и элиминацию негативных факторов, обусловливающих девиантность ее поведения.

Литература:

1. Гилинский Я.И. Социальный контроль над девиантным поведением в современной России: теория, история, перспективы / Я.И. Гилинский. - СПб., 1998. - С. 11-17.

2. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-2-е изд., испр. / Е.В. Змановская. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 288 с.

3. Ломакина Т.Ю., Попова Е.М. Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения обучающихся / Т.Ю. Ломакина, Е.М. Попова // Управление в социальных и экономических системах: м-лы XXIII Международная научно-практическая конференция, г. Минск, 15 мая 2014г./ркдкол.:Н.В.Суша (предс.) и др.; Минский ин-т управления. - Минск: Изд-во МИУ, 2014. - С. 116-117.

4. Попова Е.М. Воспитывающая среда как фактор эффективности воспитательно-профилактической деятельности / Е.М. Попова // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - №11. - 0,3 п.л.

5. Попова Е.М. Социально-педагогическая практика по предупреждению правонарушений / Е.М. Попова // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №11. - 0,3 п.л.

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, профессор кафедры

«Педагогика, психология, право, история и философия» Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет

имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Москва); кандидат педагогических наук,

старший преподаватель кафедры экономики транспорта Колчина Вера Викторовна

Уральский государственный университет путей сообщения (г. Екатеринбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. Анализируя перспективы и обязанности образования в XXI столетии, автор статьи подчеркивает огромное значение в нем правовой культуры, благодаря чему гражданин, имеющий профильное образование, становится важным фактором экономического роста государства. Отмечается потребность в квалифицированных исследованиях, способствующих закладыванию нормативно-правовых основ для решения проблем правового обучения и воспитания учащихся. Выделены ключевые особенности выстраивания правовой культуры у учащихся высших и средне-специальных учебных заведений: необходимость компетентного информирования будущих специалистов о законодательных нормах, связанных с выбранной ими сферой деятельности; применение в учебно-воспитательном процессе комплекса форм и методов обучения, нацеленных на приобретение теоретических знаний и формирование соответствующих умений; трансформация правового положения студента и выпускника во время обучения и при функционировании в качестве официально оформленного работника.

Ключевые слова: правовая культура, правовое государство, гражданское общество, профессиональное образование, студенты высших и средне-специальных учебных заведений.

Annоtation. Analyzing prospects and duties of education in the XXI century, the author of article emphasizes huge value in it legal culture thanks to what the citizen having profile education becomes an important factor of economic growth of the state. The need for the qualified researches promoting mortgaging of standard and legal bases for the solution of problems of legal training and education of pupils is noted. Key features of forming of legal culture at pupils of the highest and specialized secondary educational institutions are marked out: need of competent informing future experts on the legislative rules connected with the field of activity chosen by them; application in teaching and educational process of a complex of the forms and methods of training aimed at acquisition of theoretical knowledge and formation of the corresponding abilities; transformation of a legal status of the student and graduate during training and when functioning as officially issued worker.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.