Научная статья на тему 'Социально-культурное регулирование девиантного поведения юношества в досуговой деятельности'

Социально-культурное регулирование девиантного поведения юношества в досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЮНОШЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / WELFARE ACTIVITY / DEVIATION BEHAVIOR OF YOUTH / PEDAGOGICAL MODEL OF REGULATION DEVIATION BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Т. Г.

Социокультурное пространство включает не только досуговые учреждения, но и образовательные, в которых также осуществляется досуговый процесс. Система ценностей в большей степени формируется в образовательном процессе, и это необходимо учитывать при регулировании девиантного поведения в досуговой деятельности. Представлена модель социально-культурного регулирования девиантного поведения, основанная на системном и адаптивном подходах социального функционирования личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлова Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WELFARE REGULATION DEVIATION OF BEHAVIOUR OF YOUTH IN LEISURE ACTIVITY

The sotsiokulturnoe space includes not only leisure establishments, but also educational in which also it is carried out leisure process. The value system is in a greater degree formed in educational process, and it is necessary for considering at regulation deviation behavior in leisure activity. The model of welfare regulation deviation the behavior, based on system and adaptive approaches of social functioning of the person is presented.

Текст научной работы на тему «Социально-культурное регулирование девиантного поведения юношества в досуговой деятельности»

культурного наследия - для старших подростков; учебно- ности - предметно-практической, познавательной, коммуни-исследовательская деятельность - для старшеклассников. кативной, эмоционально-волевой, обеспечивая оптимальные

Как видим, амплификация деятельности сопровождает условия для саморазвития и самореализации личности. воспитанников детского музея во всех сферах жизнедеятель-

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. // Соб. соч.: в 6 т. / гл. ред. А.В. Запорожец. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4.

2. Зинченко, В.П. Человек развивающийся: очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М.: Тривола, 1994.

3. Френе, С. Избранные педагогические сочинения / пер. с фр.; общ. ред. и вступ. ст. Б.Л. Вульфсона. - М.: Прогресс. 1990.

4. Запорожец, А.В. Психология действия: избранные психологические труды. - М.; Воронеж, 2000.

5. URL: http://economy.polbu.ru/amplifikatsija.htm; http://slovotolk.ru/biz661. html

Bibliography

1. Vygotsky, L.S. Sobranie sochineny: in 6 vol. / with A.V. Zaporozhets. Children's psychology. - М: Pedagogics, 1984. - Т. 4.

2. Zinchenko, V.P. The Person developing: sketches of the Russian psychology / V.P. Zinchenko, E.B. Morgunov. - М: Trivola, 1994.

3. Frene, S. The selected pedagogical compositions: / the lane with фр.; with B.L.Vulfsona's item. - М.: Progress. 1990.

4. Zaporozhets, A.V. action Psychology: the selected psychological works. - М.; Voronezh, 2000.

5. URL: http://economy.polbu.ru/amplifikatsija.htm; http://slovotolk.ru/biz661. html Article Submitted 19.01.11

УДК 37

Т.Г. Орлова, ст. преп. ГОУВПОНГПУ, г. Новосибирск, E-mail: mba3@ngs.ru

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЮНОШЕСТВА В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социокультурное пространство включает не только досуговые учреждения, но и образовательные, в которых также осуществляется досуговый процесс. Система ценностей в большей степени формируется в образовательном процессе, и это необходимо учитывать при регулировании девиантного поведения в досуговой деятельности. Представлена модель социально-культурного регулирования девиантного поведения, основанная на системном и адаптивном подходах социального функционирования личности.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, девиантное поведение юношества, педагогическая модель регулирования девиантного поведения.

Девиантное поведение по своей природе - сложное социальное и психологическое явление. Как феномен, девиантное поведение существует с момента возникновения общества. Но проявление его может носить как индивидуальный, так и массовый характер. Современное российское общество в условиях структурной трансформации, изменения содержания социальных институтов и общностей характеризуется утратой традиционных рычагов воздействия на личность. Меняется положение личности в обществе, происходит кардинальная смена её ценностных ориентиров, провоцирующих и углубляющих социальные деформации, что изменяет молодежную культурную среду, нарушая процессы самовыражения и самоутверждения, направляя их в неблагоприятное русло [1-2].

Вместе с тем, культура, как система ценностей, формируется в процессе социализации личности во всех социальных институтах. В российском обществе сегодня происходит усиление роли культуры. Социально-культурное пространство предполагает формирование духовно-нравственной системы ценностей, которые в большей степени формируются в досуговой деятельности. Организация досуговой деятельности молодежи, формирующей высокую социальную культуру, является актуальной задачей педагогической науки [3-5].

