В. Д. Гатальский
Методология педагогической пропедевтики девиантного
поведения молодежи
Педагогическая пропедевтика девиантного поведения интегрирует теоретические знания и технологии, полученные в рамках социологических, медицинских и психологических исследований, педагогики образования и воспитания, теории социально-культурной деятельности. Объектом профилактической и коррекционной деятельности являются социально-педагогические паттерны («мишени» воздействия). Задачи пропедевтики: ограничение радиуса и спектра ненормативного поведения учащихся; устранение социальнокультурных и психологических предпосылок девиантного поведения; формирование здорового образа как ведущей ценности в структуре стиля жизни современной молодежи.
Educational propaedeutics deviant behavior integrates theoretically knowledge and technology obtained in the framework of sociological, metal-ditsinskih and psychological research, pedagogy, education, and inflammation of Tania, the theory of socio-cultural activities. The object of preventive classical and correctional activities are social and educational patterns («target» effects). Propaedeutics problem: limiting radius and the range of deviant behavior for students, the removal of sociocultural and psychological preconditions of deviant behavior, formation of the healthy as the leading value in the structure of the life style of present-day youth.
Ключевые слова: пропедевтика, девиантное поведение; «группы риска», культурно-образовательная среда; социализация; воспитание; профилактика; компенсация; самореализации личности.
Keywords: propaedeutics, deviant behavior, «at risk», cultural and educational environment, socialization, education, prevention, compensation, self-realization.
В последнее время происходит стремительное расширение спектра девиантного поведения молодежи. К очевидным химическим зависимостям (алкоголизм, наркомания) сегодня прибавился постоянно увеличивающийся список социокультурных девиаций и зависимостей, таких как игромания, интернет-зависимость, шопинг и другие. Предпринимаемые государством меры и реализуемые профилактические программы не обеспечивают существенного снижения социальных патологий. Более того, сохранение негативных тенденций в социальной, экономической и духовной сферах общества позволяет делать неблагоприятные прогнозы относительно дальнейшего роста социальных и личностных девиаций. Особенно неблагоприятная ситуация складывается в системе среднего профессионального образования: исследования фиксируют среди уча-
щихся профессиональных училищ и средних специальных учебных заведений максимально высокую «группа риска» (около 20% от общего числа учащихся, в то время как в школе среди старшеклассников «группа риска» - 6%.). При этом задача разработки эффективных педагогических методов профилактики и коррекции девиантного поведения остается одной из самых сложных как в методологическом, так и в технологическом плане.
Продуктивному решению данной проблемы препятствует современное состояние педагогического знания. Несмотря на значительный теоретический потенциал исследований проблемы девиации в рамках социологии, культурологии, права, философии, этики, мало изученным остаются вопросы, касающиеся социально-психологических причин подростковой девиации, специфики отклоняющегося поведения молодежи в условиях глобализирующегося мира. Одной из важнейших проблем превентивной педагогики является ее разрыв с огромным теоретическим и практическим багажом педагогической и клинической психологии, неспособность адаптировать эффективные социально-культурные практики воздействия на сознание и поведение личности, разработанные и апробированные в других областях деятельности. Современное педагогическое знание не успевает интегрировать результаты, полученные в рамках других гуманитарных наук, что способствует утрате его мировоззренческой целостности и ослаблению технологических возможностей. Крайне ослаблены концептуальные и смысловые связи между основными направлениями педагогики (коррекционной, превентивной, реабилитационной и т.д.). Отсутствуют исследования, посвященные разработке и адаптации эффективных социальных технологий, способных минимизировать пространство и факторы девиации подростков в условиях учебного заведения.
В сложившейся ситуации возникает необходимость разработки целостной системы педагогической пропедевтики, способной интегрировать знания, полученные в рамках различных наук гуманитарного профиля (и прежде всего в педагогике, психологии, социологии, культурологи), востребовать актуальные социально-культурные технологии, разработанные в других областях и сферах социальной практики, комплексно решать проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения. При этом проблему ненормативного и зависимого поведения следует рассматривать комплексно - как в социально-культурном, так и в личностном плане. В методологии педагогической пропедевтики общим для этих двух уровней является феномен культурно-образовательной среды, выступающей для учащегося, с одной стороны, важнейшей сферой социализации и самореализации личности, с другой стороны, пространством экспансии ненормативного поведения (девиантное поведение можно рас-
сматривать как результат «социальной инфекции», распространение которой происходит внутри социальных групп)1.
