Научная статья на тему 'Педагогический университет: научные исследования (к 70-летию Омского педагогического университета)'

Педагогический университет: научные исследования (к 70-летию Омского педагогического университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федяев Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический университет: научные исследования (к 70-летию Омского педагогического университета)»

ЮБИЛЕИ | И ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ

I

д м федяев ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Омский государственный УНИВЕРСИТЕТ* НАУЧНЫЕ

педагогический университет

ИССЛЕДОВАНИЯ (К 70-ЛЕТИЮ ОМСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА}

В августе 1925 года ВЦИК РСФСР принял постановление «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети». В 1932 г в стране было открыто 17 педагогических институтов. Среди них - Омский педагогический. Для подготовки к его открытию Наркомпрос РСФСР назначил своего уполномоченного-Александра I Сергеевича Сливко, который затем и стал первым | директором института. Прием студентов был произведен ; на отделения языка и литературы, физико-математическое, биолого-химическое. Всего было принято 120 человек, которых обучали 22 преподавателя. Ввиду I острой нехватки учителей с высшим образованием первый набор в институт проводился без вступительных экзаменов. Как правило, принимались работающие учителя

I

со средним образованием по направлению районных отделов народного образования, райкомов профсоюза и райкомов комсомола. Окончательное решение о зачислении приемная комиссия выносила в результате собеседования с поступающим. В послевоенные годы начали формироваться первые самостоятельные научные направления. В 1967 году была открыта аспирантура по истории. В 1993 году Омский педагогический институт был преобразован в педагогический университет (ОмГПУ).

В настоящее время в Омском государственном педагогическом университете имеется аспирантура, включающая 29 специальностей, докторантура (6 специальностей), работают диссертационные советы по следующим научным специальностям:

Д 212.177.01 -Теория и методика обучения и воспитания (информатика);

- Теория и методика обучения и воспитания (математика);

Д 212.177.02 - Общая педагогика, история педагогики и образования;

- Теория и методика профессионального образования;

Д 212. 177.03 - Онтология и теория познания,

- Религиоведение, философская антропология, философия культуры;

Д 212.117.04 - Отечественная история (Региональный совет на базе педагогического университета с участием Омского государственного университета).

К212.177.01 -Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство).

Ректор профессор К. А. Чурким.

Омский педуниверситет входит в региональный диссертационный совет

ДМ212.178.08 -Социальная философия (на базе Омского государственного технического университета).

В вузе сложились признанные научные коллективы по ряду научных направлений.

Философия. Формирование коллектива началось в 70-е годы под руководством доктора философских наук, профессора Л.И. Чинаковой в ходе работы над

коллективной темой «Вопросы детерминации социальных явлений». Разработка темы потребовала выхода за пределы диалектики производительных сил и производственных отношений, осмысления взаимодействия разнородных факторов, способствующих социальной эволюции. Развитием избранного направления стало исследование феномена техники как отношения человека к миру, статуса естественных и технических наук в системе культуры. В настоящее время научный коллектив под руководством доктора философских наук, профессора С.Ф. Денисова работает над проблемой человека в контексте повседневной жизни, исследует различные аспекты культуры.

Опубликован ряд тематических сборников, ряд монографий, статей в академических изданиях, защищены кандидатские и докторские диссертации. Две из них -впервые в истории вуза - подготовлены в докторантуре нашего университета и защищены в собственном диссертационном совете. Неоднократно выигрывались гранты Министерства образования РФ по фундаментальным исследованиям. Одним из результатов работы коллектива стало открытие в ОмГПУ философского факультета.

Информатизация в системе образования. Интенсивные научные исследования в области теории и методики обучения информатике и информационным технологиям ведутся в нашем вузе с 80-х годов. Основателем научной школы является доктор педагогических наук, профессор М П. Лапчик. В 1986 году в аспирантуре ОмГПУ открыта специальность 13.00.02 - Методика преподавания информатики. ОмГПУ является одним из вузов, на базе которых строится работа Научно-методического совета Учебно-методического объединения педагогических вузов РФ. Коллектив ученых-педагогов ОмГПУ в рамках деятельности УМО принял участие в разработке стандартов образования и методических рекомендаций по их реализации в учебных планах педвузов. В течение 80-х годов под руководством М.П. Лапчика на базе

В зале заседаний диссертационных советов.