Существующая ситуация в образовательных учреждениях, школах, детских домах, лицеях, колледжах, высших учебных заведениях свидетельствует, что досуговой деятельности молодежи зачастую не уделяется необходимого внимания [6]. В то же время, девиации - широко распространённое явление, проявляющееся в разных формах, статистический учёт которых практически не ведётся. Регулирование девиантного поведения в образовательных учреждениях средствами досуговой деятельности носит в основном неэффективный, стихийный и бессистемный характер, хотя именно в досуговой деятельности существуют наиболее эффективные методы воздей-

ствия на подростков и молодежь. Имеется потребность в регулировании девиантного поведения через превенцию (предупреждении, психопрофилактика) и интервенцию (преодоление, коррекция, реабилитация), но в настоящее время отсутствуют эффективные педагогические программы, направленные на профилактику девиантного поведения, на организацию досуговых мероприятий, свободных от девиантных традиций, ориентированных на здоровый образ жизни и содержательный досуг. Отсутствуют теоретико-методологические подходы регулирования девиантного поведения молодежи, нет системных социокультурных технологий профилактики и регулирования различных девиаций через досуговую деятельность. И главное, формирование досуговой деятельности, свободной от девиаций, в образовательных учреждениях никак не регулируется. Образовательные учреждения не уделяют этому вопросу должного внимания.

Социальная реальность и проведённый анализ научной литературы позволяет констатировать, что сегодня слабо разработана проблема использования педагогических и социально-психологических технологий, применяющих системный подход в досуговой деятельности, позволяющих регулировать социальное функционирование и корректировать нарушения в механизмах социально-психологической адаптации личности. В связи с этим, возникает противоречие между ростом различных девиаций в молодёжной среде - и недостаточным использованием огромного потенциала социокультурных воздействий на личность, которые могут быть подключены в досуговой деятельности.

Цель исследования: Обосновать социально-культурную модель регулирования девиантного поведения юношества путем организации досуговой деятельности в образовательном процессе.

Объект и методы исследования. Эксперимент проводился в МБОУ г. Новосибирска лицее №9, МБОУ г. Новосибирска, МБОУ СОШ № 128, Кировского района г. Новосибирска, НОУ НГМА колледж «Социальной работы», МБОУ детский дом № 1 г. Новосибирска, психологический центр «Берегиня» ООО «Гелиос» г. Новосибирска. Применялись следующие эмпирические методы: педагогический эксперимент, психолого-педагогическая диагностика, моделирование, метод математической обработки результатов, полученных в ходе экспериментального исследования, качественный и количественный анализ.

Результаты. Согласно культурологическому подходу, девиация возникает вследствие конфликта между культурными нормами общества и личности, в результате усвоения людьми субкультуры, нормы которой противоречат господствующей культуре. С точки зрения социально-нормативного критерия, ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной и социально-психологической адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социокультурной среды. Следовательно, одинаково проблемными являются как выраженное игнорирование социальных требований, так и нивелирование индивидуальности, например, в форме конформизма — полного подчинения интересов личности давлению среды. Социальнопсихологическая адаптация - это процесс взаимодействия личности и социальной среды, направленный на достижение определенной степени соответствия результатов требованиям социума; представляет собой самоорганизующуюся систему,

где основными элементами являются структурные компоненты личности, с одной стороны, и особенности социального окружения, с другой. Дезадаптация возникает в результате рассогласованности внешних социальных условий и внутреннего состояния личности, когда имеют место неудовлетворённые потребности личности в положительной оценке её деятельности окружающими. Она является явной причиной негативного влияния на процесс развития и формирования личности. Процесс адаптации личности протекает в социокультурном пространстве, которое для части юношества сосредоточено в образовательных учреждениях. Нарушение процесса адаптации приводит к тем или иным девиациям. Воздействие на процесс адаптации возможно с позиций понимания механизма этого явления, с учетом всех выявленных факторов. Дезадаптация развивается по синергетическим механизмам, и те же механизмы могут быть использованы для превенции и регулирования девиаций, в частности, формирование и регулирование досуговой деятельности, исключающей девиации, средствами образовательного учреждения.

Проведённый анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что девиантное поведение можно рассматривать как социально-культурное и социально-психологическое явление, возникающее в результате конфликта между нормами культуры общества и социально-культурными и нравственными нормами личности, приводящим к нарушениям процесса социализации личности, и проявляющееся в виде специфических приемов самовыражения, либо в массовых формах человеческой деятельности, в результате чего происходит нарушение целостности личности, ее функционирования, стресс аккультурации, аномия и дезадаптация (табл. 1).