Особую роль здесь могут сыграть социально и личностноориентированные технологии, способные минимизировать воздействие деструктивных факторов и создать благоприятные условия для социализации и самореализации личности. В рамках педагогической пропедевтики для выработки эффективных мер воздействия на учащуюся молодежь необходимо: комплексное изучение сущности, специфики и областей проявления девиантного поведения современной молодежи; исследование особенностей подростковой девиации, обусловленных воспитанием в семье, личностными характеристиками, социально-психологическими условия социализации в неформальной группе; разработка методологических основ профилактической деятельности; адаптация сложившихся в других областях практики эффективных социальных технологий влияния на сознание и поведение личности.
Объективными факторами актуальности проблемы разработки методологии и технологической базы педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи являются: рост количества и расширение спектра деструктивных и зависимых форм девиантного поведения, омоложение и феминизация социальной базы девиации; утрата мировоззренческой целостности педагогики и сужение спектра эффективных практик воздействия на сознание и поведение личности; слабая включенность результатов современного гуманитарного знания в современный методологический и технологический арсенал педагогики; неразработанность методологических и технологических основ профилактики девиации в рамках педагогического знания; отсутствие в современном педагогическом знании эффективных социально-культурных технологий профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, адаптированных к специфике образовательных учреждений и соответствующих масштабу и глубине проблемы.
Базовыми социально-культурными и психологическими предпосылками и факторами девиантного поведения, находящимися в зоне педагогической компетенции, выступают: а) изменения в системе ценностей и образе жизни, вызванные общекультурными тенденциями: изменение в обществе ценностей по оси «индивидуализм-коллективизм» в сторону большего индивидуализма; социально-культурная аномия, формирующая опыт переживания вседозволенности, «избыточности» возможностей удовлетворения потребностей в ситуации отсутствия всяческих помех и препятствий; утрата ответственности как определяющей нравственной детерминанты, готовности и способности к самостоятельному и морально
1 Это хорошо видно на примере распространения наркотической зависимости -изолированное существование наркомана в среде невозможно, рано или поздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков. - См.: Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2000. - С.34.
95
вменяемому поведению; б) специфическая группа психологических качеств личности, препятствующих позитивной социализации; психологическая неготовность своевременно разрешать актуальные проблемы, возникающие в значимом социальном окружении и внутреннем мире личности; в) обостренные проблемы личностной идентичности - антикультурные формы молодежной активности выступают в качестве компенсаторного и адаптивно-психологического механизма, в рамках котокоторого социально неконкурентоспособная молодежь дистанцируется от общества, вырабатывая нетрадиционные для социума ценности и формы самореализации, принимая деструктивные модели и формы поведения; г) негативное влияние социальной среды, ближайшего социального окружения.
Методология педагогической пропедевтики, детерминированная остротой проблемного поля, должна основываться на междисциплинарном подходе, принципах дополнительности, позволяющих синтезировать различные концепции и теории на базе теоретической парадигмы девиантного поведения. Ее «кирпичиками» могут стать: концепция средовой обусловленности сознания и поведения личности (Л.С.Выготский); концепции ненормативного поведения как формы психологической защиты личности; фундаментальные положения психологической теории деятельности; принципы дифференциальной психодиагностики и психологической коррекции как информационно-аналитической основы педагогического процесса; личностно-центрированная психология, опирающаяся на процесс переживания; антропосоциоцентрический подход, исповедующий системное видение личности учащегося с учетом его социального положения, психологических особенностей, характера личностных проблем и отрицательного опыта социализации.
Профилактика и коррекция девиантного поведения учащейся молодежи в образовательном учреждении может быть эффективной при условии выработки единой методологии педагогической пропедевтики, способной востребовать и интегрировать потенциал педагогической мысли, ресурсы современного гуманитарного знания, инструментарий эффективных социально-культурных технологий, сформировавшихся вне педагогической практики.
Выработка единой методологии профилактики и коррекции ненормативного поведения учащейся молодежи позволит сформировать эффективную систему педагогических технологий, способных осуществлять оптимизацию культурно-образовательной среды как главного пространства социализации и самореализации личности учащегося. Для расширения технологической базы необходима адаптация к специфике и задачам педагогической пропедевтики социальных технологий, отработанных в системе маркетинга, рекламы, информационных коммуникаций.