Фольклорный центр начинает работу. Профессор Т. Г. Леонова.

! педуниверситета был выполнен ряд крупных опытно! экспериментальных программ, обеспечивших | впоследствии введение профильной специальности | «Информатика» в систему высшего педагогического образования, а также введение компонентов информатики \ и НИТО в учебные планы подготовки учителей всех | специальностей Результаты исследований научного коллектива были актуализированы в ходе разработки ; первого поколения стандартов высшего педагогического I образования. С 1984 года в ОмГП'У начался регулярный | выпуск сборника «Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении. С 2001 года он выходит под названием «Математика и информатика: наука и образование». Защищены кандидатские и. докторские диссертации, неоднократно выигрывались гранты различного уровня. В 2002 году под эгидой Минобразования РФ при поддержке Главного управления образования Омской области при ОмГПУ создан центр «Интел» для оказания помощи в освоении информационных технологий работниками системы образования. К настоящему моменту в центре обучено более 400 педагогов. I Отечественная история. Научный коллектив начал | складываться в 60-е годы усилиями кандидатов исторических наук А. К Касьяна и Н.Н. Новикова. Научные исследования А К. Касьяна впоследствии во многом определили тематику исследований сектора истории крестьянства и сельского хозяйства Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР ( Новосибирск). Н Н. Новиков стал одним из авторов капитальных трудов по отечественной истории, в том числе многотомной «Истории Сибири». Ученые-историки ОмГПУ работали в тесном сотрудничестве с коллегами из технического университета Когда в нашем городе был создан Государственный (классический) университет, началось формирование единой научной школы, ориентированной, прежде всего, на исследование ! Сибирских модификаций российских-общественно-3 политических процессов восемнадцатого-двадцатого

столетий. Ее основоположником был доктор исторических наук, профессор В.М. Самосудов, а признанным лидером сегодня является доктор исторических наук, профессор В.Н. Худяков. Издан ряд капитальных трудов, защищаются кандидатские и докторские диссертации.

Фольклористика. Коллектив начал складываться в 60-е годы под руководством доктора филологических наук, профессора Т.Г. Леоновой. В 1991 году приказом Государственного комитета РФ по народному образованию на базе ОмГПУ создан Сибирский региональный вузовский центр по фольклору. Центр не дублирует другие научные объединений подобного рода. Основанием его уникальности является избранное направление работы: комплексное изучение народной культуры. Поставленная задача позволила органично объединить предс+авителей различных областей нэуки: филологов-фольклористов, этномузыковедов, этнографов, историков, культурологов. Работа центра разворащрается по следующим основным направлениям^ русский фольклор; фольклорно-литературные связи с выходом из русского материала в иноязычный фольклор; народная культура аборигенов Сибири и других этносов, живущих за Уралом в настоящее время; проблемы преподавания фольклорно-этнографических дисциплин в учебных заведениях разного типа; вопросы пропаганды народной культуры и др

По инициативе и под руководством центра ежегодно проводятся научно-практические семинары по народной культуре Сибири и Дальнего Востока. Неоднократно выигрывались гранты РГНФ. Защищаются диссертации. Ряд академических изданий вышел в свет под редакцией Т.Г. Леоновой.

Геоинформатика. Основателем научного коллектива является доктор физико-математических наук, профессор П.П. Бобров, Его формирование началось в середине 70-х годов, когда началось выполнение хоздоговорных исследований в области сверхвысокочастотного дистанционного зондирования природных образований по заказу Института космических исследований АН СССР. Вначале создавались радиометрические приемники для дистанционного зондирования океана. С середины 80-х годов начались исследования по СВЧ радиометрическому зондированию обрабатываемых почв. В эти годы резко возрос объем выполняемых разработок. В числе заказчиков кроме ИКИ АН СССР были: Институт радиотехники и электроники АН СССР, Московский институт теплотехники, омские предприятия и НИИ. Натурные исследования включали работу с автомобильных установок, а также с борта самолета-лаборатории АН СССР. В 1989 году состоялась совместная экспедиция ученых ОмГПИ и Московского института теплотехники по исследованию прочностных и излучательных свойств фунтов Алтайского края. Были получены значительные научные результаты в области изучения диэлектрических свойств связанной

П. П. Бобров (слева) в лаборатории дистанционного зондирования

влаги, отражательных и излучательных характеристик почв в диапазоне длин волн около 1 м. Они позволили создать методику обработки данных дистанционного зондирования, которая обеспечивает значительную точность определения влажности почв.