Таблица 1

Классификация девиантного поведения: социокультурный подход

Лица с антисоциальным (делинквентным) поведением Проявляется в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную и гражданскую ответственность и соответствующее наказание. Находятся в конфликте с культурными и правовыми нормами общества. У подростков и юношей преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, распространение наркотиков.

Лица с аморальным (асоциальным) поведением Аморальные, примитивные потребности, низкий уровень культуры, несформированность этических норм и ценностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация культурных ценностей и отношений, эгоизм, эмоциональная черствость, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов. Находятся в конфликте с культурными и этическими нормами общества. Лица с таким типом поведения имеют выраженные патологические ситуационно-личностные реакции, особенности характера, педагогическую запущенность и как следствие стойкие отклонения в поведении: ложь, агрессивность, сексуальные девиации, вовлечённость в азартные игры на деньги, бродяжничество, граффити, иждивенчество, субкультурные девиации, вымогательство и др.

Лица с аутодеструктивным, саморазрушительным поведением Саморазрушительное поведение выступает в следующих формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, фанатическое, аутическое поведение, виктим-ное экстремальное поведение. Спецификой такого поведения является приверженность к субкультурам (алкогольная, наркотическая и др.), приверженность групповым субкультурным ценностям, наркотическая и алкогольная зависимость, курение, токсикомания. Для них характерен экзистенциальный вакуум, потеря системы базовых жизненных ценностей, нарушение самосознания личности.

Лица с деформированными потребностями Обладают более или менее широким кругом интересов, отличаются обостренным индивидуализмом, стремлением занять привилегированное положение за счет притеснения слабых. Низкий уровень морально-этических и нравственных норм, несформированное чувство эмпатии. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность, им доставляет удовольствие чужая боль.

Предваряя технологию социально-культурного регулирования девиантного поведения в культурно-досуговой деятельности, можно представить норму и отклонения в развитии личности с точки зрения системного подхода, который показывает, что основным критерием является культурация - аккультурация, адаптация - дезадаптация, то есть диспозицион-ное несоответствие системы личности системе ценностных ориентаций общества. Формирование диспозиционной систе-

мы личности осуществляется в процессе её воспитания и социализации в определенных социальных институтах (семье, школе, в среде сверстников и других учреждениях), именно здесь, в этих социальных институтах следует искать корни дезадаптивного образа жизни личности и нарушения в её развитии, и здесь же искать пути коррекционного педагогического воздействия.

Цель: формирование и развитие личностных новообразований, самостоятельности и психологического самоопределения, восстановления сил личности, развития ее творческих способностей, формирование самосознания.

Задачи:

Формирование

са мостоятел ьности

социальной

ответственности

личности,

способности к

психологическому

самоопределению;

Развитие

самодостаточности через реализацию программы "Девиантология"; Провести анализ эффективности програ мм ы.

Этапы: диагностический прогностический пра ктический обобщающий Методы: Самостоятельное строительство знаний,

Креативнотворческий метод; Эвристический метод (индиеидуа льные, групповые, игровые, коммуникативные)

Средства СКД:

- Устные;

- Наглядные;

- Технологические

- Психологопеда гогические

Функции:

- Образовательновоспитательная, развивающая;

- Диагностическая;

- Организационная;

- Прогностическая;

- Предупредительнопрофилактическая;

- Социальнотерапевтическая;

- Организационнокоммуникативная,

Педагогический потенциал средств социально культурной деятельности

Реализация дейстзий комплексной программы "Социально-культурное регулирование девиантного поведения"

с

о

8

п

а

Д

е

н

и

е

1 і г

Результат реализации программы

Критерии эффективности воздействия на юношей и девушек в КДД с условиях образовательного процесса:

- Сформированное^ механизмов адаптации

- Повышение уровня СПА

Принципы:

Комплексность;

Адресность;

Массовость;

Позитивность

информации;

Обращение к

чувствам;

Создание

открытости,

работоспособное

и,сотворчества

Сотрудничество

Диагностика и коррекции результата реализации программы

Условия реализации технологии:

Создание открытости доброже лател ьности сотворчества;

Обращение к чувствам; Побуждение интереса к изучаемой проблеме; Совместная деятельность педагога с учащимися и студентами;

Создание мотивации к саморазвитию; Оценивание работ осуществляется через их защиту, что дает ВОЗМОЖНОСТЬ для формирования адекватной самооценки юношей и девушек, ее изменения и самокоррекции.