В исследовании девиантного поведения до сегодняшнего времени доминирует социологическая линия в трактовке девиации, которая получила развитие в теориях аномии и социальной дезорганизации
(Э.Дюркгейм, Р.Мертон, Т.Парсонс, П.Сорокин, У.Томас), культурологических концепциях (Р.Клауорд, П.Миллер, Л. Оулин, Э.Сатерленд, Т.Селлин), в области социальной конфликтологии (Р.Квинни, Л.Козер, О.Турк)1. Общая теория девиантности и социального контроля исследована Я.И.Гилинским, Т.В.Шипуновой; криминологическое направление отклоняющегося поведения изучалось Д.М.Овсянниковым, А.М.Шариповым; проблемы наркотизации молодежной субкультуры рассматривались Ю.Ю.Комлевым, А.Л.Салагаевым; девиантогенный потенциал ценностномировоззренческих установок различных социальных групп в современной России изучали А.В.Маркин, Т.А.Хагуров2.
Несмотря на теоретический потенциал указанных исследований, мало изученным остаются вопросы, касающиеся социально-
психологических причин подростковой девиации, специфики отклоняющегося поведения молодежи в условиях глобализирующегося мира. Нет исследований, посвященных разработке и адаптации эффективных социальных технологий, способных минимизировать зону девиации подростков в условиях учебного заведения. Кроме того, назрела необходимость творческого осмысления результатов исследований проблем девиации, полученных в рамках специализированных областей знания, и прежде всего социологического, культурологического, психологического и медицинского. В рамках методологии педагогической пропедевтики необходимо: переосмыслить результаты исследований,
выполненных в иной социокультурной ситуации; скорректировать сформулированные на их основе рекомендации, идеологическая ангажированность которых снижает эффективность и возможности их
использования в современной педагогической практике, погруженной в принципиально новый социокультурный контекст; адаптировать к специфике деятельности образовательного учреждения наработанный в иных областях практики социально-культурных инструментарий воздействия на сознание и поведение личности.
Педагогическая пропедевтика зависимого поведения в образовательном учреждении - это интеграционная концепция профилактики и
1 См.: Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. - М., 2003; Тард Г. Законы подражания. - СПб, 1992; Тард Г. Молодые преступники. - СПб., 1899; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1995; Дюркгейм Э. Самоубийство. - СПб : Изд-во «Союз», 1998; Мертон Р. Социальная структура и аномия. - // Социология преступности. - М., 1966; Парсонс Т. О структуре социального действия. -М.: Академический Проект, 2000.
2 См. работы: Девиантное поведение: методология и методика исследования. -М., 2004; Комлев Ю.Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростковомолодежной среды. - Казань, 2005; Позднякова М.Е. Социальные и психологические предпосылки наркотизации // Россия: трансформирующееся общество. - М., 2001; Ко-робкина З.В., Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи.- М., 2002; Шереги Ф.Э. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. - М., 2001; Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. - СПб, 2003.
97
коррекции девиантного поведения учащей молодежи, которая рассматривает личность с зависимым поведением как носителя целостного жизненного мира, в структуру которого встроен определенный симптом «критических ситуаций». Она исповедует сопереживающую (деятельно-участную) позицию педагога, его деятельную включенность в судьбу учащегося, выстраивает диалог на основе понимания и сопереживания проблемам и ожиданиям субъекта и постоянной рефлексии совместного опыта взаимодействия.
В технологическом плане педагогическая пропедевтика представляет целостную социально-психологическую практику, культурнодеятельностную и духовную активность педагога, направленную на оптимизацию культурно-образовательной среды, понимание и продуктивное решение проблем учащихся, провоцирующих девиантное поведение, минимизацию неблагоприятных внешних воздействий и деструктивных факторов внешней среды.
Приоритетами педагогической пропедевтики являются: сокращение «зоны риска» зависимого поведения учащейся молодежи путем минимизации социально-психологических факторов формирования зависимого поведения; оптимизация культурно-образовательной среды, которая для учащегося является основной сферой жизнедеятельности; корректировка ценностно-нормативной модели личности, формирование социальной направленности и конструктивных межличностных коммуникаций в процессе проектирования общественно-значимых акций; компенсация и коррекция психологических качеств, определяющих предрасположенность к девиантному поведению и способствующих формированию ненормативной и девиантной активности; оснащение личности способами и приемами сохранения социально-нормативных параметров стиля жизни и техникой «духовной безопасности» в условиях провоцирующей среды и в ситуации воздействия неблагоприятных факторов социальной и психологической природы; защита от влияния внешних провоцирующих факторов.