В настоящее время работа в области геоинформатики продолжается Результаты исследований публикуются в международной и центральной печати: в журналах «Радиотехника и электроника», «Исследования Земли из Космоса», «Радиотехника». Неоднократно выигрывались гранты МО РФ по фундаментальным исследованиям.

Педагогика. Формирование коллектива началось в конце 70-х гг. усилиями профессоров М.Н.Аплетаева и И.М.Чередова В 90-е годы учёныё-педагоги ОмГПУ внесли значительный вклад в разработку концепции многоуровневого высшего образования, отраженный в стандартах образования и других нормативных документах Лидером работы коллектива в этой области стал профессор В С Ямпольский

В последнее десятилетие работа в области педагогики разворачивается по целому ряду направлений под руководством доктора педагогических наук, профессора Н.В.Чекалевой. В эти годы была разработана концепция школы-гимназии как фактора стабильности развития села. В результате доктор пед. наук, проф. Н.В.Чекалева стала научным руководителем федеральной экспериментальной площадки "Нововаршавская гимназия", федеральным экспертом Министерства образования РФ по экспериментальным площадкам. Разработано содержательное наполнение государственного стандарта высшего профессионального образования (бакалавриат) по

педагогическим дисциплинам. Результаты апробированы на заседаниях УМО педвузов России (Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена), на всероссийских совещаниях заведующих кафедрами педагогики и психологии. В русле этого направления работы на базе Омского педуниверститета функционирует Сибирское региональное отделение НМС по базовому педагогическому образованию УМО педвузов России. Создана модель научно-методического обеспечения ГОС ВПО, которая была учтена при подготовке нового поколения стандартов (бакалавриат). Неоднократно выигрывались гранты различного уровня. Защищаются кандидатские и докторские диссертации.

Сказанное не исчерпывает всех направлений научной деятельности вуза. Значительные результаты получены в области алгебры, методики математики, русской литературы, биологии и др. В целях своевременной публикации результатов в вузе издаются научные ежегодники, в которых принимают участие ученые других вузов Омска, ряда регионов России, ближнего и дальнего зарубежья:

- Гуманитарные исследования;

- Гуманитарное знание: преемственность;

т Естественные науки и экология;

- Наука образования;

- Математика и информатика (наука и образование).

ФЕДЯЕВ Дмитрий Михайлович, доктор философских наук, профессор, проректор по НР.

Книжные новинки

Энциклопедия статистических публикаций Х-ХХ вв. Древняя Русь, Российская империя, Союз Советских Социалистических Республик, Российская Федерация: Справ.пособие: [Науч. изд. ]/ В.М. Симчера, В.А. Соколин, Е.А. Машихин, А.Ю. Шевяков; Госкомитет РФ по статистике, Российская Академия наук. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 991 е., 2000 экз.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В Зт.: [Науч.изд. ]/ В.О. Ключевский. -М.: ACT; Минск: Харвест, 2002. -3 т., 3000 экз.

Психология личности. В 2 т.: Учеб. пособие / Ред.-сост. Д.Я.Кайгородский. - 3-е изд., доп. -Самара: Бахрах-М, 2002. - 2 т., 6000 экз.

Распутин Г. Мои мысли и размышления. Житие опытного странника. Письма; Последнее пророчество Старца /Свидетельство О. Славина / Г. Распутин; Авт.-сост. О. Славин. - М.: «ВАГРИУС», 2001. - 125 е., 5000 экз.

Куринов A.B. Практикум по жилищному праву: Учеб.-метод пособие для вузов / А.Б. Куринов, П И. Седугин. - М.: Норма: Норма-Инфра, 2002. -419 е., 6000 экз.

Михайлов Ф.Н. Трудовое право: Курс лекций: [Учеб. изд.] /Ф.Н. Михайлов; Юридический ин-т МВД РФ. - М.: Книжный мир, 2002. - 47 е., 1500 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.