Формы СКД:

Организация ("альтернативного деятельно-организационного досуга”, программы "Позитивнотворческой креативности", тренинг испытаний);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение (творческие лаборатории, музеи, семьи, "Вечер русского романса", лекции, семинары, защита творческих заданий, научные конференции, диспуты, тренинги, круглые столы, деловые игры, олимпиады);

Психопрофилактическая работа: активное социально обучение социально-важным навыкам, групповые тренинги, тренинги резистентности, тренинги- ассертиности или аффективно- целостного обучения, тренинги формирования жизненных навыков, интеграция в референтную среду);

Активизация личностных ресурсов (группы общения и личностною роста, Арт-терапия, консультирование) и др.

Рис. 1. Модель реализации социально-культурного регулирования девиантного поведения юношества в культурно-досуговой деятельности образовательного процесса

Психолого-педагогическое и социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности в досуговом образовательном процессе рассматривается нами с точки зрения двух направлений: психологической превенции (предупреждение и психопрофилактика) и психологической интервенции (преодоление, коррекция, реабилитация) [1-2]. Культуротворческие технологии регулирования девиантного поведения включают: технологии художественно-творческой деятельности (прикладные культуротворческие ремесленные технологии); технологии творческого развития юношества (организация «альтернативной деятельности» - организация досуга, вовлечение юношей и девушек в спортивные секции; организация работы творческих и трудовые мастерских; внедрение программ «специфической позитивной активности» -видов досуга с элементами контролируемой опасности и преодоления трудностей (походов, тренингов-испытаний), самодеятельное искусство, вечера отдыха, творческие лаборатории, студии, мастерские, любительские объединения центры эстетического воспитания и другие формы) - направлены на восстановление сил личности, развитие её творческих способностей, формирование её духовной сферы, культуры чувств, развитие познавательных сторон личности, на её оздоровление и используются как реабилитационные технологии.

Образовательный процесс рассматривается как единый процесс физического, психологического, духовного и культурного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные и культурные эталоны. В процессе образования человек осваивает культурные ценности. Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. Дидактическое понятие культуры - обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

Социально-культурная технология, являясь частью социально-педагогической деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться через компоненты, включающие целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, а так же оценку результатов деятельности. Социальнокультурная технология предполагает элементы социальной и педагогической технологии, рассматривается как целостный социально-педагогический процесс, включающий: обучение, социальное образование, социальное воспитание, социальное управление [7]. Социально-педагогическая образовательная деятельность, направленная на социокультурное регулирование девиантного поведения, имеет следующую направленность:

1. Социально-педагогическая профилактика явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической, которая предшествует девиантному поведению), рассматриваемую нами как систему организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждений или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающий социальные отклонения негативного характера в поведении юношей.

2. Повышение уровня социальной адаптации (через восстановление её механизмов в образовательном и воспитательном процессе) юношества, как психологического механизма развития личности, с помощью которого происходит активное приспособление индивида к определенным условиям, нормам, ценностям социальной среды.

3. Социально-педагогическая коррекция, целью которой является компенсация недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализация и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизация познавательной деятельности, социально-трудовая адаптация. Сюда же можно отнести психологическую коррекцию как деятельность, направленную на исправление (корректи-

ровку) тех особенностей психологического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальной норме. Психолого-педагогическая коррекция - это совокупность психолого-педагогических воздействий на личность педагогически запущенной личности с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности, самосознания.

4. Социально-педагогическая ресоциализация направлена на лиц с различными видами дезадаптации и отклоняющимся поведением с целью восстановления их социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков, переориентация их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды.

5. Социально-педагогическая реабилитация, как система мер, направлена на восстановление разрушенных или утраченных подростком и юношей связей, вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функции организма (дети-инвалиды), изменение социального статуса ребенка (сирота) и отклоняющегося поведения ребенка (ребенок-беспризорник, ребенок-девиант, ребенок-правонарушитель и т.д.).