В качестве критериев личностного развития, препятствующих формированию зависимых форм девиантного поведения, можно рассматривать:
1) нравственную направленность личности, фиксируемую характером ценностных ориентаций, наличием интереса к морально-этическим проблемам, способностью к этико-педагогической рефлексии;
2) социально ориентированный тип коммуникации, который на личностно-психологическом уровне обеспечивается экстернальной направленностью сознания, эмпатией, эмоциональной отзывчивостью, «резонансностью» по отношению к чужой боли, а на поведенческом уровне проявляется в форме деятельной включенности в решение проблем других;
3) личностную ответственность за свое настоящее и будущее, готовность и способность к самостоятельному и морально вменяемому поведению;
4) социально-культурную и психологическую идентичность - способность личности осознанно действовать в рамках основного репертуара социальных ролей, удерживать на разных жизненных этапах целостный образ своего «я», эффективно разрешая возникающие личностные проблемы.
Объектом профилактической и коррекционной деятельности выступают ключевые социально-педагогические паттерны («мишени» воздействия), а именно: а) проблемные области культурно-образовательной среды жизнедеятельности учащегося, провоцирующие девиантное поведение; б) система ценностей и психологических черт личности, детерминирующая различные формы зависимого поведения; в) критические проблемные ситуации, выражающиеся в невозможности осуществить основные жизненные программы и ведущие к утрате смысла жизни.
В системе педагогической пропедевтики особую роль играет социально-культурная деятельность учащейся молодежи как ведущее средство оптимизации культурно-образовательной среды. Педагогическое значение социально-культурной деятельности существенно возрастает в ситуации сокращения культуротворческих ресурсов учебнообразовательной деятельности, усиления деструктивного влияния социальной среды и частичной аномии традиционных институтов социализации. Воспитательные ресурсы социально-культурной деятельности определяются ее инициативным и свободным характером, способным активизировать и максимально востребовать личностный потенциал; комплексной природой, способностью оптимизировать условия личностного становления и развития в единстве социализации, инкультурации и самореализации личности. Социально-культурная деятельность, функционально и содержательно дополняя и расширяя пространство развития личности в рамках образовательных институтов и семейной среды, оптимизирует совокупные условия социальной адаптации, культурной интеграции и личностной самореализации.
Опыт профилактической работы позволяет автору сформулировать условия реализации профилактического потенциала культурнообразовательной среды:
- обеспечение информационной и социально-психологической безопасности жизнедеятельности учащихся: корректировка ценностных ориентаций и оснащение учащихся позитивными практиками самоопределения; освоение социальных технологий и навыков успешной адаптации в условиях агрессивной информационной среды и негативных воздействий социума; минимизация социально-психологических причин и факторов агрессивного поведения учащихся;
- тренинг коммуникативной компетентности: формирование коммуникативной компетентности и оптимизация социально-психологической
среды жизнедеятельности учащихся с целью профилактики поведенческих девиаций; освоение эффективных навыков диалога, позволяющих адаптироваться в условиях коллектива группы и колледжа в целом;
- активизация социально-значимой деятельности учащихся в досуговом объединении: формирование социальной направленности и развитие проектных качеств личности; освоение технологий в сфере социального проектирования (в частности, использование таких социально-культурные технологий как референтация, проблематизация, позиционирование, символизация, организация социальных акций по методу «флешмоб»);
- оптимизация внутренней среды личностного развития (индивидуальные консультации с целью коррекции психологических особенностей учащихся «группы риска»); индивидуальное проектирование жизненных стратегий - цели и ведущие мотивы образования, типы карьеры и профессионального роста, варианты семейного самоопределения; рекомендации по формам оптимального досуга (информация о возможных рисках разных способов отдыха и удовлетворения желаний);
- реализация педагогического потенциала общегуманитарных дисциплин как средства духовно-нравственного развития личности учащихся (корректировка тематики курсов, разработка системы модульных содержательных и коммуникативно-диалоговых инсталляций в предметы социально-гуманитарного цикла).
Комплексная педагогическая методология пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи синтезирует теоретические основы деви-антологии, превентивной педагогики и теории социально-культурной деятельности, интегрирует и востребует результаты социальнопедагогических, психологических и клинических исследований различных форм девиации и аддикции; заимствует и адаптирует различные социально-культурные технологий: методы воздействия на сознание и поведение, отработанные в сфере массовых коммуникаций; психотерапевтические практики, единой методологической базой которых выступает «участная» позиция педагога, его глубинное сопереживание проблемам воспитанника; технологии оптимизации процесса социализации, инкультурации и самореализации личности, наработанные в рамках теории и методики социально-культурной деятельности.