Модель социокультурного регулирования девиантного поведения включает в себя цель, задачи, функции и принципы социально-культурной деятельности. Так, диагностический блок выявляет слабое звено в механизмах социокультурной адаптации подростка, которое в дальнейшем будет подвергаться психолого-педагогической коррекции. Диагностика нарушений социального функционирования, выявление причин этих нарушений определяет социальную и психологопедагогическую (превенцию и интервенцию) помощь (регулирование) девиантного поведения в досуговом образовательном процессе. Реализация модели предполагает согласованность всей совокупности основополагающих элементов в образовательном процессе: изучение и анализ психологопедагогических технологий коррекции, профилактики девиантного поведения и их эффективности в образовательном процессе; определение целей, педагогических задач, методов, типов, стилей, организационно-педагогических условий, средств, содержания деятельности всех всех участников пси-холого-педагогического процесса, опытно-экспериментальная проверка их эффективности в регулировании девиантного поведения и анализ полученных результатов. Механизмами реализации социокультурного регулирования девиантного поведения в образовательном процессе являются (рис. 1).

1. Учебно-воспитательная и досуговая деятельность в образовательном процессе (обучающем, воспитательном, общеразвивающем, досуговом) , как основа систематизации подхода организационно-педагогических условий;

2. Педагогическое внедрение методов, видов и форм в технологии профилактики, коррекции и реабилитации девиантного поведения в образовательном процессе;

3. Комплекс образовательных, коррекционных условий формирования самосознания, ценностного отношения к себе, нормативного поведения и здорового образа жизни, в психо-лого-педагогическом и социально-педагогическом процессе.

Это влечёт за собой формирование, развитие и коррекцию следующих адаптационных компонентов (механизмов) и развитие личностной и социальной зрелости:

• формирование ценностных ориентаций, направленности личности как ядра системы социально- психологической адаптации;

• развитие самосознания, Я-концепции личности;

• развитие интеллекта как элемента системы социальнопсихологической адаптации;

• развитие эмоционально-волевого элемента системы социально- психологической адаптации;

• развитие коммуникативных свойств личности;

• развитие аутентичности;

• развитие интернальности;

• развитие рефлексии и самопознания;

• развитие толерантности к неопределённости;

• развитие гибкости и нормативности поведения;

• формирование этнической сензитивности;

• формирование культурного потенциала личности.

Программа «Социокультурное регулирование девиантного поведения в образовательном процессе» - это целенаправленный психолого-педагогический процесс, способствующий развитию самосознания личности юношей и девушек, их духовному, психологическому и социальному саморазвитию, становлению, и ориентации на здоровый образ жизни. В основу реализации программы заложены разнообразные методы, типы, виды, стили, и формы обучения и воспитания в целостном образовательном процессе.

Проведено опытно-экспериментальное исследование, которое предполагало изучение влияния программы «Социокультурное регулирование девиантного поведения в образовательном процессе» на формирование и развитие самосознания и на восстановление функционирования нарушенных механизмов социально-психологической адаптации у молодёжи с девиантным поведением. Естественный эксперимент проводился в реальных для испытуемых условиях, где был введён экспериментальный фактор - программа «Социокультурное регулирование девиантного поведения».

Эксперимент проходил в два этапа. Констатирующий этап эксперимента, включающий психолого-педагогическую

Результаты диагностического исследования на этапе констатирующего эксперимента были подвергнуты корреляционному анализу, который подтвердил взаимосвязи между отдельными механизмами социально-психологической адаптации в экспериментальной и контрольной группах. Формиру-щий этап эксперимента позволил проверить эффективность влияния технологии «Социокультурное регулирование девиантного поведения в образовательном процессе» на развитие и коррекцию механизмов адаптации подростков и юношей с девиантным поведением и проверить основную гипотезу.

Реализация данного этапа эксперимента предполагала внедрение технологии в образовательный процесс через образовательные программы: «Основы социологии», «Основы психологии», «Психология отклоняющегося поведения», профилактические, консультативные и коррекционные виды деятельности, и проверку эффективности этой технологии через

диагностику, выявил нарушения в поведении и уровне сфор-мированности компонентов (механизмов) социальнопсихологической адаптации личности юношей и девушек с девиантным поведением и позволил выявить следующие особенности испытуемых:

1. низкий уровень самосознания и самоактуализации;

2. средний уровень креативности:

3. низкий уровень сформированности жизненных и личностных ценностей, направленности, активности;

4. средний уровень сформированности когнитивного механизма социально- психологической адаптации;

5. низкий уровень сформированности эмоциональноволевого механизма социально-психологической адаптации;

6. низкий уровень сформированности моральнонравственного механизма адаптации у испытуемых в экспериментальной группе и средний уровень сформированности этого механизма у испытуемых в контрольной группе;

7. низкий уровень сформированности коммуникативного механизма адаптации;

8. заниженная самооценка;

9. высокий уровень дезадаптации.

В целях наглядного представления информации и для внесения результатов в технологическую карту мы воспользовались следующей числовой шкалой: высокий уровень измеряемого показателя -3 балла; средний уровень - 2 балла; низкий уровень -1 балл (рис. 2).

повторную диагностику учащихся и студентов экспериментальной и контрольной групп.

Статистическая обработка полученных результатов, качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования, показал, что произошли достоверно значимые изменения в самосознании личности испытуемых, в отношении к познанию себя и окружающего мира: повысился уровень самосознания и самоактуализации; повысился уровень сформированности жизненных и личностных ценностей, направленности, активности; повысился уровень сформированности когнитивного механизма социальнопсихологической адаптации; повысился уровень сформированности эмоционально-волевого механизма социальнопсихологической адаптации; повысился уровень сформированности морально-нравственного механизма адаптации у испытуемых в экспериментальной группе; повысился уровень

Уровень сформированности механизмов адаптации у испытуемых в экспериментальной и контрольной группах на этапе констатирующего эксперимента

2,5 2 1 ,5 1

0,5

О

механизмы адаптации

□ Эксп. гр.

□ Контр. гр.

Рис. 2. Уровень сформированности механизмов адаптации

сформированности коммуникативного механизма адаптации; повысилась самооценка (рис.З). Полученные результаты позволяют считать предлагаемую технологию социокультурного регулирования девиантного поведения в образовательном процессе эффективной и оправданной.

Заключение. Социокультурное регулирование девиантного поведения в образовательном процессе - это целенаправленный психолого-педагогический процесс, способствующий развитию самосознания личности подростков и юношей, их

духовному, психологическому и социальному саморазвитию, становлению, и ориентации на здоровый образ жизни, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, самореализации. Экспериментально подтверждено эффективное влияние технологии «Социокультурное регулирование девиантного поведения в образовательном процессе» на развитие и коррекцию механизмов адаптации подростков и юношей с девиантным поведением.

EXS*V*"Var1"; LS Means Current effect: F(7, 1463)=7,3023, p=,00000 Effective hypothesis decomposition Vertical bars denote 0,95 confidence intervals

-o- EXS 1

EXS

2

Var1: 1

Var1: 2

Рис. 3. Изменения значений самосознания, ценностных ориентаций, самопринятия и отношения к познанию у участников эксперимента в контрольной экспериментальной группах после реализации программы

Библиографический список

1. Орлова,Т.Г. Регулирование девиантного поведения у дезадаптированных подростков в системе школьного образования // Мир науки, культуры, образования: Международный научный журнал. - Горно-Алтайск. - 2009. - №7(19).

2. Орлова, Т.Г. Социально-педагогический процесс в системе регулирования девиантного поведения // Мир науки, культуры, образования: Международный научный журнал. - Горно-Алтайск, февраль 2010-№1(20).

3. Киселёва, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004.

4. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы): учеб. пособие. - Барнаул: АГИИК, 2002.

5. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Социокультурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз. сб. науч. ст. / ред.-сост. В.В. Туев. - Кемерово: КемГАКИ, 2002.

6. Турбина, Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство развития социальной активности современных подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2007.

7. Брижатова, С.Б. Технология формирования региональных программ социокультурного развития в современной России: монография. -Барнаул: АГИИК, 2000.

Bibliography

1. Orlova,T.G. Regulation deviation behavior at desadaptation teenagers in school education system // The World of a science, culture, formation: the International scientific log. - G-Altajsk. - 2009. - № 7 (19).

2. Orlova,T.G. Socially process in regulation system deviation behavior // The World of a science, culture, formation: the International scientific log.

- G-Altajsk. - 2010. - № 1 (20).

3. Kiselyova, T.G. Welfare activity / T.G. Kiselyova, JU.D. Krasilnikov. - M.: МGUKI, 2004.

4. Pervushina, O.V. The Island of Century Welfare activity (theoretical bases): studies. The manual. - Barnaul: АGПK, 2002.

5. Tuev, V.V. Century of Century Welfare activity as concept (switching-on in discussion) // Sotsiokulturnaja activity: history, the theory, formation, practice: Interhigh school. The item / Red.-sost. V.V.Tuev. - Kemerovo: KemGAKI, 2002.

6. Turbina, T.A. Cultural activity as means of development of social activity of the modern teenagers. - SPb., 2007.

7. Brizhatova, S.B. Technology of formation of regional programs of welfare developments in the modern Russia: the monography. - Barnaul: АGIIK, 2000.

Article Submitted 19.01.11

З00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.